«Это лишь вожделение, Арджуна. Оно рождается от соприкосновения с гуной страсти и перерастает в гнев; оно - греховный, всепожирающий враг этого мира».
Воспевание Святого Имени гасит огонь вожделения и кладет конец материальной жизни. Тот, кто искренне воспевает и слушает Святое Имя, сможет помнить о Господе в час смерти и, благодаря этому, будет вознесен в духовное царство.
СВЯТОЕ ИМЯ - ЮГА-ДХАРМА
«в век Кали нет религиозной деятельности благотворнее, чем воспевание Святого Имени, которое является сердцем всех ведических гимнов.
Воспевание Святого Имени - юга-дхарма, метод религиозного поклонения, рекомендованный для века Кали. В «Шримад-Бхагаватам» о различных эпохах и соответствующих им юга-дхармах сказано следующее:
1. Сатья-юга: медитация на Вишну;
2. Трета-юга: совершение жертвоприношений;
3. Двапара-юга: поклонение Божеству Господа;
4. Кали-юга: воспевание Святого Имени Господа.
Духовное благо, которое в предыдущие эпохи достигали следованием соответствующим юга-дхармам, в Кали-югу даруется людям, которые воспевают Святые Имена Господа. Господь Чайтанья Махапрабху говорил:
«В Ввек Кали Святое Имя Господа является воплощением Господа Кришны. Воспевая Святое Имя, человек обращается с Господом, такой человек получает духовное освобождение».
Интересное утверждение содержится в «Шри Кришна-самхите» Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Он пишет, что, проанализировав уровни духовного развития людей, мудрецы прошлого указали Святые Имена, наиболее благотворные для людей каждой эпохи; такие Имена известны как тарка-брахма-нама.
Святые Имена, дарующие освобождение в Сатья-югу, таковы:
нарайана-пара веда нарайана-паракшарах
|
нарайана-пара муктир нарайана-пара гатих
«Господь Нараяна - высшая цель знания. Более того, Господь Нараяна есть высшее освобождение».
Эта молитва олицетворяет почтение и благоговение перед величием Абсолютной Истины, являющей Себя в облике Нараяны. Итак, в Сатья-югу дух преданности выражался, главным образом, в шанта-расе (почтении) и, в меньшей степени, в дасья-расе (служении).
Для следующей эпохи, трета-юги, была составлена такая тарака-брахма-нама:
рама нарайанананта мукунда мадхусудана
кршна кешаве камсаре харе ваикунтха вамана
«Я поклоняюсь Всевышнему Господу, произнося Его божественные Имена: Рама, Нараяна, Ананта, Мукунда, Мадхусудана, Кришна, Кешава, Касари, Хари, Вайкунтха и Вамана».
Все эти Имена Господа тоже указывают на доблесть Нараяны. Однако Имена Мадхусудана («убивший демона Мадху») и Касари («враг Камсы») имеют отношение к расе дружбы (сакхья). Друзья Кришны нередко употребляют эти имена, обращаясь к Нему. Таким образом, в трета-югу в полной мере проявлена дасья-раса и в некоторой степени - сакхья-раса; однако по-прежнему превалирует дух преклонения и благоговения.
В Двапара-югу, эпоху, предшествующую Кали-юге, для достижения освобождения рекомендовалась следующая мантра:
харе мураре мадху-каитабхаре
гопала говинда мукунда шауре
йаджнеша нарайана кршна вишно
нирашрайам мам джагадиша ракша
«О Господь Хари, враг демонов Муры, Мадху и Кайтабхи; о Гопала, Говинда, Шаури; О Мукунда, дарующий освобождение; о Нараяна, властелин жертвоприношений; о Кришна, О Вишну, о Господь вселенной, пожалуйста, защити меня, ибо у меня нет иного прибежища».
|
Имена, перечисленные в данном стихе, свидетельствуют о том, что Господь является единственным прибежищем для беззащитных живых существ. На этой стадии преобладают шанта, дасья, сакхья и ватсалья.
Тарака-брахма-намой для века Кали является маха-мантра:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Шрила Бхативинода Тхакур описывает исключительность маха-мантры следующими словами:
«Кришна и Рама - самые сладостные Имена Господа. В этом стихе отсутствует молитва как таковая, но он свидетельствует о сильной привязанности к Господу, обусловленной пробуждением духовных рас. В этой молитве отсутствует упоминание о доблести Господа и молитвы об освобождении; эта мантра указывает лишь на то, что любая душа наделена любовным влечением к Высшей Душе. Эта молитва предназначена для тех, кто идет по пути мадхурья-расы (супружеской любви). Постоянное размышление над величием этих Имен есть высшая форма поклонения Господу».
Глава 2
НАМА-КИРТАНА -
ВОСПЕВАНИЕ СВЯТОГО ИМЕНИ
ТРИ СПОСОБА ВОСПЕВАНИЯ
Согласно «Хари-бхакти-виласе», существует три способа воспевания Святого Имени. Все они приносят разные результаты.
1. Манаса: спокойное воспевание Святых Имен в уме.
2. Упамса: тихое воспевание, при котором звуки мантры слышны только самому повторяющему. Типичным примером упамсы является чтение Святых Имен на джапа-мале. Шрила Прабхупада говорил, что повторение упамса предпочтительнее повторения в уме, ибо так легче сосредоточиться на звучании мантры.
|
«Ум современного человека преисполнен тревогами и беспокойством, и ему трудно сосредоточиться на звуках Святого Имени. Поэтому, воспевая Святые Имена, следует контролировать действия ума. Повторяя громко, вы, по крайней мере, слышите Имя Господа и, благодаря этому, ваш ум обращается к Кришне. Это и есть медитация, концентрация уме на Всевышнем. Слыша Имя Кришны, вы, конечно же, вспоминаете о Кришне, поскольку между Его Именем и Им Самим нет разницы. Таким образом, тотчас приходите в соприкосновение с Кришной. Даже если вам вовсе не хочется этого, как только я произнесу: «Кришна», вы будете вынуждены общаться с ним. Иными словами, один преданный вынуждает другого преданного помнить о Кришне. А какой толк в медитации? Скорее всего, во время нее человек будет думать о своем офисе, о своем доме, о своей собаке или кошке, только и всего».
В «Хари-бхакти-виласе» утверждается следующее:
«Размышления о Господе Вишну могут избавить человека от греховных помыслов, но достичь столь возвышенного духовного уровня можно лишь путем огромных усилий. С другой стороны, повторять Святое Имя Господа может каждый».
3. Вачик: громкое повторение Святого Имени, которое могут слышать окружающие. Примером такого повторения является киртан. Этот способ в сотни раз могущественнее упамсы, поскольку люди, которые слышат киртан, получают определенное духовное благо.
Известно, что Харидас Тхакур, великий учитель Святого Имени, повторял ежедневно 190 два круга джапы. 64 круга он повторял громко, столько же - тихим голосом, и оставшиеся 64 круга - в уме.
В «Чайтанья-Бхагавате» рассказывается следующая история:
«Местные смарта-брахманы критиковали Харидаса Тхакура за громкое повторение джапы. Они говорили: «Харидас, зачем воспевать Святые Имена так громко? Писания рекомендуют повторять мантру в уме. Где сказано, что мантру следует произносить громко?»
Шрила Харидас смиренно ответил: «Произносить Святые Имена Господа громко следует потому, что они очищают душу неизмеримо больше, чем любая другая форма поклонения. Я не припоминаю, чтобы в священных писаниях осуждалось громкое повторение Святого Имени; наоборот, в священных текстах описываются те блага, которые оно дарует. В одном из писаний сказано: «Громкое воспевание Имени Господа Кришны намного превосходит повторение Святого Имени в уме».
«Почему ты решил, что громкое воспевание намного превосходит любой другой метод?» - настаивал сомневающийся брахман.
Харидас ответил: «О брахман, если живое существо, будь то человек, зверь или птица, слышит Святое Имя, исходящее из уст чистого преданного, после смерти оно отправляется прямо на Вайкунтху. В «Шримад-Бхагаватам» сказано: «О Ачьюта, тот, кто произносит Твое Имя, очищает от материальной скверны всех, кто слышит его, включая самого себя». Тот, кто повторяет Святое Имя про себя, очищает только себя, в то время как человек, произносящий Имя Господа громко, освобождает всех, кто слышит его. Звук Имени Господа благотворен для каждого».
Харидас Тхакур продолжал: «Поэтому в священных писаниях сказано, что громкое воспевание Имени Господа в 1000 раз эффективнее любых других методов духовной практики. В «Нарадия пуране» утверждается следующее: «Тот, кто громко произносит Имя Шри Хари, милосерднее того, кто привязан к джапе. Повторяющий джапу спасает только себя, в то время как тот, кто произносит Святое Имя громко, приносит освобождение и себе, и всем, кто слышит его».
Шрила Джива Госвами пишет в «Крама-сандарбхе»:
«Имена Бога следует произносить громко».
А Баладева Видьябхушана, автор «Ставамала-вибхушана-бхашьи», утверждает следующее:
«Сам Кришна танцует на языке того, кто громко повторяет маха-мантру».
Святое Имя, воспеваемое должным образом, возвышает человека над материей. Шрила Джаганнатха дас Бабаджи, духовный учитель Шрилы Бхактивиноды Тхакура, в старости был так слаб, что не мог ходить, и поэтому его носили в корзине. Но вовремя киртана он испытывал столь сильные эмоции, что выскакивал из корзины и без устали танцевал.
Этот пример доказывает, что Святое Имя Кришны может возвысить того, кто его воспевает, над физическим уровнем. Если преданные собираются вместе, они, как правило, воспевают Святое Имя. Святое Имя - их жизнь; его воспевание доставляет им величайшую радость.
КРИШНА И ЕГО ЭНЕРГИИ
Далее мы обсудим различные стадии воспевания Святого Имени. Кроме того, мы рассмотрим трудности и препятствия, возникающие в духовной жизни преданных, а также пути их преодоления.
Не каждый, кто услышал Святое Имя впервые, способен сразу оценить его по достоинству. Многие рассматривают его как обычную индийскую мантру, которая приобрела известность благодаря Обществу сознания Кришны. Чтобы развеять сомнения, мы проиллюстрируем уникальную ценность Святого Имени следующей историей.
Однажды ученик пришел к своему духовному учителю и попросил дать ему сокровенную мантру, дабы он мог посвящать ее повторение стопам Господа. «Повторяй: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе», - последовал ответ.
Возвращаясь домой, ученик увидел прачек, которые стирали белье на берегу Ганги, напевая при этом ХареКришна маха-мантру. Затем он увидел рыбаков, забрасывающих сети. Они тоже пели мантру Харе Кришна. В довершение всего, он услышал, как деревенская детвора во весь голос распевает эту же мантру. Озадаченный увиденным, ученик вернулся к духовному учителю и обиженно спросил: «Что это за тайна, если она известна даже прачкам, рыбакам и маленьким деревенским детям?»
Вместо того, чтобы пускаться в долгие объяснения, гуру дал ученику драгоценный камень и сказал: «Отправляйся к прачкам, рыбакам и детям и проверь, смогут ли они по достоинству оценить его». Ученик отправился к прачкам и показал им драгоценный камень; однако, будучи необразованными и темными женщинами, они не имели никакого представления о его ценности. Поблагодарив юношу, они сказали, что им такой камень не нужен, разве что для стирки белья.
«Нет, - сказал ученик, - я не дам вам его; он слишком дорого стоит. А для стирки вполне сгодится обычный камень или кусок дерева».
Затем он отправился к рыбакам. После того, как он показал им драгоценный камень, один из рыбаков ответил: «Этот камень нам не нужен, разве что в качестве грузила для сетей».
«О Господи!» - воскликнул ученик и отправился дальше. Дети тоже не оценили камень по достоинству. «Просто поиграть им вместо мяча мы были бы не прочь», - сказали они.
«Итак, что они сказали?» - спросил гуру ученика, когда тот возвратился, несолоно хлебавши.
«Никто из них не оценил камень, поскольку они весьма невежественны», - ответил ученик.
«Подобно этому, люди неспособны оценить величие Святого Имени и поэтому безразличны к нему. Харе Кришна маха-мантра доступна для всех, однако постичь ее тайну могут лишь избранные».
ТРИ ГЛАВНЫЕ ЭНЕРГИИ ГОСПОДА
Чтобы познать величие Святого Имени, мы должны попытаться оценить величие Господа. Однажды Харидас Тхакур сказал Господу Чайтанье: «Кришна есть вибху - всемогущий, всезнающий и вездесущий; Он - владелец вайбхав, бесчисленных энергий». Кришна тождественен Своему Имени и неотделим от Своих вайбхав. Три основные вайбхав можно описать следующим образом:
1. ЧИТ-ВАЙБХАВА. Эта духовная энергия Кришны, отвечающая за Его божественную обитель (планеты Вайкунтхи), Его многочисленные Имена и Его трансцендентные облики. Кроме того, чит-вайбхава побуждает Господа дарить преданным духовное блаженство, а также являть трансцендентные развлечения (например, раса-лилу во Вриндаване и санкиртану в Навадвипе) За духовные эмоции преданных отвечает чит - энергия, которая также созидает планеты Вайкунтхи. Чит-вайбхава подразделяется на три категории:
А) сандхини: проявляет духовное разнообразие;
Б) самвит: отвечает за духовное знание, а также за отношения между преданными и Верховным Господом;
В) хладини: созидает духовные эмоции, духовные отношения и божественные расы.
2. АЧИТ-ВАЙБХАВА. Этот термин относится к материальным проявлениям, т.е. материальным вселенным. Материальные миры находятся под влиянием иллюзорной энергии Господа, поэтому их называют деви-дхамой, царством майи. Они сотворены из 5 грубых и 3 тонких элементов.
«Майа-деви побуждает атеистов совершать греховные поступки, не посвящая их в таинство Святого Имени. Но если атеист служит святым вайшнавам, материальная энергия проливает на него свою милость и открывает ему доступ к лотосным стопам Кришны. Майя - верная служанка Господа Кришны; она наказывает тех, кто не желает служить Богу. Люди, поклоняющиеся майе, - обманщики, и им никогда не познать истинного счастья. Но тех, кто воспевает Святое Имя Господа, майа-деви щедро вознаграждает, помогая им пересечь океан материального неведения».
3. ДЖИВА-ВАЙБХАВА. Этот термин относится к живым существам, духовным по своей природе. Пребывая на совершенном духовном уровне, они способны испытывать безграничное блаженство. Живые существа, принимающие покровительство Кришны, остаются в духовном царстве (чит-вайбхаве) и наслаждаются общением с Кришной. Непокорные и эгоистичные живые существа получают материальное тело в одной из материальных вселенных (ачит-вайбхаве) и в полной мере испытывают на себе тройственные страдания материального существования.
ПУТЬ В ДУХОВНЫЙ МИР
Как же падшим живым существам избавиться от материального ига, если они восстали против Кришны и отвергли чит-вайбхаву, духовную реальность, променяв ее на ачит-вайбхаву? Будучи милосердным и сострадательным, Кришна нисходит как аватара, приняв облик Чайтаньи Махапрабху, который приносит в материальный мир Святое Имя. Он является в самые смутные времена, Кали-югу, когда иные методы духовной практики неэффективны.
Чтобы освободить обусловленные души из-под власти материальной энергии, Кришна явился в материальном мире в облике священных писаний. Цель священных писаний - привести живые существа через карма-канду и гьяна-канду к упасана-канде. Для начала живое существо должно научиться посвящать Богу плоды своей материальной деятельности (карма-канда). Затем следует сосредоточить на Господе деятельность разума (гьяна-канда). Этот путь обязательно приведет живое существо к упасана-канде, служению Шри Кришне.
Служение Всевышнему Господу допускает поклонение полубогам, которые являются полномочными представителями Кришны. Например, Господу Шиве следует поклоняться как величайшему преданному Санкаршаны, который помогает обусловленным живым существам избавиться от материальных отождествлений.
Подобным же образом можно поклоняться Господу Брахме как преданному Прадьюмне и, и благодаря этому, обрести разум. Иными словами, упасана-канда допускает любые виды поклонения, включая поклонение полубогам, при условии, что оно совершается правильным образом. Шрила Прабхупада говорил, что единственная цель упасана-канды - возможность служить Кришне:
«Как сказано в «Бхагавад-гите»(15.15), единственная цель Вед - привлечь внимание людей к лотосоподобным стопам Господа Кришны».
Священные писания открываю путь духовного совершенствования пред каждым, независимо от материальных качеств и склада ума. К сожалению, столь долгий и сложный процесс развития не эффективен в эпоху Кали. Современные люди слишком низко опустились и вряд ли способны следовать по этому нелегкому пути. Кроме того, в Кали-югу карма и гьяна отдалили человека от Кришны.
Ярким примером вышесказанного могут служить современные индийцы, которые очень привязаны к поклонению полубогам; их совершенно не интересует отречение, не говоря уже о служении Кришне. Подобным образом, гьяни стремятся к одному - погрузиться в безличный брахман; у них нет ни малейшего желания предаваться Верховной Личности Бога, Шри Кришне.
Карма и гьяна рассматриваются в Ведах как пути, ведущие к Кришне, но в Кали-югу они слишком тернисты. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху принес в Материальный мир Святое Имя Господа, подобно отцу, который дает своему ребенку сильнодействующее лекарство, желая поскорее вылечить его.
Шри Чайтанья Махапрабху утверждал, что наиболее очевидным отличием бхакти от любой другой духовной практики является то, что путь и цель бхакти едины. Святое Имя Кришны - это путь к Господу, но оно также является и целью, Самим Кришной.
В священных писаниях содержится история, наглядно иллюстрирующая этот момент. Однажды к царю пришел нищий и попросил показать ему, как выглядит золото. Царь ответил: «Хорошо. Поднимись по ступенькам, ведущим в мою сокровищницу, и открой последнюю дверь. Там полно золота». Нищий поднялся по ступенькам, открыл дверь и увидел комнату, наполненную золотом. Когда же он повернулся, чтобы спуститься вниз, он понял, что ступеньки, по которым он поднимался, тоже были из золота! Однако он не заметил этого раньше, поскольку не представлял, как выглядит настоящее золото. Святое Имя - Сам Кришна, и мы не осознаем этого только потому, что потеряли связь с Господом. Лишь тот, кто стал на путь бхакти, со временем откроет для себя величие Святого Имени.
64 КАЧЕСТВА ШРИ КРИШНЫ
Поскольку прекрасная форма Кришны и Его Святое Имя неотличны от Него Самого, Его Имя тождественно Его облику. Таким образом, памятование о Кришне и воспевание Его святого Имени рождают в уме преданного прекрасный образ господа. В результате и Имя, и облик Кришны могут занимать ум одновременно, пребывая при этом в полной гармонии.
Кришна обладает 64 божественными качествами. Шрила Рупа Госвами описывает эти качества следующим образом:
«1) Господь очень красив; 2) на Его теле можно обнаружить все благоприятные знаки; 3) Его облик радует глаз; 4) он излучает сияние; 5) Он силен; 6) вечно юн; 7) Он знает множество языков; 8) правдив; 9) приятный собеседник; 10) красноречив; 11) высоко образован; 12) очень разумен; 13) гениален; 14) артистичен; 15) необычайно ловок; 16) искусен в различных делах; 17) благодарен; 18) непреклонен; 19) в совершенстве знает, как поступать согласно времени, месту и обстоятельствам; 20) на все смотрит сквозь призму Вед (священных писаний); 21) чист; 22) владеет собой; 23) решителен; 24) терпелив; 25) снисходителен; 26) непреклонен; 27) самодостаточен; 28) беспристрастен; 29) щедр; 30) религиозен; 31) отважен; 32) сострадателен; 33) почтителен; 34) учтив; 35) терпим; 36) скромен; 37) является защитником тех, кто предается Ему; 38) неизменно счастлив; 39) добр к Своим преданным; 40) им руководит любовь; 41) является всеблагим; 42) могущественен; 43) знаменит; 44) всеобщий любимец; 45) питает слабость к Своим преданным; 46) привлекателен для женщин; 47) является объектом всеобщего поклонения; 48) Он владеет бесчисленными достояниями; 49) почитаем всеми; 50) является верховным повелителем; 51) неизменен; 52) всеведущ; 53) вечно обновляется; 54) является сач-чид-анандой (обладает вечным и исполненным блаженства телом); 55) обладает всеми мистическими совершенствами; 56) повелевает непостижимыми энергиями; 57) является источником бесчисленных вселенных; 58) является изначальным источником всех воплощений; 59) дарует освобождение тем, кого уничтожил; 60) привлекает к Себе освобожденные души».
Ни одно из воплощений Господа не наделено этими божественными качествами в полной мере. Только Сам Шри Кришна обладает всеми этими 64 качествами. Некоторые воплощения, например, Нараяна и Рамачандра, наделены 60 качествами, а Брахма и Шива лишь 55, и то частично. Обычным живым существам в той или иной степени присущи лишь 50 вышеперечисленных качеств.
Среди четырех божественных аспектов (Имя, облик, качества и деяния) Святое Имя является изначальным, ибо оно дает возможность воспринимать остальные. Поэтому воспевание Святого Имени имеет для преданных первостепенное значение.
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ИМЕНА ШРИ КРИШНЫ
Различные проявления Кришны можно разделить на две различные категории: главные и второстепенные. Поскольку Святое Имя и Господь тождественны, Имена Кришны также могут быть разделены на главные и второстепенные.
Главные Имена Господа (мукхья) - это Имена, которые относятся к вечным лилам Кришны в духовном мире, например, Кришна, Говинда, Гопала, Рама, Гопинатха и другие.
Второстепенные имена (гаунья) характеризуют взаимоотношения Господа с материальным миром. К ним можно отнести такие имена, как Параматма (Сверхдуша), Вишну («всепроникающий»), Ишвара («правитель»); можно добавить к этому списку такие имена, как Аллах («всемогущий»), «Творец» и просто «Бог». Как однажды заметил Шрила Прабхупада, имя «Бог», означающее «благой», - это более абстрактное обозначение по сравнению с каким-либо личным Именем.
Шрила Прабхупада утверждал следующее:
«Можно петь мантру ХареКришна день и ночь, петь и танцевать, и при этом не чувствовать ни малейшей усталости. Но возьмите любое другое имя: полчаса - и все. Надоело».
Имена Кришны подразделяются на главные и второстепенные, поскольку лишь главные Имена позволяют произносящему их обрести любовь к Богу (према пумартхо махан). Основные Имена характеризуют вечные, духовные деяния Кришны, тогда как второстепенные указывают на функции Бога в материальном мире. И поскольку второстепенные имена не пробуждают в человеке интереса к божественным деяниям Кришны, они даруют произносящему их материальные блага, или, в лучшем случае, освобождение. Некоторые псевдо верующие используют Имя Бога в корыстных целях, молясь примерно так: «О Бог, пошли мне белый «Мерседес»!, «Дорогой Бог, сделай меня благочестивым, чтобы я смог отправиться в рай!» Само собой, цель подобных «молитв» - отнюдь не любовь к Богу.
Преданные не должны заниматься деятельностью, целью которой является освобождение. Истинного вайшнава привлекает духовная энергия, чит-вайбхава. В конечном счете, его даже не интересует, как Бог управляет материальным творением. Единственной целью преданного является вечная, духовная реальность.
Когда Шрила Прабхупада проповедовал на Запада, его часто спрашивали, является ли Имя «Кришна» единственным именем Бога. Шрила Прабхупада отвечал, что с таким же успехом можно прославлять любое другое Имя Господа, будь то Аллах, Адонай или Иегова. Шрила Прабхупада очень хотел, чтобы люди, задающие подобные вопросы, стали серьезнее относиться к своей собственной религии… Однако он не скрывал, «Кришна» - высочайшее из Имен Бога, и тем, кто еще не определился в своих религиозных пристрастиях, он рекомендовал воспевать именно это Имя.
ТРИ СТАДИИ ВОСПЕВАНИЯ
Далее мы рассмотрим различные стадии воспевания Святого Имени и их связь с различными уровнями сознания Кришны. Итак, известны следующие стадии воспевания Святого Имени Господа:
1. ШУДДХА-НАМА. Стадия чистого воспевания, на которой Господь полностью открывает Себя, а также все Свои бесчисленные энергии преданному. Шрила Бхактивинода Тхакур описывал воспевание Святого Имени на уровне шуддха-намы следующим образом:
«Святое Имя - бутон цветка божественной любви, обитель удивительных духовных вкусов. Когда бутон Святого Имени распускается, оно открывает мне Свою божественную форму и качества, которые очаровывают мое сердце и навеки привязывают его к Кришне. Когда цветок Святого Имени, он переносит меня во Врадж и являет мне божественные развлечения Господа. Святое Имя дарует мне вечное духовное тело и полностью разрушает материалистический образ мыслей. Имя Кришны - трансцендентный философский камень, сокровищница бесконечных вкусов бхакти. Оно свободно от любых отождествлений и является олицетворением чистой расы. Когда все препятствия, стоящие на пути чистого воспевания Святого Имени, будут преодолены, во мне пробудится истинное счастье».
Преданный, достигший уровня шуддха-намы, обретает чистую любовь к Богу.
2. НАМА-АБХАСА. Это стадия очищения, на которой человек прилагает сознательные усилия для того, чтобы избегать оскорблений во время воспевания и внимательно слушает Святое Имя. На этой стадии воспевания чистая любовь к Богу еще не присутствует - она появляется лишь на стадии шуддха-намы. И тем не менее, намабхаса является ступенью к чистому воспеванию и избавляет человека от последствий греховной деятельности. Служа духовному учителю и внимательно повторяя Святое Имя, человек поднимается до уровня шуддха-намы, достигая конечной цели - чистой любви к Господу.
3. НАМА-АПАРАДХА. Воспевание Святого Имени, оскверненное оскорблениями. До тех пор, пока воспевание Святого Имени сопряжено с оскорблениями, достичь любви к Богу невозможно. Единственное, что можно посоветовать человеку, задержавшемуся на этой стадии - как можно скорее переходить на следующую. От оскорблений необходимо избавиться.
Глава 3
НАМА-АПАРАДХА -
ВОСПЕВАНИЕ НА СТАДИИ ОСКОРБЛЕНИЙ
ПОСЛЕДСТВИЯ НАМА-АПАРАДХ
Практика воспевания Святого Имени Кришны должна приводить к чистой любви к Богу; с ее помощью мы должны избавиться от материальных желаний и достичь совершенства. Если этого не происходит или же процесс идет очень медленно, следует предположить, что мы совершаем оскорбления по отношению к Святому Имени Господа. Каковы же эти оскорбления, лишающие нас плодов нашей духовной практики, и как их избежать?
Беседуя с Нарадой Муни, великий мудрец Санат-Кумара упомянул, что оскорбительными считаются следующие действия:
1. критика преданных, посвятивших свою жизнь распространению Святого Имени.
2. Уверенность в том, что имена полубогов, таких, как Шива или Брахма, тождественны имени Господа Вишну.
3. Отказ повиноваться указаниям духовного учителя.
4. Критика ведических писаний, а также трудов, следующих ведической традиции.
5. Уверенность в том, что значимость воспевания Святого Имени преувеличена.
6. Произвольное толкование Святого Имени Господа.
7. Совершение греховных действий в расчете на искупительную силу Святого Имени Господа.
8. Уверенность в том, что воспевание Святого Имени - одно из ритуальных действий, направленных на получение материальных благ (карма-канда).
9. Разговоры о величии Святого Имени с людьми, не имеющими веры.
10. А) отсутствие веры и сохранение материальных привязанностей.
Б) отсутствие внимания во время воспевания Святого Имени.
Совершая оскорбления Святого Имени, мы теряем вкус к духовной деятельности и возможность черпать удовольствие в преданном служении. Мы уподобляемся больному человеку, не чувствующему влечения к вкусной пище. Однако, если человек будет принимать лекарство и соблюдать диету, он сможет снова употреблять привычную пищу. Подобным образом, благодаря долгой и упорной духовной практике преданный может избавиться от последствий нама-апарадх и вкус к воспеванию Святого Имени вернется к нему. Любовь к Богу пробуждается в сердце преданного благодаря регулярному слушанию повествований о Господе и воспеванию Святого Имени. Шрила Рупа Госвами описывает этот процесс следующим образом:
«Начинающий преданный должен стремиться к самоосознанию. Результатом этого станет желание общаться с людьми, достигшими определенных духовных высот. Следующая ступень - посвящение, данное истинным духовным учителем, с которого преданный-новичок начинает свой духовный путь. Служа Господу под руководством духовного учителя, человек освобождается от материальных привязанностей, утверждается на пути самореализации и обретает вкус к беседам об Абсолютной Личности Бога, Шри Кришне. Этот вкус способствует дальнейшему приобщению человека к сознанию Кришны, а затем приводит к бхаве, ступени, предшествующей любви к Богу. Истинная любовь к Богу называется премой, высшей ступенью совершенства».
Далее мы рассмотрим подробно каждое из оскорблений, придерживаясь следующего плана:
1. в чем суть данного оскорбления? Из какой «материи» оно состоит?
2. Каким образом совершается данное оскорбление?
3. Как от него избавиться?
ОСКОРБЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
Критика преданных, посвятивших свою жизнь распространению Святого Имени Господа
(сатам нинда намнах парамам апарадхам…)
«В том, что люди, принимающие преходящее материальное тело за самих себя, постоянно насмехаются над великими преданными, нет ничего удивительного. Подобная зависть, живущая в сердцах материалистов, приносит определенную пользу, ибо ведет их к падению. Пыль со стоп великих преданных лишает их могущества и славы».