Текст воспроизведен по изданию: Давид Багратиони. История Грузии. Тб. Мецниереба. 1971




Комментарии

346 Георгия-Ласа.

347 в последствии.

348 Ахалцийскую.

349 близь.

350 ачарцев] Авчарцев.

351 безъуспешны.

352 зделали.

353 Георгия Ласа,

354 предъотвращения.

355 изьявления.

356 поселила

357 Ласа.

358 Нахчеван.

359 Ласа.

360 к Багдату.

361 Давид] Георгий.

362 Давиду] Георгию.

363 Малолетных.

364 из Крима.

365 содействовали.

366 к Алиханбадуру.

367 Давида-Ласа.

368 Али-кан-Бадура.

369 Георгия Ласа.

370 Арменские.

371 провинции.

372 Ахмеду] Магмеду.

373 Мунганской.

374 Вагтанга.

375 Аргунь.

376 Вагтанга.

377 Сутулбуга.

378 Вагтанг.

379 Вагтанга.

380 без опасным

381 Вагтанг

382 Вагтанг.

383 в неизьяснимое.

384 Вагтанг.

385 Вагтанга.

386 дядя.

387 Новруса.

388 Новрус.

389 в Аргавской.

390 Вагтанг.

391 Вагтанг.

392 Вагтанг

393 предъотвратить.

394 Вагтанг.

395 Вагтанга.

396 Вагтангу.

397 Вагтанг.

398 Вагтанг.

399 Вагтанга.

400 укрепленьях

401 Вагтангом.

402 Вагтанга.

403 во времяна.

404 воспрепятствовали.

405 отцу.

406 умножилась.

407 оставив.

408 нискаго.

409 Харасанского.

410 Тамер-Лан.

411 в Борчаках.

412 Таймур-Лангом

413 дерское

414 церков.

415 приписуют.

416 *** "1400", ***

417 Тамер-Лангом.

418 Нахидура] Находура.

419 *** "1407" ***

420 неизъяснимые.

421 Лоря.

422 Таймур-Ланга.

423 окруженну.

424 несогласиями.

425 Вагтангу.

426 Вагтанг.

427 Вагтанг.

428 Вагтанг.

429 Вагтанга.

430 Тавришь Гилана.

431 стррго.

432 Зедгийнидзе.

433 Бертуджи] бердутжи.

434 город-крепость] (город) крепость.

435 Софийского.

436 ни] на

437 малолетным.

438 с изьявлением.

439 опасность.

440 Куру] Кур.

441 Куру] Кур.

442 времяна.

443 блиских.

444 с изьявлением.

445 ето.

446 *** свои ***.

447 *** "1588" ***.

448 в Больнисе] в Больниле.

449 в качестве] в Кягатве.

450 Парцхиисе

451 неизъяснимою.

452 церковь.

453 в Крим

454 Татар-Хана

455 к Казакскому.

456 Казакскому.

457 Гремы.

458 церковъ.

459 дерским.

ДАВИД БАГРАТИОНИ

ИСТОРИЯ ГРУЗИИ

§ [121].

Первые времена Росто / 265r / мова царствования возмущены раздорами турков с персиянами, в которые вовлечена была и Иверия. Турецкий султан Амурат IV /, вступив в персидские владения с многочисленными войсками, овладел городом Ереваном. Шах Сефи не мог противостоять сему сильному и страшному неприятелю и по некотором времени заключил мир с Амуратом, отдав ему Ахальцихскую провинцию, Имеретию и половину Туркистана, а султан возвратил / 265v / шаху Ериван и оставил притязания свои касательно Карталии, Кахетии и Ширвана.

По прекращении сих волнений, царь Ростом обратил попечения свои на устроение порядка внутрь своих владений. Приводя в цветущее состояние занятия всех гражданских сословий, он возобновил стены Тифлиса. По видам общественных выгод он сделал редкий в Азии мост чрез реку Кция, известный доныне под названием / 266r / Разломанного, а азиатцы и россияне называют оный Красным.

Царь Ростом, не имея детей, ни близких 460 родственников, объявил преемником царства мухранского князя Вахтанга 461, своего племянника, который впоследствии 462 времени сделался магометанином и был назван Шанавазом. Шах Абас II-й принял Шанаваза 463 в особенное cвоe покровительство, как одноверца, и поставил его царем в Иверии по смерти Ростома. [149]

/ 266v / § [122].

Царь Вахтанг 464 или Шанаваз, вспомоществуемый шахом Абасом II-м, соединил под власть свою Карталию, Кахетию и Имеретию и кахетинский народ поручил в управление сыну своему Арчилу. Кахетинцы, усмотрев, что царь Шанаваз, как магометанин, руководствуется в учреждениях своих приказаниями персидского шаха, произвели мятеж, в намерении избавиться от властительства чужеземцев.

/ 267r / Для прекращения сих волнений и для обессиления кахетинского народа шах Абас послал из Персии многочисленную орду кочующих магометан, чтоб поселить их посреди Кахетии. Тогда князь кахетинский Бидзина Чолокаев 465, предвидя следствии пагубных замыслов персидского владетеля, вооружился явным образом и с помощью ксанских воеводов, князей Еристовых Елизбара и Шалвы, изгнал из своего отечества пришедших магометан / 267v / для поселения в Кахетии. Но царь Шанаваз, боясь, чтоб защитники Кахетии не обратили против его своих сил, доставил способы Пейкар-хану, бывшему тогда комендантом в кахетинских крепостях, уловить князей Бидзину, Елизбара и Шалва. Сии несчастные, обложенные оковами, были представлены к шаху, который, сколько ни был раздражен их поступком, однако уважая их мужество, предложил им принять магометанскую веру и, / 268r / за упорство, велел предать их смерти.

Жестокосердые исполнители воли злого 466 тирана отсекли голову князьям Елизбару и Шалве, а тело князя Бидзина 467 разрезали по составам. Грузинская церковь 468 признает сих страдальцев священномучениками и [празднует] в 18 день сентября месяца. Мощи сих мужей, пожертвовавших жизнью за православную веру, принесены в иверский монастырь, Икорта называемый, и доныне опочивают в оном.

/ 268v / В скором времени после сего жалостного происшествия царь Вахтанг 469 или Шанаваз умер, оставив преемником царства сына своего Арчила.

§ [123].

Властительство персидских шахов еще продолжалось над иверскими владениями. Арчил III-й признал себя зависимым от шаха Сулеймана, Абасова сына, и был утвержден им на престоле своих предков. Вступив в правление Карталиею, Кахетиею и Имеретиею, / 269r / сей царь имел все способы к соделанию [150] своих подданных счастливыми, но подозрения персидского владетеля воспрепятствовали ему привести к окончанию предприятия, полезнейшие для иверских народов. Не терпя порабощения власти жестокого тирана, каков был шах Сулейман, царь Арчил с душевным прискорбием принужден был оставить свои владения — Карталию, Кахетию и Имеретию, — где не мог он / 269r / действовать по благонамеренным своим видам, и удалился в Россию к государю Феодору 470 Алексеевичу. В сей стране он кончил спокойно свою жизнь, пользуясь великими щедротами милосердых и человеколюбивых российских монархов, получив от них более 20 т. 471 душ крестьян во владение потомственное.

§ [124].

По прибытии царя Арчила III-го в Россию, внук царя кахетинского Теймураза Ираклий, / 270r / воспитанный в России, возвратился из России в свое отечество для принятия царской власти над кахетинским народом. Ничто ему не воспрепятствовало вступать на престол своих предков, но он должен был поработить себя властительству персидского шаха. Дабы твердым быть на престоле, он обратился в магометанство и, по малодушию своему, подстрекаемому властолюбием, оставил православную веру своих предков. Сей царь имел разные / 270v / имена: до принятия им магометанства иверцы называли его Ираклием, в России именовали его Николаем, а персияне дали ему, как одноверцу своему, имя Назар-Али-хана. Шах Сулейман оставил во власти его Кахетию и Карталию. Но Гуссейн, сделавшийся шахом после отца своего Сулеймана, признал царем карталинским Георгия, брата царя Арчила, удалившегося в Россию. При таковых разделениях, ни какового общественного устройства / 271r / не могло быть в Иверии.

Чрез несколько времени царь карталинский Георгий был призван в Персию шахом Гуссейном, который послал его своим наместником в Кандаарскую область тогда, как Мирвейс вооружал народы, обитающие в сей стране, против персидского правления, находившегося в руках евнухов, овладевших слабою душою беспечного шаха Гуссейна. По укрощении волнений в кандаарском народе, царь Георгий побудил Мирвейса извиниться / 271v / пред самим шахом в дерзости, учиненной произведением мятежей. Сей коварный кандаарский вельможа, прибыв в Испагань и увидев шаха Гуссейна, погруженным 472 [151] в сладострастие и беспечность, обратился к евнухам, ослепил корыстолюбивую душу сих алчных чудовищ и столько успел в своей хитрости, что шах, признав его преданейшим из своих рабов, позволил ему возвратиться в Кандаар.

Мирвейс, по возвращении своем в отечество, умыслил злодейским образом изба / 272r / виться от царя Георгия, которого он более боялся, нежели шаха. Злонамеренный кандаарский вельможа, призвав царя к себе на пиршество, отсек ему голову и произвел мятежи большие, нежели прежде против персиян, утеснявших народы, обитающие в Кандаарской области.

Таким образом, погиб царь Георгий и, по смерти его, шах Гуссейн отдал Карталинское царство Кайхосру, племяннику царя Георгия, позволив ему именоваться персидским сардалом, то есть фельдмаршалом, / 272v / в вознаграждение услуг, оказанных царем Георгием в Кандааре.

§ [125].

Кратковременное царствование Кайхосра не представляет ничего достопамятного для потомства. В то время, как царь Георгий находился в Кандааре, Карталия была под властью кахетинского царя Ираклия или Назар-Али-хана, который с жестокосердием, свойственным магометанину, управлял карталинским 473 народом. Царь Кайхосро принял 474 оный в свое правление по воле / 273r / персидского шаха и скоро умер.

§ [126].

По смерти Кайхосра сделался царем в Карталии дядя его Леон III-й. Имея благонамеренные виды для выгод и счастья своих подданных, сей царь не мог привести в действие полезнейших своих умосоображений, восхищаемый и утесняемый властительством персидского шаха Гуссейна. Предоставив времени совершение своих благих намерений, он старался воспитать сына своего Вахтанга 475 в правилах / 273v / непоколебимой попечительности о благе иверского народа.

§ [127].

Вахтанг 476, вступив на престол по смерти отца своего царя Леона, обратил всевозможные свои тщания к водворению порядка в своих владениях и, для предотвращения неудобств [152] в совершении начатого, отправился к персидскому шаху Гуссейну, оставив наместником своим в Грузии брата своего Симона. Шах, увидев пред собою покорным царя Вахтанга 477, начал преклонять его / 274r / к принятию магометанства. Царь иверский воспротивился убеждениям персидского властителя и был взят под стражу, по приказанию раздраженного им врага христианской веры.

После таковых усилий, шах Гуссейн поставил царем в Карталии Вахтангова 478 брата Иесея потому, что сей принял магометанский закон и был назван Али-Кули-ханом. Во времена Иесея лезгины начали делать набеги на грузинские селения, что случилось в 1707 году. / 274v / К пагубным опустошениям сих варваров присоединились другие ужаснейшие бедствия, которые в то время претерпели иверские народы. Во всех иверских провинциях саранчою истреблен был посеянный хлеб и жители обременены были голодом, не находив нигде помощи.

Пострадав три года в Персии, царь Вахтанг 479 показал преклонность быть магометанином. Как скоро совершены были над ним обряды, установленные лжепро / 275r / роком, то шах Гуссейн возвратил ему Карталинское царство, наименовав его персидским сардалом и адребежанским генерал-губернатором, а сына его Бакара признал наместником его в Грузии. По возвращении своем в отечество, царь Вахтанг 480, наружно показывая себя магометанином, а в сердце своем имея напечатленным православное вероисповедание своих предков, управлял кротко и благо / разумно Иверией по Законам греческим, а для купечества — по Законам армянским, а так же и по Уложению царя Георгия IV / 275v /, к которым законам присовокупил потом и свое особенное Уложение.

В царствование родителя моего Георгия XIII мне поручено было пополнить и в большую ясность привести древние узаконения. Стараясь споспешествовать пользам своего отечества и руководствуясь раз / 276r / ными законами, я присовокупил к древним грузинским узаконениям многие постановления, которые найдены были полезными для иверских народов.

Кахетиею же в то время управлял царь Давид V / III, который, боясь персиян, принял магометанский закон и был назван Имам-Кули-ханом 481. По смерти сего сделался царем в Кахетии брат его Константин III, который, по принятии / 276v / магометанства, был наименован Магомед-Кули-ханом. Тамаз, сын шаха Гуссейна, быв наместником Адербежана, лишил Вахтанга 482 Карталинского царства и отдал оное Магомед-Кули-хану, [153] то есть Константину. По сем Тамаз исходатайствовал ему у отца своего шаха Гуссейна чин испаганского губернатора. И Магомед-Кули-хан, управляя Испаганом, ввел такое устройство в сей персидской столице, что / 277r / оной доныне называют рачительных своих правителей — последователями Магомед-Кули-хана, говоря: “он судит, как Кули-хан”. Пользуясь полною доверенностью шаха и благодарным расположением жителей, Магомед-Кули-хан снискал великие сокровища и употребил оные на полезное. Он построил в Испагане великолепный для себя дом. купил гостиный двор и несколько садов, и купчая, касающиеся его /277v/ имения хранились у деда моего, царя Ираклия, но во время нападения на Грузию, учиненного Ага-Магомед-ханом, утрачены со многими другими актами.

Когда Магомед-Кули-хан прибыл из Персии в Иверию с позволением от шаха Гуссейна владеть Карталией, тогда царь карталинский Вахтанг 483, воспротивясь насилиям персидского властителя и несправедливым домогательствам кахетинского царя, укрепился в Тифлисе, дабы защитить / 278r / законные и нерушимые свои права на наследие своих предков. Магомед-Кули-хан, приведши лезгинов, изгнал Вахтанга 484 из Карталии и овладел Тифлисом. Но Вахтанг 485, в гневе и отчаянии, призвал турков и отдал им свои владения, что произошло в 1721 году. Турки, достигнув пределов Иверии, овладели Карталиею и царь Магомед-Кули-хан, не находя способов к оказанию сопротивления сим неприятелям, удалился в Кахетию. Он надеялся / 278v / получить помощь от персиян. Но сии скоро, после его несчастий, утеснены были авганцами под предводительством Махмуда, Мирвейсова сына, который, овладев Испаганом, уловил в плен самого шаха Гуссейна и истребил весь его род, кроме сына его Тамаза, укрывшего от неприятелей в городе Астрабате у Пати-хана, деда Ага-Магомед-хана.

Между тем, как в Персии продолжались народные возмущения, авганцами произведенные, в которые вмешались / 279r / и турки под предлогом защиты прав Тамаза, царь Вахтанг 486 жил в Имеретии, ожидая благоприятного времени для возвращения Карталии в свое владение. Но видя надежды свои тщетными, он отправился в Россию и, по прибытии своем в город Царицын, услышал о кончине императора Петра Первого, по восшествии на престол императрицы Екатерины Первыя. Сия монархиня приняла несчастного царя весьма милостиво [154] и пожаловала ему орден святого Андр[е]я Первозванного.

/ 279v / По отбытии царя Вахтанга 487 из Иверии, брат его Иесей в другой раз принял магометанство, по турецким обрядам, и получил от турков во владение свое Карталию с возвращением ему царского титула, которое ж имел в то время, когда Вахтанг 488 находился в Персии под стражею. Турки, господствуя в Иверии, уловили в плен кахетинского царя Магомед-Кули-хана, отсекли ему голову и овладели Нижнею Кахе / 280r / тиею, а в Верхней поставили царем Теймураза II-r / o, брата убитого ими Магомед-Кули-хана, а моего прадеда.

При таких возмущениях не могло быть в Иверии ни малого устройства. Города и села были опустошаемы неприятелями, которые, под видом охранения права преемников царства, обременяли народ насилиями всякого рода.

В повествовании о притеснениях, претерпенных тогда грузинами от турков / 280v / не излишним почел я упомянуть о поступке одного священника, который пожертвовал жизнью в непоколебимом соблюдении правил веры. Когда грузины усмотрели, что начальники турецких войск не оказывают ни малого правосудия по жалобам обиженных и не обуздывают насилий и грабежей, чинимых их подчиненными, то сами начали защищать свою собственность всевозможными способами и охранять себя оружием от насилия / 281r / грабителей. По таковом ожесточении, один грузин, защищаясь от турка, хотевшего отнять нечто насильственным образом, убил сего дерзкого 489 я сокрылся. Подозрение обратилось на другого и сей несчастный приговорен был к смертной казни.

Убийца злодея, видя, что невинный вместо него погибает, прибег к своему духовному отцу и изъяснялся как на исповеди в том, что он убил турка, но, имея семейство, боится открыть свой поступок для / 281v / спасения жизни невинного. Тогда священник, убежденный правилом веры, что добрый пастырь полагает душу свою за овцы, предстал пред турецкое судилище и просил пощадить осужденного невинно. “Кто ж виноват?” — спросил его паша. “Не он и не я, — отвечал священник, — но только в том клянусь именем божиим, что приговоренный к смерти не был убийцею турка”.

Паша угрозами побуждал его показать убийцу и, раздраженный его тайною (bis), велел освободить / 282r / осужденного к смерти, а священнику отсечь голову. Столь сильно действие [155] веры, столь твердо грузинские священнослужители соблюдают ее правила.

§ [128].

Теймураз II-й царствовал в Кахетии, как Надир, по [н]извержении Тамаза, защищаемого турками, объявил себя шахом. Одержав победу при городе Ериване над турецким сераскиром Корпили-оглу и изгнав турков из Тифлиса и некоторых других иверских провинций, сей персидский / 282v / властитель поставил в Карталии своих ханов. Но чрез несколько времени он отдал Карталинское царство Али-хану, сыну племянника царя кахетинского Теймураза II-го. Причиною счастья Али-хана были заслуги, оказанные Надиру родителем 490 Али-хана Магомед-мирзою, племянником царя Теймураза, который пожертвовал жизнью своею для спасения сего шаха в сражении с турками под городом Багдадом 491, где паша Топал-Осман рассеял персиян и сам / 28Зr / Надир, бросив подстреленную лошадь свою, остался пешим и был бы уловлен в плен или убит. Но Магомед-мирза, царя кахетинского Давида сын, а племянник царя Теймураза, увидев предводителя своего в такой опасности, отдал ему свою лошадь, а сам был окружен турками и рассечен на части. Потом шах Надир и наградил за сие сына его Али-хана Карталинским царством. Вто время некто, по имени Саам, оказался в Адербежане и, назвав / 283v / себя сыном шаха Гуссейна, пришел из Ширвана в Ган[д]жу с намерением возмутить народы против Надира. Царь Теймураз, уловив сего мятежника, поручил сыну своему Ираклию отвести его в Персию. Шах Надир, наказав самозванца, благодарил царя Теймураза за усердие и отдал ему провинцию Арагви в вознаграждение услуг, какие оказал сей царь истреблением в Карагаче турецкого войска, поспешавшего в Ширван на помощь Сурхаву, когда сей владелец сопро / 284r / тивлялся Надиру, с надеждою на содействия турков.

При всех усилиях царя Теймураза, подкрепленных ополчениями персиян, турки еще не были изгнаны из некоторых иверских провинций и, находясь в Руисе, послали немалое количество казны в Дагистан для собрания вооруженных лезгинов. Дабы уничтожить сии замыслы неприятелей, царь Теймураз приказал сыну своему Ираклию, возвратившемуся тогда из Персии в Кахетию, употребить все способы / 284v / к преграждению путей чрез Кавказс[к]ие горы. Ираклий, собрав войско, напал на турков, поспешавших в Дагистан, вступил с ними [156] в сражение в Арагве, победил неприятелей и овладел казною, которую они везли для преклонения лезгинов к принятию оружия против персиян я иверцев.

Шах Надир, обрадованный известием о сей победе над турками, взял у Али-хана Карталинское царство и отдал оное царю кахетинскому Теймуразу, / 285r / а Ираклия, его сына, а моего деда поставил царем в Кахетии, что воспоследовало в 1744 году.

Таким образом, цари Теймураз и Ираклий, приняв в правление свое Иверию, обратили попечения на приведение в устройство всего, что было разрушено и опустошено в пределах их владений от стоявших там немалое время турецких войск. Совокупными силами и неусыпною тщетностью сии цари восстановили тишину, учредили порядок дел, открыли пути народной / 285v / промышленности и оградили владения свои от пагубных вторжений внешних неприятелей и хищников, которыми окружена Иверия. Но в скором времени открылась преграда их благонамеренным и полезнейшим начатиям со стороны Персии.

Шах Надир, огорченный непостоянностью и возмутительным духом персиян, искал средств к укрощению строптивости своих подданных, для которых продолжительная тишина бывает утоми / 286r / тельным 492 состоянием. Употребив беспримерные жестокости, сей шах еще не мог быть удовлетворен в своих видах и по нетерпеливости, свойственной самовластным правителям государств, обременил жителей всех, подвластных ему стран, тягостнейшими налогами. По исчислениям шаха, Грузия должна была доставить полмил[л]иона рублей серебром. Народы, обремененные такою жестокостью персид / 286v / ского владетеля, произвели волнения и начали переселяться в другие страны.

Царь карталинский Теймураз, для предотвращения кровопролитий, сам отправился в Персию. Зная свойства шаха, он надеялся преклонить его к кротким мерам и избавить Грузию от налога, которым могли быть подавлены иверцы. Но, не достигнув Хоросана, он услышал, что шах Надир 493 был убит от Магомед-хана Каджара, который жил прежде / 287r / в городе Ереване и убить Надира преклонен был наущениями Надирова племянника Али-Кули-хана. По смерти Надира, сей Али-Кули-хан принял Персию в свое властительство и назвал себя Адиль-шахом. Царь Теймураз прибыл к нему для засвидетельствования покорности своей ибыл принят сим [157] зятем своим с отличными почестями, — ибо Адиль-шах 494 был женат на грузинской царевне, дочери сего царя Теймураза. / 287v / Адиль-шах 495 в первые дни своего властительства уничтожил все налоги, поставленные Надиром, и иверцы избавились от крайнего разорения. Но царь Теймураз скоро опечален был несчастием сего кроткого шаха. Брат сего нового шаха, именам Ибраим, бывши тогда генерал-губернатором в Испагане, подстрекаемый завистию, назвал себя независимым, преклонил на свою сторону Амир-Аслан-хана, управлявшего Адребежаном, / 288r / вышел с многочисленным ополчением против Адиль-шаха 496, победил его в сражении при городе Миане и захваченному в плен шаху выколол глаза.

Во время таких возмущений между персиянами, царь Ираклий имел пребывание в Тифлисе, а царь Теймураз еще находился в Персии. Иверцы избавившись от налога, поставленного Надиром и названного Арбабскою эпохою, начали безмятежно заниматься рукоделиями и торговлею, / 288v / чему особенно споспешествовали неусыпные попечения царя Ираклия о благе народов, обитающих в Иверии.

Однако волнения, возникшие в Персии по смерти Надира, коснулись и иверских владений. Килижли-Али-хан, бывший некогда губернатором в Грузии, быв начальником после в городе Ган[д]же и умыслил возвыситься свойственными персидским ханам средствами. Он, нашедши одного развратного персиянина, назвал его сыном / 289r / шаха Гуссейна и с многочисленною толпою своих приверженцев приступил к Тифлису, в намерении преклонить царя Ираклия к принятию участия в его замыслах. Царь Ираклий, рассеяв сих мятежников, изгнал самозванца и его соумышленников из пределов Иверии.

По отвращению сих возмущений, царь Ираклий принужден был принять оружие против Абдула-бега, сына бывшего карталинского царя Иесея. Сей Абдула-бег, поставленный от / 289v / царя Теймураза начальником в Сомхетии, вступил в соумышления с бывшим тогда в Тифлисской крепости комендантом персиянином Дура-ханом, испросил войска 497 от адребежанского правителя Амир-Аслан-хана и предпринял овладеть Карталиею, в которой был некогда царем отец его Иесей. Но намерения сего мятежника были тщетны. Царь Ираклий с малым числом грузин одержал победу над своим / 290r / неприятелем, который вступил в Иверию с многочисленными персидскими войсками. В сражении с Абдула-бегом грузины оказали беспримерную храбрость и в такой страх привели персиян, [158] что один садовник армянин взял в плен десятерых персиян и привел их к царю.

По уничтожении замыслов Абдул-бега, царь Ираклий обратился против лезгинов, которые вторглись тогда / 290v / в селение Мартиоби и опустошили оное. Сии хищники с великими добычами возвращались уже в свои жилища, как царь Ираклий с некоторым числом отважнейших из иверского народа, догнав, утеснив и обратив их в бегство, взял все, что грабители влекли с собою в плен. Устрашенные опустошители старались укрыться бегством, но крайнею поспешностью пробегая по берегу реки Иоры, были поражены непредвидимым /291r/ и ужасным бедствиям: от сильного топота их лошадей обрушилась высочайшая над ними гора и подавила пятьсот лезгинов с лошадьми. Но сии бегущие лезгины, встретившись с другою толпою лезгин и соединившись вместе, они напали на царя Ираклия, расположившего тогда стан свой в месте, называемом Дедопалисцкали. Но претерпев еще поражение от царя, удалились в свои жилища.

/ 291v / По изгнании сих хищников из пределов Иверии, царь Ираклий пришел в Тифлис и изгнал из Тифлисской крепости персиян. В то время царь Теймураз возвратился из Персии в Иверию и вступил паки (sic) в правление Карталии спокойно. Но как в Персии сделалось замешательство после убиения Ибраим-шаха от внука шаха Надирова Шаруха, которого потом народ персидский и самого сего Шаруха, / 292r / поймав и выколов глаза, сделали слепого шахом, то во время сие усилился в Адербежане Мамед-хан Каджар, убийца шаха Надира. Он, пришед под Еривань, начал оный блокировать.

Тогда царь Теймураз, по просьбе ериванцев, пришел с войсками на помощь ериванцам, куда вперед послал с авангардом сына своего, царя Ираклия, который, встретившись с Мамед-ханом 498, разбил его тогда же, после чего Мамед-хан бежал в крепость Хортураб. / 292v / Но [он] был там царем Ираклием взят [в плен] и представлен царю Теймуразу, который принял его с честью и с честью же потом дал 499 ему свободу и отпустил на волю; на Ериван 500 же наложил дань, которую они и платили всегда, даже до времени моего правления Грузиею. Потом царь Теймураз, по собрании войск, поспешил оказать помощь жителям города Ган[д]жи, который был окружен тогда войсками шушинского Пана-хана. Сей, узнав оприближении / 293r / царя, оставил осаду Ган[д]жи. Но царь Теймураз преследовал его, вступил с ним в сражение и победил [159] Пана-хана Карабагского. Избавив ган[д]жинцев от предстоявшей им опасности, царь Теймураз, вступил в совещания с шакинским ханом Аджи-Чалабом и пошел вместе с ним наказать чарцев за чинимые сим народом набеги на иверские селения. Но Аджи-Чалаб, завидуя могуществу иверских царей, изменил царю /293v/ Теймуразу, соединился с дагестанцами и чарцами, напал на иверские войска совсем неожиданно и обратил оные в бегство.

Обстоятельства воспрепятствовали царю Теймуразу отмстить 501 коварному союзнику за пагубную его измену, ибо Азат-хаи, один из мятежников, возмущавших Персию, приступил тогда к городу Еривану и угрожал жителям оного разорением и пленением. Ериванцы, [не] находя себя в состоянии оказать / 294r / сопротивление сильному и жестокому своему неприятелю, прибегли к царю Теймуразу и он, как из жалости к осажденным, так и для воспящения умножению сил мятежника, послал сына своего царя Ираклия с некоторым числом войск против опустошителя Ериванской области.

Азат-хан, окруженный многочисленными толпами своих приверженцев, с презрением смотрел на малочисленность иверских войск и пред начатием сражения / 294v / велел на прекрасных коврах поставить пред собою кушанье, предварительно торжествуя победу над неприятелем, который, по его мечтаниям, искал сам себе смерти. Прежде еще нападения, два отважнейших авганца обещали Азат-хану непременно поймать и привесть царя Ираклия к Азат-хану. И во время сближения один из них вызвал именно царя на единоборство, а другой требовал против себя наихрабрейшего / 295r / из всех. Царь Ираклий и подлинно вышел, а с ним вместе и князь Луарсаб Макаев и, в виду обоих армий, царь Ираклий поразил одного авгана мгновенно, а другого поразил так же князь Луарсаб. После чего, ободренные примером царя, иверцы устремились столь сильно на удивленных персиян, что мгновенно обратили всех персиян в бегство, и Азат-хан нашел только средство, чтоб спасаться бегством [так], что оставил 502 весь / 295v / свой лагерь и все сокровища в добычу победителям. Иверцы, узнав потом о хвастовстве Азат-хана, уселись на коврах, разосланных для Азат-хана и уставленных различными яствами, [и] торжествовали победу над сильнейшим неприятелем.

Таким образом, охраняя своих соседей, иверские цари были уважаемы от владельцев окрестных стран и некоторые из сих платили им дань, дабы в опасных случаях / 296r / иметь защиту и помощь. Ган[д]жинский хан Шаверди, как весьма [160] близкий 503 владелец к иверским пределам, всегда был охраняем иверскими царями и пользовался особенными их о нем попечениями. Но в 1752 году он отложился от карталинского царя Теймураза и отрекся платить дань, какая на него возложена была по взаимным условиям. Царь Теймураз вместе с сыном своим царем Ираклием вышли с немалым числом войск усмирить / 296v / сего неблагодарного своего союзника и побудить к соблюдению договоров. Но Шаверди-хан 504 предварительно вступил в соумышления с шакинским ханом Аджи-Чалабом 505, который, собрав великие толпы ширванцев и лезгинов, пришел к городу Ган[д]же, сразился с иверскими царями, кои с некоторым уроном возвратились. Аджи-Чалаб, сколько ни был предприимчив, однако не отважился приступить к пределам Иверии. Но по некотором 506 вре / 297r / мени сын его. Ага-Киши, сделавшись в Шакинской области ханом, вторгся в пределы Иверии сдагистанскими, ширванскими, дербентскими и ган[д]жинскими войсками и поставил стан свой в Байдаре, расстоянием на 50 верст от Тифлиса.

В надменной мечтательности о своих силах, он требовал [покориться его желаниям обоим царям Иверии], именем Мамед-Асан-хана, усилившегося тогда в Персии. Но царь Теймураз немедля соединил свои войска с войсками, приведенными царем Ираклием / 297v / из Кабарды, устремился на Ага-Киши, поразил ширванцев и дагестанцев и самого Ага-Киши поверг в такую опасность, что он едва мог спастись бегством в город Шаки. В сем сражении цари Теймураз и Ираклий лично начальствовали над войсками, которые, быв ободрены примерною неустрашимостию своих предводителей, в первом движении раздробили толпы неприятелей, обратили их в бегство и на растоянии 50 верст пресле / 298r / довали их, поражая и истребляя приведенных в расстройство.

Но сим не были прекращены беспокойствия в иверских владениях. Нурсал-бек, аварский владелец, с лезгинскими войсками приступив к пределам Иверии, окружил крепость Мчадис-джвари 507, но царь Теймураз рассеял и прогнал сих хищников.

В то же время издавна остававшиеся для жительства в Иверии татарские орды переселились в Ереванскую область.

Царь Ираклий, посланный отцем своим для возвра / 298v / щения оных, принудил татар прийти в прежние жилища, а с ереванцев [161] взял штраф за то, что они позволили татарам вступить в Ериванскую область.

Под бдительным правлением царей своих иверцы сделались безопасными от нападений окрестных владельцов, одни только лезгины не могли быть обузданы в своих хищениях. Собираясь тогда в местечке Гартискаре, сии горцы немалыми толпами нападали на иверские / 299r / селения и, опустошив оные, увлекали людей. Царь Ираклий сам вышел с довольным числом войск для прекращения беспокойств и пресекши дорогу хищникам, истребил всех.

По восстановлении тишины отовсюду, цари Теймураз и Ираклий видели владения свои в цветущем состоянии. Но в 1757 году Иверия претерпела ужасные бедствия, которых невозможно было предотвратить царям, имевшим / 299v / отеческие попечения о своих подданных. Все иверские провинции пострадали тогда от голода и многие жители оных, не находив ничего, кроме растений для своего пропитания, рассеялись по чужим владениям.

При столь тягостном положении народа, лезгины великими толпами вторглись в Карталию, а турки от Ахалциха и, разорив селения Али, разделились на две части, из коих одна окружила крепость Атоци, а другою [была] осаждена крепость Авневи. Царь / 300r / Теймураз немедленно собрал войска и пригласил имеретинского царя Соломона I-го в содействие к изгнанию хищников из пределов Иверии. Совокупными силами они обратились на осаждавших крепость Атоци и поразили неприятелей, которые, обратившись в бегство, бросили все похищенное ими в Карталии. Но другие, услышав о сем, оставили осаду крепости Авневи и удалились из Иверии в ночное 508 время.

Во времена царя Тейму / 300v / раза католикос 509 Антоний склонился принять католическое вероисповедание, по проискам католических, в Тифлисе находившихся монахов. По сей причине [он] уволен был от своей паствы и отправился в Россию. Императрица Елизавета 510 Петровна пожертвовала ему в правление Владимирскую епархию.

В 1759 году царь Теймураз отправился в Россию, боясь Азат-хана, который, овладев Ираком и Адребежаном, назвал / 301r / себя шахом и злобствовал на иверских царей за претерпенное им от царя Ираклия поражение при городе Ериване. Отбытие в Россию царя Теймураза состояло единственно в том намерении, дабы испросить помощи от императрицы Елизаветы 511 [162] Петровны. Но кончина монархини воспятила совершению его намерений, столь спасительных для народов, обитающих в Иверии. Находившись несколько / 301v / времени в Санкт-Петербурге 512, он сам умер и похоронен в Астраханском соборе.

По смерти [Теймураза II-го], сын его кахетинский царь Ираклий принял в свое владение Карталию, наименовав себя царем Карталинии и Кахетии, совокупно. По смерти царя Теймураза, царь Ираклий [вызвал Анто



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: