Океан Нектара Святого Имени 3 глава




Если человек воспевает Святое Имя, в его сердце вырастает бхакти-лата, лиана преданного служения. Мы должны ухаживать за ней, пока она не коснется лотосоподобных стоп Кришны. Оскорбление вайшнавов сравнивается с бешеным слоном, который врывается в сад преданного служения и топчет все растения, произрастающие там.

«Если преданный, взращивающий в своем сердце лиану преданности, совершает оскорбление стоп вайшнавов, он впускает в свой сад бешеного слона, который вырывает эту лиану с корнем и топчет ее; в результате лиана засыхает. Садовник должен всячески оберегать нежную лиану преданности, не позволяя бешеному слону приблизиться к ней».

 

КТО ТАКОЙ САДХУ?

 

Первым делом давайте выясним, кто такой садху, или святой. Лохматый человек с длинной бородой? Нет. Главное качество садху - безоговорочная преданность Кришне. Основному качеству сопутствуют вторичные, такие как милосердие, терпимость, беспристрастность и так далее. В Индии можно встретить садху, которые улыбаются всем без исключения, но их улыбчивость вовсе не означает, что все они являются преданными Кришны. С другой стороны, преданные на первый взгляд могут показаться не такими уж дружелюбными, а даже иногда даже враждебными. Однако, если человек обладает преданностью Кришне, он является садху.

Основное качество, называемое сварупа-лакшана, в той или иной мере присутствует в каждом преданном, тогда как других качеств - татастха-лакшана - может и не быть, в зависимости от конкретного случая. Если человек служит Господу, эти качества развиваются в нем автоматически. Шри Чайтанья Махапрабху утверждал, что истинный вайшнав должен обладать следующими качествами:

«Преданны всегда милостив, смиренен, правдив, беспристрастен, безупречен, великодушен, мягок и чистоплотен. Он не имеет материальной собственности и занимается благотворительной деятельностью на благо каждого. Он умиротворен, предан Кришне и не имеет материальных желаний. Он безразличен к материальным приобретениям и сосредоточен на преданном служении. Он обуздал шесть дурных качеств: вожделение, гнев, жадность, зависть, иллюзию и безумие. Он ест столько, сколько необходимо для поддержания тела и никогда не пребывает в замешательстве. Преданный почтителен, серьезен, сострадателен и лишен ложной гордости. Он дружелюбен, поэтичен, искусен в самой различной деятельности и молчалив».

Еще одним отличительным признаком преданного является то, что он постоянно воспевает Святые Имена Кришны. Он себя считает ничтожней травинки, лежащей на дороге, он терпеливее дерева и всегда готов выразить почтение другим, не ожидая почтения к себе. Святое Имя дарует чистую любовь к Богу преданному, наделенному всеми вышеперечисленными добродетелями.

 

Существует четыре вида оскорблений преданных, которых следует тщательно избегать:

 

1. Не следует критиковать преданного за его происхождение. Иногда можно услышать подобные заявления: «Он вышел из рабочих и никогда ничему не учился. Он даже Шекспира не читал». В Индии мы часто слышим: «Эти западные вайшнавы - млеччхи и яваны; они не имеют никаких духовных качеств». Такое умонастроение надо оставить.

2. Не следует критиковать преданного за его прошлые ошибки.

3. Не следует упрекать преданного за случайные провинности.

4. Не следует критиковать преданного за последствия греховных привычек. Если употребление наркотических или одурманивающих средств нанесло урон памяти преданного, если раньше преданный был обуреваем материальными вожделением, а теперь направил весь свой пыл на прасадам Господа и поедает его во внушительных количествах, ему следует тактично помочь, но ни в коем случае не высмеивать.

 

ТРИ КАТЕГОРИИ ВАЙШНАВОВ

 

Чтобы расширить тему и добиться предельной ясности в ее понимании, мы рассмотрим категории вайшнавов, упоминаемые в ведической литературе:

 

1. Уттама-адхикари. Чистый преданный, который видит Кришну повсюду и сознает, что все сущее покоится на Нем. Смыслом его жизни является воспевание Святого Имени. Следует служить такому преданному и учиться у него.

2. Мадхьяма-адхикари. Преданный этой категории ценит преданных Господа и ищет их общества; он знает, что Кришна - Верховная Личность Бога, а живые существа - Его вечные слуги. Он испытывает сострадание к тем, кто находится в невежестве и избегает общества атеистов. Такой преданный очень дорог Кришне, поскольку неустанно проповедует славу Господа. Следует относиться к такому преданному, как к другу.

3. Каништа-адхикари. Преданного такого уровня называют вайшнава-прая, «почти вайшнав», ибо он не является полноценным слугой Господа. Его вера слаба и неустойчива. Он поклоняется образу Господа, но не служит вайшнавам. Он воспевает Святое Имя на уровне намабхасы, и ему следует оказывать почтение в уме.

 

ВАЖНОСТЬ ОБЩЕНИЯ С ПРЕДАННЫМИ

 

Читатель может поинтересоваться: почему первым оскорблением Святого Имени является критика преданных? Почему отношение к преданным играет такую важную роль в процессе воспевания Святого Имени?

Дело в том, что Сам Господь, Шри Кришна, присутствует в сердце чистого вайшнава вместе с бхакти (преданностью), хладини (энергией наслаждения) и самвит (энергией знания). Общаясь с чистым преданным, человек также обретает бхакти.

Я никогда не забуду, как впервые склонил свою непокорную голову перед Шрилой Прабхупадой. Это произошло в лондонском аэропорту, в два часа ночи; рейс задерживался, и я очень устал. В те дни у меня были серьезные трудности в храме, и я нередко задумывался, стоит ли мне вообще общаться с преданными. У меня было много дурных привычек, и мою гордость часто задевали. Я подумал и пришел к выводу, что разумнее будет принять окончательное решение после встречи со Шрилой Прабхупадой.

Неожиданно я услышал возгласы: «Джая Прабхупада!» Еще не увидев его, я почувствовал, что происходит что-то необычное. Источником подобного ощущения мог быть только Шрила Прабхупада!

Когда он вышел из-за угла, мне показалось, будто тысячи солнц взошли одновременно - только так я могу описать то, что со мной происходило. Перед этим я решил, что буду смотреть на него не отрываясь, но в итоге я просто простерся перед ним на полу. Я вспомнил библейский «горящий терновый куст», из которого явился Бог; на него не следовало смотреть, иначе человек мог ослепнуть.

Влияние Шрилы Прабхупады было таким сильным, что я по глупости стал подумывать о том, как обезопасить себя! В конце концов я осмелился взглянуть на его улыбающееся лицо, которое, казалось, говорило: «как я рад тебя видеть!» Остановившись рядом со мной, Шрила Прабхупада поприветствовал меня, и когда он пошел дальше, я поднялся с пола, уже понимая, что с прежней жизнью покончено навсегда. Я почувствовал, как энергия бхакти исходит из сердца чистого вайшнава.

В священных писаниях утверждается, что в материальном мире есть три вещи, помогающие обрести бхакти: остатки пищи чистого преданного, вода, которой омывали его стопы и пыль с его лотосоподобных стоп. Поэтому к этим вещам следует относиться с особым почтением. Итак, если человек сможет уловить эту энергию бхакти, сохранить ее в своем сердце и обрести веру в нее, Господь дарует ему высочайшее духовное блаженство. Есть также и весьма прагматичные причины для общения с преданными: вайшнавы напоминают нам о Кришне, рассказывая о Нем, служа ему, вдохновляя нас, а иногда поправляя.

Иными словами, общение с искренними преданными помогает нам продвигаться по пути бхакти!

 

ПРИЧИНЫВАЙШНАВА-АПАРАДХ

 

Теперь мы постараемся выяснить, каково происхождение вайшнава-апарадх. Можно назвать несколько причин; человек может судить о преданных с материальной точки зрения, завидовать им или же видеть какие-либо их недостатки. Однако главной причиной является асат-санга, дурное общение, поскольку, общаясь с материалистами, мы утрачиваем бхакти. Можно подразделить нежелательное для преданного общение, асат-сангу, на две категории:

 

1. Общение с женщинами, противоречащее ведической религиозной традиции. Эта категория включает в себя общение с женщинами вне ведического брака - просто ради удовлетворения чувств - и даже стремление к подобному общению. (То же самое относится и к женщинам, которые общаются с развращенными мужчинами). Супружеские пары, чрезмерно привязанные к сексуальным отношениям, также относятся к категории людей, с которыми следует общаться с осторожностью.

 

2. Преданному не стоит общаться со следующими категориями людей:

 

А) с имперсоналистами, которые считают, что Господь и живое существо временны, а трансцендентная форма Божества материальна;

Б) с лицемерами, которые притворяются преданными для того, чтобы заработать себе на жизнь;

В) с людьми, одержимыми жаждой чувственных наслаждений, завистливыми и сварливыми;

Г) с атеистами, не верящими в Бога.

 

Асат-санга является причиной того, что у человека возникает желание заниматься критикой преданных. Следует также избегать общения с теми, кто критикует преданных за то, что они не хотят находиться в обществе материалистов.

Может возникнуть вполне резонный вопрос: как быть с теми преданными, которые живут вне храмовой общины? Разве они не общаются главным образом с материалистами? Ответ прост: утверждения священных писаний исходят из соображений целесообразности, а не фанатизма. С точки зрения шастр, чаще всего встречаются следующие формы общения:

 

1. Предоставление общения.

2. Принятие общения.

3. Социальные отношения.

 

Если человек оказывается в ситуации, которая не позволяет дать другим свое общение - к примеру, рассказать о сознании Кришны - он может вести себя так, как принято в обществе, сохраняя при этом духовное видение. Однако не следует позволять себе поддаваться влиянию материалистов.

Находясь под дурным влиянием долгое время, мы начинаем меньше ценить преданных т даже совершать оскорбления, которые могут разрушить наше бхакти. Поэтому, давайте постараемся избегать критики. Для этого нам придется научить быть терпимыми и относиться к другим так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам. Иными словами, чтобы нас принимали такими, как есть.

 

ТРИ ВИДА ВАЙШНАВА - АПАРАДХ

 

А как быть с критикой, которая помимо нашей воли возникает в уме? В «Шримад-Бхагаватам» утверждается, что в Кали-югу оскорбления, совершенные в уме, не влекут за собой каких-либо последствий. Следует отметить, что существует три типа оскорблений: оскорбление, совершенные в уме, оскорбление словом и оскорбление действием.

Следует отметить, что чаще всего оскорбления развиваются в уме, а позже реализуются на грубом плане. Иными словами, поначалу человек думает: «Ты - глупец!»; затем он говорит: «Ты - глупец!»; и, наконец, прождав в очереди в душ 10 минут, выталкивает находящегося там. Так происходит эволюция оскорблений: сначала они рождаются в мыслях, затем озвучиваются словами и, наконец, выражаются действием.

«Сканда пурана» предостерегает нас против оскорблений вайшнавов, совершенных в уме, словом и делом:

«Дорогой царь, если человек насмехается над возвышенным преданным, он утрачивает плоды своих благочестивых поступков, богатство и репутацию. Все вайшнавы являются святыми; тот, кто оскорбляет их, попадет в ад Махараурава, куда вслед за ним последуют и его предки. Тот, кто убивает вайшнава, завидует вайшнаву или гневается на него, тот кто не кланяется ему или не испытывает радости, видя его, несомненно попадет в ад».

В «Чайтанья-бхагавате» говорится:

«Господь Чайтанья сказал: «все живые существа, обитающие в бесчисленных вселенных - мои вечные слуги. Поэтому любое живое существо, причиняющее вред другому живому существу, обречено на гибель. Даже санньяси, обидевший невиновного, падет и утратит все свое благочестие».

«Воздев к небу Свои прекрасные руки, Господь Чайтанья провозгласил: «Оставьте раздоры и воспевайте Святые имена Господа: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе! Я дарую освобождение каждому, кто повторяет Имя Кришны, не критикуя при этом других». Услышав эти слова Чайтаньи Махапрабху, преданные воскликнули: «Джая! Джая! Джая!»

Однако по милости Господа Чайтаньи первая категория оскорблений - оскорбления, совершенные в уме, - не принимается в расчет. В расчет принимаются оскорбления, совершенные словом и действием. С другой стороны, если человек хорошо думает о преданных или о преданном служении, это учитывается; такова особая милость Господа Чайтаньи.

 

КАК УСТРАНИТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ ВАЙШНАВА-АПАРАДХ?

 

Если человек, ослепленный безумием, оскорбил преданного, он должен искренне раскаяться, подойти к оскорбленному им преданному и попросить о прощении. Преданные незлопамятны, они охотно прощают тех, кто нанес им оскорбление. В «Шримад-Бхагаватам» сказано: «Если преданному искренне кланяются, он чувствует себя обязанным».

Если человек осознал, что неправильно отнесся к вайшнаву и оскорбил его, он должен извиниться перед человеком, которого обидел.

При этом следует помнить о причинах данной рекомендации: вайшнавы очень дороги Кришне и только по их милости можно духовно развиваться. Поэтому не следует откладывать раскаяние в долгий ящик, иначе можно совершить новые оскорбления, попав в порочный круг.

 

ОСКОРБЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Уверенность в том, что имена полубогов равны Имени Господа Вишну

(шивасйа шри-вишнор йа иха гуна-намади сакалам)

 

Что отличает Имя Господа Вишну от имен многочисленных полубогов? В первую очередь следует понять, что Господь Вишну неподвластен законам материального мира, и, тем не менее, пребывает вне трех гун материальной природы. Кришна, находящийся на Голоке Вриндаване, есть изначальный Вишну, обладающий 64 божественными качествами. Нараяна и три пуруша-аватары наделены 60 божественными качествами, тогда как дживы, живые существа, - лишь 50, да и то в незначительной степени. Господь Шива, занимающий промежуточное положение между дживами и Господом Вишну, обладает еще 5 качествами божественной натуры. Однако все эти существа, начиная с пуруша-аватар, и кончая дживами, которыми являются и могущественные полубоги, получают свои качества от Всевышнего Господа, Шри Кришны. В зависимости от своей природы, живые существа несут в себе определенный процент качеств Кришны. Однако все они, включая Шиву, Брахму и Нараяну, получают свои качества от Кришны. Следовательно, они не могут быть равными Ему.

Следует отметить, что трансцендентное Имя Кришны тождественно Ему Самому, чего нельзя сказать о полубогах, не говоря уже об обычных живых существах. Имя Кришны, Его облик, качества и т.д. ни в коем случае нельзя считать отдельными от Него. Господу чужда любая двойственность. Он есть Абсолютная Истина. Если человек придерживается дуалистической концепции Бога, он сможет подняться до уровня намабхасы, однако никогда не обретет премы, любви к Богу. Только по милости истинного духовного учителя, наделенного преданностью Кришне, человек сможет избавиться от анартх и получить доступ к Святому Имени Господа.

В европейской культуре почти отсутствует информация о поклонении полубогам, и мы понятия не имеем, как правильно к ним относиться. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, почему ведические писания рекомендуют почитать полубогов. Поклонение полубогам необходимо для того, чтобы развить у определенной категории людей веру хоть во что-то высшее. Преданный же считает полубогов Слугами Господа и оказывает им те знаки внимания, что и всем вайшнавам.

 

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПОСЛЕДСТВИЙ ВТОРОГО ОСКОРБЛЕНИЯ?

 

Противоядием от второго оскорбления является искреннее раскаяние. Человек не должен совершать это оскорбление вновь. Если постоянно помнить о Кришне и воспевать Его Имя, последствия данного оскорбления будут незначительными.

 

ОСКОРБЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Отказ повиноваться указаниям духовного учителя

(гурор аваджна)

 

Пройдя через бесконечные воплощения, душа обретает, наконец, возможность получить человеческое тело. Это происходит в результате естественной эволюции или вследствие неосознанно совершенных благочестивых поступков. Только в человеческом теле живое существо может заниматься духовной деятельностью. Полубогам и жителям райских планет предопределено наслаждаться плодами своих благочестивых поступков. Подобным образом, животные тоже связаны последствиями своей предыдущей кормы и погружены в невежество, исключающее возможность осознанно совершать благочестивые поступки. Только человеческое тело подходит для того, чтобы вести праведную жизнь и служить Всевышнему Господу.

Временная природа человеческого тела - неопровержимый факт. Если человек не приложит определенных усилий, чтобы достичь самореализации, ему придется снова вернуться в цикл повторяющихся рождений и смертей. Поэтому разумный человек обязательно воспользуется этой редкой возможностью и примет духовного учителя, который сможет привести его к Шри Кришне.

Третьим оскорблением Святого Имени является отказ повиноваться указаниям духовного учителя. «Шри Харинама-чинтамани» начинает объяснение этого оскорбления с описания качеств истинного духовного учителя.

 

КАЧЕСТВА ИСТИННОГО ДУХОВНОГО УЧИТЕЛЯ

 

Истинный духовный учитель обладает духовными познаниями и владеет своими чувствами. Будь он брахман, шудра, семейный человек или санньяси - определяющим фактором является его способность спасти живое существо от череды рождений и смертей, посвятив его в духовную науку.

В «Шримад-Бхагаватам» сказано, что духовным учителем достоин быть человек, постигший сокровенный смысл священных писаний и способный донести этот смысл до других. Тот, кто не в состоянии освободить людей, доверившихся ему, от материальных страданий, не должен становиться духовным учителем. Недостаточно быть просто хорошим оратором; до тех пор, пока человек не утвердился в духовной жизни, он не может быть духовным учителем. Это утверждение прекрасно иллюстрирует следующая история, рассказанная в ведических писаниях.

Однажды мать привела к садху своего сына, который болел диабетом. Она всячески старалась отговорить его есть сладости, но ее уговоры не действовали на великовозрастного лакомку. В конце концов женщина решила, что слова садху будут иметь вес для сына, и обратилась к нему за помощью. Однако садху ответил: «Я не могу сказать этого твоему сыну. Приходите через неделю!» Когда мать с сыном пришли снова, садху строго сказал: «Никогда больше не ешь сладкого, иначе ты погубишь себя!» Юноша ответил: «О учитель, если вы так говорите, я перестану есть сладости!» Удивленная мать спросила садху: «Почему же вы не сказали ему этого неделю назад?» «Дело в том, - ответил садху,- что неделю назад я сам ел сладкое».

Итак, очень важно, чтобы духовный наставник подавал своим ученикам благой пример и сам следовал тому, что требуется от учеников. В противном случае он не имеет права называться духовным учителем.

 

ТРИ КАТЕГОРИИ ДУХОВНЫХ УЧИТЕЛЕЙ

 

Существует три категории гуру. Дикша-нуру, инициирующий духовный учитель, дает своему ученику маха-мантру и гаятри-мантру (при брахманическом посвящении). Шикша-гуру, учитель-наставник дает духовные наставления.

К обоим гуру следует относиться с одинаковым почтением. Человек может иметь несколько шикша-гуру, но лишь одного инициирующего духовного учителя. В качестве примера можно привести Кришнадаса Кавираджа Госвами, который в конце каждой главы «Шри Чайтанья-чаритамриты» предлагает поклоны нескольким духовным учителям. У него помимо одного дикша-гуру, у которого Кришнадас Кавирадж Госвами получил посвящение, было несколько шикша-гуру, которые приобщали его к духовной науке.

Третий вид гуру - особый. Ачарья основатель в сампрадае (цепи ученической преемственности) - это духовный учитель, сформулировавший основные положения учения, либо укрепивший и расширивший сампрадаю. Ачарья-основатель является шикша-гуру всей сампрадаи, это относится также и к следующим поколениям. Таким ачарьей-основателем и является Шрила Прабхупада.

В «Харинама-чинтамани» уникальность положения ачарьи-основателя описывается следующим образом:

«Преданный должен понимать, что ачарья, сформулировавший философскую доктрину данной сампрадаи, является великим шикша-гуру всех последователей данной линии преемственности. Он является безусловным авторитетом для всех последователей. Учению, обоснованному основателем-ачарьей, должно выражаться особое почтение, сам он должен занимать самое высокое положение среди всех духовных учителей данной сампрадаи. Нужно строго следовать наставлениям и миссии ачарьи-основателя. Дикшу также следует принимать только в данной сампрадае».

В «Шри Чайтанья-мангале» Лочана дас Тхакур рассказывает следующую историю. Однажды Нарада Муни пришел во Вриндаван, чтобы встретиться с Чайтаньей Махапрабху, и увидел, как Господу с одной стороны поклонялась Шримати Радхарани со Своими спутницами, а с другой -Рукмини Махарани и ее спутницы из Двараки. Они готовили для Шри Чайтаньи Махапрабху пышную маха-абхишеку.

Когда Нарада Муни выразил обеспокоенность за судьбу обусловленных душ, обитающих во вселенной четырехглавого Брахмы, Господь Чайтанья Махапрабху подозвал всех Своих служанок и сказал им:

«Каждую эпоху Я являюсь в материальный мир, чтобы защитить праведников и восстановить религиозные принципы. Не понимая цели Моего прихода, невежественные люди продолжают грешить. Тот факт, что греховная деятельность охватывает весь мир, доставляет мне боль. Испытывая сострадания к живым существам, попавшим в плен Кали-юги, Я прихожу в этот мир.

О мои верные слуги, Я хочу, чтобы вы помогли Мне разрушить греховность века Кали. Взяв в руки могущественное оружие нама-санкиртаны, Я уничтожу материальные желания, живущие в сердцах людей.

Самые падшие грешники, а также обитатели далеких заблудших стран получат Мою милость. Я пошлю туда Своего сенапати-бхакту, чтобы он освободил их.

Я наполню всю вселенную Своей любовью, и в мире не останется страдания и скорби. Я буду дарить Свою экстатическую любовь полубогам и другим живым существам, как движущимся, так и неподвижным».

Описание наделенного особым могуществом сенапати-бхакты со всей очевидностью относится к Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, основателю-ачарье Международного общества сознания Кришны (ИСККОН). Шрила Прабхупада преподносил учение бхакти особым образом; его стиль проповеди, без сомнения, является уникальным. Он проповедовал, основываясь на наставлениях предшествующих ачарьев-учителей, извлекая наиболее существенные моменты из учений многочисленных сампрадай и самым подробным образом объясняя их; так миру была поведана духовная наука Вед. Кроме того, Шрила Прабхупада адаптировал древнее учение к современности, говоря на языке, который был понятен его аудитории.

Он посвящал в ведические мантры «падших млеччхов и яванов», если они имели хоть малейшее желание приобщиться к духовным знаниям. Ранее на такой шаг не осмеливался никто. Кроме всего прочего, мы обязаны Шриле Прабхупаде тем, что и женщины, и мужчины сейчас могут жить в ашраме и заниматься деятельностью, угодной Господу.

Шрила Прабхупада дал своим ученикам весьма ценные наставления относительно того, как защитить свою духовную жизнь. Он всегда делал акцент на регулярной духовной практике, особо подчеркивая важность воспевания Святых Имен Господа.

Необходимо неукоснительно следовать наставлениям ачарьи-основателя и сохранять верность его учению. Не следует черпать знания из каких-либо других источников, поскольку различия в подходе могут внести разлад в душу человеку. Нужно принимать на веру слова шикша- и дикша-гуру, которые, в свою очередь, с верой следуют учению ачарьи-основателя.

 

ПОЧТИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДУХОВНОМУ УЧИТЕЛЮ

 

Как следует относиться к духовному учителю, чтобы избежать оскорблений по отношению к нему? В первую очередь, необходимо понять, что дикша-гуру и шикша-гуру являются близкими слугами Кришны и проявлением Его энергии. Не следует считать гуру обычным человеком, ибо он послан ученику Самим Господом.

Духовному учителю следует служить, как Самому Господу. Нужно предложить ему удобное сидение, омыть стопы, предоставить удобную обувь и одежду. Получив его разрешение, можно приступать к поклонению Божествам Шри Шри Радхи и Кришны. Что касается пищи, то она должна быть вначале предложена Божествам, а затем духовному учителю. После этого прасад можно раздать остальным вайшнавам. Нельзя поклоняться Радха-Кришне, не получив разрешения духовного учителя. Прежде чем приступить к джапа-медитации, следует вспомнить духовного учителя и его наставления - это помогает настроиться на верный лад и сосредоточиться на Святом Имени.

В Ведах содержится множество наставлений, касающихся взаимоотношений с духовным учителем. К примеру, следует с почтением относиться к постели гуру (т.е. не сидеть и не лежать на ней), а также к его обуви, креслу, воде, которой омывали его стопы, его портрету или фотографии. Кроме того, не следует превозносить другого человека в присутствии духовного учителя.

Следует принять духовного учителя как полноправного господина и повелителя, неукоснительно следуя его словам. Увидев духовного учителя, нужно обязательно поклониться ему. Следует всячески прославлять духовного учителя («Джая Шрила Прабхупада!») и исполнять все его приказания. Остатки его пищи нужно принимать как прасадам. В присутствии духовного учителя не стоит говорить о том, чего ему не хотелось бы слышать. Нужно предаться лотосоподобным стопам гуру и в любой ситуации стараться доставить ему довольствие. Если человек воспевает Святые Имена Кришны, следуя этим наставлениям, он обязательно достигнет совершенства.

 

ПОСВЯЩЕНИЕ

 

Всех новых бхакт и бхактин обычно интересует вопрос о том, как скоро они смогут получить духовное посвящение.

Посвящение дается человеку, который получил знания о Святом имени Господа и развил в себе веру в его могущество. Это является лишним подтверждением того, что уровень вайшнава тесно связан с качеством его воспевания. Тот, кто произносит Святое Имя с верой, готов к посвящению, ибо самый важный дар, полученный от духовного учителя - Святое Имя.

 

КАК И ОТКУДА ВОЗНИКАЕТ ТРЕТЬЕ ОСКОРБЛЕНИЕ

 

Если мы смотрим на духовного учителя с материальной точки зрения и считаем его обычным человеком, у нас есть все предпосылки к тому, чтобы совершить третье оскорбление Святого Имени. Поскольку духовный учитель находится среди нас и ведет себя как один из нас, нам следует быть крайне осторожным, чтобы не совершить этого оскорбления. Самое лучшее - сосредоточить внимание на его лекциях и наставлениях, а не на его повседневной деятельности. Ставить гуру на один уровень с обычными людьми не следует, ибо даже тело возвышенного преданного отличается от тела обычного человека, поскольку оно одухотворено благодаря преданному служению.

 

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПОСЛЕДСТВИЙ ТРЕТЬЕГО ОСКОРБЛЕНИЯ?

 

Третье оскорбление очень легко совершить, проигнорировав хотя бы одно из множества наставлений духовного учителя.

Если человек непочтительно отнесся к истинному нама-дикша-гуру, он должен найти причину своего поведения, которая, возможно кроется в общении с материалистичными людьми, либо чтении мирской литературы, и, искренне раскаиваясь, пасть к лотосоподобным стопам гуру. Поскольку гуру очень милостив, он поможет своему неразумному ученику. Продолжая воспевать Святое Имя, ученик обретет прему, чистую любовь к Богу.

Обращаясь к истинному духовному учителю, человек может всегда рассчитывать на его милость. Тем не менее, следует постараться устранить причину непочтительного отношения к учителю и не совершать этого оскорбления вновь. Подводя итог вышесказанному, уместно вспомнить следующие слова Нарады Муни:

«Человек должен возвыситься над гунами страсти и невежества, и погрузиться в гуну благости, а затем отринуть также гуну благости, поднявшись до уровня шуддха-саттвы. Этих духовных высот можно достичь, с верой и преданностью служа духовному учителю».

Даже тот, чье сердце исполнено страсти и невежества, кто постоянно испытывает трудности в духовной жизни, может подняться на уровень благости, с верой поклоняясь духовному учителю.

«Какое оскорбление следует считать самым серьезным?» - спросил однажды преданный Шрилу Прабхупаду. Прабхупада ответил:

«Самое серьезное оскорбление заключается в том, что ты принимаешь гуру, а потом не слушаешься его. Знаешь, кто ты после этого? Ты - не джентльмен… Ты ведь обещал гуру и Кришне, что будешь повиноваться их указаниям, однако не выполняешь своего обещания. Ты даже не джентльмен, не говоря уже о вайшнаве».

 

ОСКОРБЛЕНИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

Критика ведических писаний, а также произведений, следующих ведической традиции

(шрути-шастра-нинданам)

 

НЕСОВЕРШЕНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗАННИЯ

 

С какой целью Кришна дал человечеству ведические произведения и почему следует принимать Веды такими, как они есть?

Путь обретения знаний посредством собственных усилий имеет четыре недостатка, присущих человеческой природе:

 

1. БХРАМА: склонность совершать ошибки («человеку свойственно ошибаться»). Это происходит, когда мы недостаточно внимательны.

2. ПРАМАДА: подверженность иллюзиям. Человеческие чувства весьма несовершенны. Нередко мы рассматриваем события так, как того хочется нам, но в действительности все обстоит совсем по-другому.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: