Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………………………… | |
Указания по работе с тетрадью……………………………………………………………………. | |
I. Часть. Общие основы методики музыкального развития дошкольников | |
1. Глава. Цели и задачи музыкального развития дошкольников | |
1.1.Цели и задачи музыкального развития дошкольников……………………………………….. | |
1.2.Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения……………………………… | |
2. Глава.Характеристика музыкальных способностей дошкольников | |
2.1. Развитие способностей как приоритетное направление…………………………………….. | |
2.2.Характеристика музыкальных способностей………………………………………………… | |
2.3.Возрастные особенности проявления музыкальности у дошкольников……………………. | |
2.4. Развитие музыкальных способностей дошкольников……………………………………….. | |
3. Глава Музыкальная культура дошкольников | |
3.1.Образование и культура | |
3.2.Музыкальная субкультура детства……………………………………………………………… | |
3.3.Индивидуальная музыкальная культура дошкольников………………………………………. | |
3.4.Приобщение дошкольников к народной музыкальной культуре……………………………… | |
II. Часть. Программно-методическое обеспечение процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста | |
4. Глава Традиционная и вариативные образовательные программы по музыкальному развитию детей дошкольного возраста | |
4.1.Традиционная программа по музыкальному воспитанию…………………………………….. | |
4.2.Вариативные программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников | |
5. Глава. Современные образовательные программы по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста | |
5.1. Современные образовательные программы, основанные на использовании нескольких видов музыкальной деятельности…………………………………..................................................... | |
5.2.Программы по музыкальному воспитанию и развитию, основанные на синтезе искусств………………………………………………………………………………………………. | |
5.3.Программы по музыкальному воспитанию, основанные на музыкально-ритмической деятельности…………………………………………………………………………………………. | |
5.4.Программы по музыкальному воспитанию, основанные на элементарном инструментальном музицировании……………………………………………………………….. | |
5.5. Программы по музыкальному воспитанию, основанные на использовании музыкального фольклора……………………………………………………………………………………………. | |
III.Часть. Методика музыкального воспитания и развития дошкольников | |
6. Глава. Характеристика музыкальной деятельности дошкольников | |
6.1.Виды и содержание музыкальной деятельности детей, ее специфические особенности…… | |
6.2. Ребенок как субъект музыкальной деятельности……………………………………………… | |
6.3. Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников………………………………… | |
7. Глава. Музыкальное восприятие | |
7.1. Восприятие музыки как вид детской музыкальной деятельности…………………………… | |
7.2.Возрастные особенности развития музыкального восприятия………………………………… | |
7.3.Характеристика репертуара для слушания музыки…………………………………………….. | |
7.4. Развитие музыкального восприятия у дошкольников…………………………………………. | |
8. Глава Детское музыкальное исполнительство | |
8.1.Пение………………………………………………………………………………………………. | |
8.2. Ритмика…………………………………………………………………………………………… | |
8.3. Игра на детских музыкальных инструментах…………………………………………………. | |
9. Глава Детское музыкальное творчество | |
9.1. Возрастные особенности развития детского творчества……………………………………… | |
9.2. Характеристика детского музыкального творчества…………………………………………... 10. Глава Музыкально-образовательная деятельность дошкольников | |
10.1. Усвоение знаний о музыке в процессе музыкальной деятельности………………………… | |
10.2.Этапы организации музыкально-образовательной деятельности…………………………… | |
10.3.Методы и приемы формирования знаний о музыке…................................................................ | |
11. Глава Формы организации музыкальной деятельности дошкольников. Организация работы по музыкальному воспитанию дошкольников | |
11.1.Виды и типы музыкальных занятий в ДОУ……………………………………………………. | |
11.2.Музыка в повседневной жизни детского сада………………………………………………… | |
11.3.Музыкальное воспитание в семье | |
11.4.Музыкальная предметно-пространственная развивающая среда как средство музыкального воспитания и развития дошкольников……………………………………………… | |
11.5.Особенности методики работы в разновозрастной группе…………………………………… | |
11.6. Роль воспитателя в музыкальном развитии дошкольников………………………………… | |
11.7. Планирование работы по музыкальному воспитанию дошкольников……………………… | |
Проверяемые результаты обучения…………………………………………………………………. | |
Примерные вопросы к комплексному экзамену…………………………………………………… | |
Используемая литература…………………………………………………………………………….. |
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика музыкального развития детей с практикумом» соответствует рабочей программе ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения дошкольников, учебнику Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений сред. проф.образования/ О.В.Гончарова, Ю.С.Богачинская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256с.
Цель рабочей тетради: развитие мыслительных способностей студентов; формирование способов самостоятельной деятельности и усвоение учебного материала по пройденным темам; контроль знаний и умений, выявление сформированности компетенций студентов, работа с учебником.
Содержание заданий имеют как репродуктивный, так и творческий, поисковый характер, что вызывает необходимость структурировать содержание лекционного материала, использовать дополнительную литературу, систематизировать свои знания и творчески их использовать.
Примерные тестовые задания также выполняются самостоятельно, что помогает студентам качественно подготовиться к промежуточному и итоговому контролю качества знаний.
Структура тестовых заданий:
§ открытые задания, предполагающие самостоятельную формулировку ответа;
§ закрытые задания, предполагающие выбор одного правильного ответа из предложенных вариантов;
§ задания на упорядочение и сопоставление.
При выполнении заданий студенты могут воспользоваться материалами лекций, рекомендациями преподавателя, электронными и тестовыми материалами.
Уважаемый студент!
Рабочая тетрадь по МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом создана Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине. Приступая к изучению нового учебного МДК, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.
Каждому параграфу учебника соответствует раздел рабочей тетради. Задания в рабочей тетради позволят вам не просто выучить учебный материал, но и применить его в самостоятельных работах. Многие задания предложены в форме тестов, в некоторых заданиях необходимо дополнить предложения или таблицы (схемы), вписать пропущенные слова.
Перед началом работы необходимо внимательно прочитать задание, данное в рабочей тетради и, воспользовавшись учебником и своими знаниями по данному предмету, выполнить его.
Умения работать с источниками информации и на основе полученных знаний создавать информационный продукт необходимы каждому современному человеку. Работа с этой тетрадью будет способствовать формированию такой компетенции. Добросовестная и систематическая работа с этой тетрадью - залог хорошего и даже отличного результата в изучении одного из прекраснейших предметов - музыкального воспитания дошкольников.
Желаем Вам удачи!
Часть I. Общие основы методики музыкального развития дошкольников