В дошкольном возрасте важно осуществить выравнивание развития детей и полную санацию отклонений в их здоровье, иначе они окажутся не готовыми к школе, что затруднит усвоение учебной программы, адаптацию к школьному распорядку дня.
Установление степени готовности к школе основывается на результатах разностороннего медицинского и психофизического исследования с участием педиатра, логопеда, психолога в возрасте 5-6 лет. При выявлении тех или иных дефектов развития проводится соответствующая коррекция и повторное обследование непосредственно перед поступлением в школу.
Детей условно относят к следующим группам риска:
Первая группа - с отклонениями в биологическом развитии (недостаточная прибавка роста, отсутствие постоянных зубов и т. д.);
Вторая группа - с функциональными отклонениями (неврозы, гипертрофия миндалин, сколиоз I степени, ОРВИ 4 и более раз за год и т. д.);
Третья группа - с хроническими заболеваниями (в любой форме).
Психофизиологические исследования включают:
• Тест Керна-Ирасека.
• Характер звукопроизношения.
• Мотометрический тест «вырезание круга».
Тест Керна-Ирасека состоит из 3 заданий: первое — нарисовать человека (мужчину); второе — срисовать короткую фразу из 3 слов («Он ел суп»); третье — срисовать группу точек.
Каждое задание оценивается от 1 до 5 баллов. Готовым к школе считается ребенок, получивший 3-9 баллов за тест.
Окончательное заключение о готовности ребенка к школе дается по совокупности всех данных.
• При необходимости проводят ряд профилактических мероприятий, в том числе:
• прививки;
• санацию очагов инфекции;
• оздоровительные процедуры;
• перевод на новый режим дня, приближенный к школьному;
|
• устранение вредных привычек;
• занятия с психологом и логопедом и т. д.
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
• Дайте ответы на следующие вопросы:
• Основные характеристики этого периода.
• Закономерности физического развития.
• Оценка НПР, ведущие линии.
• Перечислить критерии готовности ребенка к школе.
• Что включает в себя медицинское заключение о готовности ребенка к школе?
• Какие показатели используют для определения биологического возраста ребенка.
• Дать определение – школьная зрелость.
• Что включает в себя психофизиологическая готовность к школе.
• Роль режима дня для жизни.
• Составьте меню для ребенка 6 лет.
• Составьте задачу на оценку нервно-психического развития ребенка дошкольного возраста.
• Рассчитайте должные показатели физического развития ребенка 6 лет.
• Вспомните алгоритмы практических манипуляций прошлого занятия, так как Вам необходимо будет сдать их на оценку.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Рекомендации по подготовке самостоятельной работы:
(используя учебник С.Р.Волков, М.М.Волкова «Здоровый человек и его окружение» Москва «Медицина» 2005 с. 179 – 200)
• Составление планов обучения составлению режима дня и питания.
• Составление планов обучения поддержанию безопасности ребенка.
СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10
Тема: «Период младшего школьного возраста»
Обучающийся должен знать:
• Характеристику младшего школьного периода.
• Показатели физического и нервно-психического развития детей школьного возраста.
• Режим дня детей разного возраста.
|
• Особенности питания детей младшего школьного возраста.
Обучающийся должен уметь:
• Проводить антропометрические измерения и оценку полученных результатов.
• Проводить оценку физического, нервно-психического развития.
• Составлять примерное меню, рекомендации по режиму дня для детей младшего школьного возраста.
• Составлять рекомендации по адаптации в школе.
• Обучать родителей ребенка и его окружение принципам закаливания, основным гимнастическим комплексам, применяемым для детей школьного возраста.
• Обучать родителей и окружения ребенка принципам создания безопасной окружающей среды для детей школьного возраста.
Список литературы:
Основная:
• Д.А. Крюкова «Здоровый человек и его окружение» Ростов-на-Дону «Феникс» 2015
• конспект лекции
Дополнительная:
• В.Д. Тульчинская «Здоровье детей» Ростов-на-Дону «Феникс» 2014
• С.Р.Волков, М.М.Волкова «Здоровый человек и его окружение» Москва «Медицина» 2005
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
Школьные годы - важнейший период жизни ребенка. Изменяется режим дня, увеличиваются умственные и статические нагрузки. В то же время данный период характеризуется завершением формирования всех органов и систем ребенка, совершенством всех его функций.
С 11-12 лет начинается период полового созревания, во время которого происходит фундаментальная перестройка эндокринной системы и формирование полового диморфизма.
Период младшего школьного возраста (препубертатный, отрочества) - это дети с 7 до 11 лет; период старшего школьного возраста (пубертатный) - с 12 до 17 лет и юношества - с 17 до 24 лет.