(Апрель 2001, kiwi byrd)
Вспомогательная ЛЕМма, разъясняющая утверждения цикла «Фракталы истории». [Текст из разряда «стёб для капустника» в честь 80-й годовщины со дня рождения Станислава Лема.]
Все романы группы «Солярис» писались очень похожим образом, который я сам не могу объяснить… Я и теперь еще могу показать те места, где во время писания я оказался по сути дела в роли читателя. Когда Кельвин прибывает на станцию Солярис, я решительно ничего не знал о каком-то там «живом Океане». Все это открылось мне позже, так же как читателю во время чтения, с той лишь разницей, что только я сам мог привести все в порядок.
(Станислав Лем, «Моя жизнь»)
Поскольку научно-популярный цикл «Фракталы истории », знакомый постоянным читателям сайта, создается в точности по той же схеме, что и лемовские романы группы «Солярис», имеет смысл прояснить более глубокие связи между персонажами «Фракталов» и героями Лема.
Фундаментальным в данном контексте следует считать рассказ «Профессор А.Донда» из цикла воспоминаний Ийона Тихого.
В результате сложнейших жизненных перипетий турецкоподданный Аффидавид Донда возглавил кафедру никому неведомой науки сварнетики в Кулахарском университете молодой африканской республики Лямблия. Поскольку университет в Кулахари только-только получил от ЮНЕСКО новенький компьютер-мэйнфрейм IBM, склонный к авантюрам Донда решил, что грех им не воспользоваться, а потому постулировал, что сварнетика — это междисциплинарная наука на грани магии и кибернетики (от SVARNE или Stochastic Verification of Automatized Rules of Negative Enchantment, т.е. «стохастическая проверка автоматизированных правил наведения злых чар»).
Английский журнал Nature, в который профессор Донда послал статью о сварнетике, поместил выдержки из нее в рубрике «Курьезы» с оскорбительным комментарием, где Донду назвали кибершаманом и обыкновенным мошенником.
|
Несмотря на множество последующих работ профессора, журнал Nature создал ученому прочную репутацию шарлатана. Но, благодаря давлению на Форин Оффис со стороны посольства Лямблии, Донда все же был приглашен на всемирный конгресс кибернетики в Оксфорде.
Здесь профессор познакомил научную общественность с открытым им Законом Донды, в наиболее общем виде представимом так: достаточно очевидно, что маленький компьютер способен сделать с большой программой то же самое, что большой компьютер — с малой программой; но отсюда логически вытекает, что бесконечно большая программа (заклинание) может действовать самостоятельно, то есть без всякого компьютера (а значит — и реализовываться)… Участники конгресса обвинили профессора в том, что чистую воду точной науки он смешал с идеалистической мутью, и прилепили Донде оскорбительный в их глазах ярлык «пророка кибернетического Абсолюта».
Окончательно же дискредитировало Донду выступление доцента Богу Вамогу из Кулахари, который тоже оказался в Оксфорде, поскольку был зятем министра культуры, и представил работу под названием «Камень как движущий фактор европейской мысли». В этой работе речь шла о том, что составной частью в фамилиях людей, которые сделали переломные открытия, часто является слово «камень», что видно, к примеру, из фамилии величайшего физика (ЭйнШТЕЙН), великого философа (ВитгенШТЕЙН), великого кинорежиссера (ЭйзенШТЕЙН). В той же мере это касается писательницы Гертруды СТАЙН и философа Рудольфа ШТЕЙНера. В биологии Богу Вамогу привел пример основоположника гормонального омоложения ШТЕЙНаха и, наконец, не преминул добавить, что Вамогу по-лямблийски значит не более не менее как «камень всех камней».
|
Поскольку доцент всюду ссылался на профессора Донду и свою каменную генеалогию называл «сварнетически имманентной составляющей сказуемого ‘быть камнем’», журнал Nature в очередной заметке представил его и профессора в виде двух сумасшедших близнецов.
Но вот, несколько лет спустя после памятного оксфордского конгресса, лямблийский министр культуры, часто и с удовольствием путешествующий по миру в окружении домочадцев, по случаю оказался в столице княжества Московия, одного из осколков развалившейся Северной Византийской империи. Здесь на доцента Богу Вамогу вышли эмиссары местных «сумасшедших близнецов» из столичного университета — профессоров-математиков Носенко и Фоменского, создавших собственную междисциплинарную науку под названием «новая хронология».
Применяя компьютерные методы анализа, концептуально весьма сходные со сварнетикой А.Донды, эти ученые провели тщательный статистический анализ исторических летописей и неопровержимо доказали, что хроники всех мировых культур — это вольный пересказ великой истории русского народа, растасканной всеми остальными на фрагменты, которые затем были адаптированы в соответствии с национальными традициями. Трансформация имен и названий происходила обычно по простой схеме — через сохранение ключевых консонант-согласных и модификацию гласных.
|
Так, например, казачий атаман по кличке Батя, совершавший лихие мародерские набеги на соседей, стал татаро-монгольским ханом Батыем. А баран, священное животное праславян, стало верховным божеством Ра у древних египтян, которые «Ба Ра» или «душу Ра» так и рисовали в виде бараньей головы.
Понятно, что за всеми этими построениями вполне отчетливо маячило сварнетическое кибершаманство. Но особо по душе лямблийскому доценту пришлась «фрактально-историческая» теория Симурга, отставного полковника секретной спецслужбы Московии и наиболее радикального последователя Носенко-Фоменского, а одновременно — адепта каменной генеалогии Богу Вамогу и сварнетики Донды.
Применяя секретные корреляционные методы разведки для анализа эзотерических восточных текстов и практикуя попутно кундалини-йогу, полковник сделал однажды поразительное открытие, что сам он — и есть мистическая птица Симург или Вселенская истина тайного учения суфиев.
В результате снизошедшего на него откровения полковник слегка тронулся умом, но если в прежние времена (в 922 году н.э. по старой хронологии) Хуссейна Ибн Мансура аль-Халладжа мусульмане-фанатики предали мучительным пыткам и казни через четвертование за одно лишь еретическое утверждение «Ана-ль-Хакк» (Я — Истина), то в нынешние гуманные времена прозрение шпиона-мистика стоило ему всего-навсего локального конфликта с отделом кадров, что в итоге привело к банальному увольнению по собственному желанию.
Выйдя на пенсию полковник организовал новый суфийский орден «Парламент птиц», куда из принципа принимал лишь дервишей с «птичьими» именами (так попал в орден и пишущий эти строки, вообще-то, по причине созерцательного склада натуры более тяготеющий к даосской доктрине). Одним из главных направлений в духовно-междисциплинарных изысканиях Симурга и его учеников стало выявление сущностей-«жизнепотоков», многократно рождающихся под разными, но похожими именами для продвижения человеческой эволюции.
Благодаря этим исследованиям становится очевидно, что вся история человечества — это не только многократные изоморфные реплики истории славян, но и постоянные фрактально-самоподобные повторения эволюционных игр одних и тех же жизнепотоков. Симургу с его суфийскими корнями, правда, абсолютно чужд панславянский уклон «новых хронологов», так как он считает равнозначимой любую хронологическую струю в пучке изоморфизмов. Но зато важнейшим элементом его теории считается каменная генеалогия Вамогу-Донды, поскольку наиболее впечатляющие результаты удалось получить при анализе жизнепотоков, имеющих в имени корень «камень».
Для примера достаточно остановиться на творчестве двух величайших умов в истории науки физики, Исаака Ньютона и Альберта Эйнштейна. Помимо очевидного консонантного созвучия — NewToN и eiNsTeiN — оба имени несут и единый каменный корень, поскольку «TON» — это старинная мера веса «большой камень», образованная 160 небольшими камнями-«стоунами» по 14 фунтов.
Далее, прекрасно известно, что наиболее выдающиеся для своего времени результаты оба ученых получили в одних и тех же областях:
1. Механика. Три закона Ньютона и Специальная теория относительности Эйнштейна.
2. Теория гравитации. Закон всемирного тяготения Ньютона и Общая теория относительности Эйнштейна.
3. Оптика. Работы Ньютона по теории света на основе изучения преломления и разложения лучей в призмах; объяснение фотоэффекта Эйнштейном (труд, за который он получил Нобелевскую премию). Характерно, что оба ученых имели явное тяготение к корпускулярным, а не волновым интерпретациям природы света.
Весьма показательна и важная черта в индивидуальности каждого из титанов — более чем ревнивое отношение к утверждению собственного научного приоритета. С именами обоих ученых связаны крайне неприятные истории по «отсечению потенциальных соавторов» их великих теорий…
Короче говоря, анализ практически любого аспекта творчества этих людей неопровержимо свидетельствует, что перед нами воплощения одного и того же мощного жизнепотока, набирающего в процессе эволюции, помимо прочего, и гуманистический потенциал (пацифист Эйнштейн по-человечески был уже значительно симпатичнее весьма пакостного и мстительного Ньютона).
Резюмируя же столь отчетливо обозначившиеся в науке революционные сдвиги, происходящие под явным влиянием когда-то осмеянной и освистанной кибершаманской сварнетики профессора А.Донды, сегодня можно уверенно констатировать следующее. В конечном итоге все хронологические струи сольются в единую умиротворенно-согласованную струю, так же как все конфликтующие ныне жизнепотоки сольются в единый гармоничный поток «живого Океана» Аллаха. Ибо, как гласит 112-я сура Корана:
Аллах — един!
Вне времени Он и вечности господин.
Правда, последняя строка этой суры утверждает, что «никто не сравнится с Ним!», но на этот счет современная наука имеет уточненные данные, свидетельствующие, что Вселенная представляет собой голограмму, всякая часть которой постоянно несет информацию о целом. Так что все мы, в некотором смысле, и есть Аллах.
And so it is.
# # #
Дополнительное чтение – тексты о «фракталах истории»:
О множестве параллелей в биографиях астрофизика Хойла и античного философа Эмпедокла: « Плутархиада, или Метод сравнительных жизнеописаний как путь постижения природы »
О том, что методы «новой хронологии» прекрасно работают и для выявления повторов в современной истории: « Индекс совпадений »
О примечательных параллелизмах в биографиях Блеза Паскаля и Вольфганга Паули: « Pascal-Pascheles-Pauli »
Об отчетливо изоморфных струях событий на разных этапах развития физики: « Повторы истории » (Ньютон и Эйнштейн)
О длинной череде совпадений в биографиях выдающихся современников, большого писателя и большого ученого: « Владимир Набоков, Вольфганг Паули и бабочки Психе »
Об истории важнейших открытий в криптографии, происходивших по одной и той же траектории, по сути одновременно и полностью независимо друг от друга в совершенно разных местах: « Параллельные миры »
О поисках Симурга, «Парламенте птиц» и прочих глубинах исламского мистицизма, уходящих в недра культуры Древнего Египта: «Там За Облаками », глава (62)
О том, что современная наука в принципе неверно трактует понятие Naturalness или «естественность» – как в природе, так и в своих теориях об устройстве мира: « Время прихода, время ухода… »
# #
Плутархиада
(Впервые опубликовано — февраль 2001)