Океан Нектара Святого Имени 4 глава




3. ВИПРАЛИПСА: склонность обманывать себя и других. Иными словами, человек частенько говорит не то, что есть на самом деле.

4. КАРАНАПАТАВА: несовершенство материальных чувств и ума.

 

К сожалению, мы не можем полагаться на свои чувства, как на абсолютный авторитет. Возможности чувств весьма ограниченны, особенно в духовной сфере, ибо они способны адекватно воспринимать только материальные объекты. Мы не можем подняться на духовный уровень, полагаясь только на себя. Поэтому Кришна дал нам Веды, свободные от материальных несовершенств и заблуждений. Итак, назначение Вед - устранить невежество и явить человечеству трансцендентное знание.

 

УЧЕНИЕ ВЕД

 

Основную идею ведической философии можно сформулировать в следующих тезисах:

 

1. Существует единый Всевышний Господь.

2. Он всемогущ и управляет всеми энергиями, как материальными, так и духовными.

3. Господь есть раса-мурти, источник всех рас (вкусов). Он вечно пребывает в Своей божественной обители и дарует блаженство всем живым существам.

4. Дживы (живые существа) - вечные, неотъемлемые частички Господа. Их количество огромно, они ничтожно малы, но обладают сознанием.

5. Некоторые дживы обитают во временных материальных вселенных, привлеченные иллюзорными наслаждениями.

6. Остальные дживы являются свободными; они поклоняются Кришне и живут вместе с Ним в духовном мире, наслаждаясь премой, чистой любовью к Богу.

7. Кришна един со Своими энергиями - материальной энергией, джива-энергией и энергиями духовного мира. Он един со Своей трансцендентной формой, Именем, качествами, лилами, но вместе с тем он отрешен от всего (ачинтья-бхедабхеда-таттва). В этом проявляется безграничное могущество Кришны.

8. Живое существо, понимающее принцип ачинтья-бхедабхеда-таттва, считает себя вечным слугой Кришны. Живое существо является лишь лучом изначального солнца - Верховного Господа, который един с ним качественно, но отличается количественно. В Ведах описывается процесс преданного служения (садхана-бхакти), подразделяющийся на вайдхи-бхакти, преданное служение, осуществляемое в соответствии с правилами и ограничениями, и рагануга-бхакти, спонтанное преданное служение. Ниже приводится таблица, в которой перечисляются 9 форм преданного служения, а также указываются имена преданных, в совершенстве освоивших эти формы деятельности:

 

1. СЛУШАНИЕ (Шраванам) Махараджа Парикшит

2. ПРОСЛАВЛЕНИЕ (Киртанам) Шукадева Госвами

3. ПАМЯТОВАНИЕ (Смаранам) Прахлада Махараджа

4. СЛУЖЕНИЕ ЛОТОСОПОДОБНЫМ СТОПАМ ГОСПОДА (Падасеванам) Лакшми Деви

5. ПОКЛОНЕНИЕ БОЖЕСТВУ (Арчанам) Махараджа Притху

6. ВОЗНЕСЕНИЕ МОЛИТВ (Ванданам) Акрура

7. СЛУЖЕНИЕ ГОСПОДУ (Дасьям) Хануман

8. ДРУЖБА С ГОСПОДОМ (Сакхьям) Арджуна

9. ПОЛНОЕ ПРЕДАНИЕ СЕБЯ ГОСПОДУ (Атма-ниведанам) Махараджа Бали

 

Совершенным примером того, как следует служить Господу, является деятельность Махараджи Амбариши.

Первые семь из девяти вышеперечисленных видов деятельности относятся к вайдхи-бхакти и утверждают самбанха-гьяну. Последние два - сакхьям и атма-ниведанам - практикуются на стадии рагануга-бхакти и утверждают абхидею и прайоджану. Самый важный вид преданного служения - воспевание Святых Имен Господа.

9. Высшая цель дживы и ее изначальное положение - это према-бхакти, чистая любовь к Богу. Занимаясь преданным служением, живое существо обретает милость Шри Кришны и достигает уровня кришна-премы. Чистое преданное служение характеризуется наличием у преданного сильного желания служить Кришне с любовью. Возвышенный преданный лелеет свою любовь к Господу и преданность Ему, не удовлетворяясь ничем иным. Чистое преданное служение лишено стремления к материальным благам или познаниям. Веды рекомендуют взращивать преданное служение, обратившись к милости Святого Имени.

Эти девять пунктов обоснованы Ведами, которые считаются источником истинного знания.

 

ПОЧЕМУ КРИТИКА ВЕД ЯВЛЯЕТСЯ ОСКОРБЛЕНИЕМ СВЯТОГО ИМЕНИ?

 

У читателя может возникнуть вопрос: каким образом это оскорбление связано с воспеванием Святого Имени? Ответ прост: Веды провозглашают воспевание Имени Господа средством достижения Верховной Личности Бога. Даже величайшие святые, обитающие в духовном мире, постоянно повторяют Святое Имя. И поскольку Веды считают воспевание Святого Имени самым важным методом духовной практики, человек, критикующий Веды, совершает серьезное оскорбление, ибо он критикует и Святое Имя.

 

КАК СЛЕДУЕТ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ, ПОЧЕРПНУТЫЕ ИЗ ВЕД?

 

Смыслом всей ведической философии является чистое преданное служение, благодаря которому живое существо обретает любовь к Богу. Не следует делать акцент на второстепенных постулатах Вед там, где можно обратиться к их сути. В Ведах подчеркивается исключительность слога «ОМ» и Святого Имени. Воспевая Святое Имя Господа, живое существо достигает высших духовных сфер.

 

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧЕТВЕРТОГО ОСКОРБЛЕНИЯ?

 

Если человек критиковал ведические писания по неведению, он должен искренне раскаяться и поклониться писаниям. Он должен почтительно предложить «Шримад-Бхагаватам» и другим ведическим произведениям цветы и листья туласи. «Шримад-Бхагаватам» является литературным воплощением Кришны и может даровать безграничную милость тому, кто искренне раскаивается в совершенном оскорблении. Преданный должен обрести веру в то, что, следуя указаниям священных писаний, рассказывающих о славе Шри Бхагавана, можно достичь успеха в жизни. В «Бхагавад-гите» утверждается следующее:

«Тот, кто отвергает данные в шастрах наставления и действует по собственному разумению, не может достичь ни совершенства, ни счастья. Человек должен понять, в чем состоит его долг и что таковым не является. Ознакомившись с наставлениями священных писаний, он должен действовать в соответствии с ними».

Итак, мы должны следовать наставлениям священных писаний, которые рассказывают о славе Верховной Личности Бога. В «Шримад-Бхагаватам» приводится прекрасный пример, напоминающий нам о том, что не следует критиковать и другие писания - Библию, Коран или Талмуд:

«Подобно тому, как пчела собирает нектар со всех цветов - и больших, и малых - разумный человек извлекает пользу из любых священных писаний».

 

ОСКОРБЛЕНИЕ ПЯТОЕ

Уверенность в том, что слава воспевания Святых Имен преувеличена

(артха-вада)

 

Некоторые считают, что все разговоры о могуществе и значимости Святого Имени являются пустым звуком. Разве вы никогда не задавались следующим вопросом: «Я произносил Святое Имя уже не один раз, и, тем не менее, у меня по-прежнему множество недостатков?»

Скептики утверждают, что потрясающие результаты, которые сулят все священные писания, являются, мягко говоря, преувеличением. Следствие этого явилось мнение, что описание удивительного воздействия Святого Имени является лишь средством побудить читателя воспевать Святое Имя.

Однако целью бхакти-йоги не является достижение личной выгоды; ее цель - удовлетворить Кришну, а это совсем другой вопрос.

Рассказы об удивительных результатах воспевания Святого Имени не являются преувеличением, призванным привлечь обусловленные души. В конце концов, Веды учат бескорыстию, конечная цель которого - развитие в сердце чистой любви. Зачем же тогда вводить людей в заблуждение, обещая им личную выгоду? Это было бы явным противоречием. Обещанные результаты обязательно придут к тому, кто воспевает Святое Имя; они подобны семенам, которые рано или поздно прорастают и приносят плоды. Как скоро это произойдет, зависит от двух факторов:

 

1. От милости Верховной Личности Бога.

2. От нашего искреннего желания избежать оскорблений.

 

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПОСЛЕДСТВИЙ ПЯТОГО ОСКОРБЛЕНИЯ?

 

Что делать человеку, который считает славу Святого Имени всего лишь плодом воображения? Ему следует чаще бывать в обществе преданных и внимательно слушать рассказы о качествах и развлечениях Господа. Можно поделиться с преданными своими сомнениями. Преданные, в совершенстве познавшие славу Святого Имени, обязательно простят и поддержат того, кто искренне раскаивается в своих заблуждениях.

 

ОСКОРБЛЕНИЕ ШЕСТОЕ

Произвольное толкование Святого Имени Господа

(хари-намни-калпанам)

 

Не следует давать собственных толкований Святому Имени Господа, а также эффекту, производимому его повторением. Этот пункт включает в себя и попытки объяснить воздействие Святого Имени биофизическими процессами. Один студент-медик заявил, что во время мантра-медитации в крови человека образуются химические вещества, стимулирующие обильное снабжение кислородом определенных центров мозга и вызывающие таким образом чувство экстаза. Это заявление - показательный пример хари-нама-калпанам. В Германии один человек пытался убедить Прабхупаду в том, что повторение мантры действует подобно гипнозу. Шрила Прабхупада ответил: «Это не гипноз, это очищение».

В определенных кругах бытует мнение, что Имя «Кришна» переводится как «черный». Кроме всего прочего, выдвигается смехотворный аргумент: «черный» означает «непостижимый», поэтому Кришну невозможно постичь путем воспевания Его Имени. Подобные толкования Святого Имени оскорбительны.

Материалисты истолковывают духовные явления, основываясь на заключениях материальной логики, однако Святое Имя не подчиняется законам материального мира. Оно является звуковым воплощением Шри Кришны. Поэтому попытки рассматривать Святое Имя как часть материального мира столь же глупы, как и попытки рыб рассматривать луну как одну из обитательниц водоема.

 

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПОСЛЕДСТВИЙ ШЕСТОГО ОСКОРБЛЕНИЯ?

 

Как и в случае с пятым оскорблением, мы должны признать свою вину в присутствии преданных и попросить их просветить нас относительно истинной природы Святого Имени. Кроме того, следует попросить прощения у Святого Имени.

 

ОСКОРБЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ

Греховные действия, совершаемые в расчете на искупительную силу Святого Имени Госопда

(намно балад йасйа хи папа-буддхих)

 

Чтобы понять природу столь тяжкого оскорбления, следует четко сформулировать определение греха, поскольку существует немало представлений о том, что является грехом, нередко противоречивых и невразумительных.

 

СТАДИИ ГРЕХА

 

Согласно Ведам, любое греховное действие проходит через три стадии:

 

1. Невежество.

2. Желание совершить греховный поступок.

3. Непосредственное воплощение желания.

 

Очень важно, чтобы преданный избавился от невежества, ибо это даст существенный толчок дальнейшему духовному прогрессу.

До тех пор, пока преданный балансирует между греховной и праведной жизнью, у него будет сохраняться определенная зависимость от совершенных в прошлом грехов. Начинающие преданные достаточно отчетливо помнят свое прошлое; они пребывают в нерешительности, будучи неспособными принять то, что благоприятно для их духовного развития. Хотя их настоящая деятельность является духовной, умы их по-прежнему привязаны к дурным привычкам, и может случиться, что они вновь вернутся к ним. Находясь на промежуточной стадии, преданные не должны совершать новых грехов. В этом случае последствия греховных действий, совершенных в прошлом, не дадут о себе знать, и чем глубже человек погрузится в воспевание Святого имени, тем скорее это произойдет.

 

ПРЕДНАМЕРЕННЫЕ И НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ГРЕХОВНЫЕ ПОСТУПКИ

 

Следует проводить различия между преднамеренными и непреднамеренными греховными действиями. Если преданный совершает грех случайно (так называемое случайное падение), его проступок имеет временную природу и может быть прощен. Однако если человек совершает грехи преднамеренно, надеясь на то, что их последствия будут устранены благодаря могуществу Святого Имени, он не может считаться серьезным преданным. Он - обманщик, и ему придется нести ответственность за свои действия.

Даже случайная мысль о том, что можно совершить грех, а потом освободиться от него благодаря силе Святого Имени, является непростительной. Подобные сделки с собственной совестью характерны для материалистов, но неприемлемы для преданных.

Где же грань между этими двумя видами греха? Преднамеренным является грех, который был обдуман или спланирован заранее. Человек, совершивший любое другое оскорбление, имеет шанс исправить положение. Здесь же мы впервые сталкиваемся с тяжкими, непоправимыми последствиями греха. Человек достигает совершенства, занимаясь преданным служением. Но если он совершает этот путь, злоупотребляя уникальным могуществом Святого Имени, продолжительность его жизни сокращается, а ум и тело разрушается.

Преданный не должен считать, что благодаря воспеванию Святого Имени и другой духовной практике, он может делать все, что заблагорассудится. Такие мысли и следующие за ними действия имеют разрушительные последствия. Новичок может вообразить, что, будучи защищенным могуществом преданного служения, он находится в привилегированном положении и может делать все, что диктуют ему ум и чувства. Подобные мысли - признак синдрома под названием «Я спасен». До тех пор, пока человек находится на стадии намабхасы, он должен остерегаться этого оскорбления. Попав под чье-либо дурное влияние, мы вполне можем вернуться к своим старым привычкам.

К примеру, многие преданные когда-то были поклонниками рок-н-ролла. Проведя какое-то время в сознании Кришны, они снова начинают слушать «Роллинг Стоунз» и общаться со своими старыми друзьями. В общении, как таковом, нет ничего плохого, однако, проявив неосторожность, можно вновь почувствовать влечение к забытым греховным привычкам.

 

СВЯТОЕ ИМЯ РАЗРУШАЕТ АНАРТХИ

 

Лучший способ освободиться от греховных наклонностей - принять прибежище Святого Имени. Процесс воспевания Святого Имени разрушает анартхи и избавляет от слабости сердца (хридайя-даурбалья). Преданный, развивший в себе твердую веру в Святое Имя, избавляется от плохих привычек, и сердце его очищается.

Воспевание Святого Имени смягчает сердце и пробуждает в нем сострадание. Преданный, с верой воспевающий Святое Имя, заботится о духовном благополучии живых существ; он не может видеть страдания обитателей материального мира и всеми силами старается избавить их от этих страданий. У такого человека нет ни вожделения, ни потребности наслаждаться. Он принимает только то, что благоприятно для преданного служения, и отвергает то, что для него неблагоприятно. Он убежден, что Кришна защитит его в любых обстоятельствах и обеспечит всем необходимым для жизни. Возвышенный преданный не отождествляет себя с телом и постоянно воспевает Святое Имя Господа. Благодаря Святому Имени Господа, он утрачивает всякое желание грешить.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПОСЛЕДСТВИЙ СЕДЬМОГО ОСКОРБЛЕНИЯ?

 

Если в силу каких-либо обстоятельств человек совершил данное оскорбление, он должен искать общества чистых вайшнавов, которые помогут ему избавиться от дурных привычек. Греховные желания подобны ворам, промышляющими на дороге бхакти, а чистые вайшнавы - стражам, охраняющим эту дорогу. В случае опасности человек должен обратиться к стражам, которые помогут уберечь его достояние.

Когда появляется страж, воры разбегаются. И поскольку Сам господь обещает, что защитит нас, можно обратиться за помощью к Имени Кришны. Следует постоянно быть начеку, не поддаваясь чувству ложной безопасности.

Какова же судьба преданных, которые совершив греховный поступок, раскаялись и вновь вернулись к духовной жизни? Если они получили наставления чистых вайшнавов, их духовный статус может быть восстановлен. Однако те преданные, которые возвращаются, скорее всего, совершали грехи непреднамеренно, из-за слабости сердца. Тот же, кто намеренно совершал тяжкие грехи, оскорбляя при этом преданных, вряд ли вновь станет на духовный путь. Господь Вишну воздвигает непреодолимые препятствия на пути тех, кто оскорбляет вайшнавов.

Итак, подведем итог. Всемилостивый Господь готов простить случайные проступки преданных, но Он не потерпит, чтобы человек совершал заведомо продуманные грехи, рассчитывая получить прощение благодаря воспеванию Святого Имени.

 

ОСКОРБЛЕНИЕ ВОСЬМОЕ

Уверенность в том, что воспевание Святого Имени - одно из ритуальных действий, направленных на получение материальных благ

(дхарма-врата-тйага-хутади-сарва-шубха-крийа-самйам)

 

Отличается ли воспевание Святого Имени Господа от обычной благочестивой деятельности? Святое Имя - это Сам Кришна. Святое Имя - это и средство, и цель; оно исполнено духовного блаженства и ведет к высшему совершенству.

Что касается обычного благочестия, в сферу которого входят благотворительная деятельность, жертвоприношение, йога, омовения в святых местах, выполнение обязанностей в системе варнашрамы, поклонение полубогам, совершение аскезы и так далее, его цель и средства достижения этой цели не имеют друг с другом ничего общего. Такая деятельность материальна, и служит она достижению материальных целей, пусть даже самых благих.

С другой стороны, воспевание Святого Имени является и целью, и средством достижения этой цели, поскольку оно тождественно Кришне. Несомненно, чтобы возвыситься, человек должен действовать в рамках гуны благости. Но, в конечном счете, необходимо оставить всякую материальную деятельность - как греховную, так и благочестивую - и действовать исключительно ради удовлетворения Кришны. Что же касается Святого Имени - его следует воспевать всегда.

 

ИЗНАЧАЛЬНАЯ ФОРМА СВЯТОГО ИМЕНИ

 

Никакая деятельность не сравнима с воспеванием Святого имени. Всевышний Господь - трансцендентное солнце; Его божественный облик всецело духовен. Все Его формы и воплощения абсолютны, как и Его Имя, Его обитель и Его развлечения. В отличие от имен и названий предметов, созданных из инертной материи, Святое Имя Господа неотлично от Него. Если Святое Имя произносит чистый преданный, оно нисходит непосредственно из духовного мира, с Голоки Вриндавана.

 

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОСЬМОГО ОСКОРБЛЕНИЯ?

 

Если кто-то совершил это оскорбление, ему рекомендуется отправиться к вайшнавам и получить от них самбандха-гьяну, избавившись, таким образом, от невежества. Следует воспевать Святое Имя с верой и избегать подобной ошибки в будущем.

Поведав Господу Чайтанье о восьмом оскорблении, Харидас Тхакур обратился к Нему со следующей молитвой:

«Дорогой Господь! У меня материалистический склад ума, поэтому я никогда не испытывал истинного блаженства от воспевания Святого Имени. Но все я прошу тебя и Твое Святое Имя остаться со мной. Ты можешь бросить меня здесь или забрать в духовный мир, но не лишай меня нектара харинамы. Ты пришел в материальный мир, чтобы подарить людям Святое имя. Я - падшая душа, а Ты - спаситель падших; таковы наши взаимоотношения. О Спаситель! Я молю тебя даровать мне нектар Святого Имени».

Развивая смирение и следуя наставлениям намачарьи, можно избежать восьмого оскорбления Святого Имени.

 

ОСКОРБЛЕНИЕ ДЕВЯТОЕ

Разговоры о славе Святого Имени с людьми, не имеющими веры

(ашраддхадхане вимукхе ‘пи ашринвати)

 

Преданные часто спрашивают, является оскорблением просьба произнести Святое Имя, обращенная к человеку, который настроен скептически.

Человек, произносящий Святое Имя Господа, должен иметь веру. Эта вера порождается санкиртаной, громким воспеванием Святого Имени. Тот, кто обрел веру, должен обратиться к истинному духовному учителю, чтобы получить от него Святое Имя.

Термин «вера» следует понимать правильно; это непоколебимая уверенность в могуществе Святого Имени. Истинный духовный учитель не станет посвящать в таинство Святого Имени человека, которому недостает веры, ибо такой человек нанесет серьезный ущерб своей духовной жизни, совершая оскорбления. Более того, тот, кто дал ему Святое Имя, также утратит свои духовные достижения.

Может возникнуть вполне резонный вопрос: как же быть с преданными-проповедниками, которые постоянно совершают это оскорбление, рассказывая о Святом имени людям, не имеющим истинной веры? Выходит, у нет никаких шансов? Нет! Это оскорбление в большей степени относится к тем, кто дает Святое Имя посредством инициации, дикши.

Привычка принимать учеников, не давая им наставлений о духовной жизни и не вкладывая в них веру - огромное оскорбление со стороны гуру. Гуру, который поступает подобным образом, рано или поздно утратит все плоды своей духовной жизни.

Человек, настроенный скептически, должен обрести веру в Святое имя. Через некоторое время он может обратиться к духовному учителю, получить посвящение и сделать все возможное для того, чтобы достичь уровня премы, любви к Богу.

Чаще всего это оскорбление совершают духовные учителя, дающие посвящение неподготовленным ученикам, однако, его может совершить и тот, кто неосторожно рассказывает о сокровенной славе Святого Имени неподготовленным людям.

 

КТО НЕДОСТОИН ПОЛУЧИТЬ ДУХОВНОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ?

 

Люди, не имеющие веры, воображают, что, получив Святое Имя, они не будут опасаться ошибок и последствий греховных поступков; они думают, что после инициации все будут простираться перед ними в поклонах и всячески превозносить их. Тем не менее, это заблуждение, не имеющие под собой никакой почвы.

Как же человеку, не имеющему веры, обрести спасение?

Прежде всего, он должен обрести веру. Таких людей нужно вдохновлять воспевать Святое Имя, не давая им сокровенных наставлений. Не следует объяснять им, что Кришна танцует на языке у того, кто повторяет Святое имя и тому подобное. Неверующий не способен понять этого; в лучшем случае, он сочтет ваши слова бредом. Иными словами, проповеднику следует избегать утверждений, которые не могут быть правильно поняты аудиторией.

По той же причине не следует приставать к начинающему преданному со списком оскорблений Святого Имени. Новичка нужно просто вдохновлять. Когда он начнет очищаться, повторяя Святое имя, он сам станет серьезнее относиться к оскорблениям. Проповедуя нью-йоркским хиппи, Шрила Прабхупада сначала научил их воспевать Святое Имя и только после этого попросил их перестать употреблять наркотики.

Людей, которые н обладают верой, нужно вдохновлять стать на духовный путь. Позже, когда они утвердятся в духовной жизни и станут стремиться к дальнейшему прогрессу, следует научить их избегать ловушек, таящихся на этом пути. Обретя веру в воспевание Святого Имени, человек обратится к истинному гуру, получит от него посвящение, и, в конечном счете, достигнет уровня премы. Даже воры, проститутки и подлецы могут оставить греховный образ жизни и обрести веру.

Интересно, что Господь Чайтанья вначале пробудил в сердцах Джагая и Мадхая некоторую веру, и только затем дал им Святое Имя. Естественно, следует продолжать проповедовать и приводить в наше общество новых людей, однако первым делом нужно пробудить в них веру, которая значительно облегчит их духовную жизнь.

 

РАЗНИЦА МЕЖДУ ВОСПЕВАНИЕМ ИНИЦИИРОВАННЫХ И НЕИНИЦИИРОВАННЫХ ПРЕДАННЫХ

 

Инициируя ученика, духовный учитель восстанавливает изначальные отношения между ними и Кришной. Поэтому обращение к духовному учителю и посвящение, полученное от него, играют существенную роль в духовной жизни. В священных писаниях утверждается следующее:

«Узнай истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшая себя душа способна дать тебе знание, ибо она видит истину».

В момент инициации карма и материальная скверна оставляют ученика, и ему становится гораздо легче заниматься преданным служением. Поэтому ученик не должен забывать о чувстве благодарности по отношению к духовному учителю.

Тем не менее, воспевание неинициированного преданного также имеет определенный эффект: оно готовит человека к посвящению. Воспевание Святого Имени до инициации ведет к инициации, а затем начинается настоящая духовная жизнь.

 

ОСКОРБЛЕНИЕ ДЕВЯТОЕ

Отсутствие веры и сохранение материальных привязанностей

(шрутвапи нама-махатмйам йах прити-рахито ‘дхамах)

 

Чтобы избежать данного оскорбления, необходимо понять природу материальных привязанностей и их взаимодействия на сознание человека. Для этой цели полезно понаблюдать за материалистичным человеком и изучить ньюансы его поведения. Как правило, такой человек мыслит исключительно в рамках категорий «Я» и «мое». Он считает себя брахманом, вайшнавом, музыкантом и т.д. Иными словами, он уверен в том, что совершает действия и наслаждается ими по своему усмотрению, что он творец своей судьбы, а мир является его собственностью (ахам мамади-парамах). Он полагает, что в состоянии сам защитить себя и живет, теша себя приятными иллюзиями. Такой человек твердо убежден в том, что сможет добиться славы, богатства и уважения окружающих.

Материалисты очень гордятся своими познаниями; они думают, что наука и искусство развиваются только благодаря их усилиями. Господь Ришабхадева называет подобные заблуждения джанасья мохо ям ахам мамети, иллюзией «я» (ахам) и «мое» (мама).

Привязанность к телесным обозначениям препятствует преданному служению; наличие подобных отождествлений у преданного - признак духовной незрелости. Только Святое Имя может избавить преданных от материальных привязанностей.

Если живое существо желает наслаждаться соблазнами материального мира, оно получает материальное тело, которое дает ему возможность двигаться и действовать в инородном окружении. Если вы хотите заняться подводным плаванием, вам потребуется водолазный костюм; чтобы иметь возможность дышать под водой, необходим кислородный баллон, а чтобы видеть под водой, нужны подводные очки. Иными словами, чтобы существовать под водой, нам следует если не изменить, то, по крайней мере, усовершенствовать свои чувства. Подобным образом, душа надеть «водолазный костюм» материального тела, чтобы обрести способность существовать в царстве майи. На ши легкие - это не что иное, как «кислородные баллоны» души.

Господь Чайтанья описал этот момент следующим образом:

«Дорогие друзья, если Я не служу трансцендентному облику, качествам и развлечениям Шри Кришны, Мои дни проходят впустую, а чувства мои бесполезны. Сейчас Я сгибаюсь под бременем материальных желаний и вожделений. Я не знаю, сколько еще смогу продолжать это никчемное существование».

Душа, сбросившая оковы материальных отождествлений, способна понять, что материальное тело, которое она носит на себе, является тяжким бременем. Сарвагья Ачарья описывал это «прозрение» следующим образом:

«О Господь, как удивительны Твои преданные! Огромный океан они считают крошечной лужицей, солнце - маленьким светлячком, золотую гору Сумеру - комом грязи, могущественного императора - жалким слугой, бриллианты - бесполезными стекляшками, деревья желаний - дровами. Что еще я могу сказать? Свои собственные тела они считают тяжелой ношей».

Материалисты считают «тяжкую ношу» не такой уж тяжкой и дорожат ею. Если они и произносят Святое Имя, то относятся к нему как социальной условности или обычаю. Из-за этого они никогда не испытывают истинного наслаждения от воспевания и слушания Святых Имен. Материалисты произносят Святое Имя надменно, и никогда не достигают уровня премы, чистой любви к Богу. Махараджа Парикшит описывал материалистический образ мыслей, толкающий человека к материалистической деятельности следующим образом:

«Даже если человек знает, что греховная деятельность ведет к страданиям, даже если он видел, как правительство наказывает преступников и как осуждает их общество, даже если он слышал от мудрецов, что грешная душа отправится в ад, он продолжает грешить, время от времени раскаиваясь в содеянном. Многого ли стоит подобное раскаяние?»

Материалистичному человеку, стремящемуся наслаждаться любой ценой, не поможет ничто: ни советы других, ни личный опыт, ни сочетание того и другого. Представьте себе человека, который не хочет вставать и притворяется спящим, он не спит, поэтому разбудить его невозможно! Материалисты не торопятся расстаться со своими иллюзиями, поэтому наслаждаться нектаром Святого Имени они не могут. Шрила Виванатха Чакраварти Тхакур дал десятому оскорблению следующее определение:

«тот, кто не испытывает наслаждения от повторения Святого Имени, совершает оскорбление».

И все же существует способ избавиться от данного оскорбления: нужно общаться с преданными, достигшими уровня шуддха-бхакти (чистой бхакти). Оставив свои материальные привязанности, они поклоняются лотосоподобным стопам Кришны, с любовью воспевая Святое Имя. Человек, совершивший оскорбление, должен служить таким преданным. Со временем он научится концентрировать ум на Святом Имени, у него появится привязанность к святому Имени и эгоистические представления «я» и «мое» исчезнут. Благодаря вере в Святое Имя его материальные привязанности уйдут и преданность Господу расцветет в его сердце.

Однако до тех пор, пока у человека нет истинной веры в славу Святого Имени, ему необходимо получать от духовного учителя самбандху-гьяну, а также знания о Святом Имени. Из этого следует, что можно избавиться от последствий данного оскорбления, общаясь с преданными, находящимися на более высоком уровне сознания Кришны.

Надеюсь, теперь читателю ясно, почему критика преданных находится на первом месте среди оскорблений Святого Имени. Только общение с преданными помогает избавиться от последствий оскорблений Святого Имени Господа. Иными словами, преданных необходимо почитать, поскольку они являются нашей единственной надеждой на спасение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: