173. ВИПАРИТА ЧАКРАСАНА в Урдхва Дханурасане. Двадцать шестая* (Фото 488-499).
Техника для продвинутых учеников
1. Встать прямо. Нагнуться вперед и положить ладони на пол. Выдохнуть и рывком поднять ноги, словно делая стойку на руках (Фото 359), согнуть колени, выгнуть дугой спину и опустить ноги за головой (Фото 486).
2. Опуская ноги за голову, сократить бедра, вытянуть спину вверх, растянуть ребра и живот, а руки выпрямить в локтях. Если этого не сделать, то можно шлепнуться на пол.
3. Когда это будет освоено, нужно научиться поднимать ноги рывками в обратном направлении, как показано на фото 488-499, чтобы можно было совершать движения "сальто" вверх и назад. Это обратное сальто с переходом в наклон вперед называется Випарита Чакрасана, поза обратного движения колеса (от слов "випарита" - обратный, противоположный, противостоящий, перевернутый и "чакра" - колесо). Большинство людей, однако, может научиться выполнять эти упражнения не иначе как с помощью компетентного учителя.
фото 488 фото 489
4. Если гуру нет, но есть уверенность в себе, можно все-таки попытаться разучить обратное сальто следующим образом. Выполнять Урдхва Дханурасану около стены так, чтобы стопы были направлены к стене, на расстоянии примерно 30 см от нее. С выдохом качнуть туловище к плечам, так чтобы вес тела лег на запястья и плечи. Затем поднять одну стопу от пола и опереть ее о стенку на высоте примерно 60 см. Прижимая эту стопу к стене и толкая стену, поднять вторую ногу от пола и с выдохом перекинуть обе ноги через голову, делая обратное сальто. Повторные упражнения придадут уверенность. Вы научитесь раскачивать тело вперед и назад и рывком бросать туловище к плечам, перемещая ноги в обратном сальто. Когда вы станете уверенно отрывать ноги от пола, можно будет попробовать делать Випарита Чакрасану посередине комнаты, далеко от стены. Так я сам научился делать обратное сальто в Випарита Чакрасане.
|
фото 490 фото 491
фото 492 фото 493
фото 494 фото 495
Эффект
С этой асаны начинается освоение сложных и трудных наклонов назад. Полное растяжение позвоночника тонизирует его, и тело становится бодрым и податливым. Спина обретает крепость и живость. Эта поза укрепляет руки и запястья и оказывает весьма успокаивающее действие на голову. Освоив Випарита Чакрасану, делать ее можно несколько раз в день. Она дает огромную жизненную силу, энергию и чувство легкости.
174. ЭКА ПАДА УРДХВА ДХАНУРАСАНА. Двенадцатая * (Фото 501 и 502).
От слов "эка" - один, "пада" - нога, "урдхва" - вверх и "дхану" - лук.
Техника
1. Выполнив Урдхва Дханурасану (Фото 486), выдохнуть и поднять правую ногу от пола.
2. Вытянуть правую ногу прямо и держать ее под углом около 45° к полу (Фото 500).
фото 496 фото 497
фото 498 фото 499
фото 500 фото 501
3. Поднять кисть правой руки от пола и положить ее на правое бедро (Фото 501). Тело, таким образом, будет балансировать на левой кисти и стопе. Удерживать позу 10-15 секунд при нормальном дыхании.
фото 502
4. Выдохнуть, опустить ладонь и поднятую ногу, вернуться в Урдхва Дханурасану.
5. Повторить позу, поднимая левую ногу и поместив кисть левой руки на левое бедро. Балансировать на правой кисти и стопе (Фото 502) с той же длительностью.
Эффект
|
В дополнение к тому, что дает Урдхва Дханурасана (Фото 486), эта красивая асана развивает чувство равновесия и изящество и приносит умиротворенность.
175. КАПОТАСАНА. Двадцать первая* (Фото 507-512).
От слова "капота" - горлица или голубь. В этой позе расширяется и выпячивается грудь, как у напыжившегося голубя, отсюда название.
Техника для начинающих
1. Сесть в Вирасану на сложенное одеяло (Фото 90).
2. Опустить спину на одеяло и выполнить Супта Вирасану (Фото 95). Вытянуть руки за голову, согнуть локти и положить ладони на пол около Ушей, пальцами к плечам (Фото 503).
3. Вес тела перенести на ладони и выдохнуть. Вытянуть руки и поднять все тело от коленей, вытягивая бедра, а затем соединить колени (Фото 504).
4. Сократить ягодицы, вытянуть весь позвоночник, согнуть локти и захватить пальцы ног (Фото 505). Затем положить локти на пол (Фото 506). Дыхание будет очень частым и затрудненным из-за сжатия диафрагмы.
фото 503 фото 504
фото 505 фото 506
фото 507
5. Сделать несколько быстрых дыханий, выдохнуть, приподнять область таза, напрягая мышцы бедер. Постепенно привести кисти рук к пяткам и схватиться за них, подведя голову к стопам. Поставить темя на подошвы (Фото 507).
6. Оставаться в позе несколько секунд, постепенно увеличивая время выдержки позы до 1 минуты.
7. Выдохнуть, освободить захват стоп, опускать голову и туловище, пока тело не примет положение Супта Вирасаны (Фото 95). Выпрямить ноги по очереди и расслабиться.
Техника для продвинутых учеников
1. Встать на колени на сложенное одеяло, соединив стопы и колени. Положить руки на бедра, вытянуть бедра и держать их перпендикулярно полу (Фото 40).
|
фото 508 фото 509
фото 510 фото 511
2. Выдохнуть, вытянуть весь позвоночник и сгибаться назад, как на фото 508 и 509. Опустить руки за голову к стопам, положить ладони на пятки и захватить их (Фото 510). Дыхание будет частым и затрудненным. Сделать несколько быстрых дыханий.
3. Выдохнуть, вытянуть позвоночник еще больше назад, согнуть локти и положить их на пол (Фото 511).
4. Вытянуть шею назад и поставить темя на подошвы стоп. Сократить ягодицы, поднять область таза, вытянуть бедра и ухватиться за лодыжки (Фото 512).
5. Оставаться в позе по возможности около 60 секунд. Дышать ритмично.
фото 512
6. Освободить захват стоп. Вытянуть руки, подвинуть тело вперед, чтобы
снова встать на колени, затем лечь на пол и расслабиться.
Эффект
Эта поза тонизирует всю область позвоночника, так как усиливается ток крови вокруг позвоночного столба. Растяжение тазовой области оздоровляюще действует на половые органы. Диафрагма поднимается, что дает легкий массаж сердцу и укрепляет его. Грудь полностью расширяется, Очень важно освоить Капотасану, прежде чем начать выполнять более трудные наклоны назад, которым нельзя научиться, не овладев как следует Капотасаной и Випарита Дандасаной (Фото 516) вплоть до Мандаласаны (Фото 525 и 535).
фото 513
4. Утвердившись в этом положении, снять ладони с талии, выпрямить руки от плечей и захватить каждое колено соответствующей рукой (Фото 513).
5. Дыхание будет частым и затрудненным из-за вытяжения позвоночника и давления на живот. Стараться выдержать позу 10-15 секунд, дышать нормально.
6. Выдохнуть, держа колени твердо на полу, поднимать голову и туловище, чтобы опять встать на колени. Затем сесть на пол и отдохнуть.
Эффект
Эта асана тонизирует позвоночные нервы и упражняет копчик (последнюю треугольную кость позвоночного столба). При регулярных упражнениях поза излечивает смещение позвонков и снимает боли в нижнем отделе позвоночника. Брюшные мышцы и грудь полностью растягиваются благодаря прогибу спины.
177. ДВИ ПАДАВИПАРИТА ДАНДАСАНА. Двадцать четвертая* (Фото 516).
Дви пада означает обе ноги. "Випарита" - обратный или перевернутый. Данда" - посох, жезл, символ власти или наказания, а также тело и простирание ниц. Набожный индус простирается перед Богом на полу вниз лицом с вытянутыми руками. Йог же простирается, изящно выгибая спину дугой, как описано ниже.
Техника для начинающих
1. Лечь плашмя на спину (Фото 219).
2.Вытянуть руки за голову, согнуть локти и положить ладони под плечи пальцами в сторону стоп. Согнуть колени, поднять их, приблизить стопы к бедрам и поставить их на пол (Фото 479).
3. Выдохнуть и одновременно поднять туловище и голову и поставить темя на пол (Фото 480). Сделать несколько дыханий.
фото 514 фото 515
4. Выдохнуть, вытянуть ноги и выпрямить их по очереди, перенося вес тела на кисти рук, голову и шею (Фото 514).
5. Оторвать кисть левой руки от пола и поместить ее за голову, опустив локоть на пол (Фото 515). Сделать два дыхания.
6. Теперь оторвать кисть правой руки от пола, а локоть поместить на пол, подвинуть кисть за голову, переплести пальцы и охватить чашей ладоней затылок. Это заключительная позиция (Фото 516). Положение головы и кистей рук будет такое же, как в Саламба Ширшасане I (Фото 190).
фото 516
7. Дыхание будет учащенным и коротким из-за сжатия диафрагмы. Сделать несколько дыханий, выдохнуть и поднять плечи над полом как можно выше, а также грудь, туловище, таз, бедра и икры. Выпрямить ноги, вытягивая их от таза до лодыжек. Вдавливать пятки в пол и оставаться в этой позе по возможности от 1 до 2 минут.
8. Подвинуть стопы к голове, согнуть колени, освободить переплетение пальцев, поднять голову от пола, опустить туловище и расслабиться.
9. В этой позе шея, грудь и плечи должны полностью растягиваться, а область таза должна быть поднята как можно выше. Вначале не удается удерживать шею перпендикулярно полу, как должно, а голова и предплечья соскальзывают. Поэтому можно поместить стопы на стену и попросить товарища прижимать локти к полу, пока не установится правильное расстояние между стопами и головой, а позвоночник и ноги не втянутся полностью.
Техника для продвинутых учеников
1. Выполнить Саламба Ширшасану I (Фото 190), согнуть колени и опустить ноги за голову на пол, выполняя движения, как указано на фото 517, 518 и 519.
2. При этом не следует ни поднимать локти от пола, ни нарушать положения головы на полу, по полу.
3. Теперь выпрямить ноги по очереди (Фото 520 и 516), одновременно поднимая и вытягивая дорсальный и поясничный отделы позвоночника. Пятками твердо давить на пол.
4. Сократить ягодицы, поднять область таза и напрячь колени, бедра и икры.
фото 517 фото 518
фото 519
5. Постараться выстоять в позе 1-2 минуты при нормальном дыхании.
6. Согнуть колени, с выдохом поднять ноги рывком и вернуться в Саламба Ширшасану I. Отдохнуть в Ширшасане несколько секунд при глубоком дыхании и опустить ноги на пол. Освободить пальцы, поднять голову с пола и расслабиться, либо выполнить Урдхва Дханурасану (Фото 486) и встать в Тадасану (Фото 1), либо перейти в Випарита Чакрасану (фото 488-499).
фото 520
Эффект
Эта бодрящая поза сохраняет позвоночник в здоровом состоянии, грудь полностью расширяется. Сверх того она действует так же, как Ширшасана. Поза рекомендуется для устранения боли в области копчика.
Она оказывает успокаивающее воздействие, так что эмоционально возбудимые люди получают от нее большую пользу.
178. ЭКА ПАДА ВИПАРИТА ДАНДАСАНА I. Двадцать шестая* (Фото 521).
"Эка" означает один, а "пада" - нога или стопа. "Випарита" означает обратный или перевернутый. Данда - это посох, жезл, символ власти или наказания. "Данда" также означает тело. Эта поза является усложненным вариантом Дви Пада Випарита Дандасаны (Фото 516).
Техника
1. Выполнить Дви Пада Випарита Дандасану (Фото 516).
2. Выдохнуть, поднять левую ногу вертикально вверх, а правую держать на полу в Випарита Дандасане (Фото 521).
3. Задержаться в этой позиции 10 секунд, дышать нормально.
4. Опустить левую ногу и вернуться в Випарита Дандасану. Затем с выдохом поднять вертикально правую ногу и выдержать позу с той же длительностью.
фото 521
5. Вернуться в Випарита Дандасану и затем расслабиться на полу.
6. Продвинутые ученики могут с выдохом поднять рывком обе ноги вверх в Саламба Ширшасану I (Фото 190), затем опустить ноги на пол и расслабиться, либо выполнить Урдхва Дханурасану (Фото 486) и встать в Тадасану, либо же перейти в Випарита Чакрасану (Фото 488-499).
Эффект
Эта асана тонизирует позвоночник и предельно расширяет грудь, помимо того что действует как Ширшасана (Фото 190). Эта бодрящая поза также успокаивает ум.
179. ЭКА ПАДА ВИПАРИТА ДАНДАСАНА II. Двадцать девятая * (Фото 523).
Это более трудный вариант предыдущей асаны.
Техника
1. Выполнить Дви Пада Випарита Дандасану (Фото 516).
2. Подвинуть обе стопы к голове.
3. Освободить переплетение пальцев, расправить запястья и положить ладони на пол.
4. С выдохом поднять голову от пола, вытянуть шею к ногам и придвинуть правую ногу ближе к кистям.
фото 522 фото 523
5.Поймать обеими кистями правую лодыжку, держа всю стопу на полу (Фото 522).
6. Твердо захватить лодыжку, выдохнуть, поднять левую ногу вертикально, вытягивая плечи вверх и растягивая позвоночник. Поднятую ногу напрячь в колене (Фото 523).
7. Оставаться в позе 10-15 секунд. Дыхание будет частым и затрудненным вследствие сжатия мускулатуры живота.
8. Опустить левую ногу на пол.
9. Освободить правую лодыжку и захватить левую. Повторить позу, поднимая вертикально вверх правую ногу, с той же длительностью. Затем опустить поднятую ногу.
10. Освободить лодыжку и с выдохом поднять рывком обе ноги в Саламба Ширшасану I (Фото 190). Затем опустить ноги на пол и расслабиться, либо выполнить Урдхва Дханурасану (Фото 486) и встать в Тадасану (Фото 1), либо же перейти в Випарита Чакрасану (Фото 488-499).
Эффект
В этой позе упражняются брюшные мышцы и тонизируется позвоночник. Так как наклон здесь более трудоемок, эффект этой асаны соответственно значительнее.
180. ЧАКРАБАНДХАСАНА. Тридцать первая* (Фото 524).
Чакра означает нервный центр, маховое колесо машины, каковой является человеческое тело.
"Бандха" - это оковы, путы. Чакры расположены внутри позвоночного столба, в них пересекаются нади.
В человеческом теле имеются семь чакр:
(1) Муладхара Чакра (тазовое сплетение);
(2) Свадхиштхана Чакра (поджелудочное сплетение);
(3) Манипурака Чакра (солнечное сплетение);
(4) Анахата Чакра (сердечное сплетение);
(5) Вишуддха Чакра (глоточное сплетение);
(6) Аджна Чакра (центр распоряжений, находится в межбровье);
(7) Сахасрара Чакра (тысячелепест-ковый лотос, верхний мозговой центр).
Чакры очень деликатны, и их трудно выявить. Хотя они здесь и сопоставляются со сплетениями, нельзя считать само собой разумеющимся, что нервные сплетения - это и есть чакры.
Техника
1. Выполнить Дви Пада Випарита Дандасану (Фото 516).
2. С выдохом подвинуть обе стопы к голове.
3. Освободить переплетение пальцев, расправить запястья и положить предплечья на пол, пальцами к стопам. Сделать два дыхания.
4. С выдохом поднять голову с пола и, вытягивая шею к ногам, придвинуть обе стопы ближе к кистям рук.
5. Затем захватить кистью правой руки правую лодыжку, а кистью левой руки - левую и поставить стопы на пол. Сделать два дыхания.
фото 524
6. Держать лодыжки крепко, с выдохом вжимать в пол стопы и локти и изогнуть туловище, вытягивая плечи и бедра (Фото 524).
7. Оставаться в позе 10-15 секунд. Дыхание будет частым.
8. Освободить захват лодыжек, поставить темя на пол и переплести пальцы за головой. Теперь с выдохом поднять рывком ноги в Саламба Ширшасану I (Фото 190), а затем опустить ноги на пол и расслабиться, либо выполнить Урдхва Дханурасану (Фото 486) и Випарита Чакрасану (Фото 488-499), либо встать в Тадасану.
Эффект
В этой асане стимулируются все чакры. Улучшается деятельность надпочечников. Упражняются прямая кишка, почки, шея и глазные мышцы.
181. МАНДАЛАСАНА. Двадцать седьмая* (Фото 525-535).
Мандала" означает колесо, кольцо, окружность или орбиту. Голова и руки остаются в Саламба Ширшасане I (Фото 190), а тело вращается вокруг головы сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. Движения ног образуют круг, мандалу или орбиту вокруг головы, которая остается неподвижной.
Техника
1. Выполнить Дви Пада Випарита Дандасану (Фото 525).
фото 525 фото 526
2. Не нарушая положения головы, поднять плечи и грудь как можно выше.
3. Двигать ноги одну за другой по часовой стрелке вокруг головы. Когда ноги окажутся в положениях, соответствующих "3 часам" и "9 часам", слегка поднять противоположное плечо и, двигая грудь вверх и вперед, вращать туловище, как показано на фото 525-535. Позвоночник совершает оборот в 360 °.
фото 527 фото 528
фото 529
4. Завершив полный оборот по часовой стрелке, остановиться и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Затем повторить движения в направлении против часовой стрелки, соблюдая в обратном порядке указания снимков.
фото 530 фото 531
5. Чтобы приобрести достаточную эластичность, нужно предварительно развить гибкость позвоночника, выполняя Випарита Чакрасану (Фото 488-499) в Урдхва Дханурасане (Фото 486). Вначале шея и плечи провисают. Когда они достаточно окрепнут, а спина станет эластичной, легче будет выполнять эту асану.
фото 532 фото 533
фото 534 фото 535
Эффект
Во время вращения туловище и живот сокращаются с одной стороны и вытягиваются с другой. Это обеспечивает хорошее состояние позвоночника и органов брюшной полости, а следовательно, здоровье и долголетие.
182. ВРИШЧИКАСАНА I. Тридцать вторая* (Фото 536 и 537).
От слова "вришчика" - скорпион. Чтобы ужалить свою жертву, скорпион выгибает хвост над спиной, а затем ударяет им за головой. Эта поза напоминает движение жалящего скорпиона, отсюда название.
Техника
1. Встать на колени, нагнуться вперед, положить локти, предплечья и ладони на пол параллельно друг другу. Расстояние между предплечьями должно быть не шире плеч.
2. Вытянуть шею и поднять голову как можно выше над полом.
3. Выдохнуть, поднять рывком ноги и туловище вверх и постараться удержать равновесие, не опуская ноги за голову. Вытягивать область груди вертикально вверх, держа руки от локтей до плеч перпендикулярно полу. Вытянуть ноги вертикально вверх и балансировать. Это будет Пинча Майюрасана (Фото 357).
фото 536 фото 537
4. Затем выдохнуть, согнуть колени, поднять шею и голову как можно выше над полом, вытягивать позвоночник от плеч и опускать стопы, пока пятки не окажутся на темени (Фото 536 - спереди). Усвоив это положение, постараться соединить лодыжки и колени и вытянуть пальцы ног (Фото 537 - сбоку). Ноги от пяток до колен должны быть перпендикулярны голове, а лодыжки и руки от плеча до локтя параллельны друг другу.
5. Дыхание в этой позе будет очень частым и затрудненным из-за растяжения шеи и плеч, груди, позвоночника и живота. Оставаться в этой позе по возможности около 30 секунд. Стараться дышать нормально.
6. Выдержав позу сколько возможно, опустить ноги за голову на пол, поднять локти от пола и выпрямить руки, чтобы выполнить Урдхва Дха-нурасану (Фото 486).
7. Затем либо встать в Тадасану, либо сделать Випарита Чакрасану (Фото 488-499).
8. Чтобы освободиться от напряжения в спине, вызываемого Вришчикасаной, нужно нагнуться вперед и коснуться ладонями пола, не сгибая колен, в Уттанасане (Фото 48).
183. ВРИШЧИКАСАНА II. Тридцать третья* (Фото 538).
Этот вариант труднее предыдущего, так как выполняется в полной стойке на руках - Адхо Мукха Врикшасане (Фото 359).
Техника
1. Встать в Тадасану (Фото 1). Нагнуться вперед и положить ладони на пол на ширине плеч. Руки вытянуть полностью.
2. Поднять ноги и согнуть колени. Выдохнуть, поднять рывком вертикально туловище и ноги и балансировать на кистях рук. Шею и голову поднять как можно выше. Это будет Дцхо Мукха Врикшасана (Фото 359).
3. Установив равновесие, выдохнуть, согнуть колени, вытянуть позвоночник и грудь и опускать стопы, пока пятки не встанут на темя. Пальцы ног держать вытянутыми. Во время балансирования стараться держать лодыжки и колени вместе. Голени должны быть перпендикулярны голове, а руки - полу. Голени и руки должны быть параллельны друг другу (Фото 537).
фото 538
4. В этой позе чрезвычайно трудно балансировать, гораздо труднее, чем в описанной раньше Пинча Майюрасане (Фото 357).
5. Чтобы овладеть этой позой, необходимы огромная сила запястий, упорство в занятиях и длительные упражнения. Дыхание будет частым и затрудненным, потому что шея, плечи, грудь и позвоночник растянуты, а живот сокращен. Старайтесь дышать нормально и сохранять позу по возможности 10-15 секунд.
6. Затем опустить ноги на пол за головой и выполнить Урдхва Дханурасану (Фото 486) и либо встать в Тадасану, либо перейти к Випарита Чакрасане (Фото 488-499).
7. Чтобы освободиться от напряжения в спине, вызванного Вришчикасаной, нагнуться вперед и коснуться ладонями пола, не сгибая коленей, в Уттанасане (Фото 48).
Эффект
Легкие полностью расширяются, а мышцы живота вытягиваются. Весь позвоночник интенсивно тонизируется и остается здоровым. Эта асана имеет и психологическое значение. Голова является вместилищем знаний и силы, но также и гордости, гнева, ненависти, ревности, нетерпимости и злобы. Эти эмоции более губительны, чем ядовитое жало скорпиона. Помещая стопы себе на голову, йог старается изгнать эти разрушительные чувства и страсти. Попирая свою голову, он стремится развить в себе смирение, спокойствие и терпимость, чтобы освободиться от собственного я. Подчинение я ведет к гармонии и счастью.
184. ЭКА ПАДА РАДЖАКАПОТАСАНА I. Двадцать восьмая * (Фото 542).
От слов "эка" - один, "пада" - нога или стопа, "капота" - горлица или голубь. Раджакапота - это царь голубей. В этой асане грудь выпячивается вперед, как у напыжившегося голубя, отсюда название.
Техника
1. Сесть на пол, ноги вытянуть перед собой (Фото 77).
2. Согнуть правое колено и положить правую стопу на пол так, чтобы правая пятка касалась левого паха. Правое колено держать на полу.
3. Левую ногу отвести назад и выпрямить ее во всю длину на полу. Передняя поверхность левого бедра, колена и голени, а также верхняя часть пальцев левой стопы должны касаться пола.
4. Положить ладони на талию, выпятить грудь вперед, вытянуть шею, откинуть голову как можно дальше назад и задержаться на некоторое время в этом подготовительном положении (Фото 539).
5. Затем положить ладони на пол впереди, согнуть левую ногу в колене и поднять левую стопу вверх к голове. Левая нога от колена до лодыжки должна быть перпендикулярна полу. Чтобы достигнуть этого, нужно напрячь мышцы левого бедра.
6. С выдохом отвести правую руку за голову и ухватиться кистью за левую стопу (Фото 540). Сделать несколько дыханий. Затем опять выдохнуть и захватить кистью левой руки левую стопу. Положить голову на левую стопу (Фото 541).
фото 539 фото 540
ладони на пол. Выпрямить и перенести вперед левую ногу, затем выпрямить правую.
7. Выпятить грудь вперед, отвести руки еще дальше вниз, захватить левую лодыжку и опустить голову настолько, чтобы верхняя губа касалась левой пятки (Фото 542). Оставаться в этой позе около 10 секунд. Так как грудь полностью расширена, а живот сжат, дыхание будет частым. Стараться дышать нормально.
8. Освободить левую лодыжку, отнимая кисти поочередно, и поместить ладони на пол. Выпрямить и перенести вперед левую ногу, затем выпрямить правую.
фото 541 фото 542
9. Повторить позу в другую сторону с той же длительностью. Левую стопу подтянуть к правому паху, правую ногу вытянуть назад и ухватить кистями обеих рук стопу правой ноги за головой.