Текст воспроизведен по изданию: Давид Багратиони. История Грузии. Тб. Мецниереба. 1971 7 глава




Царь Давид, прекратив волнения абхазского народа, ни с кем не имел раздоров до самой своей кончины и иверцы, по претерпении жестоких утеснений от лютости сарацинов, находили счастье свое в его добродетелях.

§ 88.

По смерти Давида был поставлен царем в Иверии сын его Адранос. / 146r / При всех мирных свойствах, сей царь принужден был действовать оружием для укрощения мятежей, возникшим в Абхазии и потом проникших в Иверию. Князь абхазский Баграт, удалившийся в Константинополь, возвратился в Абхазию с греческими войсками, данными ему от императора Никифора, и с помощью оных победил и лишил жизни Адраноса, абхазского дукса, сына Ионы. Таким образом, усилившись в Абхазии и, вступив в союз с колхидским князем Нерсе 298, / 146v / он дерзнул неприятельски действовать против царя Адраноса, у которого надлежало ему быть в зависимости. [102] Мятежники Баграт и Нерсе, собрав Кавказские войска, овладели Имеретией, потом перешли чрез горы, отделяющие сию страну от Иверии, и на реке Куре вступили в сражение с царем Адраносом. Но потерпели поражение от иверцев и князь Нерсе был уловлен в плен и убит.

В сии времена Азия испытала могущество калифа Аорона-аль-Рашида. Сей повелитель / 147r / столь многих народов, вступив в Каппадокию, овладел городом Тианом, победил греков, утеснил осадою Ираклию и принудил греческого императора купить мир за великое количество золота.

Устроив все азийские народы, Аарон-аль-Рашид разделил владения свои детям своим. Старшему сыну своему Амину он отдал Сирию, Ирак 299, Аравию, Египет, Месопотамию и Мидию; второй — Монин или Амин — получил в управление Персию, Караманию и Хоразан; третьего — Казана он сделал / 147v / обладателем Армении, Черкезии 300 и других Кавказских областей.

Жестокие бедствия претерпели армяне и иверцы от Амира Араба, посланного от Казани генерал-губернатором к сим народам. Опустошив Армению, Амир пришел с войсками 301 в Тифлис, овладел крепостями Бочормою и У[д]жармою, построенными на реке Ире, поставил в Кахетии дуксом князя Кирьяна, обратился в Саатабаго, опустошил сию область, взял приступом крепость Квели и предал мучени / 148r / ческой смерти за веру иверского князя Михаила, Гоброном называемого, и сто тридцать благородных. Грузинская церковь празднует память сих страдальцев в 17 день ноября месяца.

В таких смятениях протекло время царствования Адраноса, коего преемником был сын его Сумбат.

§ 89.

Мужество и благоразумие были свойствами царя Сумбата. Между тем, как сарацины производили войну с греческим императором Феофилом, царь Сумбат привел в устройство внутреннее / 148v / состояние Иверии. А как сарацины ослабели в местах, прилежащих к Армении, то он предпринял покорить некоторую часть сей страны. Его намерения исполнены [были] утешно и, по вступлении в Армению, он овладел городом Аною. Но во время его отсутствия дукс абхазский Георгий произвел возмущения в недрах Иверии. Усмотрев, что царь находится в отдаленности от своих владений, он умыслил поработить Карталию и Кахетию и утеснить кахетинского дукса [103] Квирика, ибо сей со возможными / 149r / своими силами не мог воспротивиться сему неприятелю, и мятежи распространились во всей Иверии.

Царь Сумбат немедленно оставил Армению и, возвратясь, прекратил возмущения в своих владениях. Он до кончины своей управлял Ивериею бодрственно и правосудно и сие самое почитал основанием народного счастия.

§ 90.

По смерти Сумбата возведен на престол сын его Баграт. Иверцы называют сего царя Глупым. Неизвестно, безрассудные ли предприятия или постыдная не / 149v / деятельность доставили ему сие отличное наименование.

Царь Баграт, устрашась сарацинов, оставил притязания свои на завоевания, учиненные отцом его в Армении. Однако сим поступком он не заслуживает порицания, ибо сарацины, рассеяв тогда войска императора Феофила, усилились, как прежде, в местах близких 302 к Армении.

Может быть, Баграт не был столько мужествен и неустрашим, как отец его Сумбат, но грузинские летописцы приписывают ему особенно склонность к экономии.

/ 150r / § 91.

По смерти Баграта царствовал в Иверии внук его Баграт. Хотя преемником престола быть имел законное право сын его Гурген, но сей принужден был уступить корону своему сыну. Связи родства с абхазским 303 дуксом Георгием были причиною такой перемены в наследии царства. Народы, живущие в Абхазии и Колхиде, часто производили возмущения против иверских царей и, узнав о смерти царя Баграта, объявили сыну его Гургену, что они не будут ему повиноваться, / 150v / если он примет иверский престол. И единственным средством к прекращению раздоров представили то, чтоб он уступил корону сыну своему Баграту, который был племянником абхазского дукса Георгия. Лестно было Гургену быть царем и по законным правам, но он предпочел спокойствие народов своему возвышению, — отрекся от престола, признал царем сына своего Баграта и, во время его малолетства управлял Ивериею кротко и правосудно.

По смерти отца своего / 151r / Баграт вступил сам в правление своими владениями и наказал кахетинского дукса Давида, который по безрассудному своему упорству не хотел отдать [104] царю одной крепости. Неусыпные старания царя Баграта о благе своих подданных привели Иверию в цветущее состояние. Увидев богатство и силы своего народа, он предпринял овладеть Армениею. Под его предводительством многочисленные иверские войска приступили к пределам сей страны. Но узнав, что греческий император Михаил, Феофилов сын, побежден сарацинами, / 151v / царь Баграт оставил 304 свои предприятия и возвратился в Иверию для защищения собственных своих владений, если сарацины обратятся к прежним своим насилиям, какими многократно была обременяема Иверия.

Ранский дукс Фадлон, по мечтательным своим видам, отрекся быть у него в зависимости, но за дерзость свою понес достойное наказание. Мужеством, благоразумием и прозорливостию царя Баграта столько возвысились силы иверского народа, что все страны, лежащие между Черным и Каспийским морями / 152r / во времена его присовокупились к Иверскому царству. Распространив и устроив свои владения, царь Баграт скончался, по исполнении намерений, принятых им о утверждении счастья своих подданных.

§ 92.

Посреди сего благоденствия иверцы возвели на престол Георгия, Багратова сына. Царь Георгий имел пред глазами своими пример добродетелей отца своего и, следуя оному, начал управлять Ивериею безмятежно. Но раздоры сарацинов с греками вовлекли его в возмущения, которых он не мог / 152v / избегнуть при миролюбивых своих намерениях. Между калифом Магомедом 305 и императором Василием воспламенилась война. К умножению сил своих, император обратился к царю Георгию с убеждениями, чтоб он вступил в неприятельские действия с сарацинами. Сколько ни были противны иверцам сии возмутители 306 Азии, однако царь Георгий не согласился содействовать грекам, предпочитая сомнительным выгодам от народных раздоров мирное состояние своих подданных. Император Василий, / 153r / преодолев сарацинов, изгнал их из восточных своих провинций и освободил Армению от жестокого порабощения, в какое сия страна была повержена насилиями последователей Магомеда. Потом, раздраженный отказом царя Георгия, приступил к пределам Иверии, в намерении сделать сию страну жертвою своего гнева. [105]

Дабы воспрепятствовать грекам, царь Георгий немедленно собрал войска и в первом сражении рассеял неприятелей.

Но когда сам император обратился против его со всеми / 153v / своими силами, тогда царь Георгий, усмотрев себя окруженным многочисленностью греков, принужден был отступить и претерпел поражение от императора в Триалете. После такой потери иверцы страшились жестоких утеснений от раздраженных греков. Но император преклонился к заключению мира и вышел из Иверии с войсками, взяв в заложники царского сына Баграта, которого он возвратил через два года. Во времена царя Георгия князь кахетинский / 154r / Ил[л]арион Вачна[д]зе прославился святостью дел своих и чудотворениями. Исполненный ревностнейшим благочестием, сей муж удалился из своего отечества в Иерусалим, а из сего града перешел в Афонские горы, а потом в Фессалоник, где и скончался по святом совершении поприща своей добродетельной жизни. По повелению императора Василия, как повествуется в Житии грузинских святых, тело благочестивого Ил[л]ариона перенесено в Константинополь и на том / 154v / месте, где оно поставлено, сооружен был монастырь, называемый Романом. Грузинская церковь празднует память сего святого в 19 день ноября месяца.

Мирное царствование Георгия возмущено было необузданностью некоторых Саатабегских 307 вельмож, которые, удалившись к императору Константину Багрянородному, ухищрениями своими домогались того, чтоб низвергнуть Георгия с престола. Император, по внушениям окружавших его, дал / 155r / мятежникам войска. Прибыв в Иверию, возмутители спокойствия своего отечества овладели с помощию греков Саатабегом и Триалетом и дошли до Калдекнарии, отстоящего на 80 верст от Тифлиса. В то время царь Георгий был уже обременен старостью. Однако он нимало не устрашился неприятелей, собрал войска, принял начальство над оными сам, победил греков и изгнал их из Иверии. Мятежники исчезли и бодрственностию царя восстановлены [были] тишина и спокойствие.

/ 155v / Скоро после сего последовала кончина царя Георгия и сын его Баграт возведен [был] на престол Иверии.

§ 93.

Греческий император Никифор Фока, начав войну против сарацинов, призвал царя Баграта и армян в содействие к обузданию врагов христианства. С помощью сих союзников, [106] император, во многих сражениях победив калифа Мотти, стеснил сарацинов. Война окончена 308 [была] по произволению победителей и царь / 156r / Баграт с великими добычами, к которым присовокуплены были многочисленные дары от императора, возвратился в свои владения. Но во время его отсутствия дукс ган[д]зинский Падлон произвел возмущение внутри Иверии. Сколь ни были велики ухищрения сего мятежника, но царь Баграт в скором времени укротил волнения обольщенных Падлоном и, приведя все в благоустройство, управлял Ивериею кротко и правосудно.

При всей благонамерен / 156v / ности, каковую усматривали в делах царя Баграта, император Роман, которого грузинские летописатели называют, Аргиропулом, показал себя против его крайне раздраженным. Дабы предотвратить 309 пагубные следствия сего гнева, царь Баграт послал в Константинополь мать свою, царицу Марию 310. Император принял ее благосклонно, по ее просьбам, вступил в мирные сношения с царем Багратом и отдал ему в супружество племянницу / 157r / свою Елену, как повествуют Греческие хронографы.

Чрез два года скончалась царица Елена и царь Баграт вступил в брак с Бореною, осетинскою княжною, от которой родившийся сын Георгий был преемникам Иверского царства по смерти Баграта.

§ 94.

Жесточайшие бедствия претерпела Иверия в царствование Георгия. В сии времена Тургул-бей, турецкий предводитель, овладев Персиею, приступил к пределам Восточной империи. Император / 157v / Михаил Пафлагонянин послал войска против возмутителя народов и просил иверского царя и армян о помощи к отражению общего неприятеля. Без отлагательств времени, вооруженные иверцы и армяне достигли Карна (Азрума) и там, соединившись с греками, противостали Тургул-бею. Турки с свирепостью устремлялись на иверцев, стоявших в близком 311 расстоянии от их стана, но во всех сражениях были рассеваемы и обращаемы в бегство. Такие / 158r / успехи иверцев в поражении неприятелей произвели в греках зависть, что слава побед относилась к одним их союзникам. Они, отделясь от иверцев, отступили во внутренние свои провинции.

Тургул-бей, узнав о таких раздорах, обратился со всеми силами своими на иверцов, оставленных греками, одержал над ними победу и взял в плен полководца их Липарита Орбелиана. [107] Ускоряя свои движения, он опустошил Армению, вступил в иверские земли, овладел городами Ахалцихом, Ахалкалаком и Самш / 158v / вильдою 312 и четырнадцать тысяч иверцев остались в рабстве у турков. Будучи в юных летах, царь Георгий не мог оказать сопротивления столь сильному неприятелю и, к предотвращению 313 совершенного разорения своих владений, просил Тургул-бея о мире. Султан, насыщенный жертвами своей лютости, заключил мир и взял в жену себе двоюродную сестру царя Георгия.

По удалении турков от пределов Иверии, царь Георгий употребил всевозможные свои старания / 159r / о поправлении разоренного неприятелями. Но между тем, как иверцы, приходя день от дня в лучшее состояние, начали забывать претерпенные ими утеснения от Тургул-бея, готовились для них новые бедствия. После сего султана принял власть над турками племянник его Алп-Фарслан. Предприимчивость, мужество, предусмотрительность доставили ему знаменитую победу над греками и в столь ужасном сражении сам император Роман IV / 159v /, называемый Диогеном, был взят / в плен. Когда представили его Алп-Фарслаяу, то султан 314 спросил пленника: “Как поступил бы ты со мною, если бы меня уловил в плен?” “Я бы подверг тебя жесточайшей смерти”, — отвечал император. “Но я, — возразил султан, — не поступлю с тобою столь свирепо и дарую тебе свободу, соображаясь с законом вашего Иисуса Христа”.

Император возвратился в Констан[т]инополь, а Алп-Фарслан, опустошив Армению, вступил в пределы Иверии. Царь Георгий, устрашась сего завоевателя, сокрылся в Кавказских горах. / 160r / Султан, не находя нималого сопротивления от иверцов, послал полководца своего Джакуса для порабощения Карталии и Имеретии. Жители сих областей с покорностью преклонились под иго чужеземцев. Но свирепость турков не могла быть сим укрощена. Опустошения ихищничества обременили Карталию и Имеретию. Но дукс кахетинский Агсартан, приняв магометанский закон, вступил с султаном в благоприятные сношения и сим избавил Кахетию от предстоящих бедствий. По таковом опусто / 160v / шении Иверского царства Алп-Фарслан возвратился в Персию и скоро умер. Царь Георгий, избавившись от лютости турков, видел свои владения поверженными в ужаснейшие бедствия, которых началом было действие природы. В течение целого года продолжалось тогда повсеместное в Иверии землетрясение с [108] столь сильными напряжениями, что не только огромные здания, церкви, и крепости разрушились, но во многих местах горы и скалы разверзлись. Грузинские летописцы упоминают, что два и три раза в месяц / 161r / возрождались 315 такие сотрясения земли в пределах иверских владений. В скором времени по прекращении сих бедственных происшествий царь Георгий умер и на престол иверский возведен был сын его Давыд.

§ 95.

В имеретинском монастыре, называемом Гелате, возложена [была] корона на царя Давыда, ибо иверских царей иногда короновали в Мцхете, а иногда вГелате. Иверия, разоренная Тургул-беем, опустошенная Алп-Фарсланом и разрушен / 161v / ная землетрясением, не могла приведена быть скоро в устроенное состояние и царь Давид, будучи в самых юных летах, еще не мог употребить в действие способностей, которыми одарила его природа. Но иверцы, видя раскрывающимися изящные качества юного их царя, исполнены были надеждою, что все претерпенные ими бедствия сокроются в забвении, когда царь достигнет совершенных лет. События показали сколь основательна была надежда народа. Но прежде совершения оной иверцы обременены были ужасней / 162r / шими 316 свирепостями турков.

Мелик-шах, сделавшись обладателем по смерти Алп-Фарслана, вступил 317 в Иверию с многочисленными войсками и истребил все, что ни встречала его лютость. Овладев крепостью Самшвильде и столичным городом Тифлисом, сей свирепый турок, для продовольствия многочисленной толпы подвластных ему хищников и грабителей, преобратил в пустыню владения иверских царей. По истреблении всего, что оставалось от насильственных расхищений Тургул-бея и Алп-Фарслана, / 162v / Мелик-шах вышел из Иверии, оставив часть войск своих в Самшвильде и Тифлисе.

Между тем, как иверцы страдали в толь жестоком порабощении, царь Давид достиг совершенных лет и, скрываясь в безопасных местах от свирепых неприятелей, нашел в достохвальных своих качествах способы к облегчению бедственной участи своих подданных. Благоразумие, проницательность, мужество и щедрость, изящные его свойства ободрили иверцев, поверженных в отчаяние. Он, собрав войска из рассеян / 163r / ного своего народа и предводительствуя оными благоразумно и неустрашимо, изгнал турков из пределов Иверии. [109]

Мелик-шах, узнав о потерях, претерпенных турками, оставленными в иверских владениях, послал полководца своего Саранга с двумястами тысяч войск для истребления иверского народа. С неизъяснимым остервенением и зверскою мстительностью турки под начальством Саранга приступили к пределам Иверии, но царь Давид бестрепетно противостал сим / 163v / многочисленным неприятелям. В сражении, в котором любовь к отечеству употребила все усилия свои для преодоления алчности к завоеваниям, турки претерпели величайшую потерю и, быв рассеяны, обратились в бегство. Таким образом, царь Давид спас Иверию от конечной гибели. Но Мелик-шах, раздраженный неудачею Саранга и сопротивлением иверцев, вознамерился идти немедленно сам на подкрепление побежденным. Смерть пресекла его умыслы, а завещание его / 164r / — быть по нем младшему сыну его Магомеду наследником турецких владений — произвело междуусобные волнения в народах, им покоренных. Ни один из старших 318 сынов сего султана не хотел повиноваться младшему своему брату.

Во время таких возмущений великое число турков, прибегших в Иверию с своими семействами, поселились по берегам рек Куры 319, Иоры и Алазани. Сии пришельцы начали хищничеством и разбоями беспокоить иверцев. Но царь Давид, при всем истощении сил / 164v / своего народа, претерпевшего ужасные бедствия и умалившегося от столь частых смятений, еще в бодрственности своей нашел способы к охранение своих владений, истребил большую часть чужеземцев, поселившихся в Иверии, и оставшихся изгнал устрашением.

Царь Давид, увидев себя в безопасности от иностранных владетелей, он употребил всевозможные старания о размножении своего народа и благонамеренность сего добродетельного царя была увенчана счастливейшим успехом. В продолжение / 165r / жизни его возобновлены разоренные города, на месте сожженных селений построены новые, земледелие, ремесла и торговля приведены в цветущее состояние по удивительном размножении граждан и поселян во всех частях Иверского царства. К равной пользе иверцев и соседних народов он овладел городами Карсом, Ереваном и Аною и был наименован иверским и армянским царем. После таковых его подвигов Черное и Каспийское моря соделались пределами его владений. Иверия ни одному из царей / 165v / своих не почитает себя обязанною, сколько сему Давиду.

Восстановив, распространив и укрепив Иверию, царь Давид скончался и погребен в монастыре Гелате. Грузинская [110] церковь 320, признав его святым за неутомимую попечительность о благе отечества, сопрягаемую с христианскими доблестями, торжественно празднует память его в 26 день января месяца. Народы, населяющие Иверию, именуя его Давидом Возобновителем, чтут благословенными его подвиги, / 166r / которые, проистекая от совокупных действий веры и разума, украшали престол Иверского царства и которые ясно показывают, что бодрственность царей, преоборующая 321 влечение случая, есть твердая ограда обществ и непоколебимое основание народного благоденствия.

§ 96.

По кончине Давида Возобновителя вступил на престол сын его Дмитрий. Попечительность о благе подданных, благоразумие в гражданском устройстве и неутоми / 166v / мая бодрственность в охранении общественного спокойствия поселены были в душе его ревностным воспитанием и примерами добродетелей отца его, который и по смерти своей хотел содействовать благоденствию иверцев. Царь Дмитрий, соблюдая мир с своими соседями, увеличил силы своих владений до такой степени, что все окрестные народы страшились раздражать его нападениями на самые покровительствуемые им области. Он управлял Ивериею, как европейские народы, подвигнутые ревно / 167r / стию к религии, приступили к Антиохии.

По видению одного священника, — как повествует аббат Милот, — обретено тогда в земле копье, которым прободены ребра Иисуса Христа, и сие событие послужило ободрением для утомленных воинов, пришедших в Азию из отдаленных стран Европы. Иверцы, утвержденные в православии, почти и доныне почитают несомнительным обретение сего копия в то самое время, как упоминают о сем европейские историки. Но армяне, в / 167v / опровержение сего события, представляют, будто сие копье до крестовых походов хранилось и доныне хранится в их монастыре Эчмиадзине 322, близ горы Араратской. Находившиеся в Иверии миссионеры Андрей, Филипп, Николай и Антоний утверждали, что они сами видели сие копье в Римской церкви святых апостолов Петра и Павла. И, если верить им, то сим ясно открыта несправедливость армян, ибо копье, обагренное кровью Спасителя, по биб / 168r / лейской истории должно быть одно и храниться или в Риме или в Армении. Но время показало сомнительность мнения, принятого армянами. В 1799-м году 323 открылась смертоносная язва в городах [111] Тифлисе, Карсе и Баязете 324. Армяне, живущие в сих местах, послали особенных людей в Эчмиадзин 325 для испрошения священного копья, имеющего, по уверению их, такую силу, что надлежит только показать оное народу и смертоносная язва прекращается. В одно время посланы были / 168v / из Эчмиадзина 326 три копия в Тифлис, Карс и Баязет. По сему армяне имеют не одно, а три копия и, неизвестно, прекращается ли смертоносная язва показанием оных народу.

Волнения азийских народов, произведенные вступлением крестовых воинов, нимало не коснулись иверских владений. И царь Дмитрий, по долговременном, благотворном и кротком правлении скончался, оставив преемником своим Давида, старшего своего сына.

/ 169r / § 97.

Царствование Давида продолжалось только шесть месяцев. По смерти его, сообразно правам наследия, надлежало вступить на престол сыну его Дмитрию. Но иверцы, по причине малолетства его, поставили царем Георгия, брата царя Давида.

Благоразумие, мужество, кротость и правосудие 327 украшали престол Иверии в царствование Георгия. Он владел всеми странами, лежащими между Черным и Каспийским морями. Города Ани 328 и Ериван 329 / 169v / были в его власти; армяне составляли часть его подданных. Мир, сохраняемый им с соседними владетелями, был основанием благоденствия иверцев и всех народов, которыми управлял царь Георгий.

Шариер, султан, владевший Персиею, обратил виды жадности своей на иверские владения. Алгус, полководец его, вступил в Армению с многочисленными войсками и овладел городом Аною. Царь Георгий ополчился для охранения своих подданных, победил Алгуса / 170r / и освободил город Ану от насилия кровожаждущих неприятелей. Во время Шариера персияне не вступали более в неприятельские действия с иверцами. Но Аслан, султан, которого армянские историки называют Кривошеим, а Анкитиль — Кили-Арсланом 330, окончив 331 успешно войну с греками, пришел к пределам Иверии с восьмьюдесятью тысячами войска для покорения сей страны под свое тиранское властительство. Царь Георгий, в твердом / 170v / намерении противостать неприятелю и уничтожить его пагубные [112] умыслы, немедленно собрал войска, бестрепетно обратился на персиян и рассеял их в сражении, которое описано армянским историком Михаилом Чамчианом. Кили-Арслан, претерпев поражение, возвратился в Персию с остатком рассеянных своих войск.

Преодолев внешних неприятелей, царь Георгий обратил все попечениясвои на устроение благоденствия иверцев внутри своих вла / 171r / дений и на восстановление прочной тишины и спокойствия своих подданных. Но благонамеренность его встретила преграды. Племянник его Дмитрий, сын царя Давида, произвел возмущение в народе домогательствами престола, на который вступить по смерти отца его воспрепятствовало ему малолетство. Царь Георгий употребил все кроткие меры для примирения с своим племянником и, не имея детей мужского пола, объявил его своим преемником. Пагубные / 171v / злоумышления некоторых карталинских князей отклонили Дмитрия от приятия благодетельных и справедливых увещаний его дяди. Упорствуя в своих домогательствах, он вооружил немалое число людей в Карталии, Ахалцихе и Лезгинских областях и явным образом открыл свои умысли о низвержении с престола царя Георгия. Но возмутительные виды его уничтожены: он был побежден в сражении с царем Георгием, / 172r / удалился в крепость Лори и, при всевозможной обороне своей, был взят как возмутитель народного спокойствия и, за пагубные умыслы, лишен глаз. Грузинские летописатели повествуют; что царь Георгий с сердечным прискорбием произнес приговор казни, какой подвергся Дмитрий, и к столь жестокому поступку преклонен был единственно всеобщим негодованием иверцев против его племянника.

По укрощении внутренних мятежей, царь Георгий управлял Ивериею / 172v / в тишине и спокойствии и при кончине своей объявил преемницею престола дочь свою Тамару.

§ 98.

Тамара, вступив на престол и приняв корону в Мцхетском храме, оказала в правлении Ивериею бодрственность, свойственную государям героям 332. Мудрость, правосудие и кротость бли[с]тали в ее неутомимых стараниях о внутреннем благоустройстве иверских владений. Предусмотрительность, обширные соображения, непоко / 173r / лебимость и правота были 333 основанием в предпринятом ею распространении Иверского царства. Весь Адребежан и Гилянь до реки Оксуса и до Тавриза, половину Армении с северной стороны и все Кавказские [113] области до реки Вардана она присоединила к своим владениям. И покоренные народы были счастливейшими под ее державою, увидев выгоды, каковых они 334 прежде не имели. Таковое распространение Иверского царства раздражило кичливость персидского султана / 173v / Нукардина, у европейских историков называемого Норадином. Полководец его Отабак-Сергис приступил с многочисленными войсками к пределам Иверии, дабы исполнить волю своего гордого властителя порабощением сей страны под его жестокое иго. Но, быв побежден полководцами царицы Тамары, убег в Персию с малыми остатками своих аил.

В непродолжительном времени сам Норадин прибыл к иверским владениям, имея двести / 174r / тысяч войска, под предлогом освобождения армян от власти царицы Тамары и о чем, как упоминают летописцы, просили его сами армяне. Сколько ни были многочисленны войска Норадина, но царица Тамара в обширных своих владениях удобно могла собрать силы, которыми персияне были обращены в бегство, и уничтожены намерения Норадина, претерпевшего великие потери от иверских полководцев, бестрепетно и благоразумно исполнивших повеления своей царицы.

/ 174v / После таких успехов в поражении неприятелей, царица Тамара спокойно 335 управляла Ивериею. Под кротким и мудрым ее правлении соделавшись счастливыми более, нежели когда-либо прежде, иверцы. просили царицу вступить в брак с достойным ее человекам, дабы престол иверский не оставался без преемника. Когда царица объявила на сие согласие, то один из тифлис[с]ких купцов, по имени Абул-Асан, донес ей о российском князе Георгие 336, находив / 175r / шемся тогда в Кипчаге. По извещениям Абул-Асана, князь Георгий 337, происходивший от поколения Всеволода, князя российского, с достодолжными почестями приглашен был в Иверию, и царица Тамара избрала его своим супругом. Но различие в свойствах произвели между ними несогласие и царица Тамара, оставив сего супруга, вступила в брак с осетинским дуксом Давидом из Багратионского поколения. Раздраженный сим / 175v / князь Георгий 338, пришел к греческому Двору и, получив [114] помощь, вступил в иверские владения со стороны Имеретии. Но его усилия были безуспешны. Как скоро оставили его греки, то он удалился к Норадину и с войсками сего персидского владетеля приступил к Иверии. Но персияне, претерпев урон, оставили князя Георгия 339 во власть царицы Тамары, которая, по кротким своим качествам, поступила с ним человеколюбиво и дала ему свободу удалиться / 176r / из Иверии беспрепятственно.

По двадцатисемилетнем царствовании Тамара скончалась, оставив от второго своего брака сына Георгия, называемого Лаша 340, и дочь Русудану. Добродетели царицы Тамары пребудут незабвенными в Иверии и в позднейшем потомстве иверские народы чтут священною ее память по преданиям, возвещающим ее милосердие, кротость и человеколюбие.

§ 99.

По смерти царицы Тамары принял иверский / 176v / престол сын ее Георгий-Лаша 341 и управлял Ивериею благоразумно и счастливо. Он был страшен для соседей, но не менее того и горд. Провинции Гандза 342 и Рани возмутились против постановленных от него правителей. Но сии народные мятежи скоро были укрощены неусыпною бдительностью царя о соблюдении порядка во внутреннем устройстве иверских владений.

По восстановлении спокойствия в возмутившихся провинциях, царь / 177r / Георгий-Лаша 343 немало не страшился нападения от соседних владетелей и взирал на них с гордостию, свойственною царям, обладающим многими народами и имеющим превосходные силы. Но его высокомерие умалилось в скором времени. Тогда явился Чингиз-хан, именем Темуджин, — как пишут армянские историки Погос и Михаил Чамчиа[н], — сын Эсука, вельможи монгольских 344 калмыков. Сделавшись зятем Унхана, калмыцкого владельца, он покорил Туркмению, Хорасан и Персию.

По / 177v / овладении сими странами, Чингиз-хан послал многочисленное войско для порабощения Иверии. Царь Георгий противостал неприятелям, привлеченным алчностью к пределам его владений. Но был побежден и скоро умер от жестокой болезни, в которую повергло его соболезнование о бедственной участи своих подданных. Войско Чингиз-хана беспрепятственно дошло до Самшвильда и возвратилось еще [115] при жизни царя. Скорого отступления неприятелей причиною / 178r / был мир, заключенный царем Георгием с хлатским 345 султаном Медиком, который требовал, чтоб царь Георгий прислал к нему сестру свою Русудану быть в числе жен сего султана, начальствовавшего тогда над Чингиз-хановыми войсками, вторгнувшимися в Иверию. Царь, вместо Русуданы, отдал ему сестру атабагского князя Ивана и сим были укрощены насилия жестокого неприятеля, угрожавшего Иверии порабощением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: