ОЧЕРК РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ПСКОВА 8 глава




Псковские башни были далеко не одинаковыми. Кроме башен, были захабы и раскаты, стены на разных участках имели различное устройство и размеры, ворота тоже разнились между собой, но все же одно было единым (по крайней мере, в пределах одного века) — характер и масштаб крепостных сооружений. Их нужно уловить и почувствовать, перед тем как начать осмотр всей Окольной стены.

К сожалению, до сих пор не приведена в порядок хотя бы часть «слухов» — постоянных каменных сводчатых подземных контрминных галерей, которые проходили между стеной и рвом на всем протяжении внешней крепостной ограды от Покровской башни до Верхних решеток, а оттуда — вдоль Запсковской стены до Варлаамской башни. От Гремячей горы в XVI веке спускался еще каменный подземный «подлаз», до уровня воды, для снабжения водой защитников Верхних решеток в боевое время. Уже в XVII веке он оказался ненужным, вход в него заложили, и до сих пор он не был никем обнаружен.

Ю.П.Спегальский

ЗАПСКОВЬЕ

Во все времена существования Пскова Запсковье было попроще и несколько однообразнее центральной междуречной части города. Зато на нем было много тихих уютных уголков. На Запсковье не было торга, и богатые купцы до второй половины XVII века, видимо, избегали тут селиться. Церквей и даже монастырей здесь было меньше, чем в Довмонтовом городе или на Завеличье — в XVI—XVII веках число их не заходило за полтора десятка. Стройно распланированная, но в значительной части ее скучноватая сетка улиц (с которой нынешняя не имеет ничего общего) была застроена преимущественно дворами средних и мелких посадских людей. Среди них расположились монастыри, строившиеся здесь несколько свободнее и занимавшие более обширные площади, нежели в Среднем и Окольном городе, и приходские храмы.

Главными улицами Запсковья были: Званица (теперь — Леона Поземского) и Большая Запсков-ская (теперь улицы Герцена и Верхне-Вереговая). На них ставили приходские церкви, и к ним тяготели монастыри. Во второй половине XVII века на них, особенно на Званице, стали уже строить дворы псковские богачи. Обе улицы отличались особенной живописностью благодаря своей извилистости и тому, что они шли по краю или местами близко от края высоких берегов Великой и Поповы, с которых открывались далекие панорамы.

Перейти из центра города на Запсковье можно по мосткам около церкви Богоявления (то есть у Бродов) или же у Старого Примостья по новому широкому мосту, от Советской площади.

В старину с площади к мосту выходили через проезд в высокой Рыбницкой башне. Старинный мост был гораздо ниже современного, и башня с въездом высоко поднималась над ним. Вид с моста па Средний город был одним из наиболее интересных в древнем Пскове. Направо от Рыбницкой башни возвышался Довмонтов город с лесом церковных глав и позолоченных крестов, за ним еще выше поднимался Кром. По левую сторону над стеной Среднего города высился храм старого Снетогорского подворья. С 1510 года подворье стало жилищем псковского наместника, а потом воевод. Из-за тесноты через некоторое время его пришлось расширить, пристроив двор и жилище воевод к старому двору с внешней стороны стены, у берега Псковы, почти у самого моста. До нас дошли лишь остатки нижнего этажа Воеводских палат, по которым видно, что палаты были очень обширны и высоки, с тремя каменными этажами. Т-образный план палат говорит о сложности их композиции.

Внушительный и в то же время живописный комплекс старого Воеводского двора, выдвинутый к реке, блестящие главы церквей Довмонтова города, грандиозные громады Крома, низкие деревянные Рыбные ряды и «обрубы» у берега Псковы, белые крепостные стены и башни с шатрами, ладьи с парусами и флажками на мачтах — все Это сочеталось в очень яркую и насыщенную картину.

На Запсковье к «Званицкому кресту» — перекрестку, от которого начиналась Званица,— нужно было подниматься от моста в гору. С XIV века «Званицкий крест» был украшен храмом Николы с Примостья. В 1462—1463 годах козьмодемьян-ские соседи поставили здесь обширный каменный кончанский храм во имя «бессребреников» Козьмы и Демьяна. Из первой части этой книжки (стр. 47) мы уже знаем, что это была постройка того же типа, что и сохранившийся доныне храм в селе Мелетове — с шестнадцатискатным покрытием и восьмиугольным постаментом под барабаном, с прямоугольными боковыми абсидами, с окнами, перекрытыми полукруглыми арками с соответствующими им полукруглыми бровками. Она, правда, отличается значительно более крупными размерами и наличием палаток внутри. Кроме того, у нее, помимо притвора, который имела и Мелетовская церковь, был еще придел, а вернее — два придела. Об одном приделе мы знаем из сообщения летописи о взрыве в нем пороха в 1507 году. Повреждения, нанесенные взрывом зданию, показывают, что этот придел примыкал к юго-западному углу четверика. Но сохранившийся первоначальный притвор храма прорезан арками как с юга, так и с севера, галереи к нему примыкали с двух сторон, и надо думать, что и с севера галерейка заканчивалась приделом, как и подобало кончанскому храму. Звонница, без сомнения, была поставлена на переднюю стенку притвора.

Церковь Козьмы и Демьяна с Примостья. Реконструкция

При восстановлении храма после 1507 года он получил восьмискатную крышу и новую главу, которую мастера были вынуждены поставить на пониженные подпружные арки, чтобы не повторять постамента под барабаном. Какими стали приделы при Этой перестройке — мы не знаем, но, надо полагать, их тоже решили в духе XVI века и, вероятно, перенесли на восток от старых. Случай с взрывом пороха в 1507 году показал Козьмодемьянским соседям, что при церкви необходимы складские помещения, и они построили большую четырех-пролетную звонницу на обширном основании, в котором наверху был храм, а внизу хорошо защищенные от пожара склады. Это массивное, почти кубическое здание встало на самом углу перекрестка и делило людской поток, движущийся от моста, на две части: следующую налево, на улицу Званицу, и направо — на Козьмодемьянскую улицу.

В XVII веке и позднее приделы храма подвергались перестройкам, и не только от XV, но и от XVI века в них уже ничего не осталось. В XVIII веке были сломаны столпы звонницы и на старое ее основание взгромоздили восьмигранную колокольню, простоявшую до Великой Отечественной войны.

Ворота буя Козьмодемьянской церкви — редчайший образец такого рода сооружения. Дошли до нас они, конечно, не в первоначальном виде. Над аркой проезда видна широкая впадина. Это, несомненно, нижняя часть ниши, в которой помещалось большое фресковое изображение Козьмы и Демьяна. Верхняя часть ниши сломана вместе с щипцом, завершавшим ворота. Крыльцо церкви, пристроенное к первоначальному притвору, относится к XVII веку и носит на себе следы многих переделок.

В 1925 году в палатках храма были найдены остатки иконостаса начала XVI века. Это были светлые гладкие липовые доски с вырезанным на них мелким строгим стилизованным растительным орнаментом, который никогда не был покрыт позолотой (доски хранились до Великой Отечественной войны в Псковском музее).

Судя по ним, иконостас Козьмодемьянского храма был очень строгим по композиции и рисунку и вся изукрашенность его состояла в необычайно изящной резьбе, покрывавшей его простые формы. Глава завершена очень красивым позолоченным крестом XVII века с ажурным яблоком.

Черты первоначального облика храма в какой-то степени читаются на его восточной стороне. Злесь на абсидах остались еще первоначальные орнаментальные пояски из впадин, верхние части ваяиковых разводов и старые узкие окошки. Форма средней абсиды характерна для XV века: примерно до трети ее высоты она сложена отвесно, затем заваливается «на стену», а в самом верху, над дугами валиковых разводов опять идет отвесно. Сужение абсиды создает иллюзию большой ее высоты, придает впечатление устойчивости и прочности сооружения.

Очень интересно основание звонницы, в частности уникальная церковка в верхнем ярусе, с двумя столпами, поддерживающими ее своды, очень характерные для XVI века. В северной и южной стенах остались гнезда от брусьев иконостаса. Сохранились двери, ниши и окна XVI века и часть старинной штукатурки. Снаружи это здание, с его заметно заваленными стенами и кое-где прорезающими их узкими окошками, производит впечатление суровой и строгой силы. Но нужно не забывать, что это только постамент для звонницы, с ее оживленными пестрой игрой света столпами, перемычками, колоколами, приспособлениями для раскачивания колоколов и изломанной формы крышами.

От Примостья лучше всего направиться к церкви Богоявления по улице Герцена (часть бывшей Большой Запсковской улицы). Эта улица, улица Леона Поземского (в старину — Звапица) да пара небольших переулочков — все, что осталось от старинной планировки Запсковья. Званица уже успела изменить свои очертания, но улица Герцена на протяжении от Примостья до бывшего Снетогорского подворья сохранила не только направление, но и прежнюю ширину.

Во дворе дома № 6 по улице Герцена находятся остатки любопытного гражданского здания второй половины XVII века. Дальше улица расширена и обращена в площадь. На поверхности почвы этой площади отчетливо видны остатки основания каменных палат Снетогорского подворья, сломанных в середине XIX века. На протяжении около пятидесяти метров по левой стороне улицы тянулись каменные постройки подворья — трапезные палаты с храмом при них, длинный братский корпус и каменная столпообразная постройка (надо полагать, храм-колокольня). «Богоявленский крест», где пересекалась Большая улица с перпендикулярной ей Богоявленской, идущей отсюда вниз к мосту на Броды, был украшен еще, помимо храма Богоявления с Запсковья, церковью Иоанна архиепископа, стоявшей напротив Богоявленской звонницы на другом краю взвоза. Около Богоявленского буя улица шла у самого края обрыва. Здесь по правой стороне уже не было никаких строений и открывался вид на Пскову и противоположный берег ее, на Броды, Кстову, Пески. Дальнейшее продолжение Большой Запсковской улицы сохраняется и теперь под названием Верхне-Береговой улицы, и ее непременно нужно осмотреть. Как и в старину, сторона улицы, обращенная к реке, застроена небольшими деревянными домиками, а более крупные строения, среди них и каменные, располагаются на противоположной стороне.

Кончанский храм Богоявления с Запсковья был одной из крупнейших церквей древнего Пскова. Время его постройки — 1496 год. Псковские летописи сообщают под 1538 годом о том, что богоявленские соседи «замыслили» «в других приделах новый храм свершити Трех Святитель и освящаша месяца майя в 12 день». Эта запись говорит не о постройке придела (как иногда думают), а об освящении в существовавшем уже приделе нового престола. Сложная композиция этого храма, ставшая характерной для псковской архитектуры XVI века, была задумана и полностью осуществлена в последних годах XV века. Храм с приделами был скомпонован совершенно симметрично, но зодчий сумел так приставить к нему звонницу, что здание совсем не казалось симметричным. Выступающая на первый план звонница своей передней стеной, единой с низу до верха, и мощным основанием (крупный масштаб и массивность которого подчеркивало круто взбегавшее вверх легкое деревянное крыльцо, расположенное на северной стене звонницы) сразу же поражала каждого подходившего к храму. Восточная же сторона храма была более расчленена.

Сходы в расположенные под приделами погреба были разбиты каждый на три ступени, и это дало возможность сделать последнюю ступень такой низкой, что рядом с нею даже придел выглядел большим.

Церковь Богоявления с Запсковья. Реконструкция

В конце XVII века восьмискатные крыши храма были переделаны на четырехскатные, в конце XVIII или начале XIX века изменена глава, к звоннице пристроен (существующий и теперь) контрфорс, затем был перестроен южный придел и сломана глава и барабан северного придела. В начале Великой Отечественной войны пожар уничтожил все деревянные части здания, покрытия его и иконостас, заполненный древними иконами. К 1947—1948 годам из-под отвалившейся поздней штукатурки обнажились следы первоначальных форм здания, позволявшие точнейшим образом восстановить его (за исключением внутреннего убранства и некоторых деталей). Начатая в 1948 году реставрация храма велась крайне небрежно и была оставлена незаконченной. В результате этой попытки реставрации скаты крыши четверика восстановлены неточно, сохранявшиеся совершенно нетронутыми первоначальные скаты крыши северного придела почему-то надложены и сделаны круче, декорация абсиды и главы этого придела искажена, так же как формы окон галереи и другие детали. Южный придел остался в развалинах.

Храм бывшего Ильинского монастыря — «Илья Мокрый», названный так в отличие от «Ильи Сухого», который был на Завеличье, построен в 1677 году. Однако и в композиции, и в обработке он сохранил тесную связь с псковской архитектурой XVI века. Образованный сводами без подпружных арок, подкупольный квадрат уменьшен при помощи двух пар перекрещивающихся арок. Они не отличаются от арок храма Петра и Павла бывшего Сереткина монастыря. Применение таких арок для уменьшения подкупольного отверстия не было новостью для псковских каменщиков— об этом свидетельствуют своды Благовещенского собора в Казани, построенного в 1562 году псковскими мастерами. Арочные тромпы, примененные под барабаном Ильинской церкви, также были хорошо знакомы псковским строителям XVI века. Паперти с большими открытыми проемами, в которых иногда могли даже вешать колокола, вероятно, встречались в Пскове XV— XVI веков, хотя потом бесследно исчезли. Небольшие, покрытые двухскатными крышами входы в подцерковье и погреба под притворами — тоже старый псковский прием, уходящий в XVI, а может быть, и в XV век. Полукруглые же бровки Ильинского храма прямо перекликаются с такими же бровками XV века.

Двухэтажные галереи, стеснившие четверик храма, — характерная черта псковских монастырских церквей XVI века. Лишь суженный барабан главы — признак XVII века, связанный с типичной для того времени формой луковицы, очень круто расширявшейся над барабаном (существующее полусферическое покрытие главы — позднее).

На Запсковье нам остается осмотреть еще четыре церкви — Воскресенскую, Варлаам-скую, Образскую и Козьмодемьянскую с Гремячей горы.

Храм Воскресенского монастыря со Званины принято датировать 1532 годом, на основании сообщения летописи о пожаре в монастыре, во время которого каменный храм «не доделан бысть». Но от постройки XVI века если и осталось что-либо, то очень немногое. Крыльцо, притвор, звонница, южный придел и северная часть храма относятся к концу XVII века. Упрощенная конструкция сводов храма, при значительной его величине, плохо скругленный барабан — сделаны грубовато и не особенно умело. Так могли строить в Пскове в начале XVII века, после большого перерыва в практике каменного строительства, или в конце XVII века, когда каменщики стали порой допускать небрежность, но не в XVI веке. Может быть, от здания XVI века остались стены четверика, столпы и абсиды, но не более. Один из трех пролетов звонницы (левый) пристроен уже в XIX веке. Небольшой одноабсидный храмик Варлаама на Званице датируется 1495 годом. Особенность его — пониженные подпружные арки под барабаном. Судя по тому, что притвор храма, построенный вместе с его основным четвериком, и с севера и с юга был открыт широкими проемами, у храма изначально были с двух сторон галереи и приделы. Позднее они не раз перестраивались, а теперешние южный придел и северная пристройка сооружены в 1875 году. Видимо, к тому же году относится и крыльцо перед притвором. В конце XVII века при переделке крыши был надложен барабан, причем на нем сделан поясок из двух рядов зеленых печных изразцов.

Образскую церковь «у Жабьей Лавицы» псковичи поставили по обету в один день (разумеется, деревянную) в 1487 году. Когда ее заменили каменной — неизвестно. В 1852 году четверик храма начали разбирать, но через два года снова надстроили. Нетронутыми остались притвор, крыльцо и звонница. Все они, как и южный придел храма, относятся к концу XVII века. Характерны для этого времени столбы с каннелюрами. В воротах еще висят железные решетчатые кованые створы XVII века.

От церкви Козьмы и Демьяна с Гремячей горы (принадлежавшей Гремяцкому монастырю), построенной в 1540 году, остались лишь стены четверика и абсиды. По следам на этих стенах видно, что первоначальный храм был окружен стрех сторон обычными для XVI века притворами, галереями и, быть может, приделами. Звонница стояла на южной стене четверика. Глава была установлена на четырех столпах. В конце XVII века были сломаны его глава, своды и западная пара столпов, три старых притвора, галерея, приделы и звонница. С западной стороны сделали небольшой притворчик, к нему пристроили крылечко на двух столпах с небольшой колоколенкой над ним (они разрушились в недавнее время). Новая главка с очень маленьким глухим барабанчиком была поставлена на сомкнутый свод. Четверик был покрыт на четыре ската. В результате эта церковь приобрела совершенно другой облик, случайный и эклектический. В наше время она избавилась от части наслоений XVII века, но, однако, потерянные части XVI века ей не возвращены.

Недалеко от храма, несколько юго-западнее его, у склона Гремячей горы еще заметны в земле остатки монастырских палат, существовавших (и перестраивавшихся) еще в XIX веке.

Знакомящемуся с памятниками старого Пскова обязательно нужно совершить прогулку вокруг стен Запсковья. Ее можно начать осмотром сравнительно хорошо сохранившейся Козьмодемьянской башни (теперь ее называют Гремячей), а потом пройти с внешней стороны стен до самых Нижних решеток (то есть до реки Великой). Полузасыпанные землей, местами совсем исчезнувшие, а местами даже сохраняющие древнюю обмазку, стены трогают своей подлинностью — их нигде не касалась еще рука реставратора. Сначала эти остатки кажутся слишком уж незначительными и не производят сильного впечатления. Но чем дальше, тем все более и более они действуют на воображение, и уже задолго до Варлаамского захаба осматривающий их оказывается в плену непередаваемого ощущения, которое вызывает этот некогда грозный и в то же время в целом прекрасный памятник горячей и деятельной любви псковичей к своему родному городу.

Ю.П.Спегальский

ЗАВЕЛИЧЬЕ

Первый памятник, который встречает каждого переходящего по мосту из центральной части Пскова на Завеличье, — церковь Успения у Парома или, как называют ее псковичи, Пароменская. Мост на этом месте существовал с незапамятных времен. Еще в начале нашего века он сохранял древнее устройство, был основан на плотах и почти не возвышался над поверхностью воды. Каждый год его зимой разбирали и собирали после половодья, а пока мост еще не был готов, его заменял паром.

Существующая Пароменская церковь построена в 1521 году на месте более старой. Современный облик в основных чертах она получила в последние годы XVII — начале XVIII века. К этому времени относятся ее глава с перехватом, четырехскатная крыша, закрывающий фреску над абсидами навес (теперь его уже нет), крайние боковые пристройки с типичными для конца XVII века прямоугольными абсидами и глухими декоративными главками. Крытая паперть перед западным притвором, по-видимому, конца XVIII или начала XIX века.

Памятник этот еще никем не исследовался и нет точных данных о его первоначальной архитектуре. Несомненно лишь, что четверик храма покрывала восьмискатная крыша, глава имела луковичную форму, с юга находились придел и притвор. По всей вероятности, придел с притвором были и с северной стороны. Между тремя притворами шли соединявшие их галереи. Внутри храма, кроме палаток с западной стороны (в них первоначально были устроены приделы), в юго-восточном углу четверика, вверху, под самой крышей, устроен тайник. Узенькая щелочка освещающего его оконца видна снаружи церкви. Над сравнительно поздним иконостасом сохранилось завершение, принадлежащее XVI веку. До 1944 года главу украшал крест XVI века. Он был деревянным с позолоченной медной облицовкой. Увенчивала его литая фигурка голубя, немного превышавшая натуральную величину этой птицы. Нынешний крест (как и глава) — неточная реставрация, выполненная в 1948 году.

Интерьер храма испорчен поздней малярной росписью, но его очень удачно найденные пропорции придают ему внушительность. Интересны палатки. В их стенах остались гнезда от брусьев, поддерживавших миниатюрные иконостасы. Сохранились старые плиты пола и окна (часть их заделана), а во многих местах — старая штукатурка. В двух окнах еще существуют деревянные подоконники, вставленные в 1521 году. Лестница в палатки — поздняя, первоначальный вход в палатки был с хор, куда всходили, видимо, по деревянной лестнице.

Судя по четверику, этот храм первоначально отличался монументальностью и казался огромным. Нескладные пристройки конца XVII века, заменившие старые приделы, нарушили его первоначальную масштабность, которая чувствуется еще в старых абсидах четверика. Звонницу искажает сделанное в конце XVII или в начале XVIII века покрытие, заменившее первоначальную пощипцовую крышу (с двумя скатами над каждым пролетом), и огромные деревянные карнизы, относящиеся к тому же времени. Но, несмотря на это, необычно тяжелые столпы и умело рассчитанное сужение звонницы кверху и теперь придают ей подчеркнутое выражение мощи. Чтобы яснее представить себе, как все это выглядело в старину, нужно сойти к самому берегу и подходить к памятнику от реки, как бы от бывшего плавучего моста. Очень хорош этот храм издали, в общей панораме реки.

Отсюда перейдем берегом Великой к Мирожскому монастырю. По пути можно полюбоваться панорамой города и, может быть, даже попытаться вообразить ее во времена расцвета древнего Пскова. Тогда высоких набережных не было, виды реки были отделены от крепостных стен лишь узкой неровной полоской низкого берега и стены н башни в тихую погоду отражались в реке как в зеркале. Плавучий мост был почти незаметен, он стелился у самой поверхности воды, и Кромская гора с возвышавшимися над ней постройками Детинца господствовала над всем пейзажем. Очень красива панорама Великой из-за Мирожского монастыря. Вид этого монастыря в старину был, конечно, иным, чем теперь. Каменная стена его построена между 1799 и 1805 годами, а до Этого его окружала деревянная бревенчатая ограда, охватывавшая кругом, словно поясом, все монастырские строения. Церковь Стефана с вратами под ней — постройка самого конца XVII века. До нее на этом месте тоже был храм Стефана, возводившийся заново в 1404 и 1546 годах, но ворота монастыря стояли отдельно, западнее, и были деревянными. В XVIII веке над этими воротами существовала еще деревянная церковь Николы. К западу от ворот возвышались деревянные настоятельские покои, про которые в XVIII веке писали, что они «составляли украшение монастыря». Все эти постройки по величине своей не спорили с центральными зданиями ансамбля — собором и главным корпусом, стоявшим чуть южнее собора, а кроме того, между ними оставались еще большие разрывы, позволявшие ясно воспринимать пространственную композицию монастыря. В 1789 году старые настоятельские покои были уничтожены, и на их месте построили существующее теперь громоздкое каменное здание, а между ним и Стефановской церковью — новые ворота (они заделаны в 1945 году, когда были раскрыты ворота XVII века). На этом стремление монастырского начальства создать «благолепный» фасад монастыря не остановилось. В конце XIX века над новыми воротами выросла еще каменная колокольня, последний прозор между постройками северной стороны монастыря был заполнен, и вид на собор отсюда закрыт.

Немного южнее собора и теперь еще можно видеть остатки старинных (вероятно, XVII века) каменных палат (погреб и часть стены второго Этажа с окном в ней). Над ними были деревянные кельи и при них деревянная церквушка. Возможно, что в каменной части этого здания помещалась трапезная. Прямо против собора, западнее его, сохранился еще каменный этаж здания, относящийся, вероятно, к началу XVII века, с более поздним деревянным верхом, в котором с 1800 года располагались жилые покои настоятеля. Все Эти здания, по-видимому, ограничивали передний, парадный двор монастыря. Южнее их, вероятно, шли уже хозяйственные постройки и дворы, занимавшие в старину еще большее пространство, чем теперь.

О первоначальном виде Спасо-Преображенского собора и первых его перестройках уже сказано (стр. 17). Последующие изменения этого храма состояли, кроме пристройки звонницы, только в переделках покрытий, а также окон и дверей, и почти не разрушали старой основы здания. Нетрудно представить его первоначальный внутренний вид. Для этого нужно мысленно заменить пробитые в XVII веке широкие окна такими же узкими окнами, как в барабане, вообразить их закрытыми окончинами в виде досок с небольшими отверстиями, в которые были вставлены круглые стекла, опустить не менее чем на метр пол и соответственно понизить арки, отделяющие северо-западный и юго-западный углы храма. Для полноты картины необходимо представить себе невысокую алтарную преграду, отделявшую среднюю абсиду от храма.

Фрески испорчены неудачной реставрацией XIX века, омертвившей рисунок и исказившей краски. Но композиция их, расположение фигур и всех деталей — сохранены. О характере первоначальной росписи говорят расчищенные от записи подлинные ее части, особенно изображения Благовещения, Рождества, Успения богоматери (за исключением нижней части), Положения во гроб. Особенно существенна разница между красивым глубоким синим цветом первоначального фона и неприятным белесым с лиловатым оттенком фоном реставрации, который портит общее впечатление.

Мирожские фрески — редчайший по своей цельности и всемирно известный памятник русской монументальной живописи XII века. Их стройная, строго выдержанная композиция и общий характер изображений близки к византийским образцам. Характерны для искусства раннего средневековья статичность и условность изображений. Манера исполнения этих фресок необычна. Ее отличительная черта — графичность, решительное преобладание линии даже в тех случаях, когда художник хотел передать объем. Эта особенность говорит за то, что авторами росписи были русские мастера. Однако нет признаков, по которым можно было бы отнести мирожские фрески к какой-либо из известных нам русских школ живописи того времени.

На самом берегу Великой, напротив Георгиевского взвоза стоял в старину Климентовский монастырь, от которого остался храм Климента, построенный в XVI веке. Он сравнительно неплохо сохранил свой четверик, поднятый на подцерковье (хотя его восьмискатное покрытие переделано на четырехскатное, а форма главы поздняя), но потерял первоначальный притвор, крыльцо и звонницу. Южный придел пристроен в середине XVIII века. На главе крест XVII века.

Храм Николы от Каменной ограды — монастырская бесстолпная церковь, построенная, вероятно, в XVI веке. Он сохранил только четверик с главой и абсидой, потеряв притвор, звонницу и примыкавший к абсиде с северо-восточной стороны сход в подцерковье. Над входом в храм из притвора был написан по сырой штукатурке красной краской крест с «Голгофой». Почти вся наружная орнаментация здания уничтожена или заштукатурена. Форма главы, возможно, старая. Монастырь стоял на Изборской улице, шедшей сюда от моста.

Церковь Жен мироносиц построена в 1546 году на подцерковье, с главой на столпах и упрощенных сводах. Придел у нее в старину, возможно, был только с юга. Покрытия храма (и, очевидно, придела) были позакомарные. От старого придела осталась только абсида с окнами и голосниками, остальные его части перестроены в XIX веке. За~ падный притвор и старые галереи сломаны в XIX веке и вместо них сделаны новые пристройки. Звонница также не сохранилась. Лишь древний сход в подцерковье остался нетронутым. Юго-западнее храма стоит надгробная часовня конца XVI — начала XVII века. Несколько лет назад ее старая штукатурка была заменена новой, совсем не похожей на старинную. Тогда же сделан нынешний шатрик, отличающийся, однако, от первоначального, который был круче.

Один из наиболее старых псковских монастырей, Ивановский, упоминаемый летописью под 1243 годом, оставил нам собор, построенный, может быть, еще в XII веке. Это единственная сохранившаяся в Пскове княжеская постройка. В течение нескольких веков она служила местом погребения псковских княгинь. К нашему времени Ивановский собор дошел сильно измененным пристройками и переделками, которые начались еще с XV—XVI веков и продолжались до XX века. Во время Великой Отечественной войны пожар и последующее запустение почти полностью разрушили поздние добавки, а в 1949—1950 годах покрытия глав и основного объема храма были восстановлены в формах, близких к первоначальным. Однако реставрация этого памятника далеко не закончена. Более всего его вид искажает толща отложившихся около него напластований земли, закрывших его нижнюю часть и изменивших основные пропорции. Нынешняя обмазка и побелка —- собора не соответствуют его первоначальным формам. С ними в свое время сочеталась отделка каменных поверхностей розовой цемяночной обмазкой, оставлявшей в некоторых местах на виду красные плинфы (кирпичи), которые очень оживляли фасады, придавая им живописность и своеобразный характер.

С западной стороны все еще существует пристройка, относящаяся, видимо, к XVII веку, то есть представляющая остаток той композиции, которую получил Ивановский собор в XVII веке. Какой была эта композиция — пока что не выяснено. На южной стене храма сохраняется звонница XVI века. Как выглядел собор в XVI веке, нам тоже неизвестно. Интерьер храма не изучен в должной мере и не реставрирован. Все это очень затрудняет восприятие этого интересного памятника.

Ю.П.Спегальский



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: