Второй критерий здоровья – уровень физического развития.




РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

ПРИ САМОПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

Если мы перефразируем древнюю мудрость - «Медик - исцелись сам», то становится понятно: нельзя почувствовать страдания пациента, найти эффективное средство помощи, если ты сам не знаешь норм и правил сохранения собственного здоровья. Именно в помощь тебе на нелегком пути самопознания и создано данное пособие.

 

Творческие шаги на пути самопознания и подготовке к практическим занятиям:

К первому семинару начинаем подготовку в тот же день после того как вы прослушали первую лекцию.

Внимательно прочитайте, пожалуйста, каждый раздел пособия (обратите внимание на раздел приложения), которое вы держите в руках.

Оформите свой дневник (качество работы с дневником зависит от степени любви к себе).

Запомните: все, что вы делаете, вы делаете для себя любимого.

 

К каждому семинару вам предлагаются

Задания в блоке закрепления, которые должен выполнить каждый студент,

Задания для самостоятельной работы, которые должен выполнить каждый студент (обязательно одно задание)

Информация в разделе приложения.

Внимание!

Не откладывайте подготовку к практическому занятию на последний день перед ним. Подготовку к практическому занятию у начинайте сразу же после того

Как вы послушали лекцию и получили задание.

Творческих Вам успехов!

Будьте здоровы!

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

• Внимательно прочитайте задание к практическому занятию.

• Изучите материалы практического занятия по лекциям и рекомендованной литературе.

• Памятка по работе с основной и дополнительной литературой.

• Изучите список рекомендованной литературы.

• Отберите необходимую вам литературу.

• Изучите аннотацию к конкретному учебнику (монографии).

• Изучите информацию об авторе учебника (монографии), его научные характеристики.

• Приступайте к работе: читайте, выделяйте главное, делайте записи, в случае трудностей обращайтесь к словарно-энциклопедической литературе, к преподавателю.

• Изучите заключение, запишите выводы.

• Сделайте по данному учебнику (монографии, книге) конспект или тезисный (сложный) план.

• Ответьте на вопросы самоконтроля по данной теме практического занятия.

• Проверьте усвоение материала, решив рекомендованные задания. Ответы проверим на занятии.

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: «Здоровье»

Обучающийся должен уметь:

• оценить демографическую ситуацию в стране, районе профессиональной деятельности;

• объяснить понятия «здоровье», «качество жизни», «образ жизни»;

• выявить факторы риска здоровью;

• определить группу риска;

• обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды;

• выработать умение выступать перед аудиторией.

• определить основные потребности человека в разные возрастные периоды;

• выявить мотивацию здоровья и здорового образа жизни;

• заполнять лист сестринской оценки состояния здоровья;

• проводить анализ, самоанализ, выявлять факторы риска в образе жизни индивида, после изучении курса проводить возможную коррекцию.

• давать рекомендации по здоровому образу жизни, факторам риска;

• обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды.

 

Обучающийся должен знать, что такое:

• Демография

• Население

• Статистика населения

• Динамика населения

• Рождаемость

• Смертность

• Половозрастная структура

• Естественное движение

• Естественный прирост населения

• Факторы риска

• Здоровье

• Факторы, влияющие на здоровье

• Качество жизни

• Образ жизни

• Группы риска

• Факторы риска

• Окружающая среда

• Потребность

• Самовыражение

• Самоуважение

Список литературы:

Основная:

• Д.А. Крюкова «Здоровый человек и его окружение» Ростов-на-Дону «Феникс» 2015

• конспект лекции

Дополнительная:

• В.Д. Тульчинская «Здоровье детей» Ростов-на-Дону «Феникс» 2014

• С.Р.Волков, М.М.Волкова «Здоровый человек и его окружение» Москва «Медицина» 2005

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

Комплексная оценка состояния здоровья.

Комплексная оценка состояния здоровья включает следующие разделы:

• Исследование состояния здоровья по определённым критериям.

• Определение группы здоровья

• Назначение рекомендаций.

• Оформление записей в учетной документации.

 

Критерии здоровья

В условиях детских амбулаторно- поликлинических учреждений для организации диспансерного наблюдения и проведения индивидуальных оздоровительных мероприятий используют комплексную оценку состояния здоровья детей с определением следующих критериев:

• Первый критерий, обуславливающий здоровье – особенности онтогенеза (генеалогический, биологический, социальный анамнез).

• Второй критерий, определяющий здоровье – уровень физического развития и степень его гармоничности.

• Третий критерий – уровень нервно-психического развития.

• Четвертый критерий – уровень резистентности организма.

• Пятый критерий – уровень функционального состояния органов, систем и поведенческие реакции.

• Шестой критерий – наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

Особенности онтогенеза (первый критерий здоровья) – оцениваются на основании полученных данных генеалогического (семейного), биологического и социального анамнеза.

Сбор генеалогического анамнеза (ГА) проводится путем составления родословной семьи ребенка (пробанда), учитывая сведения о заболеваниях трех (лучше четырех) поколений, включая пробанда.

Родословная должна содержать информацию о родственных отношениях в семье (не являются ли родители родственниками), национальности, числе кровных родственников в каждом поколении, их возрасте, состоянии здоровья, причинах смерти.

При составлении схемы родословной необходимо придерживаться следующих правил:

• расстояние между поколениями должно быть одинаковым;

• каждый член родословной должен располагаться в своем поколении;

• линии пересечения должны обозначаться четко;

• поколения обозначаются римскими цифрами, начиная с верхнего (I);

• в каждом поколении слева направо арабскими цифрами нумеруются все члены поколения.

При употреблении символов для обозначения определенных признаков к родословной обязательно прилагается описание обозначений (легенда).

Оценка ГА проводится для:

• выявления моногенных и хромосомных наследственных заболеваний (болезнь Дауна, ФКУ, муковисцидоз, целиакия, лактазная недостаточность и др.);

• количественной оценки отягощенности ГА;

• качественной оценки отягощенности с выявлением предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Для количественной оценки отягощенности ГА используют индекс отягощенности (Io), определяемый отношением общего количества хронических заболеваний или ВПР у кровных родственников пробанда, о которых есть сведения (А), к общему числу всех родственников (Б), исключая пробанда (Io = A: Б).

Генеалогический анамнез считается «благополучным» при числовом выражении Io до 0,3, «условно благополучным» при числовом выражении Io от 0,3 до 0,6 и «неблагополучным» при Io 0,7 и более.

При качественной оценке отягощенности ГА отмечают однонаправленность, если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания одних и тех же органов и систем и мультифакторную отягощенность, если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания разных органов и систем.

Сбор биологического анамнеза

Биологический анамнез (БА) включает сведения о развитии ребенка в различные периоды онтогенеза: антенатальный период (АНП), интранатальный (ИНП), ранний неонатальный (РНП), поздний неонатальный (ПНП) и постнатальный период (ПП).

В АНП выясняют особенности течения первой и второй половины беременности: гестозы, угроза выкидыша, многоводие, экстрагенитальные заболевания у матери, профессиональные вредности у родителей, отрицательная резус – принадлежность матери с нарастанием титра антител, хирургические вмешательства, вирусные заболевания во время беременности, посещение женской школы матерей по психопрофилактике родов.

В ИНП и РНП выясняют: характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды, затяжные и др.), оценку по шкале Апгар, крик ребенка, диагноз при рождении и выписке из родительного дома, срок прикладывания к груди и характер лактации у матери, срок вакцинации БЦЖ, против гепатита В, время отпадения пуповины, состояние ребенка и матери при выписке из родильного дома.

В ПНП продолжают оказывать влияние на ребенка перенесенные родовая травма, асфиксия, недоношенность, гемолитическая болезнь новорожденного, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание, пограничные состояния и их длительность.

В ПП имеют значение: повторные острые инфекционные заболевания, рахит; анемия, расстройства трофики тканей в виде дистрофии (гипотрофия, паратрофия), диатезы.

Сведения о БА участковый педиатр получает из выписок родильного дома, дородовых патронажей, бесед с родителями. Неблагоприятные факторы, влияющие на плод в антенатальном периоде, могут оказывать свое влияние на ребенка и после рождения. Кроме явных врожденных пороков развития, у ребенка могут отмечаться функциональные изменения со стороны нервной системы, желудочно – кишечного тракта и других систем, нарушение адаптации, тяжелое течение заболевания. Оценка этих факторов обеспечивает более объективную характеристику уровня здоровья новорожденного, ребенка грудного возраста, а также позволяет прогнозировать здоровье в раннем детстве.

Оценка биологического анамнеза

• БА расценивается как благополучный, если нет факторов риска ни в одном периоде раннего онтогенеза.

• БА расценивается как условно благополучный, если выявлены факторы риска в одном из периодов онтогенеза.

• БА – неблагополучный, если есть факторы риска в двух и более периодах онтогенеза.

О степени неблагополучия в периоде внутриутробного развития ребенка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. В зависимости от силы повреждающих факторов количество стигм дизэмбриогенеза (малых аномалий развития – МАР) может быть различным. В норме порог стигматизации не превышает 5-7 стигм.

 

Второй критерий здоровья – уровень физического развития.

К показателям физического развития (ФР), которые обычно рассматриваются врачами, антропологами и другими специалистами с целью контроля динамики процесса роста и развития относятся: масса тела, длина тела, окружность головы, окружность грудной клетки. Наряду с этими могут рассматриваться и другие показатели (кожно-жировые сладки, окружности бедра, голени, пчела и др.).

Для оценки показателей ФР используются нормативные таблицы и шкалы (лучше региональные).

 

Третий критерий здоровья – уровень нервно - психического развития (НПР). Контроль НПР проводится при каждом диспансерном осмотре здорового ребенка патронажной медицинской сестрой на дому путем опроса матери и выявления уровня развития ребенка с помощью определенной методики.

При оценке НПР детей в возрасте до 3-х лет руководствуются показателями нормального уровня по основным линиям развития. Итогом оценки является определение группы НПР.

Важным индикатором ранних отклонений в здоровье и развитии, еще не получивших манифестного выражения, является поведение ребенка, которое отражает также и уровень возбудимости коры головного мозга, развитие психики, формы его социализации (способность контактировать со сверстниками, взрослыми, воспринимать обучение и др.).

Показатели поведения

• Эмоциональное состояние (для детей 1-го года жизни) положительное, отрицательное, неустойчивое, мало эмоцианальное.

• Настроение (для детей 2-6 лет)

• бодрое, жизнерадостное – охотно контактирует с окружающими, с интересом, активно играет, дружелюбен, часто улыбается, смеется, нет страхов;

• спокойное – положительно относится к окружающим, менее эмоционален, активен;

• раздражительное, возбужденное – плаксивость, неадекватно относится к окружающим, может вступать в конфликты, возможны аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты;

• подавленное – вял, пассивен, неконтактен, замкнут, может долго плакать;

• неустойчивое – может быть весел, смех быстро сменяется плачем, вступает в конфликты.

• Засыпание – спокойное, быстрое, длительное, беспокойное с воздействиями (укачиваниями).

• Сон (дневной или/и ночной) – глубокий (неглубокий), спокойный, (беспокойный), прерывистый, длительный, укороченный, чрезмерно длительный, с воздействиями.

• Аппетит и пищевое поведение – хороший, неустойчивый, сниженный, избирательный, повышенный, отказ от пищи, мало ест, ест с жадностью, оставляет пищу.

• Характер бодрствования – активный, малоактивный, пассивный.

• Отрицательные привычки (автоматизмы, стереотипы) – нет отрицательных привычек, сосет пустышку, палец, язык, губу, одежду, раскачивается, выдергивает (крутит) волосы, часто моргает, онанирует.

• Взаимоотношения с детьми и взрослыми – контактен, груб, агрессивен (кусается, царапается, дерется), ласков, навязчив, любознателен, инициативен, деятелен, легко обучается, нелюбознателен, заторможен, подвижен, уравновешен, медлителен, легко утомляем, боязлив и др.

Оценка поведения:

• без отклонений;

• незначительные отклонения (группа внимания) – отклонения по одному показателю;

• умеренные отклонения (группа риска) – отклонения в поведении по двум – трем показателям;

• выраженные отклонения (группа высокого риска) – отклонения по четырем – пяти показателям;

• значительные отклонения (диспансерная группа) – отклонения в поведении по шести и более показателям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: