Для периода новорожденности характерны следующие основные потребности:
• есть;
• дышать;
• спать;
• пить;
• выделять,
• двигаться;
• общаться;
• избегать опасности;
• быть чистым;
• быть здоровым;
• поддерживать постоянную температуру тела.
Период детского возраста | Лица, удовлетворяющие потребность ребенка | Способы удовлетворения потребности в зависимости от возраста ребенка |
Период новорождённости | Мать | Физический контакт - общение при кормлении, пеленании и т.д. Тихая беседа со спокойной ласковой интонацией в период бодрствования ребенка. |
Потребности ребенка | Примерные планы сестринских вмешательств | Обоснование |
Потребность «дышать» | 1. Обеспечить оптимальные условия для дыхания: • проветривать комнату ребенка не реже 2-3 раза в день; • контролировать температурный режим комнаты (t18 - 22° С); • создать возвышенное положение в постели. 2. Организовать мероприятия по укреплению мышечной системы ребенка: • обеспечить ребенку двигательный режим; • проводить массаж и гимнастику; • организовать занятия физкультурой и спортом. 3. Организовать прогулки в течение дня не реже 2 раз в день при любой погоде | Обеспечивается доступ свежего чистого воздуха, улучшается дренажная функция органов дыхания, улучшается экскурсия легких. Укрепляется дыхательная мускулатура, улучшается дыхание. Закаливание, обеспечивающее профилактику заболеваний органов дыхания. |
Потребность «есть» | 1. Рассчитать суточное и разовое количество пищи ребенку. 2. Составить меню. 3. Организовать условия, необходимые для кормления. 4. Провести кормления согласно правилам. 5. Выявить проблемы вскармливания и составить план сестринских вмешательств по их разрешению. | Предупреждение гипотрофии и ожирения Учитываются возрастные особенности детей, обеспечивается сбалансированность питания, распределение пищевых продуктов в течение суток. Повышается аппетит ребенка. Учет возрастных особенностей пищеварительной системы. Основные проблемы - плохой аппетит, отказ от еды, но могут быть и другие - в индивидуальном порядке. |
Потребность «спать» | 1. Создать благоприятные условия для сна: • проветривать комнату перед сном, • создать спокойную обстановку; • приготовить удобную постель 2. Приготовить ребенка ко сну исключить за час до сна возбуждающие игры; провести гигиенические мероприятия; покормить ребенка, поласкать, поговорить с ним. | Свежий прохладный воздух обеспечивает спокойное дыхание, необходимое для сна. Звуковые и световые раздражители мешают ребенку спать. Обеспечивают комфортные условия для сна. Исключается возбуждение, ребенок засыпает быстрее. Они являются определенным ритуалом, способствующим рефлекторному быстрому засыпанию. Ребенок успокаивается, исчезает чувство одиночества, страха. |
Потребность «быть чистым» | 1. Регулярно проводить гигиенические мероприятия. 2. Обеспечить чистоту окружающей обстановки. 3. Ребенку одного года жизни проводить ежедневный туалет согласно правилам. | Создается чувство комфорта. Формирование рефлекса «чистоты». Ребенок сам не может это сделать. |
Потребность «двигаться» | 1. Организовать мероприятия по укреплению мышечной системы ребенка: • проводить массаж, гимнастику, 2. Создать условия для развития движений: • не заменять прогулки «походами в магазин», 3. Следить за соответствием одежды погоде и двигательной активности | Стимуляция развития двигательных умений. Развитие мышц обеспечить достаточную двигательную активность. Нет условий - нет движений. |
Потребность «общаться» | 1. Исключить возможную патологию. 2. Организовать мероприятия по формированию речи с учетом возраста ребенка. 3. Обеспечить правильное воспитание. | Вследствие патологии ЦНС, нарушение слуха, заикание и т.д. может нарушаться общение. Речь - это основа общения. Только с воспитанным человеком приятно общаться. |
Потребность «избегать опасности» | 1. Создать безопасную окружающую среду: • проверить безопасность игрушек; • хранить лекарства, химические средства и т. п. в местах, недоступных детям; 2. Не оставлять без присмотра ребенка в любом возрасте. | Дети любознательны, активны, все тянут в рот или засовывают в нос, в уши, так как у них не выражен «рефлекс безопасности». |
ГРУППЫРИСКА ДЕТЕЙ
|
|
ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ