Задание: Выполняйте задания по мере усвоения нового материала.
Вопросы для самоконтроля:
• Какие показатели (ведущие линии) НПР характерны для ребенка 3 месяцев,6 месяцев,12 месяцев.
• Оцените уровень и гармоничность НПР: мальчика 7 месяцев, имеющего следующие показатели НПР: Аз-7, Ас-7, Э-7, Др-6, До-6, Пр-7, Ар-5, Н-6;
• Выделите показатели НПР, характерные для ребенка 3 и 6 месяцев: комплекс оживления; свободно берет игрушку из разных положений; немного ползает; лежит на животе несколько минут; произносит слоги; хорошо ест с ложки; сам садится, встает и переступает?
• В каком возрасте ребенок отличает близких людей от чужих, различает интонацию, удерживает в руке игрушку, долго лежит на животе, переворачивается со спины на живот, подолгу гулит, ест с ложки полугустую пищу?
• Ребенку 8 месяцев. С игрушкой занимается долго, сам садится, встает и переступает, держась за барьер; определяет местоположение предметов на постоянных местах, пьет из чашки с помощью взрослого. Соответствует ли это долженствующим показателям НПР?
• Что такое условные рефлексы и когда они начинают вырабатываться у ребенка?
• Как стимулировать развитие речи у детей?
• Какие игрушки необходимы ребенку в грудном возрасте? В ясельном?
Изучение нервной системы производится путем наблюдения за поведением детей,
организации с ними игр, бесед, прогулок, экскурсий. Наблюдая за поведением ребенка, обращают
внимание на его двигательные умения (сидит, ходит, бегает, прыгает и т.д.), на развитие речи
(произносит слоги, слова, предложения, знает стихи), на выработку условных рефлексов, на развитие различных навыков и умений.
Каждый возрастной этап имеет свои определенные показатели НПР и в зависимости от этого
свои воспитательные мероприятия. Зная показатели НПР детей, медицинская сестра может
правильно оценить развитие ребенка и организовать наиболее целесообразные занятия с ними или
научить этому родителей.
|
Возрастная динамика ведущих линий представлена в приложении.
Оценка НПР.
Оценка НПР у детей раннего возраста проводится по специально разработанным стандартам
развития в установленные сроки (эпикризный срок): на первом году жизни ежемесячно, в дни,
близкие к дню рождения ребенка.
Медицинские работники: участковый педиатр или м/сестра или фельдшер кабинета здорового
ребенка проводят диагностику НПР в соответствии с рекомендациями, изложенными в учебном
пособии «Диагностика НПР детей первых трех лет жизни» по определенным показателям - линиям
развития. Если развитие ребенка не соответствует возрасту, то его проверяют по показателям
предыдущего или последующего возрастных периодов.
Ориентировочные показатели НПР здоровых детей раннего возраста представлены в таблицах.
Линии развития:
Первый год жизни: (эпикризных сроков 12 - ежемесячно)
1. Зрительные ориентировочные реакции (анализаторы зрения) - Аз;
2. Слуховые ориентировочные реакции - Ас;
3. Эмоции-Э;
4. Движения рук и действия с предметами - Др;
5. Движения общие - До;
6. Понимаемая речь - Пр;
7. Активная речь - Ар;
8. Навыки и умения в процессах - Н.
Используя возрастную модель нормального развития, можно определить уровень и
гармоничность НПР ребенка.
Алгоритм оценки НПР.
• Определить, есть ли задержка по ведущим линиям развития;
|
• Найти показатель с наибольшей задержкой (по эпикризному сроку). По нему определить группу НПР:
I группа- дети с опережающим и нормальным развитием;
II, III, IV группы- дети с задержкой, соответственно на 1, 2, 3 эпикризных срока;
• Определить, равномерна ли задержка и, если она равномерна, поставить степень:
1 степень- задержка 1-2 показателей;
2 степень- задержка 3-4 показателей;
3 степень- задержка 5-7 показателей;
• Если задержка неравномерна, т. е. 1 или 2 показателя отстают на 1 эпикризный срок, а другие на 2 и более, это свидетельствует о негармоничности НПР.
Пример:
1). Девочке 11 мес. Аз-11, Ас-11, Э-11, Др-11, До-10, Пр-11, Ар-10, Н-11.
Анализируя приведенные данные, видим, что До и Ар отстают на 1 эпикризный срок, значит, по НПР ребенка следует отнести во II группу. Поскольку задержка выявлена по двум показателям и она
равномерна, то определяем ее степень как 1. Заключение: II группа НПР; 1 степень.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Рекомендации по подготовке самостоятельной работы:
(используя учебник В.Д. Тульчинская «Здоровье детей» Ростов-на-Дону «Феникс» 2014 с. 115-118)
• Составление планов обучения поддержанию безопасности ребенка в грудном возрасте.
Показатели нервно - психического развития детей первого года жизни
(Н.М. Келованов, СМ Кривина, Э.Л. Фрухт, 1985 г.)
Возраст | Зрительные ор- иентировочные реакции (Аз) | Слуховые ориентировочны е реакции (Ас) | Эмоции и социальное поведение (Э) | Движение руки, действия с пре- дметами (Др) | Движения общие (До) | Понимаемая речь (Пр) | Активная речь (Ар) | Навыки умения в процессах (Н) |
10 дней | Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенча-тое слежение) | Вздрагивает и мигает при резком звуке | ||||||
18-20 дней | Удерживает в поле зрения неподвиж-ный предмет (лицо взрослого) | Успокаивается при сильном звуке | ||||||
1 месяц | Сосредотачивает взгляд на неподви-жном предмете, на лице говорящего с ним взрослого. Поя- вляется плавное прослеживание движущегося предмета. | Прислушивается к звуку, к голосу взрослого. | Первая улыбка в ответ на разговор взрослого. | Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. | Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним | |||
2 месяца | Длительное зри- тельное сосредо- точение на лице взрослого или неподвижном предмете. Длите- льно следит за движущейся игрушкой или взрослым (до 1м) | Ищущие поворо- ты головы при длительном зву- ке (прислушива- ние) | Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого. Длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке | Лежа на жи- воте, подни- мает и непро- должительно удерживает голову (не менее 5 сек.) | Произносит отдельные звуки. |
|
3 месяца | Зрительное сос- редоточение в вертикальном положении (на руках у взрос- лого) на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке. | «Комплекс ожи- вления»: в ответ на общение с ним (проявляя- ется радость улыбкой, ожив- ленными движе- ниями рук, ног, звуками). Ищет глазами ребенка, издающего звуки. | Случайно наталкивается руками на иг- рушки, низко висящие над грудью на высоте до 10- 15см. | Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При под-держке под мыш-ки крепко упира- ется ногами, сог-нутыми в тазобед-ренном суставе. Удерживает го-лову в вертикаль-ном положении. | ||||
4 месяца | Узнает мать (радуется) | Находит глазами источник звука. Адекватно реагирует на спокойную плясовую мелодию. | Громко смеется в ответ на обращение. Ищет взглядом другого ребенка, тянется к нему. Лег- ко и часто возни-кает «Комплекс оживления». | Рассматривает и захватывает висящую над ним игрушку | То же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено. | Длительно гулит. | Поддерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления. | |
месяцев | Отличает близких от чужих. | Узнает голос матери или близ- кого человека. Различает стро- гую и ласковую интонацию обращенного к нему голоса. | Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит. | Четко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку. | Долго лежит на животе, опираясь на ладони рук. Переворачивается со спины на жи-вот, устойчиво стоит при поддержке под мышки. | Подолгу певуче гулит. | Ест из ложки полугустую и густую кашу. | |
месяцев | По - разному реагирует на свое и чужое имя. | Берет игруш- ки, находясь в любом поло- жении, и по- долгу ими занимается. | Переворачивав тся с живота на спину. Передвигается, переставляя руки и ползая. | Произносит отдельные слоги (начала лепета) | Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами. Пьет из блюдца или чашки. |
месяцев | Игрушкой стучит, разма- хивает, перек- ладывает ее и бросает | Хорошо ползает (много, быстро, в разных направле- ниях) | На вопрос «где?» находит взглядом предмет, находя- щийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу) | Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги. | Пьет из чашки, которую держит взрослый. | |||
месяцев | Смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет. | Игрушками зани-мается долго, разнообразно. Подражает дейс- твиям взрослого с игрушками (толкает, стучит и т.д.) | Сам садится, сидит и ложится. Держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает держась за барьер. | На вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3) на постоянных местах. По прось-бе взрослого выполняет заранее разученные про-стые действия, например, «ладу-шки», «дай ручку». | Громко, четко и повторно произносит различные слоги. | Ест корочку хлеба, которую сам держит в руках. Пьет из чашки, которую держит взрослый. | ||
месяцев | Плясовые движения под плясовую мелодию (если дома поют ребенку и пляшут с ним). | Догоняет ребенка, ползет ему на встречу. Подражает действиям другого ребенка. | Действует с предметами по- разному, в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит) | Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками. | На вопрос «где?» находит несколько пре- дметов, незави- симо от их ме- стоположения. Знает свое имя, оборачивается на зов. | Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, которые уже есть в его лепете | Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Спокойно относится к высаживанию на горшок. | |
месяцев | Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним | Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия (открывает, вынимает, вкладывает). | Входит на высокую поверхность и сходит с нее (ступенька). Идет вперед с поддержкой за обе руки. | По просьбе «дай» находит среди других игрушек и дает знакомые предметы. При за- игрывании вы- полняет разу- ченные ранее действия и дви- жения («дого- ню», «сорока- ворона...»). | Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. | Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев. |
месяцев | Радуется приходу детей. Избирательно отношение к детям. | Овладевает новыми действиями с игрушками, выполняет их по слову взрослого: снимает и одевает кольца с большими отверстиями на стержень. | Стоит самостоятельно без опоры. Делает первые самостоятельные шаги. | Первые обоб- щения в пони- маемой речи: по просьбе на- ходит любой мяч, куклу. По просьбе взрос- лого выполняет разученные де- йствия (кор- мит, водит куклу). | Произносит первые слова - обозначения, например: «дай», «мама». | Закрепление умений, приобретенных в 9 месяцев. | ||
месяцев | Узнает на фотографии знакомое лицо, например мать. Различает две контрастные формы предметов. | Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождает это смехом или лепетом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком. | Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит. Переносит действия, разученные с одним предметом на другой. | Ходит самостоятельно (без опоры) | Понимает без показа название предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения: при- неси, найди, отдай тете, положи на место. Понимает слово «нельзя». | Легко подражает новым слогам. Произносит 5 - 10 облегченных слов. | Самостоятельно пьет из чашки, держит чашку, пьет и ставит чашку. |