Бхактивинода Тхакур - Годрума-калпатави 4 глава




Каждый объект характеризуется четырьмя чертами: именем, формой, качествами и действиями.

Господь Кришна суть высший объект и характеризуется Своими безграничным и вечным Именем, образом, качествами и играми. Отсутствие этих четырех характеристик в чем-либо лишает последнее статуса объекта. Например, безличный Брахман не имеет формы, и потому сам по себе не является объектом. Он лишь определенный аспект Всевышнего Господа.

СВЯТОЕ ИМЯ ВСЕПРИВЛЕКАЮЩЕЕ

Господь Кришна - недвойственный Абсолютный объект, в совершенстве проявляющий Себя в этих четырех чертах. Эти черты вполне способны выразить Его целиком; они существуют и поддерживаются посредством энергии Господа sandhini (вечное существование). Они вечны и трансцендентны. Как Господь Кришна привлекает все живые существа, так и Святое Имя, неотличимое от него, привлекает всех.

ШЕСТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ ТРАНСЦЕНДЕНТНЫХ КАЧЕСТВА КРИШНЫ

Изысканной красоты образ Господа Кришны неотличим от него, Его Имя тоже идентично Его образу. Стоит лишь вспомнить и произнести Имя Кришны, как это сразу вызовет в уме Его прекрасный образ; и то, и другое пребывают в уме в гармонии друг с другом. Столь же безграничны и трансцендентны шестьдесят четыре качества Кришны

Они таковы:

1) черты всего Его тела прекрасны;

2) Он отмечен всеми всеми благоприятными телесными признаками;

3) чрезвычайно приятен;

4) от Него исходит сияние;

5) сильный;

6) Он вечно юн;

7) Он тонкий знаток языка;

8) Он честен;

9) Его речь приятна для слуха;

10) Он свободно говорит на всех языках;

11) Он образован;

12) Он очень умен;

13) Он гениален;

14) Он артистичен;

15) Он исключительно ловок;

16) Он искусен;

17) Он благороден;

18) Он исполнен твердой решимости;

19) Он опытен в учете времени и обстоятельств;

20) Он воспринимает все сквозь призму Вед и говорит на основе их авторитета;

21) Он чист;

22) Он владеет собой;

23) Он стоек;

24) Он терпелив;

25) Он прощает;

26) Он серьезен;

27) Он самоудовлетворен;

28) Он уравновешен;

29) Он щедр;

30) Он религиозен;

31) Он - герой;

32) Он сострадателен;

33) Он почтителен;

34) Он мягок;

35) Он великодушен;

36) Он застенчив;

37) Он - защитник душ, предавшихся ему;

38) Он счастлив;

39) Он - доброжелатель преданных;

40) Им можно овладеть с помощью любви;

41) Он всем благоприятствует;

42) Он - самый могучий;

43) Он - самый знаменитый;

44) Он пользуется всеобщей любовью;

45) Он питает особую склонность к преданным;

46) Он очень привлекателен для всех женщин;

47) Ему все поклоняются;

48) Он самый богатый;

49) Он пользуется всеобщим почетом;

50) Он - Высший Правитель;

51) Он не претерпевает изменений;

52) Он всезнающ;

53) Он всегда новый;

54) Его тело вечно, духовно и исполнено блаженства;

55) Он обладает всеми мистическими совершенствами;

56) Он обладает непостижимой энергией;

57) из Его тела исходят бесчисленные вселенные;

58) Он - изначальный источник всех инкарнаций;

59) Он дарует спасение Своим врагам;

60) Он привлекает освобожденные души;

61) Он совершает Свои многообразные чудесные игры, из которых выделяются Его детские игры во Вриндаване;

62) игрой на флейте Он привлекает все живые существа во всех вселенных;

63) Он окружен преданными, наделенными чудом любви к Богу;

64) в Своей чудесной, исключительной красоте Он не имеет Себе равных нигде в творении.

Все экспансии и аватары Господа суть лишь Его части. Господь Брахма и Господь Шива, Его gunavatara, лишь частично проявляют природу Всевышнего Господа. Все, что касается Господа Кришны, безгранично, вечно, беспредельно и абсолютно духовно. Лишь Он обладает шестьюдесятью четырьмя качествами во всей полноте. Его экспансии, начиная с Господа Нарайаны и до Господа Рамачандры, украшеныи лишь первыми шестьюдесятью Его трансцендентными качествами. Господь Брахма, Господь Шива и другие полубоги обладают лишь первыми пятьюдесятью пятью качествами, и то - лишь частично. Обычные дживы обладают первыми пятьюдесятью качествами, и то явно они проявляются лишь фрагментарно - как если бы это были капельки. Только Кришна - даже в отличие от своих экспансий Вишну - являет Свое превосходство, обладая четырьмя исключительными духовными качествами, которые уникальны и присущи лишь Ему одному. Если сравнить качества Господа Кришны с волнами, то Его игры постоянно?? создаются?? этими волнами, вздымаются ими и вновь меняют свой вид. Где бы они ни происходили - на Вайкунтхе, Голоке или на Земле (во Вриндаване) - они всегда трансцендентны. Итак, имя Господа, Его образ, качества и игры - одной и той же духовной природы. Обусловленная джива в контакте с иллюзорной материальной природой переживает состояние сознания, диаметрально противоположное сознанию Кришны. Из-за отождествления с материальным телом имя, образ, качества и действия дживы разделены и отличаются от истинной духовной сущности. Когда же она очищается от этой материальной скверны, эти четыре характеристики приобретают ту же духовную сущность и становятся неотличными от самой дживы. Но до очищения и освобождения по милости Кришны джива должна страдать муками ложного отождествления. Но Господь Кришна, Абсолютный и Всевышний, никогда не испытывает этих страданий.

СВЯТОЕ ИМЯ СУТЬ ПЕРВОИСТОЧНИК

Из четырех характеристик (имя, образ, качества и действия) Святое Имя Господа изначально, ибо дает познание остальных трех. Оттого воспевание Святого Имени - первейшая религиозная деятельность вайшнава. Из Святого Имени постепенно расцветают образ, качества и игры Господа.

Вся панорама игр Господа Кришны присутствует в Святом Имени. Ты Сам объявил, что Твое Имя - это высшая Абсолютная Истина.

ДВА ДУХОВНЫХ ОБЪЕКТА В МАТЕРИАЛЬНОМ МИРЕ

Эта материальная природа не может дать ничего выше Святого Имени. Святое Имя - самое ценное из всего, что есть в сокровищнице Господа. В материальной вселенной присутствуют только два объекта, являющихся выше материи - джива и Святое Имя; все прочее - косная материя. Джива живет здесь в обусловленном состоянии сознания по воле Господа. Первоначально джива одна представляла здесь дух. И мы числимся среди джив, т.е. отделенных составных частей Господа.

ОСНОВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ СВЯТЫЕ ИМЕНА

Святое Имя может быть подразделено на две категории: основное и второстепенное. Прибегая под кров основных Имен Господа, джива достигает самого существа духовной жизни. Основные имена Господа Кришны описывают Его трансцендентные игры и содержат в себе все духовное превосходство Господа. Среди них: Говинда, Гопала, Рама, Шри Нанда-Нандана, Радханатх, Хари, Йашамати-Пранадхана, Мадана-Мохана, Шйамасундара, Мадхара, Гопинатх, Браджагопала, Ракхала, Йадава. Всякий, кто воспевает эти Имена Господа, описывающие Его вечные игры, может достичь вечной обители Господа.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ИМЕНА И ИХ ПРИЗНАКИ

Веды обращаются к Господу по Именам, характеризующим Его отношение к материальной природе. Это - не первостепенные Его Имена: Творец, Сверхдуша, Брахман, Хранитель и Разрушитель мира, Йогешвара, Хара и проч.

С этими Именами взывают к Господу поглощенные кармической деятельностью и эмпирическим познанием. Воспевание этих Имен в соответствии с указаниями Вед приведет человека к благости и освобождению. Однако самого существенного результата воспевания Имен Господа - любви к Богу - достигают лишь те святые души, которые взывают к главным Именам Кришны.

ЧИСТОЕ ИМЯ И "NAMABHASA"

Если Святое Имя произнесено хотя бы раз, пусть нечисто, или оно просто услышано, просто звук Его проник внутрь, живое существо немедленно освобождается - будь оно высокой касты или низкой. Это - духовный факт. Выше этого - воспевание Святого Имени на стадии очищения (namabhasa - стадия, на которой всякая нечистота удаляется из сердца воспевающего). Через некоторое время это приведет к достижению высшей цели. Все прочие благоприятные и благочестивые плоды, в том числе освобождение, достигаются с легкостью, но достижение любви к Богу требует определенного времени. На стадии очищения джива освобождается от всех грехов и, следуя этим путем, приходит к высшей стадии воспевания - suddhanama, чистому Имени. Любовь к Кришне обретается лишь по достижении этой стадии чистого воспевания. Когда namabhasa завершена, все грехи и анартхи (дурные желания в сердце) устраняются, и преданный воспевает чисто. Затем suddhanama увенчивает преданного высшим успехом - любовью к Кришне.

"VYAVADHANA", т.е. РАЗРЫВ ВЫЗЫВАЕТ ОСКОРБЛЕНИЕ

Воспевание должно быть свободным от какого бы то ни было разрыва, ибо это - причина оскорблений Святого Имени, которые, в свою очередь, воздвигают непреодолимые препятствия на пути к успеху. Vyavadhana, разрыв бывает двух видов. Первый - varna-vyavadhana, т.е. разрыв в слогах. Например, в бенгальском слове hathikari, первый слог "ха" и послед ний - "ри" при соединении дают "Хари", Имя Кришны. Но, поскольку в середине вставлены слоги "тхи" и "ка", повторение "хатхи- кари" не принесет истинного блага воспевания Святого Имени, т.е. Кришна-премы. В то же время исламское слово "харам" не искажено таким разрывом слогов, varna-vyavadhana. В слове "харам" слоги, заключающие в себе Святое Имя "Рам", не разделены, и поэтому повторение "харам" приносит освобождение, ибо это - намабхаса. Второй тип vyavadhana называется tattva-vyavadhana, т.е. разрыв в идеях или выводах. Это - ужасное оскорбление. Имя Господа Кришны неотлично от Самого Господа Кришны. Но тот, кто загрязнен философией майавади, представляет их себе двумя различными сущностями. Такой оскорбительный вывод полностью разрушает духовную жизнь. Он явно противоречит учению Вед. Подобным воспеванием не достигнешь Кришна-премы. Преданный, воспевающий имя Кришны чисто, без той и другой vyavadhana, должен считаться возвышенным вайишнавом. Он достоин поклонения с великим усердием и любовью.

КОГДА РАЗРУШАЮТСЯ АНАРТХИ, ЯВЛЯЕТСЯ ЧИСТОЕ ИМЯ

Всякий, кто желает достичь высшего духовного успеха, чистого воспевания, должен обратиться к истинному духовному учителю и служить ему искренне и с усердием. Постепенно все анартхи, т.е. дурные желания в сердце разрушаются, является трансцендентное Имя Кришны и начинает танцевать на языке преданного. Преданный должен ежеминутно наслаждаться вкусом Святого Имени, отныне нектарным. Опьяненный духовно, преданный постоянно чувствует себя танцующим. Как танцует Святое Имя, так же танцует и преданный; в этот момент экстаз любви к богу, тоже танцуя, входит в сердце преданного. Весь мир падает к его стопам, и майа убегает прочь.

СВЯТОЕ ИМЯ ВСЕСИЛЬНО

Всевышний Господь вложил все Свои энергии в Свое Трансцендентное Имя и дал его живым существам. Любой, имеющий достаточно веры в Святое Имя, способен воспевать Его. Воспевающий Имя Господа Кришны надлежаще исполняет свои предписанные обязанности. Святое Имя столь могущественно, что воспевание не зависит от обстоятельств, времени, места, чистоты, соответствия правилам и прочему. Благочестивые действия, вроде: раздачи милостыни, совершения жертвоприношений, воспевания ведических мантр регулируются строгими правилами. Но единственное, что требуется для воспевания Святого Имени - это вера. Тот, кто прибегает под кров Святого Имени с неотступной верой, достигает полного совершенства. Джива Кали-йуги должна освободиться от иллюзии, войти в семью преданных Господа Кришны и постоянно воспевать Святое Имя.

ПРИНИМАЙТЕ ВСЕ, ЧТО БЛАГОПРИЯТНО ДЛЯ ВОСПЕВАНИЯ

"Следует принимать все благоприятное для преданного служения и отвергать все неблагоприятное. Следует искать общества преданных и использовать свою жизнь для постоянного воспевания и памятования Святого Имени Господа. Следует отказаться от всякой иной религиозной практики и благочестивой деятельности и никогда не поклоняться никакой иной личности. Также никого нельзя считать независимым от Всевышнего Господа. Всегда воспевающий Святое Имя и служащий преданным несомненно достигнет любви к Господу Кришне". Шрила Харидас Тхакур вновь опустил свою голову к лотосным стопам Господа. Плача, он молил Господа о развитии привязанности к Святому Имени.

Для того, кто благословлен любовью и преданностью, кто наслаждается служением лотосным стопам Шрилы Харидаса Тхакура, эта "Харинама Чинтамани" дороже самой жизни.

Глава 3. "NAMABHASA", т.е. НЕЧИСТОЕ ИМЯ

Слава Шри Гададхаре Пандиту и Господу Шри Гауранге; слава Господу Нитйананде, самой жизни Шримати Джанавидеви; слава Шри Адвайте Ачарйе и матери Сите; слава Шривасу Пандиту и всем преданным Господа Чаитанйи.

ОБЛАКА АНАРТХ И ТУМАН НЕВЕДЕНИЯ

Милостивый Господь Чаитанйа простер свои лотосоподобные руки и поднял Шрилу Харидаса Тхакура с земли. Господь сказал: "О, Харидас! Пожалуйста, возьми себя в руки. Объясни мне намабхасу. Понявший намабхасу будет стремиться к воспеванию чистого Имени. Святое Имя настолько могущественно и наделено такими трансцендентными качествами, что всякий воспевающий его может легко достичь освобождения. Господь Кришна - это всесильное духовное солнце, а Его Имя идентично Ему. Поэтому Святое Имя подобно всемогущему сияющему солнцу, рассеивающему мрак майи, т.е. неведения. Чтобы излить милость на обусловленные души, солнце Святого Имени взошло на горизонте материального мира. Но иногда тучи и туман застилают глаза человеку, он не видит солнца. Джива окутана тучей анартх и туманом неведения. Тучи и туман застилают глаза дживы, так что она делается неспособной видеть солнцеподобное Святое Имя. Солнце слишком велико, чтобы его могли закрыть какие бы то ни было тучи и туман, но если они застилают глаза дживы, солнце от нее скрывается.

ТУМАН НЕВЕДЕНИЯ - ПРИЧИНА ЗАБЛУЖДЕНИЯ

Отсутствие знания трансцендентной природы и сущности Святого Имени создает туман неведения, который погружает дживу во мрак. Не ведающий о превосходстве Господа Кришны надо всеми впадает в заблуждение и начинает поклоняться полубогам. Тем самым он вовлекается в цикл кармической деятельности. Тот, кто не осознал трансцендентную природу дживы, пребывает в материальном сознании, он заблуждается и всегда находится в неведении". Шрила Харидас Тхакур воскликнул радостно: "О, какое счастье выпало мне сегодня! Господь Чаитанйа желает услышать от меня о Святом Имени. Пребывающий в неведении не знает ни о духовной природе Святого Имени, ни о превосходстве Господа Кришны надо всеми. В действительности, полубоги - слуги Господа Кришны, природа дживы трансцендентна, а майа (иллюзия) - соответствует природе материи. Всякий, кто понимает эти истины, освобождается от тьмы неведения и достигает просветления."

АНАТОМИЯ ТУЧИ АНАРТХ

Устремление к вещам временным и неистинным, слабость сердца и ума - все это создает тучу анартх, которая заставляет дживу постоянно страдать. Asat-trisna (жажда иллюзорного) - это желание всего, что не связано с Господом Кришной, иначе говоря, жажда так называемой материльной выгоды. Hridaya-daurbalyam обозначает наклонности сердца и ума, возникающие из состояния духовной слабости.

Aparadha означает оскорбления. Следует избегать этих трех анартх, ибо они образуют тучу, скрывающую солнце Святого Имени. Святое Имя само по себе всегда совершенно, но намабхаса препятствует созерцанию его дживой.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НАМАБХАСЫ

Пока джива не утвердилась в знании sambandha-tattva, т.е. в правильном понимании отношения между Богом, его энергиями и дживой, она продолжает воспевание на стадии намабхасы. Когда же джива полностью предается истинному духовному учителю, она под руководством своего гуру делается искушенной в преданном служении, и тогда постепенно рассеиваются тучи и туман.

"SAMBANDHA", "ABHIDEYA", "PRAYODJANA"

Если рассеиваются тучи и туман, солнце Святого Имени вновь являет свое сияние, даруя преданному просветление любви к Богу. Истинный духовный учитель наставляет ученика в sambandha-jnana. Воспевание Святого Имени суть abhideya (указание) на sambandha (извечную связь). Гуру вдохновляет ученика на абхидхейу, т.е. воспевание. Солнце Святого Имени отныне светит сильнее, и туман анартх испаряется. Воспевание на этой стадии превращается в prayojana (жизненную необходимость). Прайоджана ведет преданного к любви к Богу. Теперь джива переживает экстаз каждую минуту воспевания.

Прежде всего, гуру наставляет ученика в sambandha-jnana. Это должно быть разъяснено четко, а ученик должен воспринимать с надлежащей верой. Квинтэссенция этого знания - в том, что Господь Кришна суть извечная Верховная личность Бога, а джива - вечно служит Ему, и так же вечно отношение любви дживы и Господа, внутренне присущее природе дживы. Соприкоснувшись с материальной природой, джива забывает свою вечную связь с Господом и бесцельно слоняется в этом мире иллюзии в поисках блаженства.

Материальный мир - настоящая тюрьма, в которой дживу наказывают за то, что она отвернулась от Кришны. Он состоит из четырнадцати планетных систем, вместе образующих то, что называется деви-дхама. Эти планетные системы суть камеры, в которых содержатся взбунтовавшиеся дживы. Деви-дхама - не место для счастья и блаженства. Так называемое материальное удовольствие, которое получают здесь дживы, временно, а, следовательно, просто продлевает страдание. Но наказание есть исцеление, и наказуемые дживы исправляются.

Если по милости вайшнава, преданного Господа, заключенная в тюрьму джива вновь наставляется в sambandha-jnana и Святом Имени, она постепенно просвещается сутью всякой религии, т.е. чистой любовью к Богу. У такой счастливой души, sayudjya-mukti, т.е. имперсональное освобождение, вызывает лишь порицание. Пока же она не утвердилась окончательно в понимании sambandha-jnana, ее воспевание будет значительно загрязнено анартхами. Тогда это - намабхаса, стадия, на которой джива не способна воспевать чистое Имя Кришны.

РЕЗУЛЬТАТ НАМАБХАСЫ

Стадию намабхасы не следует недооценивать, ибо она предоставляет дживе множество благ и увеличивает ее благочестие. Поистине, намабхаса - одна из величайших добродетелей дживы. Она приносит дживе больше счастья, чем религиозность, обеты, йога, жертвоприношения и тому подобное, вместе взятое. Благодаря воспеванию джива освобождается от всех своих грехов и от действия Кали-йуги. Более того, Кали становится доброжелательным слугой дживы, обеспечивающим безопасность и спокойствие.

Она делается неподверженной страданиям, причиняемым демонами, призраками, домовыми, злыми духами и вредоносными влияниями планет. Даже если джива осуждена на адские планеты, она достигает освобождения; нейтрализуется вся ее prarabdha-karma (реакции на грехи прошлых жизней, действующие ныне). Намабхаса величием превосходит плоды изучения всех Вед, посещения всех мест паломничества, всякой альтруистической и благочестивой деятельности.

Четыре цели, установленные Ведами - религиозность, богатство, наслаждение и освобождение - достигаются воспеванием в намабхасе. Она наделена невообразимой силой, способна улучшить любое живое существо. Она дарует безграничную радость и может даже самых безнадежных поднять до возвышенной стадии осознания. Намабхаса обеспечивает перемещение в духовную обитель на Вайкунтху, особенно в Кали-йугу; это утверждают писания.

ЧЕТЫРЕ ТИПА ОТНОШЕНИЯ В НАМАБХАСЕ

Четыре типа отношения в намабхасе таковы: sanketa (ненамеренное); parihasa (шуточное); stobha (насмешливое); hela (непочтительное и пренебрежительное).

Sanketa бывает двоякой:

1. Когда человек, хотя и намеренно произносит Имя Господа Вишну, имеет о нем материалистическое представление.

2. Когда у человека в уме - нечто, совершенно отличное от Господа или Его Имени, но он произносит Святое Имя, так или иначе вспомнив этот трансцендентный звук.

Яваны едят мясо коров и, несмотря на это, могут достичь освобождения, произнося "харам" - обычное слово на урду (их языке), поскольку при этом одновременно произносится и Имя Господа Кришны. Сила Святого Имени никогда не убывает, даже в sanketa-namabhasa.

Произнесение Имени в шутку (parihasa), как это сделал Джарасандха, или с насмешкой (stobha) - как Шишупала, приносит освобождение. Даже невнимательное и непочтительное произнесение освобождает от мук материального существования. Воспевание в намабхасе может очистить всякого. Эта возможность достичь освобождения предоставляется всем - и людям дурного воспитания (mlecehas), и вульгарным материалистам, и лентяям.

"SRADDHA-NAMABHASA" и "HELA-NAMABHASA"

Воспевание с верой, хотя и омраченное еще анартхами, известно как sraddha-namabhasa. Ты объяснял это Сам, о, Господь!

В четырех типах отношения в намабхасе нет элемента истинной sraddha (веры), а sanketa имеет примесь пренебрежения. Тем не менее даже hela-namabhasa (воспевание с пренебрежением) приносит освобождение, что уж говорить о воспевании с верой! Последнее утверждает человека на плане sambandha-jnana, что имеет своим результатом rati, т.е. влечение к Святому Имени. Sraddha-nama очень легко и быстро очищает анартхи.

СВОБОДНАЯ ОТ АНАРТХ, НАМАБХАСА СТАНОВИТСЯ "NAMA"

Namabhasa позволяет достичь всего, за исключением Кришна-премы. Когда анартхи уничтожены, намабхаса обращается в nama или suddha-nama, чистое Имя. Благодаря чистому воспеванию и следованию правилам садханы, как учат этому гуру, садху-шастра, человек медленно, но верно обретает Кришна-прему - любовь к Богу. Однако воспевание в намабхасе никогда не дает Кришна-премы. Я склоняюсь перед счастливой душой, освободившейся от совершения намапарадхи, оскорблений Святого Имени на стадии намабхасы. Эта стадия намабхасы далеко превосходит знание и кармическую деятельность. А если вера человека в дальнейшем укрепится в rati (влечение), и если человек будет избегать оскорблений, то постепенно он придет к чистому Имени.

ДВА ВИДА НАМАБХАСЫ: "CHAYA" И "PRATIBIMBA"

В писаниях много таких слов, как: namabhasa, vaisnava- abhasa, sraddha-abhasa, rati-abhasa, mukti-abhasa, и т.п.

Суффикс "абхаса" имеет особое значение и разнообразное применение. В действительности, абхаса (недостаточное или неявное наличие) бывает двух видов: svarupa-abhasa и pratibimba-abhasa.

Svarupa-abhasa означает, что яркое сияние лишь едва пробивается. Например, когда облачно, свет солнца все равно есть, но полное его сияние скрыто облаками. На первом этапе своего развития намабхаса темна. Тем не менее она суть огромное благо для человечества. Это называется chaya-namabhasa, т.е. "неясное, затененное Имя". Путь к "затененному" Имени открывается с помощью chaya-sridhadhasa, т.е. "неясной, затененной веры".

Pratibimba-abhasa означает искаженный образ реального объекта, как, например, искажается солнечный свет, отбрасываемый поверхностью воды. Такое искаженное отражение допускает лишь приблизительное восприятие изначального источника света. Pratibimba-namabhasa проявляется, когда лучи Святого Имени отражаются озером мысли майавади, даруя воспевающим майавади sagujya- mukti, но не квинтэссенцию воспевания - Кришна-прему. В действительности, такая намабхаса является главной намапарадхой, и потому не может вообще считаться намабхасой. Chaya-namabhasa или svarupa-namabhasa - это настоящая намабхаса, которая подразделяется на четыре названных ранее вида. Воздавая хвалу намабхасе, писания сурово осуждают pratibimba-namabhasa. Chaya-namabhasa является результатом воспевания Святого Имени в условиях, когда анартхи, рожденные неведением, еще не устранены. Но pratibimba-namabhasa - воспевание Святого Имени с анартхами, питаемыми злонамеренными и извращенными знаниями, считается ужасным препятствием преданному служению и отвратительным оскорблением. Воспевающий vaisnava-abhasa не может быть признан чистым вайшнавом. Тем не менее, если он не осквернился философией майавади, его следует почитать как неофита-преданного. Общение со святыми может с легкостью возвысить его. Возвышенные вайшнавы считают таких неофитов невинными и оттого изливают на них свою милость. Нельзя ни пренебрегать такими неофитами, ни избегать их, в отличие от агностиков майавади. Чистые преданные раздуют искорку преданности в них, будут поощрять их склонность служить Божеству в храме и постепенно дадут им sambandha-jnana, чтобы утвердить их в преданном служении Господу и Его преданным. Однако, если неофиты проявляют упорную склонность к неискоренимым идеям майавади, то их надо избегать.

ПРАТИБИМБА-НАМАБХАСА

Человека впечатляет чистая и твердая вера другого; это вызывает в нем sraddha-abhasa, т.е. зарождение веры. Он желает совершенствоваться и, для этого, непрерывно воспевает, хоть и сохраняя сильную привязанность к услаждению чувств и желанию освобождения. Его шраддха - не настоящая, хотя признаки шраддхи налицо. В писаниях это определяется как pratibimba-sraddhabhasa. Воспевание с пратибимба-шраддхабхасой имеет своим результатом пратибимба-намабхасу. Однако, если случается так, что намабхаса этого рода уклоняется в сторону философии майавади, воспевающий начинает считать совершенное и трансцендентное Имя Господа мирским и нуждающимся в усовершенствовании посредством воспевания со знанием. Такое оскорбление уничтожает и ту малость истинной шраддхи, которая была у воспевающего.

ЧХАЙА И ПРАТИБИМБА-НАМАБХАСА

Чхайа-намабхаса проистекает единственно из неведения. Она коренится в hrdaya-daurbalyam, т.е. слабости сердца. Это своего рода анартха. Все это очищается воспеванием Святого Имени. Однако, воспевание в пратибимба-намабхасе лишь увеличивает оскорбления, совершаемые воспевающим. Согласно майавади, имя Господа Кришны, Его образ, качества и игры иллюзорны, ложны, временны и загрязнены. Подобным же образом они неверно понимают прему, т.е. духовную любовь, как исчезающую. Философия майавади противоречит пути преданного служения - бхакти - на каждом шагу. Майавади - величайшие оскорбители. Их воспевание не является истинным воспеванием. Звук имени Господа может вылетать у них изорта, но он лишен энергии Господа. Их воспевание наполнено стремлением к услаждению чувств и освобождению. Они всегда считают Имя Господа материальным. Их воспевание - обман и поэтому приносит им лишь беспрестанные страдания.

КАК СПАСТИСЬ МАЙАВАДИ?

Если, по великой удаче, майавади отбросит желание удовлетворения чувств и освобождения и будет воспевать, считая себя слугой Кришны, он облегчит этим тяжесть своих оскорблений и духовных ошибок. Тогда с раскаянием прибегнет он под кров Святого Имени. Это откроет путь к общению с чистыми преданными и вниманию им. Его воспевание приведет его к пониманию sambandha-jnana. Он должен воспевать, постоянно проливая слезы; только так сможет он вызвать милость к себе Святого Имени.

МАЙАВАДИ СЧИТАЮТ БХАКТИ МАТЕРИАЛЬНЫМ

Майавади считают и трансцендентный образ Господа Кришны, и органически присущее дживе положение слуги Господа преходящими и воображаемыми. Эта философия майавади - тяжелая намапарадха. Намабхаса - поистине древо желаний, ибо дарует майавади sayujya-mukti, столь желанное им. Поскольку Имя всесильно, на стадии pratibimba-namabhasa оно дарует mukti-abhasa, т.е. подобие освобождения. Из пяти типов освобождения sayujya-mukti (единение с Богом) считается абхасой, т.е. всего лишь намеком на освобождение. Сайуджйа действительно ограничивает материальные страдания, но за этим следует несомненная духовная гибель.

Плененные майей, майавади находят наслаждения в сайуджйе, но это лишь призрак истинного счастья. Они навсегда теряют трансцендентное существование, знание, счастье и преданное служение, ибо сайуджйа-мукти лишает их памяти о Кришне. Не может быть и речи о вечном блаженстве, если подвергнется сомнению вечность бхакти и премы.

ЧХАЙА-НАМАБХАСА МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ШРАДДХАНАМЕ

Если воспевающий в чхайа-намабхасе не осквернен атеистическими представлениями, то он имеет хорошие шансы. Положение его таково, что он пребывает в неведении относительно силы Святого Имени, но Святому Имени внутренне присуща способность зародить это знание в сердце воспевающего. Например, солнце может быть совершенно скрытым облачным небом, но только облака разойдутся, как оно засияет в полную силу. Воспевающий обретет великое благо, прибегнув под кров истинного духовного учителя и за короткое время станет способным достичь чистого Имени и Кришна-премы.

ПРЕДАННЫЕ НЕ ДОЛЖНЫОБЩАТЬСЯ С МАЙАВАДИ

Старательно избегайте общения с майавади! Служите тем, кто привязан к чистому воспеванию! О, Господь Чаитанйа! Это - твои установления, и счастливец тот, кто следует им. Несчастны те, кто пренебрегают этими наставлениями и не следуют им - они будут страдать вечно. О, Господь, милостиво благослови меня так, чтобы мне отвергнуть дурное общение и прибегнуть под кров Твоих лотосных стоп! Нет иного пути! Для того, кто благословлен любовью и преданностью, кто наслаждается служением лотосным стопам Шрилы Харидаса Тхакуры, эта книга "Харинама Чинтамани" - дороже жизни.

Глава 4. КРИТИКА СВЯТЫХ ЛИЧНОСТЕЙ

Слава Шри Гададхаре Пандиту и Господу Шри Гауранге; слава Господу Нитйананде, самой жизни Шримати Джанавидеви; слава Шри Адвайте Ачарйе и матери Сите; слава Шривасу Пандиту и всем преданным Господа Чаитанйи.

ДЕСЯТЬ ОСКОРБЛЕНИЙ СВЯТОГО ИМЕНИ

Господь Чаитанйа сказал: "Теперь, Харидас, подробно опиши оскорбления Святого Имени".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: