Текст воспроизведен по изданию: Давид Багратиони. История Грузии. Тб. Мецниереба. 1971 4 глава




/ 77r / Но иверяне нимало сим не укротились. В скором времени по отступлении Сумбата они возобновили свои хищения 149 на пределах Армении. Тогда Арташес послал к Иверии младшего сына своего Зарде с многочисленным войском; но не начальствовал над оным Сумбат — и Зарде, побежденный Парсманом, был уловлен в плен. По таковом происшествии Арташес просил Парсмана о заключении мира и [67] освобождении из плена сына его Зарде. По весьма выгодным распоряжениям, Парсман заключил мир и освободил Зарде.

В то время царь иудейский Ирод, который имел в супружестве Веренику, / 77v / дочь Агриппы Старшего и сестру Агриппы Младшего, произвел мятеж против римлян и отверг зависимость от их властительства. Император Клавдий лишил его царства. Но Вереника, дабы оправдать мужа своего, прибыла 150 в Рим. Клавдий, влюбившись в нее страстно, отдал ей во владение Колхиду, в которой Вереника царствовала малое время, ибо скоро умер ее муж и она вступила в супружество с киликийским царем Палемоном, а Колхида беспрепятственно присоединена была к Иверии, по естественной смежности оных стран.

В то 151 время в Риме Нерон, наследовав императорским престолом Клавдия, послал войско для покорения / 77v / Армении 152. А как Армения 153 была в связи с Персией, то царь Арташес призвал на помощь Дирита, брата персидского царя Дараса, находящегося с войском на границах Армении 154 Римляне, вступив 155 в пределы Великой Армении 156, предложили соединиться 157 с ними грузинскому царю Парсману, который, имея ненависть к персам и армянам, принял предложение и соединился с римлянами. Персы и армяне были разбиты и прогнаны из Великой Армении 158, а римляне дошли до Малой Армении 159, даже до границ Грузии 160 и расположились при местечке Абарани. Царь же персидский Дарас, возвратившись с победою из Иркании 161 и узнавши о победоносном шествии римлян, не мешкав, подвинулся к ним многочисленным войском и, вкупе с армянами, сразился с римлянами [68] при местечке Абарани, где победил их, как упоминает армянский историк Михаил Чамчиан 162, и стал угрожать иверцам.

Царь иверский Парсман был столь храбр, что отражал все усилия персов и армян мужественно. Между тем, Нероном было войско вторично послано [против] персов, кои 163 заключили 164 между собою мир. И римляне, по причине приходившегося замешательства в Риме и смерти императора, возвратились в свое отечество, и Грузия освободилась от ига римского.

Таким образом, Парсман, преодолев / 78r / внешних своих неприятелей, обращал все старания свои ко внутреннему благоустроению своего царства. Но Арташес, питая непримиримую против него вражду и не находя себя в состоянии нанесть ему вред открытым образом, изыскал способ к погублению иверского царя в сокровенном злодействе. Один персидский повар сделался орудием гнусных его ухищрений. Наущенный Арташесом и обольщенный его обещаниями, сей персиянин, пришедши в иверский город Мцхет, в котором имел пребывание Парсман, объявил, что он признан искуснейшим в приготовлении яств. По народному разглашению о его / 78v / искус[с]тве, он был взят в царский дом, показал себя достойным доверия и потом умертвил царя Парсмана ядом, положенным в яства.

Сим происшествием иверцы повержены были в жестокую горесть. Они соболезновали о том, что лишились царя милостивого, щедрого, сострадательного и в воинских качествах бывшего для них примером. В потомственное уважение его дел они дали ему наименование Квели, то есть Добродетельный.

§ 55.

По смерти Парсмана иверяне возвели на престол младшего сына его Адама, / 79r / ибо Родомант умер прежде своего отца.

В царствование Адама иверцы не имели войны с соседственными народами и не видели никаких внутренних возмущений, подобных тем, которые произошли от взаимного [69] раздора между Парсманом и Мирдатом. Не было учинено перемен в общественном устройстве и как царь, так и подданные его, соблюдая обычаи предков своих, не встречали препятствий для народного спокойствия.

§ 56.

Сын Адама Парсман сделался царем по смерти своего отца. Но как он тогда был еще в юных летах, то бабка его, / 79v / жена царя Парсмана, управляла царством. Достигнув совершенного возраста, Парсман вступил в управление Ивериею сам и, следуя во всем своему отцу, оставил царство свое счастливым во власть сыну своему Амзаспу.

В царствование 165 его римский император Траян, испытав успех своего оружия против датского короля Деневала, обратил потом оное к Востоку. Победив парфян и ассириян, вступил в Армению и наложил на иверцев новое иго римлян.

§ 57.

В первые годы Амзаспова царствования гунны, аланы и другие народы, перешед Кавказские горы, утеснили иверцев. Амзасп обращался всюду для охранения своих владений. Наконец, неприятели приступили к городу Мцхети. Амзасп с отборными своими войсками вышел против чужеземцев, опу / 80r / стошавших его царство, и под стенами сего города произошло сражение, в котором Амзасп убил своею рукою пятнадцать рыцарей из аланского народа. В последующий день один аланский же рыцарь, отличившийся своею силою и неустрашимостью, вызвал царя на единоборство, но был побежден и убит от Амзаспа. Потеряв храбрых своих воинов, аланы приведены были в ослабление и Амзасп, побеждая их во всех местах, изгнал их из Иверии. По сем он собрал немалочисленное войско, перешел чрез Дариел, провел иверцев чрез реку Терек, достиг реки / 80v / Вардан (Кубань) и, наказав аланов, возвратился в свое царство.

Возгордившись успехами в войне, Амзасп начал оказывать крайнее нерадение о гражданских делах и, дав особенные преимущества одним воинским чиновникам, презирал гражданских. Сие было причиною, что во внутренних распоряжениях царства открылись великие беспорядки и беспечность гражданских чиновников, презираемых царем, привели все в смятение. Народ начал ненавидеть Амзаспа, а вельможи, раздраженные его гордостью, изгнали его из отечества [70] и просьбами своими преклонили / 81r / армянского царя Тиграна к тому, что он позволил младшему сыну своему Реву быть царем в Иверии.

§ 58.

Царствование Рева для отдаленного потомства достопамятно тем, что он запретил приносить младенцев в жертву идолам и учредил, чтобы при капищах был закаляем скот. С того самого времени существует доныне сей обычай в Иверии, ибо и в настоящие времена иверцы приводят скот к церквам для жертвоприношений.

Мирные качества Рева были преградою для соседственных народов к / 81v / произведению возмущений на пределах Иверии, а предусмотрительность и правосудие, соблюдаемые им с необоримою твердостью духа, охраняли внутреннее спокойствие иверцев. Но сей царь, столь миролюбивый, принужден был поднять 166 оружие, дабы отразить неприятеля, приступившего к пределам его царства для порабощения оного под иго тиранского властительства. Амзасп, изгнанный из Иверии за гордость и пренебрежение отечественных обычаев и презрение гражданских прав, скрывался в Персии и, по испрошении помощи от / 82r / персиян, предпринял возвратить под власть свою иверцев. С персидскими войсками он спешил преодолеть народ, возненавидевший его. Но Рев уничтожил пагубные его умыслы побеждением персиян и, в сражении с иверцами, Амзасп лишился жизни

По сем Рев царствовал спокойно и, имея супругою своею Сефору, дочь одного знаменитого понтийского вельможи, был счастлив в семейственной своей жизни.

§ 59.

По кончине Рева, иверяне возвели на престол сына его Ваче, в царствование коего Иверия ограждена / 82v / была тишиною и спокойствием. Соседственные народы уважали его добродетели, а подданные его обретали в нем отеческие попечения о их благоденствии. Все изящества души человеческой проистекают от воспитания, и Ваче, в юных летах своих руководимый благоразумными правилами отца его Рева, показал совершенства своих чувствований в кротком и миролюбивом правлении Ивериею.

§ 60.

По смерти царя Ваче был царем иверским сын его Бакур, который, при спокойном управлении своем Ивериею, [71] по / 83r / строил город Бакурцихе (в Кахетии, близ Кизиха), но впоследствии 167 времени оный разорен.

Сей царь тщательно соблюдал постановления своих предшественников и, не делая перемен в общественном устройстве, охранял счастье подданных своих единственною бдительностью своею о предотвращении 168 замешательств в учрежденном порядке.

§ 61.

Сын Бакура Мирдат возведен на престол иверский по смерти отца своего. В то время как он царствовал в Иверии, Артаксер[к]с или Артаксар, как говорит Анкетиль, / 83v / сын одного башмачника, по имени Бабека, произвел в Персии мятеж против царя своего Артабана, который в одном сражении с сим народным возмутителем был побежден и убит. Артаксеркс, успев в своем злоумышлении, овладел Персидским царством и скоро по сем подверг Иверию под иго своего властительства. От сего самого Артаксеркса произошло поколение персидских царей, называемое Сасанианским или Хосроянским 169.

Но когда сей мятежник, достигший по своим злоухищрениям престола, был побежден римским императором Алексан / 84r / дром Севером, тогда иверцы, отвергнув зависимость от персидского самовластия, вступили под покровительство римлян. Приведши в безмятежное состояние своих подданных, царь Мирдат умер.

§ 62.

По правам наследия вступил на престол иверский сын Мирдата Аспагур. В то время владел Персиею Сапор, сын Артаксеркса, подобный своему отцу зверскими своими качествами. Сей, желая распространить свое властительство, обратился к Иверии, дабы поработить сию страну под иго жестоких его угнетений.

Царь Аспагур с поспешностью собирает войска, укрепляет пределы своих владений / 84v / и, приготовясь во всем нужном, идет против неприятеля, но на пути своем подвергся тяжкой болезни и умер. Иверцы скоропостижною смертью царя своего приведены были в отчаяние, однако Сапор не успел вступить в пределы Иверского царства. Причиною сего было то, что римский император Валериан шел тогда с [72] войсками для усмирения персиян в необузданной их дерзости. Сапор, узнав о сем, оставил свои намерения о порабощении Иверии и поспешил противостать римлянам. Скоро произошло сражение между сими неприятелями. Римляне были побеждены и император Валериан / 85r / взят в плен.

Сапор показал беспримерную жестокость в поступках своих с Валерианом. По приказанию Сапора, содрали кожу с римского императора, о чем упоминают 170 Анкитиль и Хронограф Греческой истории. Сколь тягостным бедствиям подверглась бы Иверия, если бы сей тиран поработил оную.

По смерти царя Аспагура не осталось наследника из мужеского пола, а только была дочь по имени Абешура. В таких обстоятельствах иверцы учредили вельможное правление. Но возмущения в соседственных владениях были причиною того, что сей образ об / 85v / щественного устроения недолгое время существовал в Иверии.

Тогда, как иверцы подчинили себя во власть вельмож своих, персидский царь Варан II 171 овладел Армениею и простирал виды свои к большим завоеваниям. Он встретил препятствия в своих замыслах, ибо сын армянского царя Косора Трдат 172, со многими армянскими вельможами, прибегнул под защиту римского императора Диоклитиана (о чем упоминает армянской историк Михаил Чамчиан) и с помощью римлян вступил на армянский престол по смерти отца своего Косора, которого армянский / 86r / вельможа, по имени Анак, умертвил ядом, по наущениям персидского царя Варана Второго.

По изгнании персиян из Армении Трдат 173 пошел с войском для укрощения базильцов, обитавших в Азиатской Сармации, которые производили опустошения на пределах Армении, вторгаясь в оную чрез город Дербент. Приступив к жилищам каркарцов близ нынешней Шуши, которые ныне каркирами называются, Трдат предложил иверцам, чтоб они, вооружась, соединились с ним для наказания хищников. Но иверцы не оказали согласия своего на предложение / 86v / армянского царя и остались спокойными зрителями войны Трдата с базильцами. Трдат победил неприятелей своих и, по благоприятном совершении своих предприятий, привел иверцов в сомнение о дружественных его с ними связях.

Таким образом, иверские вельможи, усмотрев, что их отечество подвергнуться может утеснениям чужестранного [73] владетеля, сознали полезным и нужным восстановить царскую власть, которая заключает в себе более средств к единодушному соглашению народа для предотвращения общей опасности. В сих размышлениях они / 87r / прибегли к персидскому царю Варану Второму и просьбами своими преклонили его к тому, что он послал младшего сына своего Мириана быть царем в Иверии.

Приняв иверский престол, Мириан вступил в супружество с Абешурою, дочерью царя Аспагура. И сие происшествие было началом поколения иверских царей, называемого Хосроянским 174.

Текст воспроизведен по изданию: Давид Багратиони. История Грузии. Тб. Мецниереба. 1971

Комментарии

1 ***: "Царь (sic) Давид. История Грузии".

2 Касреянского.

3 [в Карталии] в Картелии.

4 *** Панкис *** Абанта.

5 Сициллийский.

6 в последствии.

7 Кукуруза.

8 а вообще сия страна изобилует множеста сортов лечебными травами и цветами, годными для крашения, ***.

9 серебрянные.

10 антимония.

11 аметист.

12 Барсуки.

13 *** - на ***

14 *** форели, ***.

15 *** осетрина, *** - на ***.

16 *** там же - ***.

17 Мтквири.

18 Кура.

19 Лиагви.

20 Дион *** Рион-***.

21 Цхенис, Цкисли ***: Цхенис, Цхали-***.

22 ***

23 *** ножа или сабли ***: ножом или саблею.

24 или Хаик ***.

25 в Кур.

26 Кур.

27 Мавакана.

28 в Кур.

29 с Куром.

30 Зугдиди] Зубдит.

31 блиском.

32 Но *** писатели - ***.

33 ***: По сему армянские историки, по одному тщеславию своему для увеличения славы своей нации, называют Неврода убитым от Хаоса.

34 ***: Сие урочище лежит близ Мцхеты, называемое в древности Гамастисом или Армаз и ныне Алмасис-цхали, где и поныне существует башня.

35 в последствии.

36 *** "основанная''- ***.

37 Уплис Цихе.

38 *** Картлосом ***Хаосом

39 *** селениях *** провинциях.

40 властию.

41 в последствии.

42 ***таковое зверство *** сие.

43 *** котов *** волов, телят и баранов.

44 *** празднуя день его, приносят в жертву скот *** празднуют день его жертвоприношением подобно древним.

45 Лаше] Ласе.

46 *** собакам *** охотничьим псам.

47 епиптян - *** после нашествия Сезостриса.

48 Это ошибочное заявление исходило из того факта, что в грузинскую летопись была включена легенда о походе в Грузию Александра Македонского, который будто бы здесь так же, как и в других странах Закавказья и Азии, встретил варварские народы. Об этом подробно см. у К. Кекелидзе, Литературные источники Леонтия Мровели, Труды Тбилисского государственного университета, 3, Т6., 1923 (на груз. языке); В. Дондуа, Исторические разыскания, Тб., 1967, стр. 15—31 (на груз.языке); Г. С. Мамулия, Источники “Картлис цховреба” — свода древнегрузинских исторических сочинений (легенды об Александре Македонском. Среднеперсидский эпос), Автореферат канд. диссерт., Тб., 1965, стр.5—7.

49 Это высказывание, сохранившееся в XVIII в. как пережиток кровной мести, автор ошибочно увязывает с некрофагией.

50 Вероятно, что у некоторых ***.

51 Существует ***.

52 *** нечто идолопоклонническое *** некоторое празднество языческой (sic) их древности ибо.

53 одышцы] Одышцы.

54 так ***.

55 режут] режат.

56 Лиахви] Лягви.

57 *** Но при таковой жестокости есть у них обычай *** — сему *** ежели кто убьет человека...

58 обычаю] обичаю.

59 обычай] обичаи.

60 бои] бой.

61 издали]из дали

62 говорит] говорят

63 черкаскою.

64 бараньих.

65 *** и взамен шинели надевают бурку.

66 сброшен.

67 *** ибо в древности существовал у них сей обычай.

68 истинны.

69 истинны.

70 показывают.

71 сталмейетер.

72 флигель Адютант.

73 диван бегами.

74 бче] пче.

75 хевис бери.

76 ерис тава.

77 ***, Также *** живыми ***.

78 живыми.

79 ***, Равным *** не существовал ***.

80 обычай.

81 християнству.

82 истинны.

83 Эпитимия.

84 высокийм.

85 Илларион] Ларион.

86 Диодоха.

87 вепкис Ткаосани.

88 Хонский] Конький.

89 героической] геороической.

90 Саргис Тмогвели] Сергей Тмогви.

91 покоряема.

92 дашти-кипчагцов] Даштикипчигцов.

93 походу.

94 Семирамиды] Семирамид.

95 прошедши.

96 Анкитил.

97 Хозарами.

98 Хозаров.

99 Раны.

100 иверци.

101 Африсиаф.

102 Африсиаф.

103 Фридаос.

104 *** были ***: О сей войне упоминает Диодор в своей Истории.

105 скифи.

106 Калхидою.

107 ***

108 Куру] Кур.

109 *** отмелям *** землям.

110 Калхидскую.

111 опъянелости.

112 блиском.

113 утаевая.

114 Сванет] Суанет.

115 полицемейстеры.

116 разспределении.

117 *** Мхедрулихемс ***

118 годе.

119 ивероян.

120 сириан.

121 сириан.

122 Бартом - *** Б *** К ***Б.

123 правите/телем.

124 блиском.

125 непремиримого.

126 *** себя *** кинжалом - *** и себя.

127 покарясь.

128 Антропаданцов (sic).

129 в блиском.

130 *** "Между достопамятными происшествиями, случившимися в те времена, как Адерк царствовал в Иверии, вожделенное для всего человеческого рода есть Рождество Христово Спасителя" *** Последние времена ***

131 *** Христа ***.

132 в последствии.

133 Картама] Картома.

134 *** по причине *** опорочили.

135 Джуаншир.

136 дерскаго.

137 *** Арогви *** Арагви.

138 Санатрока] Сенатрика.

139 Арменского.

140 Мирдать.

141 Радоманта.

142 Мирдата] Митридата.

143 Мирдат] Митрыдат.

144 вступил] в ступил.

145 высасали.

146 блиска.

147 В блиском.

148 *** О семь и упоминает Анкитил.

149 хищении.

150 прибыли.

151 Таким образом Парсман преодолев, *** в то - *** время в Риме.

152 Армяний.

153 Армяния.

154 Армяний.

155 в ступив.

156 великой Армяний.

157 соединяться.

158 великой Армянии.

159 малой Армяний.

160 Грузии.

161 Ирканий.

162 Чамчани.

163 кой

164 закличили.

165 ***

166 подъять.

167 в последствии.

168 предотвращении.

169 Сасанианским или Хосроянским] Сосанианским, или Касреянским.

170 упоминают] упоминает.

171 *** Варан III, *** Варан Второй - ***.

172 Тридат.

173 Тридат.

174 Касреянским.

ДАВИД БАГРАТИОНИ

ИСТОРИЯ ГРУЗИИ

/ 87v / Отделение III. О царях Хосроянского 175 поколения

§ 63.

Мириан 176 был первый царь Хосроянского 177 поколения. В его царствование хазары 178 и гунны делали частые нападения на Гетару (Дербент) 179, но всегда были отражаемы и претерпевали великие поражения от иверцов, имевших тогда владения свои, простиравшиеся 180 по всему Кавказу от Черного моря до Каспийского, которыми царь Мириан 181 всегда предводительствовал сам. Равным образом он укротил народы, имевшие жилища в Кавказских горах до реки Вардана и производившие грабежи на пределах / 88r / Иверии.

Освободив и оградив свои владения от набегов хищных народов, царь Мириан 182 обратился с войсками против армянского царя Трдата, который попущал своим подданным быть дерзкими 183 в отношении к иверцам. Армяне были побеждены и, претерпев великие потери, оставили возмутительные свои виды. [74]

Царь Мириан 184, устроив спокойствие своих подданных, обратил попечения к семейственным своим расположениям. Он отдал дочь свою в супружество персиянину Фирузе, своему родственнику, и поручил в управление его провинции Рани 185 и Каркар (Карабаг). / 88v / В то время скончалась супруга его, царица Абешура. Царь Мириан 186 вступил в супружество с Наною, дочерью одного понтийского вельможи.

Тогда пришла из Греции в Иверию святая проповедница Нина. Прошедши провинцию Саатабаго 187, она прибыла в Урбнис, а из Урбниса в Мцхет. Один царский садовник принял ее в дом свой, как путешественницу из отдаленных стран, а жена сего садовника Анастасия оказала ей благодеяния, какие внушает нам странноприимство.

В последующий день отправляемо было при всенародном торжестве жертвоприношение богу Ормузу 188 или Армазу 189 / 89r / на там самом месте, которое называлось Гармастис, а ныне Армазис-цкали 190. При великом стечении народа, царь и царица были действующими лицами в отправлении сего языческого обряда. Среди пространной равнины стоял истукан Ормуза или Армаза 191 (Юпитера), покрытый золотом и украшенный драгоценными каменьями; истуканы Заденского Агримана, поставленного царем Парнаджома Четвертого Гаима (Сатурна) и Гаци (Марса), слитые из серебра, окружали оный. Народ в иступлении повергался пред бесчувственными изображениями своего ослепления. Радостные / 89v / крики и громкие пения потрясали воздух.

Святая Нина, увидев заблуждения иверцов и соболезнуя о народе, поверженном в постыдную идолопоклонническую мечтательность, удалилась в одну пещеру, близ сего места бывшую, и воссылала молитвы к творцу неба и земли, благоволившему искупить род человеческий кровию единородного сына своего Иисуса Христа, [чтобы] да разрушит идолов, обоготворяемых иверцами, ида вселит православие в сердце сего народа. Молитвы святой проповедницы вознеслись [75] к престолу всевышнего. Истуканы / 90r / были ниспровержены бурею, вос[с]тавшею в тот же день пред захождением солнца. Сильный град, удары грома и блеск молнии рассеяли народ. Святая Нина осмотрела место, где поставлены были истуканы, и нашедши все разрушенным, сознала ниспровержение оных чудесным действием воли всевышнего. Но иверцы, собравшись к царю и рассуждая о сем ужасном для них происшествии, приписали разрушение их идолов злобе халдейского и персидского бога Итружана, как говорится о сем в пространной Грузинской / 90v / летописи, с которым иверские боги всегда были в непримиримой вражде. Они, как говорили тогда иверцы, “незадолго пред сим навели 192 море на Халдейскую страну и потопили 193 халдейских богов, но ныне сии обиженные внесли бурю, гром, молнию и град в Иверию и поразили наших богов”. Таким образом судили тогда иверцы и уверяли друг друга, что злоба халдейских богов, а не другое что-либо, было причиною разрушения их идолов.

Святая Нина, пребывая в Мцхети, начала сокровенным образом проповедовать христианскую / 91r / веру и, сделав крест из того древа, под которым она всегда проводила ночь в молитвах, обратила многих в православие. Силою святого креста она показала многие чудеса в исцелении жестоких болезней. Сие спасительное действие совершено было над самою царицею. Она подверглась тяжкой болезни и врачи не могли найти средств к излечению оной, но молитвами святой Нины возвращено [было] ей здравие и царица приняла христианскую веру, как упоминается в Житии святой проповедницы Нины.

Царь Мириан был огорчен поступком / 91v / супруги своей, которая, по внушениям святой Нины, презрела идолопоклонство. А окружавшие его вымышляли средства погубить странницу, отвергнувшую мнения, которые в умах иверцов сделались закоренелыми от долговременности заблуждений. Царь Мириан 194 сколько ни любил свою супругу, но наущениями своих наперсников был преклонен к тому, чтоб уничтожить возникающую новую веру в самом ее начале и предать в руки роптавших на сие виновницу непредвидимых перемен в мыслях его супруги и окружавших ее. Святая Нина приближалась к мученической смерти, но одно чудесное событие / 92r / преобратило ожесточение царя и вельмож иверских в благомыслие о поступках сей проповедницы.

В один день царь, со многими служившими при нем, [76] вышел на звериную ловлю и расположился на горе Тхотисе. близ 195 Мухрани. При успешных занятиях в своих забавах придворные, увидев царя удовлетворенным их услужливостью, открыли явным образом негодование свое на Нину и представили сколько царица раздражила богов по доверию своему к сей иностранке. Таковыми наущениями царь приведен был в исступление и решился немедленно наказать свою супругу, а Нину подвергнуть жесто / 92v / ким мучениям, от чего он до сего времени удерживался кроткими своими качествами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: