Текст воспроизведен по изданию: Давид Багратиони. История Грузии. Тб. Мецниереба. 1971




Комментарии

175 Косреянского.

176 Мириян.

177 Косроянского.

178 Хозары.

179 *** Дербент *** Гетару: (Дербент).

180 простиравшиеся] простиравшимися.

181 Мириян.

182 Мириян.

183 дерскими.

184 Мириян.

185 Раны.

186 Мириян.

187 Саатабег.

188 Ормусу.

189 *** или Армасу.

190 *** называлось Гармастис, а ныне называют - ***.Армаз *** Армазис - ***.

191 или Армаза ***.

192 навела.

193 потопила.

194 Мириян.

195 близь.

196 за день *** Заденский Агриман (89r).

197 Констанстантин.

198 Бобдели.

199 Триалеть.

200 Персианам.

201 предотвратил.

202 Тридата.

203 Мирияна.

204 под-/подстрекаемые.

205 счасгливи.

206 Издагерд.

207 но] на,

208 християн.

209 всеми] свельми.

210 предотвращали.

211 Вагтанг.

212 християнскаго.

213 Санрадухтою.

214 Маркиян.

215 в единоборства] в единобратства.

216 героя] Ироя.

217 присоединена была.

218 Бероза.

219 Вагтанг.

220 Вагтанга.

221 Мовикини.

222 Раждени.

223 Вагтанга.

224 Вагтанг.

225 Вагтанг.

226 Вагтанга.

227 Вагтанг.

228 Вагтангу.

229 гуннями.

230 Вагтанг.

231 Вагтанга.

232 Вагтанг.

233 Ватена.

234 Вагтанг.

235 Шушиники.

236 В Тифлизе.

237 Вагтанга.

238 Вагтанг.

239 Иоре.

240 Вагтанг.

241 Вагтанга.

242 Вагтанг.

243 Гургаслин.

244 Вагтангу.

245 волк] воин.

246 Аслин.

247 Вагтанга.

248 Зедасенский.

249 Мамебский.

250 Некрежский.

251 Кавиду.

252 *** "546" *** "516" ***.

253 Кавида.

254 с готами] с Гофтами.

255 в последствии.

256 в последствии.

257 Вагтанга.

258 других.

259 готы] Готфы.

260 Армейский.

261 Хозроа.

262 которой.

263 Пафлихонию.

264 Халхидоном.

265 Гурген] Гурам.

266 Гургена] Гурама.

267 Стефанос.

268 чиновником.

269 Стефанову.

270 ***

271 Адранасий] Адранский.

272 покаряли.

273 Мира.

274 Мирван.

275 Мирван.

276 с Мирваном.

277 приближился.

278 Мирван.

279 Мирван.

280 мучиники.

281 Цхение-Цхили.

282 дерскаго.

283 Джуиншеру.

284 О притеснениах.

285 Хозаров.

286 Хозары.

287 данью.

288 Сарацыны

289 в Авлаваре

290 в Вартануджи.

291 Алишуаба.

292 Сарацын.

293 блискими.

294 предотвратить.

295 оные.

296 Хозаров.

297 в Дменисе.

298 Нарсе.

299 Ираки.

300 Черказии.

301 с войскомъми.

302 блиских.

303 с Абяизским.

304 оставив.

305 Мотамедом.

306 возмутителям.

307 Саатабекских.

308 окончана.

309 предъотвратить.

310 Марью.

311 блиском

312 Шамшвильдою.

313 к предъотвращению.

314 султан] Сулнин.

315 возраждались.

316 ужай/сней/шими.

317 вступив.

318 старших] старшин.

319 Кура.

320 церковь.

321 преоборающая.

322 Эчмиацине

323 годе

324 Баизете.

325 в Эчмиацин

326 из Эчмиацина.

327 провосудие

328 Ана.

329 Еривань (sic).

330 Кили-Арсланом] Кахи Арсланом.

331 окончав.

332 Ироям.

333 была.

334 она.

335 спокойна.

336 Георгие] Андрее. *** Андрей ***. Георгий (Юрий) Андреевич Боголюбский; *** Андрей - ***.

337 Георгий] Андрей.

338 Георгий] Андрей.

339 Георгия] Андрея.

340 Ласа.

341 Георгий-Ласа.

342 Гамза.

343 Георгий-Ласа.

344 мунгольских

345 с Халадским.

ДАВИД БАГРАТИОНИ

ИСТОРИЯ ГРУЗИИ

§ 100.

Давид, сын царя Георгия / 178v / -Лаша 346, остался преемником престола по смерти отца своего. Но Русудана, тетка его, воспользовавшись его малолетством и будучи его попечительницею, сама приняла корону в Тифлисе, в Сионском соборе, и вступила в правление Иверией, несмотря на права своего племянника. Присвоив таким образом царскую себе власть, она влюбилась в Тургула, одного из фамилии сильных кавказских владельцев, находившегося в ее службе, вступила с ним в брак и родила сына Давида / 179r / и дочь Тамару.

Начало ее царствования было спокойно, но впоследствии 347 возмущалось оно пагубными вторжениями неприятелей в пределы иверских владений. Джалалдин или Саладин, бывший потом египетским и сирийским султаном, опустошив Армению и Ахалцихскую 348 область, вступил с многочисленными войсками в Иверию и предложил царице Русудане быть его женою. Дабы избежать насилий сего жестокого неприятеля, царица Русудана удалилась в город Кутайс.

/ 179v / Джалалдин, овладев Тифлисом, приказал сломать купол на Сионской церкви и сел там, наместо престола. А образ Сионской Богоматери, по его повелению, был поставлен близ 349 Авлабарского моста и всех тех предавали смерти, которые покланялись оному, проходя мимо. Иверцы, раздраженные такой жестокостью чужеземного тирана, собрались в великом числе к царице Русудане, которая, предводительствуя сама сим собравшимся к ней народом, вступила в сражение с Джалалдином / 180r / и победила. Немногие из неприятелей спаслись бегством, и Джалалдин удалился из Иверии с остатками пораженных своих войск.

Грузинские и армянские историки повествуют, что по [116] рассеянии иверцами войск Джалалдина, будто Джалалдин отлучился от армии своей и в сем отлучении был убит от ачарцев 350, иверских же народов. Напротив того, господин Марень пишет: Джалалдин или, как называют европейцы, Саладин умер спокойно в своей армии или в своем Дворе. Итак, не известно, / 180v / как кажется мне, кому должно дать более вероятия — европейским ли писателям или армянским и грузинским.

По разбитии Джалалдина, новые бедствия начали угрожать иверским народам. Кияздан, родственник Чингиз-хана, овладев обширными странами, вступил в Иверию свеликими силами, дабы поработить и сию страну под иго жестокого своего властительства. Опустошив большую часть иверских владений, он требовал от царицы Русуданы, чтоб / 181r / она прислала к нему дочь свою Тамару быть в числе его жен. Угрозы Кияздана побудили царицу отдать ему свою дочь. Тиран обещался не принуждать ее к оставлению христианской веры и, удовольствуясь сею жертвою, вышел из Иверии.

Но царица Русудана решилась претерпенное ею оскорбление обратить в свою пользу. Стараясь удалить навсегда от престола племянника своего Давида, она послала его к Кияздану, в намерении возбудить против него гнев тирана и вовлечь несчастного в / 181v / погибель. Но умыслы ее были безуспешны 351. Кияздан, при всем своем жестокосердии, нашел в Давиде качества, укрощающие душу тиранов, и поступил с ним кротко и милостиво, как с человеком, гонимым злонамеренностию. Царица Русудана, видя тщетными свои ухищрения, употребила пагубнейшие злодейства: она писала зятю своему Кияздану, что находящийся при нем племянник ее Давид имеет тайные любовные связи с женою его Тамарою, дочерью. Раздраженный / 182r / сим, Кияздан велел царевну, жену свою, бить палками, пред глазами ее разбить иконы и мучениями принудить ее к отречению от христианского закона, а царевича Давида изгнал из своих владений. Сей несчастный нашел себе убежище в Кесарии.

Царица Русудана мало беспокоилась горестною участию своей дочери, претерпевшей жесточайшие несчастия по ее ухищрениям, и только думала о том, чтоб сына своего Давида сделать по себе преемником иверского престола. / 182v / Но ее намерения были разрушены внутренними раздорами между родственниками Чингиз-хана. Один из них, по имени Манту, послал четырех своих главных приверженцев, называемых ноинами (вельможи на калмыцком языке), для покорения [117] Иверии. Царица Русудана не могла сделать сопротивления сим ноинам, которые, вступи в ее владения, не учинили ни малого притеснения народу. В то время Кияздан находился в Адребежане и, узнав о покорении Иверского царства во власти / 183r / тельство его соперника, немедленно приступил к пределам Иверии с многочисленными войсками. Но был побежден ноинами, под начальством коих иверцы мужественно сразились с сим опустошителем их отечества.

Претерпев поражение, Кияздан подвергся власти неприятеля своего Мангу, который не оставил в покое и царицу Русудану. Он потребовал к себе сына ее Давида, которого она объявила своим наследником. Прискорбно было царице согласиться на требование Манту, а не возможно было сопро / 183v / тивляться воле сильного. Она страшилась, чтоб Мангу не лишил жизни ее сына в намерении овладеть навсегда Ивериею, по истреблении царского поколения. В таком ее смущении, ноины уверили ее клятвою, что сын ее не увидит ничего для себя противного в поступках Мангу. Ненарушимая клятва у ноинов состояла в том, чтобы золото мыть в чистой воде и после оную пить. Ноины учинили сию клятву пред царицею Русуданою. Она поверила их убежде / 184r / ниям, послала сына своего Давида к Мангу и скоро умерла от печали.

§ 101.

По смерти Русуданы никого [не было] в Иверии из царского поколения для принятия престола, и ноины начали управлять народом самовластно. Первою жертвою их тиранского властительства соделались иверские вельможи. По злодейским доносам, они уловили триста иверских вельмож, велели снять с них одежду, намазать их медом и поставить несчастных пред / 184v / солнцем в знойный летний день для претерпения уязвлений от насекомых. Невинные страдальцы подвержены были жесточайшим мучениям, но князь Дадиан Цотне избавил соотечественников своих от столь мучительной смерти. Цотне, сняв с себя одежду и намазав тело свое медом, стал вместе с осужденными. Таковой поступок князя Цотне привел ноинов в недоумение. Они имели полную к нему доверенность, во многих случаях испы / 185r / тали его расположение к их выгодам, и тогда, призвав его, спросили: для чего он самопроизвольно подвергает себя мучениям, какие претерпеть осуждены одни виновные в злоумышлениях? “Соотечественники мои, — отвечал Цотне, — столько же невинны пред вами, как и я. Но вы их осудили на жесточайшую смерть. Я не хочу жить, видя страждущих невинно от пагубной клеветы и бедственную их участь разделю с ними, в [118] утешение несчастных при конце их жизни”. / 185v / С удивлением великодушию Дадиана Цотне, ноины освободили вельмож, осужденных ими тирански и слепо.

Во время сие, по повелению Мангу, ноины сделали 352 ревизию народа и наложили тяжкую дань: по 60-ти пиастров с каждого дому или двора, да по рублю с каждого дому в городах. Последняя сия подать называется и доныне мали. Дань же наложена была совокупно на Армению и на Иверию, почему от тяжкой сей дани народ столь был доведен до крайности, что начал питаться саранчою, о чем упоминают / 186r / армянские историки Малахия и Кириакос.

После такого происшествия иверцы оросили Мангу об избрании царя для управления их страною, представив ему, что сын царя их Георгия-Лаша 353 Давид находится в Кесарии, а Давид, сын царицы Русуданы, живет при его Дворе, а кроме них никого нет из царского поколения. Мангу оказал снисхождение на просьбу иверцев. Он призвал к себе из Кесарии царевича Давида и, для предотвращения 354 внутренних мятежей / 186v / между ними, послал обоих царевичей в Иверию, наименовав их царями.

Наученные несчастием, сии цари вступили в правление своими владениями с единодушным рвением к устроению благоденствия своего народа, угнетенного насилиями чужестранных властителей. Цари, при всевозможных своих усилиях, не могли облегчить участи своих подданных и только смерть, поразившая Мангу, могла пресечь бедствия иверского / 187r / народа.

Брат сего тирана, по имени Улага или Улу, сделался тогда властителем в Иверии и пришел в Адребежан для удовлетворения алчных своих видов. Иверские цари и католикос Николай со многими вельможами прибыли к нему в стан для изъявления 355 покорности и униженно просили о сохранении храмов божиих. Улу был доволен униженностью царей, обещался сохранить церкви и пожаловал католикосу золотой жезл и бриллиантовый / 187v / крест для ношения на клобуке. Армянские историки Вартан и Кириакос повествуют, что сей персидский владетель любил христиан и будто он был женат на несторианке.

Сделавшись безопасными от жестокостей персидского владетеля, иверские цари приняли попечение о счастии своих подданных. Соблюдая согласие между собою, они видели успехи [119] благодетельных своих занятий. Но коварные из придворных, по видам корысти и других своих выгод, поселили 356 вражду между царями. Улу / 188r / был их судьею. Он оправдал Давида, сына Лаша 357, и обвинил Давида Нарына, сына Русуданы. Улу, пришедши на Муганскую степь, он призвал к себе иверских царей, а для их примирения, послал Давида Нарына в заточение, коего местом назначен был Нахчевань 358. Но сей несчастный царь избавился на пути от персиян, прибыл в Имеретию, назвал себя имеретинским царем и поставил в сей стране особливого католикоса. Карталия, Кахетия и Ахалцих остались под властию Давида, сына Лаша 359, который, / 188v / по приказанию Улу, пошел тогда с войсками своими к Багдаду 360. При взятии сего города царь Давид 361 особенно отличился, и персидский владетель, дав ему великую часть добычи, отпустил его в Иверию.

Но щедрость тиранов всегда имеет пагубные следствия. Улу через год послал своих полководцев Аргуна и Карабуга в Иверию и Армению с многочисленными войсками. В сих странах они сделали исчисление народов и обременили иверцев и армян тягостнейшими налогами.

/ 189r / Но Улу еще не удовольствовался сим. В намерениях поработить Египет, он приказал царю Давиду 362 прибыть к нему с иверскими войсками и, раздраженный пренебрежением его требований, послал полководца своего Аргуна для опустошения Иверии. Царь Давид вышел против персиян, сразился и победил. Но страшась того, чтоб Улу не обратил всех своих сил в отмщение за сопротивления его воле, заключил с ним мир и отдал заложниками малолетних детей своих / 189v / Георгия и Димитрия.

По заключении мира, Улу просил царя Давида прибыть в Персию и обещался предать ему одного из придворных евнухов, по имени Ходжу-Азиза, который всегда поносил иверского царя пред султаном. Царь Давид прибыл в Персию. Улу в первом с ним свидании велел представить евнуха. Коварный [был] приведен к султану. “Вот злодей, — сказал Улу, — который поселял между нами вражду. Он в твоей власти, накажи его как хочешь”. Пред глазами султана царь / 190r / Давид отсек евнуху голову. В непродолжительном времени Улу отпустил царя в Иверию и возвратил ему малолетних 363 его сынов, которые были взяты заложниками.

По смерти Улу, внутренние смятения в (bis) персидских [120] владениях были пагубны для Иверии. Барха-хан, называемый Бека в грузинских и армянских летописях, ополчился против Абаги, сына Улу, сделавшегося султаном после отца своего, вступил в Иверию с многочисленною толпою своих привер / 190v / женцев и, опустошив все до Мцхети, возвратился в Персию. Абага, дабы преодолеть сего мятежника, пригласил к себе иверского царя с войсками, представляя, что он имеет весьма удобный случай отмстить Барха-хану за опустошение иверских владений. Царь, прибыв к Абаге с немалым числом войск, вместе с ним обратился против мятежника, опустошившего Иверию. Барха-хан был побежден, и царь Давид с великою частью добычи, взятой в провинциях, бывших подвластными неприятелю, / 191r / отправился в путь для возвращения в свои владения, но, не достигнув пределов Иверии, скончался.

Со времен избавления своего от персиян, Давид Нарын царствовал в Имеретии спокойно. По его позволению, генуесцы, изгнав из Крыма 364 венециан, основали в Имеретии свое поселение для произведения торговли, что самое весьма много содействовало 365 тогда обогащению имеретинского народа при долговременной тишине и спокойствии. Но внутренние волнения воспрепятствовали царю / 191v / исполнить виды своего благомыслия. Еристов Рачинский Кахабери, вельможа, владеющий обширною областию, произвел мятеж против царя и, не имея сил к совершению своих злоумышлений, прибег к Алихан-Бадуру 366, поставленному от Абаги правителем в Иверии по смерти, царя Давида, [сына] Лаша 367. Алчный персиянин почел сие удобным случаем для удовлетворения злых своих склонностей и дал Бристову немалочисленное войско, с которым сей мятежник опустошил Имеретию до города Кутайса.

/ 192r / Иверцы, раздраженные злонамеренностью Алихан-Бадура 368, искавшего случаев к произведению внутренних раздоров в порученной ему стране, прибегли к султану Абаге и просили поставить царя для управления Ивериею. Абага, без малейшего отлагательства, объявил иверским царем Димитрия, Давидова сына и внука Георгия-Лаша 369.

§ 102.

Вступив на престол, Димитрий бодрственно занялся устроением порядка в своих владениях и в скором времени / 192v / благотворные его попечения о счастии своего народа увенчаны [121] были желанными успехами. Все армянские 370 провинции 371, прилежащие к пределам Иверии, составили часть иверских владений и Димитрий, распространив и утвердив власть свою во многих новоприобретенных областях, объявил себя царем Армении.

Ахмед, сделавшись султаном в Персии после Абаги. своего отца, равнодушно смотрел на распространение Иверского царства и, страшась возмутившегося / 193r / против него Аргуна, просил царя Димитрия прибыть к нему с войсками для укрощения мятежей, произведенных в Персии Аргуном, который, как представлял Ахмед, не оставит в покое иверцев, если в начале не будут истреблены его злоумышления. Царь Димитрий прибыл в Персию с немалым числом своих войск. Ахмед и он немедленно обратились против мятежника. Аргун был побежден. Султан осудил его на смертную казнь, но персияне не / 193v / исполнили султанского повеления и Аргуну даны были средства удалиться из под стражи.

Царь Димитрий, возвратясь в свои владения, почитал себя спокойным со стороны персидского султана, которому он оказал важные услуги в преодолении опаснейшего неприятеля. Но скоро открылось противное. Персияне в народном возмущении убили, султана Ахмеда и на место его поставили Аргуна. Жители Дербентской, Шир / 194r / ванской и других Кавказских областей, быв преданными с усердием Ахмеду 372, не хотели покориться Аргуну. Сей свирепый султан с многочисленными силами.приступил к Дербенту, но не мог взять сего города. Раздраженный упорностью осажденных, он призвал к себе на помощь иверского царя Димитрия, который, вместе с силами употребив искус[с]тво, в непродолжительном времени овладел Дербентскою крепостью. Аргун удивлялся мужеству иверцев, благодарил царя / 194v / за благоразумные распоряжения и, при возвращении его вИверию, дал ему великую часть добычи, взятой у побежденных народов.

Но кровожаждущие тираны, превратны в своих мыслях. Аргун в последующий год приступил к пределам Иверии с многочисленными толпами грабителей, вооруженных для опустошения сей страны, соделавшейся богатой под мудрым правлением царя Димитрия. Жид, служивший врачом при дворе персидских султанов и сделавшийся главным визирем при Аргуне, возбудил сего тирана / 195r / вос[с]тать на иверцев, исповедующих христианскую веру, и представляя ему, что царь [122] Димитрий вооружился против него при Ахмеде, успел в пагубных своих ухищрениях. Стан неприятелей расположен был на Муганской 373 степи. Иверский царь прибыл к Аргуну и старался смягчить жестокого неприятеля убеждениями в своей готовности к оказанию услуг, какие только будут от него потребованы. Султан, в неукротимом гневе своем, предложил царю две вещи: смерть / 195v / или разорение Иверии. Царь Димитрий, с свойственною добродетельным порфироносцам твердостью духа, отвечал тирану: “Пожертвую жизнью для спасения своих подданных”.

Аргун приказал взять его под стражу, но не хотел лишить его жизни, представив, что смертью Димитрия пресечется поколение иверских царей, многократно служивших с усердностью султанам. Тогда ахальцихский князь, по имени Сутул-буга, по вражде на царя Димитрия, донес Аргуну, что Давид Нарын — двоюродный брат сего царя, / 196r / обладающий Имеретиею, имеет сына Вахтанга 374, который, по правам наследства, может быть возведен на иверский престол. Аргун 375 приказал представить к нему Вахтанга 376. Сутул-буга 377 исполнил повеление султана. Вахтанг 378 [был] признан иверским царем, а царь Димитрий предан смерти [в] 1289 [году].

Иверские и армянские историки повествуют, что чрез несколько часов по убиении царя Димитрия, затмилось солнце. Аргун и окружавшие его / приведены были в ужас и сей кровожаждущий султан возвра / 196v / тился в Персию, не причинив ни малейших утеснений иверцам.

Память царя Димитрия, нареченного от иверцев Пожертвователем, пребудет священною в стране, которую он спас от тирана пожертвованием своей жизни. И благомыслящие, превознося похвалами афинского царя Кодра, узрят в душе Димитрия то величие, которое украшает человечество и престолы.

§ 103.

Кратковременное царствование Вахтанга 379 не было возмущаемо втор / 197r / жениями чужеземных владетелей в пределы Иверии. Благоразумием и предусмотрительностью своею он смягчил жестокосердие Ганжату, сделавшегося владетелем Персии по смерти Аргуна. Пребывая безопасным 380 от алчности персиян, царь Вахтанг 381 обращал ревностнейшие попечения [123] свои ко внутреннему устроению своих владений и соблюдением правосудия, доставлением выгод каждому сословию граждан, отменой не столько нужных, сколько обременительных налогов, распространением торговли, возбуждением / 197v / народной тщательности соделал Иверию счастливою. Столь благодетельно управляв Ивериею три года, царь Вахтанг 382 скончался. Смертию его иверцы повержены были в неизъяснимое 383 прискорбие, а отец его Давид Нарын, царствовавший в Имеретии, не мог перенести столь жестокой потери и умер от печали.

В столь горестных событиях имеретинцы поставили царем Константина, старшего сына царя Давида Нарына, а Карталия оставалась на некоторое время без царя. Три / 198r / сына Димитрия Пожертвователя — Давид, Вахтанг 384 и Георгий — жили в своем отечестве и, по кончине Вахтанта 385, старший из них имел неотъемлемое право вступить на престол своих предков. Но, страшась персидского владетеля, ни один из них не осмелился принять царство.

§ 104.

Внутренние возмущения между персиянами произвели в Иверии важные перемены, которые ясно покажут как необузданность властительства шахов, так и оскорбительное порабощение / 198v / иверских царей [от] власти сих жестоких тиранов.

Тонгус-оглу, поставленный главноначальствующим от Ганжату над многими греческими городами, прилежащими к Армении, произвел мятеж против своего шаха. Для укрощения сих волнений Ганжату призвал к себе Давида, старшего Димитриева сына, с иверскими войсками и, объявив его царем, послал против мятежника. Давид, предводительствуя иверцами, рассеял толпы приверженцев возмутившегося Тонгус-оглу и сам / 199r / с известием о победе прибыл к шаху Ганжату, который, в восхищении своем по преодолении неприятеля, отдал в супружество царю Давиду сестру свою Олджату и, одарив его многими драгоценными дарами, отпустил его с женою в Иверию.

Таким образом, старший сын Димитрия Пожертвователя вступил на престол своих предков. Но царствование его было кратковременно. Ужаснейшие смятения возникли тогда в Персии. Ганжату был убит. Байду, дяде 386 его, сделавшемуся после него шахом, выкололи / 199v / глаза и жестоким подвергли мучениям. Тукал, вооружившийся мстить за смерть Байду, своего [124] брата, погиб от сильных неприятелей. Наконец, преодолев всех, Казан, сын Аргуна, овладел всею Персиею.

Первого из своих приверженцев, по имени Новруза 387, он поставил эмиром во всех своих владениях и в особенное распоряжение поручил ему Иверию. Новруз 388, получив такую власть, начал поступать жестоко и утеснять народы, особливо иверцев. Обременив царя и его подданных величайшими налогами, / 200r / он дерзнул на разрушение храмов божиих. Тягостные его насилия принудили иверцев прибегнуть с жалобою к Казану. Новруз был обвинен в злоумышленном утеснении народов, клонившемся к произведению мятежей против шаха и, по приказанию Казана, [была] отсечена ему голова.

Избавив Иверию от насилий жестокого своего наперстника и неприятеля, шах Казан приказал царю Давиду прибыть к нему в Персию. Толь неожиданным требованием царь приведен был в / 200v / недоумение, и всегда сохраняя в мыслях своих бесчеловечный поступок Аргуна c отцом его Димитрием Пожертвователем, пренебрег приказанием шаха, а для своей безопасности отправил посланника к султану Оркану, сделавшемуся тогда могущественным в областях, прилежащих к Персии.

Шах Казан, раздраженный непокорностью царя Давида, призвал к себе Георгия, младшего брата его, и отдал ему иверские владения в полную власть с титлом царя. Султан Оркан не оказал / 201r / нималой помощи Давиду; иверцы, боясь шаха, начали повиноваться одному Георгию. Таким образом, царь Давид принужден был оставить престол своему брату и скрываться в Арагвской 389 провинции, в которой есть места, укрепленные природою и неприступные для неприятелей.

По некоторым несогласиям, средний брат обоих царей Вахтанг 390 удалился к шаху Казану. Персидский владетель, усмотрев в нем достоинства, поставил его царем в Иверии, аГеоргия лишил / 201v / всего: “Не прилично, — сказал Казан, — старшему брату быть в повиновении у младшего”. По приказанию шаха, Вахтанг 391 возвратился в свое отечество и вступил в правление делами царства. Братья его Давид и Георгий, поставленные прежде его царями, принуждены были жить в скрытности. Однако Вахтанг 392 во всех важных делах имел совещания с Давидом, старшим своим братом, и ничего не предпринимал без его согласия.

/ 202r / При столь скорой перемене царей, хотя не происходило [125] внутренних смятений, однако трудно было предотвратить 393 беспорядки, которые бывают последствием разномыслия правителей народов. К счастию иверцев Вахтанг 394 утвердился на престоле. Добродетели сего царя, внушенные и запечатленные верою, соделались основанием благоустройства в иверских владениях. Шах Казан умер. Иверцы почли себя безопасными от смятений, производимых его властитель / 202v / ством, но смерть сего тирана была столько же пагубна для Иверии, как его жизнь. Хорбат, сын его, сделавшись шахом, призвал к себе царя Вахтанга 395 с иверскими войсками для укрощения мятежей, возникших в Гиляне.

Сия персидская провинция наполнена лесами и болотами. Жители, зная, местоположение своей страны, твердо сопротивлялись шаху и убивали всех, которые вступали в их пределы. Хорбат, потерпев важный урон без малейших / 203r / успехов в своих намерениях, но раздраженный сопротивлением мятежников, приказал царю Вахтангу 396 напасть на гилянцев с иверскими войсками. Навык сражаться в местах, наполненных лесами и болотами, доставил иверцам победу над гилянцами. Царь Вахтанг 397, предводительствуя своими войсками и ободряя их примером своего мужества и неустрашимости, овладел Гиляном и сим прекратились народные возмущения. / 203v / Шах Хорбат, одарив его многими драгоценными вещами, позволил ему возвратиться в Иверию.

С твердою надеждою пребыть в спокойствии по оказании услуг шаху, царь Вахтанг 398 спешил в свои владения. Но тираны легкомысленны. Хорбат велел возвратить с пути царя и войско его по совету своих наперсников, которые ухищрениями своими преклонили его к тому, что он решился принудить иварского царя и весь его народ к перемене / 204r / вероисповедания. Увидев царя, Хорбат сказал: “Храброму царю, управляющему храбрым народом, должно иметь магометанскую веру”. “Я родился в христианстве, — отвечал царь, — и умру христианином. Каждый из моих подданных столько же не поколебим, как я сам, в соблюдении веры своих предков”.

Хорбат, раздраженный ответом царя Вахтанга 399, велел подвергнуть его жесточайшим мучениям, в которых прекратилась жизнь сего добродетельного / 204v / порфироносца, а войска иверские заключены были в разных укрепленных 400 местах посреди Персии. Тиран не был сим удовлетворен. Он приказал [126] одному из своих наперсников вступить в Иверию, разорить церкви и употребить все жестокости для обращения иверцев в магометанство. Смерть пресекла пагубное намерение злодея.

Султан Олджад, называемый европейскими историками Алжи-Абул, заступив / 205r / место Хорбата, освободил иверцев, присланных в заточение, и строго запретил беспокоить иверский народ принуждениями к перемене веры. Таким образом, Иверия избавлена была от волнений, которые могли повергнуть сию страну в ничтожество по разрушении православия.

Султан Олджад еще большее учинил для счастия иверского народа. Проклиная Хорбата, бесчеловечным образом поступившего с царем Вахтангом 401 ока / 205v / завшим ему великие услуги, он предложил Давиду, бывшему царем, принять престол, от которого он был удален насилиями тирана. Давид, познав превратность человеческого счастья, не хотел приступить к правлению царством и, послав в Персию малолетнего сына своего Георгия, просил шаха поставить его царем в Иверии. Султан Олджад, вручив царство Георгию, избрал дядю его Георгия, бывшего прежде царем, для него попечителем.

/ 206r / § 105

Юный царь, по прибытии своем в Иверию, носил только титло, а правлением располагал его дядя, ибо отец его Давид скоро умер. Продолжавшееся спокойствие доставило попечителю царя средство привести в устройство иверские владения, в которых жестокость Хорвата произвела некоторые потрясения по убиении царя Вахтанга 402.

Царь Георгий, достигнув совершенных лет, начал сам заниматься правлением и, руковод / 206v / ствуясь советами дяди своего, привел Иверию в цветущее состояние при содействии сего благоразумного наставника. Совершению его предприятий много споспешествовало и то, что Персия удалена была от междоусобных возмущений во времена султана Олджада, который, построив в Адребежане, как повествует Анкитиль, город Султанию и избрав оный местом своего пребывания, управлял обширнейшими странами правосудно и бдительно.

/ 207r / Употребив всевозможные старания о благоденствии своих подданных, царь Георгий скончался и как он не имел детей, тодядя его Георгий принял престол, на который он был возведен еще во времена 403 шаха Казана и лишен оного [127] по насилиям сего персидского властителя, сделавшего в одно время царями в Иверии троих сынов Димитрия Себяпожертвователя и, по необузданной своей пылкости, низвергшего их с престола.

§ [106].

В царствование / 207v / Георгия обрела Иверия силы, каких с давнего времени она не оказывала в себе. При внутреннем ее благоустройстве, царь Георгий распространил владения свои покорением всех Кавказских областей до реки Вардана и присовокуплением половины Армении под свою власть. Покорив кавказские народы, он написал Законы, которыми они должны быть управляемы. Намерения сего царя простирались единственно к тому, чтоб водворить единообразность в общественных / 208r / распоряжениях и сим извлечь из состояния дикости народы, которые до того времени не имели никаких правил общежития, завел школы и училища. Преобразив и устроив таким образом новопокоренные области, царь Георгий обратил все свои старания на укрепление пределов Иверии со стороны Персии и в непродолжительном времени воспользовался успехами своей бдительности.

При междоусобных возмущениях, воспламенившихся в Персии, один из полководцев Мусаити, владевшего / 208v / сею страною по смерти султана Олджада, сделался самовластным правителем Адребежана и, собрав многочисленные войска, опустошил Армению. Увлекаемый алчностью, сей мятежник приступил к пределам Иверии. Но злые намерения его были разрушены бодрственностию царя Георгия, который, несмотря на многочисленность неприятелей, вышел против их неустрашимо, сразился и победил. С малыми остатками своих приверженцев мятежник убег в Персию.

Восстановив тишину / 209r / и оградив безопасностью свои владения, царь Георгий употребил попечения свои на распределение прав каждого гражданского сословия и, утверждая положения свои полезностью на будущие времена, основал счастье своих подданных на твердых правилах благоустроенного общества. При толь достохвальных его занятиях произошли опаснейшие смятения в Иверии от вторжения турков в иверскую провинцию Клар[д]жети. Усилившись в Прузии (sic), в Вифинии и в других окрестных местах, сии возмутители /209v/ Азии вступили в Иверию для порабощения сей страны под свое властительство. Царь Георгий со всеми своими силами противостал сим неприятелям и, рассеяв в сражении толпы опустошителей, истребил всех. [128]

После таковых подвигов, царь Георгий скончался в 1346. Иверцы наименовали его Просветителем отечества и в отдаленном потомстве чтут его добродетели и благотворные попечения о счастии своих подданных.

§ [107].

По смерти царя Георгия / 210r / возведен был на престол Иверии сын его Давид. Спокойно и благоразумно управляя народом, сей царь с неутомимою тщательностью занимался поправлением разрушенных крепостей и городов, которые привести в цветущее состояние воспрепятствовала 404 смерть его отца 405. В царствование Давида ни турки, ни персияне не беспокоили иверцев неприятельскими действиями. И сие мирное состояние весьма много содействов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: