Бхактивинода Тхакур - Годрума-калпатави 8 глава




Другой действенный способ устранить апатию к Святому Имени - это сесть одному в закрытой комнате и медитировать на Святое Имя, как делали мудрецы прошлого. Если это невозможно, надо укрыть лицо тканью и сосредоточиться на Святом Имени. Медленно будет развиваться влечение к Святому Имени. Апатия и невнимательность постепенно пройдут.

СИМПТОМЫЛЕНИ, т.е. JADYA

Предаваться лени (джадйе) - значит лишить себя возможности вкушать нектар Святого Имени. Человек начинает повторение и памятование Святого Имени, но очень скоро ощущает это непосильным и испытывает желание уснуть. Продвинутые преданные очень бдительны в отношении этого оскорбления. Они ни мгновения не тратят в пустых разговорах или действиях, постоянно медитируя на Святое Имя Господа. Они настолько погружены в нектар Святого Имени, что ни о чем ином не заботятся. Надо изо всех сил стараться общаться с такими редкими преданными и следовать их при- меру - так можно избавиться от лени. В природе святых вайшнавов - постоянно исполнять преданное служение. Они никогда не тратят времени зря. Видя это, человек сразу привлекается такой стороной преданности. Он спросит себя, как и ему стать таким преданным, погруженным в медитацию на Святое Имя, как бы - с этого самого дня - и ему начать наращивать свое повторение, пока он не сможет с рвением и вдохновением повторять три лакха Святых Имен. Когда Господь Кришна видит такой энтузиазм, Он отвечает на это устранением умственной инертности неофита силой Своего Имени и введением его в общество продвинутых преданных.

VIKSEPA (ОТВЛЕЧЕНИЕ) И ПРОТИВОЯДИЕ

Отвлечение при воспевании создает определенного рода иллюзию, вызывая серьезные оскорбления Святого Имени, которые очень трудно одолеть. Эта иллюзия ведет к стремлению к богатству, женщинам, положению, успеху и даже к обману. Когда такие устремления покрывают сердце, неофит постепенно утрачивает интерес к воспеванию Святого Имени.

Надо предпринимать постоянные усилия, чтобы выбрасывать из ума подобные мысли, и стараться следовать правилам вайшнавского этикета. Эти усилия вернут удачу. Человек должен начать с соблюдения экадаши, дней явления Господа и иных важных праздников. В праздники он день и ночь должен повторять и петь во славу Господа в обществе святых преданных. Идеальный способ соблю- дать эти праздники - находиться в одной из дхам (Навадвипа, Вриндавана, Пури и др.) вместе с садху (чистыми преданными в линии преемственности от Шрилы Рупы Госвами), читая и обсуждая шастры, ведические писания (такие как Бхагавад-Гита, Шримад-Бхагаватам) и остальную вайшнавскую литературу. Он должен со всей искренностью участвовать в этих праздниках без всякого беспокойства и сомнения. Благодаря праздникам вновь возгорается угасшая было искра духовного вкуса. Так человек постепенно вновь обретет влечение к играм Всевышнего Господа.

Ощутив высший вкус чистой духовности, человек естественно почувствует отвращение к своим низшим материальным привязанностям. Чудесные песни о Всвевышнем Господе, которые поют преданные, восхитят его, нектар заполнит его уши. Ум его уйдет от материи и утвердится на играх и Святых Именах Господа. Когда его ум вновь будет установлен на Святом Имени, он сможет повторять вечно в радостном и спокойном настроении.

ЭНТУЗИАЗМ В ВОСПЕВАНИИ

Человек должен тщательно следовать своему обету повторения определенного числа Святых Имен и постоянно проверять, повторяет ли он свои круги искренне. Начинающие всегда торопятся как-нибудь повторить установленное число Имен и покончить с этим. Важно сосредоточиться на качестве повторения, не стараясь искусственно увеличивать количество. Надо отчетливо произносить Имя Господа. Достичь этого можно лишь по милости Господа, чтобы Он не дал пасть жертвой приманок иллюзии отвлечения и позволил продолжать полностью чувствовать нектар Святого Имени.

МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТВЛЕЧЕНИЯ

Преданный должен сделать своим обыкновением проводить некоторое время одному в спокойном месте, глубоко сосредоточившись на Святом Имени. Он должен отчетливо произносить и слышать

Имя. Сама джива не может ни избежать, ни преодолеть иллюзию отвлечения. Но это легко по милости Господа. Поэтому важно в великом смирении горячо молить Господа о милости. Это - единственное средство спасения для дживы.

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТЬ ЭНТУЗИАЗМ

О, Господь Чаитанйа! Ты - океан сострадания. Мое сердце в беспокойстве взывает к Тебе о милости. Если не пробудится моя совесть и я не стану молить Тебя о милости, значит нет никого несчастнее меня. Те, кто пытается достичь преданного служения, полагаясь лишь на свой собственный разум и искушенность своего ума, увидят, что попытки их бесплодны. Милость Господа Кришны - первопричина успеха любой деятельности. Тот, кто не стремится обрести милость Господа, - поистине очень несчастливая душа.

Немного раньше мы говорили уже о глубоком сосредоточении на Святом Имени. Господь Чаитанйа советует всем произносить ("Чаитанйа-Бхагавата", Мадхйа, 23.650): Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе.

Господь сказал: "Это - Махамантра. Совершайте медитацию джапы, повторяя Святые Имена предписанное количество раз (nir- bandha). Благодаря повторению вы достигнете всякого желаемого совершенства. Повторяйте Святое Имя постоянно, ибо нет правил и предписаний, ограничивающих это. Слово nirbandha нуждается в пояснении. Садхака должен повторять Махамантру на четках из туласи. В джапа-мале - 108 бусин. Четыре круга на мале составляют granthi. Постепенно наращивая свое повторение, садхака должен стремиться к повторению шестнадцати granthi, т.е. одного лакха Святых Имен. Именно это число и считается nirbandha. Если повторение наращивается дальше - до трех лакхов Имен, - преданный всегда будет погружен в Святое Имя Господа. Все предыдущие ачарйи и махаджаны следовали этому наставлению Господа Чаитанйи и достигли совершенства. Даже сейчас каждый может достичь совершенства, благодаря правильному повторению. Каждый - в том числе: освобожденные души, материалисты и те, кто стремится к спасению - способны к воспеванию Святого Имени Господа. Большие отличия заметны в настроении воспевания у освобожденных душ, но нектар Святого Имени можно вкушать в любом из настроений - будь то духовное наслаждение от соединения с Господом или боль разлуки с Ним." Тот, кто станет носить драгоценность "Харинама Чинтамани", как корону на голове, несомненно обретет прибежище у лотосных стоп Шрилы Харидаса Тхакура.

Глава 13. СОХРАНЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ К "Я" И "МОЕ"

Слава Шри Гададхаре Пандиту и Господу Шри Гауранге; слава Господу Нитйананде, самой жизни Шримати Джанавидеви; слава Шри Адвайте Ачарйе и матери Сите; слава Шривасу Пандиту и всем преданным Господа Чаитанйи.

ХУДШЕЕ ОСКОРБЛЕНИЕ СВЯТОГО ИМЕНИ

В слезах экстатической любви Шрила Харидас Тхакур прерывающимся голосом стал объяснять последнее из оскорблений Святого Имени: "О, Господь! Последняя намапарадха - наихудшая. Она сдерживает поток божественной любви - премы. Даже получив духовную инициацию, люди, наиболее привязанные к материальному, не могут полностью отвергнуть телесные отождествления. Они сохраняют умонастроения "Я" и "Мое", которые уводят их с пути преданного служения. Физические отождествления, вроде "Я - брахман", "Я - вайшнав", "Я - царь", или "Это - мое положение, мое богатство, мой сын, мой внук" и т.д. указывают на духовную незрелость и сдерживают развитие преданного служения. Это ужасное оскорбление нейтрализуется только преданием себя Святому Имени.

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕДАВАТЬСЯ СВЯТОМУ ИМЕНИ

Каждый преданный должен уничтожить все намапарадхи и полностью предаться Святому Имени. Согласно писаниям, в предании себя - шесть звеньев. Описать их подробно - выше моих возможностей. Я лишь коснусь их и возложу у твоих лотосных стоп.

Обет принимать все благоприятное для совершения преданного служения и отвергать все неблагоприятное, убежденность в том, что Господь Кришна всегда защитит, во всем целиком полагаться на Кришну, постоянно ощущать кротость и смирение, припасть к лотосным стопам Господа Кришны - таковы шесть звеньев предания себя ("Нектар наставлений", стих 4).

Преданное служение возможно лишь для живого, поэтому надо принимать необходимое для того, чтобы душа с телом не разлучалась. Жизнь должна поддерживаться таким образом, чтобы способствовать преданному служению, поэтому надо развивать вкус к объектам, связанным с Господом Кришной. Одновременно, в сердце естественно развивается отвращение ко всему препятствующему преданному служению. Господь Кришна становится единственным защитником и хранителем, ибо кроме Него, не на кого положиться. Я - как Его вечный слуга - так или иначе вхожу в семью Господа Кришны, и мое единственное желание - это действовать по воле Господа Кришны.

Надо отвергнуть ложные отождествления, вроде: брахман, шудра, отец, муж, царь, подданный, хозяин, жертвователь, покровитель; отбросить всякую привязанность к деньгам, телу, детям, жене и проч. Центром всех привязанностей и отношений должен стать Кришна, о котором человеку следует думать так: "Он - настоящий мой хозяин и Господин, Его воля для меня - закон. Я готов действовать только по желанию Господа Кришны, а о своих личных делах не буду даже и думать. Свои семейные дела я буду вести так, чтобы удовлетворить Господа. По Его желанию я пересеку материальный океан. И в радости, и в горе я останусь Его вечным слугой. Лишь по Его желанию могу я стать сочувствующим страданиям других.

Всякое материальное наслаждение и настроение аскезы принимаются мной единственно по воле Господа. Когда само собой приходит такое чувство, человек достигает стадии atma-nivedana (предания души).

ЧТО ПРОИСХОДИТ, ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ПРЕДАСТ СЕБЯ ГОСПОДУ

Неспособный принять эти шесть звеньев предания себя суть пленник ложного "эго", постоянно рассуждающий в понятиях "Я" и "Мое". Он гордо заявляет: "Я здесь хозяин. Это хозяйство и семья - мои. Я потрудился, и потому результаты труда - мои. Я буду ими наслаждаться, все равно - горькие они или сладкие. Я - сам себе покровитель и хранитель. Эта женщина - моя жена, это - мой брат, это - мой сын. В поте лица своего я зарабатываю себе на жизнь, и успех - это вознаграждение моих усилий."

Одурманенные подобным эгоизмом, такие материалисты переоценивают свои возможности и разум. Ученые распространяют свои теории и развивают технику, гордясь своим отрицанием всемогущества Бога или даже Самого Бога. Это - наихудшие демоны среди всех атеистов. Они получают признание за так называемый прогресс научной технологии и материальный комфорт, который она несет с собой, но, в действительности, все происходит по воле Бога - это они забывают, ибо так им удобнее. Когда атеисты слышат о величии Святого Имени, они не верят в него. Тем не менее даже они иногда произноят Святое Имя Кришны под давлением общественных норм, но, поскольку такое повторение лишено веры, они никогда не испытывают блаженства. Это - обычные методы обманщиков, делающих из религии лишь своего рода спектакль. Повторяя имя Кришны - даже в пренебрежении - они достигают некоторого благочестия, но истинный плод повторения - чистая любовь к Богу - недоступен для них. Причина их оскорбительного отношения - поглощенность материальным. Их так зачаровывает энергия, вводящая в заблуждение, что они делаются слепы, и для них крайне трудно освободиться от своих оскорблений. Лишь тот, кто обрел вкус к чистому преданному служению, чувствует отвращение к материалистической жизни; отвергая ее, он полностью предается Святому Имени.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЭТОГО ОСКОРБЛЕНИЯ

Оставив все материальные привязанности и добровольно приняв нищенство, человек должен смиренно поклоняться лотосным стопам Господа Кришны, полностью предавшись воспеванию Святого Имени. Он должен искать общения с садху и служить им без материальных желаний. Постепенно в сердце его зародится влечение к Святому Имени, эгоистическое мышление понятиями "Я" и "Мое" исчезнет, и он преодолеет океан материального неведения. Благодаря слушанию прославления Святого Имени рассеются последние следы ложных эго. Тогда в сердце расцветут признаки чистого преданного, и человек обратится к шести процессам предания себя.

Тот, кто полностью обрел прибежище в Святом Имени, - великая душа, ибо становится воспреемником сокровища Кришна-премы.

ПРИЗНАКИ ТОГО, КТО СВОБОДЕН ОТ НАМАПАРАДХ

Полное духовное благо еще не обретается тем, кто просто избегает десяти намапарадх. Характеристика этих десяти оскорблений и указание избегать их дается, в действительности, как указание развивать особые качества святости, делающие намапарадхи невозможными. Оттого следует: не критиковать, а славить святых вайшнавов, поклоняться Кришне как Абсолютному Всевышнему Господу, осознавать значение гуру, посвящающего в Святое Имя, понимать особые достоинства писаний, раскрывающих величие Святого Имени, вырвать с корнем и уничтожить склонность к греху, сердцем признать, что Святое Имя вечно пребывает в чистой благости, проповедовать величие Святого Имени только верующим, полностью оставить благочестивую ритуалистическую деятельность и, предавшись целиком Святому Имени, воспевать вне заблуждения.

ВОСПЕВАНИЕМ БЕЗ ОСКОРБЛЕНИЙ БЫСТРО ДОСТИГАЕТСЯ BHAVA

Когда человек таким образом освобождается от оскорблений, он становится счастливейшим существом. Он обретает все благие качества и делается достойным получить беспричинную милость Господа Кришны. Очень скоро его воспевание вознаграждает его божественным плодом bhava, первой ступени prema. Так повторяющий без оскорблений немедленно перемещается со стадии sadhana, т.е. упражнения, на стадию bhava, т.е. спонтанного чистого преданного служения. Из бхавы исходит према, которая, согласно писаниям, суть зрелый плод чистого преданного служения, кульминация всякого совершенства.

О, Господь Чаитанйа! Ты Сам лично доказал, что если преданный повторяет Святое Имя без оскорблений, он быстро достигает Кришна-премы.

ОСКОРБИТЕЛЬНОЕ ВОСПЕВАНИЕ ПРЕПЯТСТВУЕТ ЧИСТОЙ ПРЕДАННОСТИ

Если человек продолжает воспевание с оскорблениями, то, вопреки всем усилиям, он никогда не достигнет чистой преданности.

Карми посредством кармы наслаждаются райским блаженством; гйани, благодаря эмпирическому знанию, достигают освобождения, но чистая преданность Господу Кришне, достижимая очень редко, становится доступной лишь благодаря чистому преданному служению. Райское блаженство и освобождение сравниваются с перламутром (блестящей внутренней поверхностью раковины жемчугоносного моллюска), тогда как чистая преданность Кришне суть Неоценимая драгоценность, сам жемчуг. Обязанность дживы - добиться успеха своей садханы. Достичь искусности в практике означает избегать десяти намапарадх.

ТЯЖЕСТЬ НАМАПАРАДХИ

Если человек жаждет чистой преданности, он будет воспевать, избегая десяти оскорблений. Он должен тщательно избегать каждого оскорбления, ощущая глубокое раскаяние, если когда-нибудь совершит одно из них. Он должен искренне молиться лотосным стопам Святого Имени и воспевать с решимостью. Только тогда он будет благословлен милостью Святого Имени, которая разрушит все его оскорбления. Никакая иная деятельность или искупление не может нейтрализовать его оскорблений.

МЕТОД ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ НАМАПАРАДХ

Оскорбления Святого Имени Господа устраняются единственно посредством постоянного воспевания. Разрушенные этим способом, они уже никогда не возвращаются. Постоянное воспевание означает, что, за исключением того минимального времени, которое отводится сну и прочим неустранимым физическим надобностям, человек весь день должен воспевать. Никакое искупление и никакой ритуал не сравнятся с этим по действенности. Когда оскорбления разрушены, в сердце расцветает чистое Святое Имя. Чистое Имя Кришны дает бхаву и, в конце концов, прему.

О, Господь Чаитанйа! У Твоих лотосных стоп я смиренно молю о том, чтобы в моем сердце никогда не нашлось места для десяти оскорблений Святого Имени Господа. Милостиво дозволь мне всегда пребывать погруженным в нектар чистого Имени." Этот жалкий Бхактивинода способен с великой радостью рассказывать "Харинама Чинтамани" лишь силой беспричинной милости Шрилы Харидаса Тхакура.

Глава 14. ОСКОРБЛЕНИЯ В ПРЕДАННОМ СЛУЖЕНИИ

Слава Шри Гададхаре Пандиту и Господу Шри Гауранге слава Господу Нитйананде, самой жизни Шримати Джаннавидеви; слава Шри Адвайте Ачарйе и матери Сите; слава Шривасу Пандиту и всем преданным Господа Чаитанйи.

ШРИЛА ХАРИДАС ТХАКУР - НАНАЧАРЙА

ГОСПОДЬ ЧАЙТАНЬЯ СКАЗАЛ: "О, Мой преданный Харидас! Великим благом для обусловленных дув Кали-йуги является это подробное объяснение оскорблений Святого Имени, которое ты дал. Ты истинно великая духовная личность и ачарйа." Шрила Харидас Тхакур - намачарйа, т.е. главный духовный авторитет во всем, что касается Святого Имени. Он действовал в полном соответствии с тем, что проповедовал. Он учил дживы чистому Имени, тени Имени, т.е. намабхас, и величию Святого Имени. Он учил также тому, как избегать оскорбления. Всему этому он учил собственным примером. Господь Чаитанйа продолжал: "Твое исследование Святого Имени доставило Мне большое наслаждение. Как ачарйа, ты - образец. Ты - проникновенный проповедник. Тебя всегда украшает неоценимая драгоценность Святого Имени Господа. Рамананда Райа учил Меня сокровенной науке божественных рас, а сейчас ты наставил Меня в глубокой философии Святого Имени. Милостиво расскажи теперь о различных видах оскорблений в исполнении преданного служения. Шрила Харидас Тхакур ответил: "Ты вопрошаешь о предмете, более знакомом преданному, который совершает служение. Мое же время проходит в общении со Святым Именем. А о том я не знаю, что и говорить. Тем не менее, я не могу пренебречь Твоим указанием. Я буду говорить, что Ты повелел мне.

РАЗНОВИДНОСТИ СЕВААПАРАДХИ

Оскорбления в преданном служении (севапарадхи) многочисленны. В некоторых писаниях их перечислено 32, а в других - 50. Севапарадха, по определению, всегда относится к поклонению Божеству. В писаниях обычно приводится четыре классификации севапарадхи: 1) относящаяся к тому, кто проводит служение Божеству; 2) относящаяся к установлению Божеству; 3) относящаяся к тем, кто пришел на даршану в храм к Божеству; 4) то, что приложимо во всех Трех предыдущих случаях. Их легко определить.

ТРИДЦАТЬ ДВЕ СВВАПАРАДХИ

Вот перечень тридцати двух оскорблений в поклонении Божеству:

1) входить в храм обутым или показываться перед Божеством иначе чем пешим, как на прогулке; 2) не соблюдать праздников; 3) забывать кланяться и возносить Божеству молитвы; 4) входить в храм, не омыв рук и ног после еды; 5) служить Божеству в нечистом, т.е. оскверненном состоянии; 6) кланяться на одну руку; 7) ходить по кругу перед Божеством; 8) вытягивать ноги в сторону Божества; 9) сидеть перед Божеством без подстилки; 10) сидеть перед Божеством облокотившись или спать; 11) есть перед Божеством; 12) лгать перед Божеством; 13) громко говорить перед Божеством; 14) говорить с другими перед Божеством; 15) фальшиво плакать перед Божеством; 18) ссориться перед Божеством; 17) критиковать кого-либо перед Божеством; 18) подавать нищим перед Божеством; 19) грубо говорить перед Божеством; 20) накрываться одеялом перед Божеством; 21) хвалить кого-то перед Божеством; 22) поступать неприлично перед Божеством; 23) испускать воздух перед Божеством; 24) использовать худшие параферналии, хотя есть лучшие;. 25) есть или пить неподнесенное; 26) не подносить фруктов или овощей по сезону; 27) подносить оскверненное, уже отведанное; 28) сидеть к Божеству спиной; 29) кланяться или проводить поклонение кому-либо перед Божеством; 30) не сдавить своего гуру и не кланяться ему перед Божеством; 31) сдавить самого себя перед Божеством; 32) злословить полубогов перед Божеством Эти тридцать две севапарадхи собраны самоосознавшими мудрецами из писания.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСКОРБЛЕНИЯ (ПРИВЕДЕНО ИЗ ДРУГИХ ПИСАНИЙ)

Оскорбительным действием является: 1) роскошно есть; 2) прикосновение к Божеству Хари во тьме; 3) прикосновение к Божеству вне надлежащего ритуала; 4) открытие алтаря без сопровождения музыкой и пением, услаждающими Господа; 5) поднесение Господу пищи, на которую смотрела собака; 6) разговаривать во время служения; 7) проводить арати, не надев цветочную гирлянду на Божество; 8) подносить непривлекательные или лишенные запаха цветы; 9) не омывать лицо и рот перед служением; 10) служить, не омывшись после сношений с женой; 11) находиться в присутствии женщины в течение ее менструального периода; 12) служить сразу после разжигания огня; 13) испускать газы перед Божеством; 14) служить в грязной или оскверненной одежде; 15) служить в состоянии гнева; 16) служить сразу после посещения крематория, или прикосновения к трупу, или взгляда в лицо мертвеца; 17) служить при несварении или дизентерии; 18) служить сразу после еды: 19) служить, жуя табак или бетель; 20) касаться Божества, натеревшись маслом; 21) подносить цветы дерева pipa или касторового дерева; 22) служить в неблагоприятное время; 23) служить, сидя на деревянной табуретке; 24) при омовении Божества касаться Его левой рукой; 25) подносить старые или уже поднесенные цветы; 26) хвастаться в процессе служения; 27) сплевывать по привычке; 28) служить со смазанным или неровным тилаком; 29) входить в храм, не омыв ног; 30) подносить Божеству пищу, приготовленную невайшнавом; 31) совершать пуджу перед невайшнавом.

ТОТ, КТО СЛУЖИТ, ДОЛЖЕН ИЗБЕГАТЬ СЕВАПАРАДХИ

Совершающий поклонение Божеству должен тщательно избегать севапарадх, и все вайшнавы должны строго воздерживаться от намапарадх и вкушать нектар чистого преданного служения Господу Кришне. Сам преданный - лучший судья тому, какого оскорбления.ему следует больше остерегаться, согласно исполняемому им служению. Но долг каждого вайшнава во всякое время избегать намапарадхи.

НА СТАДИИ BHAVA-SEVA СЕВАПАРАДХА ПОЧТИ ИСКЛЮЧАЕТСЯ

Преданный, который в уединенном месте, в разлуке с Божеством неуклонно поклоняется Господу в настроении любовного экстаза (бхавы), должен тщательно избегать десяти оскорблений Святого Имени, ибо намапарадха - корень всех зол. Bhava-seva начинается лишь после преодоления намапарадх. На этой стадии служения надо быть свободным от всех оскорблений. В bhava-seva главное служение - в уме, и потому севапарадха едва ли возможна. О, Господь Чаитанйа! Ты так наставлял Шрилу Рагхунатху даса Госвами в поклонении Шри Говардхана-шиле: "Этот камень -трансцендентное тело Господа Кришны. Поклоняйся этому камню с великим рвением. Поклоняйся этому камню в гуне благости, как совершенный брахман, ибо, поклоняясь так, ты, несомненно, вскоре достигнешь экстатической любви к Кришне. Для такого поклонения нужны: сосуд с водой и немного цветов Туласи. Поклонение, совершаемое в совершенной чистоте, - это поклонение в полной благости. С верой и любовью подноси восемь нежных цветков Туласи с двумя листиками - по одному с обеих сторон от каждого цветка." После этих советов о поклонении Господь Чаитанйа Махапрабху Сам Своей трансцендентальной рукой дал Рагхунатхе дасу Говардхана-шилу. Рагхунатха дас, по совету Господа, поклонялся шиле в великом трансцендентном восторге; Сварупа Дамодара дал Рагхунатхе дасу два одеяния - каждое длиной в шесть дюймов, деревянную подставку и сосуд для воды. Так Рагхунатха дас начал поклоняться камню с Говардханы, и при поклонении он видел Верховную Личность Бога, Кришну, сына Нанды Махараджа, прямо в этом камне. Вспоминая, как он получил Говардхану-шилу непосредственно из рук Чаитанйи Махапрабху, Рагхунатха дас всякий раз переполнялся экстатической любовью. Трансцендентного блаженства, которое испытывал Рагхунатха дас, поднося всего лишь воду и Туласи, невозможно достичь, даже служа Божеству с шестнадцатью предметами. После того, как Рагхунатха дас поклонялся так Говардхане-шиле в течение некоторого времени, Сварупа Дамодара сказал ему: "Подноси камню Говардханы первоклассные сладости: sandesa и khaya Если будешь подносить их с любовью и верой, они станут точно нектар. (Чаитанйа-чаритамрита, Антиа-лила, 6.294-304).

НЕДИТИРУЮЩИЕ НА СВЯГОЕ ИМЯ СОВЕРШАЮТ БХАВА-СЕВУ

Медитация на Святое Имя вызывает бхава-севу, т.е. спонтанное любовное преданное служение. О, Господь Чаитанйа! Эти Твоя милость к дживам: все составляющие садхана-бхакти, т.е. упражнения в преданном служении, имеют своей кульминацией прему. Поэтому, надо погрузиться в нектар воспевания Святого Имени и забыть обо всех прочих методах возвышения. Только силой наставлений Шрилы Харидаса Тхакура такая низкая личность без всяких способностей может рассказывать «Харинама Чинтамани».

Глава 15. БХАДЖАНА СОКРОВЕННОГО ПОКЛОНЕНИЯ

Слава Шри Гададхаре Пандиту и Господу Гауранге; слава Господу Нитйананде;слава Шри Адвайте Ачарйе, господину матери Ситы; слава всем преданным Господа Чайтанйи. Отвергающий все пути возвышения и погружающийся единственно в воспевание Святого Имени - поистине великая душа, славная во всех отношениях.

РАСКРЫТИЕ НАУКИ СВЯТОГО ИМЕНИ

ГОСПОДЬ ЧАЙТАНЙА СКАЗАЛ: "О, Харидас! Силой своей удивительной преданности ты сведущ во всяком знании. Твоя речь явила все философские заключения Вед, относящиеся к Абсолютному Богу, дживе, майе, чистому Имени Бога, намабхасе и намапарадхе. Верно сказано о тебе, что Веды танцуют у тебя на языке". Господь Чайтанйа хотел, чтобы устами Шрилы Харидаса Тхакура была явлена высшая духовная наука о расах Святого Имени, намараса Господь Чайтанйа продолжал: 'Теперь наставь меня, пожалуйста, в намарасе. Как дживе стать способной обрести ее?" Тогда Шрила Харидас Тхакур вознес молитву к лотосным стопам Господа, прося, чтобы все. что он скажет об этом, было внушено ему самим Господом.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАСЕ

Шрила Харидас Тхакур сказал: "Ведь; утверждают, что раса имеет ту же духовную сущность, что и высшая Абсолютная Истина и царство чистой трансцендентности. Мирские поэты имеют дело с расой, которая полностью материальна; по существу, у них не раса, а лишь искаженное ее отражение. Раса, находящаяся вне понимания двадцати четырех элементов материальной природы, трансцендентна и всегда пребывает в чистой благости. Это, действительно, истинная раса. Даже атмарамы, самодостаточные трансценденталисты, превзошедшие материальную природу, не способны воспринять это удивительное внематериальное проявление божественного многообразия; потому они лишены расы. Вечная раса - это духовное знание в чистой трансцендентности. Она - вечно блаженна и покоится у лотосных стоп Всевышнего Господа. В бытии Высшей Абсолютной Истины отчетливо различается шактиман, Источник энергии, и шакти, энергия. Качественно они -едины, тем не менее, надо видеть и некоторое различие. Шактиман всегда является Абсолютным Автократом, действующим по Своей воле и ни от кого не зависящим, а шакти всегда проявляет Его совершенную и все превосходящую мощь. Шакти проявляется тремя способами - как cit, энергия, т.е. духовная природа, как джива, т.е. пограничная энергия, и как майа, т.е. материальная природа.

ЭНЕРГИЯ ЧИТ ЯВЛЯЕТ ВЫСШИЙ ОБЪЕКТ

Чит-шакти являет Высший Объект, Его Святое Имя, игры, красоту и прочее; этот Высший Объект - Господь Кришна. Его прелестное темное лицо (шьяма) - это Его красота. Голока - Его обитель и место Его игр. Его Имя, обитель, тело, качества и игры - суть вечная характеристика недвойственной духовной субстанции. Трансцендентное многообразие - это действие высшей божественной энергии. Господь Кришна - изначальная форма всех духовных качеств, а Его вечная природа суть его пара-шакти, т.е. Его высшая божественная энергия. Поэтому нет внутренне присущего различия между телом Кришны и Его божественной природой, пара-шакти. Тем не менее, духовное разнообразие (раса) создает впечатление различия. Это проявляется лишь в духовном мире.

ЧТО ТАКОЕ МАЙА-ШАКТИ?

Отражение пара-шакти называется майа-шакти, т.е. материальная природа. Она известна также как внешняя энергия. По указанию Кришны она сотворила материальный мир, т.е. деви-дхаму.

ДВА ВИДА ДЖИВА-ШАКТИ

Татастха (пограничная область) пара-шакти проявляет джива-шакти. Джива вечно непостижимо едина со Всевышним Господом и одновременно отлична от Него. Она - энергия Господа Кришны, и относится к тому, что используется в служении Господу. Есть две категории джив: nitya-baddha и nitya-aukta. т.е. вечно обусловленные и вечно освобожденные. Последним предоставлено право вечно совершать преданное служение. Вечно обусловленная джива погрязает в материальной деятельности. К вечно обусловленным дживам относятся экстравертные и интроспективные. Интроспективные дживы нитйа-баддха прилагают усилия, чтобы достичь Господа Кришну. Экстравертные же целиком поглощены грубой материей и, тем самым, далеко уведены от Кришны. Они единственно хотят использовать для собственного наслаждения то, что изначально предназначается для служения Господу Кришне. Самые удачливые и благочестивые дживы из числа интроспективных входят в контакт с садху и в их обществе обращаются к воспеванию Святого Имени Господа, что, в конечном счете, переносит их к вратам духовного неба. Менее удачливые интроспективные дживы привлекаются методами кармы и гйаны, посредством которых они поклоняются множеству полубогов или в, конце концов, растворяются в безличном Брахмане.

РАСА И ЕЁ РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ

Святое Имя Господа Кришны - это бутон цветка расы. Раса -сама суть чистой трансцендентности, и, по милости Кришны, она распространяется в материальном мире в форме Его Святого Имени. Первое появление бутона Святого Имени вызывает чарующую форму Кришны - Шйамасундару Голоки Вриндаваны. Этот бутон, теперь уже частично приоткрывшийся, источает шестьдесят четыре трансцендентных качества Господа Кришны, как неотразимый аромат. Когда же цветок расцветает полностью, он являет вечные и сокровенные развлечения Господа Кришны, известные как asta-kalya-lila, т.е. восемь трехчасовых игр. И, хотя это явление трансцендентно, оно, тем не менее, приходит к преданным в материальном мире.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: