Потребность | Способ удовлетворения | Направления сестринской деятельности |
1. Дыхание | Обеспечивается естественным путем; ЧДД 16—18 в 1 мин; худшая адаптация к кислородному голоданию, особенно у девушек | Советы о необходимости пребывания на свежем воздухе достаточное время |
2. Потребление жидкости | Самостоятельно, до 1,5—2 л в сутки | Советы по обеспечению достаточного поступления жидкости, контроль за потреблением жидкости |
3. Питание | Самостоятельно | Рекомендации по рациональному и адекватному питанию, контроль за рационом в школе |
4. Физиологические отправления | Самостоятельно | Рекомендации по контролю за регулярностью дефекаций, в связи с этим советы по питанию |
5. Личная гигиена | Самостоятельно | Рекомендации по ежедневному приему душа, при необходимости — чаще. Обучение правилам личной, в том числе интимной, гигиены |
6. Активная деятельность (движения) и отдых | Самостоятельно | Рекомендации по режиму дня и двигательной активности. Составление совместно с подростком и его окружением программ физических упражнений (прогулки на свежем воздухе, езда на велосипеде, плавание, занятия на велотренажере, занятия аэробикой, силовыми упражнениями) |
7. Сон | Сон не менее 8—9 ч | Рекомендации по режиму дня |
8. Сексуальная активность | Подростковая гиперсексуальность | Советы по безопасному сексу. Профилактика абортов. Обучение правильному применению контрацептивов |
9. Поддержание безопасной среды | Поддерживается самостоятельно | Обучение мерам безопасного поведения на улице, дома. Профилактика вредных привычек (табакокурения, токсикомании, употребления алкоголя), наркоманий |
10. Социальные потребности: а) общение; б) социальные контакты; в) стремление к самоутверждению | Для многих характерна застенчивость, что может ограничивать общение. Перестройка отношений с родителями, сверстниками. Для других — поиск новых социальных контактов. У части — заниженная самооценка, у других — выраженное стремление к самоутверждению | Рекомендации по ограничению нежелательных социальных контактов; проявление интереса к различным мероприятиям. В случае необходимости — консультации психолога |
|
Общие медицинские мероприятия по наблюдению за подростками.
Мероприятие | Содержание сестринской деятельности |
Инструктаж | Напоминание о необходимости соблюдения мер безопасности в повседневной жизни. Рекомендации по питанию, соблюдению правил личной, в том числе интимной, гигиены. Напоминание о правилах подготовки и сбора биологических материалов для лабораторных исследований. Информация о правилах поведения при подготовке к проведению профилактических прививок и после них. Обучение девочек самообследованию молочных желез, а мальчиков — яичек |
Общий контроль за развитием ребенка | Проведение антропометрических измерений. Контроль артериального давления. Оценка физического и полового развития. Определение биологического возраста ребенка и соответствие его паспортному |
Консультации врачей-специалистов | Направление на осмотр: офтальмолога — в 12; 14—17 лет; отоларинголога — в 12; 14—17 лет; хирурга, ортопеда — в 12; 14—17 лет; эндокринолога — в 12; 14—17 лет; невролога — в 12; 14—17 лет; педагога и психолога — в 12; 14—17 лет; стоматолога — ежегодно; гинеколога — ежегодно; уролога — ежегодно. С 15 лет — на флюорографическое обследование 1 раз в 2 года. |
Лабораторные исследования | Направление на общие анализы крови, мочи и кала. В 12 лет — плановое определение в моче глюкозы |
Вакцинопрофилактика | В 13 лет вакцинация против вирусного гепатита В, вакцинация девочек против краснухи. В 14 лет третья ревакцинация против дифтерии и столбняка, ревакцинация против туберкулеза |
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
|
• Дайте ответы на следующие вопросы:
• Назовите анатомо-физиологические особенности органов и систем детей старшего школьного возраста.
• Дайте характеристику физического и нервно-психического развития детей старшего школьного возраста.
• Охарактеризуйте этапы полового созревания детей и способы оценки степени половой зрелости.
• Назовите основные психологические проблемы перехода от детства к взрослой жизни и вероятные методы их разрешения.
• Перечислите сроки и методы полового воспитания детей и подростков.
• Дайте характеристику основных вредных привычек у подростков и мер по их профилактике.
• Рассчитайте должные показатели физического развития ребенка 14 лет.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Рекомендации по подготовке самостоятельной работы:
(используя учебник С.Р.Волков, М.М.Волкова «Здоровый человек и его окружение» Москва «Медицина» 2005 с. 238 – 271)
• Составление планов обучения рациональному и адекватному питанию.
• Составление планов обучения поддержанию адекватной двигательной активности.
• Составление планов обучения поддержанию безопасности.
|
• Составление планов бесед с детьми старшего школьного возраста и их родителями о выборе профессии.
• Составление планов бесед о профилактике вредных привычек.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Режимы дня
От 1,5 до 3 месяцев (режим дня №1)
ДНЕВНОЙ СОН | НОЧНОЙ СОН | ВСЕГО часов сна в сутки | |
Кратность, кол-во раз | Длительность, час | ||
2-1,5 | 10-11 | 18,5-17,5 |
БОДРСТВОВАНИЕ: 1-1,5 час после кормления
КОРМЛЕНИЕ: через 3 часа (7 раз в сутки); через 3,5 часа (6 раз в сутки), с ночным интервалом соответственно 6-6,5 час.
Важно четко соблюдать последовательность: сон, кормление, бодрствование, сон. Купать ребенка надо ежедневно. Лучше непосредственно перед ночным сном (19, 21 час.), но не раньше, чем через час после кормления.
Комплекс массажа № 1
От 1,5 до 3 месяцев
1. Массаж рук (поглаживание в сторону подмышечной впадины) 2-4-6 раз.
2. Массаж ног (поглаживание) 4-6 раз.
3. Укладывание на живот.
4. Массаж спины (поглаживание).
5. Массаж живота (поглаживание) 4-6 раз.
6. Массаж стоп (растирание) 4-6 раз.
7. Упражнения для стоп (рефлекторные).
8. Разгибание спины в положении на боку (рефлекс Галанта).
9. Рефлекторное ползание.
Продолжительность массажа 5-6 мин.
Все приемы из исходного положения горизонтального на спине или животе.
Закаливание
Температура воздуха в комнате +20ºС.
1. Прогулка при температуре не ниже 10 градусов без ветра с 3-недельного возраста зимой, 2 раза в день по 15-20 минут с 10 до 14 часов, довести до 2 часов. Летом прогулка на воздухе с 2-недельного возраста. Летом весь сон на воздухе.
2. Воздушная ванна при каждом пеленании, по 2-3 мин., довести до 10 минут.
3. Умывание, подмывание. Температура воды 34ºС, довести до 30°С.
4. Общая ванна, температура воды 36,5-З6ºС, на 3-4 мин. Обливание водой на 1-2 С ниже.
5. С 2-месячного возраста обтирание сухим полотенцем, через 2 недели перейти на обтирание соленой водой по 1-2 мин. Температура воды зимой +36ºС, летом +33-34°С. Обтирание по порядку: руки, ноги, грудь, живот, спина. Снижение температуры воды на 1°С через 10 дней.
ИГРУШКИ: Ребенок 1-2 мес. рассматривает игрушки, лежа на спине. Поэтому их следует вешать над его грудью, на высоте не ниже 50-70 см; к 2-3 мес. Он тянется к игрушкам, дотрагивается до них, поэтому их надо вешать низко.
С 3 до 6 месяцев (режим №2)
ДНЕВНОЙ СОН | НОЧНОЙ СОН | ВСЕГО час. сна в сутки | |
Кратность, кол-во раз | Длительность, час | ||
2-1,5 | 10-11 | 17,5-16,5 |
Спит ребенок после бодрствования до следующего кормления. Днем ребенок спит на свежем воздухе.
КОРМЛЕНИЕ: Через 3,5 часа – 6 раз в сутки. Ночной перерыв 6,5 часов. Кормление сразу после пробуждения ребенка.
БОДРСТВОВАНИЕ: После кормления 1,5 – 2 часа. Перед ночным сном можно сократить до часа.