Рассеянность - весьма серьезное препятствие на пути преданного служения. Рассеянность - это порок, из которого берут начало все прочие оскорбления. Только одержав верх над рассеянностью можно обрести вкус к воспеванию Святого Имени.
Шрила Бхактивинода Тхакур давал преданным следующий совет: Святое Имя нужно воспевать в уединенном месте, предельно сосредоточившись. В своем майапурском доме Шрила Бхактивинода Тхакур отвел для этих целей маленькую комнатку размером 75х75 сантиметров, которая плотно закрывалась; в этой комнатке он воспевал Святое Имя. Бхактивонода Тхакур говорил, что каждый преданный должен иметь подобное место, где можно сосредоточиться на Святом Имени, пребывая в покое и одиночестве. Только так можно погрузиться в потаенные глубины Святого Имени.
ВОСПЕВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕ ПРЕДАННЫХ
ВОСПРОС: Я неоднократно слышал, что человек, не способный сосредоточиться на Святом Имени, может решить эту проблему, повторяя мантру рядом с опытным преданным. Но как в таком случае быть с уединением?
ОТВЕТ: Нам необходимы позитивные примеры, которые вселяют в нас веру и энтузиазм. Тем не менее, результаты зависят только от нас. Перелетных птиц, несомненно, вдохновляет полет в стае с другими птицами, хотя каждая из них летит сама и не может рассчитывать на то, чтобы отдохнуть на спине своей соседке. Аналогично этому, мы должны уметь воспевать Святое Имя, владея своим умом, ибо никто не сделает этого за нас.
Иными словами, важны оба аспекта: время от времени полезно воспевать Святые Имена в обществе опытных преданных, черпая в этом вдохновение; с другой стороны, можно отправиться в уединенное место, где никто не будет отвлекать нас от воспевания.
|
Шрила Бхактивинода Тхакур давал еще один совет: чтобы преодолеть рассеянность, нужно очень отчетливо произносить слова мантры и внимательно слушать; но это, конечно, вопрос практики.
И все же он признает, что очень трудно преодолеть эти анартхи в одиночку. Однако по милости Господа это возможно; поэтому нужно искренне молить Господа о помощи. Итак, милость Господа - единственный шанс избавиться от рассеянности.
Из вышеизложенных утверждений становиться ясно, что избавиться от рассеянности крайне трудно, однако необходимо. Можно преодолеть рассеянность, следуя 3 следующим рекомендациям:
1. время от времени уединяться в тихом, спокойном месте и воспевать Святые Имена;
2. произносить слова мантры ясно и отчетливо, внимательно слушая;
3. молить Кришну о милости.
ОБРАЩЕНИЕ УМА К СВЯТОМУ ИМЕНИ
ВОСПРОС: Крайне трудно управлять мыслями, чувствами и желаниями. Должны ли мы отключать эти функции ума во время воспевания Святого Имени, или же ум следует занять служением Кришне?
ОТВЕТ: Самое главное - сосредоточить ум на чем-то одном. Иными словами, во время воспевания ум должен быть сосредоточен на Святом Имени, а не на отвлеченных мыслях, чувствах и желаниях. Только таким образом ум может быть вовлечен в воспевание Святого Имени. Кроме того, существует ряд механических средств, которые могут помочь:
1. следует выбрать для воспевания наименее беспокойное время суток (предпочтительнее всего раннее утро);
2. для того, чтобы успокоиться, сделайте перед началом воспевания несколько глубоких вдохов;
|
3. положение тела оказывает определенное влияние на ум, поэтому сядьте прямо;
4. мысленно предайтесь Господу; уместной будет следующая молитва:
кайена васа манасендрийаир ва
буддхйатмана ванушрита-свабхават
кароми йад тат сакалам парасмаи
нарайанайети самарпайами
Все движения своего тела, все слова, которые я когда-либо произнес, все, о чем я размышлял, все, что я воспринимал чувствами и постиг разумом, - все это я преподношу Всевышнему Господу, Нараяне.
5. написать мантру на бумаге и посматривать на нее время от времени;
6. смотреть на изображения Шри Чайтаньи Махапрабху и его спутников, Шри Шри Радхи-Кришны или духовного учителя;
7. воспевать Святое Имя в окружении преданных или в обществе духовного учителя.
УЧИТЕСЬ ЦЕНИТЬ СВЯТОЕ ИМЯ
ВОПРОС: Почему человек продолжает воспевать Святое Имя невнимательно, несмотря на то, что постоянно слышит о важности внимательного повторения?
ОТВЕТ: Главная причина в том, что человек забывает о том, почему нужно воспевать Святое Имя внимательно. Во избежание подобной ошибки Шрила Прабхупада рекомендовал произносить перед мантра-медитацией стихи, которые помогают преданным поддерживать должное умонастроение:
никхила-шрути-маули-ратна-мала-
дйути-нираджита-пада-панканджанта
айи мукта-кулайр упасйаманам
паритас твам хари-нама самшрайами
Этот первый стих «Шри-кришна-намаштаки» Шрилы Рупы Госвами. В нем говорится, что кончиками пальцев лотосоподобных стоп Святого Имени поклоняются сами «Упанишады»; Святому имени поклоняются также все освобожденные живые существа. Второй стих был произнесен царем Парикшитом:
|
нивритта таршаир упагийаманад
бхаваушадхач чхотра-мано-‘бхирамат
ка уттамашлока-гунануватад
пуман вираджйета вина пашугхат
Святое Имя передается от духовного учителя к ученику. Прославление Господа доставляет истинное наслаждение тем, кого больше не интересуют ложные, временные материальные ценности. Прославление Господа - подходящее лекарство для обусловленных живых существ, страдающих в круговерти рождений и смертей. Кто же откажется славить Господа, кроме мясника или убийцы собственной души?
Эти два стиха обращают наше внимание на уникальную природу Святого Имени, помогая нам сохранить умонастроение, необходимое для правильного воспевания мантры.
Кроме того, я хотел бы упомянуть о средствах, которые много раз помогали лично мне. Нередко я говорю о себе, что Господь приходит в материальный мир в трех ипостасях: как Божество, как Святое Имя и как аватара. Святое Имя является самым милосердным воплощением Господа. Размышляя об этом, я не могу оставаться безразличным или невнимательным, поскольку понимаю, что во время мантры-медитации я общаюсь с Кришной. Это мне очень помогает.
Хочется добавить, что каждый преданный должен сам определить метод, который будет для наиболее эффективным. Однако, в любом случае, перед началом повторения следует поразмышлять о Святом Имени и о его духовном могуществе.
КАК ИЗБЕЖАТЬ ОСКОРБЛЕНИЙ?
ПОЗИТИВНАЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
ВОПРОС: Каким образом можно избежать оскорблений?
ОТВЕТ: Для того, чтобы избавиться от оскорблений, нужно вести позитивную духовную жизнь. Тот, кто постоянно боится оскорблений, не может добиться ощутимого духовного прогресса в воспевании Святого Имени. В качестве иллюстрации можно привести следующую историю. Многоножка умела очень красиво танцевать. Жаба, не раз наблюдавшая за ее танцами, позавидовала Многоножке и решила досадить ей. Жаба могла бы просто подойти к бедной Многоножке и растоптать ее, однако вместо этого она придумала коварный план.
Хитрая Жаба написала Многоножке такое письмо: «Дорогая Многоножка, ты, несомненно, лучшая танцовщица во всем лесу и твои танцы - воплощение изящества. Однако у меня возник вопрос: когда ты танцуешь, ты сначала поднимаешь 52-ю ногу, а затем переходишь на другую сторону с помощью 56-й ноги, или же ты начинаешь с того, что вращаешь свою 200-ю ногу, а затем возвращаешься к 150-й? И подпись: Искренне твоя, Болотная Жаба».
Многоножка внимательно прочитала письмо и задумалась. Когда собрались почитатели ее таланта, она стала танцевать, однако зрители вскоре поняли, что происходит что-то странное. Вместо того, чтобы действовать по вдохновению, Многоножка напряженно размышляя; «Следует ли мне начать с 52-й ноги или же медленно вращать 200-ю? В самом деле, как я танцую?»
Совершенно запутавшись в этих мыслях, Многоножка шаталась и спотыкалась. «Что с ней случилось?» - в изумлении спрашивали друг друга обитатели леса. А торжествующая Жаба поняла, что достигла своей цели.
То, что произошло с Многоножкой, называется аналитическим параличом (на английском - «paralysis through analysis»). Если человек начинает слишком много думать о чем-то, это приводит к печальным последствиям. Если преданный думает только о том, как бы не совершить какого-нибудь оскорбления, он не может воспевать Святое Имя должным образом. Этот принцип, кстати, касается и всех остальных форм деятельности: если постоянно опасаться совершения той или иной ошибки, будет крайне трудно следовать путем сознания Кришны. Нужно думать о Кришне и посвящать Ему плоды своей деятельности. Тогда не нужно будет страшиться ошибок и разочарований.
Очень важно, чтобы преданный жил позитивной духовной жизнью, не думая постоянно о том, «как бы чего не вышло». Вместо того, чтобы думать о том, как бы не оскорбить какого-нибудь вайшнава, нам следует ценить всех преданны и служить им. Вместо того, чтобы пытаться теоретически понять, каким образом Святое Имя может быть единым с Кришной, нам следует с радостью и преданностью воспевать Имя Господа. Вместо того, чтобы размышлять о том, что будет, если вы сможете следовать указаниям гуру, нужно понять, что гуру - наш лучший друг, и думать о том, удовлетворить его.
Чтобы избежать ошибок, мы должны изучать священные писания, стараясь воплотить в жизнь каждое их слово. Итак, следует освободиться от концепции «неизбежного греха», противопоставив ей праведную жизнь и безупречное поведение.
ПОЧЕМУ ВО ВРЕМЯ ВОСПЕВАНИЯ СЛЕДУЕТ ДУМАТЬ О ГОСПОДЕ?
ВОПРОС: Я слышал, что человек, повторяющий Святое Имя с оскорблениями, занимается лишь видимостью воспевания, поскольку Господь не присутствует в подобной звуковой вибрации. Так ли это?
ОТВЕТ: Да. Шрила Бхактивинода Тхакур говорил: Намакшара бахир хайа нама нахи хайа. Механическое повторение слогов Святого Имени вовсе не является истинным воспеванием. Для того, чтобы Кришна появился перед нами, мы должны привлечь его своей искренностью и любовью. Шрила Прабхупада писал:
«Процесс преданного служения - великая духовная наука, фундаментом которой является слушание и воспевание. Возрождение дремлющей в нас любви к Богу целиком зависит от беспричинной милости Господа. Если Господь доволен искренними стараниями преданного, Он может даровать ему сокровище преданного служения».
МОГУЩЕСТВА ПАНЧА - ТАТТВА - МАХА - МАНТРЫ
ВОПРОС: Я слышал, что, повторяя панча-таттва-маха-мантру можно нейтрализовать все оскорбления Святого Имени. Так ли это?
ОТВЕТ: По милости Шри Чайтаньи Махапрабху и панча-таттвы даже самые падшие живые существа Кали-юги могут воспевать Святое Имя Господа без оскорблений. Однако не следует продолжать совершать новые оскорбления по мере избавления от старых.
Этот момент ярко иллюстрирует история Джагая и Мадхая. Прежде чем простить двух этих грешников и принять их в число Своих слуг, Господь Чайтанья поставил им два условия: первое - они должны воспевать Святое Имя и второе - они никогда более не должны грешить. Если человек продолжает совершать оскорбления, несмотря на милость Шри Чайтаньи Махапрабху и его спутников, панча-таттвы, он никогда не достигнет желаемого результата - любви к Кришне.
ТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ ПРИРОДА СВЯТОГО ИМЕНИ
ВОПРОС: Прада ли, что Святое Имя трансцендентно и его нельзя считать материальной звуковой вибрацией?
ОТВЕТ: В «Падма Пуране» утверждается:
«Святое Имя Кришны преисполнено трансцендентного блаженства. Оно дарует человеку любые духовные благословения, ибо оно - Сам Кришна, источник всего сущего. Имя Кришны совершенно. Оно является источником всех божественных рас. Могущество его ничуть не меньше, чем могущество Самого Кришны. Имя Кришны свободно, поскольку на него не влияют законы материальной природы».
Святое Имя Господа не является продуктом материальной природы. Пока джива, вечная душа, обитает в духовном мире, она может произносить Имя Кришны чисто. Но если живое существо становится пленником материальной энергии, оно оно утрачивает эту способность. Однако благодаря хладини-шакти, которую олицетворяет Шримати Радхарани, и самвит-шакти, которую олицетворяюет Господь Баларама, Святое Имя открывает живому существу свою изначальную форму.
СОВЕРШЕНСТВО ВОСПЕВАНИЯ
ВОПРОС: Известны ли утверждения Шрилы Прабхупады или его духовного учителя, которые не оставляют сомнений в том, что воспевание Святого Имени - самая важная деятельность в преданном служении?
ОТВЕТ: Да. Шрила Прабхупада говорил:
«Самым важным из всех указаний духовного учителя является указание повторять по меньшей мере 16 кругов мантры ежедневно».
Вопрос в том, какая деятельность является приоритетной в преданном служении, был поднят Сарвабхаумой Бхаттачарьей в беседе с Чайтаньей махапрабху:
«Какой из видов преданного служения является наиболее важным?» Господь ответил, что самый важный вид преданного служения - воспевание Святого Имени Господа. В подтверждение Своих слов Господь процитировал следующий стих:
ХАРЕР НАМА ХАРЕР НАМА ХАРЕР НАМАИВА КЕВАЛАМ
КАЛАУ НАСТИ ЕВА НАСТИ ЕВА НАСТИ ЕВА ГАТИР АНЙАТХА
«В эпоху ссор и лицемерия единственным средством освобождения является воспевание Святых Имен Господа. Нет другого пути. Нет другого пути. Нет другого пути».
Пречислив 64 разновидности преданного служения Шрила Рупа Госвами выделил 5 особенно важных. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур утверждал, что каждый из этих 5 видов деятельности так или иначе связан с воспеванием Святого Имени:
«Тщательно проанализировав все виды деятельности в рамках преданного служения, я пришел к выводу, что самое важное служение - это шри нама-бхаджана, служение Святым Именам Бога.
1. САДХУ - САНГА (общение с преданными): помогает развить вкус к шри нама-бхаджане. Этот вкус возникает благодаря общению со святыми вайшнавами, регулярно воспевающими Святые Имена и обладающими твердой верой в могущество Святого Имени.
2. БХАГАВАТА - ШРАВАНА (слушание «Шримад - Бхагаватам»): это писание провозглашает шри нама-бхаджану высшей добродетелью. В «Шримад - Бхагаватам» неоднократно подчеркивается могущество шри нама-бхаджаны.
3. МАХУРА - ВАСА (проживание в святом месте): нама-бхаджаной следует заниматься в святых местах, например, во Вриндаване или Майапуре. Садху, живущие в этих местах, постоянно заняты нама-санкиртаной.
4. ШРИ - МУРТИ - СЕВА (служение Божеству Кришны): как правило, сопровождается мантрами, включающими в себя множество Имен Бога. В «Хари-бхакти-виласе» утверждается, что служение Божеству должно сопровождаться пением Харе Кришна Мантры.
5. НАМА - САНКИРТАНА есть непосредственное воспевание Святыз Имен.
В «Чайтанья-чаритамрите» утверждается, что наиважнейшим из 9 видов преданного служения является нама-санкиртана. Человек, произносящий наму без оскорблений, будет вознагражден любовью к Богу. В «Бхакти-сандарбхе» утверждается, что ни одна форма бхакти (то есть матхура-васа, садху-санга, шри-мурти-сева и бхагавата-шравана - наивысший из всех видов духовной практики. Все остальные виды духовной практики являются вспомогательными и напрямую зависят от воспевания Святого Имени.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ШАГИ
ВОПРОС: Существуют ли какие-то практические рекомендации, которые помогают преданным на более высокий уровень воспевания Святого Имени?
ОТВЕТ: В прошлом многие преданные успешно продвигались по нелегкому пути усовершенствования воспевания, придерживаясь определенных правил.
Тому, кто хочет приступить к воспеванию Святого Имени, может потребоваться некоторый «разбег». Это можно сравнить с полетом альбатроса, который пробегает по пляжу несколько метров, прежде чем подняться в воздух. Однако, поднявшись в воздух, он может парить высоко в небе, даже не взмахивая крыльями. Человек, следующий изложенным ниже правилам, обязательно достигнет уровня, на котором его ждет удивительный опыт общения со Святым Именем.
1. подготовка. Вечером скажите себе: «Завтра утром я буду воспевать Святое Имя внимательно!» Отправляйтесь спать пораньше.
2. Постарайтесь проснуться вовремя. Повторять мантру следует там, где вас ничто не отвлекает: либо в обществе преданных, либо в уединенном месте. Если ум начнет блуждать, успокойте его молитвой или сделайте несколько дыхательных упражнений.
Тем, кто не знаком с пранаямой, нужно сделать несколько глубоких вдохов. В «Хари-бхакти-виласе» Шрила Санатана Госвами рекомендует выполнять дыхательные упражнения перед чтением мантры гаятри.
3. во время воспевания:
а) читайте круги быстро, не прерываясь (в начале следите за скоростью);
б) старайтесь произносить слова мантры ясно и отчетливо;
в) сидите прямо. Поза сидя со скрещенными ногами соответствует гуне благости. Поза лежа говорит о том, что вы находитесь в гуне невежества, а непрерывное хождение свидетельствует, что в данный момент вы находитесь под влиянием гуны страсти.
4. сосредоточьте ум на звуковой вибрации.
5. Конролируйте умственную деятельность:
А) возвращайте ум назад, если он норовит уйти в сторону;
Б) «освободите» его, не позволяя ему капаться в событиях прошедшего дня, минувшей недели или прошлого года!
В) не занимайтесь планированием предстоящего дня во время чтения мантры. (В том случае, если список покупок или что-либо другое снова и снова всплывает в уме, можете ненадолго прерваться и записать все, что необходимо, успокоив таким образом ум.)
6. Вспоминайте третий стих «Шри Шикшаштаки» и постарайтесь найти в себе качества, описанные там (смирение, терпение, скромность, почтительное отношение ко всем живым существам).
7. Медитируйте на значение Святых Имен.
8. Воспевайте искренне, с чувством.
Некоторые преданные, прежде чем начать повторение, декламируют наизусть молитвы «Шикшаштаки». Многие преданные помещают перед собой изображения духовного учителя или Шри Чайтаньи Махапрабху и Его спутников. Таковы некоторые правила. Однако практика показывает, что каждый преданный должен сам определить, что больше всего помогает ему совершенствоваться в воспевании Святого Имени.
Глава 8
СЕКРЕТ, ДОСТУПНЫЙ КАЖДОМУ
ВЕРНОЕ ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА СВЯТОГО ИМЕНИ
Все священные писания и все великие учителя особо подчеркивают, что Святое Имя тождественно Кришне. Возможно, для кого-то Святое имя - лишь сочетание звуков, но преданные считают Святое Имя воплощением Господа, пришедшим из духовного мира. Бхактивинода Тхакур говорил, что Святое Имя - это наша первая встреча с Кришной в материальном мире.
Имперсоналисты и материалисты тоже могут воспевать Святое имя, но Всевышний Господь не присутствует в такой звуковой вибрации, поэтому их воспевание лишено духовной силы. Их молитвы порождены желанием обретения прочного материального положения и избавления себя от беспокойств. Таким людям никогда не увидеть истинного сокровища духовной жизни. Поэтому крайне важно иметь правильные представления о воспевании Святого Имени. Шрила Прабхупада говорил:
«Следует воспевать Святые Имена правильно. Об этом нужно знать. Воспевание Святого Имени доступно каждому, но, только воспевая Святое Имя правильно, можно добиться желаемого результата. Бхактивинода Тхакур утверждал: намакшара бахирхайя нама нахи хайя: «Можно произносить звуки Святого Имени, намакшару, но не само Святое Имя, наму».
«Правильным» является воспевание, подкрепленное верным пониманием смысла этой деятельности (самбандха-гьяной). Каково же это верное понимание? Шрила Прабхупада говорил:
«Слово ХАРА - это форма обращения к энергии Господа, а Кришна и Рама - формы обращения к Самому Господу. Имена Кришна и Рама символизируют высшее наслаждение, а Хара - энергию наслаждения Господа. В звательном падеже это слово принимает форму Харе.
Эти три слова: Харе, Кришна и Рама - трансцендентные семена маха-мантры. Повторение мантры - это обращение к Господу и Его энергии, призыв защитить обусловленную душу. Оно подобно плачу ребенка, который скучает по своей матери. Мать Хара помогает преданному обрести милость Господа-отца, и Господь являет Себя преданному, искренне повторяющему эту мантру».
В письме к одному из учеников Шрила Прабхупада сформулировал смысл маха-мантры следующим образом:
«О Харе, о Радхарани! О Кришна! Пожалуйста, займите меня преданным служением Вам, избавив от служения Майе».
Цель воспевания Святого Имени - ощутить присутствие Верховного Господа. Когда человек осознает, каким могуществом наделено Святое Имя, он станет поклоняться ему, как Самому Господу.
Этот эзотерический момент делает воспевание маха-мантры секретом полишинеля. Оно открыто для каждого в том смысле, что доступно для всех, однако для того, чтобы достичь любви к Радхе и Кришне, необходимо воспевать правильно. Обладая ложным пониманием и ложной мотивацией, человек не сможет получить от воспевания Святого Имени никакого блага. Подобно тому, как капсула-пилюля дает эффект только в том случае, если она наполнена соответствующим лекарством, воспевание Святого Имени эффективно лишь в том случае, если подкреплено правильным пониманием.
Святое Имя открывает себя преданному только в том случае, если оно действительно хочет этого. В подтверждение этому можно привести молитву Господа Брахмы, обращенную к Кришне:
«Ты столь милостив к своим преданным, что предстаешь перед ними в том облике, на который они медитируют, размышляя о Тебе».
Шрила Прабхупада комментирует этот стих следующим образом:
«В этом стихе утверждается, что Господь предстает перед преданным в той форме, которой преданный желает поклоняться. Это значит, что Господь повинуется желаниям Своих преданных. Господь всегда отвечает взаимностью на любовь преданных. Об этом говорится также в «Бхагавад-гите» (4.11): йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджами ахам.
Исходя из этого, можно заключить, что желания материалистов, повторяющих Имена Бога, также исполняются.
Шрила Бхактивинода Тхакур говорил, что имперсоналисты, воспевающие Имена Бога, сразу перестают делать это, входя в безличное сияние брахмана, исходящее из трансцендентного тела Всевышнего Господа. Их «воспевание» доставляет Кришне не удовольствие, а боль, поэтому не достигает Господа.
Человек, желающий обрести любовь к Богу и вернуться в духовный мир, на Голоку Вриндавана, должен воспевать Святые Имена, ясно понимая, для чего он занимается этой деятельностью:
«Не понимая смысла мантры, невозможно достичь цели, к которой ведет эта мантра».
Итак, воспевание зависит от правильного понимания и правильных мотивов. В противном случае, человек будет повторять мантру губами, но не сердцем, и Святое Имя не откроет себя. Но даже если вы причисляете себя к опытным преданным, расстраиваться не стоит. Если человек неопытен, но при этом искренен, Святое Имя обязательно явит ему свое трансцендентное могущество.
Святое Имя можно сравнить с удивительным цветком, который распускается с первыми лучами солнца. Господь Шьямасундара, вечно пребывающий на Голоке Вриндаване, подобен этому цветку; когда солнце Святого Имени озаряет сердце человека, Господь сразу открывает Себя его взору. Когда бутон начинает раскрываться, преданный привлекается божественными качествами Кришны, исходящими из распустившегося цветка Святого Имени подобно дивному аромату. И наконец, когда цветок распускается полностью, преданному открываются вечные лилы Кришны.
ПРАВИЛЬНОЕ УМОНАСТРОЕНИЕ
Чайтанья Махапрабху, являющийся воплощением любви к Богу, учил нас, что чувство разлуки с Господом приносит преданному не меньше блаженства, чем долгожданная встреча с Ним. Если мы страдаем в разлуке с Господом, мы сможем видеть Кришну в звуках маха-мантры. Шрила Прабхупада говорил, что задача духовного учителя - помочь ученику подняться до такого уровня. Это возможно, если преданный регулярно слушает повествования о Кришне. Рукмини-деви, познавшая вкус разлуки с Кришной, взывала к нему:
«Дорогой Кришна, непогрешимый и прекраснейший из всех, любого, кому случиться услышать о Твоей красоте и могуществе, тотчас завораживают эти рассказы. Человек, услышавший о Тебе хоть единожды, навеки запечатлевает Твой образ в своем сердце. Благодаря этому, он всегда видит Тебя. Более того, все его желания исполняются».
Если два человека живут в разлуке, это очень печально, и каждый из них, как правило, роняет горестные слезы. Но Кришна не зависит от законов материальной природы, Он не ограничен пространством и временем, поэтому Он может появиться в сердце преданного, страдающего от разлуки с Ним, в любой момент.
Если преданный непрестанно думает о Кришне, Кришна обязательно появится перед ним. Шесть Госвами показали нам прекрасный пример того, какие чувства должен испытывать человек, пребывающий в разлуке с Кришной. Почти все Госвами происходили из богатых аристократических семей, однако они надели одежду санньяси и вели жизнь отреченных аскетов. Во Вриндаване, на святой земле Кришны, они писали книги и преданном служении. Благодаря высокому духовному уровню они постоянно купались в волнах нектарного океана Святого Имени.
Шрила Прабхупада говорил, что именно боль разлуки и искреннее желание увидеть Господа является той ценой, которую нужно заплатить, чтобы войти в царство Бога. Иными словами, духовная жизнь - не автоматический конвейер. Но если преданный искренне пытается служить Кришне, стремление обрести любовь Кришны появляется в его сердце, само собой. В одной из лекций Шрила Прабхупада объяснял:
«Мы произносим «Харе Кришна, Харе Кришна»: «О энергия Господа, о Господь, пожалуйста, будьте благосклонны ко мне». Вот и все. Нам не нужны другие молитвы. Господь Чайтанья учил нас, что мы должны молиться только о том, чтобы Господь явил нам Свою благосклонность. Итак, эта звуковая вибрация - просто молитва, обращенная ко Всевышнему Господу: «пожалуйста, будь благосклонен ко мне».
Описывая чувства Шри Чайтаньи Махапрабху, Шрила Прабхупада писал:
«Преданные Шри Чайтаньи Махапрабху способны понять, что Его служение Кришне в духе разлуки является истинным поклонением Господу. Когда чувство разлуки становится нестерпимым, преданный начинает видеть Кришну повсюду. Сахаджии воображают, что могут встретиться с Кришной, прогуливаясь по Вриндавану. Но преданные знают, что можно общаться с Кришной благодаря настроению разлуки, которому учил Шри Чайтанья Махапрабху».
Любовь в разлуке не следует имитировать, это чувство возникает само по себе, когда преданный чувствует, что мир пуст без Кришны. Прабхупада говорил:
«Чайтанья Махапрабху - санньяси. Ему ничто не нужно. Почему он так тоскует по Говинде? Он оставил мирскую жизнь и стал санньяси. Так почему же Он скучает по Говинде? Потребность общаться с Господом присуща каждому живому существу. Говинда-вирахена ме. Нам нужен Говинда, а Он не бывает один. Кроме Него есть еще Вриндаван, есть гопи, есть танцы раса, есть духовные наслаждения».
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
Примеры из жизни великих духовных учителей и святых вайшнавов могут сыграть важную роль в нашей жизни. Благодаря им мы можем подняться на вершины бхакти, которые на первый взгляд кажутся недоступными. Шрила Бхактивинода Тхакур оставил автобиографические заметки, в которых описал свой опыт воспевания Святого Имени. Эти заметки предназначены главным образом для того, чтобы подвигнуть читателя на поиск новых путей к воспеванию Святого Имени. Я надеюсь, что мысли и переживания великого вайшнава вдохновят преданных воспевать Святое Имя с любовью.
«Сердце мое подобно пустыне, опаляемое беспощадными солнечными лучами. Материальные желания не приносят мне удовлетворения, поскольку они не несут человеку ничего, кроме смерти. И в уме моем нашли приют не одно-два, а тысячи таких смертоносных желаний! В моем сердце постоянно пылает пожар - таков мой крест. Однако по милости садху и гуру безграничное Святое имя Кришны вошло в мое истерзанное сердце. Пролив бальзам на мои давние раны, оно породило во мне надежду.
Такова природа Святого Имени - оно нисходит свыше, будучи благословлением Господа. Его источник трансцендентен. Достигнув слуха живого существа, оно проникает в сердце. Найдя в сердце отклик, Святое Имя Кришны начинает танцевать на языке живого существа.
Если на устах человека появилось Святое Имя, голос его прерывается, по телу пробегает дрожь, ноги подкашиваются и потоки слез льются из глаз. Материальное сознание оставляет человека, и он лишается чувств. Создается впечатление, что человек подвергся какому-то таинственному нападению.
Может показаться, что тело и ум испытывают сильные страдания, но, в действительности, сердце затапливает божественный нектар. Человек думает: «Я погрузился в некратный океан расы. Я не понимаю, кто я и где нахожусь, что со мной происходит. Может я схожу с ума? Где мой жизненный опыт, серьезность, рассудительность… где все это?
Я нахожусь во власти чужеродной стихии; я - марионетка в руках какой-то огромной, но очень дружелюбной силы. Я не понимаю, каким образом я попал под ее влияние, но я очарован.