Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных




представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, формирование интереса и потребности в чтении. Чтение знакомых, любимых детьми художественных произведений, рекомендованных Программой для второй младшей группы.

Развитие умения слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснение детям поступков персонажей и последствий этих поступков. Учить следитьза развитием действий в русских и татарских народных сказках, литературных произведениях русских и татарских писателей и поэтов с наглядным сопровождением (игрушки, картинки, действия), передавать словами, действиями, жестами их содержание. Вызывать желание участвовать в соответствующих игровых действиях, отвечать на несложные вопросы, высказывать свое отношение к персонажам, вступать в ролевой диалог. Развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения, интерес к художественному слову. Помогать узнавать литературных героев и их действия при рассматривании иллюстраций вкнигахрусских и татарских авторов. Познакомить с образцами русского и татарского фольклора:потешками, закличками, пальчиковыми играми. Поощрять использование малых фольклорных форм в повседневной жизни. Развитие умения с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Повторение наиболее интересных, выразительных отрывков из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Развитие умения читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения. Формирование интереса к книгам. Регулярное рассматривание с детьми

иллюстраций.

Примерный список литературы для чтения детям

Малые формы фольклора.

Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла,..», «Сорока, сорока...?, «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи »...», «Жили у бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысенъка...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка...», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень…», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка…», «Радуга-дуга...», «Баю-баюшки…», пер. В. Тушновой; «Спи, малышка, засыпай…», пер. Н. Ишмухаметова; «Расти, расти, подрастай», пер. Р. Ахмета; «Дождик,дождик, лей, лей…», пер. Н. Ишмухаметова; «Пальчик, пальчик, где ты был?..», пер. Р. Ахмета.

Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина, татарская народная сказка «Медведь и Дед», пер. Р. Ахмета; «Коза и Волк», пер. Р. Кожевниковой.

Фольклор народов мира.

Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака. Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза»укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила...», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», «Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский.«Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий, «Кто это?»; В.Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница — то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь».

Татарская поэзия. Г. Тукай «Гали и Коза», пер. Р. Валеевой; А. Ерикеев «Осень наступила», пер Л.Гинзбурга; М.Хусаин «Баю-бай, дитя мое», пер. Г.Мачихиной; Ш.Галиев«Ребенок и гусенок», пер. Э. Блиновой; Р. Влеева «Новый год», пер. Е. Муравьева; Ф. Рахимголова «Наша любимая мама», пер. Е. Муравьева; Р.Курбан «Корова», пер. С. Малышева;Р. Валеева «Булат», пер. В. Валеевой; М. Файзуллина «В лесу», пер. Н. Умерова; Р. Курбан «Солнце», пер. С. Малышева; Ш.Маннур «Люблю», пер. Н. Ишмузаметова.

Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»; Т.

Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как

мы в зоосад приехали», «Зебра», -Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. -Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс.«Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У Вари был чиж,..», «Пришла весна...»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев.«Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».

Татарская проза. А.Алиш «Два петуха», пер. А. Беднецкого; Дж. Тварджеманов «Добрый сон», пер. З. Халитовой.

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. -Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. З. Александровой; С. Капутикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», ~ер.сболг. И.

Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.

Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка

Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат»

(из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова.

«Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова; Б.

Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В ле-:v»,

«Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер.. чешек. Г. Лукина; О.

Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!»,

пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.

Примерный список для заучивания наизусть

«Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «Мыши водят

хоровод.,.» — рус.нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов.

«Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев.

«Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?». «Этот пальчик-дедушка…», пер. Р. Ахметова; Р. Миннуллин «Падает снег», пер. С. Малышева.

 

Направление

«Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н О – Э С Т Е Т И Ч Е С К О Е Р А З В И Т И Е»

Образовательная область

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Содержание образовательной области „Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

· Развитие продуктивной деятельности

Рисование. Обеспечение взаимосвязи рисования с другими образовательными областями с целью обогащения впечатлений детей, расширения впечатлений о предметах и явлениях действительности. Побуждать передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы

(голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные

листья; снежинки и т. п.). Совершенствование умения правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Формирование свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Формирование умения набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки

легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Формирование привычки осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку. Закрепление названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), характерных для русского и татарского орнаментов, знакомство с оттенками (розовый, голубой, серый). Привлечение внимания к подбору цвета, соответствующего изображаемому предмету. Приобщение детей к декоративной деятельности: украшению дымковскими узорами силуэтов игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички). Приобщать детей к декоративной деятельности; показать способы раскрашивания элементов национального орнамента (ромашка, василек, колокольчик, листья и т. д.)Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. Развитие умения ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»).Побуждение изображать простые предметы, рисовать прямые лишний (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подведение детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий

(неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.). Развивать умение создавать простые изображения («казанское полотенце», салфетка, тарелочка и т.д.) Формирование умения создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п. в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Развитие умения располагать изображения по всему листу. Формировать опыт совместной деятельности со взрослыми (сотворчества) при создании коллективных композиций по мотивам татарского прикладного искусства.

Лепка. Формирование интереса к лепке. Закрепление представлений о свойствах глины, пластилина,

пластической массы и способах лепки. Развитие умения раскатывать комочки прямыми и

круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его

ладонями обеих рук. Побуждение украшать вылепленные предметы, используя палочку с

заточенным концом. Побуждение к созданию простейших форм для обыгрывания (оладьи (коймак), пончики (кабартма), булочки (мичкумэчлэре)). Формирование умения создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу. Закрепление умения аккуратно пользоваться глиной, класть комочки: вылепленные предметы на дощечку. Побуждение лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.); объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке, перемячи лежат на подносе, чайный сервиз и др.). Поддержание чувства радости, возникающего при восприятии результата своей и общей работы.

Аппликация. Приобщение детей к искусству аппликации, формирование интереса к этому виду деятельности. Формирование умения предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их. Учить предварительно выкладывать на листе бумаги готовые детали цветочно-растительных мотивов татарского орнамента (тюльпан, колокольчик, ромашка, плоды шиповника, рябины и т. д.), составлять простейшие узоры в несложном ритмическом порядке на полоске, затем располагать их в середине, по краям квадрата, круга. Развивать умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции по мотивам татарского прикладного искусства. Формирование умения аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой. Формирование навыков аккуратной работы. Поддержание чувства радости,возникающего при создании полученного изображения. Развитие умения создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закрепление знаний форм предметов и их цветов. Развитие чувства ритма.

· Развитие детского творчества. Развитие эстетического восприятия; привлечение внимания детей красоте окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), содействие возникновению чувства радости от их созерцания. Формирование интереса к занятиям изобразительной деятельностью. Развитие умения в рисовании, лепке, аппликации, изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.Включение в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками. Содействие возникновению положительного эмоционального отклика на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). Развитие умения создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

· Приобщение к изобразительному искусству. Подведение детей к восприятию произведений искусства. Знакомство с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подведение к различению разных видов искусства через художественный образ. Подготовка детей к посещению кукольного театра, выставке детских работ и т. д. Развитие интереса к произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза), к слушанию и исполнению музыкальных произведений, выделению красоты сезонных изменений в природе, предметах окружающей действительности (цвет, форма, величина: дом, ковер, посуда и т. п.). Способствовать проявлению интереса к произведениям народного, декоративно-прикладного искусства, с которыми можно действовать (кукла в национальном костюме, шеморданская, актюбинская игрушки и др.) Вызвать эмоциональный отклик при восприятии произведений изобразительного искусства, детских книг с иллюстрациями по мотивам народных сказок, литературных произведений татарских писателей и поэтов, в которых переданы чувства и отношения, наиболее близкие и понятные детям.

Эстетическая развивающая среда. Содействие возникновению чувства радости от оформления группы: светлые стены, на окнах красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжномуголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками. Воспитание стремления поддерживать чистоту и порядок в группе, чтобы было уютно и красиво. Рассматривание с детьми материалов для рисования, привлечение внимания к их разнообразию, цвету, возможности получить красивые рисунки. Создание радостного настроения при рассматривании созданных детьми изображений в рисунках, лепке, аппликации (индивидуальных и коллективных). Знакомство с оборудованием и оформлением участка, привлечение внимания к его красоте, удобству для детей, веселой разноцветной окраске строений, физкультурных сооружений. Привлечение внимания детей к различным растениям, их разнообразию и красоте.

 

Образовательная область

«МУЗЫКА»

Содержание образовательной области „Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

· Развитие музыкально художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству.

Слушание. Приобщать детей к народной и классической музыке. Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку. Вызывать эмоциональный отклик нарусскую, татарскую народную музыку и музыку русских, татарских композиторов, двигательную импровизацию под нее (самостоятельно или в сотворчестве с педагогом). Приучать слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. Развивать способность различать музыкальные звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменения в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.). Начать знакомство со звучанием музыкальных инструментов (курай, тальянка, дудочка, трещетки и др.). Включать музыку в структуру детских видов деятельности; проводить интегрированные музыкальные занятия с использованием произведений художественной литературы и изобразительного искусства, соответствующих музыке по настроению и способствующих ее эмоциональному восприятию (пониманию).

Пение. Учить выразительному пению. Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) — ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).

Песенное творчество. Развивать желание детей петь и допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.

Музыкально-ритмические движения. Формировать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание. Познакомить с простейшими движениями, характерными для русского и татарского танца: «ход с полупальцев», «притопывание двумя ногами», «притопывание одной ногой», «борма» (упрощенный вариант), «дробь», «кружение парами». Вызвать желание танцевать. Развивать умение маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать переменно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них. Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д.

· Развитие танцевально-игрового творчества. Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных. Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками, подражать движениям животных и птиц под музыку русских и татарских композиторов.

· Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: