Основные направления сестринской деятельности по охране здоровья новорожденного.




Сестринский персонал впервые сталкивается с новорожденным ребенком уже в роддоме, где непосредственно в родах акушерка проводит первичный туалет новорожденного

Через 2 ч после рождения ребенка переводят в отделение для новорожденных — в роддоме, где практикуется раздельное пребывание родильницы и новорожденного, или вместе матерью (в роддомах совместного содержания матери и ребенка) — в послеродовую палату. С этого момента наблюдает и заботится о новорожденном медицинская сестра детского отделения.

При поступлении ребенка в палату медицинская сестра сверяет текст медальона с информацией на браслетах и на медицинской карте новорожденного, регистрирует его в журнале отделения. В детском отделении родильного дома новорожденные находятся под постоянным наблюдением медицинского персонала. Наблюдая за ребенком,медицинская сестраобращает внимание на характер его крика, цвет кожных покровов, состояние пуповинного остатка (его обработкой занимается педиатр-неонатолог), следит за отхождением мекония, мочи.

В обязанности медицинской сестры детского отделения входят также проведение утреннего и текущего туалета, подмывание новорожденного, измерение его температуры, контроль за температурой в палате (она должна составлять + 21 – 220С), ежедневное измерение массы тела ребенка.

При раздельном пребывании мамы и новорожденного медицинская сестра приносит ребенка на кормление, помогает маме правильно прикладывать его к груди.

В случае совместного пребывания в палате мамы и новорожденного в первые сутки после родов медицинская сестра сама заботится о ребенке, а в последующие дни наблюдает за ребенком, консультирует маму по вопросам ухода за новорожденным, уделяя внимание проблемам ухода за кожей и ее складками, проведению гигиенических мероприятий; наблюдает и консультирует по вопросам вскармливания, безопасности, а в случае необходимости — обучает маму всем необходимым действиям.

После выписки из родильного дома новорожденный поступает под наблюдение участкового педиатра (врача-неонатолога или семейного врача) и работающей с ним медицинской сестры. В течение первого-второго рабочего дня медицинская сестра вместе с врачом выполняет первичный патронаж новорожденного, целями которого являются оценка состояния ребенка, проведение необходимых мероприятий (в частности, обработка пупочной ранки) и консультирование по ряду вопросов, касающихся охраны здоровья не только ребенка, но и матери.

Медицинская сестра во время первичного патронажа проверяет правильность пеленания ребенка, его кормления, дает рекомендации по содержанию белья и кроватки ребенка, правилам проведения утреннего туалета и купания.

При осуществлении повторных патронажей (всего в течение периода новорожденности медицинская сестра выполняет не менее 4 посещений ребенка) необходимо обращать особое внимание на контроль за питанием ребенка, следить за правильностью прикладывания ребенка к груди, проводить контрольное кормление, о результатах которого следует докладывать врачу. Целями контрольного кормления являются определение достаточности высасываемого ребенком молока, уточнение правильности техники прикладывания новорожденного к груди. Контрольное кормление проводится несколько раз, в разное время суток, в обычные часы кормления, лучше в привычной для мамы и ребенка обстановке, т.е. в домашних условиях. Результаты контрольных кормлений могут послужить основанием для принятия врачом решения введении докорма, поэтому к нему нужно подойти очень внимательно. В случае необходимости медицинская сестра должна обучить маму технике кормления грудью. Правильному прикладыванию ребенка к груди, возможным положениям ребенка у груди мама должна быть обучена в первые дни его жизни, еще в роддоме. В дальнейшем медицинская сестра может осуществлять поддержку грудного вскармливания, включающего мотивацию мамы и ее окружения к кормлению ребенка грудью, профилактику затруднений при вскармливании грудью, обучение правильному уходу за молочными железами, организацию режима и адекватного питания кормящей женщины и т.д.

Не менее важным направлением сестринской деятельности остается наблюдение за общим состоянием ребенка, в частности за состоянием пупочной ранки, кожи и ее складок. Несмотря на то что обработка пупочной ранки является прерогативой врача, медицинская сестра во время патронажей должна осмотреть ее, обратить внимание на состояние кожи вокруг пупочного кольца и в случае появления покраснения, сукровичного или гнойного отделяемого либо корочек в пупочной ранке — сообщить об этом врачу. Кроме того, медицинская сестра может и должна обучить маму и ее окружение уходу за кожей, подмыванию ребенка, проведению гигиенической воздушной ванны, утреннего туалета, проконсультировать по выбору одежды для ребенка.

При осуществлении сестринской деятельности следует уделять внимание и консультированию родителей по вопросам безопасности ребенка:

• безопасное положение ребенка в кроватке — на животе, на боку;

• безопасность при проведении гигиенической ванны;

• безопасность при нахождении на пеленальном столике (ребенка нельзя оставлять одного даже в таком раннем возрасте);

• соблюдение мер инфекционной безопасности;

• соблюдение осторожности при нахождении ребенка на руках у взрослого (необходимо поддерживать головку ребенка рукой);

• безопасность при кормлении ночью;

• соблюдение температурного режима в помещении, где находится новорожденный.

Помимо решения этих вопросов, медицинская сестра должна содействовать стимуляции окружения ребенка к общению с ним (говорить с новорожденным во время бодрствования - при переодевании, во время проведения гигиенических ванн и т.д.), что будет способствовать успешному социальному развитию малыша.

Гигиеническая ванна.

Цель: • соблюдение гигиены тела; • обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»; • формирование навыков чистоплотности; • закаливание ребенка. Оснащение: • ванночка для купания, • пеленка для ванны, • кувшин для воды, • водный термометр, • махровая или фланелевая рукавичка, • детское мыло,

• большое махровое полотенце,

• чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столе,

• стерильное растительное масло,

• резиновые перчатки,

• дезинфицирующий раствор и ветошь,

• мешок для грязного белья.

Обязательные условия: не купать сразу после кормления; при купании обеспечить в комнате температуру 22 – 240 С; определять температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускать определение температуры воды путем погружения локтя в воду).

этапы обоснование
Подготовка к процедуре
- Объяснить ребенку/маме цель и ход процедуры, установить доброжелательные отношения. - Получить согласие. - Обеспечение права на информацию; - Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании.
- Подготовить необходимое оснащение. - Обеспечение четкости выполнения процедуры.
- Поставить ванночку в устойчивое положение. - Обеспечение безопасности проведения процедуры.
- Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки. - Обеспечение инфекционной безопасности.
- Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором. - Вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком.  
- Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и положить на него пеленку. - Вымыть и осушить руки в перчатках. - Обеспечение инфекционной безопасности. - Создание комфортных условий для ребенка.
- Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на боковые стенки ванночки). - Создание комфортных условий. - Сохранение правильного положения пеленки в ванночке.
- Положить в ванну водный термометр. - Наполнить ванну водой на ½ или 1/3 температуры 36 – 370 С. Примечание: • При заполнении ванны водой чередовать холодную и горячую, • Проводить контроль температуры воды только с помощью термометра; • При необходимости добавить в ванну несколько капель 5 % раствора перманганата калия до бледно-розового окрашивания. - Профилактика ожогов у ребенка. - Обеспечение безопасности ребенка.     - Исключение образования водяного пара.
- Набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребенка. - За время купания вода в кувшине остывает на 1 – 20 С и обеспечивает закаливающий эффект.
- Раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой). - Подготовка ребенка к процедуре.
- Сбросить одежду в мешок для грязного белья. - Предупреждение загрязнения окружающей среды.
Выполнение процедуры
- Взять ребенка на руки, поддерживая левой рукой спину и затылок, правой – ягодицы и бедра. - Наиболее удобная фиксация ребенка.
- Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем – верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии сосков ребенка, верхняя часть груди остается открытой. - Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребенка. - Обеспечивается максимальное расслабление мышц. - Исключается перегревание ребенка. - Наиболее удобная фиксация малыша при проведении процедуры. - Предупреждается попадание воды в слуховые ходы ребенка.
- Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости намылить ее детским мылом) и помыть ребенка в следующей последовательности: голова (от лба к затылку) → шея → туловище → конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последними обмыть половые органы и межъягодичную область. - Исключение травмирования кожи. - Предупреждение попадания воды и мыла в глаза, уши. - Предупреждение переноса инфекции из наиболее загрязненных участков кожи на другие ее поверхности.
- Снять рукавичку. - Приподнять ребенка над водой. - Перевернуть лицом вниз. - Ополоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 35 – 360 С) Примечание: желательно иметь помощника. - Достижение инфекционной безопасности. - Уменьшение вероятности попадания воды в глаза и уши. - Обеспечение закаливающего эффекта.
- Накинув полотенце, положить ребенка на пеленальный столик. - Осушить кожные покровы промокательными движениями. - Предупреждение переохлаждения. - Обеспечение безопасности ребенка. - Предупреждение появления раздражения кожных покровов ребенка.
Завершение процедуры
- Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом или детской присыпкой. - Предупреждение появления опрелостей.
- Одеть ребенка и уложить в кроватку. - Обеспечение комфортного состояния.
- Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья (рукавичку обязательно прокипятить). - Слить воду из ванночки и сполоснуть ее. - Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором. - Вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком. - Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и положить на него пеленку. • Снять перчатки, маску, вымыть и осушить руки. - Обеспечение инфекционной безопасности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: