Тема №7: Стратегии ценообразования и ценовая политика фирм




Цель занятия: уяснить взаимосвязь избранной стратегии и приемов ценовой политики, показать различие в формировании цен с учетом географического подхода. Обоснование размера скидок.

Вопросы для обсуждения:

1. Что следует понимать под ценовой политикой и ценовыми стратегиями?

2. Особенности ценообразования на рынке монополистической конкуренции.

3. Ценообразование и ценовые стратегии на рынке олигополии.

4. Особенности ценообразования на рынке чистой монополии.

5. Как меняется характер ценообразования и ценовая стратегия на разных стадиях жизненного цикла товара?

6. В чем суть и назначение ценовой дифференциации и дискриминации?

7. Горизонтальная и вертикальная дифференциация цен и товаров: сущность и назначение.

8. Условия применения дискриминационного ценообразования и форма его проявления.

9. Какие ценовые стратегии позволяют учитывать географию поставок продукции?

10. Виды скидок и надбавок, используемых в ценовой политике фирмы, их суть и назначение.

11. Виды стратегий и их влияние на ценовую политику фирм.

Задание №1

Охарактеризуйте типы товарных рынков в разрезе ассортимента продукции, методики ценообразования и ценовую политику фирм. Исходная информация представлена в таблице:

Цены фирм - конкурентов (тыс. руб.)

Наименование продукции Состав сырья Фирмы - конкуренты
ОАО «КИМ» г. Витебск ОАО «8 Марта», г. Гомель ОАО «Брестский чулочный комбинат»
1. Носки муж., х/б х/б - 100% 1,2 - 2,7 1,9 - 2,7 1,8 - 3,2
2. Носки муж. эласт. эласт. - 100% 1,2 -2,3 - 2,3 - 3,0
3.Носки муж. п/ш с п/эф. шерсть - 27% п/эф - 73 % 3,7 - 5,0 3,7 - 5,5 3,8 - 6,5
4. Носки муж. синт. п/эф - 100% 1,1 - 3,5 - 2,0 - 4,0
5. Носки муж. утепл. х/б, эласт. 3,0 - 4,5 - 3,5 - 5,5

 

Задание №2

Предприятие - изготовитель реализует продукцию, используя следующие условия оплаты:

1) с отсрочкой платежа - 10 дней;

2) предоплата - 10 дней.

Определить, какие решения по модификации цен могут быть приняты с целью улучшения финансового состояния и расширения объемов продаж?

Исходные данные:

1. среднемесячный темп инфляции - 0,5 %;

2. средняя ставка по депозиту - 11 % годовых;

3. средняя ставка по кредиту под оборотные средства - 12 % годовых;

4. Выручка от реализации продукции за год - 80 млрд. руб., за этот же период безнадежная дебиторская задолженность составила 100млн. руб.

Задание №3

1) Объясните ценовую политику ОАО «Коммунарка» на основе информации, представленной в таблице:

 

Объем закупок продукции в ОАО «Коммунарка» Размер предоставленной скидки, %
10-20 тн/ месяц (включительно)  
20-30 тн/ месяц (включительно)  
30-60 тн/ месяц (включительно)  
60-130 тн/ месяц (включительно)  
130-170 тн/ месяц (включительно)  
170-220 тн/ месяц (включительно)  
220 тн и выше  

 

2) Прокомментируйте следующие положения:

а) Организациям оптовой торговли, не имеющим на последний день отчетного месяца просроченной задолженности, предоставляется дополнительная скидка в размере 2% на весь месяц, следующий за отчетным.

б) Организациям оптовой торговли, осуществляющим предоплату за продукцию, предоставляется дополнительная скидка в размере 3% на сумму предоплаты. При этом скидка в 2 % за отсутствие просроченной задолженности не применяется.

Задание №4

Фирма производит пылесосы, реализуя 500 ед. в месяц по цене 220 тыс. руб. При этом отмечается замедление продаж в течение всего года. Для стимулирования продаж менеджер по продажам предлагает снизить цену реализации на 10 % и одновременно увеличить расходы на рекламу на 5 млн. руб. в месяц, что (по прогнозу) позволит увеличить объем реализации на 25 %. Следует ли принять такое предложение, если постоянные издержки фирмы за месяц - 32 млн. руб., переменные издержки на единицу продукции - 170 тыс. руб.

На какой стадии жизненного цикла товара целесообразны предлагаемые меры?

Методические указания к выполнению задания 4:

Расчет экономических последствий принятия предложения менеджера по продажам производится с использованием методики обратного счета.

Задание №5

Объясните ценовую политику фирмы - производителя обуви на основе информации, представленной в таблице:

Наименование продукции и краткие сведения о ней Цена ед., тыс. руб. с НДС
Сапоги жен. из натуральной кожи на подкладке: 1) из искусственного меха, 2) из натурального меха, 3) комбинированной (сочетание искусственного и натурального материалов)     86-106 96-175    

 

Какие последствия такая дифференциация и дискриминация может иметь для сбыта продукции?

Задание №6

Определить цену реализации продукции для каждого из пунктов поставки на следующих условиях:

1) используется стратегия единой цены;

2) используется стратегия зональных цен.

Исходные данные:

Отпускная цена предприятия - изготовителя, сформированная на условиях франко - склад изготовителя - 100 тыс. руб. за единицу.

Поставка продукции осуществляется автомобильным транспортом, стоимость провоза за 1 км - 1,5 тыс. руб. Данные о поставке продукции представлены в таблице:

 

Пункт поставки Расстояние до пункта назначения, км Объем поставки, шт.
А    
В    
С    
Д    

 

Конкуренты аналогичный товар предлагают по единой цене - 115 тыс. руб. Какая из ценовых стратегий с учетом географии поставок наиболее выгодна с точки зрения производителя и покупателя?

Методические указания к выполнению задания 6:

Применение стратегии «единая цена» предусматривает расчет цены по следующей формуле:

 

Цединая = Цфр.-скл. изгот.+ ∑Тр. средн.,

где ∑Тр. средн. - средняя сумма транспортных расходов.

∑Тр. средн.= Цфр.-скл. изгот.∙ %Тр.сред./100,

где %Тр.сред. - средний процент транспортных расходов.

% Тр.сред. = , %,

 

где - сумма транспортных расходов по доставке продукции i -му покупателю (в стоимостном выражении); - объем поставки продукции i -му покупателю (в стоимостном выражении).

Стратегия «Зональные цены» предусматривает расчет цен для каждой выделенной зоны, с использованием формулы определения единой цены.

Тесты для самоконтроля

1 На рынке какого типа фирма в наибольшей степени свободна в ценообразовании без опасения, что будет введено государственное регулирование цен:

¾ чистой конкуренции

¾ монополистической конкуренции

¾ олигополии

¾ монополии.

2 Самым несвободным в ценообразовании является рынок:

¾ чистой конкуренции

¾ монополистической конкуренции

¾ монополии

¾ все выше перечисленные

3 На продолжительность жизненного цикла товара в наибольшей степени повлияют:

¾ технические характеристики базового изделия,

¾ наличие уникальных свойств в товаре,

¾ ценовая стратегия на стадии выведения товара на рынок,

¾ быстрый возврат инвестиций.

4 При выведении на рынок абсолютно нового товара отсутствует информация для определения цены по методике:

¾ «издержки +»

¾ «по ощущаемой ценности товара»

¾ «по уровню текущих цен»

¾ «минимально необходимая цена»

5 Рынок какого типа обеспечивает товару-новинке патентную защиту:

¾ свободной конкуренции

¾ монополистической конкуренции

¾ олигополии

¾ монополии

6 Какое условие не является обязательным, чтобы стратегия «снятия сливок» обеспечила успех товару- новинке?

¾ эластичный спрос

¾ невозможность создания конкурентами аналога изделия в короткий промежуток времени по техническим или экономическим причинам

¾ наличие определенного числа покупателей в высоком ценовом сегменте

¾ дифференциация покупателей по уровню доходов

7 Какое обстоятельство не является определяющим при выборе стратегии «глубокого проникновения» на стадии выведения товара на рынок:

¾ абсолютная рыночная новизна товара

¾ высокая эластичность спроса

¾ эффект «экономии на масштабах»

¾ относительно невысокие затраты на создание товара-аналога

8 Недостатком стратегии распределения товаров на условиях франко-склад ((порт, пристань, станция отправления) - условия Е и F по Инкотермс) является:

¾ минимизация затрат по распределению товара

¾ минимальная цена предложения товара

¾ удорожание товара для удаленных потребителей

¾ все выше перечисленное

9 Недостатком стратегии распределения товаров на условиях единых цен ((франко-станция, порт, пристань назначения) - условие «Д» по Инкотермс) является:

¾ удорожание товара для близко находящихся потребителей

¾ одинаковые цены предложения товара для потребителей с разной удаленностью

¾ оптимизация затрат по распределению товара

¾ контроль за уровнем цен

10 Введение зональных (дифференцированных) цен имеет смысл, если:

¾ отсутствует конкуренция производителей товаров во всех регионах распространения,

¾ существует ценовая конкуренция в регионах распространения,

¾ сумма транспортных расходов существенно увеличивает цену предложения товара

¾ ставится цель «дифференцировать цену предложения товара»

11 Применение политики ценовой дискриминации предусматривает:

¾ установление высоких цен,

¾ ведение ценовых войн,

¾ использование дифференцированных цен,

¾ установление низких цен.

12 Фирма-продавец применяет тактику скидок с цены с целью:

¾ максимизации объёма продаж,

¾ поддержания стабильного объёма производства в течение года,

¾ улучшения финансового состояния,

¾ захвата новых сегментов рынка.

 


Литература

Основная

1. Герасименко, В.В. Ценовая политика фирмы: европейский опыт; российские перспективы; модели и методы; варианты и тесты/ В.В. Герасименко, - М.:Финстатинформ,1995. – 187с.

2. Есипов, В.Е. Ценообразование на финансовом рынке/ В.Е.Есипов. - СПб.: Питер,2000. – 176с.

3. Желтякова, И.А. Цены и ценообразование. Тесты и задачи: учебное пособие /И.А. Желтякова, Г.А. Маховикова, Н.Ю.Пузыня. – СПб.:Питер,1999. – 208с.

4. Нэгл, Т.Т. Стратегия и тактика ценообразования/ Т.Т. Нэгл, Р.К. Холден. – СПб.: Питер,2001. – 544с.

5. О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь: указ Президента Республики Беларусь № 285 от 19.05.99 г. // Нац. экон. газ. – 1999. - №21, май – С.5-6.

6. О концепции ценообразования в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь № 799 от 20.07.2005// Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2005.-№120.

7. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг): постановление Министерства экономики Республики Беларусь №19 -12/397 от 30.01.98 г. в ред.пост. от 30декабря 2003г. №258/186/256/166// Нац. реестр правовых актов РБ.-2004. - №20.

8. “О ценообразовании”: закон Республики Беларусь № 255-3 от 10.05.99 г. //Нац. экон. газ. – 1999. - №21, май – С.2-4.

9. Полещук, И.И. Ценообразование и маркетинг/ И.И.Полещук. - Мн.: Мисанта, 1997.-132с.

10. Полещук, И.И. Ценообразование: Учебник/ И.И.Полещук, В.В. Терешина. - Мн.: БГЭУ, 2001.-303с.

11. Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов: постановление Министерства экономики Республики Беларусь № 43 от 22.04.1999 г. (с учетом изменений и дополнений) // Нац.экон.газ. – 2003. - № 99 – С.2-10.

12. Прокофьева Н.Л. Ценообразование: курс лекций /Н.Л.Прокофьева. - Витебск: УО «ВГТУ», 2006. - 83 с.

13. Трацевский, И.П. Ценообразование: Учеб. пособие/ И.П. Трацевский, И.Н. Грекова. – Мн.: Новое знание,2000. – 160с.

14. Цены и ценообразование: Учебник для вузов/ Под ред. И.К. Салимжанова.-М.: Финстатинформ, 1999.-304с.

15. Цены и ценообразование: Учебник для вузов/ Под ред. В.Е.Есипова. - СПб.: Питер,1999. – 464с.

16. Чубаков, Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия: Методическое пособие/ Г.Н.Чубаков. – М.:Инфра – М,1995. – 224с.

17. Шуляк, П.Н. Ценообразование: Учебно – практическое пособие/ П.Н.Шуляк. – М.: ИВЦ «Маркетинг»,1998. – 151с.

18. Яковлев, Н.Я. Цены и ценообразование: Учебное пособие/ Н.Я. Яковлев. – М.:ИВЦ «Маркетинг»,2000. – 106с.

 

Дополнительная

1. Беляева, И.Ю. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: учебное пособие/ И.Ю.Беляева, О.В.Панина, В.В.Головинский.-М.:КНОРУС,2004.-160 с.

2. Герасименко, В.В. Ценообразование: Учеб. пособие./В.В.Герасименко. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 422 с.

3. Дрозд, Н.М. Ценообразование на мировом рынке: учебно-методическое пособие / Н.М. Дрозд. – Мн.: БИП-С,2003. – 162с.

4. Емельянова, Т.В. Ценообразование: Учебное пособие/ Т.В. Емельянова. – Мн.: Выш. школа,2004. – 240с.

5. Липсиц, И.В.Коммерческое ценообразование: Учебник/ И.В. Липсиц. – М.: Издательство БЕК,2000. – 368с.

6. Тарасевич, В.М. Ценовая политика предприятия/ Под общ. ред. Багиева Г.П. – СПб.: Питер,2001. – 272с.

7. Цены и ценообразование: учебник для вузов 4 – е изд./Под ред. В.Е.Есипова. – СПб.: “Питер”, 2006.-560с.

8. Цены и ценообразование: Пособие по самоизучению тем курса и задания контрольной работы для студентов заочной формы обучения всех специальностей/ Авторы – составители: Т.В. Емельянова, Н.Я. Скорик,В.В. Куриленко. – Гомель: УО БТЭУПК, 2003. – 112 с.

9. Шуляк, П.Н. Ценообразование: Учебно – практическое пособие. – 7 –е изд.,перераб. и доп./ П.Н. Шуляк. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков И Ко.»,2004. – 192 с.

 


ОТЗЫВ

на методические указания к проведению практических занятий

по дисциплине «Ценообразование»

для студентов экономических специальностей,

разработанные доц. Прокофьевой Н.Л. и ст. препод. Домбровской Е.Н.

 

Представленная методическая разработка является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Ценообразование» для студентов экономических специальностей.

Содержащиеся в разработке вопросы для обсуждения, задачи и практические задания, методические рекомендации по решению задач и тесты для самоконтроля в полной мере отражают содержание дисциплины, что позволяет эффективно использовать их как для аудиторной работы на практических занятиях, так и в процессе самостоятельного изучения дисциплины студентами заочной формы обучения.

Достоинством представленной разработки является разнообразие задач на все основные методики ценообразования, что позволит студентам получить практические навыки определения цен, исходя из разных предпосылок и с учетом разной степени влияния факторов внешней среды. Полное соответствие тематики заданий рабочей программе по дисциплине позволит студентам повысить качество подготовки к экзамену (зачету).

 

Методические указания могут быть рекомендованы к изданию на ризографе УО «ВГТУ».

 

Редактор

к.э.н., доцент кафедры

«Коммерческая деятельность»Дем О.Д.


РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку

преподавателей кафедры «Коммерческая деятельность»

доц. Прокофьевой Н.Л. и ст. препод. Домбровской Е.Н.

«Ценообразование: методические указания к проведению практических занятий для студентов экономических специальностей»

 

Представленная методическая разработка содержит перечень заданий по семи темам, которые соответствуют перечню практических занятий предусмотренных рабочей программой по дисциплине «Ценообразование».

Наличие методических указаний к решению задач или выполнению заданий позволяет использовать методическую разработку для самостоятельной работы студентов дневной и заочной форм обучения.

Обширный перечень задач позволит студентам получить практические навыки определения цен на товары. Содержащиеся в каждой теме вопросы для обсуждения и тесты для самоконтроля закрепляют теоретические знания и способствуют формированию у студентов экономического образа мышления.

Достоинством методической разработки является увязка основных теоретических концепций ценообразования с особенностями формирования цен (тарифов) на товары (услуги) в Республике Беларусь, что позволит повысить качество подготовки специалистов.

Представленная на рецензию методическая разработка «Ценообразование: методические указания к проведению практических занятий для студентов экономических специальностей» может быть рекомендована к изданию на ризографе УО «ВГТУ».

 

Рецензент

д.э.н., профессор Ванкевич Е.В.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: