КОРЕНЬ ВСЕХ ОСКОРБЛЕНИЙ
Отсутствие внимания во время воспевания Святого Имени
(прамадах)
Бхактивинода Тхакур утверждал, что отсутствие внимания во время воспевания Святого Имени является корнем всех оскорблений.
«Невнимательность во время воспевания Святого Имени порождает своего рода иллюзию, которая приводит к серьезным оскорблениям Святого Имени. Эта иллюзия ведет к жажде богатства, положения и успеха, а также к обману. Когда подобные желания обуревают начинающего преданного, он теряет интерес к повторению Святого Имени. Следует постоянно прилагать усилия к тому, чтобы изгнать подобные мысли из ума. Кроме того, нужно следовать правилам вайшнавского этикета.
Отсутствие внимания во время воспевания считается корнем всех оскорблений и анартх. На санскрите оно называется прамада, что переводится как «безумие», поскольку просить Кришну появиться и в тоже самое время игнорировать Его появление - признак умственного помешательства. Поэтому смысловой перевод слова прамада подразумевает также «невнимательность» и «безразличие». Далее мы рассмотрим три категории невнимательности.
АУДАСИНЬЯ:
БЕЗРАЗЛИЧИЕ
Обычный человек привязан к самым разным вещам, и даже во время воспевания он думает о них, оставаясь безразличным к Святому Имени. Он может повторять Святые имена долгое время, но сердце останется к ним равнодушным. Знакомо ли вам подобное состояние? Вы приняли душ и посетили арати - и что же дальше? Конечно же, все как обычно: вы берете мешочек для четок, но… Ни восторга, ни экстаза. И задача повторить 16 кругов мантры кажется нам неосуществимой. Как трудно просто слушать, ни о чем не думая, ничего не планируя и не занимаясь ничем другим! Причиной тому является привязанность к материальным вещам, уводящим наше внимание от Кришны.
|
Если вы стали воспевать Святые имена невнимательно и неохотно, нужно немедленно обратиться за помощью к вайшнавам, свободным от материального влияния и попытаться повторять мантру вместе с ними. Вдохновленные поведением этих вайшнавов, вы захотите избавиться от своей слабости. Рано или поздно, в вашем сердце появится влечение к Святому имени и сильное желание наслаждаться его нектаром.
Советую вам понаблюдать, как сосредоточенно воспевают Святые имена возвышенные преданные. Людей, видевших как воспевал Шрила Прибхупада, всегда поражала его сосредоточенность. Великие вайшнавы рекомендуют жить и воспевать Святое имя там, где являл Свои вечные лилы, либо рядом с растением туласи, либо в обществе вайшнавов. Поэтому так важно время от времени бывать в Майапуре ил Вриндаване, духовная атмосфера которых вдохновляет преданных воспевать Святое имя с любовью и верой.
Еще одно средство избавления от этой напасти - воспевать Святое Имя в одиночестве. Шрила Бхактивинода Тхакур рекомендовал даже накрыть голову тканью, чтобы глаза, уши и нос не соприкасались с внешним миром; это помогает полностью сосредоточиться на Святом имени. Если у вас есть серьезные проблемы с внимательным воспеванием, попробуйте воспользоваться этим средством.
ДЖАДЬЯ:
ЛЕНЬ
Лень порождает стремление отложить воспевание Святого Имени на определенный срок, поскольку желание поспать становится непреодолимым, либо бросить четки, не дочитав круг, и взяться за какое-то важное дело. Другим отличительным признаком лени является апатия и вялость ума во время мантры-медитации.
|
Лекарством от лени является благотворное общение с вайшнавами, которые не тратят свое время на пустые разговоры и всевозможные «неотложные» дела, а вместо этого воспевают Святое имя и думают о нем. У них нет иных желаний, поскольку они полностью погружены в нектарный океан Святого Имени. Необходимо следовать примеру таких преданных, пока у вас не возникнет желания повторять Святое Имя так же, как и они. Ваш энтузиазм в сочетании с милостью преданных поможет преодолеть леность ума.
Иными словами, полезно общаться с преданными, которые не тратят времени на праджалпу, пустые разговоры. (Всегда остерегайтесь «комнат праджалпы» в храме, поскольку там собираются в основном те, кто воспевает Святое Имя невнимательно).
ВИКШЕПА:
РАССЕЯННОСТЬ
Рассеянность порождает иллюзию, которая является причиной всех форм невнимательного воспевания, а также многих других оскорблений. Кроме того, рассеянность пробуждает забытые материальные желания и склонность к обману.
Излишняя заинтересованность посторонними предметами приводит к тому, что человек теряет возможность сосредоточиться на воспевании. Произнося Святое Имя, он, тем не менее, не слышит его; внимание такого человека поглощено мирскими объектами, а ведь ум может сосредоточиться только на чем-то одном.
Чтобы избавиться от рассеянности, нужно следовать правилам вайшнавского этикета. К примеру, перестать думать о еде в экадаши и в дни явления Господа, а вместо этого повторять Святое Имя в обществе вайшнавов.
|
Во время одной из наших поездок во Вриндаван мы решили строго соблюдать экадаши-врату: мы прочли больше 64 кругов, постились (воздерживаясь даже от воды) и полностью погрузились в шраванам и киртанам. Проведя таким образом всего один день экадаши, можно удалиться от материального мира две тысячи световых лет. Это потрясающий духовный опыт, открывающий для преданного совершенно новые духовные сферы. Конечно, проводить экадаши таким образом можно только в том случае, если вы не заняты служением, связанным с большими физическими и умственными нагрузками.
Придерживаясь правил и ограничений, рекомендованных для вайшнавов, человек научится наслаждаться слушанием повествований о Господе. Если ум человека все еще отвлекается, нужно молить Кришну о милости. Кришна обязательно поможет искреннему преданному.
Как же избежать утраты внимания? Не стоит число ежедневно повторяемых кругов, обычно это делается ради того, чтобы пробудить интерес к своей персоне. Вместо этого нужно задуматься о том, внимательно ли вы повторяете положенное число кругов. Иными словами, акцентировать внимание на качестве, а не на количестве.
Нужно молиться Господу, чтобы Он помог нам повторять Святые имена четко и внимательно. Если ум сосредоточен на Кришна, нет ничего неосуществимого.
«Поэтому, о Царь, так важно, чтобы каждый человек всегда и везде слушал повествования о Верховном Господе, прославлял Его и помнил о Нем».
В заключение мне хотелось бы вспомнить песню, написанную Бхактивинодой Тхакуром. Она может вдохновить нас серьезнее относиться к воспеванию Святого Имени, напомнив нам, что нельзя терять времени понапрасну.
Харе-Кришна-Нама
Птице моего сердца неведомо, какие греховные поступки, совершенные ею в прошлом, стали причиной того, что я не могу воспевать Святые имена лотосоокого Господа должным образом.
О, лесная птица! В хижине моего сердца я припас кое-что для тебя. Это Святое Имя Господа Хари, источающее медовую сладость. О, птица, при желании ты можешь научиться воспевать это Святое Имя.
Птицы воспроизводят любые звуки; почему же птица моего сердца отказывается повторять Имя Господа?
О, птица! Давай отправимся в духовный мир, который является обителью истины и вечной красоты. Туда не сможет попасть материалист, заблудившийся в круговерти рождений и смертей.
О, птица! Когда ты умрешь, тело твое положат на погребальный паланкин и отнесут к месту сожжения.
Увы! Огонь погребального костра сожжет твой язык. Тогда ты уже не поможешь себе. Ибо будет слишком поздно - ты больше не сможешь говорить.
Заключение
Если взглянуть на 10 оскорблений Святого Имени с позитивной точки зрения, можно сделать вывод, что стремление избежать их приводит к развитию возвышенных качеств, которые защитят нас от совершения этих оскорблений. Это означает, что от 10 оскорблений Святого Имени можно избавиться, если мы:
1) служим святым вайшнавам, а не критикуем их;
2) поклоняемся господу Кришне, как Абсолютной Верховной Личности Бога;
3) почитаем духовного учителя, дающего посвящение в Святое Имя;
4) доверяем писаниям, рассказывающим о славе Святого Имени;
5) убеждены в том, что Святое Имя исполнено совершенства;
6) принимаем объяснения Святого Имени, данные Шрилой Прабхупадой и священными писаниями;
7) искореняем в себе греховные привычки;
8) совершаем ритуальную деятельность, направленную на какую-либо материальную цель;
9) беседуем о славе Святого Имени только с серьезными преданными;
10) воспеваем Святое Имя очень внимательно и полностью предаемся ему.
Глава 4
НАМАБХАСА –
ВОСПЕВАНИЕ НА СТАДИИ ОЧИЩЕНИЯ
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Многие начинают воспевать Святое Имя, не обладая духовным знанием или опытом - они либо слышат пение преданных, либо узнают о мантре благодаря счастливой случайности. Когда я пришел в сознание Кришны (я хочу рассказать о своем опыте вовсе не потому, что меня мучает ностальгия по тем временам, это просто великолепный пример намабхасы), песня под названием «Мгновенная Карма» в исполнении Джона Леннона была невероятно популярна. Вот строки из этой песни:
Кем, черт возьми, ты себя считаешь?
Суперзвездой?
Допустим, что так,
Но каждый сияет, подобно
Луне, звездам или солнцу.
Все мы сияем!
Мгновенная карма догонит тебя,
Собьет тебя с ног.
Поэтому лучше считай своим братом
Каждого, кого встречаешь.
Зачем мы сейчас находимся здесь?
Надеюсь, не для того, чтобы жить в страхе.
В те времена маха-мантра была «хитом»; она занимала третье место в музыкальном рейтинге. Каждый уважающий себя молодой человек время от времени повторял мантру Харе Кришна, и я также пал жертвой этой «моды». Многие популярные песни тех лет содержали Харе Кришна мантру.
Вспомните хотя бы балладу «Мой нежный Господь» Джорджа Харрисона и «Дайте миру шанс» Джона Леннона. Медитация рассматривалась главным образом как метод совершенствования сознания. Однако при этом, естественно, полностью отсутствовало понимание глубокого смысла Святого Имени.
Это типичный пример намабхасы: люди произносят Святое Имя, не имея ни малейшего представления о его природе. Если солнце Святого Имени скрыто за облаками невежества и анартх, сквозь них пробивается лишь небольшая часть солнечных лучей. Эта стадия воспевания называется намабхасой. Итак, если яркий свет духовного экстаза не сопутствует воспеванию Святого Имени, ищите причину в покрывающем вас невежестве.
ПРЕОДОЛЕНИЕ АНАРТХ
ЧЕТЫРЕ ТИПА АНАРТХ
Под влиянием внешней энергии живое существо, трансцендентное к трем гунам материальной природы, считает себя порождением материальной природы, и в результате этого подвергается многочисленным материальным страданиям. Находясь в столь плачевной ситуации, живое существо ищет утешения в материальных привязанностях - анартхах.
Артха означает «нечто ценное», а приставка ан является отрицательной. Таким образом, слово анартха переводится как «то, что не представляет никакой ценности». Материальные приобретения не представляют для живого существа никакой ценности, но как только душа попадает под влияние внешней энергии, она болезненно привязывается к ним.
Важно помнить, что чары анартх могут быть рассеяны только силой преданного служения. Анартхи - это различные формы влияния майи. Материальная энергия подобна тьме, а Кришна подобен солнцу; там, где появится Кришна, не будет места тьме (кришна - сурья-сама; майя хайя андхакара).
В «Амная-сутре» описываются 4 типа анартх:
1. скудность сердца (хридайя даурбалья), которая, в свою очередь, подразделяется на 4 вида:
а) привязанность к объектам, не связанными с Кришной;
б) склонность к обману;
в) зависть;
г) тщеславие;
2. Оскорбления (апарадхи).
Существует 4 вида оскорблений:
А) оскорбление Святого Имени. Если хотим возродить любовь к Кришне, этих оскорблений нужно избегать. Именно по этой причине мы посвятили значительную часть настоящей книги описанию 10 оскорблений Святого Имени и тому, как их избежать.
Б) оскорбление облика господа. Поклоняясь божеству в храме, мы можем непочтительно отнестись к Нему и тем самым нанести оскорбление. Кроме того, оскорблением является отрицание личностного аспекта Бога.
В) оскорбления преданных Господа.
Г) оскорбление живых существ, выраженное в форме зависти или насилия.
3. Жажда материальных наслаждений (асат-тришна). Эта анартха также подразделяется на 4 категории:
А) вожделение к объектам чувственного наслаждения;
Б) стремление к чувственным наслаждениям;
В) желание обрести мистическое могущество;
Г) желание слиться с безличным брахманом.
4. Невежество (таттва-вибхрама). Этот вид анартх делится на следующие категории:
А) отрицание своей истинной сущности;
Б) заблуждения, касающихся положения Верховной Личности Бога;
В) отсутствие знаний, касающихся садхана-бхакти и према-бхакти.
Г) наличие убеждений, неблагоприятных для развития сознания Кришны.
Однако не следует забывать, что могущество Святого Имени остается неизменным, даже если мы по-прежнему обременены анартхами. Пурнах шуддхо нитья-муктах. Святое Имя является нитья-муктах, неизменно свободным и пурнах шуддхах, неизменно чистым. Солнце всегда ярко сверкает, даже когда оно скрыто за облаками; Солнце не претерпевает никаких изменений, а облака мешают только нам.
ТРИ РАЗНОВИДНОСТИ ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО ЗНАНИЯ
Возникает вопрос, как избавиться от невежества и анартх, мешающих убедиться в божественном могуществе Святого Имени. Для этого необходимо принять истинного духовного учителя, который сможет просветить своего ученика относительно следующих духовных аспектов:
1. САМБАНДХА-ГЬЯНА. Человек должен иметь ясное представление относительно следующих предметов:
а) духовное положение живого существа;
б) духовное положение Шри Кришны;
в) положение материального мира.
Эти аспекты тесно взаимосвязаны. Самое первое и самое важное положение состоит в следующем: человек не является материальным телом (живое существо - не биофизический компьютер); человек - прежде всего душа, неотъемлемая частица Бога.
Шрила Прабхупада постоянно подчеркивал этот момент: «Пока люди не поймут, что они отличаются от своих тел, все попытки вразумить их лишены смысла». Духовный учитель закладывает в разуме ученика фундамент, состоящий из трех аспектов самбандха-гьяны, и когда ученик твердо усваивает эти аспекты, духовный учитель ведет его дальше.
2. АБХИДЕЯ. Этим термином обозначают процесс преданного служения. На этом этапе ученик получает знания о том, как практиковать садхану. Если воспевание Святого Имени основывается на прочном фундаменте духовного знания (самбандха-гьяне) и плодотворной духовной деятельности (абхидее), оно явит преданному свое могущество. Подобно солнцу, постепенно рассеивающему утренний туман, Святое имя уничтожит все анартхи, обременяющие наши сердца.
3. ПРАЙОДЖАНА. Достигнув успеха в практической деятельности (абхидее), человек вплотную приближается к цели своей жизни - прайоджане, или любви к Богу.
До тех пор, пока человек не разберется в тонкостях самбандха-гьяны, он будет оставаться на уровне намабхасы. Однако, если он примет истинного духовного учителя, который обучит его практике преданного служения, облако анартх рассеется и в сердце его пробудится любовь к Богу.
ЭФФЕКТ НАМАБХАСЫ
Что происходит с человеком, воспевающим Святое Имя на стадии очищения (что означает, что он все еще осквернен)? Так ли уж все безнадежно? Является ли такое воспевание бесполезным? Нет, конечно же, нет. Воспевание Святого Имени на стадии намабхасы приводит к следующим результатам:
1. Зарождение веры. Первым ощутимым результатом воспевания на стадии намабхасы является вера, благодаря которой человек погружается в преданное служение.
2. Избавление от последствий греховной деятельности. Даже обитатели адских планет освобождаются от грехов, если им доведется произнести Имя Господа. Примером тому является Махараджа Бали, родившийся в семье демонов и живший среди них. Тем не менее, он остался преданным и даже проповедовал своим родственникам.
3. Освобождение от тлетворного влияния Кали-юги. Воспевание Святого имени на стадии намабхасы избавляет человека от пагубного влияния Кали-юги. Мы живем в век раздоров и лицемерия, но они не будут влиять на нас, если мы обратимся за помощью к Имени Господа.
4. Исчезновение страха. Некоторые люди полагают, что шанти (умиротворение) является высшей целью жизни. В действительности, высшей целью является любовь к Богу. Тем не менее, на стадии очищения тревоги уходят и наше сердце преисполняется покоя.
5. Защита от влияния духов и неблагоприятных планет. Человек, воспевающий Святое Имя, надежно защищен от влияния духов и других подобных волнений.
6. Достижение 4 целей жизни (пурушартха). Четыре цели человеческой жизни - религиозность, экономическое благополучие, удовлетворение чувств и освобождение - достигаются благодаря воспеванию Святого Имени на стадии намабхасы.
7. Духовное блаженство. Намабхаса дарует человеку блаженство и гарантирует вечную жизнь на планетах Вайкунтхи.
Короче говоря, святое Имя универсально. Именно поэтому повторение Святых Имен на уровне намабхасы считается более действенным, нежели изучение Вед и посещение святых мест! Шрила Бхактивинода Тхакур утверждал, что Святое Имя обладает всеми мыслимыми энергиями, и с его помощью достичь дхармы, артхи,камы и мокши даже на стадии намабхасы.
Святое Имя настолько могущественно, что может превращать животных в людей и исполнять любые желания. Конечно, это вовсе не означает, что варнашрама-дхарма не нужна; как дополнительное средство она незаменима. Шрила Прабхупада неоднократно подчеркивал важность варнарамы-дхармы, сравнивая ее с ограждениями на дороге, защищающими автомобилистов от аварий.
РАЗНОВИДНОСТИ НАМАБХАСЫ
Воспевание Святого Имени на стадии намабхасы характеризуется, в первую очередь, сознательными усилиями, направленными на внимательное, свободное от оскорблений повторение мантры. Однако, помимо этого, существует еще 4 вида воспевания. По милости Господа они также дают определенный эффект и причисляются к намабхасе.
1. САНКЕТЬЯ (формальное воспевание). Есть люди, которые произносят Святое Имя от нечего делать, или же имея в ввиду что-то другое. Увидев преданных на улице, прохожий может сказать: «Смотри-ка, эти ребята из Харе Кришна похожи на цветочную клумбу» или «Этим поклонникам Кришны следовало бы устроиться на работу». Иногда человек произносит Святое Имя, подразумевая что-то другое. Примером тому является история Аджамилы, который перед смертью призывал своего сына Нарайану и благодаря этому обрел спасение. Когда женщина говорит своему мужу: «Гарри, подай пожалуйста маргарин «Рама», она, скорее всего думает исключительно о маргарине под названием Рама, но произносит при этом Святое Имя Господа Рамы. Святое Имя столь могущественно, что Кришна принимает подобное повторение как благочестивую деятельность.
2. ПАРИХАСЬЯ (упоминание Имени Господа в шутку). Однажды Кришна, Бхима и Арджуна, переодевшись брахманами, пришли ко двору царя Джарасандхи и стали задирать царя, всячески стараясь пробудить в нем гнев. Однако Джарасандха понял, что пред ним Сам Кришна и стал подшучивать над Ним.
3. СТОБХА (упоминание имени Господа в музыкальных либо театральных номерах). Святое Имя абсолютно. Оно приносит благо в любом обличие, будь то мантра-медитация или пение.
4. ХЕЛАНА (безразличное или презрительное повторение). Иногда подобным «грешат» преданные, которые произносят Святое Имя невнимательно, успешно занимаясь при этом другими делами. Другим примером является произнесение Имени Господа с целью унизить кого-то. Вспомним хотя бы Шишупалу, который оскорбил Кришну перед началом жертвоприношения раджасуя, заявив: «Кришна, ты трус!» (знатоки писаний, однако, считают, что косвенно Шишупала прославлял Кришну, ибо использованные им слова могут быть истолкованы и по-другому).
ШРАДДХА - НАМАБХАСА (ВОСПЕВАНИЕ С ВЕРОЙ)
Причиной существования 4 вышеупомянутых видов намабхасы является недостаток веры в Господа (шраддхи). Шраддха-намабхаса должна сопровождаться верой. Она приводит к появлению самбандха-гьяны; у преданного развивается влечение к Святому Имени, и, в конечном итоге он приходит к совершенному воспеванию.
НАМАБХАСА, СОПРОВОЖДАЕМАЯ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ ОСКОРБЛЕНИЯМИ
Воспевание Святого Имени, сопровождаемое незначительными оскорблениями, чаще всего считается намабхасой, а не нама-апарадхой. Только в тех случаях, когда оскорбления очень серьезны, они полностью нейтрализуют эффект воспевания Святых Имен.
Мы знаем, что существует 4 вида апарадх, которых следует всячески избегать. Это оскорбления Святого Имени, Самого Кришны, Его преданных и других живых существ. Иными словами, если вы хотите добиться успеха в духовной жизни, следует быть корректным даже с любимым пуделем вашей бабушки.
Материальные привязанности, которые являются причиной всех оскорблений, исчезают сами собой, если человек продолжает воспевать Святое Имя, несмотря ни на что:
«Продолжая воспевать Святое Имя, человек освобождается от всех оскорблений, включая оскорбления самого Святого Имени».
ВООБРАЖАЕМАЯ И ИСТИННАЯ НАМАБХАСА
Все, что было сказано ранее, должно вдохновить нас продолжать воспевать Святое Имя, даже если мы пока находимся на стадии намабхасы. Сам процесс воспевания избавляет человека от оскорблений и ускоряет духовный прогресс. Чтобы избежать ошибок, следует уяснить, какие мотивы стоят за определенными видами оскорблений Святого Имени. Различают два вида намабхасы:
1. ПРИТИБИМБА-АБХАСА (воображаемая намабхаса). Пратибимба-абхаса характерна для людей, имеющих глубоко укоренившиеся материальные привязанности. Исполненные решимости и дальше преследовать свои цели, они пользуются воспеванием Святого Имени для того, чтобы достичь определенных материальных выгод. Как упоминалось ранее, одним из результатов воспевания является избавления от тревог и беспокойств. Некоторые повторяют Святое Имя ради того, чтобы внести хоть какое-то умиротворение в свою безумную жизнь. Они и дальше желают вести привычную материальную жизнь, но в улучшенном варианте - лишенную беспокойств и тревог. Таким людям не удастся избавиться от материальных привязанностей и дурных привычек.
Отражаясь в материальном сознании, Святое Имя искажается. Наглядным примером тому являются группы йоги, члены которых практикуют «продвинутые» методы воспевания Святого Имени, немилосердно смешивая его с разного рода «гипервентиляциями» и «психокинезами». Эти люди ухитряются использовать Святое Имя для бодибилдинга; они пытаются любой ценой ускорить свой духовный прогресс, но при этом не желают отказываться от материальных привязанностей. И поскольку основным мотивом подобных экспериментаторов является желание процветать в материальном мире, они обречены на провал.
2. ЧХАЯ-АБХАСА (истинная намабхаса). Истинная намабхаса совершается по неведению или же из-за слабохарактерности. С течением времени все анартхи, которые характерные для этой стадии, исчезают. Таким образом, решающим фактором являются мотивы, которые двигают преданными. Если мы воспеваем Святое Имя, чтобы обратиться к Кришне, мы находимся на верном пути.
В заключение этой главы хотелось бы привести песню Бхактивоноды Тхакура, прославляющую величие Святого Имени.
ШРИ НАМА - МАХАТМЙА
- 1 -
кришна-нама дхаре кото бал
вишайа-васананале, мора читта сада джвале
рави-тапта мару-бхуми-сам
карна-ранхра-патха дийа, хриди маджхе правешийа
варишойа шуддха анупам
Могу ль я могущество Кришны измерить?
Снедаемо сердце пожаром желаний,
Как в знойной пустыне пески.
Но Имя Твое я случайно услышал,
И сердце медвяным бальзамом омыла
Чистейшая влага любви.
- 2 -
хридойа хоите боле, джихвара агрете чале
шабда-рупе наче анукшан
кантхе мора бханге свара, анга канпе тхара тхара,
стхира хоите на паре чаран
И рвется из сердца божественный звук,
Чередуя весь мир и уста украшая.
И трепет священный все тело объял,
В неистовый танец его повергая.
- 3 -
чакшедхара, дехе гхарма, пулакита саба чарма,
виварна хоило калевара
мурчхита хоило ман, пралайера агаман,
бхаве сарва-деха джара джара
И слезы безбрежной рекою струятся,
А сердце томимо восторгом и счастьем
О Кришна, я выдержать это не в силах -
Любовью к Тебе, как сосуд, я наполнен.
- 4 -
кори’ ето упадрава, читте варше шудха-драва,
море даре премера сагаре
кичху на бхуджите дило, море то’батула коило,
мора читта-витта саба харе
Виновник восторга тех - Имя Святое,
Чьи чистые волны омыли мой разум.
И вот я тону в океане безбрежном
Любви безрассудной, хмельной и прекрасной.
- 5 -
лоину ашройа джа’р, хено вйавахара та’р,
варните на пари е сакал
кришна-нама ичхха-мой, джахе джахе сукхи хой,
сеи мора сукхера самбал
О Имя Святое! Приют и защита
Души моей, вечной борьбой утомленной.
Оно самовластно, как время, как солнце,
Оно - словно светоч души воплощенной.
- 6 -
премера калика нам, адбхута расера дхам,
хено бала карайе пракаш
ишат викаши’ пунах, декхай ниджа-рупа-гуна,
читта хари’ лойа кришна-паш
О Имя Святое! Бутон нераскрытый,
Дарующий дивное благоуханье.
Он премой зовется и сердце мое
Навеки теперь в его власти.
- 7 -
пурна викашита хоийа, брадже море джайа лоийа,
декхай море сварупа-вилас
море сиддха-деха дийа, кришна-паше рихе гийа,
е дехера коре сарва-наш
Когда же распустится дивный цветок,
Открыв мне волшебные игры,
Я вечность узрею во Врадже святом,
От смерти и горя избавясь.
- 8 -
кришна-нама-чинтамани, акхила расера кхани,
нитйа-мукта шуддха-раса мой
намера балаи джата, саба ло’ йе хои хата,
табе мора сукхера удой
О Имя Святое, ты - камень желаний!
Ты - смысл свободы, ты - счастье любви!
Сокровище рас! Пусть же рухнут преграды,
И Имя Святое мне будет наградой.
Глава 5
ШУДДХА НАМА -
КЛЮЧ К ЧИСТОМУ ВОСПЕВАНИЮ
ПРЕОДОЛЕНИЕ СТАДИИ НАМАБХАСЫ
Метод перехода со стадии намабхасы, на которой превалируют оскорбления, к чистому воспеванию Святого Имени, описал Шри Чайтанья Махапрабху в третьем стихе «Шри Шикшаштаки». Согласно утверждению Шрилы Бхактисиддханты Махараджи, единственная цель данного стиха - научить преданных воспевать Святое Имя без оскорблений. В этом стихе перечисляются качества, которые нам необходимо развить в себе, чтобы обрести желание непрестанно славить Святое Имя.
Стадия намабхасы обладает одним особенным свойством: как только преданный, находящийся на этой стадии, поймет, какое именно воспевание является правильным, у него появится сильное желание повторять Имя Господа чисто. Поэтому в «Харинама-чинтамани» объясняется, что представляет собой намабхаса.
В первую очередь Господь Чайтанья указал на то, что Святое Имя тождественно Кришне и столь же могущественно, как и Он Сам. Но ослепленное материей живое существо не может оценить величие и красоту Святого Имени по достоинству.
Кришна, Верховный Господь, является всемогущим духовным солнцем, и Святое имя, тождественное ему, рассеивает тьму майи своим ослепительным сиянием. Солнце Святого Имени взошло над горизонтом материального мира, чтобы даровать обусловленным живым существам свою милость. К сожалению, взоры живых существ иногда заслоняют облака анартх и туман невежества, поэтому они не могут лицезреть Святое Имя, подобное лучезарному светилу. Туман и облака бессильны перед солнцем, однако они могут заслонить взоры живых существ.
Итак, невежество и анартхи являются причиной отсутствия вкуса к воспеванию святого Имени. Невежество может проявляться в отношении:
1. Божественной природы Святого Имени.
2. Положения Шри Кришны.
3. Положения души.
4. Качеств материальной природы.
Анартхи подразделяются на следующие категории:
1. желание обладать материальными вещами (асат-тришна).
2. Слабость сердца (хридая-даурбалья).