Океан Нектара Святого Имени 7 глава




У кого-то может сложиться впечатление, что повторение маха-мантры и других ведических мантр должно непременно сопровождаться суровой аскезой. К сожалению, в Кали-югу люди практически не способны ограничивать себя в чем-либо, не говоря уже о том, чтобы питаться многие месяцы одним воздухом и водой. Поэтому преданные, желающие добиться успеха на духовном поприще, должны соблюдать элементарные правила, установленные Господом.

Нужно следовать 4 регулирующим принципам сознания Кришны: не заниматься внебрачным сексом, не употреблять в пищу мясо, не употреблять алкоголь и наркотические вещества, а также не играть в азартные игры. Такого рода тапасья (аскеза) по силам каждому.

Зачем люди следуют этим ограничениям? Существует очень интересная связь между этими 4 принципами и 4 принципами дхармы (религии). Принципы религии самоочевидны; строя свою жизнь в соответствии с ними, мы сможем возвысить свое сознание, пренебрегая ими - низвергнуться в пучину греховной деятельности. Принципы дхармы таковы:

 

1. ДАЙЯ (сострадание). Исключает убийства и мясоедение.

2. ТАПАХ (самоограничение). Исключает употребление одурманивающих веществ.

3. САТЬЯМ (правдивость). Исключает лицемерие и азартные игры.

4. ШАУЧАМ (чистота, как внутренняя, так и внешняя). Исключает внебрачные половые отношения.

 

Скорее всего, большинство читателей найдет, что соблюдать первые три принципа достаточно легко. Однако, даже зрелые и опытные преданные признают, что половое влечение - в грубой или тонкой форме - с огромной силой толкает человека к соответствующей деятельности.

В то же время каждому известно, что сексуальные отношения не приносят сколько-нибудь продолжительного удовлетворения. Половое влечение можно сравнить с зудом, порождающим сильное желание почесать зудящее место. Расчесывание зудящего места может принести временное облегчение, но вскоре зуд вернется с удвоенной силой, и так будет продолжаться до тех пор, пока не расчешет свое тело до крови. Как же быть? В писаниях сказано, что даже если обусловленная душа воздерживается от чувственных наслаждений, но не ощущает вкуса к духовной деятельности, она остается привязанной к этим наслаждениям.

Все материальные наслаждения, включая и половое, не дает душе истинного удовлетворения. Материальные наслаждения имеют начало и конец и нередко становятся для живого существа источником страданий. Но понять это может только тот, кто ощутил вкус духовного наслаждения. Святое Имя, произнесенное серьезно и без оскорблений, может даровать человеку это наслаждение. Приобщившись к высшему вкусу, мы оставим жалкие попытки наслаждаться материальным миром и уподобимся Ямуначарье, который описывал свою медитацию на Кришну следующим образом:

«С тех пор, как я занят трансцендентным любовным служением Господу, мысли о сексуальном наслаждении вызывают во мне крайнее отвращение, губы мои кривятся и я сплевываю».

 

ВОСПЕВАНИЕ ПЕРЕД ТУЛАСИ

 

Рассуждая о 10 оскорблениях и о способах избавления от них, мы не раз упоминали о том, как благотворно влияет на сознание общение с чистыми вайшнавами. Священная туласи - чистая преданная Кришны., живущая в теле растения. Поэтому воспевание Святых Имен рядом с туласи является величайшим благом для преданного. История жизни Харидаса Тхакура подтверждает этот факт:

«Построив хижину в диком лесу, он посадил деревце туласи и, сидя перед ним, воспевал Святые Имена Господа. Он занимался этим день и ночь».

Шрила Прабхупада комментирует этот эпизод следующим образом:

«Ничто не мешает человеку построить хижину на берегу Ганги, Ямуны или другой Священной реки, посадить туласи и спокойно повторять рядом с ней маха-мантру».

Конечно, в Европе не протекает Ганга, ни Ямуна; там есть только Рейн и Темза, где рыба всплывает брюхом вверх! Поэтому мы должны создать атмосферу святой дхамы сами. По крайней мере, никто не мешает нам посадить туласи и повторять рядом с ней маха-мантру. Далее Шрила Прабхупада пишет:

«Повторение Харе Кришна маха-мантры перед туласи обладает огромным духовным могуществом. Поэтому я прошу своих учеников следовать примеру Харидаса Тхакура. Повторение 16 кругов не занимает большого количества времени, и поклоняться туласи тоже совсем не трудно. Эти действия являются фундаментом духовности».

 

ОТНОШЕНИЕ ПРЕДАННОГО К ВОСПЕВАНИЮ СВЯТОГО ИМЕНИ

 

ВКУС К ВОСПЕВАНИЮ ПРИХОДИТ СО ВРЕМЕНЕМ

 

Звуки материального и духовного миров в корне различны. Духовная звуковая вибрация - вечна и прекрасна, тогда как звуки материального мира банальны и временны. Звук мантры Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе питает преданность того, кто произносит эту мантру. Воспевая Святые Имена, человек не чувствует усталости, тогда как монотонное повторение материальных звуков быстро надоедает.

Однажды во Вриндаване мы соблюдали экадаши, повторив более 64 кругов. В тот день мы совершенно забыли о еде и сне; это был удивительно духовный опыт. Мы наконец-то поняли, что, победив свою обусловленную природу, которая гасит огонь энтузиазма подобно вонючему мокрому одеялу, человек способен достичь уровня, который может быть назван духовным.

Однажды преданные спросили Шрилу Прабхупаду, как пробудить в себе желание воспевать Святое Имя. Он ответил:

«Не забывайте о санкиртане. Если человек пьет, не зная меры, он становится пьяницей. (Этот пример рассмешил аудиторию.) Пейте, и вы непременно станете пьяницей. Почаще воспевайте Святое Имя, и вы станете преданными».

 

СОРНЯКИ В САДУ СВЯТОГО ИМЕНИ

 

Когда новичок начинает воспевать Святое Имя Господа, взращивая в своем сердце росток преданного служения (бхакти-лату), сорняки, которые заглушают полезные растения, тоже могут дать ростки. Эти «сорняки» подразделяются на следующие категории:

 

1. НИШИДДХАЧАРА: действия, запрещенные шастрами (писаниями).

2. КУТИНАТИ: лицемерие и неискренность, склонность искать в ком-либо недостатки, притворяясь возвышенным преданным. Подобное поведение не приносит удовлетворение ни уму, ни сердцу.

3. ДЖИВА - ХИМСА: жестокость по отношению к животным, а также зависть к другим живым существам. Шрила Прабхупада упоминал еще об одном значении этого слова:

 

«Слово джива-химса может относиться к отсутствию проповеди сознания Кришны. Священные писания называют проповедь пара-упакарой, высшей формой благотворительности. Смысл проповеди - просветить людей, не имеющих знания о Боге и душе. Если преданный прекращает проповедь и отправляется в уединенное место, он совершает насилие по отношению к обусловленным живым существам».

 

4. ЛАБХА: стремление к материальной выгоде.

5. ПУДЖА: жажда мирской славы.

6. ПРАТИШТХА: желание обрести положение в обществе, а также другие материальные желания. Шрила Прабхупада говорил:

 

«Начинающий преданный обычно подвергается наплыву многочисленных материальных желаний: обладать женщинами, властью или капиталами. Из-за этих желаний сердце его может уподобиться сердцу материалиста. Дай Бог, чтобы со временем у него не возникло желание объявить себя духовным учителем или, чего доброго, аватарой (воплощением Бога)».

Подводя итог, Шрила Прабхупада объясняет, как отличить бесполезные сорняки от ростка бхакти-латы:

«Ненужные сорняки препятствуют росту бхакти-латы. Нужно быть очень осторожным и всячески избегать соблазнов. Иногда сорняки очень трудно отличить от ростка бхакти-латы. Они кажутся точно такими же и по размеру, и по форме, но разумный преданный способен отличить бхакти-лату от ростка материализма».

 

СМИРЕННОЕ ВОСПЕВАНИЕ

 

Чтобы постоянно воспевать Святое Имя, нужно быть смиреннее травинки, растущей на улице. Нужно отбросить пустое тщеславие и искренне уважать окружающих. Преданный, воспевающий Святое Имя Господа, должен быть таким же терпеливым, как дерево; даже если его обижают, ему не следует отвечать тем же. Ведь дерево не протестует, когда его срубают, и даже засыхая, не просит ни у кого воды.

«Тот, кто считает себя ничтожней травы, кто терпеливее дерева, кто не ожидает почтения к себе, но всегда готов выразить почтение другим, сможет без труда воспевать Святое Имя Господа. Я провозглашаю: «Нанижите этот стих на шнур Святого Имени и носите на шее, постоянно помня о нем. Если человек будет следовать примеру Господа Чайтаньи и святых Госвами, он достигнет высшей цели жизни - лотосоподобных стоп Шри Кришны».

В комментарии к одному из приведенных выше стихов, Шрила Прабхупада пишет:

«Начиная воспевать Святые Имена, человек совершает множество оскорблений, которые известны как намабхаса и нама-апарадха. Совершая оскорбления, невозможно почувствовать любви к Кришне. Поэтому нужно повторять маха-мантру так, как рекомендуется в вышеприведенном стихе».

Воспевать Святое Имя достаточно просто, однако делать это нужно серьезно и смиренно. Поэтому автор «чайтанья-чаритамриты», Кришнадас Кавирадж Госвами, советует преданным почаще вспоминать стих тринад апи.

«Преданные Господа знают, что Шри Кришна, сын царя Враджи, является Абсолютная Истина. Они не делают различий между Именем Шри Кришны, Его обликом и развлечениями. Тому, кто разделяет эти понятия, недостает мудрости. Чистый преданный знает, что, произнося трансцендентное Имя Кришны, он призывает Шри Кришну, который является в форме трансцендентого звука».

Преданный должен воспевать Святое Имя с почтением и благоговением. Начиная повторять мантру, мы должны сознавать, что готовимся к встрече с Кришной, и вести себя соответственно. Чувствуя к кому-либо уважение, мы, как правило, стремимся доставить ему удовольствие (поэтому джапа-малу никогда не следует класть на пол или заносить в грязное место, например, в туалет).

 

ПОЧЕМУ СЛЕДУЕТ ВОСПЕВАТЬ, ПОЛАГАЯСЬ НА КРИШНУ

 

Шрила Прабхупада говорил, что Святое Имя нужно повторять подобно ребенку, который взывает к своей матери.

Данное сравнение очень уместно. Мать прекрасно знает, что хочет ее ребенок. Она не откликается на каждый его крик; только если ребенок заплачет по-настоящему, она поспешит к нему. Явит Себя Кришна или нет - это зависит только от нас. Преданный, который «вычитывает» свои круги рассеянно и без особого интереса, не будет услышан Кришной. Но Господь обязательно придет к тому, кто воспевает Его Святое Имя с любовью и верой.

 

ТЕХНИКА ВОСПЕВАНИЯ

 

СЧЕТ ДЖАПЫ

 

В следующем абзаце «Шри Чайтанья-чаритамриты» Шрила Прабхупада пишет следующее:

«Я прошу своих учеников повторять мантру на четках. Даже тем, кто не знаком с этой практикой, я рекомендую повторять на четках по меньшей мере 16 кругов. Шри Чайтанья Махапрабху говорил:

 

тринад апи суничена тарор апи сахишнуна

аманина манадена киртанийах сада харих

 

Нужно повторять Святое Имя смиренно, считая себя ниже травы, растущей на улице. Нужно быть терпеливее дерева и, отказавшись от ложной гордости, быть готовым выразить всяческое почтение другим. В таком состоянии ума можно воспевать Святое Имя Господа постоянно.

Сада означает «постоянно». Харидас Тхакур говорил: нирантара намо лао - «воспевайте Святые Имена непрерывно».

Шрила Прабхупада утверждал, что Воспевание Святого Имени не ограничено какими-либо жесткими рамками:

«Вы можете тихо повторять мантру по дороге домой, в автобусе или за рулем автомобиля, во время работы, во время отдыха, а также в любое другое время. При этом вы ничего не потеряете, а, напротив, выиграете».

Однако, помимо этого, рекомендуется повторять определенное число кругов на четках, поскольку чтение мантры на четках в значительной степени улучшает концентрацию внимания.

Четки, необходимые для джапа-медитации, можно сделать самостоятельно. Для этого нужно нанизать бусины (лучше всего из туласи или нима) на нить, завязывая узелок после каждой бусины. Если кто-то хочет использовать готовую джапа-малу, он может приобрести ее в ближайшем храме. Четки состоят из 108 бусин. Кроме того, четки имеют еще одну, обычно большую по размеру бусину, призванную фиксировать начало и конец каждого круга. Эту бусину называют бусиной Кришны (или Меру), и во время чтения мантры через нее не следует переходить. Вместо этого, закончив один круг, нужно начать отсчет бусин в обратном направлении. Между восьмой и девятой бусинами с одной стороны от бусины Меру следует привязать небольшой заплетенный шнурок, отделяющий первые восемь бусин. Это указывает на то, что они символизируют восемь главных гопи.

Нанизав бусины, можно провести мала-самскару, очистительную церемонию, омыв джапа-малу в панча-гавье, смеси из 5 продуктов, получаемых от коров. Обычно это молоко, йогурт, гхи, коровий навоз и коровья моча. После этого малу следует предложить Божествам.

Гаудия-вайшнавы держат малу между большим и средним пальцами правой руки. Не следует прикасаться к четкам левой рукой, а также указательным пальцем правой руки. Джапа-мала должна находиться в мешочке для четок, который нельзя класть или ронять на пол. Произнеся мантру на одной бусине, нужно переходить на следующую и так далее; прочитав маха-мантру 108 раз, вы завершили один круг. Получая духовное посвящение, члены Международного общества сознания Кришны дают обет повторять на джапа-мале 16 кругов ежедневно. Шрила Прабхупада говорил:

«Если человек не может завершить то количество кругов, которое ему предписано, следует предположить, что он находится в духовно нездоровом состоянии».

«Все должны строго следовать правилу повторять 16 кругов ежедневно. Если случается так, что преданный слишком занят другой деятельностью и не может завершить установленное количество кругов, он должен компенсировать это на следующий день, либо ограничив время еды или сна»

«Шестнадцать кругов - это минимум, который я установил для своих учеников».

Воспевание Святых Имен является общением с Господом, поэтому нужно повторять мантру в чистой и опрятной одежде. Нужно носить на шее кантхи-малу, а на теле - вайшнавскую тилаку; мешочек для четок следует регулярно стирать.

К джапа-мале нужно относиться почтительно и содержать в чистоте. К четкам не следует прикасаться оскверненными руками (не помыв их после еды, грязной работы или посещения туалета). Если человек неправильно обошелся с малой, он должен с почтением коснуться ею лба и попросить прощения.

 

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА, МЕСТО И ВРЕМЯ

 

Шрила Прабхупада всегда внимательно наблюдал за положением тела преданных во время повторения мантры. Однажды, повторяя мантру с группой преданных, он попросил одного из них «сесть правильно».

Нужно сидеть с прямой спиной и со скрещенными ногами; кроме того, рекомендуется сидеть на асане, небольшом возвышении. Не следует повторять мантру лежа.

Желательно повторять мантру перед Божеством Кришны или Вишну, в храме Господа, рядом со священным деревом туласи или на берегу священной реки.

Дополнительные сведения о том, когда лучше всего повторять Святое Имя, приведены в четвертом разделе этой главы.

Следует воспевать Святые Имена в хорошо освещенном месте. Наиболее благоприятным временем является утро. Если в это время вам нужно срочно сделать что-то, нужно приступить сразу после того, как вы освободитесь. Шрила Прабхупада утверждал:

«Повторять джапу нужно рано утром, желательно во время брахма-мухурты. Нужно сосредоточиться на звуковой вибрации мантры, отчетливо произнося каждое слово, тогда скорость повторения возрастает. Но, откровенно говоря, о скорости беспокоиться не стоит; главное - это внимательно слушать звуки Святого Имени».

 

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ

 

Постарайтесь отвлечь все внимание от отвлекающих объектов и сосредоточить его исключительно на звучании мантры. Думайте о смысле мантры, не позволяя другим мыслям отвлекать вас. Благодаря концентрации на звуках Святого Имени, вы сможете открыть для себя образ, качества и развлечения Бога. О внимательном повторении мантры вы можете прочитать также на с.162.

 

ОТЧЕТЛИВОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ СВЯТОГО ИМЕНИ

 

Шрила Прабхупада неоднократно подчеркивал важность отчетливого произношения маха-мантры:

«При повторении мантры должна двигаться верхняя и нижняя губа, а также язык. Слова «Харе Кришна» должны быть ясно слышны. Иногда люди механически издают какие-то шипящие звуки вместо того, чтобы как следует произносить слова мантры, пользуясь языком и губами. Повторять Святое Имя очень просто, однако делать это нужно правильно».

Как быстро следует повторять мантру? Прабхупада говорил, что круги следует повторять «быстро», чтобы непрерывный поток Святого Имени мог наводить сознание и остановить материальную деятельность ума. Однако слишком быстрое повторение тоже имеет свои минусы: произношение слов мантры может стать неразборчивым. Если человек повторяет мантры правильно, ему требуется около 7 минут на один круг. В зависимости от индивидуальных особенностей того или иного преданного эта цифра может колебаться от 6 до 8 минут.

Зачастую начинающие преданные стремятся прочесть мантру как можно быстрее. Однако как раз в начале лучше повторять Святые Имена медленно и отчетливо. Со временем воспевание обязательно станет более быстрым. С другой стороны, если на один круг человеку требуется больше 8 минут, это может указывать на то, что отсутствует внимание либо опыт. Однако следует помнить, что опытные преданные, повторяющие мантру быстро, делают это вовсе не автоматически. Просто они в совершенстве овладели этим искусством.

По сути дела, воспевать Святое Имя очень просто, но делать это нужно правильно. Не следует забывать, что отчетливое произношение звуков Святого Имени - это очень важное служение Кришне.

До тех пор, пока позволяет здоровье, мы должны, мы должны повторять Святое Имя Господа громко и отчетливо. Тогда в момент смерти мы сможем произнести Святое Имя должным образом, с любовью и верой, и вернуться домой, в духовный мир.

 

ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ

 

Повторяя Святое Имя, нужно стараться преодолеть национальные языковые особенности. Однажды на падаятре я услышал, как японские и китайские преданные пели «Хале Лама, Хале Лама». В их языке нет буквы «Р» преданные, имеющие англоязычное происхождение, также не могут повторять букву «Р» отчетливо. Немцы, напротив, любят произносить «Кррришна», создавая глубокую вибрацию «Р» в горле. Этих «национальных издержек» следует избегать.

Когда Шрила Прабхупада впервые привез в Индию своих западных учеников, скептически настроенные брахманы стали высмеивать его: «Свамиджи, Ваши ученики не могут даже правильно произнести маха-мантру». Прабхупада ответил: «Да! Именно поэтому я и привез их в Индию - чтобы они научились этому у вас».

Существуют определенные правила произношения мантры. В отличие от английского языка, где определенная буква может читаться по-разному в различных случаях, буквы санскритского алфавита всегда произносятся одинаково. Согласные подразделяются на 5 групп, в соответствии с видом произносимого звука. Есть звуки горловые, заднеязычные, произносимые в верхней части нёба, зубные и губные. Таким образом, согласные образуют систему, и тот, кто освоил эту систему, может научиться правильному произношению санскритских звуков.

Все согласные звуки маха-мантры произносятся, а именно: Ха-ре, Кри-шна, Ра-ма и относятся к средней группе (язык слегка загнут назад и вибрирует в верхней части нёба). Буква «Р» в слове Кришна, хотя и является гласной, произносится точно также: звук «Р» произносится как «РИ».

Западному человеку трудно произносить подобные звуки, особенно РА и РИ, поскольку их нет в западных языках. Однако этому можно научиться. Помимо правильного произношения в этом есть еще одно преимущество: язык не движется во рту взад-вперед; он все время находится в одном месте и просто вибрирует. Повторять мантру становится проще, затраты энергии уменьшаются и Святое Имя открывает себя «быстрее», как того хотел Шрила Прабхупада.

Различие в произношении, а и а также имеет большое значение. Краткое а (в Ха-ре, Кри-шна, Ра-ма) является закрытым, а длинное а (в Ра-ма) является открытым.

Звук е в Ха-ре произносится как в слове «рельсы», но длиннее (а не «ей», как иногда произносят). Согласные ха и ма произносятся так же, как в словах «хан» и «маг».

Произнося все слоги маха-мантры в соответствии с указанными выше правилами, можно быстро освоить правильное произношение и так улучшить качество воспевания.

 

ПРАВИЛЬНЫЙ РИТМ

 

Одним из важных аспектов произношения санскритских мантр является правильный ритм. Как и в случае с произношением звуков, существуют определенные правила, не допускающие исключений. Благодаря этому их легко запомнить. Есть только два вида слогов: краткие и долгие. Долгие слоги вдвое дольше кратких.

 

Слог является кратким, если:

 

1. Содержит краткую гласную: а, и, у, р;

2. За этими гласными следует только одна согласная (или же если слог находится в конце строки).

 

Исходя из этого, в маха-мантре краткими являются следующие слоги:

 

Ш Ха - ре

Ш Кри - шна

Ш Ра - ма

 

Все остальные слоги являются долгими в том случае, если:

 

1. Они содержат длинную гласную: а, и, у, р, аи, е, о, ау;

2. За ними следует несколько согласных (более одной).

 

Таким образом, долгими являются следующие слоги маха-мантры (выделены жирным):

 

Ш Ха - ре: долгая гласная е;

Ш Кри - шна: крткая гласная ри, однако за ней следует две согласные (ш и н);

Ш Ра - ма: долгая гласная а.

 

Исходя из этого, маха-мантру следует произносить следующим образом (означает краткий слог, а - долгий):

 

Ха-ре Кри-шна Ха-ре Кри-шна Кри-шна Кри-шна Ха-ре Ха-ре

Ха-ре Ра-ма Ха-ре Ра-ма Ра-ма Ра-ма Ха-ре Ха-ре

 

ЖИЗНЬ СО СВЯТЫМ ИМЕНЕМ

 

ПРЕДАННЫЙ - СЛУГА СВЯТОГО ИМЕНИ

 

«Необходимо понять, что Святое Имя Господа и Сам Господь - тождественны. Исходя из материальных соображений, мы видим различия между названием объекта и самим объектом, однако в духовном мире все абсолютно: Имя, качества и развлечения Абсолюта тождественны Самому Абсолюту.

Человек является вечным слугой Верховной Личности Бога лишь в том случае, если он считает себя вечным слугой Святого Имени. Воспевая Святое Имя без оскорблений, человек перестанет отделять Святое Имя от его носителя - Шри Кришны.

Святое Имя являет себя тому, кто служит Святому Имени. Севонмукхе хи джихвадау: первым делом необходимо занять в служении Святому Имени речь. Движение сознания Кришны основывается именно на этом принципе. Мы стараемся вовлечь всех членов нашего общества в служение Святому Имени».

 

ЧТО ПРОИСХОДИТ С ТЕМ, КТО ПЕРЕСТАЕТ ВОСПЕВАТЬ СВЯТОЕ ИМЯ

 

В «Шримад-бхагаватам» приводятся следующие молитвы царя Притху, обращенные к Господу Вишну:

«О всеславный Господь, человек, который хотя бы раз услышит, как чистые преданные прославляют Твои деяния, никогда не перестанет общаться с ними, ибо отказаться от такого общения может животное, но не разумный человек. Сама богиня процветания, лотосоокая Лакшми, признает, что высшее совершенство жизни - слушать и пересказывать повествования о Твоем неизмеримом могуществе и сокровенных развлечениях».

Шрила Прабхупада комментирует этот стих следующим образом:

«Махараджа Притху утверждает, что рассказы, прославляющие Господа, обладают огромной притягательной силой и отказаться слушать их может только животное. Трансцендентные звуки оказывают воздействие даже на тех, кто услышит их случайно».

По-настоящему разумные, цивилизованные люди считают воспевание Святых Имен Господа важной и обязательной деятельностью. Только человек наделен разумом, достаточным для того, чтобы осознать важность духовной практики, и чувствами, способными привлечься преданным служением Господу.

 

СВЯТОЕ ИМЯ В МОМЕНТ СМЕРТИ

 

Жрецы, проводившие жертвоприношение Махараджи Набхи, возносили Господу Вишну такие молитвы:

«О повелитель наших сердец, может статься, что в трудную минуту мы не сможем вспомнить о Тебе. Когда человек спотыкается, падает, когда он чувствует сильный голод, когда он лежит на смертном одре и тело его измучено недугами и охвачено жаром, ему нелегко вспомнить о Тебе. Поэтому мы молим Тебя: помоги нам всегда помнить о Тебе, помоги воспевать Твои Святые Имена и прославлять Твои качества и деяния, которые могут смыть скверну наших грехов».

В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет:

«Подлинного успеха в жизни достигает лишь тот, кому удается в момент смерти вспомнить образ Господа (анте нарайана-смрити). Власть законов материальной природы сильна, поэтому мы можем забыть о Господе на смертном одре. От этого не застрахован никто. Поэтому надо молить Господа о том, чтобы ничто не помешало нам помнить о Его лотосоподобных стопах в этот решающий момент».

Однако повторять мантру в момент смерти очень трудно, поскольку человек пребывает в тревожном состоянии и не способен осознанно сосредоточивать ум - мысли приходят как неподвластный его воле поток. Человек легко оказывается в их власти и теряет способность говорить. Поэтому, мы должны готовить себя уже сейчас, пока тело здорово и ум более-менее спокоен, пока мы не столкнулись с более серьезными жизненными проблемами.

«Что может сделать человек, находящийся на пороге смерти?» говорит Чанакья Пандит. Иными словами, он хочет сказать, что человек должен подготовить себя к этому.

Если мы неожиданно оказываемся в опасной ситуации, например, во время вождения автомобиля, мы должны немедленно призвать Святое Имя. Если мысль, неблагоприятная для развития преданности, входит в наш ум, мы должны немедленно произнести Харе Кришна. Это нужно делать вновь и вновь. Тогда мы научимся повторять Святое Имя и во время величайшей опасности - в момент смерти.

Повторяя Святое Имя в беспомощном состоянии, человек может немедленно привлечь к себе благословения и помощь Верховной Личности Бога. Шри Кришны. Если человек сумеет сделать это в момент смерти, Господь Кришна освободит его из, полного боли, цикла рождений и смертей и приведет его в Свою обитель, находящуюся в духовном мире. Харе Кришна!

 

Глава 7

НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

О СВЯТОМ ИМЕНИ

 

НАМА - ТАТТВА СМЫСЛ МАХА - МАНТРЫ

 

ВОПРОС: Часто говорят, что маха-мантра - это молитва, обращенная к Шри Радхе и Шри Кришне, которая переводится примерно так: «О энергия Господа, пожалуйста, займи меня служением Тебе». Существуют ли другие толкования смысла мантры?

ОТВЕТ: Воспевание маха-мантры обладает огромной духовной силой, и в ней самой заключен глубокий смысл, который постепенно открывается преданным, повторяющим мантру правильно. В «Хари-бхакти-виласе» смысл маха-мантры истолковывается следующим образом:

О Радхе, пожалуйста, избавь меня от материального рабства, пленив мой ум.

О Кришна, пожалуйста, плени мой ум!

О Радхе, плени мое сердце, явив Свою непревзойденную красоту.

О Кришна, пожалуйста, освободи мой ум от скверны, даровав мне духовные знания и дружбу Твоих чистых преданных.

О Кришна, позволь мне остаться на духовном пути и оценить Твое трансцендентное могущество. О Кришна, пусть во мне проснется желание служить Тебе.

О Радхе, одари меня счастьем служить Тебе.

О Радхе, позволь мне наслаждаться звуками Твоего трансцендентного Имени, красотой Твоего божественного образа, а также размышлениями о Твоих непревзойденных качествах и сокровенных играх.

О Радхе, пожалуйста, поведай мне, как я должен служить Тебе.

О Кришна, позволь мне услышать о Твоих сокровенных развлечениях с Твоей возлюбленной.

О Радхе, пожалуйста, расскажи мне о Своих развлечениях с Твоим возлюбленным, Шри Кришной.

О Кришна, пожалуйста, открой мне тайну Твоих развлечений с Твоей божественной возлюбленной, Шри Радхой.

О Кришна, позволь мне помнить о Твоих трансцендентных Именах, качествах и развлечениях.

О Кришна, пожалуйста, одари меня желанием служить Тебе.

О Радхе, пожалуйста, прими меня в число Твоих доверенных слуг.

 

КАК УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ВОСПЕВАНИЕ?

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ И РАССЕЯННОСТИ

 

ВОПРОС: Воспевая Святое Имя, преданные часто страдают от собственного безразличия и рассеянности. Как преодолеть эти препятствия?

ОТВЕТ: Чтобы преодолеть равнодушие, нужно осмыслить важность этой деятельности. Нам следует помнить о том, насколько уникальна возможность соприкоснуться с Кришной через воспевание Его Святого Имени.

Согласно «Харинама-чинтамани», в материальном мире существует лишь два духовных объекта: дживы (души) и Святое Имя. Следовательно, лучшим из всего, что есть в материальном мире, является Святое Имя - Господь, явивший Себя в форме трансцендентной звуковой вибрации. Все прочее - лишь мертвая материя.

Человек, считающий себя частью Кришны, не может оставаться безразличным к Святому Имени, поскольку знает, что Святое Имя связывает его с изначальной духовной родиной. Благодаря внимательному воспеванию, человек пребывать в духовной атмосфере, подобной царству Бога. Со временем он начинает понимать, что воспевание Святого Имени - это возвращение в духовную реальность после долгого и утомительного путешествия по негостеприимным материальным мирам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: