Вопросы для обсуждения:
1. Основные этапы установления первоначальной (исходной) цены. Как меняется последовательность установления цены в зависимости от того, в какой сфере (производства или обращения) она формируется?
2. Классификация существующих методик ценообразования, их иерархия.
3. Общая характеристика ценообразования на основе затрат. Состав и структура затрат, учитываемых в цене.
4. Суть методики ценообразования «издержки +…».
5. Условия применения методики ценообразования «прямые переменные затраты + прибыль».
6. Суть методики ценообразования «минимально необходимая цена», сфера ее применения.
7. Суть методики ценообразования «с обеспечением получения целевой прибыли».
8. Сущность и сфера применения метода структурной аналогии.
9. Специфика агрегатного метода ценообразования.
Задание №1
Рассчитать приемлемую экспортную цену на товар для географически отделенного рынка с более жесткой конкуренцией, если на внутреннем рынке товар продается по цене 30 у.е. при следующих затратах на производство и реализацию:
¾ Прямые затраты на материал – 10 у.е.
¾ Прямые затраты на рабочую силу - 7 у.е.
¾ Переменные накладные расходы -3 у.е.
¾ Постоянные накладные расходы - 10 у.е.
Фирма располагает свободными производственными мощностями.
Методические указания к выполнению задания № 1:
Обоснование цены производить по методике «прямые переменные затраты + прибыль» на основе только переменных затрат.
Задание №2
Что выгоднее предприятию: приобретать комплектующие изделия по цене 460 руб. за штуку или организовать их собственное производство на временно свободных производственных мощностях. Затраты при собственном производстве комплектующих:
¾ Прямые затраты на материал – 320 руб.
¾ Прямые затраты на рабочую силу – 105 руб.
¾ Переменные накладные расходы -40 руб.
¾ Постоянные накладные расходы – 145руб.
Какие факторы повлияют на принятие решения?
Задание №3
Обосновать целесообразность принятия дополнительного заказа на поставку на экспорт ежемесячно партии товара 600 единиц по цене 17 тыс. руб. на условиях франко-склад изготовителя.
Показатели деятельности фирмы до принятия заказа следующие:
1. Объем производства и реализации товара на внутреннем рынке в месяц – 1700 единиц;
2. Производственные мощности – 2000 единиц в месяц;
3. Цена единицы товара на внутреннем рынке – 22 тыс. руб.;
4. Затраты на производство и реализацию единицы продукции:
¾ Прямые затраты на материал – 5 тыс. руб.
¾ Прямые затраты на рабочую силу – 4 тыс. руб.
¾ Переменные накладные расходы -2 тыс. руб.
¾ Постоянные накладные расходы – 6 тыс. руб.
¾ Транспортные расходы – 2 тыс.руб.
Методические указания к выполнению задания 3:
Обоснование целесообразности принятия заказа провести тремя способами:
а) на основе определения валовой выручки, валовых затрат и валовой прибыли от реализации товара;
б) на основе распределения постоянных накладных расходов между всеми производимыми единицами товара (с учетом заказа);
в) на основе отнесения постоянных накладных расходов только на себестоимость товара, поставляемого на внутренний рынок.
Задание №4
Определить предельные затраты, минимально необходимую цену единицы продукции, рентабельность продукции и сумму прибыли, которую получит фирма, если затраты на производство и реализацию продукции составляют:
¾ Заработная плата основных рабочих на единицу продукции – 200 руб.;
¾ Основные материалы на единицу продукции – 1100 руб.;
¾ Общие постоянные накладные расходы фирмы – 30 млн. руб.
Производственные мощности фирмы – 200 тыс. единиц. Объем продаж при благоприятном прогнозе составит 80 % от производственных мощностей, при неблагоприятном прогнозе – 45% производственных мощностей
Методические указания к выполнению задания 4:
Минимально необходимая цена (МНЦ) – это цена, позволяющая покрывать полные затраты на производство и реализацию продукции при самом неблагоприятном прогнозе продаж. Она рассчитывается по формуле:
МНЦ = Зпер. ед.+ ,
где Зпер.ед. – переменные затраты на единицу продукции, åЗпост. – общие постоянные затраты фирмы, Vнебл. – объем производства продукции при неблагоприятном прогнозе.
Разница между минимально необходимой ценой и себестоимостью продукции, складывающейся при благоприятном прогнозе продаж, отражает прибыль от реализации единицы продукции.
Задание №5
Рассчитать цену продукции затратными методами ценообразования:
1. «Издержки + фиксированная прибыль»;
2. Методом минимально необходимой цены.
Исходные данные:
1. Затраты на производство и реализацию продукции:
¾ Основные материалы на единицу продукции – 24 тыс. руб.
¾ Заработная плата рабочих на единицу продукции – 3,2 тыс. руб.
¾ Общие постоянные накладные расходы фирмы – 2785 тыс. руб.
2. Средняя сложившаяся рентабельность продукции – 20 %
3. Имеющиеся производственные мощности – 800 тыс. единиц
4. Прогнозы продаж:
¾ Оптимистический – 75% от производственных мощностей;
¾ Пессимистический – 40% производственных мощностей.
Какую сумму прибыли получит фирма при максимальном и минимальном объемах продаж и ценах, рассчитанных по каждой методике?
Методические указания к выполнению задания 5:
При определении цен учесть, что методики различаются исходными данными по планируемым объемам продаж:
максимальный - для методики «издержки + фиксированная прибыль»,
минимальный - для методики «минимально необходимая цена»
Задание №6
Определить какую отпускную цену продукции следует установить для получения прибыли в сумме 25 млн. руб. за квартал.
Проектируемые затраты на производство и реализацию единицы продукции: переменные затраты– 20тыс. руб.
Общие постоянные затраты фирмы за квартал – 60 млн. руб.
Производственные мощности фирмы – 8000 единиц. Экономически целесообразно поддерживать объем производства в диапазоне 4000÷7000 единиц. Какие факторы необходимо учитывать при принятии окончательного решения по уровню цены?
Методические указания к выполнению задания 6:
Расчет цены производится методом целевого ценообразования («с обеспечением получения целевой прибыли») для разных объемов продаж:
Цi = Зпер.ед.+ .
Окончательная цена выбирается из полученных значений с учетом внешних и внутренних факторов.
Задание №7
Производство нового чайного сервиза потребует 50 тыс.р. затрат на материалы. В цехе выпускается однотипная продукция, структура цен которой практически одинакова (65% - материальные затраты, 25%- заработная плата, 10% - остальная часть цены). Определить возможную цену нового сервиза.
Тесты для самоконтроля
1. Снижение цен на товар с эластичным спросом увеличивает прибыль, если
- дополнительное производство не приводит к значительному росту затрат;
- объем продаж существенно превышает критический уровень, при котором сохраняется прибыль фирмы при снижении цены;
- обеспечивается эффект «экономии на масштабах производства»;
- все выше перечисленное.
2. Уровень затрат на единицу продукции, закладываемый в цену, зависит:
- от состава и структуры затрат,
- от оценки объемов производства за определенный период времени,
- от фактического объема производства конкретного товара.
3. Предположим, что фирма закрывается в краткосрочном периоде. В этом случае:
- переменные и постоянные затраты положительны,
- постоянные затраты равны нулю, и переменные затраты положительны;
- постоянные и переменные затраты равны нулю;
- постоянные затраты положительны, а переменные равны нулю.
4. Какой из вариантов является продолжением фразы, характеризующей вид затрат: «Постоянные затраты остаются неизменными в расчете на объем производства за определенный период времени…
- и не изменяются в расчете на единицу продукции при изменении объема производства,
- изменяются на единицу продукции прямо пропорционально объему производства,
- изменяются на единицу продукции обратно пропорционально объему производства.
5. Какой из вариантов является продолжением фразы, характеризующей взаимосвязь затрат «Переменные затраты изменяются за определенный период времени прямо пропорционально объему производства, а в расчете на единицу продукции….
- изменяются обратно пропорционально объему производства,
- не изменяются при изменении объема производства,
- изменяются прямо пропорционально объему производства.
6. Все ниже перечисленное может быть использовано для объяснения экономии от масштаба, кроме:
- кооперации труда;
- увеличения численности управленческого персонала;
- более рационального использования площадей;
- снижения издержек фирмы при увеличении выпуска продукции.
7. Расчет цены по методике ценообразования «издержки + …» выполняется:
- для планируемого минимального объема производства конкретной продукции,
- для планируемого максимального (оптимально возможного) объема производства конкретной продукции;
- для фактического за определенный период времени объема производства конкретной продукции.
8. Какое условие не является обязательным, чтобы применение методики ценообразования «прямые издержки + прибыль» было выгодно продавцу:
- дополнительное производство товара свыше достигнутого уровня,
- наличие свободных производственных мощностей для дополнительного производства,
- прибыльность продаж при достигнутом объеме производства,
- отсутствие конкуренции на рынке,
- обособленность рынков сбыта, на которых товар будет продаваться по разным ценам.
9. Суть методики ценообразования «минимально необходимая цена» состоит в определении:
- минимальной величины затрат на единицу продукции + прибыль;
- максимальной величины затрат;
- максимальной величины затрат + прибыль.
10. Методика ценообразования «с обеспечением получения целевой прибыли» позволяет установить цену на товар, исходя из:
- целей фирмы;
- вкусов и предпочтений покупателей;
- качества товара;
- соответствия цены рыночным условиям.
11. По методике ценообразования «с обеспечением получения целевой прибыли» расчет цены выполняется применительно к прогнозируемым объемам продаж:
- минимальному (неблагоприятный);
- максимальному (благоприятный);
- оптимальному;
- к разным объемам, исходя из целей анализа ситуации на рынке.
12.Методика ценообразования «метод структурной аналогии» является:
- самостоятельным методом;
- основывается на методике «издержки + фиксированная прибыль»;
- основывается на методике «издержки + дифференцированная прибыль».