Бхактивинода Тхакур - Годрума-калпатави 7 глава




СВЯТОЕ ИМЯ ТРАНСЦЕНДЕНТНО

Святое Имя уже включает в себя самоосознание, и Сам Всевышний Господь предписывает воспевание. Бескорыстные действия ведут к воспеванию Святого Имени. Благочестивые плоды, которых брахман не заслужит нигде во всей вселенной, легко достижимы воспеванием Святого Имени. Возвышенное положение воспевания не умаляется злобными утверждениями карми и философов -эмпириков. Одним воспеванием намабхаса человек обретает все плоды кармической деятельности и эмпирического знания. Уж если намабхаса способна дать такие чудесные результаты, ясно, что чистое Имя дает безгранично больше. Поэтому, какие бы плоды воспевания ни назывались бы писаниями - все это легко доступно для преданного, привязанного к чистому Имени.

СОМНЕВАЮЩИЙСЯ ОБРЕЧЕН

Тот, кто в этом сомневается, - грешник, обреченный в силу совершения намапарадхи. Все явленные писания - Веды, Рамайана, Махабхарата, Пураны и прочие - полны объяснений сверхвеликолепия Святого Имени. Сомневаться в этих утверждениях отвратительно.

Святое Имя и Сам Господь идентичны. Господь лично поместил воспевание Его Святого Имени на первое место среди всех видов преданного служения. Всевышний Господь абсолютно независим, самовластен и всемогущ. Все правила приобрели силу по Его устроению. Он объявил кармическую деятельность материальной и раскрыл, что развитие знания о безличном Брахмане ведет лишь к угасанию сознания, погружению его в глубокий сон. Объяснив все это, Господь Своею волей вложил всю Свою силу в Свое Святое Имя. Здесь нет места для возражений. Разумный человек будет тщательно избегать оскоблений всемогущего Имени Господа.

СРЕДСТВО НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ЭТОГО ОСКОРБЛЕНИЯ

Если так или иначе, совершена эта намапарадха, оскорбитель должен смиренно прийти в общество вайшнавов и внимательно слушать повествование об играх и качествах Всевышнего Господа из уст чистого преданного. Преисполнившись раскаяния, оскорбитель должен признать свое преступление против Святого Имени и вымолить прощение у вайшнавов. Вайшнавы осознают величие Имени Господа; они милостиво отпустят оскорбителю его грех, обняв его. Тогда оскорбительное умонастроение будет вычищено, и человек будет защищен от атак майи. Оскорбления Святого Имени совершаются из-за обманов майи. Если преданный встретит или хотя бы только увидит лицо оскорбителя, ему следует немедленно омыться в Ганге. Если он далеко от Ганги, он должен воспользоваться иной чистой водой. А если даже это невозможно, он должен очиститься, омывшись в уме". Предавшийся возлюбленнейшей спутнице Кршны Шримати Радхарани и милости Его флейты, украсится величием "Харинама Чинтамани".

Глава 9. СОВЕРШЕНИЕ ГРЕХОВ В РАСЧЕТЕ НА СИЛУ ВОСПЕВАНИЯ СВЯТОГО ИМЕНИ

Слава Шри Гададхаре Пандиту и Господу Шри Гауранге; слава Господу Нитйананде, самой жизни Шримати Джанавидеви; слава Шри Адвайте Ачарйе и матери Сите; слава Шривасу Пандиту и всем преданным Господа Чайтанйи.

ВОСПЕВАНИЕ РАЗРУШАЕТ ВСЕ АНАРТХИ

Шрила Харидас Тхакур сказал: "Святое Имя вечно пребывает в чистой благости. Только очень удачливые дживы могут обрести прибежище в Святом Имени Кришны. Воспевание быстро устраняет анартхи из сердца; исчезает и hrdaya dayrbalyam (слабость сердца). Когда развивается непоколебимая вера в Святое Имя Господа, склонность к греху полностью искореняется. Рассеиваются и все прошлые грехи. Сердце сияет ясной чистотой. Греховные желания в сердце коренятся в невежестве. Грех, семена греха и невежество - вот источник всех страданий обусловленной души.

Воспевание смягчает сердце и пробуждает сострадание ко всем обусловленным душам; воспевающий постоянно предпринимает усилия ради их духовного благополучия. Он не может вынести страданий обусловленных душ и старается любыми средствами устранить эти страдания. Его не беспокоят вожделение и побуждение к удовлетворению чувств, он отвергает богатство и женщин. Он идет путем праведности. Он принимает лишь благоприятное для преданного служения и отвергает все неблагоприятное. Во всяком положении он остается абсолютно убежден в том, что Кришна - его защитник, спаситель и хранитель. Он свободен от привязанности к телу и представлениям о "я" и "мое". В смиренном состоянии ума он постоянно воспевает Святое Имя Господа. Он уже больше никогда не будет склонен к совершению греховных действий.

ПРОШЛЫЕ ГРЕХИ И ИХ ОСТАТКИ - НЕЙТРАЛИЗУЮТСЯ

Воспевание постепенно уменьшает склонность грешить и, в то же время, очищает сознание. При этом начинает проявляться вкус к воспеванию и исчезает склонность совершать грехи, хотя слабые следы прошлой греховной деятельности еще задерживаются в сознании. После устранения греховных реакций запах греховных привычек еще висит в воздухе, но контакт воспевающего со Святым Именем рождает такую чистоту воли и ума, которая устраняет последние пятна, оставленные грехом. Господь Кришна обещал Арджуне, что Его преданные никогда не подвергнутся опасности уничтожения; во всех превратностях Он Сам явится, чтобы спасти Своего преданного. Грехи преданного уничтожаются лишь милостью Господа. Философ-эмпирик (jnani) ценой великих усилий и искупления может ослабить свои грехи, но как только он оставляет или отвергает прибежище лотосных стоп Господа Кришны, он сразу же падет. Всякий, кто просто приходит под покровительство Господа - возвышенная Душа. Никакие препятствия не сдержат его духовного роста. Это утверждают писания.

НЕТ НУЖДЫВ РИТУАЛАХ ПОКАЯНИЯ, т.е. PRAYASCITTA

Преданный может случайно совершить грех, тем не менее ему нет нужды предпринимать prayascitta (покаяние), рекомендованное в Ведах, чтобы искупить и нейтрализовать его. Подобные грехи находятся в стадии исчезновения; они утонут в нектаре Святого Имени. Преданный не потеряет пути духовности. Однако, если преданный еще раз совершает грех, полагаясь на силу Святого Имени, это значит, что он неустойчив. Он - обманщик, обреченный, поскольку совершает намапарадху. Грешат либо по внезапной слабости или ошибке, либо преднамеренно. Между этими двумя видами грехов - огромное различие.

СОХРАНЯТЬ СКЛОННОСТЬ К ГРЕХУ ЗНАЧИТ СОВЕРШАТЬ НАМАПАРАДХУ

Материалист, совершивший грех, должен пройти прайашчитту и горько каяться. Но если он грешит, полагаясь на очищающую силу Святого Имени, то даже прайашчитта окажется тщетной. Он, несомненно, потерпит крах. Даже получив непередаваемое возмездие в аду, он все еще не будет прощен за свою намапарадху. Уже сама по себе склонность ко греху приносит бедствие душе, но если человек усугубляет это, обдуманно совершая грех в расчете на силу воспевания, то участь его ждет самая плачевная.

ОБЕЗЬЯНЫВ ОТРЕЧЕНИИ

Писания утверждают, что Святое Имя столь могущественно, что способно нейтрализовать грехов больше, чем человек может совершить даже за сто миллионов жизней. Самые тяжкие грехи нейтрализуются уже на стадии намабхасы. Оттого обманщики и шарлатаны прибегают к воспеванию Имени; они бросают нудные семейные обязянности и, рядясь в одежды санйаси, странствуют из страны в страну. Сердца их переполнены вожделением к женщинам и богатству. Ты назвал таких markata vairagis, т.е. "обезьянами в отречении".

ОБМАНЩИКИ НЕИЗБЕЖНО СОВЕРШАЮТ ЭТУ НАМАПАРАДХУ

Некоторые выставляют себя отреченными, сохраняя при этом настроения домохозяина. Такие люди - тяжелое бремя для матери-земли и человеческого общества; их надо избегать. Преданный, нашедший прибежище в Святом Имени, может жить в любом положении - в семье домохозяином или отшельником в лесу. Если его положение домохозяина способствует воспеванию, тогда жизнь нищего не требуется ему и была бы ошибкой; но если жизнь домохозяина неблагоприятна, преданный обязан оставить дом. Ужасное оскорбление - грешить в расчете на силу воспевания; такой оскорбитель навсегда изгоняется с пути преданного служения.

Преданные на стадии намабхасы должны остерегаться общества таких обманщиков, ибо оно может дурно повлиять на них: они могут пасть до совершения этой внушающей ужас намапарадхи. Воспевающие же чистое Имя свободны от намапарадхи.

ЧИСТЫЕ ПРЕДАННЫЕ СВОБОДНЫОТ НАМАПАРАДХИ

Преданные, полностью предавшиеся воспеванию чистого Имени, нисколько не склонны ни к одной из десяти намапарадх. Святое Имя защищает чистых преданных, которые предались ему. Но пока чистое Имя не явилось еще в сердце преданного, опасность намапарадхи угрожает постоянно. На стадии намабхасы преданные в особенности должны избегать этого оскорбления - грешить, полагаясь на силу Святого Имени.

ТЩАТЕЛЬНО ИЗБЕГАЙТЕ ОСКОРБЛЕНИЙ

Преданный должен искать общества чистых преданных, воспевающих Святое Имя без оскорблений, и сами должны быть очень бдительны, чтобы не совершать оскорблений. Воспевающий чисто обладает устойчивым умом и сознанием. Он никогда ни на мгновение не перестает думать о Кришне. Пока человек не укрепил свое воспевание до такой степени и не предался полностью Святому Имени, он должен очень бдительно избегать оскорблений. Особо следует остерегаться совершения грехов в расчете на силу Святого Имени. Надо постоянно воспевать Святое Имя и тем привлечь к себе милость гуру, который дает совершенное знание вечных отношений. В этом знании содержится наука чистого преданного служения и чистого Святого Имени.

ЛЕКАРСТВО ОТ ЭТОЙ АПАРАДХИ

Если человек допустил ошибку, совершив эту намапарадху, он должен искать собрания чистых вайшнавов. Склонность грешить подобна грабителю с большой дороги, нападающему на путников. Чистые преданные - стража на пути, которая приходит на помощь, когда преданный громко воззовет к ним. От одного этого зова грабитель бежит прочь, опасаясь стражей. Стражи, чистые вайшнавы, утешат преданного целительными речами и уверениями в их покровительстве".

Я, автор "Харинама Чинтамани", жалкий и ни на что не годный, рассказываю ее благодаря покровительству чистых вайшнавов.

Глава 10. НАСТАВЛЕНИЕ НЕВЕРУЮЩИХ В ВЕЛИЧИЕ СВЯТОГО ИМЕНИ

Слава Шри Гададхаре Пандиту и Господу Шри Гауранге; слава Господу Нитйананде, самой жизни Шримати Джанавидеви; слава Шри Адвайте Ачарйе и матери Сите; слава Шривасу Пандиту и всем преданным Господа Чайтаньи.

ДЛЯ ВОСПЕВАНИЯ ИМЕНИ НЕОБХОДИМА ШРАДДХА

Со сложенными ладонями Шрила Харидас Тхакур произнес тихим голосом: "Теперь, прошу, выслушай еще об одной намапарадхе.

Первое, что существенно необходимо для воспевания Святого Имени - это шраддха, т.е. твердая вера. Лишенный ее не может внимать Имени, а потому не способен на воспевание. Ни высокородность, ни почтенность семейства, ни знания, ни сила, ни ученость, ни богатство - ничто из этого не делает человека пригодным к воспеванию Имени. Писания прославляют шраддху как единственное абсолютно необходимое условие для правильного воспевания. Имя Господа Кришны - самое драгоценное сокровище дживы. Шраддха означает твердое убеждение, что воспевание Имени Господа Кришны само собой - исполнение всех обязанностей и совершение всех благочестивых действий. Не обладающие такой верой не способны к воспевания.

НАСТАВЛЕНИЯ НЕВЕРУЮЩИМ О СВЯТОМ ИМЕНИ

Согласно вайишнавскому этикету, не имеющий шраддхи не должен быть инициирован в воспевание. Если неверующего посвятить в воспевание или наставлять в величии Святого Имени, он будет лишь осквернять и оскорблять Имя. Так утверждают писания. Свинья лишь растопчет рассыпанный перед нею жемчуг, а обезьяна - лишь раздерет поднесенную ей одежду. Подобным же образом неверующий лишь будет совершать одно за другим оскорбления Святого Имени и тем накличет на себя погибель. Одновременно, и инициировавший такого человека гуру, в силу причастности к этим оскорблениям, будет деградировать и очень скоро оставит путь преданного служения.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НЕВЕРУЮЩИЙ ПРОСИТ ЕГО ИНИЦИИРОВАТЬ

Неверующий может лукаво просить вайшнава инициировать его в воспевание. Садху должен насквозь видеть все его лукавство и отказать. Шарлатан-преданный думает: "Святое Имя Кришны очищает все; стоит мне получить его, и я уже смогу не беспокоиться о грехах. Кроме того, если я буду воспевать постоянно, то люди станут почитать меня как вайшнава, поклоняться мне, а я смогу сделать так, чтобы они служили мне. Я, воспевая, восстановлю свой престиж, утраченный из-за грехов. Больше не будет никаких потерь, и я смогу наслаждаться неограниченным материальным благополучием" и тому подобное. Садху должен потребовать от притворщика полного раскаяния в обмане, а тот, чтобы стать достойным инициации, должен немедленно осудить свое желание выделиться и сделаться объектом поклонения. Он должен стараться развить веру в Святое Имя.

Только когда есть вера, можно инициировать в воспевание Тогда Святое Имя поможет воспевающему пересечь океан материального неведения. Но пока вера в Святое Имя не развилась в достаточной мере, человек не способен на воспевание. Человек должен внимать прославлению Святого Имени святым вайшнавом. Сделавшись смиренным, благодаря наставлениям преданного, он должен отбросить материальные желания и начать воспевать. Когда гуру-вайшнав установит достаточную степень развития шраддхи в кандидате, он инициирует его в величайшее духовное сокровище - Святое Имя Кришны. Но инициировать неверующего - это отвратительное оскорбление. Если гуру дает неверующим инициацию ради материальной выгоды, он пойдет в ад. Если гуру знает, что братившийся к нему за инициацией - неискренний неверующий, притворщик, и тем не менее опрометчиво инициирует его единственно ради материальной выгоды, он совершает тяжелое оскорбление Святого Имени. Если гуру не сумел верно оценить человека и, полагая, что тот - искренний верующий, инициировал его, а затем раскрыл, что его ученик - обманщик, он должен немедленно исправить свою ошибку.

ЛЕКАРСТВО ОТ ЭТОЙ НАМАПАРАДХИ

Если по невниманию или неопытности совершена такая ошибка как наставление и посвящение неверующего, инициировавший гуру должен преисполниться страха и раскаяния. Он должен обнародовать это оскорбление перед обществом вайшнавов и отречься от неискреннего ученика, отлучив его. Если гуру не станет действовать решительно, он постепенно погрузится на самое дно моральной опустошенности и иллюзии и лишится пути преданности. О, Господь Чаитанйа! Предупреждение об этом содержится в Твоих наставлениях тем, кого Ты избрал для проповеди Святого Имени.

НАСТАВЛЕНИЯ ГОСПОДА ЧАИТАНЙИ ПРОПОВЕДНИКАМ

Ты объяснил, что проповедники должны надлежашим образом наставлять sraddhavanas (имеющих шраддху) в Святом Имени Бога. Таким путем весь мир должен быть наводнен воспеванием славы Святого Имени. Святое Имя должно быть распространено повсюду посредством громкого совместного воспевания. Искренние изберут себе истинного гуру и получат от него инициацию в Имя. Искренним воспеванием они, несомненно, достигнут любви к Богу, Кришна-премы. Надо сделать так, чтобы проститутки, преступники, обманщики и прочие грешники оставили свои неправедные дела; в сердце их должна быть внесена искренняя вера. Когда их вера в Святое Имя Кришны достигнет зрелости, они должны получить инициацию. Таков долг проповедника, странствующего повсюду и наставляющего всех.

РЕЗУЛЬТАТ ЭТОЙ НАМАПАРАДХИ

Если, пренебрегая Твоими наставлениями, гуру инициирует неискреннего притворщика, он совершает тяжелое оскорбление, за которое идет в ад. Намапарадхи, совершаемые учениками-шарлатанами, медленно, но верно ослабляют духовную силу гуру, и тот в конце концов гибнет. Это оскорбление разрушительно действует и на гуру, и на ученика - оба попадают в ад.

СНАЧАЛА ШРАДДХА, ПОТОМ - ИНИЦИАЦИЯ

О, Господь! Ты очень милостив к Джагайу и Мадхайу. Эти братья родились в семье брахмана, но прославились как худшие негодяи Навадвипы своими злобными, насильственными действиями. Их настоящие имена - Джагадананда и Мадхавананда. Ты сначала пробудил в них веру, а затем дал Святое Имя. О, Господь! Твои характер и поступки - образец для всех; они светят как маяки по всему миру.

Да последует каждый Твоему чудесному примеру". Слуги вайшнавов найдут в этой "Харинама Чинтамани" неоценимую драгоценность.

Глава 11. ПРИРАВНИВАНИЕ ВОСПЕВАНИЯ К БЛАГОЧЕСТИВЫМ ПОСТУПКАМ

Слава Шри Гададхаре Пандиту и Господу Шри Гауранге; слава

Господу Нитйананде, самой жизни Шримати Джанавидеви; слава Шри

Адвайте Ачарйе и матери Сите; слава Шривасу Пандиту и всем пре- данным Господа Чаитанйи.

Слава Господу Гаурачандре, истинной аватаре Святого Име- ни, слава Святому Имени Всевышнего Господа! Святое Имя Господа

- суть всех заключений Вед.

ИЗНАЧАЛЬНАЯ ФОРМА И СТАТУС СВЯТОГО ИМЕНИ

Шрила Харидас Тхакур продолжал: "О, Господь! Разного рода благочестивая деятельность не может приравниваться к воспеванию Имени. Всевышний Господь - это трансцендентное солнце; Его божественное тело полностью духовно. Это удивительная и таинственная истина. Все Его Божественные формы абсолютны. Они трансцендентны точно так же, как Его Имя, обитель, игры и прочие Его атрибуты. Все? direct? Его Имена неотличимы от Него, в отличие от предметов, состоящих из косной материи, которые отличаются от своих названий. Святое Имя Господа, воспеваемое чистым преданным, нисходит прямо с Голоки, с духовного неба. Затем чистое Имя истекает из души преданного, пронизывая все его тело и танцуя на языке. Воспевающий в таком понимании действительно воспевает Имя, тот же, кто лелеет материалистическое представление об Имени, тонет в унынии. Он вечно страдает в аду, и преданному не следует даже видеть его лица. Писания недвусмысленно объявляют Всевышнего Господа Кришну единственным субъектом и объектом изучения, столь же ясно указывая метод Его постижения. Этот единый метод подразделяется в соответствии с индивидуальными способностями ищущего. Так появились методы: карма, гйана, бхакти и проч. Поглощенным материализмом рекомендовано следовать путем кармы для очищения сознания. Для душ, введенных в заблуждение иллюзией майи, рекомендовано культивирование монической философии. Для остальных же джив больше подходит чистое преданное служение.

ЧТО ТАКОЕ КАРМА?

Погруженные в материалистичную жизнь начинают поклоняться Всевышнему Господу из страха смерти. Лотосные стопы Господа - это совершенное прибежище, свободное от всякого беспокойства.

Это - единственное средство для пересечения безграничного океана неведения. Но, когда к стремлению обрести покровительство Господа примешиваются материальные мотивы, этот процесс делается мирским. Даже если это - поклонение Господу, из-за мирского характера поклонения процесс считается благочестивой деятельностью, т.е. subhakarma. К субхакарме относятся: альтруизм, жертвоприношения, подношения, освещающие омовения, огненные жертвоприношения, милостыня, йога, следование варнашрама-дхарме, паломничество, обеты, подношения предкам, медитация, культивирование эмпирического знания, умилостивление полубогов, покаяния, аскезы и проч. Все это - действия на мирском плане.

Постепенно в этом мирском процессе совершающий его достигает цели всего совершаемого - Всевышнего Господа. В этом положении он оставляет преходящий мирской процесс. Он больше не привлекается материальными мотивами, ибо постиг отныне истинную суть всяких религиозных обязанностей. Он обрел преданное служение Господу - бхакти.

ПУТЬ БЛАГОЧЕСТИВЫХ ДЕЙСТВИЙ, т.е. SUBHAKARMA

Соприкосновение дживы с материей кладет начало ее неудовлетворенности и страданию. Это происходит по замыслу Провидения, которое постепенно ведет дживу к совершенству. Обусловленные души не могут существовать вне тесного контакта с материей. Все их действия и мысли надежно вплетены в ткань материализма. Subhakarma (благочестивая деятельность) предоставляет дживам средство достичь чистой преданности несмотря на контакт с материей. Поэтому субхакарма для обусловленной души - действительно годный путь к конечной цели - любви к Богу. Однако, следует прямо сказать: достижение совершенства посредством субхакармы - дело долгое. Конечная цель - Кришна-према - полностью духовна, тогда как субхакарма имеет мирскую природу. Оттого между средством и целью - огромное расстояние.

СВЯТОЕ ИМЯ - СРЕДСТВО САДХАНЫ

Из беспричинного сострадания Всевышний Господь сделался доступен дживам, низойдя в качестве Святого Имени. Поэтому благочестивые дживы признают Святое Имя как наилучшее средство совершенствования. Писания рекомендуют Имя Господа в качестве самого действенного средства для достижения Абсолюта, а дживы из этого делают ошибочный вывод, считая воспевание одной из субха карм. Это неверное представление близко к принятию Господа Вишну за одного из полубогов вроде Господа Шивы и Господа Брахмы. Святое Имя полностью духовно и трансцендентно материальной природе. В нем нет и следа материи. Будучи духовной, джива, по великому невежеству, считает себя материальной. Оттого она все считает столь же материальным, включая Святое Имя Господа. Так происходит отнесение воспевания Святого Имени Господа Кришны в разряд субхакармы. Дживы, склонные к майавади, убеждены, что так оно и есть. Но приверженцы таких взглядов изгоняются с пути преданного служения.

ИМЯ - И СРЕДСТВО, И ЦЕЛЬ

Святое Имя - вместилище совершенного блаженства. Господь низошел в Святом Имени в материальный мир, чтобы стать средством достижения высшего блага бхакти. Писания прославляют божественное величие Имени Кришны, ибо оно - и средство, и цель. Соответственно степени духовного совершенства дживы, она считает Имя Господа либо средством, либо целью. Пока она не достигла самоосознания, она видит в Святом Имени средство достижения этой цели.

СУБХАКАРМА - ВТОРОСТЕПЕННО; ГЛАВНОЕ СРЕДСТВО - СВЯТОЕ ИМЯ

Есть главное средство самоосознания, а есть второстепенное. Второстепенное - это субхакарма, а главное - Святое Имя Господа. Даже если считать Святое Имя средством, это - извечно главное средство. Все субхакармы всегда считались второстепенными. Для ясно понявших это, сама собой станет очевидной разница между Святым Именем и субхакармой. Согласно заключению писаний, Святое Имя - это суть и потому не идет ни в какое сравнение ни с одной из субхакарм. Воспевающий с чистым сердцем ощущает, как божественное блаженство входит в его сердце и заставляет воспарить в возвышенной благости. Такова сущностная природа Святого Имени. Даже блаженство осознания чистой сущности не достигает такого уровня.

РАДОСТИ SAYUJYA-MUKTI - ВСЕГО ЛИШЬ ТЕНЬ

Радость, переживаемая в осознании Брахмана или в sayujya (освобождении), - всего лишь перерыв в материальных страданиях. Беспредельное изобилие возвышенного блаженства, которое кроется в Святом Имени Господа, далеко превосходит все прочее. Удивительное свойство Святого Имени состоит в том, что во время sadhana (упражнения) оно выступает средством, а на стадии совершенства - конечной целью. Даже используемое как средство, Святое Имя всегда остается целью, чего нельзя сказать о субха-кармах, представляющих собой мирскую деятельность. Святое Имя чисто духовно и самопроявленно из божественной благости. Оно пребывает в чистой благости даже в период садханы. Это только кажется что анартхи и несовершенства садхака пятнают Его. Святое Имя надо воспевать в обществе Садху, тогда все материальные загрязнения и анартхи исчезнут вытесненные чистым Именем Кришны. По достижении высшего назначения всякая субха-карма должна быть отброшена, но воспевающие никогда не должны оставлять Святого Имени; на стадии совершенства они единственно воспевают чистое Имя. По природе, Святое Имя диаметрально противоположно мирской деятельности субха-кармы. На стадии садханы преданный, по милости гуру и на основе ведических свидетельств, должен усвоить разницу между Святым Именем и субха-кармой. Когда шраддха достаточно созрела, она приводит человека в общество садху. В этом обществе он начинает преданное служение. Воспеванием Святого Имени Господа сердце очищается от всех анартх. А насколько сердце очищается от анартх, настолько воспевание становится чистым. Постепенно человек утверждается в преданности и развивает вкус к Святому Имени. Sadhaka, по милости своего гуру, должен, прежде всего, с верой усвоить знание этих стадий развития. Иначе его анартхи будут множиться из-за совершения намапарадхи. А при правильном понимании и вере очень быстро проявится Святое Имя.

ЛЕКАРСТВО ОТ ЭТОЙ НАМАПАРАДХИ

Апарадха приравнивания Святого Имени к субхакарме совершается из-за грехов. Немедленно следует принять меры. Настоящий грех - это оскорбление вайшнавов. В результате этого джива усваивает искаженное понимание Святого Имени по майавади. Только общение с преданными может снять этот грех. Желающий избавиться от намапарадхи должен прийти к вайшнаву-домохозяину, происходящему из очень низкой касты (чтобы покончить с предрассудком отождествлений и кастовых различий) и с великим почтением и верой растереть по всему телу пыль со стоп этого вайшнава. Надо также доесть остатки пищи этого вайшнава и выпить воды, которой он омывал ноги. Тогда в сердце оскорбителя вновь разовьется правильное отношение к Святому Имени.

Весь мир поет о том, как Калидаса был, по милости Господа, спасен от этой намапарадхи.

ПРИВЯЗАННОСТЬ ХАРИДАСА ТХАКУРА К СВЯТОМУ ИМЕНИ

О, Господь, у меня совершенно мирские мысли и разум, оттого я лишь проговариваю Имена Господа. Я слишком неудачлив, чтобы ощутить действие трансцендентного волшебного камня Святого Имени.

О, Господь! Молю Тебя милостиво явиться Святым Именем и танцевать на моем языке. Припадаю к Твоим лотосным стопам с молитвой. Если хочешь, оставь меня в материальном мире, лишив духовного неба. Ты волен поступать как пожелаешь. Но, будь милостив, дай мне вкусить божественного нектара Святого Имени Кришны.

Ты низошел среди джив, чтобы раздавать Святое Имя, так обрати же милостивый взгляд и на меня, ничтожную дживу! Я - падшая душа, а Ты - спаситель падших. Да будет вечно эта Твоя беспричинная милость к нам. О, Спаситель! Надеясь на Твое милостивое отношение, вымаливаю у Тебя нектар Святого Имени.

ПОЧЕМУ СВЯТОЕ ИМЯ - ЭТО РЕЛИГИЯ НЫНЕШНЕГО ВЕКА

В Кали-йугу, кроме Святого Имени, никакой иной метод не может спасти падшие души. Поэтому воспевание Святого Имени - это йуга-дхарма. Воспевание Святого Имени Господа во все эпохи было самой действенной религиозной практикой. В Кали-йугу, в отличие от других эпох, никакая иная религия не поможет. Поэтому Святое Имя являет себя единственной религией, способной спасти падшие души". Я, Бхактивинода, - очень падшая душа, автор "Харинама Чинтамани", я также - смиренный слуга Харидаса Тхакура.

Глава 12. НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ ВОСПЕВАНИЕ ОСКОРБИТЕЛЬНО

Слава Шри Гададхаре Пандиту и Господу Шри Гауранге; слава Господу Нитйананде, самой жизни Шримати Джанавидеви; слава Шри Адвайте Ачарйе и матери Сите; слава Шривасу Пандиту и всем пре данным Господа Чаитанйи. Слава Шри Чаитанйе Махапрабху; слава всем преданным Господа. Единственно их милостью могу я совершать совместное воспевание Святого Имени Господа.

PRAMA DA, т.е. НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ ВОСПЕВАНИЕ

Шрила Харидас Тхакур продолжал объяснение: "О, Господь Чаитанйа! Здесь, в Джаганнатха Пури, Ты наставлял в этом Санатану Госвами, а в Южной Индии говорил это Шриле Гопале Бхатте Госвами - Святое Имя надо воспевать внимательно.

Невнимательность при воспевании есть намапарадха. Человек может старательно избегать всех прочих намапарадх и, тем не менее, не испытывать экстаза чистого Имени. Это - признак другого типа намапарадхи, называемого прамадой и сдерживающего естественное развитие чистой преданности.

НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ - ЭТО ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ

Невнимательность и пренебрежение - синонимы. Пренебрежительное воспевание сеет семена анартх, которые вскоре принесут плоды.

Невнимательность бывает трех видов:

1) аудасинйа, "апатичное преданное служение", что значит неустойчивость в садхане;

2) джадйа, лень или даже инертность;

3) викшепа, что означает "отвлечение", т.е. перенесение внимания на занятия, не связанные прямо с садхана-бхакти.

ЧТОБЫРАЗВИТЬ ANURAGA, НАДО ВОСПЕВАТЬ ВНИМАТЕЛЬНО

По особой милости судьбы джива развивает достаточную шраддху, чтобы обрести убежище в Святом Имени. Регулярно повторяя определенное количество Святых Имен с особым старанием и вниманием, она постепенно развивается в направлении anuraga, т.е.спонтанного влечения к Имени Господа. Ей следует повторять предписанное количество кругов на туласи-мале, а со временем постепенно наращивать свое повторение. До достижения стадии анураги ей надо предельно внимательно относиться к своему повторению.

Люди естественно привязаны к материальному. Их память поглощена материальным. Человек повторяет Святое Имя, а его ум и внимание - далеко в стороне от его повторения. Даже если он повторяет один лакх (сто тысяч) Святых Имен на своей мале, в его сердце не образуется ни капли вкуса к Святому Имени Господа. Это явный случай невнимательного повторения и его плодов. От таких оскорблений трудно удержать сердце материалиста.

ПРОЦЕСС ВНИМАТЕЛЬНОГО ПОВТОРЕНИЯ

Человек должен сделать своим регулярным ежедневным занятием повторение в течение часа в обществе святого вайшнава в уединенном месте. Видя настроение преданного вайшнава и его наслаждение Святым Именем, неофит должен постараться воспроизвести этот настрой и постепенно избавиться от апатичного повторения. Шаг за шагом его ум и внимание сосредоточатся на Святом Имени. Благодаря постоянному повторению вкус Святого Имени заставит его стремиться все больше вкушать этого нектара. Ему захочется находиться в присутствии туласи-деви и жить в местах развлечений Господа Кришны. Постоянно ища общества чистых преданных, он примет их образ действий. Он последует по стопам предшествующих чистых преданных во вкушении возвышенной радости интимного преданного служения, т.е. бхаджаны. Он начнет с одного часа бхаджаны, потом перейдет к двум часам, затем увеличит до четырех часов и, в конце концов, станет повторять не менее трех лакхов Святых Имен в день. Это поможет ему вскоре порвать все связи с материализмом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: