Бхактивинода Тхакур - Годрума-калпатави 3 глава




Бхакти-шакти

Раса и бхавы

Возвышение посредством Махамантры.

Три вида интроспективных джив

Совершенствование в слушании, воспевании и памятовании

Метод поклонения "SVARSIKI"

Когда снимаются материальные покровы, духовная цель достигнута

Пять стадий развития сознания в бхава-садхане.

Бхаджана - от шравана-дасы до смарана-дасы.

Отступление на тему ручи

Раса супружеских отношений полностью трансцендентна.

Переход от смарана даса к апана даса

Два метода садханы: ваидхи и рагануга

К апана-дасе посредством ваидхи садханы.

К апана-дасе посредством раганугха-садханы.

 

Резюме

ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ (Благодарность)

Когда собираешься вынести признательность, осознаешь, как добрые пожелания многих людей и их безмерная помощь привели к созданию книги. Эта книга, в особенности, может похвастать бесконечным списком благодетелей (жертвователей) (благодеяние); их имена, несомненно, останутся в моем сердце, и я всегда буду помнить их с беспредельной благодарностью. Его Святейшество Нарайана Махарадж руководил мной; Его Святейшество Сатсварупа Махарадж был всегда готов направить мою работу; Его Святейшество Тамал Кришна Махарадж давал мне добрые советы; Его Святейшество Бхакти Чару Свами ободрял меня и терпеливо выслушивал мои переводы. Его Святейшество Сухотра Махарадж согласился издать мою книгу, что было сделано быстро и действенно; Его Милость Дасанудас Прабху проделал огромную работу по считке, корректировке и выпуску книги, созданию глоссария - весьма объемного. Я благодарю каждого из этих Вайшнавов за их помощь, и я молю всех вайшновов, которые прочтут эту книгу, благословить продолжение моих скромных попыток.

Сарвабхавана дас Адхикари,

Харе Кришна Ланд, Бомбей, Индия

19 января 1990 г.

 

ВВЕДЕНИЕ

Биографические очерки Шрилы Харидаса Тхакура Эта книга не предназначается для неверующих материалистов. Лишь те, кто развил в себе непоколебимую веру в Господа Чаитанйу и метод воспевания Святого Имени, достоин узнать предметы, обсуждаемые здесь. Из всех sadhaka, совершающих бхакти-йогу на разных уровнях садхана-бхакти, наилучшим является тот, кто убежден, что лишь воспеванием Святого Имени достигаются все совершенства. Господь Чаитанйа Сам дал это наставление в своей Шри Шикшаштаке. Шрилу Харидаса Тхакура Он посвятил в намачарйи, т.е утвердил его духовный авторитет в воспевании Святого Имени Господа. Тщательное изучение авторитетных источников позволило найти следующие сведения о жизни Шрилы Харидаса Тхакура. Он родился в мусульманской семье, проживавшей в деревне Будхам неподалеку от Ванаграма в Западной Бенгалии. Духовные склонности, сформировавшиеся в его прошлых жизнях, проявились у него в самом раннем возрасте; впоследствии он оставил дом и семью, полностью обратившись к преданному служению. В лесу Бенапаса он соорудил себе маленькую хижину и приступил к интенсивному воспеванию и медитации. Злонамеренные люди мешали его бхаджане, и поэтому он оставил свою хижину, переселившись в святое место на берегу Ганги. Но и там бессовестные люди подослали ему юную проститутку, надеясь, что он нарушит свои духовные обеты. Но ее очистило воспевание Шрилы Харидаса Тхакура; она стала преданной, отбросив свои прежние занятия. Шрила Харидас Тхакур посвятил ее в харинаму и поселил в своей хижине в Бенапасе, а сам ушел из этой области. Погруженный в воспевание Святого Имени, он странствовал по берегам Ганги, пока не дошел до дома Шрилы Йадунандана Ачарйи в Сантаграме. Он стал частым гостем Хиранйи и Говердхана Мазумдаров, землевладельцев Сантаграма. Последний из них был отцом Шри Рагхунатхи даса Госвами. Некий брахман низшего класса по имени Гопал Чакраварти оскорбительно и злобно отозвался об объяснениях Шрилой Харидасом Тхакуром величия Святого Имени. Хиранйа Мазумдар и его брат немедленно отстранили Гопала Чакраварти от его должности. Вскоре после этого у него возникла проказа в горле. Эта новость потрясла Шрилу Харидаса Тхакура. Он оставил это место и пришел в Тхулию, под кров Адвайты Ачарйи. Он жил в пещере на берегу Ганги, поглощенный воспеванием и медитацией. Искренний преданный всегда избегает общества и славы; он даже питает к ним отвращение. Но в силу своей чистоты он не остается в безвестности. Когда имя Шрилы Харидаса Тхакура и его репутация распространились, мусульмане обеспокоились и прониклись к нему враждебностью. Они сделали так, что местный правитель-мусульманин вынес приговор, согласно которому Шрила Харидас Тхакур должен был быть публично подвергнут жестокому наказанию. Шрила Харидас, как очень сострадательная святая душа, не стал порицать своих мучителей, а, благословив их и простив им их преступления, вернулся в свою пещеру. Вскоре после этого происшествия в Навадвика-дхаме явился Господь Шри Чаитанйа Махапрабху. Вместе с Адвайта Ачарйей Шрила Харидас Тхакур предался лотосным стопам Господа Чайтанйи. Шрила Харидас Тхакур стал известен как намачарйа, т.е. наставник и проповедник Святого Имени. Когда Господь Чаитанйа поселился в Джаганнатха Пури, он устроил Шриле Харидасу постоянное место для проживания и бхаджаны возле знаменитого дерева Сиддха Бакула. Славным был уход Шрилы Харидаса Тхакура из материального мира.

Господь Чаитанйа лично провел последние вайшнавские церемонии по Шриле Харидасу Тхакуру - от омовения его тела в океане до погребения его трансцендентного тела в песке.

Уникальной особенностью игр Господа Чаитанйи было то, что преданного, достигавшего совершенства в каком-либо аспекте преданного служения, он делал Своим глашатаем для распространения этого аспекта по всему миру. Расспрашивая Шрилу Харидаса о некоторых особенностях воспевания, Господь Чайтанйа таким образом проповедовал принципы Святого Имени. Об этом рассказывается в таких писаниях, как "Чаитанйа-чаритамрита", "Чаитанйа-бхагавата" и др. Поощряемые рядом вайшнавов, мы собрали в этой книге наставления Харидаса Тхакура. В нашем распоряжении были и некоторые другие книги о Шриле Харидасе. К сожалению, многие из них содержат неавторитетные, противоречащие писаниям утверждения и должны быть отвергнуты. Однако, одна из них, очевидно, написана возвышенным вайшнавом. В ней объясняется сокровенный вкус (раса) воспевания Святого Имени. Чтение ее доставило нам огромное наслаждение. Можно предположить, что Шрила Харидас наставил святого вайшнава в философии Святого Имени. Этот вайшнав, в свою очередь, записал все наставления в виде книги, посвятив ее инициировавшему его духовному учителю. Шлем нашу сердечную благодарность приславшему эту книгу из Шрихатты. "Харинама Чинтамани" - это свод драгоценных наставлений по прославлению Святого Имени. Книга публикуется, чтобы доставить удовольствие преданным, вручившим себя Господу и Его трансцендентному Имени. Мы твердо убеждены в том, что книгу будут читать лишь нашедшие прибежище под кровом Святого Имени и никто иной. Поэтому мы не ожидаем от читателей каких-либо споров или опровержений в отношении Святого Имени. Существует множество методов поклонения, но воспевание Святого Имени - наивысший из них. Все святые вайшнавы, включая Господа Чаитанйу, следуют тому единственному методу воспевания, который проповедовал Шрила Харидас Тхакур. Даже вайшнавские мудрецы древности, обитавшие во Враджадхаме Вриндаване, воспевали точно таким же образом. Возвышенные вайшнавы из Пури, постоянно наслаждающиеся божественный нектаром Святого Имени, и которых мы имеем счастье видеть собственными глазами, следуют тому же самому методу воспевания. Как Санатана Госвами, так и Гопала Бхатта Госвами недвусмысленно утверждают в Hari-bhakti- vilasa, что единственно правильным воспеванием Святого Имени является воспевание, свободное от оскорблений и совершаемое непрестанно в уединенении, вдали от шума мирской суеты.

"Харинама Чинтамани" написана двустишиями. Ее могут читать женщины, а также начинающие и не знающие санскрита; каждый может легко усвоить учение Господа Чаитанйи. Чтобы читатель не испытывали затруднений, мы сняли все санскритские цитаты. Санскритские шлоки, обосновывающие каждое положение Харинама Чинтамани, собраны нами в другой книге - Pramanmala. Если будет на то воля Господа Кришны, эта книга тоже будет скоро опубликована для удовольствия преданных.

 

Глава 1. ВЕЛИЧИЕ СВЯТОГО ИМЕНИ

Слава Шри Гададхаре Пандиту и Господу Шри Гауранге; слава Господу Нитйананде, самой жизни Шримати Джанавидеви; слава Шри Адвайте Ачарйе и матери Сите; слава Шривасу Пандиту и всем преданным Господа Чаитанйи.

ВСЕВЫШНИЙ ГОСПОДЬ И ЕГО ПРЕДАННЫЕ

Нилачале, в храме близ океанского берега обитает Верховная личность Господа, сделавшегося видимым в Своей форме, вырезанной из дерева и известной как Darubrahman (Господь Джаганнатха). Всевышний Господь Хари нисходит в материальный мир в форме Божества ради спасения живых существ. Он дарует как материальное наслаждение, так и освобождение. В этом же святом месте в роли отреченного саннйаси явился Господь Чаитанйа, Верховная личность, чтобы благословить человечество. Он остановился в доме Каши Мишры и проповедовал дхарму этого века Кали так, что ее истинное значение становилось понятным каждому.

Господь Чаитанйа собрал в Джаганнатха Пури Своих преданных, и вместе они изливали любовь к Богу на каждого - в точности как древо желаний. Для подобающего распространения духовных наставлений Он устроил так, чтобы каждый преданный говорил на особую тему, в то время как сам Он смиренно внимал им. Так, Шри Рамананда Райа раскрывал сокровенную прелесть супружеских отношений Всевышнего Господа; Шри Сарвабхаума Бхаттачарйа объяснял истину освобождения; Шри Рупа Госвами изучил уровни и разновидности духовных взаимоотношений с Господом; Шрила Харидас Тхакур прославил высшую силу и великолепие Святого Имени.

ГОСПОДЬ ВОПРОШАЕТ ХАРИДАСА

Однажды, возвращаясь после омовения в океане, Господь Чаитанйа зашел к Шриле Харидасу Тхакуру, жившим под деревом Сиддха Бакула. Очень довольный встречей с Шрилой Харидасом, Господь спросил у него, каким образом обусловленная душа может легко достичь освобождения. Шрила Харидас пал к лотосным стопам Господа, крепко сжал их; по его телу прошли судороги экстаза, и он вознес смиренные молитвы, прерываемые дрожью и слезами.

Дрожащим от волнения голосом Шрила Харидас произнес: "О, Господь! Непостижимы Твои чудесные игры. Я несчастный и безграмотный. Единственное мое прибежище - Твои лотосные стопы. Что толку задавать вопросы такому ничтожеству, как я? Шрила Харидас продолжал: "Ты - Господь Кришна, Верховная личность Бога, который явился в Навадвипе ради спасения живых существ. О, мой Господь Гауранга! Милостиво дай мне прибежище в тени Твоих лотосных стоп. Только это может доставить радость моему сердцу. Твои игры растут беспрерывно; Ты явил Свое Имя, образ, качества и игры в этот материальный мир, так что даже такой падший и несчастный, как я, может насладиться ими. Человеческая душа (jiva) неспособна воспринимать Твои трансцендентные качества своими материальными чувствами. Господь Кришна милостиво явил Свой трансцендентный облик Господа Шри Чаитанйи

Махапрабху и панча-таттвы ради высшего блага человечества. Эти прямые проявления трансцендентности - есть непосредственные экспансии внутренней духовной потенции Господа.

Ты - это духовное солнце, а я - ничтожная искра Твоего сияния; Ты - мой Господь, а я - твой слуга навечно. Нектар Твоих лотосных стоп опьяняет все мои чувства, я полагаюсь лишь на беспредельную сладость Твоего Святого Имени. Что я, падший, могу сказать по своему собственному разумению? Я здесь лишь для того, чтобы исполнять Твою волю. Я испытаю великое удовлетворение, произнося слова, которые Ты вложишь мне в уста. При этом я даже не буду задумываться над тем - правильны они или нет".

ИСТИНА О ГОСПОДЕ КРИШНЕ

Господь Кришна - единственный Абсолютный Монарх. Он никому не подвластен, ибо Он - один Высший Правитель и Властелин. Он владеет непостижимыми энергиями; Он - полностью независимое, самовластное, самосознающее существо. Все энергии или силы - часть Его природы, оттого они не являются независимыми от Него. Всемогущий Господь - источник всех энергий. Господь Кришна - владыка безграничных достояний и сил, при этом он - единый и недвойственный Брахман. Посредством восьмиступенчатой йоги, йог может воспринять это недвойственное Высшее существо, вездесущее, пребывающее в сердце как параматма, Высшая Душа. Этот аспект Господа Кришны - тоже частичное его проявление, оттого ни Брахман, ни параматма не являются полноценным образом Господа Кришны. Один Господь Кришна во всей полноте наделен абсолютной энергией, волей, властью и сознанием.

ГОСПОДЬ КРИШНА ЕДИН СО СВОИМИ ЭНЕРГИЯМИ

Многообразные энергии Господа Кришны никогда не бывают независимыми от Него. Веды провозглашают неотличимость Господа и Его энергий. Господь Кришна безграничен; Он - Абсолютный Вибху, а Его энергии - проявление Его vaibghava (достояний). При всех Его бесконечных достоинствах и многообразных энергиях Он остается незатронутым ими и не делимым.

ТРИ ВИДА ДОСТОЯНИЙ

Энергии Господа - это проявления Его vaibghava (достояний); оттого Всевышнего Господа можно воспринимать лишь посредством vaibghava, т.е. этих энергий. О, Господь Гауранга! Ты - вместилище трех видов vaibghava. В явленных писаниях они названы: cit-vaibhava (духовная энергия), acit-vaibhava (материальная энергия, майа) и jiva-vaibhava (пограничная энергия). Cit-vaibhava, т.е. духовная энергия Cit-vaibhava (духовные достояния) Господа Кришны суть трансформация Его внутренних духовных энергий. Это безграничное проявление духовных энергий включает Его обитель, известную как Вайкунтха-Лока; Его бесчисленные Имена, такие как Говинда, Хари и прочие; Его Трансцендентные образы, вроде двурукой формы с тремя изгибами тела и флейтой; Его божественные качества, доставляющие столь возвышенные наслаждения Его преданным; Его сверх-необыкновенные развлечения, подобные танцу rasa во Вриндаване и неотличимые от Него Самого; Его проявления в Навадвипе в виде совместного воспевания Святых Имен. Итак, Его духовные энергии бесчисленны.

Энергия Господа cit - высшая Его энергия. Она - естественное следствие Его духовной полноты. Энергия sandhini, благодаря которой все существует как взаимосвязанное целое, включая связь между дживами и Господом, исходит из энергии сit. Из той же самой cit-vaibhava исходит также энергия samvit, дающая нам знание о собственной сущности и обо всем остальном. Последней из cit-vaibhava исходит энергия hladini, рождающая экстатическое блаженство духовных эмоций, духовных отношений и божественного обмена расами. Энергия Господа cit - это Его йога-майа, и ее трансформации находятся вне категорий материальных качеств и воздействий. Энергия cit никогда не подвергается воздействию низшей энергии acit. Хоть она и нисходит в этот низший материальный мир, она неподвержена осквернению материальным. Всегда духовная, вмещающая Абсолютную природу Всевышнего Господа, она прославляется Ведическими Гимнами как занимающая высшее положение, как равная Самому Господу.

ЭНЕРГИИ КРИШНЫОТНОСЯТСЯ К КАТЕГОРИИ ВИШНУ-ТАТТВА

В энергии Господа Кришны нет и следа воздействия материи; эта энергия трансцендентна и пребывает в suddha-sattva (чистой благости). Sattva бывает двух видов: suddha-sattva (чистая благость) и misra-sattva (смешанная благость). Все, что относится к категории cit-vaibhava, - это suddha-sattva, т.е. чистая благость. Вся саттва в материальной природе - смешанная, мишра-саттва. Шуддха-саттва лишена страсти и невежества. Рождение указывает на действие гуны страсти. Вечно существующая духовная сущность, шуддха - саттва, никогда не затрагивается ни рождением, являющимся проявлением гуны страсти, ни уничтожением, которое является действием, осуществляемым в гуне невежества. Хотя отделенные (???составные???) части Всевышнего Господа, дживы, принадлежат к категории шуддха-саттва, но в силу соприкосновения с неведением, т.е. с материальной природой, они подпали под власть материальных гун страсти и невежества, и оттого ныне они - в смешанной категории,мишра-саттва. Даже такие полубоги, как Господь Шива, хоть он во многих отношениях гораздо выше обычных джив, тем не менее пленены материальным блеском в силу ложного самоотождествления и, таким образом, тоже попадают в категорию мишра-саттвы. Всевышний Господь - всегда в чистой благости. Посредством Своей непостижимой духовной энергии Он нисходит в материальный мир и всегда властвует над материальной природой, майей, с готовностью служащей ему в качестве служанки. Все экспансии и частичные экспансии Господа, такие как Говинда, Вайкунтханатха, Маха-Вишну, Гарбходакашай Вишну и Кширодакашай Вишну, - принадлежат к категории чистой благости, будучи высшими и божественными, и они абсолютно духовны. Эти Вишну-таттвы, т.е. Всевышний Бог в категории Вишну, могут находиться в любом месте - будь то духовные обители Голоки, Вайкунтхи, Причинный Океан, или эта материальная вселенная, но при этом Они всегда - владыки майи и Высшие Правители над каждым живым существом, великим или малым. То, что Они остаются незатронутыми действием энергии, вводящей в заблуждение, служит свидетельством Их непостижимого духовного положения.

МИШРА-САТТВА И МАЙА-ТАТТВА

Господь Брахма - творец, Господь Шива - разрушитель, и все остальные полубоги принадлежат к категории джив, а потому представляют собой мишра-саттву, т.е. относятся к смешанной категории; тогда как все аватары относятся к категории Вишну, их игры, духовное небо и прочие атрибуты пребывают в чистой благости. По эту сторону реки Вираджи, отделяющей материальную вселенную от духовной обители, все, пребывающее во всех четырнадцати планетных системах, суть acit-vaibhava, т.е. временное проявление материи. Это место где-то было названо Деви-дхамой, т.е. обителью Дурга-деви, господствующим божеством майи. Материальная вселенная составлена из пяти грубых элементов, а также ума, разума и ложного эго. Как материальная вселенная, так и физические тела живых существ сделаны из одних и тех же материальных субстанций, а именно: земли, воды, огня, воздуха и эфира. Ум, разум и ложное эго образуют тонкое тело дживы, которое является результатом его желаний, - они тоже материальны. Тем не менее джива, которая по природе является продуктом шуддха-саттвы, как и ее истинные ум, разум и эго, - духовна и отлична от тонкого тела. Семь высших планетных систем: Бхур, Бхувар, Сварга, Махар, Джана, Сатйа и Брахма, а также семь низших: Атала, Сутала и другие, - это проявления майи, энергии Господа, рождающей иллюзию. Чит-вайбхава - это полное целое, а майя - Его тень.

ОСВОБОЖДЕННЫЕ И ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ДУШИ

Джива изначально полностью духовна, но ничтожно мала в количественном отношении, и при этом, благодаря своей духовной природе, она независима. Существует бесчисленное множество джив, а духовное блаженство - их настоятельная потребность и их совершенство. Те, кто в поисках блаженства посвятили свои жизни Господу Кришне, стали освобожденными и вечно пребывают в обществе Господа в качестве Его интимного окружения. С другой стороны, душа-джива, устремляющаяся к самовозвеличиванию и эгоистическому наслаждению, привлекается майей, которая всегда начеку. Такая душа, соблазненная, оставляет служение Кришне и попадает в вечное рабство, получая производимое материальной энергией, майей, тело, которое годно для обитания в Деви-дхаме. Так она связывается в цикле неизбежных кармических следствий, странствуя в грубом и тонком телах. Она то возносится на райские планеты, а то оказывается вынужденной нисходить в ад. Таким образом, она странствует по всем 8.400.000 видов жизни, страдая муками материального существования.

ГОСПОДЬ КРИШНА ВСЕГДА МИЛОСТИВ

О, Господь, Ты - Высшая Личность, а джива - Твоя неотъемлемая часть. Ты всегда заботишься о благе Твоих слуг. В каком бы положении ни оказалась джива, Господь Кришна всегда готов удовлетворить желания ее сердца, как друг, желающий добра, и никогда не оставляющий ее. Отношения Кришны и дживы вечны. Кришна - Всевышний, а джива - инструмент, посредством которого и которому Господь являет Свои энергии и достояния. Господь - Высший Правитель, а джива - подданный, наслаждающийся вознаграждением за свои действия. Что бы ни пожелал слуга, Господь милостиво дарует ему это.

О, Господь! Всякий, стремящийся к преходящему услаждению чувств в материальном мире может легко получить желаемое, ибо Ты милостиво предоставляешь ему это. Средство достичь такого удовлетворения - благоприятные действия, рекомендованные Ведами. К ним относятся: следование предписанным обязанностям варнашрамы; совершение жертвоприношений, таких как agnistoma (огненное жертвоприношение); следование восьмиступенчатой системе йоги; поднесение havan (подношений); соблюдение обетов на полнолуние и раздача милостыни в особые благоприятные дни и по случаям, обещающим материальный выигрыш. Хотя эти действия и совершаются для Господа Вишну как господствующего Божества, у совершающего их нет настроения чистой преданности; к несчастью, он не осознает своей духовной потребности, ибо эти действия не помогают развить чистого духовного настроя. Плоды, приносимые такими действиями, материальны; человек жаждет лишь наслаждения на высших планетах. Такие действия и их плоды никогда не удовлетворят душу, истинное "Я", т.к. побуждающая их причина - иллюзия. Эти, так называемые, благоприятные действия приносят человеку лишь временные райские наслаждения, диаметрально противоположные трансцендентному блаженству.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ МАТЕРИАЛЬНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ

Если человеку посчастливится попасть в общество святого и узнать о своей вечной сущности как слуги Господа Кришны, он с легкостью преодолеет великое препятствие материальной природы. Это бывает очень редко. Это случается лишь благодаря гигантскому количеству прежних благочестивых действий и этого не достигнешь никакой кармической деятельностью, ибо она дает лишь незначительные результаты.

Устремляющийся к сухому эмпирическому знанию понимает, что материальная природа - это место страданий, и потому жаждет освобождения. И к таким Ты тоже милостив; Ты дал им раздел Вед Jnana-kanda, чтобы они могли достичь безличного понимания Абсолюта. Конечное их назначение - погружение в Brahmajyoti. Брахмаджйоти - это Твое духовное излучение на берегу реки Вираджи. Демоны, которых убивает Господь, тоже кончают слиянием с брахмаджйоти, которое начинается сразу же за границей майи. Ни эмпирические мыслители, ни карми не являются преданными; они не склонны служить Господу Кришне. Они никогда не вкусят сладости служения Господу Кришне.

БЛАГОЧЕСТИВЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ВЕДУЩИЕ К ПРЕДАННОМУ СЛУЖЕНИЮ

Sukrti, т.е. благочестивые действия, бывают трех видов: 1) karmonmukhi, благочестие, проистекающее из кармической деятельности; 2) jnanonmukhi, благочестие, извлекаемое от развития знаний; 3) bhakti-unmukhi, благочестие, извлекаемое из преданного служения.

Результатом первых двух являетс, естественно, наслаждение плодами деятельности и освобождение, соответственно. Третье дает веру в чистое, преданное служение и почтение перед ним. Такое возвышенное благочестие достигается бессознательным совершением преданного служения, в отсутствии духовного знания, ajnata-sukrti. Bhakti-unmukhi - важнейший вид sukrti, ведущий дживу к встрече с чистым святым преданным. В общении с преданным Кришны укрепляется вера дживы. Она постепенно развивает вкус к воспеванию Святого Имени, состраданию ко всем живым существам, утверждается в писаниях о преданном служении.

ВТОРОСТЕПЕННЫЙ МЕТОД ДЛЯ КАРМИ И ГЙАНИ

О, Господь! Ты - океан щедрости и высший правитель над всеми. Ты всегда стремишься служить обусловленным душам, в том числе karmis (совершающим кармическую деятельность) и jnanis (философам - эмпирикам). Ради их блага Ты предусмотрел второстепенный метод преданного служения. Карми, следующий варнашрама-дхарме, общается со святыми и исполняет свои обязанности для удовлетворения Всевышнего Господа Хари. Такая деятельность очищает сердце и разрушает желание продолжать кармическую деятельность. На место этого желания в сердце сеется семя sraddha, т.е. чистой веры. Гйани силой своего благочестия достигает общения с чистыми преданными и вызывает внутренне присушее им сострадание. Это способствует быстрому развитию у него твердой веры в чистое преданное служение. Общение с чистым преданным - это второстепенный путь преданного служения для гйани. Часто говоришь Ты, Господь: "Моя служанка джива пала жертвой предательницы - энергии, вводящей в иллюзию. Но Я всегда знаю, в чем ее благо и поэтому поощряю развитие в ней отвращения к услаждению чувств и стремление к освобождению, а взамен предоставляю влечение к преданному служению Мне. Я веду дживу в ее погоне за удовлетворением материальных желаний и незаметно перевожу ее устремления на второстепенный путь преданного служения, укрепляя тем самым ее веру и любовь".

О, Господь, Ты самый милостивый, и все это - отражение Твоей беспричинной милости. Без Твоего любовного вмешательства как очиститься дживе?

УПАДОК РЕЛИГИИ В КАЛИ-ЙУГУ

В Сатйа-йугу медитирующие мудрецы очищались Господом и получали от Него сокровище преданного служения. В Трета-йугу тем же духовным успехом увенчивались усилия тех, кто безупречно совершал богатые жертвоприношения для удовлетворения Господа. В Двапарама-йугу Ты вознаградил преданностью тех, кто был неуклонно верен пути служения Божеству в храме. С приходом Кали-йуги, о, Господь, Ты узрел ужасное состояние джив и лишил всякой надежды пути йоги, медитации, кармической деятельности, жертвоприношений и т.п.

Люди в Кали-йугу не живут долго, подвержены болезням, рождаются слабыми физически и психически. Они в затруднении с самого начала. Соблюдение принципов варнашрама-дхармы, философии санкхйи, йоги и эмпиризма не дадут достаточной силы для избавления джив в Кали-йугу. А второстепенные пути, ведущие к преданности, - гйана и карма, - слишком узки и рискованны. Два второстепенных пути, ведущие в сокровищницу преданного служения, это:

1) общение со святыми личностями в виде духовных бесед;

2) деятельность без желания плодов, в которой все возносится Всевышнему Господу.

И то и другое в Кали-йугу оскверняется. Истинные святые теперь редки. Их заменили невежественные псевдо-спиритуалисты-коммерсанты. Религиозная деятельность осуществляется ныне не для очищения сознания, а лишь для наслаждения ее плодами. Поэтому эти второстепенные пути более не благоприятны. Даже путь поклонения Божеству, приносивший в Двапара-йугу высший духовный успех, сейчас загрязнился и деградировал. Дживы стараются использовать другие средства, чтобы достичь конечного назначения, но сталкиваются с множеством непреодолимых трудностей. Истинное средство - это то, что ведет к цели, а то, чего достигают применением средства - это конечное назначение. Цель человеческой жизни - обрести милость Господа. Но ни карма, ни гйана не являются наилучшим средством достижения этой высокой цели. Подводя вплотную к конечному назначению, они оставляют человека в тупике и исчезают.

ГЛАВНЫЙ МЕТОД - ВОСПЕВАНИЕ СВЯТОГО ИМЕНИ

Не таков метод воспевания Святого Имени. Святое Имя Господа всегда с нами, оттого этот метод - самый действенный. Когда средство становится целью, путь делается идентичным назначению, и джива с легкостью обретает освобождение по Твоей милости. В моем случае это не так, О, Господи! Я - самый падший и погряз в материальной жизни. Я - негодяй. Я никогда не воспевал Твоего Имени". Сказав это, Шрила Харидас, аватара Господа Брахмы, пал к стопам Господа со слезами, потоком льющимися из его глаз, и содрогаясь всем телом от горестных воздыханий.

Лишь те, кто восторгаются Господом Хари, Его преданными и преданным служением, способны принять "Харинама Чинтамани" всем сердцем.

Глава 2. ВОСПЕВАНИЕ СВЯТОГО ИМЕНИ

Слава Шри Гададхаре Пандиту и Господу Шри Гауранге; слава Господу Нитйананде, самой жизни Шримати Джанавидеви; слава Шри Адвайте Ачарйе и матери Сите; слава Шривасу Пандиту и всем преданным Господа Чаитанйи.

НЕУКЛОННАЯ ПРЕДАННОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Шрила Харидас продолжал плакать в экстазе любви. Господь Гаурачандра заключил его с любовью в объятия и произнес: "О, Харидас, редко найдется такой преданный, как ты. Ты сведущ в духовных истинах и совершенно не подвержен майе. Родившись в низкой семье и касте, ты доказал миру, что Господа Кришну не достичь накоплением богатств, высоким положением в обществе, благородным происхождением или самосовершенствованием. Каждый, кто развил непоколебимую веру в безраздельное преданное служение Всевышнему Господу, в действительности превосходит полубогов.

Ты искушен во всем, что касается Святого Имени Господа. Твоя духовная деятельность может служить образцом. Ты - опытный проповедник. И поэтому, о, Харидас, милостиво раскрой Мне безграничное величие Святого Имени. Дай Мне насладиться твоими речами!

ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ ВАЙШНАВОВ

Тот, кто повторил Святое Имя хоть единожды, считается преданным вайшнавом, и домохозяева должны почитать его. Преданный, постоянно воспевающий имя Кришны - более возвышенный вайшнав, ибо наделен всеми благими качествами. А самый возвышенный вайшнав - тот, кто вдохновляет всех видящих его немедленно воспевать Имя Господа: достаточно ему хотя бы раз произнести Святое Имя, немедленно возникнет влечение к постоянному преданному служению Господу. Милостиво поведай мне, как таким путем можно привести дживы к воспеванию Имени Господа. О, дай Мне это благоприятное для всех указание!

ДУХОВНАЯ СУЩНОСТЬ СВЯТОГО ИМЕНИ

Шрила Харидас сжал руки. С глазами, полными слез, и голосом, прерывающимся в экстазе духовной любви, он заговорил мягко и нежно: "Имя Господа Кришны подобно вечному и трансцендентному драгоценному камню, исполняющему желания. Как такой камень может дать все желаемое, так святое имя Господа Кришны может принести материалисту благочестие, богатство, услаждение чувств и освобождение. А преданному, вручившему себя Кришне, оно приносит чистую любовь к Нему. Господь Кришна и его Святое Имя идентичны; это - одна и та же Абсолютная Истина, всеохватывающая и тем не менее в высшей степени независимая форма живой духовности, полная чувств, безначальная и бесконечная. Постоянно пребывая в чистой благости, Святое Имя нисходит в этот мир в виде букв как полное воплощение и олицетворение высшей сладости - расы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: