БХАКТИ-ШАКТИ
В дживе скрыты духовные энергии ahlada (блаженство) и samvit (знание). Сварупа-шакти (Внутренняя энергия Самого Господа) нисходит, чтобы коснуться этих мельчайших духовных сил дживы и пробудить их. Все это происходит благодаря беспричинной милости и Влиянию Святого Имени. Сварупа-шакти содержит самую суть энергии hladini (внутренней энергии наслаждения) и samvit. Слияние сварупа-шакти с блаженством и знанием дживы создает умонастроение, способствующее чистой спонтанной преданности, или bhakti-svarupam шакти.
РАСА И БХАВЫ
Так человек достигает состояния совершенства, называемого sthaya-bhava, т.е. постоянной эмоции, известного также как рати. Рати переводится в расу сочетанием четырех бхав: vibhava, anubhava, sattvika и vyabhikari (или sancari). Вибхава, т.е. элемент, создающий настроение, делится на alambana и uddipana. Аламбана, т.е. личность, выступающая объектом настроения, тоже бывает двух типов - visaya (субъект) и asraya (вместилище). Ашрайа - это преданный Кришны, а вишайа - это Сам Господь Кришна. Уддипана, т.е. побуждение, это: красота Кришны, Его качества и прочее. Анубхава (физическое выражение постоянной эмоции) - это то, что происходит из вибхавы, т.е. из действия аламбана и уддипана. Позднее, когда эмоции увеличиваются, они превращаются в саттвика-бхаву, восемь главных экстатических симптомов. В то же самое время начинают действовать все санчари-бхавы (вйабхика-ри-бхавы, т.е. пo-видимости, беспокоящие симптомы). Раса подобна механизму. Рати - постоянная эмоция - это ось механизма. Как только механизм пришел в движение под действием объединенной силы четырех бхав, постоянная эмоция, т.е. sthaya-bhava переводится в расу. Преданный-ашрайа (прибежище или вместилище экстатической любви к Кришне) начинает наслаждаться этой расой. Здесь говорится о враджа-расе, т.е. духовной расе Вриндавана. Эта раса - самая суть всего и высшая цель дживы. В Ведах описаны четыре цели: дхарма, артха, кама и мокша (религиозные принципы, хозяйственное процветание, регулируемое услаждение чувств и освобождение). Но раса - истинная кульминация всякого совершенства, - превосходит эти цели Вед. Полностью осознающие и усовершенствовавшиеся существа наделены правом наслаждаться вкусом этой расы.
|
ВОЗВЫШЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ МАХАМАНТРЫ
Среди интроспективных джив наиболее развитыми являются те,, кто привлекается чистым преданным служением. Джива становится на путь бхакти лишь после того, как в прошлых рождениях накопит достаточное количество сукрити (благочестия). Развив шрадху (твердую веру), она входит в контакт с чистым и святым гуру и, его милостью, посвящается в воспевание махамантры -Святых Имен Божественной четы. Несмотря на то, что вначале джива имеет шрадху, ее желание материального успеха затрудняет ее совершенствование. Гуру удостаивает ее процессом обучения, способным преодолеть такое затруднение. Так джива получает духовную силу для воспевания. Повторение на четках из Туласи и ежедневная медитация на определенное количество Святых Имен - наивысшая форма поклонения. Это непременно приведет к успеху. Вначале надо ежедневно проводить некоторое время в уединении для полного сосредоточения на Святом Имени. Постепенно - с наращиванием повторения развивается более глубокая связь со Святым Именем, и материальные препятствия отпадают. Для пути бхакти характерны две области деятельности: поклонение Божеству и воспевание с медитацией на Святое Имя. Хотя то и другое целесообразно, более продвинутые преданные предпочитают последнее. Многие возвышенные чистые преданные иногда довольно громко повторяют Святые Имена на четках, а иногда с четками медитируют на развлечения Кришны. Преимущества киртаны, т.е. повторения Махамантры на четках вслух, в том, что сразу три вида преданного служения осуществляются одновременно, а (именно: слушание, воспевание, памятование. Разумеется, в Святом Имени заключены все девять видов преданного служения, но воспевание и памятование - наилучшие среди них. Воспевание автоматически проявляет остальные аспекты преданного служения, например: pada-sevanam, dasyam, sakhyam, atma-nivedanam. С полной верой в то, что Святое Имя и личность Кришны - одно и то же, человек должен в глубоком сосредоточении и без намапарадх воспевать в уединенном месте.
|
ТРИ ВИДА ИНТРОСПЕКТИВНЫЕ ДХИВ
Три вида джив пленяются внешними явлениями: грубые материалисты, карми и гйани. Они - экстраверты, движимые ложными надеждами на счастье. Грубые материалисты стремятся к чувственным радостям. Парни желают эфемерного райского блаженства после этой жизни. Гйани целиком сосредоточены на уменьшении страданий этого существования. Пройдя эти стадии, джива становится интроспективной. Таких джив насчитывается три вида - каништха (неофит), мадхйама (промежуточный вид) и уттама (совершенная джива). Интроспективным неофит отвергает поклонение полубогам и поклоняется одному Кришне, хотя и сохраняет некоторые материальные мотивы. Он не опытен в понимании духовной сущности себя, Господа Кришны и Его чистых преданных. При всем своем простодушии и наивности он свободен от оскорбительного умонастроения; он лишь слишком занят собой. Он не считается чистым ваишнавом, но должен восприниматься как vaisnavapraya, т.е. похожий на вайшнава. Промежуточный тип, мадхйама, это - чистый преданный, прочно утвердившийся в преданности. Что же до уттамы, т.е. продвинутой интроспективной дживы, то о ней так много может быть сказано! Она достигла совершенной уравновешенности. Нельзя стать истинно интроспективным, не постигнув вначале равного положения Святого Имени и Самого Кришны. Поскольку интроспективная джива естественно верит в одного лишь Всевышнего Господа, она обретает право на чистое воспевание Святого Имени.
|
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В СЛУЖЕНИИ, ВОСПЕВАНИИ И ПАМЯТОВАНИЙ
Порядок воспевания, т.е. sadhana-krama таков: интроспективный преданный должен прежде всего отбросить все десять оскорблений и медитировать единственно на Святое Имя, стараясь воспевать постоянно. Он должен четко произносить Святое Имя и медитировать на эту трансцендентную звуковую вибрацию. Когда повторение Его становится ясным, устойчивым и полным блаженства, он должен стараться медитировать на образ Шйамасундары. Держа четки, повторяя и медитируя, он должен искать трансцендентную форму Святого Имени. Духовным видением он действительно увидит истинное значение, представленное Именем. Другой метод, которым он может воспользоваться, чтобы увидеть эту форму, состоит в том, чтобы сидеть перед Божеством, пить глазами прекрасный образ Господа и медитировать на Святое Имя. Даже достигнув стадии, на которой Святое Имя и Образ Господа сливаются воедино, он должен стараться вспоминать трансцендентные качества Господа Кришны. В постоянном повторении Святое Имя должно слиться с качествами Кришны. Затем он переходит к практике воспоминания о развлечениях Кришны - это должны быть такие Его игры, которые способствуют медитации на Святое Имя. Лила смарана, т.е. медитация на игры, тоже постепенно сливается воедино со Святым Именем, телом и качествами Господа. В этот момент первые лучи намарасы, т.е. трансцендентных рас Святого Имени, показываются на горизонте восприятия. Развиваясь, упражнение преданного в лила-смаране доходит до состояния, в котором он начинает медитировать на наиболее интимные развлечения Господа под названием asta-kaliya-lila, т.е. восьмеричные игры Радхи и Кришны. Когда такая медитация достигнет зрелости, раса раскрывается в полном величии.
МЕТОД ПОКЛОНЕНИЯ «SVARSIKI»
Asta-kaliya-lila smarana известна также как поклонение svarsiki. На этой стадии бхаджаны Господь Кришна являет себя соответственно времени и месту игр, которые служат объектом медитации. Тогда преданный осознает милость своего гуру во всей полноте, ибо тот в своем вечном образе (siddha-svarupa) приводит ученика к sakhi или гопи, которые, в свою очередь, вводят его Е игры Господа. Самая великолепная из всех гопи - это Шримати Радхарани, дочь царя Вришабхану. Она олицетворяет высшее духовное настроение - махабхаву. Служить Кришне под Ее началом - наивозвышенный духовный опыт. Пять главных духовных рас - это: santa(нейтральность), dasya(услужение), sakhya(дружба), vatsalya(родительская любовь), sringara или madhurya(супружеская любовь). Шрингара среди них - наивысшая. Преданные, достойные того, чтобы вступить в нее - это интимное окружение Господа Чаитанйи. В этой расе у Кришны много yuthesvari, т.е. руководительниц групп, но все предпочитают Шримати Радхарани. Она - непосредственное проявление сварупа-шакти Господа Кришны, т.е. духовной энергии, с все прочие vraja-gopi - это ее экспансии. Она - Абсолютное воплощение всех рас, поэтому важно, чтобы rasika-bhakta вступил в ее yuhta, т.е. группу. Служить Господу Кришне во Врадже невозможно, не обретя вначале прибежища у враджа-гопи. Надо войти в лагерь Радхарани и служить непосредственно под началом Лалита-деви.
КОГДА СНИМАЮТСЯ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОКРОВЫ, ДУХОВНАЯ ЦЕЛЬ ДОСТИГНУТА
В процессе практики раса, sadhana(упражнение) bhadjana-siddhi(совершенство поклонения) тесно сближаются, разрыв между ними сокращается. За короткое время начинает вырисовываться духовное тело исполняющего служение. По милости yuthesvari, его с легкостью побеждает влечение к Господу Кришнe. Это сильное духовное влечение сводит на нет грубое и тонкое материальные представления о Его теле, порожденные тем, что он отвернулся от Кришны. Так джива обретает доступ во Враджу в своем изначальном духовном теле. До этого момента совершенствование дживы в духовной жизни можно было облечь в слова, но начиная с этого момента ее отношения с Господом невыразимы. Их можно воспринять лишь Твоей милостью, о Господь Чаитанйа. Sringara-rasa ослепительнее всех, она затмевает всякое иное отношение в духовном мире. Усвоив bhauna-vraja-rasa, т.е. врадха-pacy, доступную на материальном плане во Вриндавана-дхаме, человек делается способным обрести шрингара-расу. Шри Рамананда Райа сказал (Чаитанйа-Чаритамрита, Мадхйа-лила, 6.228-230): "Поэтому надо усвоить настроение гопи в их служении. В этом трансцендентном настроении следует постоянно думать о развлечениях Шри Шри Радхи и Кришны. Поступая так в течение длительного времени и полностью освободившись от материального загрязнения, человек перемещается в духовный мир. Там преданный получает возможность служить Ври Шри Радхе и Кришне в качестве одной из гопи. Если не следовать по стопам гопи, невозможно достичь. служения лотосным стопам Кришны, сына Нанды Махараджа. Если человек увлечен постижением достояния Господа, он не сможет достичь лотосных стоп Господа, даже совершая преданное служение" (Чаитанйа-Чаритамрита, Мадхйа-лила, 6.228-230). Преданный, естественно склонный развивать мадхурья-расу, должен принять верховное руководство враджа-гопи. В этой расе джива не имеет права служить Кришне как мужчина. Наилучшее преданное служение Господу Кришне возможно лишь в теле враджа-гопи. Враджа-гопи можно стать, когда одиннадцать трансцендентных чувств украсят сердце: самбандха(отношение), байаса(возраст), нама(имя), рупа(форма), yutha-pravesa(группа гопи), vesa(наряд), agna (дозволение), basasthana(местопребывание), seva(служение), pаrаkastha(великолепие), palyadasi-bhava(настроение служанки Кришны). Преданный может находиться в любом мирском облике, но он должен развивать эти одиннадцать чувств и правильно совершать бхадхану.
ПЯТЬ СТАДИЙ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ В БХАВА-САДХАНЕ
При развитии этих одиннадцати чувств гопи сознание проходит. пять стадий: sravana-dasa (слушание), varana-dasa (принятие), smarana-dasa (памятование), apana-dasa (применение) и samprati-dasa (наследование). Шрила Рамананда Райа говорит: "Того, кого привлекает экстатическая любовь гопи, не заботят ни правила и предписания жизни по Ведическим принципам, ни общественное мнение. Он полностью предается Кришне и совершает служение Ему. В этой стадии освобождения преданного привлекает одно из настроений(рас) трансцендентного любовного служения Господу. Продолжая служить Господу в этом настроении, преданный обретает духовное тело для служения Кришне на Голоке Вриндаване" (Чаитанйа-Чаритамрита, Мадхйа, в.220-222). Этими словами Шрила Рамананда Райа наставляет нас в необходимости, прежде всего, обрести тело и настроение враджа-гопи, чтобы достичь служения в настроении супружеской любви. Когда преданный садхака, слушая повествование об играх Кришны, испытывает влечение к расе супружеской любви, он должен быть наставлен в расе осознающим, святым духовным учителем. Это называется стадией слушания sravana-dasa. Когда садхака с пылом и рвением принимает расу супружеской любви, начинается varana-dasa. Затем, благодаря чистому памятованию о чувствах расы, он развивает желание действовать соответственно им; это smarana-dasa. Когда он становится способным в совершенстве вызывать эти чувства расы, он достигает apana-dasa (prapti-dasa). Наконец, когда он может отделить себя от всех временных материальных обозначений и непоколебимо утвердиться в той изначальной духовной сущности, к которой стремится, он достигает sanpatti-dasa, стадии наследования собственной духовной сущности.
БХАДЖАНА - ОТ ШРАВАНА-ДАСЫДО СМАРАНА-ДАСЫ
Если, испытав ученика, гуру определяет, что тот пригоден для совершения бхаджаны и служения в sringara-rasa, он сокровенно сообщает ученику, какова та вечная духовная роль, которая органически присуща ему в качестве одной из mandjari в стане Шримати Радхарани под началом Шри Лалита-деви. Гуру наставляет ученика, как развить одиннадцать чувств гопи, как медитировать на asta-kaliya-lila и как надлежащим образом утвердиться в том и другом. Для полного понимания садхаке раскрывается siddhadeha, т.е. духовная сущность, а именно: его духовное имя, тело, качества, служение и проч. Гуру также говорит ученику, кто - в его духовной сущности - манджари является ее родителями, где она родилась, кто ее муж и т.д. В этот момент ученик должен отбросить всякую ведическую религиозную деятельность и сделаться единственно полностью предавшейся служанкой Шримати Радхарани, возглавляющей группу гопи. После этого гуру дает ученику во всех подробностях знание того вечного служения, которое присуще тому в asta-kaliya-lila. Садхака (далее - в женском роде: садхаки) проникается этим знанием на стадии varana-dasa. На стадию смарана-дасы он приходит, когда становится способен по-настоящему помнить это знание сам, без посторонней помощи. Таким образом, садхаки получает духовное рождение в качестве гопи во Врадже.
ОТСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ РУЧИ
По мере того, как гуру видит чистоту наклонностей в сердце ученика, тот раскрывает свой вкус к расе, чтобы помочь духовному учителю. Пока не выделены чистые естественные склонности и вкусы расы, наставления гуру на эту тему не будут ясны.
Ручи, т.е. вкус - это естественная склонность, порождаемая сгущением сукрити, т.е. благочестия, - будь то прошлого или нынешнего. Не привлекающиеся шрингара-расой, а предпочитающие дасйу или сакхйу, должны получать соответствующие наставления по поводу этих отношений, чтобы обрести плод своей преданности; иначе они вернутся к анартхам. Великая душа Шйамананда вначале не знал своей siddhi- ручи, т.е. вечной духовной расы и был вынужден принять- sakhya-rasa, т.е. братскую расу. Но позднее, по милости Дживы Госвами, он получил право совершать бхаджану в своей истинной ручи(духовной склонности). Это общеизвестно. О, Господь Чаитанйа! Последователи твоего учения на эту тему превыше всего ставят духовную проницательность и годность. У садхаки есть свой собственный sva-ручи, т.е. естественный вкус в качестве гопи. Другие ручи (например, принятие супруга) ошибочно присоединяются к sva-ручи до того, как садхака в конечном итоге проникнется истинным ручи. По милости гуру, садхака получает служение Кришне согласно своему естественному вкусу в паракийа раса, т.е. отношениях возлюбленных. Раса не достигает полного расцвета иначе как в паракийа-раса. Вершина Твоего учения, о. Господь Чаитанйа, - в том, что отношения паракийа постоянны в играх Господа - как явленных (когда Кришна нисходит во Врадха-бхуми), так и в неявленных (в невидимой Врадже трансцендентного мира). (Эта сокровенная тема подробно разрабатывается в комментарии к стиху 50 четвертой главы Ади-лилы "Чаитанйа-чаритамриты").
РАСА СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОЛНОСТЬЮ ТРАНСЦЕНДЕНТНА
В sringara-rasa нет ни на йоту материализма. Трансцендентная джива, чтобы наслаждаться во взаимных отношениях расы, становится трансцендентной гопи, совершая преданное служение трансцендентным личностям - Шри Радхе и Шри Кришне в трансцендентной области Вриндаваны. Там нет ни малейшей примеси мирских отношений между мужчиной и женщиной. Только чистейшее и идеальнейшее представление о супружеской любви проявляется как трансцендентная раса. А знание об этом можно получить лишь от гуру -чистого преданного. Иначе, как его милостью эта непостижимая истина раскрыта быть не. может. Она - вне досягаемости рассуждений и педантичного разбора, - понимание ее исключительно редко.
ПЕРЕХОД ОТ СМАРАНА ДАСА К АПАНА ДАСА
Полное совершенство останется неуловимым, если с энтузиазмом не совершать садхану, необходимую для возвышения со стадии смарана-дасы до стадии апана-дасы. Сокровенный процесс апана-дасы неописуем и свободен от всего показного - в отличие от гйаны, кармы и ноги. Внешне преданный полностью погружен в воспевание Святого Имени и ведет простую жизнь в отречении. Внутренне же он постоянно поддерживает великолепное пламя расы пылающим с чистой силой. Садхаки, склонные к впечатляющим внешним проявлениям преданности, а также те, кому не удается устойчиво и надлежаще направлять свои внутренние духовные желания, не способны возвыситься с плана смараны до апани-дасы. Так садхана может оставаться незавершенной много жизней в преданном служении. Путь поклонения, т.е. бхадхаиа, - простейший путь. Однако, если чистота бхадхань: обезображена налетом оскверненных желаний признания, выделенности и почтения к себе, то преданный изгоняется с пути врадха-садханы, т.е. бхадханы в настроении Враджи. Надо в простоте и смирении обратиться к гуру и надлежащим образом обучаться этому чистому методу.
ДВА МЕТОДА САДХАНЫ: ВАИДХИ И РАГАНУГА
"Вот как легче всего достичь совершенства. Джива - это чисто духовная душа, неотъемлемая часть Абсолютного Целого. У нее есть полностью совершенное изначальное трансцендентное тело. Она забыла свое совершенное духовное положение и попала в лапы майи. Она оскорбляет Господа Кришну и одурманена ложными мирскими обозначениями грубого тела. Если по милости гуру, чистого преданного, она вновь обретет знание истинного своего истока, то ее изначальная сущность быстро ей откроется. Есть два метода садхана-бхакти: vaidhi (согласно правилам и предписаниям) и raganuga (спонтанное). Поначалу они могут показаться противоречащими друг другу, но с постижением их эзотерического смысла различия между ними рассеиваются. Метод ваидхи - результат требований и уступок писаний. Рагануга рождается из сильного влечения к действиям обитателей Враджи. Первый - для всех, тогда как последний является исключительно редким и сокровенным.
К АНАПА-ДАСЕ ПОСРЕДСТВОМ ВАИДХИ САДХАНА
Каждое настроение и мысль vaidhi-bhakta в процессе его медитации на Кришну и памятования должны сверяться с установлениями писаний. Постепенно шраддха приведет его к nistha (твердой вере), затем - к ручи (вкусу или влечению), потом - к asakti (привязанности). Когда он достигнет первой стадии спонтанности, слегка окрашенной бхавой, он отбросит свою зависимость от логики писаний, видя в ней препятствие для своего совершенствования. После этого он возвышается до стадии apana-dasa.
К АПАНА-ДАСЕ ПОСРЕДСТВОМ РАГАНУГА-САДХАНЫ
На стадии смарана-дасы в процессе raganuga-sadhana садхаки, прежде всего, помнит одиннадцать чувств гопи. Этими чувствами должны украситься его чувства перед тем, как он сможет помнить asta-kaliya-lila. В развитии на стадии смарана-дасы - пять ступеней. Вначале памятование неустойчиво. Это -. ступень смараны. Иногда садхаки помнит эти чувства, свое положение и свое служение, а иногда забывает. Но неуклонной практикой смараны он постепенно достигает непрерывного памятования, называемого dharana. Когда он размышляет над каждой чертой объекта памятования последовательно, со всеми подробностями, dharana развивается в устойчивую медитацию - dhyana. Когда дхйана становится непрерывной, это называется anusmrti, за который идет пятая ступень памятования, самадхи, когда у преданного нет иного интереса, кроме полной погруженности в игры Господа Кришны. Со ступени самадхи в процессе smarana-dasa происходит решающий подъем на стадию apana-dasa, т.е. применения. Для несведущего подъем к апана-даса по пяти ступеням смарана-дасы может потребовать многих yuga (эпох) усилий. Искушенный преданный быстро перейдет на стадию апана-дасы. На стадии апана-дасы отождествление с психофизическим телом падает до минимального уровня, и начинает преобладать духовная сущность. Время от времени его духовная сущность, т.е. сварупа, проявляется, и он испытывает возвышенный экстаз, совершая преданное служение Шри-Шри Радха-Кришне во Врадже. Этот опыт не разовьется, пока преданный.не проведет долгого времени во Врадже, общаясь с другими преданными в своей vraja- svarupa, созерцая дхаму и происходящие в ней трансцендентные игры. На этой возвышенной стадии постоянная бхаджана и Нама с неизбежностью приводят к встрече лицом к лицу с благословенным Господом Шйамасундарой. Милостивой волей Господа с оставлением преданным грубого тела из пяти элементов уничтожаются также и малейшие следы тонкого тела - ума, разума и ложного эго. В этот момент полностью проявляется чистое духовное тело преданного без всякого материального покрова. В настроении чистой бхавы он обращается к своему вечному служению Шри-Шри Радха-Кришне в трансцендентной дхаме. Так он становится sadhana-siddha,.т.е. обусловленной душой, усовершенствовавшейся и восстановленной в своей сварупе посредством садханы и бхаджаны. Отныне он служит Господу в обществе нитйа-сиддх, вечных спутников Господа, которые никогда не бывают обусловленными.
РЕЗЮМЕ
Святое Имя - это величайшее и вместе с тем наиболее легко достижимое духовное сокровище. Сокровище это обретается, когда джива просто воспевает с верой и преданностью, не заботясь о карме, гйане и йоге. Джива быстро и с легкостью выходит к наивысшему совершенству, следуя описанному здесь методу нама-бхаджаны. Этот метод - наилучший из всех, он даже лучше остальных методов бхакти. Основополагающее условие успешного совершения нама-бхаджаны состоит в том, что садхаки должен избегать дурного общения и предаться практике преданного служения в обществе святых преданных Господа. Чистая любовь к Кришне - это выражение беспричинного преданного служения. Только сердце чистого преданного имеет наклонность и способность к принятию премы; сердце непреданного отвергнет ее. Према отказывается войти в сердце того, кто не поддерживает общение с чистыми преданными. Решение дживы вступить в хорошее или дурное общение имеет могущественное и длительное влияние на ее предназначение. Есть три существенных условия успеха в воспевании: общение со святыми, удаление от беспокойств материальной жизни и прочный, непоколебимый энтузиазм». После этих слов Шрила Харидас Тхакур сказал, что он очень низок и поглощен материальным, лишен благого общения и всегда занимается самообманом. Хотя Шрила Харидас - спутник Господа нитйа-сиддха, он говорил о себе с таким смирением. Смирение -украшение премы.
ОСОБАЯ БЛАГОСКЛОННОСТЬ ГОСПОДА К ХАРИДАСУ ТХАКУРУ
Шрила Харидас продолжал: «О Господь! Будь добр ко мне и излей на меня Свою беспричинную милость (ahaituki-krpa). Молю Тебя пожаловать меня доступом в царство бхакти-расы». Сказав это, Шрила Харидас пал на землю без сознания в экстазе любви, полностью преданный лотосным стопам Господа. "Ahaituki-krpa" означает "беспричинная милость". Говоря так, Шрила Харидас подразумевал свое духовное несовершенство и обусловленное им отсутствие надежды на ту милость Кришны, которую Он являет Своим чистым преданным. В этом настроении полной безнадежности он молил единственно о неограниченной никакими условиями милости Господа Чаитанйи. Шрила Харидас Тхакур известен своей нама-бхаджаной и учением о величии Святого Имени. При этом он является также воспреемником милости Господа Чаитанйи. Его авторитет в философии нама-раса столь велик, что однажды, когда Господь Чаитанйа наслаждался беседами о Радха-Кришна-лиле с Шри Раманандой Райем и Сарвабхаумой Бхаттачарйей во дворе бхаджан-кутира Харидаса Тхакура, Шрила Харидас вновь и вновь пространно излагал величие нама-расы своим возвышенным собеседникам, слушавшим его с глубоким вниманием. Выслушав молитву Харидаса Тхакура, Господь Чаитанйа ощутил чувство божественной любви. Он поднял Шрилу Харидаса и обнял его. Затем Господь доверительно сказал ему: «О, Харидас! Внимательно выслушай, что я скажу тебе. Истина о Святом Имени будет скрыта злонамеренными негодяями, которые весь мир опутали темным покровом невежества. Тогда твои все превосходящие, не имеющие себе равных наставления о воспевании в обществе святых будут понятны лишь оставшейся горстке преданных». Кого имел в виду Господь Чаитанйа под «злонамеренными негодяями»? Первые кандидаты на такое название - это разнообразные неавторитетные секты вроде: сахаджийа, аулов, баулов и прочих, проповедующих ложные мирские теории под видом учения Махапрабху. Они действительно скрыли от мира чистую философию сознания Кришны, изложенную Самим Господом в Шри Шикшаштаке. Господь продолжал: «Истинным путем Святого Имени последуют те святые души, которые полностью свободны от материальных привязанностей. Они будут воспевать Святое Имя с бхавой и, благодаря этому, прославятся как расика бхакта. Их бхава - бхава разума. Благодаря воспеванию, они будут наслаждаться играми Радха-Кришны и их восьми главных подруг - гопи. Джива благословляется чистой бхакти только силой своего sukrti, т.е. благочестия и веры. Не каждый обладает правом на такую привязанность. Чтобы усилить преданность, Я низошел “и распространил воспевание Святого Имени как религию нынешнего века. Воспевание Махамантры:
Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе//
- действительно является внутренне присущей дживе вечной религией. «О, Харидас! Я полагаюсь на тебя в исполнении этой миссии и потому внимаю твоему прославлению Святого Имени». «Харинама Чинтамани», волшебный камень Святого Имени Господа, - это неизмеримое вместилище божественного нектара. Кто отведает его, тот поистине удачлив и благословлен Кришной. Это - великая душа, постоянно. в блаженстве совершающая спонтанное любовное преданное служение Господу. Я, падшая душа, касаюсь стоп этой личности и смиренно молю о том, чтобы остатки нектара в изобилии раздавались всем. Тем самым каждый будет наделен божественным блаженством.
Так заканчивается ШРИ ХАРИНАМА ЧИНТАМАНИ
Святое Имя Господа
БХАКТИСИДХАНТА САРАСВАТИ ТХАКУР
Статья из журнала «The Harmonist»,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия
В этом материальном мире всегда существует разница между вещью самой по себе и ее названием, формой, атрибутами, воздействием. Например, когда я говорю «стол», это слово полностью отличается от предмета, на которое оно указывает. Однако в духовном мире нет такого различия между объектами и их атрибутами. Иными словами, там все полностью тождественно своему имени, форме, качествам и действию. В материальном мире это различие присутствует благодаря майе, иллюзии. Однако в духовной обители Вайкунтхи не существует подобной иллюзии, разделяющей объект и его качества. На Вайкунтхе Слово – это Брахман, или Сам Всевышний. Слово «вайкунтха» означает «мир, где нет майи (иллюзии)». Все там целостно и полностью духовно.
Из всего этого мы можем сделать вывод, что Святое Имя Бога, в отличие от предметов этого мира, во всем равнозначно Самому Господу, в то время как Господь полностью тождественен Своему облику, качествам и деяниям. Может возникнуть вопрос: «Почему же мы не ощущаем присутствия Господа в сердце, когда произносим Его Святое Имя? Если мы воспеваем Его Святое Имя, то почему же наши сердца до сих пор пропитаны тьмой невежества, вместо того, чтобы озариться светом Его вечного бытия, разума и блаженства (трансцендентной природой Самого Кришны)? Или же почему, воспевая Его Имя, мы не осознаем, что мы также вечны, обладаем духовным разумом и можем насладиться трансцендентным блаженством?» Единственный ответ на эти вопросы состоит в том, что мы нисколько не осознаем основополагающего различия между материальной и духовной природой.
Нам неведома истинная природа Святого Имени Кришны. В «Падма-пуране» говорится:
нама чинтаманих кришна
чаитанйа-раса-виграхах
пурнах шуддхо нитйа-мукто
’бхиннатван нама-наминох
«Поскольку между Кришной и Его Именем нет различий, это Имя дарует все желаемое, подобно философскому камню. Имя Кришны тождественно Самому Кришне, являясь воплощением духовного упоительного блаженства. Святое Имя Бога не является объектом извращенных мирских наслаждений, поскольку пребывает вне сферы восприятия чувств, и майе не проникнуть в Него. Имя Кришны настолько совершенно, что Его невозможно измерить майей. Его Имя чисто, поскольку в Нем нет и толики примеси иллюзии. Имя Кришны вечно свободно, что означает, что оно существует за пределами майи».
Другими словами, Имя Кришны и Божество Кришны во всем равны Самому Кришне, исполнены вечного духовного блаженства и между ними нет никаких различий. Тогда как подлинная природа обусловленной души (дживы) полностью отлична от того имени, которым нарекли ее родители, от ее физического тела, ее материальных качеств и ее мирской деятельности.