Подготовительный этап выполнения манипуляции.
• Вымыть руки.
• Установить инкубатор на рабочее место на расстоянии не ближе 1 метра от стен и окон. Фиксировать его положение тормозными педалями. Не допускается опираться на инкубатор, ставить на тенд любые предметы, хлопать окошками во время открытия.
• Перед использованием инкубатора проверить его исправность.
• Застелить матрац инкубатора фланелевой пеленкой. На нее положить две хлопчатобумажные пеленки в 6-8 сложений в виде квадрата под голову и тазовую область ребенка. В середину пеленки, используемой под тазовой областью, вложить подкладочную клеенку. При применении валика или головного кольца покрыть их пеленкой. Пеленки для ухода за ребенком в возрасте менее 2 недель должны быть стерильными.
• Закрепить на инкубаторе этикетку с данными о ребенке:
Ф. И. О. Пол; Название родовспомогательного учреждения, из которого ребенок был доставлен; Дата рождения; Масса тела при рождении. |
Основной этап выполнения манипуляции.
• Снять с ручек новорожденного браслетки, надетые в роддоме, поместить их в полиэтиленовый пакет и хран6ить в инкубаторе. В случае перевода ребенка из отделения на него вновь надеть браслетки.
• Поддерживать параметры работы инкубатора согласно назначению врача в листе наблюдения. При необходимости обеспечить дополнительный обогрев ребенка с помощью термоматраца, термозащитной пеленки, матраца из меха, грелок. В инкубаторе ребенок находится в шапочке, варежках и пинетках. По согласованию с врачом допускается надевать памперсы. Особое значение придается созданию лечебно-охранительного режима.
• Все магистрали, проведенные через дверцы доступа, от аппарата энтеральной и парентеральной инфузии должны максимально находиться в инкубаторе. Пережатие трубок недопустимо.
|
• Дверцы доступа должны быть закрыты. Открывают колпак инкубатора только при извлечении ребенка или смене постельного комплекта. Факт открывания отмечают в листе наблюдения. Ограничивают открывание окошек.
• Все медицинские манипуляции осуществляют по возможности в инкубаторе. При проведении процедур и операций ребенка извлекают из инкубатора и выкладывают на реанимационный стол, обеспечив подогрев. Инфузионную терапию во время процедур и операций продолжают.
• По назначению врача ребенка взвешивают. Взвешивание можно выполнить в инкубаторе и вне его. При определении массы тела вне инкубатора весы подготавливают к работе и располагают рядом с ним. Затем открывают колпак инкубатора, отсоединяют ребенка от дозатора, монитора, аппарата ИВЛ (если позволяет состояние), пережимают дренажи зажимом и осторожно кладут его на весы. После взвешивания ребенка снова помещают в инкубатор, подключают все системы, проверяют состояние магистралей. Записывают массу тела ребенка в листе наблюдения. Затем выключают весы, обрабатывают их дезинфицирующим раствором и ставят на место.
• В случае намокания пеленок во время мочеиспускания и дефекации клеенку следует извлечь, обработать дезинфицирующим раствором, промыть под проточной водой с мылом, протереть насухо и заложить в новую пеленку. Загрязненную пеленку сбросить в бак для использованного белья.
• Особое внимание уделяют детям с массой тела ниже 1000 г. В инкубатор ребенка помещают на меховой матрац. Для дополнительного обогрева на инкубатор устанавливают солэер. При необходимости используют другие дополнительные методы согревания. Колебания температуры тела допускаются в пределах 36,5 – 37,20 С. Взвешивание проводят 1 раз в три дня. ЭКГ-монитор не подключают (подключают только пульсоксиметр). Внутримышечные инъекции не назначаются. Всю поверхность тела 1 раз в сутки обрабатывают жидким масляным раствором для ухода за детской кожей. Извлекают ребенка из инкубатора только по назначению врача.
|
• Положение ребенка в инкубаторе периодически меняют, переворачивая его на другой бок или живот.
Заключительный этап выполнения манипуляции.
• Обеспечение гигиенического содержания инкубатора.
• После процедур, связанных с разбрызгиванием крови или других биологических материалов, места загрязнения обрабатывают 6% раствором водорода пероксида, затем мыльным раствором, смывают дистиллированной водой и вытирают насухо. Для обработки используют стерильную ветошь, сменяемую на каждом этапе обработки. Инкубатор в котором находится ребенок, обрабатывается снаружи и внутри не менее 2 раз в сутки.
БЛОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ
• Дайте ответы на вопросы:
• Характеристика периода новорожденности.
• Оценка состояния новорожденного сразу после рождения.
• Классификация недоношенности.
• Анатомические признаки недоношенного новорожденного.
• Функциональные признаки недоношенного новорожденного.
• Этапы выхаживания недоношенного ребенка.
• Основные направления работы сестринского персонала отделения новорожденных родильного дома.
|
• Проблемы периода новорожденности.
• В дневниках составьте алгоритмы манипуляций по уходу за новорожденным ребенком и выучите их.
• Решите задачи:
Задача № 1.
К Вам на пост детского отделения поступает ребенок, возраст 8 дней, родившийся при сроке гестации 36 недель. Вы взвесили его и обнаружили, что вес ребенка снизился на 300 граммов. Ребенок родился с весом 2 кг 140 граммов.
Что случилось с ребенком? Объясните.
Как поступите? Что посоветуете маме?
Задача № 2.
Ребенок родился при сроке беременности 250 дней. Пупочное кольцо расположено в нижней трети живота, сосательный рефлекс вялый, подкожно-жировой слой в области живота 0,3 см, большой родничок 3,0 х 3,5 см, малый родничок 0,5 х 0,5 см, определяются приоткрытые швы черепа. Вес ребенка при рождении 2 кг 70 граммов.
Задания:
Определите, доношен ребенок или нет?
Если недоношен, определите степень недоношенности.
Как кормить такого ребенка?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Рекомендации по подготовке самостоятельной работы:
• Составление планов обучения уходу за новорожденным (используя учебник В.Д. Тульчинская «Здоровье детей» Ростов-на-Дону «Феникс» 2014 с. 129-137)
• Составление плана беседы по поддержке грудного вскармливания. (используя учебник В.Д. Тульчинская «Здоровье детей» Ростов-на-Дону «Феникс» 2014 с. 98; памятку по составлению и проведению беседы)
Правила подготовки и проведения беседы:
• Сформулируйте конкретные цели беседы.
• Составьте план беседы. План выступления с записанными ключевыми фразами и словами – добавочная опора для вашей памяти.
• Выберите подходящее время и место беседы.
• Задача начала беседы: привлечь внимание и создать атмосферу взаимного доверия.
• Речь должна быть грамотной, эмоционально окрашенной.
• Не допускайте слов – паразитов.
• Говорите лаконично, ясно, достаточно быстро.
• Соблюдайте культуру речи и культуру общения.
• Суждения должны быть краткими, ясными, легко удерживаться в кратковременной памяти.
• Мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречие.
• Не пытайтесь «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время.
• Материал должен быть отобран исходя из степени убедительности.
• Направление беседы можно регулировать с помощью задаваемых вопросов. Задавать вопрос – это искусство, требующее безукоризненного владения речью, чуткостью, бережного отношения к человеку, оказавшемуся во власти советов.
• Искусство убеждения состоит в том, чтобы подвести собеседника к нужному выводу, а не навязывать этот вывод силой логики, голоса и авторитарности.