СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5




Тема: «Период грудного возраста. Физическое развитие ребенка»

Обучающийся должен знать:

• Что такое физическое развитие?

• Как изменяются основные параметры физического развития с возрастом?

• Что такое акселерация? Причины и последствия акселерации.

• Как оценивается физическое развитие у детей разного возраста.

 

Обучающийся должен уметь:

• Проводить антропометрию детей разного возраста (взвешивание, измерение роста, окружности головы, груди) в соответствии с алгоритмом действия.

• Оценивать физическое развитие детей по центильным таблицам.

• Рассчитывать долженствующие рост и массу тела по прибавкам.

• Выявлять проблемы, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья.

• Составлять рекомендации по закаливанию ребенка.

• Обучать основным гимнастическим комплексам и масссажу.

• Составлять рекомендации по режиму дня, выбору игрушек и игровых занятий для детей грудного возраста.

• Обучать родителей и окружение ребенка принципам создания безопасной окружающей среды.

 

Список литературы:

Основная:

• Д.А. Крюкова «Здоровый человек и его окружение» Ростов-на-Дону «Феникс» 2015

• конспект лекции

Дополнительная:

• В.Д. Тульчинская «Здоровье детей» Ростов-на-Дону «Феникс» 2014

• С.Р.Волков, М.М.Волкова «Здоровый человек и его окружение» Москва «Медицина» 2005

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

Задание: Выполняйте задания по мере усвоения нового материала.

Основные антропометрические показатели:

• Длина тела (рост);

• Масса тела;

• Окружность головы;

• Окружность грудной клетки.

Антропометрия - это совокупность методов и приемов оценки морфологических
особенностей человеческого тела; проведение точных измерений на живых людях с использованием
четко установленных анатомических точек, стандартных методических приемов и инструментария.

При проведении антропометрических исследований медицинская сестра должна выполнять
следующие правила:

• при проведении антропометрических измерений ребенка необходимо раздеть, поэтому
помещение, в котором проводится исследование, должно быть теплым;

• все измерения следует проводить только между так называемыми «антропометрическими
точками» (определенные точки на теле, соответствующие ясно выраженным и легко
прощупываемым образованиям скелета);

• антропометрические измерения лучше проводить в первую половину дня, т.к. длина тела к концу дня уменьшается на 1 -2 см за счет уплощения сводов стопы, межпозвоночных хрящей, снижением тонуса мышц, а масса увеличивается.

Рост ребенка. После рождения особенно интенсивно ребенок растет на первом году жизни, прибавляя в росте на 25 см. После года до 3 - 5 лет темпы роста снижаются.

Минимальная длина тела доношенного новорожденного ребенка 46 см, средняя 50 ± 5 см.

Масса тела. Минимальная масса тела доношенного новорожденного ребенка 2501 г, средняя 3500 ± 200 г. Масса тела удваивается к 4 - 5 месяцам, утраивается к 10 - 12 месяцам.

Таб. № 1 .Ежемесячные прибавки массы и роста детей первого года жизни

Возраст (мес.) Масса (грамм) Рост (см)
Прибавка за 1 месяц. Прибавка за предыдущий период Прибавка за 1 месяц. Прибавка за предыдущий период
      2,5 2,5 2,5 11,5 14,0 16,5 18,5 20,5 22.5 23,5 24,5 25,5

После года долженствующие массу и длину тела лучше определять по центильным таблицам.

Окружность грудной клетки.

Окружность грудной клетки новорожденного ребенка достигает 32 - 34 см.

Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет примерно 1,2 см.
После года долженствующую окружность грудной клетки лучше определять по центильным
таблицам.

 

Окружность головы.

При рождении окружность головы здорового доношенного ребенка достигает 34 - 36 см.
Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет примерно 1 см.

Попробуем рассчитать долженствующую массу ребенку 5 месяцев, если известно, что его масса при рождении была 3300,0.

Решение: 3300 + 600 + 800 + 800 + 750 + 700 = 3300 + 3650 = 6950

Самостоятельно решите задачи:

• Какой средний рост должен иметь ребенок в 8 месяцев, если его рост при рождении 52 см?

• Какую массу должен иметь ребенок в 7 месяцев, если его масса при рождении была 3150,0?

• Ребенок родился с массой 3500, в настоящее время ему 4 месяца и масса 5000. Достаточно ли ребенок набрал в массе? Если нет, рассчитайте дефицит.

• Ребенку 9 месяцев. В 8 месяцев его масса была 8200, а в 9 месяцев 8400. Достаточно ли ребенок набрал в массе?

• Рассчитайте средний рост ребенка в 1 год, если он родился с ростом 52 см.

• Рассчитайте среднюю массу ребенка в 1 год, если он родился с массой 3400.

• Ребенку 3 мес. При рождении: окружность головы- 34 см, окружность грудной клетки- 33 см.
Рассчитайте должную окружность головы и грудной тетки.

• Ребенку 12 мес. При рождении: окружность головы- 35 см, окружность грудной клетки- 34 см.
Рассчитайте должную окружность головы и грудной клетки.

 

Оценка физического развития по центильным таблицам:

Центильные таблицы – таблицы, используемые для оценки физического развития детей разного возраста. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы изучаемого признака физического развития (масса, длина тела и др.) у определенной доли или процента (центиля, от слова «цент» – часть доллара) детей соответствующих возраста и пола. Выделяют 6 фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 75-й, 90-й, 97-й. Каждый из фиксированных центилей называется вероятностью, выражается в процентах, и отражает значения изучаемого признака физического развития. За средние (условно нормальные) величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей, которые располагаются от 25 до 75 центиля. Промежутки между центильными вероятностями получили название центильных интервалов или «коридоров» (таблица №2).

Таблица №2. Структура центильных таблиц

Центили (центильные вероятности)
3% 10% 25% 75% 90% 97%
Центильные интервалы (коридоры)
             
Область очень низких величин Область низких величин Область сниженных величин Средние (условно нормальные величины) Область повышенных величин Область высоких величин Область очень высоких величин
                       

 

Выделяют 7 неодинаковых по величине центильных интервалов:

1-й интервал включает величины до центильной вероятности, равной 3%. Показатели, попадающие в этот интервал, представляют собой область «очень низких величин», встречающихся у здоровых детей не чаще, чем в 3%; ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и обследование;

2-й интервал включает величины между 3-м и 10-м центилями, которые представляют собой область «низких величин», встречающихся у 7% здоровых детей; в таких случаях показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья и развития;

3-й интервал включает величины между 10% и 25% центильными вероятностями, которые представляют собой область «сниженных величин» («ниже среднего»), свойственных 15% здоровых детей;

4-й интервал включает показатели между 25% и 75% центильными вероятностями, которые представляют собой область «средних величин», свойственных 50% здоровых детей данной возрастно-половой группы;

5-й интервал включает величины между 75 и 90 центилями и оцениваются как повышенные («выше среднего»), свойственных 15% здоровых детей;

6-й интервал включает величины между 90% и 97% центильными вероятностями, которые представляют собой область «высоких величин», свойственных 7% здоровых детей; медицинское решение зависит от изучаемого признака;

7-й интервал включает величины выше центильной вероятности 97%, Эти показатели оцениваются как очень высокие, свойственны не более, чем 3% здоровых детей; в таких случаях показано обследование.

 

С помощью центильных таблиц производится:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: