Бхактивинода Тхакур - Годрума-калпатави 6 глава




Глава 6. НЕПОВИНОВЕНИЕ ДУХОВНОМУ УЧИТЕЛЮ И НЕПОЧИТАНИЕ ЕГО

Слава Шри Панчататтве и Шри Радха-Мадхаве! Слава Навадина-дхаме, Враджа-дхаме, Йамуна-деви и всем преданным-вайшнавам!

ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Шрила Харидас Тхакур сказал: "О, Господь, милостиво позволь мне теперь объяснить третью намапарадху. Эта апарадха состоит в неисполнении указаний духовного учителя или непочтении к нему.

Душа странствует много жизней в различных телах и, наконец, получает возможность редкого рождения человеком, что благоприятно во всех отношениях. Вращаясь в 8 400 000 видов жизни, душа, наконец, благодаря ajnata-sukriti, т.е. бессознательному благочестивому действию, получает человеческое тело. Такое рождение - самое замечательное, ибо лишь в человеческом теле и ни в каком ином - возможна духовная деятельность. Полубог или обитатель райской планеты имеют предназначением лишь наслаждаться плодами прошлых благочестивых действий; он не может сознательно взяться за какую-либо деятельность святого. Животные подобным образом связаны кармическими реакциями и слишком глубоко погружены в грубое невежество, чтобы свободно обратиться к каким-либо благочестивым действиям. Человеческое рождение в наибольшей степени способствует духовной жизни и служению Всевышнему Господу.

ДУХОВНЫЙ УЧИТЕЛЬ НЕОБХОДИМ КАЖДОМУ

Факт остается фактом - тело преходяще. Если человек не старается прилагать усилия для самоосознания, являющегося величайшим благословением, он вновь возвращается в бесконечный цикл рождений и смертей. Поэтому разумный человек будет использовать эту редкую возможность. Он будет искать духовного учителя, способного вести его к Всевышнему Господу Кришне. Такой духовный учитель - истинный рулевой, способный помочь тонущей дживе пересечь океан материального неведения. Только самый глупый будет пытаться пересечь этот океан своим собственным разумом. В этом мире любого успеха можно добиться лишь с помощью наставлений гуру. Как же достичь совершенства в наилучшей из дисциплин - духовной науке - без помощи гуру?

Только осознающий себя и искушенный в духовной жизни способен стать духовным учителем. Вот несколько характеристик истинного духовного учителя: это - умиротворенный человек, свободный от беспокойств, чистый преданный Кришны. Обращаться к нему следует со смирением. Джива должна удовлетворять его служением и надлежащим образом получить инициацию в поклонение Господу Кришне. В этом кроется наилучшая возможность преодолеть материальную запутанность. Внутренне присущая дживе любовь к Кришне дремлет в сердце и легко может быть оживлена. Но эту возможность так же легко утратить - посредством спекулятивных словопрений и злонамеренной логики. Надо обойти эту западню, предаться наставлениям духовного учителя и получить от него верную мантру. Что касается домохозяев, то они должны прибегать к истинному духовному учителю, оставаясь в рамках варнашрамы.

ХОРОШИЙ БРАХМАН СПОСОБЕН БЫТЬ ДУХОВНЫМ УЧИТЕЛЕМ

Брахман способен быть духовным учителем всех прочих варн, т.е. социальных укладов, если он - преданный Господа Кришны. Но если нет духовного учителя - брахмана, можно обратиться к духовному учителю из других варн. Тем не менее, домохозяину рекомендуется как лучший вариант - духовный учитель из варны брахманов.

Истинным духовным учителем является тот, кто сведущ в науке сознания Кришны. Духовный учитель может происходить из любой варны и из любого ашрама, но он должен быть kalpataru, или волшебным камнем (превращающим железо в золото), способным исполнить духовные желания каждого. Гордиться тем, что твой духовный учитель - высшей варны, это материалистическое соображение. Эта гордость зависит от кастового положения того, кто судит о духовном учителе по его касте. Подобные внешние обстоятельства не имеют никакого отношения к духовному осознанию. Необходимость диктует искать истинного духовного учителя, обладающего соответствующими качествами; если он будет из высшей варны - тем лучше. Найдя личность с соответствующими качествами, не надо искать гуру в низших варнах. Однако важно заметить, что в поисках гуру из "высшего класса" не следует руководствоваться соображениями престижа и выбирать личность, не имеющую необходимых качеств.

ЖИВУЩИЙ В ОТРЕЧЕНИИ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ОТРЕЧЕННОГО ГУРУ

Если по какой-то причине домохозяин оставляет семью и переходит к жизни в отречении, не будучи при этом способным удовлетворить свои духовные устремления, то он, естественно, нуждается в святом духовном учителе. Для такого отреченного наилучшим был бы и гуру из отреченного уклада жизни. Благодаря его духовному руководству и инициации, живущий отреченным образом жизни очень скоро вкусит экстаз воспевания Святого Имени. Преданный-домохозяин может внезапно ощутить, как бремя семейной жизни воздействует на его духовные поиски. Хоть он и оставляет дом, ему не следует отвергать своего духовного учителя. Домохозяину рекомендовано искать прибежища у духовного учителя - домохозяина, если тот обладает необходимыми качествами и чист. Если такового найти невозможно, он может получить инициацию у квалифицированного гуру, живущего в отречении. В любом случае духовный учитель должен обладать необходимыми качествами. Следуя наставлениям гуру, неофит начинает жизнь в преданности и постепенно возвышается до переживания трансцендентных любовных эмоций в служении Господу. Он развивает отвращение к материалистической жизни, а затем становится отреченным. Такое развитие - в естественном ходе вещей. Когда он живет в отречении, он обязан иметь духовного учителя из того же уклада жизни. Наставлять, как жить в этом укладе, должен отреченный, и он же дает vesa, т.е. одеяния нищего.

ДИКША-ГУРУ И ШИКША-ГУРУ НАДО ОКАЗЫВАТЬ РАВНОЕ ПОЧТЕНИЕ

Есть два вида гуру - инициирующий, дикша-гуру и наставляющий, шикша-гуру. Обоим следует оказывать равное почтение. Это - ключ к духовному успеху. Дикша-гуру инициирует в воспевании Святого Имени и дает дикша-мантры. Шикша-гуру сообщает духовное знание. В первую очередь, - это sambandha-jnana, знание отношений между дживой и Всевышним Господом и всеми Его многообразными энергиями. Дикша-гуру один, шикша-гуру может быть много. В действительности все преданные вайшнавы - шикша-гуру, но и дикша-гуру, и множеству шикша-гуру надо оказывать равное почтение.

НЕОБХОДИМО СЛЕДОВАТЬ УЧЕНИЮ АДИ-ГУРУ

Вайшнавские ученические преемственности - это истинные последовательности святых учений и учителей. В них всегда распространялись истинные мантры, верные выводы из писаний, авторитетный метод преданного служения и высшая цель жизни. Если человек хочет спастись от опасности философии майавади, ему надо предаться духовному учителю из святой последовательности, а именно - вайшнавской. Особо следует почитать учение, оставленное основателем-ачарйей сампрадайи. Четыре изначальных ачарйи четырех вайшнавских последовательностей это: Рамануджа, Мадхва, Нимбарка и Вишнусвами. Только их учения и выводы следует принимать. Инициацию следует получать в одной из этих сампрадай, и ни в какой иной. Преданный должен понять, что ади-гуру, изначальный духовный учитель сампрадайи - это шикша-гуру, и лишь его учение следует принимать, а не какого-то еще ученого или учителя. И лишь святой преданный, воспринявший учение шикша-гуру, способен на то, чтобы стать дикша-гуру для других. Тот, кто считает, что гуру-майавади может посвятить его в сознание Кришны, жестоко ошибается. Он не достигнет чистой преданности.

ТОЛЬКО ЧИСТОГО ПРЕДАННОГО СЛЕДУЕТ ПРИНИМАТЬ В КАЧЕСТВЕ ГУРУ

И тот, кто передает ложное учение, и кто получает его - оба обречены попасть в ад. Получивший учение и выводы не из последовательности чистой бхакти, впустую потратил свою жизнь. Как такому быть духовным учителем? Как ему спасти другие обусловленные души? Он сам в иллюзии и тем несовершенен. Как может он принести счастье другим?

Следует знать, что чистый преданный - не обычная душа. Писания утверждают, что именно он более всех способен быть духовным учителем.

ПРИНЦИП ГУРУ

Дикша-гуру и шикша-гуру - приближенные слуги Господа Кришны. Они всегда пребывают в настроении служения Враджи. Они - проявления энергий Господа Кришны. Никогда не совершайте ошибку, относясь к гуру как к простому смертному. Духовный учитель - это представитель энергий Кришны, посланный Господом, вечным учителем своих учеников. Гуру надо всегда поклоняться как вечному спутнику Всевышнего, питаемому высшей духовной энергией Господа. Вместе с тем нельзя считать гуру Богом; это - философия майавади, идущая вразрез с чистыми вайшнавскими выводами. Преданные вайшнавы крайне осторожны в отношении подобных ошибочных представлений, ибо водоворот словесной эквилибристики майавади по-настоящему загрязняет ум и сердце. Гуру следует всегда поклоняться согласно заключениям писаний; такая практика, если она совершается правильно, ведет к самоосознанию.

ГУРУ-ПУДЖА И ПОЧИТАНИЕ ДУХОВНОГО УЧИТЕЛЯ

Первым поклоняются духовному учителю, затем - Кришне. Гуру отводится удобное сидение, ему подносится обувь, вода для омовения ног, одежды и проч. Затем, с разрешения гуру, можно поклоняться Божествам Шри Шри Радхи-Кришны. Пища сначала подносится Божествам, затем - гуру, потом - полубогам и вайшнавам.

Без разрешения гуру нельзя совершать поклонение Радхе-Кришне. Перед воспеванием Святого Имени ученик должен вспомнить гуру и его наставления. Не почитающий духовного учителя совершет серьезное оскорбление, которое уведет его с пути чистой преданности. Гуру, Кришне и вайшнавам следует поклоняться с одинаковым рвением преданности. Неуклонная вера в гуру и преданность ему приведут к чистому воспеванию и к конечной цели - обретению любви к Богу, Krisna-prema.

КОГДА ГУРУ НАДО ОТВЕРГНУТЬ

Если, по несчастью, духовный учитель падает до дурного общения, он постепенно утрачивает свое духовное осознание и энергию. Когда ученик встретил его, это был истинный осознающий гуру, но затем, из-за оскорблений Святого Имени (намапарадхи), майа ввела его в иллюзию, и он лишился своего знания. В этом состоянии он питает отвращение к обществу вайшнавов и воспеванию Святого Имени; постепенно он становится рабом похоти, жадности, богатства и женщин. Если ученик, по милости Господа Кришны, окажется достаточно проницательным, чтобы увидеть все это, он отвергнет гуру. Позднее он сможет найти вновь истинного чистого преданного и под его руководством взращивать чистое Имя.

ГУРУ И УЧЕНИК ДОЛЖНЫИСПЫТАТЬ ДРУГ ДРУГА

Духовный учитель должен быть строг со своими учениками. Он должен исправлять перспективного ученика перед тем, как инициировать его. Инициированных учеников, проявляющих своенравие, он должен наказывать. Духовная жизнь ученика не принесет плода, если он служит и поклоняется негодному гуру. Но пока отношения гуру и ученика нормальны, т.е. каждый квалифицирован в своем положении, не может быть и речи об отвержении одним другого. Связь "гуру-ученик" вечна. Если оба они истинны и сохраняют в чистоте свое положение, их вечная связь не подвергается никакому риску. Однако, если гуру впоследствии проявляет вероломство, ученик должен немедленно отвергнуть его. То же должен сделать и гуру, если ученик проявил вероломство. Оба обречены, если ни один не отвергает другого, когда это необходимо. Не почитающий истинного гуру - чистого преданного суть негодяй, и все должны избегать его. Рекомендуется, чтобы, принимая духовного учителя, человек тщательно отбирал подходящую личность. Гуру должен быть чистым преданным Господа. Писания рекомендуют, чтобы перед тем, как принять один другого, гуру и ученик подвергали бы друг друга строгой проверке. Это делает лишним kula-guru, т.е. традиционного семейного гуру. Разумеется, если kula-guru обладает необходимыми качествами, есть прямой смысл принять его; но если это - не святой, то надо искать чистого преданного и принять его в качестве духовного учителя. Даже обычные предметы домашнего обихода проверяют перед тем, как приобрести. Поэтому лишь несчастный глупец откажется от периода проверки в выборе гуру - лучшего друга всех живых существ. Неподходящему kula-guru надо выразить должное почтение и преданность, но, спросив дозволение, оставить его. Следует искать квалифицированного духовного учителя. Смысл в том, чтобы не навлечь на себя беды, создав такое положение, когда гуру необходимо отвергнуть. Благоразумный избежит такой ситуации. Следует быть бдительным в отношении оскорбления гуру - чистого преданного, что является великой бедой и разрушительно, как для людей, так и для полубогов.

КАК СЛУЖИТЬ ДУХОВНОМУ УЧИТЕЛЮ

Никогда не выражайте пренебрежения к тем вещам, которыми пользуется гуру, в т.ч. к его сидению, постели, обуви, средствам передвижения, скамеечке для ног, воде для омовения. Следует остерегаться: наступать на его тень, поклоняться другому в его присутствии, инициировать самому при жизни гуру, пытаться при нем произвести на других впечатление своим духовным знанием, пытаться управлять им. Когда и где бы человек ни увидел своего гуру, он с молитвой должен простереться перед ним. Имя гуру надо произносить с величайшим благоговением. Его указания никогда нельзя игнорировать. Всегда стремиться воздать честь остаткам его пищи. Никогда не говорите ему ничего неприятного. Смиренно падайте к его ногам и молите о его покровительстве; действуйте таким образом, чтобы доставить ему удовольствие. Поступая так, человек легко разовьет вкус к воспеванию, которое, в свою очередь, даст полное совершенство. Это утверждается в Ведах. Оскорбляющий nama-guru, инициировавшего его в воспевание Святого Имени Господа, попадет в греховную компанию и воспримет взгляды неавторитетных кощунственных писаний. Нама-гуру учит заключениям истинных писаний и раскрывает эзотерическую природу Святого Имени. Он посвящает ученика в мантру Святого Имени.

Дикша-гуру обычно - нама-гуру, и дикша-мантры, в действительности, - Святое Имя. Мантра теряет значение и смысл, если ее отделить от Святого Имени. Просто произнося Святое Имя Господа, мы тем самым повторяем мантру. Единственная возможность получить прощение за описанное оскорбление - это: оставить греховное общество, отбросить неавторитетные писания и припасть к лотосным стопам гуру, смиренно каясь. Гуру - сострадательный вайшнав. Благодаря своей милостивой природе, он, несомненно, простит.

Я, жалкий автор "Харинама Чинтамани" - грешник, чья единственная надежда на спасение - пыль лотосных стоп Харидаса Тха кура.

Глава 7. КРИТИКОВАТЬ ВЕДИЧЕСКИЕ ПИСАНИЯ

Слава Шри Гададхаре Пандиту и Господу Шри Гауранге; слава Господу Нитйананде, самой жизни Шримати Джанавидеви; слава Шри Адвайте Ачарйе и матери Сите; слава Шривасу Пандиту и всем преданным Господа Чаитанйи.

ВЕДЫ- ЕДИНСТВЕННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО

Шрила Харидас Тхакур сказал: "О, Господь, критиковать ведические писания и литературу, следующую ведической традиции, значит совершать серьезное оскорбление, лишающее человека экстаза чистой преданности. Sruti-sastra (ведические писания), куда входят: Упанишады, Пураны и последовавшие за ними писания истекли из уст самого Всевышнего Господа Кришны. В этих писаниях устанавливается и утверждается духовная истина. Они содержат трансцендентное знание, недоступное материальным чувствам; это знание постигается лишь по милости Господа Кришны. Чувства могут воспринимать лишь материальные объекты; трансценденция вне пределов их досягаемости. Наука сознания Кришны - полностью духовна; потому она трансцендентна. Это знание трансцендентного Господь Кришна милостиво дал нам в виде ведических писаний ради высшего блага человечества. Словом "Веда" в действительности обозначается это духовное знание, каким оно передается надлежащей авторитетной ученической преемственностью, т.е. парампарой. Люди рождаются с четырьмя естественными недостатками: они совершают ошибки, они подвержены иллюзии, они склонны лгать, и чувства их не совершенны. Все, что бы они не делали, несет на себе печать этих недостатаков. Ведические писания свободны от ошибок и несообразностей; они - единственное средство духовного спасения.

Трансцендентное ведическое знание было явлено Господом Кришной, а затем записано мудрецами. Мудрецы получили это знание в самадхи, т.е. в полном погружении в духовное.

ДЕСЯТЬ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ УЧЕНИЙ ВЕД

Ведические писания недвусмысленно отвергают как karma (мирскую кармическую деятельность), так и gnana (эмпирическое рассудочное знание), заключая, что взращивание чистой преданности приносит все совершенства. Сам Господь вновь и вновь наставлял в этом, и Сам на примере Своей жизни показал путь чистой преданности. Веды дают десять основополагающих наставлений. Первое состоит в том, что Веды представляют собой доказательство или основание истинного знания. Остальные девять получены из Вед как средство разрушения неведения и установления истинного духовного знания.

СЛЕДУЮЩИЕ ТРИ УЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ К КРИШНЕ

1. Первое из них объясняет, что Хари, Кришна - единственная Абсолютная Истина. 2. Второе - что Он всесилен, в Нем содержатся все энергии. 3. Третье делает упор на том, что Он - Расамурти, воплощение всех духовных наслаждений. Он - источник блаженства для всех живых существ и вечно обитает в Своей обители в духовном небе.

Эти три первых учения относятся исключительно ко Всевышнему Господу, Кришне.

ДРУГИЕ ТРИ УЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ К ДЖИВЕ

Четвертое основное учение показывает, что дживы - неотъемлемые части Господа. Дживы - это бесчисленные живые существа, совершенно незначительные духовные искорки. Они бывают двух видов: вечно обусловленные и вечно освобожденные. Они населяют как материальные, так и духовные планеты. В пятом учении показано, как обусловленная душа завораживается блеском творящей иллюзию энергии, майи. Она забывает Кршну и остается навечно порабощенной в этом мире феноменов, наслаждаясь и мучаясь материальным существованием. Шестое учение состоит в том, что вечно освобожденные дживы, нитья-мукты, суть вечные спутники Господа Кршны. Они обитают в духовном мире, наслаждаясь духовными любовными отношениями.

Таковы три учения шрути о дживе.

СЕДЬМОЕ УЧЕНИЕ: ACINTYA-BHEDABHEDA TATTVA

Все материальное и духовное пребывает в acintya-bhedabhe- da-sambandha. И джива, и материя - превращения энергии Кришны. Это непостижимо. Зная ачинтйа-бхедабхеда-таттву, джива осознает себя слугой Кришны; искоркой или лучом духовного солнца, Кришны. Шрути утверждают, что эти превращения энергии Господа непостижимы. Злонамеренными и оскорбительными идеями, в которые майавади всех хотели бы заставить верить, являются так называемые "превращения" самого Господа.

Эти семь учений содержат в себе sambandha-jnana, т.е. знание вечной связи. Далее Веды указывают abhidheya, т.е. легчайшее средство достижения цели.

ABHIDHEYA: ДЕВЯТЬ ПРОЦЕССОВ ПРЕДАННОГО СЛУЖЕНИЯ

Слушание, воспевание, памятование, поклонение, молитва, услужение, выполнение приказов Господа, дружба с Господом, полное предание Ему всего себя. Важнейшая деятельность преданного служения - воспевание Святого Имени. Веды имеют массу описаний величия Святого Имени.

PRAYOJANA (НЕОБХОДИМОСТЬ) - ЭТО КРИШНА-ПРЕМА

Джива должна обрести прибежище в чистом преданном служении. По милости Господа, она достигает Кришна-премы, т.е. любви к Богу. Признак чистой преданности - стремление человека постоянно совершать преданное служение Кришне. Чистый преданный прилагает усилия лишь к дальнейшему совершенствованию в преданности, ничем иным не удовлетворяясь. Чистая преданность не обременена желаниями кармических действий или эмпирического знания. Она не осквернена ни кармическими действиями, ни эмпирическим знанием. Веды рекомендуют взращивать чистую преданность, обретя прибежище в Святом Имени. В этом - суть.

КРИТИКОВАТЬ ВЕДИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ОСКОРБИТЕЛЬНО

В шрути подтверждается существование девяти установленных учений, и гуру, сведущий в писаниях, способен раскрыть эти истины. Критикующий шрути совершает тяжкое преступление. Он - грешник и оскорбитель Святого Имени.

Джаймини, Капила, Нагна, Настика, Сугата и Гаутама - шесть философов, укушенных ядовитыми зубами мирской логики и рассуждений. На словах они служат учению Вед, но не признают Бога. • Джаймини проповедовал, что лучшим знанием, содержащимся в Ведах, является раздел кармических ритуалов под названием карма-канда. • Капила осмелился утверждать несовершенство Господа; он принял метод йоги, не поняв того, что в нем подразумевается на более высоком уровне. • Нагна распространял яд практики тантры, относящейся к гуне невежества. • Чарвака Настика был атеистом, никогда не принимавшим авторитета Вед. • Сугата-буддист вкладывал в Веды чуждый им смысл. • Гаутама проповедовал логику и не поклонялся Всевышнему.

В действительности, эти злонамеренные интерпретации суть оскорбления Вед. Посредством софизмов эти философы изрекают полуправду, которая может смутить обычного слушателя, но опытный ведантист с легкостью раскроет все их уловки. Избегайте осквернения этими философскими идеями, ибо это затрудняет духовное развитие. Равно опасна и философия майавади; она подавляет естественное настроение преданности. В действительности, это - замаскированный буддизм. В Кали-йугу проповедь этой философии, искажающей ведическую истину, санкционирована Господом. По указанию Господа ее проповедовал Господь Шива. Как Джаймини, казалось, поддерживал авторитет Вед, а практически проповедовал искажение выводов Вед, так и гуру-майавади используют ведические свидетельства, чтобы утвердить свой скрытый буддизм; так они затемняют саму суть Вед - науку преданного служения. Аштавакра, Даттатрейа, Говинда, Гауданада, Шанкарачарйа и все его последователи-материалисты - это гуру-майавади. В буддизме главное учение - несуществование души. Буддизм не признает идеи Брахмана. Последнее слово буддизма - теория пустоты - превращена майавади в представление о бесформенном безличном Брахмане, которого они мыслят таковым, чтобы не представлять его материальным. Но эти идеи диаметрально противоположны вечной науке преданного служения. Малейшее соприкосновение с ними автоматически заставляет дживу совершать амапарадху. Некоторые воспевают Святое Имя, приняв философию майавади, но это - оскорбление Имени.

КАК ПРИМЕНЯТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ШРУТИ

Сведенные вместе, кардинальные выводы ведической философии описывают чистое преданное служение, посредством которого джива достигает любви к Богу. Там, где можно приложить основополагающие учения, ошибочно подменять их второстепенными. Этот основной смысл характеризует и утверждает науку сознания Кришны. Искусственно внедрять второстепенные смыслы в утверждения Вед - грех, удаляющий человека от Абсолютной Истины. С начала и до конца Веды утверждают превосходство "ОМ", т.е. Святого Имени. Воспевая Имя Господа, джива достигает высшей духовной обители. Чистые преданные всегда приходят под защиту Святого Имени. Святое Имя трансцендентно, будучи точной копией Всевышнего Господа. Даже воспеванием namabhasa в этом материальном мире достигаются все совершенства. Лишь глупые неудачники станут намеренно пренебрегать ведическими учениями и тем самым разрушать свою жизнь оскорблениями.

ВЕДЫУЧАТ ЛИШЬ ЧИСТОМУ ИМЕНИ

Преданному, привязанному к воспеванию чистого Имени также откроется знание Вед. Постепенно он достигнет Кришна-премы. Веды недвусмысленно утверждают, что воспевая Святое Имя, человек испытывает блаженство экстаза, ибо Святое Имя - источник всего. Далее Веды разьясняют, что освобожденные души обитают в духовном небе, постоянно воспевая чистое Имя.

ТАНТРИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПРОТИВОРЕЧИТ ВЕДАМ

В Кали-йугу люди все больше и больше служат майе, материальной энергии. Они отвергают возможность воспевать Святое Имя Всевышнего Господа Кришны, полное экстаза духовных рас. Они прибегают к тантрическому поклонению в гуне невежества и хулят Веды. Они отклоняются от истинного религиозного пути, едят мясо, пьют вино, совершают иные грехи. Такие оскорбители никогда не обретут прибежища Святого Имени и не смогут вступить в вечную обитель Господа - Вриндавану.

МИЛОСТЬ МАЙА-ДЕВИ СУЩЕСТВЕННА

Майа-деви заставляет атеистов совершать грехи и тем самым отлучает их от нектара воспевания Святого Имени. Но если атеист умилостивит ее своим служением святым вайишнавам, она изольет на него свою милость и свяжет его с лотосными стопами Господа Кришны. Майа - вечная служанка Господа Кришны. Она наказывает своенравных джив, уклоняющихся от служения Господу Кришне. Желающие служить майе - просто обманщики, никогда не узнающие счастья. Вместе с тем, Майа-Деви вознаграждает воспевающих Святое Имя, помогая им пересечь океан материального неведения. Майа-деви поклоняются в ее образах Дурги, Кали и др. Высшая духовная энергия суть истинная и изначальная энергия Господа Кришны; майа - ее тень. Цель ее - исправить заблуждающиеся, отпавшие души и вернуть их в сознание Кришны; в этом - ее первейший долг перед Господом. Милость майи бывает двух видов: niskapata (прямая и неограниченная) и sakapata (переменчивая и иллюзорная). Посредством niskapata она дает науку преданного служения Господу Кришне с легкой примесью материалистического знания. Посредством sakapata она дает временные материальные блага и удобства, овладевая дживой. Если она не удовлетворена дживой, она ввергает ее в брахмаджйоти, даруя освобождение sayujya. Такая джива обречена.

Критика шрути - оскорбление, которого надо избегать. Надо полностью погрузиться в воспевание Святого Имени. Ненамеренно покритиковавший шрути должен искренне покаяться в своей ошибке, надлежаще прославив шрути. Он должен поклоняться ведическим писаниям и "Шримад-Бхагаватам" с великой радостью и почтением, поднося цветы и туласи. "Шримад-Бхагаватам" - суть учения Вед и литературная аватара Господа Кришны. Бхагаватам определенно смилостивится над оскорбителем, будучи океаном милосердия. Только негодяи критикуют Бхагаватам. Устремляющиеся к пыли лотосных стоп Шрилы Харидаса Тхакуры станут носить на шее это ожерелье из драгоценных камней - "Харинама Чинтамани".

Глава 8. СЧИТАТЬ ВЕЛИЧИЕ СВЯТОГО ИМЕНИ ПЛОДОМ ВООБРАЖЕНИЯ

Слава Шри Гададхаре Пандиту и Господу Шри Гауранге; слава Господу Нитйананде, самой жизни Шримати Джанавидеви; слава Шри Адвайте Ачарйе и матери Сите; слава Шривасу Пандиту и всем пре данным Господа Чаитанйи.

ВЕЛИЧИЕ СВЯТОГО ИМЕНИ

Харидас Тхакур продолжал: "О, Господь Гауранга! Пятое оскорбление, т.е. намапарадха - думать, что слава Святого Имени преувеличена. Это противоречит установлениям писаний. Например, оскорбительно полагать: "Прославление Имени Господа в писаниях - не вполне Истина, а преувеличение - ради укрепления веры читателя в воспевание Святого Имени". Действительно, разделы karma-kanda и jnana-kanda в Ведах (ритуализм и философствование) удостаиваются великой хвалы, и хвала эта имеет целью вызвать интерес к этим методам. Но это не так в отношении Святого Имени, и потому подобные мысли - отвратительное оскорбление.

Smrti говорят, что всякий произносящий Святое Имя привлекает внимание Кришны. Имя - чистейшая форма знания, лучший из всех vratas, т.е. обетов и высшая медитация. Оно дает наивысшие благоприятные результаты и представляет собой возвышеннейшее отречение. Воспевание - неоценимая духовная деятельность и высший путь самоосознания. Оно приносит величайшее освобождение и достижение высшей цели. Оно духовно и пребывает в высшем духовном царстве. Оно - сверхвыдающееся преданное служение и наилучшее средство очищения, изливающее любовь к Богу. Оно - суть всех писаний, наивысший объект поклонения и действует как высший духовный наставник и вождь.

Тысяча Имен Вишну равна одному Имени Рамы, а три Имени Рамы - одному Имени Господа Кришны. Писания славят Святое Имя Кришны и разъясняют его трансцендентное превосходство. СЧИТАТЬ СЛАВУ СВЯТОГО ИМЕНИ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕМ - - ЗНАЧИТ ПРОКЛАДЫВАТЬ СЕБЕ ДОРОГУ В АД

Только твердолобый атеист считает, что свидетельства шрути и смрити в пользу сверхвыдающихся качеств Имени содержат в себе преувеличения. Совершающий это отвратительное оскорбление обречен вечно гнить в аду. Только негодяй думает, что так, с помощью преувеличения, внедряются вера и вкус к воспеванию. Он не имеет представления о цели писаний и о том, что является благом для человечества. Он все понимает превратно. Поскольку он лишен запаса прошлых благочестивых действий, он не сможет развить веры в законы преданного служения. Воспевание Святого Имени - самая возвышенная форма преданного служения. Недостаточно благочестивый не способен обрести вкуса к воспеванию, а - соответственно, - и веры в его безграничные результаты. Принимающие лишь один раздел Вед не могут воспринять сути писаний.

ОПИСЫВАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫВОСПЕВАНИЯ ВПОЛНЕ РЕАЛЬНЫ

Раздел Вед "карма-канда" содержит хитроумное, эгоистически мотивированное знание. Эгоистическая мотивировка полностью отсутствует в ведической науке преданного служения и в воспевании Святого Имени. Результаты использования кармы-канды - лишь преходящее услаждение чувств, тогда как плоды воспевания Святого Имени и преданного служения вечны. В воспевании Святого Имени Господа нет ни своенравия ни обмана. Преданный, без каких бы то ни было эгоистических мотивов, вдохновляет благочестивого человека на воспевание. Но когда один человек поощряет другого на кармическую деятельность, он просто внедряет тому в ум обещание материальных выгод. Все это переменчиво. А Веды сообщают нам, что воспевание приводит к бесчисленным благоприятным плодам. Отвергать это может лишь не заинтересованный в собственной духовной выгоде, самоосознании и достижении совершенства. Кармическая деятельность, будучи материальной, приносит материальные плоды. Тот, кто отвергнет такие кармические плоды, просто осуществляя предписанные обязянности без своекорыстия, очистит свое сердце и поймет суть воспевания Святого Имени. Очищенное сердце предпринимает усилия ради самоосознания и испытывает естественное отвращение к материальной деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: