О великом множестве тех естественных совпадений, которые наука считает «случайными» — и не объясняет никак: «Индекс совпадений, или Фракталы истории »; «Pascal-Pascheles-Pauli «; «Владимир Набоков, Вольфганг Паули и бабочки Психе «.
О нормальной — хотя и другой — жизни людей после «смерти»: «ПОСЮСТОРОННИЙ МИР «, часть 1; часть 2; часть 3; часть 4; часть 5.
О технике «инструментальных транс-коммуникаций», то есть аппаратуре для связи с потусторонним миром: «Нелинейная магия ультразвука ».
ПОСЮСТОРОННИЙ МИР
(Декабрь 2004)
Я расскажу вам о жизни, которую ведут здесь. И я расскажу вам о вещах, которые не были высказаны еще никогда.
«Письма живого усопшего», 1912 г.
АНТИНАУЧНО, НО ФАКТ
Писатели-фантасты давно и вполне по праву заслужили честь именоваться пророками и визионерами современной эпохи. Вряд ли кто станет оспаривать, что именно благодаря их книгам широкая публика познакомилась с технологическими чудесами — летательными аппаратами тяжелее воздуха, подводными путешествиями, электромеханическими роботами, космическими полетами к другим планетам, лучевым оружием и т. д. — задолго до того, как подобные вещи стали появляться в реальной жизни.
Список всех изобретений и технологий, весьма точно предсказанных в научно-фантастической литературе, велик и впечатляющ. Но очевидно и то, что практически все мало-мальски известные писатели-фантасты XIX–XX веков по какой-то удивительной причине совершенно не смогли предсказать ту революцию в информационных технологиях, что происходит на наших глазах последние лет 30.
Конечно, в избытке имелось описаний таких вещей, как беспроводная дальняя видеосвязь, мощные супер-ЭВМ или гигантские компьютерные центры-библиотеки с терминалами доступа по всей планете. Но это все, как ни крути, вполне логичное развитие технологий, уже в ту пору освоенных человеком.
|
А вот подлинно новаторские идеи вроде постоянно доступной всем мобильной связи, путешествий и обитания в виртуальных мирах, да и вообще сама концепция Интернета (как глобальной сети из гигантского количества равнозначных, грубо говоря, компьютеров) — все это стало осваиваться и развиваться фантастами по сути дела лишь после того, как проявилось в реальности, пускай и в крайне несовершенных поначалу формах.
Было бы нечестно и несправедливо говорить, что этого не предсказывал совсем никто. Еще в конце 1930 годов в печати мелькала идея о носимых персональных радиотелефонах — вот только у человечества в ту пору были совсем другие заботы.
Концепция огромной компьютерной сети, объединяющей квартиры людей общим виртуальным пространством, в котором происходят театрализованные представления будущего — это основная идея сюжета записанной в 1970 году, но так и не реализованной на экране и сцене рок-оперы Lifehouse от гитариста Пита Тауншенда и его группы The Who. Небезынтересно также, что одна из песен этой оперы — Going Mobile («Становлюсь мобильным») — сегодня мощно растиражирована в рекламе сотовой телефонной связи…
Но эти и подобные эпизоды недавнего прошлого — всего лишь малоизвестные фрагменты, никак, строго говоря, не предвосхитившие грядущую ИТ-революцию.
Однако имеется все же в истории очень любопытная штука. Если копнуть литературное наследие чуть внимательнее, то множество весьма характерных черт как современной, так и вполне вероятной будущей ИТ-жизни все-таки можно отыскать!
|
Но не в фантастических книгах, а — забавная неожиданность — в литературе совсем иного рода: эзотерической и мистической, содержащей разнообразные послания из «потустороннего мира».
Причем люди, которые эти тексты записывали и издавали, в большинстве своем вовсе не считали, что занимаются чем-то абсолютно сверхъестественным, пытаясь наладить коммуникации с обитателями невидимых сфер тонкого мира.
Ведь это была эпоха великих научных открытий. Более того, знаменитые в ту пору ученые и отцы-основатели современной радиосвязи — американец сербского происхождения Никола Тесла и англичанин Оливер Лодж — были уверены, что им вполне удалось такую связь установить.
Но, как известно, дорога научных представлений о мироустройстве пошла тем временем своим путем. Серьезные физики категорично объявили, что никаких таких тонких миров науке неизвестно и фактически устранились от экспериментов в этой области. Оставив заботу о контактах с потусторонними силами на всяких «мракобесов-спиритистов» и чудаков из разного рода «обществ психологических исследований».
Для нас — в контексте избранной темы — особый интерес здесь представляют любопытные и порой весьма подробные описания необычных особенностей потустороннего мира. Эта информация в избытке предоставлена исследователями, многие десятилетия «общавшимися» с обитателями тонких миров через медиумов. Или, если угодно, полагавших, что они с кем-то там общаются.
|
Для нашего повествования, грубо говоря, абсолютно неважно, верит читатель во все эти дела или не верит. А важно лишь то, что сто лет назад были написаны и изданы книги, в которых удивительно точно переданы многие характерные черты современного инфотехнологического общества — но при этом в условиях полного отсутствия каких бы то ни было технологий.
Это, пожалуй, самое поразительное в подобного рода текстах: описана суть мгновенных мобильных коммуникаций на любых расстояниях, регулярное общение с незнакомцами с помощью скрывающих личность масок-аватаров, погружения в виртуальную реальность, быстрый доступ к бездонным информационным ресурсам и т. д. — причем все это без каких-либо технических средств…
Получается явный курьез: ныне человечество на каком-то подсознательном (или даже бессознательном) уровне с помощью электронных технологий пытается сымитировать в посюстороннем мире среду обитания, характерную для мира тонкого. Или, если угодно, воплотить в реальности наиболее сокровенные и фантастические идеи человечества о другой жизни.
Дабы проиллюстрировать эту идею понагляднее, для сравнений изберем в качестве «путеводителя по загробному миру» довольно необычную книгу — «Письма живого усопшего», составленную американской писательницей Эльзой Баркер в 1912 и опубликованную в 1914 году.
Необычность книги в том, что Баркер всегда была крайне далека от каких бы то ни было спиритистов, мистиков-теософов или обществ психологических исследований, занимаясь вполне традиционной поэзией и «женской» прозой.
Но однажды в сознании писательницы вдруг что-то произошло (по ее ощущениям — появился «гость»), и в течение примерно года она записала «под диктовку» около полусотни посланий со свежими впечатлениями недавно умершего человека, который с настойчивостью методичного исследователя взялся «тонкий мир» изучать и описывать…
Ну а нам сегодня остается лишь выбирать наиболее характерные фрагменты из этих своеобразных «путевых заметок» и сопоставлять их с сегодняшней реальностью.
(Продолжение следует)