Цель занятия: рассмотреть принципы и функции ценообразования. Показать взаимосвязь ценообразования с общеэкономическими процессами.
Вопросы для обсуждения:
1. Значение проблемы ценообразования в рыночной экономике.
2. Принципы и функции ценообразования.
3. Факторы ценообразования, степень их воздействия на динамику цен в республике.
4. Виды цен и их классификация.
5. Поэлементный состав розничной цены.
6. Методы государственного регулирования цен.
Задание №1
Определите, являются верными или ошибочными приведенные ниже высказывания, отметив знаком «+» верные, по вашему мнению, высказывания, и знаком «-» ошибочные высказывания.
1. Учетная функция цены означает использование цены в качестве инструмента воздействия на величину спроса.
2. Стимулирующая функция цены заключается в одновременном воздействии и на производство, и на потребление товаров и услуг.
3. Распределительная функция цены уравновешивает спрос и предложение.
4. Стимулирующая и распределительная функции отклоняют цену товара от стоимости.
5. Складывающийся уровень цен в отраслях экономики способствует переливу капитала из одной отрасли в другую, следовательно, цена служит инструментом рационального размещения производства.
6. По степени регулирования различают цены свободные и зональные.
7. Классификационные признаки цен не влияют на порядок их формирования.
Задание №2
Оршанский льнокомбинат использует для производства продукции льняное волокно, поставляемое льнозаводами, выращивающими лен в Витебской области. Укажите, какие внешние и внутренние факторы будут способствовать росту (снижению) цены продукции льнокомбината?
Задание №3
|
Заполните недостающие элементы в структурно-логической схеме розничной цены товара, поясните на примере конкретного товара классификацию цен в зависимости от стадии товародвижения.
Себестоимость | ….. | …… | ……. | Розничная торговая надбавка | НДС | ……. |
| ||||
| ||||
| ||||
|







Тесты для самоконтроля
1.Принципом ценообразования в Республике Беларусь не является:
- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов),
- разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);
- фиксирование цен на оптимальном уровне.
2.К прямому регулированию цен не относится:
- фиксирование цен (тарифов),
- установление предельных цен (тарифов);
- установление предельных торговых надбавок (скидок);
- установление предельных нормативов рентабельности для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену;
- декларирование цен;
- определение налогов и сборов, включаемых в цену.
3. В соответствии с законом спроса и предложения увеличение спроса вызывает:
- снижение как равновесной цены, так и равновесного количества;
- повышение равновесной цены и снижение равновесного количества;
- повышение равновесной цены и увеличение равновесного количества
4.. Последовательность установления цены «товар – себестоимость- цена – ценность - покупатели» соответствует подходу, что цена формируется:
|
- в сфере производства;
- в сфере обращения.
5. По стадиям товародвижения цены классифицируют следующим образом:
- цены, сформированные первым покупателем, осуществившим ввоз продукции на территорию Республики Беларусь;
- цены оптовых посредников,
- розничные цены,
- все вышеперечисленное.
6. Цена предельная – это:
- цена, при которой объем спроса на товар равен объему его предложения;
- максимальное количество денег, которое покупатель готов заплатить за товар;
- значение цены, устанавливаемое государством в качестве ее верхнего или нижнего предела;
- цена, складывающаяся на рынке в ходе взаимодействия продавцов и покупателей.
7. По характеру обслуживаемого оборота выделяют:
- регулируемые цены,
- закупочные цены,
- биржевые цены,
- скользящие цены.