Подготовка ребенка к школе.




В дошкольном возрасте важно осуществить выравнивание развития детей и полную санацию отклонений в их здоровье, иначе они окажутся не готовыми к школе, что затруднит усвоение учебной программы, адаптацию к школьному распорядку дня.

Установление степени готовности к школе основывается на результатах разностороннего медицинского и психофизического исследования с участием педиатра, логопеда, психолога в возрасте 5-6 лет. При выявлении тех или иных дефектов развития проводится соответствующая коррекция и повторное обследование непосредственно перед поступлением в школу.

Детей условно относят к следующим группам риска:

Первая группа - с отклонениями в биологическом развитии (недостаточная прибавка роста, отсутствие постоянных зубов и т. д.);

Вторая группа - с функциональными отклонениями (неврозы, гипертрофия миндалин, сколиоз I степени, ОРВИ 4 и более раз за год и т. д.);

Третья группа - с хроническими заболеваниями (в любой форме).

Психофизиологические исследования включают:

• Тест Керна-Ирасека.

• Характер звукопроизношения.

• Мотометрический тест «вырезание круга».

Тест Керна-Ирасека состоит из 3 заданий: первое — нарисовать человека (мужчину); второе — срисовать короткую фразу из 3 слов («Он ел суп»); третье — срисовать группу точек.

Каждое задание оценивается от 1 до 5 баллов. Готовым к школе считается ребенок, получивший 3-9 баллов за тест.

Окончательное заключение о готовности ребенка к школе дается по совокупности всех данных.

• При необходимости проводят ряд профилактических мероприятий, в том числе:

• прививки;

• санацию очагов инфекции;

• оздоровительные процедуры;

• перевод на новый режим дня, приближенный к школьному;

• устранение вредных привычек;

• занятия с психологом и логопедом и т. д.

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

• Дайте ответы на следующие вопросы:

• Основные характеристики этого периода.

• Закономерности физического развития.

• Оценка НПР, ведущие линии.

• Перечислить критерии готовности ребенка к школе.

• Что включает в себя медицинское заключение о готовности ребенка к школе?

• Какие показатели используют для определения биологического возраста ребенка.

• Дать определение – школьная зрелость.

• Что включает в себя психофизиологическая готовность к школе.

• Роль режима дня для жизни.

• Составьте меню для ребенка 6 лет.

• Составьте задачу на оценку нервно-психического развития ребенка дошкольного возраста.

• Рассчитайте должные показатели физического развития ребенка 6 лет.

• Вспомните алгоритмы практических манипуляций прошлого занятия, так как Вам необходимо будет сдать их на оценку.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Рекомендации по подготовке самостоятельной работы:

(используя учебник С.Р.Волков, М.М.Волкова «Здоровый человек и его окружение» Москва «Медицина» 2005 с. 179 – 200)

• Составление планов обучения составлению режима дня и питания.

• Составление планов обучения поддержанию безопасности ребенка.

 

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

Тема: «Период младшего школьного возраста»

Обучающийся должен знать:

• Характеристику младшего школьного периода.

• Показатели физического и нервно-психического развития детей школьного возраста.

• Режим дня детей разного возраста.

• Особенности питания детей младшего школьного возраста.

Обучающийся должен уметь:

• Проводить антропометрические измерения и оценку полученных результатов.

• Проводить оценку физического, нервно-психического развития.

• Составлять примерное меню, рекомендации по режиму дня для детей младшего школьного возраста.

• Составлять рекомендации по адаптации в школе.

• Обучать родителей ребенка и его окружение принципам закаливания, основным гимнастическим комплексам, применяемым для детей школьного возраста.

• Обучать родителей и окружения ребенка принципам создания безопасной окружающей среды для детей школьного возраста.

Список литературы:

Основная:

• Д.А. Крюкова «Здоровый человек и его окружение» Ростов-на-Дону «Феникс» 2015

• конспект лекции

Дополнительная:

• В.Д. Тульчинская «Здоровье детей» Ростов-на-Дону «Феникс» 2014

• С.Р.Волков, М.М.Волкова «Здоровый человек и его окружение» Москва «Медицина» 2005

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

Школьные годы - важнейший период жизни ребенка. Изменяется режим дня, увеличиваются умственные и статические нагрузки. В то же время данный период характеризуется завершением формирования всех органов и систем ребенка, совершенством всех его функций.

С 11-12 лет начинается период полового созревания, во время которого происходит фундаментальная перестройка эндокринной системы и формирование полового диморфизма.

Период младшего школьного возраста (препубертатный, отрочества) - это дети с 7 до 11 лет; период старшего школьного возраста (пубертатный) - с 12 до 17 лет и юношества - с 17 до 24 лет.

Показатели   Характеристика
Физическое развитие До 10 лет средняя прибавка в массе 2 кг в год Формула определения массы М = 10+ (2 х n) Масса в 10 лет – 30 кг После 10 лет средняя прибавка - 4 кг в год После 10 лет формула определения массы М = 30 + 4 х (n-10) Для более точной оценки физического развития используют центильные таблицы. Формула для определения роста Р = 75 + (5 х n) Окружность головы в 5 лет – 50см, за каждый последующий год ОГ увеличивается на 0.5 см, т.е. за все последующие годы окружность голова увеличивается на 5-6 см. Окружность груди к 10 годам – 63 см затем ежегодное увеличение окружность груди на 3 см.
Кожа   В 8-10 лет начинают функционировать апокриновые железы (большие), в области гениталий, подмышечных впадин, и выделяют пот со специфическим запахом. На коже лица могут появляться гнойнички, угри, т.к. усиленно работают железы внутренней секреции. У девочек отмечается развитие подкожно-жирового слоя.
Костная система Зубы. Продолжается смена молочных зубов на постоянные; заканчивается к 12-13 годам. Смена идет в том же порядке, как и прорезывание молочных. При оценке биологического возраста детей используют зубной возраст
Органы дыхания   К 8-10 годам разрастается пещеристая ткань носовой полости (склонность к носовым кровотечениям) До полового созревания у обоих полов грудной тип дыхания, затем У юношей брюшной тип дыхания, у девушек – грудной. ЧДД 10 лет - 20 в 1 мин 15 лет – 15 в 1 мин
Сердечно - сосудистая система   Рост сердечной мышцы не успевает за ростом подростка, анатомически сердце развито. ЧСС 10 лет – 90 в 1 мин АД (сист) = 100+ n (n – возраст ребенка) АД (диаст) = ½ сист + 10
Половое созревание До 10 лет развитие мальчиков и девочек происходит одинаково.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: