Техника
1. Лечь во всю длину тела на пол на одеяло, лицом вниз. Вытянуть шею и фиксировать подбородок на одеяле, чтобы не оцарапать его.
2. Согнуть локти и положить ладони у груди, пальцами к голове.
фото 584
3. Выдохнуть, согнуть и поднять колени, продвинуть стопы к груди, которая при этом слегка приподнимется от пола (Фото 571).
4. Сделать несколько дыханий, а затем с выдохом рывком поднять ноги в воздух, вытянуть вверх туловище и балансировать (Фото 572). Вес тела ляжет на подбородок, шею, плечи, локти и запястья. Стараться дышать нормально.
5. Выдохнуть, согнуть колени (Фото 573), опустить ноги и двигать стопы за голову так, чтобы пальцы ног оказались на полу (Фото 582). Вытянуть стопы как можно дальше от головы и постараться выпрямить ноги настолько, насколько возможно. Руки вытянуть назад ладонями вниз (Фото 584).
6. Оставаться в этом положении несколько секунд. Эта поза похожа на перевернутую Халасану (Фото 241). Не задерживать дыхание, которое будет очень частым и затрудненным из-за интенсивного вытяжения позвоночника и сдавления живота.
7. Согнуть локти и развести руки. Приблизить кисти к плечам и положить ладони на пол. Согнуть колени, приблизить стопы к голове (Фото 582), перевернуться через подбородок (Фото 583) и выполнить Урдхва Дханурасану (Фото 486). Встать в Тадасану либо с выдохом проделать Випарита Чакрасану (Фото 488-499) и расслабиться.
Эффект
Такой же, как Ганда Бхерундасаны (Фото 580 и 581). Целью этих двух асан является пробуждение в организме Кундалини - Божественной Космической Энергии, которая представляется символически в образе свернувшейся спящей змеи, лежащей в нижнем нервном центре у основания позвоночника. Йог делает сознательные усилия, чтобы пробудить эту скрытую энергию и провести ее вверх по позвоночнику в мозг (в Сахасрару - тысячелепестковый лотос, верхний мозговой центр), а затем он преодолевает свое эго путем сосредоточения на Божественном Источнике всей энергии, для того чтобы освободиться от мирских оков. "Как реки, впадая в море, теряют свое название и форму, так же и мудрый человек, освободившись от имени и формы, достигает Высшей Сущности, Самосветящегося, Бесконечного".
|
198. ТИРИАНГ МУКХОТТАНАСАНА. Шестидесятая* (Фото 586).
"Тирианг" - это идущий наискось, поперечный, горизонтальный, перевернутый. "Мукха" - это лицо, а также главный, основной или выдающийся. Уттана - это нарочитое или интенсивное вытяжение. При выполнении этого наклона назад голова перевернута вниз, а руки, ноги и все туловище подвергаются интенсивному растяжению.
Техника
1. Встать в Тадасану (Фото 1). Раздвинуть ноги примерно на 30 см и положить ладони на таз.
2. Толкнуть область таза слегка вперед (Фото 483), выдохнуть и изогнуть туловище назад, так чтобы вес тела ощущался на бедрах и стопах (фото 484).
3. Поднять руки над головой и опустить кисти на пол (Фото 485). Немедленно выпрямить локти и поместить ладони на пол. Это будет Урдхва Дханурасана (Фото 486).
фото 585 фото 586
4. Не двигая с места пятки, увеличить расстояние между пальцами ног, так чтобы стопы находились под углом, а не параллельно друг другу.
5. С выдохом вытянуть туловище как можно выше, придвигая кисти все ближе к стопам. Оттянуть шею и голову как можно больше назад и коснуться кистями стоп (Фото 585). Сделать несколько дыханий, которые будут очень частыми и затрудненными из-за интенсивного вытяжения живота, груди и спины.
|
6. С глубоким выдохом поднять сначала одну, потом другую кисть и захватить ими голени над лодыжками (Фото 586). Повернуть пальцы ног внутрь и балансировать. Это заключительная позиция. Удерживать ее в течение нескольких секунд, в соответствии с возможностями, затем положить кисти по очереди на пол и вернуться в Урдхва Дханурасану (Фото 486), а затем в Тадасану (Фото 1). Когда эта поза будет освоена, можно освобождать кисти и сразу вставать в Тадасану, не делая Урдхва Дханурасаны.
Эффект
Эта трудная поза укрепляет ноги, тонизирует и оживляет позвоночник и органы брюшной полости. Грудь и плечевые сочленения полностью вытягиваются, область таза обильно снабжается кровью и оздоравливается.
199. НАТАРАДЖАНАСАНА. Пятьдесят восьмая* (Фото590, 591 и 591а).
Натараджа ("ната" - танцор, "раджа" - господин, царь) - одно из имен Шивы, Бога танца. Шива не только Бог мистического покоя, смерти и разрушения, но также и Бог танца. В своем гималайском жилище, на горе Кайласа, и в своем южном доме, храме Чидамбараме, Шива пляшет.
Бог создал свыше сотни танцев, как спокойно грациозных, так и устрашающе грозных. Самый известный из свирепых танцев это Тандава - космический танец разрушения, в котором Шива, разъярившись на своего тестя Дакшу за убийство Сати, возлюбленной супруги Шивы, отбивает дикий ритм в окружении слуг (гана), убивает Дакшу и угрожает вселенной. Шива, как Бог танца, изображен в замечательнейших скульптурах Индии и в бронзовых южноиндийских статуэтках.
|
Эта энергичная и красивая поза посвящена Шиве, Богу танца. Он же является источником йоги.
фото 587 фото 588
фото 589 фото 590
фото 591
Техника
1. Встать в Тадасану (Фото 1). Вытянуть левую руку вперед и держать ее параллельно полу.
2. Согнуть правое колено и поднять правую стопу. Захватить большой палец правой ноги большим, указательным и средним пальцами правой руки. Сгибать поднятое колено и вытянуть ногу назад и вверх (Фото 587).
3. Повернуть пальцы правой руки вокруг большого пальца правой ноги. Одновременно повернуть правое плечо и локоть и вытянуть правую руку за голову, не ослабляя захвата большого пальца ноги (Фото 588). Левую ногу и левую рукуподнимать все выше, чтобы они образовали за спиной лук (Фото 589). Правое бедро будет тогда параллельно полу, а голень - перпендикулярна (Фото 590 и 591).
4. Левую руку держать прямо на уровне плеча, пальцами вперед.
5. Подтягивать коленную чашечку левой ноги вверх, а ногу держать твердо, как стержень, и перпендикулярно полу.
6. Сохранять равновесие 10-15 секунд, дышать глубоко и ровно.
7. Освободить захват правой стопы, опустить обе руки и вернуться в Тадасану (Фото 1). Повторить позу в другую сторону, выдерживая ее то же количество времени. На этот раз балансировать на правой ноге, захватить большой палец левой ноги за спиной правой кистью и вытянуть правую руку прямо перед собой.
фото 591а
8. Продвинутые ученики могут захватить стопу кистями обеих рук, поставить ее на голову и балансировать (Фото 591а).
Эффект
Эта трудная поза с балансированием развивает чувство равновесия и вырабатывает грациозную осанку. Она тонизирует и укрепляет мышцы ног, развивает подвижность лопаток. Грудь полностью расширяется. Упражняются все сочленения позвоночника.
200. ШАВАСАНА (МРИТАСАНА). (Фото 592).
"Шава" или "мрита" значит труп. Цель этой асаны - подражать трупу. Когда жизнь оставила тело, оно лежит в одном положении, никакие движения невозможны. Сохраняя некоторое время неподвижность тела и спокойствие ума при полном сознании, вы учитесь расслабляться. Такое сознательное расслабление придает силы и освежает как тело, так и ум. Но ум гораздо труднее удерживать в неподвижности, чем тело. Поэтому-то эту вроде бы легкую позу исключительно сложно освоить.
Техника
1. Лечь плашмя на спину во всю длину тела, как труп. Кисти держать нз некотором расстоянии от бедер, ладонями вверх
2. Закрыть глаза. Если возможно, положить на глаза кусок черной ткани, сложенной вчетверо. Пятки держать вместе, а носки развести.
3. Вначале дышать глубоко. Впоследствии дыхание станет легким и медленным, без резких движений, колеблющих позвоночник или тело.
фото 592
4. Сосредоточиться на глубоких и легких выдохах, при которых в ноздрях не ощущается теплоты дыхания.
5. Нижняя челюсть должна слегка отвисать, сжимать челюсти не следует. Языком не шевелить. Даже зрачки глаз должны быть совершенно пассивны.
6. Полностью расслабиться и медленно выдыхать.
7. Если ум блуждает, после каждого медленного выдоха следует без напряжения сделать паузу.
8. Оставаться в этом положении 15-20 минут.
9. Вначале ученик может засыпать в этой позе. Постепенно, когда нервы придут в пассивное состояние, он ощутит себя полностью расслабленным и освеженным. При хорошем расслаблении ощущается ток энергииот затылка к пяткам, а не в обратном направлении. Чувствуется также, что тело как бы удлиняется.
Эффект
В 32-м стихе первой главы "Хатха Йога Прадипики" сказано: "Лежать на спине, вытянувшись во весь рост на земле, как труп, - это называется Шавасана. Это снимает усталость, вызванную другими асанами, и приносит спокойствие уму".
В 11-м стихе второй главы "Гхеранда Самхиты" дано такое описание Мритасаны: "Лежать плашмя на земле (на спине), подобно трупу, - это называется Мритасана. Эта поза убивает усталость и успокаивает волнение ума". "Ум - повелитель индрий (органов чувств), Прана (дыхание жизни) - повелитель ума". "Когда ум поглощен, это называется Мокша (окончательное освобождение души). Когда поглощены Прана и Манас (ум), возникает безграничная радость" ("Хатха Йога Прадипика", глЛУ, стихи 29-30).
Подчинение Праны зависит от нервов. Ровное, устойчивое, легкое и глубокое дыхание без резких движений тела успокаивает нервы и ум. Стрессы современных цивилизаций раздражают нервы. Лучшим средством против этого является Шавасана.
БАНДХА И КРИЯ
201.УДДИЯНА БАНДХА. Двенадцатая* (Фото 593 и 594).
От слова "уддияна" - взлет. Строго говоря, это не асана, а бандха, т.е. сдерживание. Как конденсаторы, предохранители и выключатели регулируют электрический ток, так и бандхи управляют током праны (энергии). В этой бандхе прана, или энергия, направляется из нижней части брюшной области к голове. Подробнее бандха и прана описываются в третьей части этой книги, посвященной пранаяме.
Техника
1. Встать в Тадасану (Фото 1).
2. Расставить ноги на 30-35 см.
3. Наклониться слегка вперед, немного согнув колени, и положить ладони с широко расставленными пальцами на середину бедер.
4. Опускать голову до тех пор, пока подбородок опустится в ямку между ключицами наверху грудины.
5. Сделать глубокий вдох и быстрый выдох, так чтобы быстро изгнать из легких весь воздух.
6. Задержать дыхание (без всякого вдоха). Подтянуть всю брюшную область к позвоночнику. Сократить брюшную область и поднимать ее вверх к грудине, нажимая кистями на бедра (Фото 593).
7. Сохраняя такое втянутое положение живота, перенести кисти на область таза.
8. Выпрямить ноги и спину, сохраняя положение живота и не поднимая подбородок от грудины (Фото 594).
9. Расслабить мышцы живота, не изменяя положения подбородка и головы. Если они шевельнутся, немедленно почувствуется напряжение в области сердца.
10. Сделать медленный и глубокий вдох.
11. Находясь в позициях 6-9, не вдыхать. Позу удерживать не более 5-Ю секунд., в Зависимости от выносливости.
12. Сделать несколько дыханий, затем повторить весь цикл, как указано в пунктах 1-10. Не рекомендуется повторять этот цикл более 6-8 раз подряд в течение суток. Продолжительность выдержки и количество Циклов можно увеличивать только под личным наблюдением опытного гуру.
фото 593 фото 594
13. Циклы следует выполнять подряд один раз в день.
14. Заниматься можно только на пустой желудок, освободив предварительно кишечник и мочевой пузырь.
15. Сначала разучивать Уддияна Бандху стоя, а затем сидя, как подготовительный шаг к практике пранаямы.
16. Уддияна Бандха выполняется на выдохе (речаке) и задержке дыхания (кумбхаке) в разных типах пранаям, описываемых в третьей части книги.
Эффект
Эта бандха тонизирует органы брюшной полости, усиливает пищеварительный огонь и способствует выведению токсинов из пищеварительного тракта.
202. НАУЛИ. Шестнадцатая* (Фото 595 и 596).
Слова "наули" нет в стандартных словарях. Слово "уллола" - большая, волка, прилив — в какой-то степени отражает процесс наули: боковые и вертикальные волнообразные движения мышц и органов живота. Слово "наули" образовано от "нау" - лодка и "ли" - прислоняться, ложиться на, прятать или укрывать. Качание лодки в бурном море дает некоторое представление о процессе Наули. Наули - это крия или процесс, а не асана.
Выполнять Наули следует осторожно, иначе этот процесс может привести ко многим заболеваниям. Поэтому он не рекомендуется обычным ученикам. Сначала следует освоить Уддияна Бандху, а затем только браться за Наули, описанную в "Гхеранда Самхите" под названием Лаулики.
Техника
1. Встать в Тадасану (Фото 1).
2. Расставить ноги на 30-35 см, согнуть немного колени и слегка наклониться вперед.
фото 595 фото 596
3. Положить ладони с широко раставленными пальцами на бедра сразу над коленями.
4. Опустить голову, чтобы подбородок оказался в ямке между ключицами наверху грудины.
5. Вдохнуть глубоко, затем быстро выдохнуть, чтобы быстро изгнать из легких весь воздух.
6.Задержать дыхание (без всякого вдоха). Подтянуть всю область живота назад к позвоночнику.
7. Пространство между краями таза и ложными ребрами с обеих сторон нужно сделать пассивным, чтобы там образовались впадины. Одновременно следует толкать прямые мышцы живота вперед (Фото 595 - вид спереди, 596 - вид с боку).
8. Удерживать позицию 5-10 секунд, в соответствии с возможностями.
9. Расслабить прямые мышцы живота, вернуться в положение, описанное в пункте 6.
10. Расслабить живот и медленно вдохнуть.
11. Сделать несколько глубоких дыханий. Повторить описанный в пунктах 1-10 цикл 6-8 раз подряд один раз за сутки.
12. Практиковать Наули на пустой желудок, освободив мочевой пузырь и кишечник.
Эффект
Укрепляет прямые мышцы живота. В остальном действует как Уддияна Бандха.
Часть III
ПРАНАЯМА
УКАЗАНИЯ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ
Прежде чем приступать к пранаяме, внимательно прочитайте и хорошо усвойте следующие указания и предостережения.
Определение пригодности
1. Как возможность обучения в аспирантуре зависит от способностей человека и от навыков работы, приобретенных им при изучении той отрасли знаний, которой он занимался раньше, и от дисциплины, так и обучение пранаяме требует овладения асанами и приобретенных таким образом силы и дисциплины.
2. Пригодность ученика к занятиям и продвижению в пранаяме должна определяться опытным гуру, чье личное руководство существенно важно.
3. Пневматические инструменты способны прорезать крепчайшие скалы. В пранаяме йог использует свои легкие как пневматический инструмент. Неправильное употребление погубит как инструмент, так и человека, работающего с ним. Это правило применимо и к пранаяме.
Чистота и пища
4. В храм не входят с грязным телом и нечистыми мыслями. Прежде чем войти в храм собственного тела, йог соблюдает правила чистоты.
5. Перед выполнением пранаямы следует освободить мочевой пузырь и кишечник. Это облегчает выполнение бандх.
6. Предпочтительно практиковать пранаяму на пустой желудок, но если это трудно, можно выпить перед занятиями чашку молока, чая, кофе или какао. После приема пищи должно пройти не менее шести часов, прежде чем можно будет приступать к пранаяме.
7. Через полчаса после окончания занятий пранаямой можно принять легкую пищу.
Время и место
8. Лучшее время для занятий пранаямой - раннее утро (предпочтительнее перед восходом солнца) и после захода солнца. Согласно "Хатха Йоге Прадипике", пранаяму следует практиковать четыре раза в сутки: рано утром, в полдень, вечером и в полночь, по 80 циклов за раз (гл.II, стих 11). Это едва ли возможно в каше торопливое время. Поэтому можно рекомендовать заниматься не менее 15 минут в день. Выполнять же 80 циклов могут ревностно преданные йоге люди, это не для среднего семьянина.
9. Лучше всего начинать занятия весной или осенью, когда нет резких климатических колебаний.
10. Пранаямой следует заниматься в чистом, хорошо проветренном помещении, свободном от насекомых, в тихие часы, когда нет беспокоящего шума.
11. Пранаяму следует выполнять решительно и регулярно в одно и то же время, в одном и том же месте и в одной и той же позе. Изменения допускаются только в типе пранаям: если в первый день выполняется Сурья Бхедана Пранаяма, то на следующий день можно упражняться в Шитали, а на. третий - в Бхастрике. Нади Шодхана Пранаяма должна, конечно, выполняться ежедневно.
Поза
12. При выполнении пранаямы дыхание производится только через нос, за исключением Шитали и Шитакари.
13. Лучше всего выполнять пранаяму, сидя на полу на сложенном одеяле. Подходящими позами будут Сиддхасана, Вирасана, Падмасана и Баддха Конасана. Можно принять и любую другую сидячую позу, лишь бы она обеспечивала абсолютно прямое (от основания позвоночника до шеи) и перпендикулярное по отношению к полу положение спины. Некоторые типы пранаям могут выполняться лежа, о чем будет сказано ниже.
14. Во время занятий не должно ощущаться никакого напряжения ни в лицевых мышцах, ни в глазах или ушах, ни в мышцах шеи, плечах, руках, бедрах и стопах. Бедра и руки следует намеренно расслаблять, так как они бессознательно напрягаются во время пранаямы.
15. Язык следует держать пассивно, иначе во рту будет скапливаться слюна. Если это произойдет, проглотите ее перед выдохом (речакой), а не во время задержки дыхания (кумбхаки).
16. Во время вдоха и задержки дыхания грудная клетка должна расширяться как вперед, так и в стороны, но область под лопатками и подмышками должна расширяться только вперед.
17. В начальном периоде наблюдаются потоотделение и дрожь, но постепенно они исчезают.
18. Во всех пранаямах, выполняемых в сидячей позе, голова должна свисать от шеи, а подбородок помещаться в ямку между ключицами наверху грудины. Этот подбородочный замок, или Джаландхара Бандху, следует выполнять всегда, за исключением особых положений, оговоренных ниже.
19. Во время занятий глаза следует держать закрытыми, так как иначе ум будет блуждать, следя за внешними объектами, и отвлекаться. Если глаза держать открытыми, в них возникнет ощущение жжения и раздражения.
20. Во время занятий пранаямой внутри ушей не должно ощущаться давления.
21. Левую руку нужно держать прямой, а задняя сторона ее запястья должна лежать на левом колене. Кончики указательного и большого пальцев соединяются в Джняна Мудру, описание которой следует ниже.
22. Правая рука сгибается в локте, а ее кисть располагается на носу для того, чтобы регулировать ровный ток дыхания и определять тонкость дыхательной струи. Это осуществляется при помощи кончиков безымянного пальца и мизинца, которые контролируют левую ноздрю, и кончика большого пальца, который контролирует правую ноздрю. Положение правой руки подробно рассматривается в разделе "Техника". В некоторых типах пранаям обе кисти располагаются на коленях в Джняна Мудре.
23. Когда ребенок учится самостоятельно ходить, мать не двигается, ее тело пассивно, но ум бдит. При необходимости, например, если ребенок споткнется, ее тело моментально приводится в действие, чтобы уберечь ребенка от падения. Так и при занятиях пранаямой мозг пассивен, но бдителен. Если какие-то телесные органы не срабатывают, бдительный мозг шлет сигналы предупреждения. Ухо должно прислушиваться к звуку дыхания (о надлежащем его звучании говорится ниже), а кисть руки и нос должны следить за чувствительностью дыхательного потока, идущего через носовые проходы.
24. Возникает вопрос: если мозг обязан посылать чувствам предупредительные сигналы, как можно сосредоточиться на пранаяме? Художник, поглощенный своей работой, замечает одновременно различные подробности: перспективу и композицию, тона и оттенки цвета, передний план и фон, мазки своей кисти. Музыкант, исполняя какую-либо мелодию, следит за движением своих пальцев и за сочетаниями звуков, за настройкой инструмента и за высотой тона. Хотя художник и музыкант замечают и исправляют разные частности, они сосредоточены на своем деле. Так и йог, учитывая такие частности, как время, положение тела и даже ритм дыхания, бдителен и чувствителен к току праны внутри себя.
25. Как заботливая мать учит ребенка ходить без поддержки, так заботливый ум йога учит его чувства беззаботности. В результате продолжительных занятий пранаямой чувства освобождаются от увлечения вещами, к которым когда-то стремились.
26. Выполняя пранаяму, каждый человек должен определить свои возможности и не превышать их. Это можно проверить следующим образом: предположим, что человек может спокойно делать вдохи и выдохи длительностью по 10 секунд ритмическими пятиминутными циклами. Если появится какое-либо изменение в ритме, скажем, период вдоха или выдоха уменьшится до 7 или 8 секунд, значит возможности упражняющегося исчерпаны. Продолжать упражнения далее этой точки значило бы неумеренно напрягать легкие, что повлечет всяческие дыхательные расстройства.
27. Неправильная практика приводит к чрезмерному напряжению легких и диафрагмы.От этого страдает дыхательная система, и это вредно отражается на нервной системе. Неправильные занятия пранаямой могут сотрясти основы и здорового тела и здравого ума. Насильственные и напряженные вдохи и выдохи недопустимы (за исключением Бхастрики).
28. Равномерность дыхания способствует здоровому состоянию нервов и, таким образом, ведет к уравновешенности ума и темперамента.
29. Асанами ни в коем случае не следует заниматься сразу после пранаямы. Если сначала выполняется пранаяма, то нужно отдыхать не менее часа, прежде чем приступить к асанам, так как спокойствие нервов, достигнутое в пранаяме, может быть нарушено движениями тела в асанах.
30. Пранаяму можно выполнять спустя не менее 15 минут после умеренных занятий асанами.
31. Напряженные асаны вызывают усталость. При утомлении нельзя заниматься пранаямой ни в какой сидячей позе, так как спина не может держаться прямо, тело охватит дрожь, а ум - беспокойство. Глубокое дыхание, как это делается в Удджайи, но в лежачем положении, снимает усталость.
32. Если не удается больше сохранять мерный ритм глубокого, устойчивого и медленного дыхания - остановитесь. Не продолжайте дальше. Ритм следует определять по характеру носового звука при вдохе ("сссссса", вроде того, что слышится, когда воздух вырывается из прокола велосипедной шины) и при выдохе (придыхание вроде "хууууууууум"). Если громкость звука уменьшилась, надо остановиться.
33. Старайтесь достигнуть ровного соотношения вдоха (пураки) и выдоха (речаки). Например, если в данном непрерывном цикле вдох занимает 5 секунд, то выдох должен занимать столько же.
34. Из всех типов пранаям особенно полезны Удджайи и Нади Шодхана. Их могут выполнять беременные женщины, предпочтительно в позе Баддха Конасана. Только нельзя во время беременности производить задержку дыхания, разве под непосредственным руководством опытного учителя.
35. После окончания пранаямы всегда ложитесь в Шавасану (Фото 592) не менее чем на 5-10 минут в тишине.Ум должен быть полностью отключен, и все члены тела и органы чувств должны быть совершенно пассивны, как у мертвеца. Шавасана после пранаямы освежает как тело, так и ум.
Кумбхаки
36. Все три бандхи, а именно, Джаландхара, Уддияна и Мула, должны соблюдаться в кумбхаке (паузе после полного вдоха или задержке дыхания после полного выдоха), о чем еще пойдет речь. Бандхи - это своего рода предохранительные клапаны, которые должны быть закрыты во время кумбхаки.
37. Необходимо полностью освоить выполнение вдоха (пураки) и выдоха (речаки), прежде чем браться за разучивание антара кумбхаки (задержки после вдоха).
38. Не следует пытаться делать бахья кумбхаку (задержку после выдоха) пока не будет полностью освоена антара кумбхака.
39. Во время выполнения кумбхаки существует тенденция, втягивать воздух, а также сжимать и расслаблять диафрагму и органы брюшной полости, чтобы увеличить время задержки дыхания. Это происходит бессознательно и непреднамеренно. Следует стараться не допускать этого.
40. Если окажется трудным задерживать дыхание (делать кумбхаку) после каждого вдоха либо выдоха, то выполните несколько циклов глубокого дыхания, а затем упражняйтесь в кумбхаке. Например, за тремя циклами глубокого дыхания может следовать один цикл кумбхаки, а после еще трех циклов глубокого дыхания второй цикл кумбхаки и т.д.
41. Если задержка дыхания нарушает ритм вдохов или выдохов, сократите длительность кумбхаки.
42. Люди, страдающие глазными или ушными болезнями (например, глаукомой или гнойным воспалением в ушах), не должны пытаться задерживать дыхание.
43. Иногда вначале упражнений в кумбхаке возникает запор. Это временное явление, оно скоро проходит.
44. Нормальная частота дыхания - 15 дыханий в минуту.Она возрастает, когда деятельность организма нарушается из-за несварения желудка, лихорадки, насморка и кашля или таких эмоций, как страх, злоба, похоть. При нормальной частоте дыхания в сутки человек делает 21600 вдохов и выдохов. Йог измеряет продолжительность своей жизни количеством не дней, а дыханий. Поскольку в пранаяме дыхание удлиняется, занятия ею ведут к долголетию.
45. Продолжительная практика пранаямы изменяет мировоззрение и значительно укрощает чувственное стремление к мирским удовольствиям, таким как курение, выпивка и распутство.
46. При занятиях пранаямой чувства втягиваются внутрь, и в тишине кумбхаки адепт слышит внутренний голос, призывающий: "Смотри внутрь! Источник всякого счастья внутри!" Это также подготавливает ученика к следующей ступени йоги - пратьяхаре, которая ведет к освобождению от власти и тирании чувств.
47. Поскольку во время занятий пранаямой глаза держат постоянно закрытыми, ход времени отмечают джапой - повторением в уме какого-либо священного слова или имени. Такое повторение священных слов или имен считается семенем (биджа), посаженным в ум йога. Это семя растет, подготовляя адепта к дхьяне (сосредоточению), шестой ступени йоги. В конечном счете оно порождает плод - самадхи, последнюю ступень йоги, на которой йог испытывает полноту сознания и высшую радость, он сливается с Творцом Вселенной и ощущает то, что никогда не смог бы выразить, но не может и полностью скрыть. Слова бессильны передать его ощущения, так как ум не может найти нужных для этого слов. Это ощущение покоя, которое выше понимания.
БАНДХИ, НАДИ и ЧАКРЫ
Чтобы следовать техникам пранаямы, необходимо знать кое-что о бандхах, нади и чакрах.
Бандха - значит связь, соединение, сковывание, захват. Так называют также позу, в которой какие-то органы или части тела сокращены и взяты под контроль.
Нади - это трубчатый канал в организме, через который течет энергия.
Чакры - это колеса или круги. Это маховые колеса в механизме человеческого организма.
При производстве электрической энергии необходимы трансформаторы, проводники, предохранители, выключатели и изолированные провода для передачи энергии к месту назначения; без всего этого электроэнергия была бы смертельно опасна. Когда выполнение пранаям возбуждает течение праны в теле йога, ему столь же необходимо применять бандхи, чтобы помешать утечке энергии и чтобы доставлять ее в нужное место, не причиняя вреда другим органам. Без бандх прана смертоносна.
Три главные бандхи, важные для пранаямы: (1) Джаландхара Бандха, (2) Уддияна Бандха, (3) Мула Бандха.