Проблема медицинских отходов и их утилизации в ЛПУ




 

В 1999 г. в РФ вступили в силу СанПиН 2.1.7.728–99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений», предназначенные для всех ЛПУ, организаций, занимающихся сбором, хранением, транспортированием отходов здравоохранения, а также проектированием и эксплуатацией установок переработки, обезвреживания и полигонов захоронения твердых отходов. На территории всех ЛПУ должна быть организована система сбора, временного хранения и транспортирования отходов, а в каждом медицинском подразделении – назначено ответственное лицо, которое непосредственно на местах первичного сбора отходов должно осуществлять контроль за обращением с отходами и герметизацию одноразовых емкостей.

 

Рис. 34. Сбор, хранение и удаление отходов ЛПУ

 

К отходам, образующимся в ОАР №2, в зависимости от их класса предъявляются различные требования по сбору, временному хранению и транспортированию. Смешение отходов различных классов на всех стадиях их сбора, хранения и транспортировки недопустимо.


Класс А

Неопасные отходы ЛПУ. Отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными, – нетоксичные отходы. Пищевые отходы, фтизиатрических, мебель, инвентарь, неисправное диагностическое оборудование, не содержащие токсичных элементов.

Отходы класса А собираются в многоразовые емкости или одноразовые пакеты. Заполненные емкости или пакеты доставляются к местам установки межкорпусных контейнеров и перегружаются в контейнеры, предназначенные для сбора отходов данного класса. Многоразовая тара после сбора и опорожнения подлежит мытью и дезинфекции.

Класс Б

Опасные. Материалы и инструменты, загрязненные выделениями, в т.ч. кровью. Выделения пациентов. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы, все отходы из инфекционных отделений. Отходы из микробиологических лабораторий, работающих с микроорганизмами 3–4 групп патогенности. Биологические отходы вивариев.

Отходы класса Б после дезинфекции собираются в одноразовую герметичную упаковку, которая закрепляется на специальных стойках. После заполнения пакета примерно на 1/3 из него удаляется воздух, и сотрудник, ответственный за сбор отходов в данном медицинском подразделении, осуществляет его герметизацию, что делается в марлевой повязке и резиновых перчатках. Органические отходы, образующиеся в операционных, лабораториях, микробиологические культуры и штаммы, вакцины, вирусологически опасный материал после дезинфекции собираются в одноразовую твердую герметичную упаковку. Сбор острого инструментария, прошедшего дезинфекцию, осуществляется отдельно от других видов отходов в одноразовую твердую упаковку. Транспортирование всех видов отходов класса Б вне пределов медицинского подразделения осуществляется только в одноразовой упаковке после ее герметизации. В установленных местах загерметизированные одноразовые емкости помещаются в корпусные контейнеры, предназначенные для сбора отходов класса Б. Одноразовые емкости с отходами класса Б маркируются надписью «Опасные отходы. Класс Б» с нанесением кода подразделения ЛПУ, названия учреждения, даты и фамилии ответственного за забор отходов лица.

Класс В

Чрезвычайно опасные. Материалы, контактирующие с больными особо опасными инфекциями. Отходы из лабораторий, работающих с микроорганизмами 1–4 групп патогенности. Отходы фтизиатрических, микологических больниц. Отходы от пациентов с анаэробной инфекцией.

Отходы класса В подлежат дезинфекции в соответствии с нормативными документами. Сбор отходов данного класса осуществляется в одноразовую упаковку. Мягкая упаковка должна быть закреплена на специальных стойках. После заполнения пакета примерно на 1/3 из него удаляется воздух, и сотрудник, ответственный за сбор отходов в данном медицинском подразделении, осуществляет его герметизацию с соблюдением требований техники безопасности при работе с возбудителями 1–2 групп патогенности. Микробиологические культуры и штаммы, вакцины должны собираться в одноразовую твердую герметичную упаковку. Транспортирование всех видов отходов класса В вне пределов медицинского подразделения осуществляется по тому же принципу, что и отходы класса Б, и они помещаются в контейнеры, предназначенные для сбора отходов класса В. Одноразовые емкости с отходами класса В маркируются надписью «Чрезвычайно опасные отходы. Класс В» с нанесением кода подразделения ЛПУ, названия учреждения, даты и фамилии ответственного за сбор отходов лица.

Класс Г

Отходы, по составу близкие к промышленным. Просроченные лекарственные средства, отходы от лекарственных и диагностических препаратов, дезсредства, не подлежащие использованию, с истекшим сроком годности. Цитостатики и другие химпрепараты. Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование.

Степень токсичности отходов класса Г устанавливается согласно классификатору токсичных промышленных отходов и методическим рекомендациям по определению класса токсичности промышленных отходов. Использованные люминесцентные лампы, ртутьсодержащие приборы и оборудование собираются в закрытые герметичные емкости. После заполнения емкости герметизируются и хранятся в вспомогательных помещениях. Вывозятся специализированными предприятиями на договорных условиях.

Сбор, хранение цитостатиков, относящихся к отходам 1–2 классов токсичности, осуществляют в соответствии с классификатором токсичных промышленных отходов и другими действующими нормативными документами. Отходы класса Г, относящиеся ко 2-му и 3-му классу токсичности в соответствии с классификатором токсичных промышленных отходов, собираются и упаковываются в твердую упаковку, четвертого класса – в мягкую.

Класс Д

Радиоактивные отходы. Все виды отходов, содержащие радиоактивные компоненты из диагностических и радиационных лабораторий, рентгеновских кабинетов.

Отходы класса Д собираются, хранятся и удаляются в соответствии с требованиями правил работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений, нормами радиационной безопасности и других действующих нормативных документов, которые регламентируют обращение с радиоактивными веществами.

Наблюдающееся в настоящее время совершенствование процессов дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации изделий напрямую связано с появлением новых препаратов и технологий, с новыми разработками этих средств.

Благодаря внедрению в практику новых средств, обладающих одновременно моющими и антимикробными свойствами, стала широко применяться технология обработки, позволяющая совместить процессы дезинфекции и предстерилизационной очистки изделий. Привлекательной стороной данной технологии является не только удобство использования одного средства вместо двух, но и значительное сокращение затрат времени и труда персонала на обработку. Они удобны в применении, экономичны, не повреждают изделия медицинского назначения. Эти средства обладают мощными дезинфицирующими свойствами.

В отделении проводится только дезинфекция.

Весь медицинский инструментарий, посуда, все, что контактирует с пациентом и его биологическими жидкостями, подлежит дезинфекции.

Дезинфекция в отделении анестезиологии-реанимации №2 в настоящее время проводится с применением дезинфицирующего средства «Люмакс-хлор».

 

Режимы дезинфекции «Люмакс-хлором»

Объект обеззараживания Концентрация раствора Время обеззараживания Приготовление рабочего раствора Способ обработки
Кол-во таблеток Объем воды
Изделия медицинского назначения 0,1% 60 мин   0,6 л полное погружение
  3 л
  6 л
  12 л
Поверхности в помещениях, жесткая мебель 0,015% 60 мин   4 л протирание
  8 л
  20 л
Уборочный инвентарь 0,3% 60 мин   0,2 л замачивание
  2 л
  10 л
Поверхности в помещениях, жесткая мебель в процедурных, перевязочных кабинетах и операционном отделении 0,03% 30 мин   2 л протирание
  4 л
  6 л
  8 л

 

1% раствор дезинфицирующего средства «Клиндезин-специаль» включает в себя дезинфекцию, совмещенную с предстерилизационной очисткой. Инструменты медицинского назначения многократного использования, съемные контуры аппаратов ИВЛ подвергаются обработке 1% раствором «Клиндезин-специаль».

«Клиндезин-специаль» – препарат многоцелевого назначения с органолептическими свойствами. Применяется при бактериальных, вирусных и грибковых инфекциях. Рабочие растворы препарата безопасны, что позволяет проводить дезинфекцию в присутствии пациентов, в том числе и методом орошения.

Применение:

· дезинфекция и предстерилизационная очистка, в том числе совмещенная в одном процессе, изделий медицинского назначения, а также гибких и жестких эндоскопов, инструментов к ним

· дезинфекция в клинических, микробиологических и других лабораториях

· проведение генеральных уборок, в том числе детских учреждений, включая неонатологические отделения

· дезинфекция и мытье поверхностей в помещениях, жесткой мебели, санитарно-технического оборудования, предметов ухода за пациентами, лабораторной посуды, уборочного инвентаря, медицинских отходов

· дезинфекция, мойка и деодорирование мусорного оборудования

Срок годности рабочих растворов средства 14 дней.

«Лизаксин-спрей» – дезинфицирующее средство компании «Метрекс Рисерч Корпорейшн» США. В состав средства входят 17,2% изопропанола, 0,28% динзобутилфеноксиэтоксиэтилдиметилбензилхлорид аммония, а также регулятор рН, ГАВ и другие вспомогательные компоненты, обладающие чистящим и дезинфицирующим действием.

Средство «Лизаксин-спрей» обладает антимикробной активностью в отношении вирусов, грибов рода кандида. Средство активно разрушает на поверхностях биологические пленки, обладает хорошими моющими свойствами. «Лизаксин-спрей» не обладает местно-раздражающим и резорбтивным действием на кожу, сенсибилизирующим действием, оказывает слабое раздражающее действие при внесение в конъюнктиву глаза.

Средство «Лизаксин-спрей» предназначено для применения с целью очистки и дезинфекции различных твердых непористых поверхностей или предметов: поверхности медицинских приборов и оборудования.

Применение средства. Средство «Лизаксин-спрей» применяется для обеззараживания поверхностей и различных объектов способом орошения. Поверхности орошают средством до полного смачивания с расстояния 30 см. Расход средства составляет 40–50 мл на 1 м2 поверхности. Средство быстро высыхает, не оставляя следов на поверхностях. В некоторых случаях после дезинфекционной выдержки объекты протирают стерильными марлевыми салфетками.

Поверхности не загрязненные биологическими выделениями, орошают средством «Лизаксин-спрей» однократно с экспозиционной выдержкой 3 минуты.

Поверхности загрязненные биологическими выделениями, обрабатывают в 2 этапа: 1 этап – очистка поверхностей перед дезинфекцией. Распылить средство «Лизаксин-спрей» непосредственно на поверхность, которую необходимо очистить. Протереть поверхность чистой бумажной салфеткой для удаления грязи и биологических загрязнений. Выбросить салфетку в емкость для медицинских отходов для дальнейшей дезинфекции и утилизации. 2 этап – дезинфекция поверхностей после очистки. Распылить средство «Лизаксин-спрей» непосредственно на предварительно очищенную поверхность, тщательно смочить поверхность препаратом, дезинфекционная экспозиция 5 минут. Протереть поверхность чистой бумажной салфеткой. Выбросить салфетку в емкость для медицинских отходов для дальнейшей дезинфекции и утилизации.

Обработку поверхностей и объектов можно проводить в присутствии пациентов. При правильном использовании и при соблюдении нормы расхода защита глаз, рук резиновыми перчатками не требуется.

С целью профилактики ВБИ, плановая генеральная уборка проводится 1 раз в семь дней, согласно сестринскому стандарту «Генеральная уборка операционного блока, перевязочных, процедурных и других манипуляционных кабинетов, стерильной зоны ЦСО» с поочередным использованием раствора «Ника-Полицид» и «БэбиДез Ультра».

«Ника-Полицид» представляет собой прозрачную жидкость от прозрачного до желтого цвета со слабым характерным запахом; допускается в процессе хранения выпадения незначительного осадка. Срок годности рабочих растворов 14 суток.

 

Таблица 10. Приготовление рабочих растворов «Ника-Полицид»

Концентрация рабочего раствора, % Количество средства «Ника-Полицид» и воды, необходимое для приготовления рабочего раствора объемом:
1 л 10 л
средство, мл вода, мл средство, мл вода, мл
1,0 10,0 990,0 100,0 9900,0
1,5 15,0 985,0 150,0 9850,0
2,0 20,0 980,0 200,0 9800,0
3,0 30,0 970,0 300,0 9700,0

 

«БэбиДез Ультра» представляет собой однородную прозрачную жидкость от бесцветного до светло-желтого цвета со специфическим запахом. Срок годности рабочих растворов 14 суток.


Таблица 11. Приготовление рабочих растворов «Ника-Полицид»

Объекты обеззараживания Концентрация рабочего раствора, % Время обеззараживания, мин. Способ обеззараживания
Поверхности помещений Предметы обстановки, оборудование 1,5   протирание
3,5   орошение
Санитарно-техническое оборудование 1,5   двукратное протирание или орошение с интервалом 15 мин.
2,0  
3,5  
Посуда без остатков пищи 1,5*   погружение
2,0  
Посуда лабораторная 3,5   погружение
Белье, незагрязненное выделениями 1,5*   замачивание
2,0  
Белье, загрязненное выделениями 3,0*   замачивание
3,5  
Уборочный материал 3,0*   замачивание
3,5  
Уборочный инвентарь 3,0*   протирание или погружение
3,5  
Игрушки 2,0   погружение, протирание, орошение
3,5  
Вентиляционные камеры, системы кондиционирования воздуха 2,5   орошение

 

При проведении генеральных уборок с применением «Ника-Полицид» и «БэбиДез Ультра» и последующим взятием смывов на бакпосев с объектов внешней среды – все результаты смывов были отрицательными.

Для обеззараживания воздуха и поверхностей, в отделении используются настенные рециркуляторы УФ бактерицидные двухламповые с принудительной циркуляцией воздушного потока для обеззараживания воздуха помещений в присутствии людей РБ – 06 – «Я–ФП».

Особое значение в профилактике ВБИ имеет обработка рук: необходимо соблюдать все уровни деконтаминации рук. На посту отделения имеются локтевые дозаторы серии Sterisol с жидким мылом, современным кожным антисептиком и кремом для рук.

Для обеспечения безопасной доставки биологических жидкостей в лабораторию, отделение оснащено укладкой-контейнерами. Для дезинфекции изделий медицинского назначения используются контейнеры ЕДПО.

Предстерилизационная очистка и стерилизация проводится в ЦСО ГУ РМЭ РКБ. Для стерилизации используются современные упаковочные материалы: крепированная бумага, комбинированная упаковка фирмы «Соджева».

Упаковки предназначены для упаковывания изделий медицинского назначения перед стерилизацией с целью сохранения стерильности этих изделий после стерилизации во время последующей их транспортировки и хранения до использования по назначению. Срок стерильности этих упаковок 1 год. Используются комбинированные упаковки в рулонах. Упаковки без складок – плоские предназначены для упаковывания небольших по толщине отдельных изделий, упаковки со складками – для упаковывания более объемных изделий и небольших наборов инструментов.

Стерильные упаковки:

ü набор для катетеризации магистральных сосудов;

ü набор для пункции плевральной полости;

ü набор для пункции перикарда;

ü набор инструментов для перевязки;

ü набор для прошивания сосудов;

ü набор для промывания ран;

ü аппарат для определения ЦВД;

ü перевязочный материал;

ü дренажи;

ü дыхательные контуры для ИВЛ;

ü переходники.

Упаковка отвечает требованиям, предъявленным к медицинским стерилизационным упаковочным материалам:

ü проницаемы для соответствующих стерилизующих средств;

ü не проницаемы для микроорганизмов;

ü сохраняют внешний вид;

ü влагоустойчивы;

ü закрытие их не трудоемко для персонала;

ü легко поддаются утилизации путем сжигания.

Также используется для упаковки крепированная бумага. Срок стерильности 21 день. Она бывает различных размеров белого, зеленого и голубого цвета. Предназначена для упаковки крупных изделий и комплектов инструментов и хирургического белья. Различные цвета бумаг дают возможность проводить цветовое кодирование наборов стерилизуемых изделий, а также отличать внутренний и наружный слой упаковки, так как для упаковки используются два листа бумаги. В двойной крепированной упаковочной бумаге стерилизуются – аппарат Боброва, укладки для накрытия стерильных столов с инструментами и перевязочным материалом.

Для упаковки перчаток, шприцов Жане, мини-укладок и небольших наборов перевязочного материала используются крафт-пакеты фирмы «Винар», стерильность которых 20 дней.

Использование современной одноразовой стерилизационной упаковки имеет целый ряд преимуществ перед многоразовыми упаковками, в том числе увеличение срока сохранения стерильности до 1 года, либо 20 суток. Этот факт позволяет дольше сохранять изделие в рабочем состоянии и беречь от преждевременного обветшания текстильные материалы, таким образом, значительно сокращая затраты на их новое приобретение.

Для контроля эффективности стерилизации применяются термохимические индикаторы фирмы «Винар» серии «Стеритест»–П–132/20–02.


Режимы стерилизации

Наименование индикатора Режим стерилизации Контрольные значения индикатора
температура время стерилизационной выдержки, мин. давление водяного пара, МПа температура время выдержки, мин.
СТЕРИТЕСТ – П – 120/45 – 02 120+2 45+3 0,11+0,02    
СТЕРИТЕСТ – П – 132/20 – 02 132 + 2 20+2 0,20 + 0,02    

 

Применение индикаторов позволяет обнаружить несоблюдение требуемых условий стерилизуемых изделий и упаковок, и тем самым предотвратить использование нестерильных изделий.

В бикс при видовой и целенаправленной закладке с трудностерилизуемыми изделиями – индикаторы помещаются не менее трех: один в середину изделия в центре бикса и два в середину изделий, находящихся у стенок.

Извлечение индикаторов СТЕРИТЕСТ – П из упаковок и изделий, прошедших стерилизацию, учет и интерпретацию результатов контроля проводит медицинская сестра, вскрывшая упаковку и готовящая материал к использованию.

Если красно-оранжевый цвет индикаторной метки изменился на темно-сине-фиолетовый, соответствующий цвету эталона или стал темнее его, то все требуемые условия стерилизации были соблюдены и в этом случае изделия считаются стерильными и подлежат использованию.

Если индикаторная метка хотя бы одного индикатора полностью или частично сохранила красно-оранжевый цвет, то все изделия, обработанные в данной упаковке, считаются непростерилизованными.

В отделении отработана система мероприятий по утилизации отходов согласно СаНПиН 2.1.7.728 – 99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений». Внедрены в практику алгоритмы сестринских манипуляций, стандарты инфекционной безопасности, в целях профилактики профессиональных заражений используется «Стандарт мер профилактики инфекций, представляющих значительную эпидемиологическую опасность для медицинского персонала при работе с кровью и биологическими средами».

Таким образом, в отделении созданы все условия для успешного лечения пациентов, профилактики ВБИ и профессиональных заражений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: