Наиболее ответственным периодом пребывания ребенка в дошкольном учреждении являются первые дни после поступления, так называемый адаптационный период. Установлено, что чаще дети болеют именно в период адаптации.
В реакциях адаптации наиболее полно раскрываются индивидуальные черты реагирования любой системы, поэтому адаптационные возможности организма могут служить мерой индивидуального здоровья. Поэтому целесообразно учитывать в комплексной оценке состояния здоровья уровень адаптационных возможностей детского организма.
Процесс адаптации начинается с момента рождения. Переход новорожденного от внутриутробного к условиям внеутробного существования требует перестройки в деятельности основных систем организма: кровообращения, дыхания, пищеварения и др. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т.е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов (плод к моменту рождения должен быть функционально зрелым).
Здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию в новых условиях. Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение нескольких лет.
Уже после рождения ребенка, по мере знакомства с окружающей средой, формируется и возможность адаптации к различным социальным условиям. Этот процесс обуславливает стереотипы поведения, привычные для условий семейной среды.
Когда ребенок впервые поступает в детский организованный коллектив, для него меняются все основные параметры среды. Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения.
|
Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на развитие, так и на состояние здоровья детей, поэтому первостепенной задачей является облегчение трудностей адаптационного периода, возможное при соответствующей подготовке ребенка к поступлению в ДДУ с учетом его индивидуальных особенностей.
Тяжесть адаптации зависит от нескольких факторов:
• Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности, в т.ч. и изменение условий социального окружения.
• Возраст ребенка. Труднее всего переносят разлуку с близкими взрослыми и изменения условий жизни дети в возрасте от 10-15 месяцев жизни до 1 года 8 мес. В этом возрасте трудно уберечь ребенка от психического стресса, если лишить его присутствия близкого для него взрослого человека. В старшем возрасте эта временная разлука с матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.
• Биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения в родах и заболевания периода новорожденности и первых трех месяцев жизни, а также частые заболевания ребенка до поступления в ДДУ. Неблагоприятные социальные влияния заключаются в том, что родители не обеспечивают ребенку соответствующего возрасту режима, достаточного количества часов дневного сна, не следят за правильной организацией бодрствования. Это приводит к переутомлению ребенка, задержке формирования навыков и личностных качеств, отставанию в нервно-психическом развитии (например, ребенок 1,5 лет не имеет навыков самостоятельной еды, не умеет играть с игрушками, на третьем году жизни не умеет играть с другими детьми и т.п.)
|
• Уровень тренированности адаптационных возможностей. В социальном плане адаптационная возможность формируется путем определенной тренировки, которая должна усложняться с возрастом, не превышая возрастных возможностей. Формирование этого важного качества – не приходить в состояние стресса при любых необычных социальных ситуациях, должно идти параллельно с общей социализацией ребенка, с развитием его психики. Даже если ребенок не поступает в дошкольное учреждение, его необходимо все равно ставить в условия, требующие изменения форм поведения: не кричать на улице, не капризничать в гостях, уметь играть с другими детьми, в чем-то уступать другим. Эти требования должны быть выполнимы ребенком и аргументированы родителями. При этом формируется определенный уровень социализации, который позволяет ребенку легко адаптироваться в любых новых условиях.