Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика методов ценообразования, ориентированных на качество и потребительские свойства. Что понимается под параметрическим рядом изделий?
2. Содержание, сфера применения, достоинства и недостатки расчета цены методом удельных показателей.
3. Суть нормативно-параметрического метода ценообразования.
4. Условия применения метода корреляционно-регрессионного анализа для обоснования цены продукции.
5. Балловый метод определения цены продукции или услуг: сущность, достоинства и недостатки.
Задание №1
Определить отпускную цену на новую овощерезательную машину, предназначенную для замены ранее освоенной, имеющей оптовую цену 500 тыс. руб. Главным техническим параметром является производительность (кг/час), равная у новой машины 400 кг/час, а у ранее освоенной – 150 кг/ час.
Задание №2
Определите рыночную цену на тостер отечественного производства, исходя из балльной оценки его потребительских свойств по сравнению с зарубежным аналогом. Оценка потребительских свойств сравниваемых изделий по данным международной конфедерации потребителей представлена в таблице:
Показатели | Коэффициент весомости | Тостер | |
фирмы Siemens (Германия) | отечественного производства | ||
1.Качество поджаривания | 0,5 | 3,92 | 2,5 |
2. Удобство пользования | 0,2 | 4,8 | 3,1 |
3. Технические параметры | 0,3 | 4,5 | 2,8 |
Рыночная цена тостера фирмы Siemens – 20 евро.
Задание №3
Рассчитать цену копировального устройства, исходя из нормативно-параметрического индекса надежности, для товара вида А и Б, если:
Параметры | Товары | ||
А | Б | В | |
Число отказов устройства в месяц | 0,5 | 0,3 | 0,4 |
Цена, тыс. руб. |
Задание №4
Балльным методом ценообразования определите допустимую разницу в ценах, воспринимаемую потребителем, для женской повседневной обуви:
Показатели | Значимость показателя, % | Модели | ||
№1 | №2 | №3 | ||
1. Внешний вид, балл | ||||
2. Фурнитура, балл | ||||
3.Удобство колодки, балл | ||||
Итого: | ||||
Цена, тыс. руб |
Задание №5
Определите отпускную цену на грузовые автомобили А и В отечественного производства на основе их технико – эксплуатационных характеристик, приняв за базу цену аналога С.
Данные для расчетов представлены в таблице: Качественный параметр | Коэффициент весомости | Модели грузового автомобиля | ||
А | В (аналог) | С (аналог) | ||
1. Максимальная скорость, км/час | 0,2 | |||
2. Грузоподъемность, т | 0,2 | 5,5 | ||
3. Выброс вредных веществ в атмосферу, мг/час | 0,35 | |||
4. Эргономические характеристики, балл | 0,1 | |||
5. Расход топлива на 100 км пробега, л | 0,05 | |||
6. Безопасность эксплуатации, балл | 0,1 | |||
Цена автомобиля, евро |
Прокомментируйте полученные результаты.
Какой метод ценообразования более объективно учитывает параметры автомобилей?
Методические указания к выполнению задания 5:
Обоснование цены грузовых автомобилей целесообразно провести с помощью двух методик: 1)удельных показателей, 2) нормативно-параметрического метода. В первом случае можно использовать формулу:
Цн = Цб∙ ,
где Цн и Цб - соответственно цена нового и базового изделия; Пнi и Пбi - соответственно значения i - того потребительского свойства нового и базового изделий, Vi - коэффициент весомости. Во втором случае, на основе данных об оценке каждого из параметров товара и значимости их для покупателя рассчитывают параметрические и взвешенные индексы для каждой оцениваемой модели автомобиля по сравнению с базовой моделью. Затем определяют средневзвешенные индексы для каждой модели автомобиля, как сумму взвешенных индексов. Данные расчета представляют в таблице следующего вида:
Оценка параметров моделей А и В по сравнению с аналогом С Параметры | Модель А | Модель В | ||||
коэффициент весомости | параметрический индекс | взвешенный параметрический индекс | коэффициент весомости | параметрический индекс | взвешенный параметрический индекс | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | ||||||
Итого: |
Далее рассчитывают приведенные индексы для оцениваемых моделей, путем деления средневзвешенных индексов по каждой модели на средневзвешенный индекс базовой модели, принятый за 100%.
Приведенные индексы представляют собой надбавки к цене и скидки с нее за различие параметров оцениваемых моделей в сравнении с базовой моделью. На основе установленных надбавок (скидок) рассчитывается цена по каждой оцениваемой модели.
Тесты для самоконтроля
1. К методам ценообразования, ориентированным на качество и потребительские свойства товаров, не относятся:
- удельных показателей,
- структурной аналогии;
- балловый,
- корреляционно-регрессионный.
2. Параметрические методы ценообразования применяют в следующих случаях:
- на абсолютно новую продукцию, не имеющую аналогов;
- на новую продукцию, которая расширяет параметрический ряд изделий;
- на новую продукцию, которая заменяет ранее освоенную;
- во всех выше перечисленных случаях.
3. Цену, рассчитанную методом удельных показателей, называют безразличной ценой, так как она:
- отражает только разницу в потребительских свойствах товара;
- не учитывает потребительские предпочтения;
- не учитывает спрос;
- характеризуется всем выше перечисленным.
4. Какая из формул позволяет определить безразличную цену методом удельных показателей, если улучшение потребительских свойств изделий связано с уменьшением основного параметра, где Цб – цена базисного изделия; Пб и Пн – параметры базисного и нового изделий соответственно; Уi – весомость параметра в оценке; С (Н) – скидка (надбавка) за различия в параметрах:
- Цн = Цб: Пб х Пн;
- Цн = Цб х ∑(Пнi: Пбi) х Уi;
- Цн = Цб х (100 ±∑С(Н)): 100;
- Все выше перечисленные.
5. Балловым методом ценообразования цена определяется по формуле, где Цб – цена базисного изделия, Ббi и Бнi – балловая оценка i-того параметра базисного и нового изделия соответственно:
- Цн = Цб х ∑(Ббi x Vi) x ∑(Б нi x Vi);
- Цн = Цб: ∑(Ббi x Vi) x ∑(Бнi x Vi);
- Цн = Цб: ∑(Бнi x Vi) x ∑(Ббi x Vi);
- Цн = Цб: ∑(Ббi x Vi): ∑(Бнi x Vi).
6. Балльный метод ценообразования используют, если:
- Нужно учесть в оценке несколько неизмеримых качественных параметров;
- Нужно учесть в оценке несколько измеримых качественных параметров;
- Нужно повысить объективность обоснования цены;
- Цена устанавливается в соответствии с предпочтениями покупателей.