БЛИЖАЙШИЕ ОКРЕСТНОСТИ ПСКОВА




Среди памятников, сохранившихся в окрестностях Пскова, особенно замечательны остатки Снетогорского монастыря. В ряду монастырей и погостов, украсивших берега Великой от Псковского озера до города, Снетогорский монастырь отличался особенно красивым местоположением, был самым крупным и самым древним (его основали уже в XIII веке). К нашему времени от его старинных зданий оставались: Рождественский собор, построенный в 1310 году и вскоре расписанный фресками, трапезные палаты с церковью Николы при них, построенные в 1518 году, храм Вознесения с колокольней над ним — памятник начала XVIII века и «святые врата» монастыря со сторожкой, относящиеся к концу XVII века. Теперь от Вознесенского храма-колокольни, подымавшегося над всей округой на огромную высоту, остались лишь груда камня и мусора, да глубоко ушедший в землю погреб. Трапезные палаты и храм Николы сохраняются в сильно измененном виде и почти недоступны для осмотра. Рождественский собор, как уже было сказано выше (стр. 34), в первоначальном виде повторял композицию Мирожского собора (уже с надстроенными западными углами), отличаясь лишь несколько иными пропорциями и иной обработкой верха барабана главы. В XV веке при нем появился притвор. В следующем веке этот притвор, видимо, был сломан, и с западной стороны собора сделали более обширную пристройку, сохраняющуюся до сих пор, которую, может быть, уже тогда соединили широкими проемами с самим храмом. Дверной проем этой пристройки украсили росписью, а выше, в большой нише, занимавшей среднюю треть наружной стены, написали фреску, которая до Великой Отечественной войны сохранялась на чердаке, под крышей более поздних пристроек. Фресковые росписи поместили еще и в нишах на боковых фасадах храма. Впрочем, возможно, что в этих местах они были уже с XIV века, а в XVI веке их лишь реставрировали. Старая внутренняя роспись храма была подновлена. После осады Пскова в 1581 году храм и его фрески оказались сильно поврежденными, а при ремонте в последних годах XVI века росписи были забелены. До нашего времени они оставались под слоями побелки. В XVII веке к старой пристройке добавили с запада притвор, при входе в него сделали открытое крыльцо, щедро декорированное снаружи зелеными поливными печными изразцами, а изнутри — украшениями из фигурного кирпича с яркой раскраской. Этот притвор заслонил фреску XVI века на западной стене. В конце XVII века над храмом была сделана четырехскатная крыша. Она закрыла нижнюю часть барабана, который пришлось повысить, чтобы придать ему более стройные пропорции. Завершавший его ранее очень своеобразный пояс срубили, а выше сделали обычный пояс орнамента из впадин с кокошниками над ним (в 1950 году старый пояс был восстановлен).

Последним крупным переделкам собор подвергся в XVIII веке. Тогда к его западной стороне примкнула обширная пристройка, в которую были включены части притвора, сделанного в XVII веке и его крыльцо. Приделы, устроенные в этой пристройке с северной и южной сторон, были соединены большими проемами, пробитыми в старых стенах, с частью здания, относящейся к XVI веку. Возможно, что только в XVIII веке сделаны каменные хоры храма. Такова, в общих чертах история перестроек этого памятника

Фрагменты снетогорских фресок —это все что осталось от псковской монументальной живописи XIV века. Выполненная, как можно предполагать, в 1.Ш году, снетогорская роспись относится не к вершине расцвета стенной живописи Пскова, а лишь к началу его. Временем этого расцвета была вторая половина XIV века. Тогда вся Русь была захвачена новым направлением в изобразительном искусстве, связанным с общим подъемом ее экономики и культуры. Для этого направления характерен живой интерес к источникам христианского вероучения и глубокое внимание к человеку, особенно к его внутреннему миру.

Собор Снетогорского монастыря в XIV веке. Реконструкция

Псковские живописцы оказались в первых рядах последователей нового течения. В поисках новых тем они углублялись не только в признанные церковные писания, но и в запрещенные церковью апокрифические легенды, и из них выносили на стены храмов новые сюжеты, вкладывая в их изображения значительную долю собственных мыслей и чувств. Огромный интерес и внимание к человеку сказывались в самом выборе сюжетов, отражавшем стремление художников передать богатство внутренней жизни людей и разнообразие их внешнего облика, отражавшего эту жизнь. Стремясь раскрыть перед зрителем всю бездну человеческих переживаний, художник искал наиболее броское и захватывающее зрителя общее решение росписи, искал таких тем и композиций, в которых эти чувства и переживания выражались бы в резких, бросающихся в глаза позах и движениях, поражающих воображение. Художники выработали смелый стиль письма: «пробела» (белильные блики), оживляющие фигуры, они наносили в быстрой энергичной манере, иногда слишком увлекаясь этими выразительными динамичными мазками.

Эти черты отчетливо проступили уже в снетогорской росписи, хотя она еще несколько архаична. Все композиции ее необыкновенно оживлены. Люди, изображенные художником, двигаются, порой стремительно и порывисто, жестикулируют, они полны разными чувствами, по-разному их выражают и сами совершенно различны. Их движения то бурны, как в сцене «Успения», занимающей всю северную стену, то сдержанны, как в изображении «Введения во храм» (над дверью в жертвенник). Поразителен ряд святых (внизу восточной предалтарной стены). Несмотря на их однообразные положения и жесты, каждый из них — совершенно особенный человек, как будто бы выхваченный из реальной жизни.

Собор Снетогорского монастыря в XVI в. Реконструкция

Общая цветовая гамма росписи к нашему времени коренным образом изменилась вследствие утери красок, положенных поверх подмалевка по уже подсохшей штукатурке, а также из-за выцветания некоторых непрочных красок. До сих пор нельзя еще с полной ясностью ее представить. В некоторых местах сохраняются положенные по кирпично-красному подмалевку яркая зелень с бирюзовым оттенком, темно-красный «багор» с малиновым оттенком, ярко-желтая краска, но в подавляющей части росписи они отсутствуют совершенно. Сильно изменился лазурный фон. В первоначальном колорите росписи кирпично-красная «черлень псковская», которой исполнен весь подмалевок, не играла такой роли, какую она получила теперь.

Утраты и искажения привели к тому, что роспись теперь не производит на входящего сразу того ошеломляющего воздействия, какое она, несомненно, оказывала в свое время. К ней нужно хорошо присмотреться, понять ее замысел, и, в конце концов, по возможности мысленно «реконструировать», чтобы почувствовать всю ее былую красоту и своеобразие.

На середине пути от Снятной горы до Пскова, на самом берегу Великой, находятся остатки Петропавловского Сереткина монастыря — бесстолпный храм и развалины погребов монастырских палат. Своды Петропавловской Сереткинской церкви — единственный дошедший до нас пример бесстолпного перекрытия с последовательно перекрещивающимися арками. Четверик храма, возможно, относится к XV веку. К нему примкнула пристройка начала XVII века с любопытной четырехпролетной звонницей, два пролета которой обращены на юг, а два — на запад. Во второй половине XVII века эта пристройка была повышена и расширена к западу и на северную сторону. Нынешняя колокольня надстроена над звонницей (пролеты которой при этом заложили), по-видимому, в начале XIX века. Звонница с западной и южной сторон была украшена крестами, сложенными из печных изразцов. Эти любопытные изразцы можно видеть теперь только на южном фасаде. Наверху, под самыми столбами звонницы — тесная каменная «палатка», служившая, по преданию, кельей одному из псковских «духовных владык» XVII века, прославившемуся в свое время образованностью архиепископу Арсению. В палатке и расположенном рядом с нею более обширном помещении, примыкающем к основному четверику храма, сохраняются не испорченные переделками оконные проёмы XVII века и живописная розоватая штукатурка того же времени. Полы были деревянными и давно уже не существуют.

Палаты монастыря стояли у самого берега реки, к юго-западу от храма, за пределами нынешней ограды. На их месте остались лишь погреба, своды которых уже местами провалились и засыпались Землей.

На восточных и юго-восточных окраинах Пскова есть еще старинные храмы: Иоанна богослова с речки Милявицы, даря Константина и матери его Елены в бывшей Царевской слободе, Дмитрия с Поля, деревянный храм Варвары в бывшем Петровском посаде, а на юг от центра — Алексея с Поля.

Церковь Иоанна богослова — памятник XVI века, имевший некоторое сходство с церковью Климента на Завеличье, но очень измененный перестройками. Первоначальные своды главной части храма, подкупольные столпы, глава, звонница, притвор, лестница, по которой всходили в этот храм, поднятый на высокое подцерковье, — не дошли до нашего времени, С северной стороны можно видеть боковой вход в четверик, сделанный при постройке здания и украшенный наличником. Вход находился на значительной высоте от земли, и подойти к нему снаружи можно было лишь по галерее или же (что менее вероятно) крыльцу с лестничным исходом. Эти боковые части здания тоже не сохранились. Они были сломаны при капитальных передедках в конце XVII и в XVIII веке. В это время четверик перекрыли сомкнутым сводом, на который поставили новую небольшую главу, восьмискатное покрытие заменили четырехскатным, вместо звонницы построили существующую теперь колокольню и внесли другие изменения, менее значительные, но тоже отразившиеся на облике здания.

И все же этот памятник сохранил очень многое из своей старой основы, а также некоторые детали, заслуживающие внимания. Характерно для XVI века обрамление окна средней абсиды валиковыми разводами в форме креста. Оно пострадало при расширении окна, но по остаткам можно представить себе его былой вид.

К XVI веку относится и церковь Константина и Елены, сохранившая старый четверик, пострадавший от долгого пребывания его без крыши в XVII—XVIII веках. На барабане, сохранившем старую обработку, — керамические, покрытые зеленой поливой «кокошники» — деталь, характерная для псковской архитектуры XVI века. Паперть, южный придел и колокольня — поздние. Образец псковского монастырского храма XVI века — церковь Дмитрия тоже сохранила из первоначальных частей только четверик, хотя, видимо, в XVI веке была с боковыми галереями и, может быть, с приделами. Церковь Варвары построена в 1618 году. Она была значительно изменена в XVIII—XIX веках, потеряла первоначальный верх, крыльцо и звонницу. Это единственный памятник деревянной архитектуры в Пскове. Церковь Алексея с Поля (находится на Советской улице) — монастырская бесстолпная церквушка XVI века, перестроенная в XVIII веке. Ее придел, притвор, колокольня, глава и перекрытие самого храма — поздние.

Ю.П.Спегальский

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Произведения искусства и архитектуры древнего Пскова были созданы народом. В них находили выражение его творческие силы, его изобретательность, художественное чутье и строгое понимание прекрасного.

Памятники архитектуры Пскова могут рассказать не только о событиях прошлого, о быте и культуре древних псковичей. Они позволяют проникать в сокровенные тайны творчества талантливейших народных зодчих.

В основе характерных для древнепсковской архитектуры приемов очень часто можно увидеть ярко выраженные черты творчества, свойственные каменщику, человеку труда, мастеру, который своими руками обрабатывал материал и созидал из него конструкции и декорации построек.

С поразительной мудростью решали псковские зодчие сложнейший вопрос о соотношении в архитектуре утилитарной и экономической стороны с художественной. Чудесным образом в творениях псковичей самое простое и практичное решение оказывалось в то же время и наиболее удачным в эстетическом отношении.

Весьма поучительно умение мастеров — строителей Пскова связывать свои постройки с природой. Древнепсковская архитектура была необыкновенно созвучна окружающему ландшафту, теснейшим образом связана с особенностями местности. Благодаря этому сила ее эстетического воздействия была глубокой и неотразимой.

То, что досталось нам от художественных сокровищ, созданных в течение ряда веков талантливыми тружениками древнего Пскова, имеет для нас огромную ценность. Проникновенно и целеустремленно изучая памятники, мы сможем многое почерпнуть из этого богатейшего источника. Они обогатят наше понимание подлинной красоты и помогут в создании новых художественных произведений. Это несомненно принесет большую пользу, окажет неоценимую помощь делу совершенствования нашей культуры.

Вот почему эти памятники для нас бесконечно дороги.

Эта небольшая книжка, разумеется, отнюдь не может показать все замечательные качества древнепсковского зодчества.

Автор не ставил, да и не мог ставить перед собой такой задачи.

Для этого нужны еще многие исследования, нужна долголетняя упорная работа ученых и реставраторов.

Однако автору очень хотелось бы, чтобы книжка могла подсказать читателю путь к более сознательному, более деятельному восприятию памятников древнего зодчества, могла бы помочь представлять памятники в их первоначальном облике, научить хоть в какой-то мере раскрывать художественные замыслы их талантливых создателей.

ЛИТЕРАТУРА

Василёв И. И. Археологический указатель и его окрестностей. СПб., 1898

Васильев Арк. и Янсон А. К. Древний Псков. Л., 1929.

История русского искусства (под редакцией И/Э. Грабаря), т. I. M., 1909, стр. 237—302.

История русского искусства, т. II. М., 1954, стр. 307—373.

История русской архитектуры. Краткий курс. М., 1951, стр. 42—46.

История русской архитектуры. М., 1956, стр. 72— 77 и 137—139.

Лавров В. и Максимов П. Псков. М., 1950.

Некрасов А. И. Древний Псков. М., 1923.

Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1911 и 1913 (два издания).

Покрышкин П. П. Церкви псковского типа XV—XVI столетия по восточному побережью Чудского озера и на р. Нарове. «Известия императорской археологической комиссии», вып. 22. Спб., 1907, стр. 1—37.

Покровский Н. В. Заметки о памятниках псковской церковной старины. М., 1914.

Прозоровский Д. Новгород и Псков по летописям. Спб., 1887.

Романов К. К. Псков, Новгород и Москва в их культурно-художественных взаимоотношениях. «Известия Российской Академии истории материальной культуры», IV. Л., 1925.

Рыльский И. В. Гражданское зодчество в Пскове. «Древности». «Труды комиссии по сохранению древних памятников Московского археологического общества», т. VI. М., 1915.

Спегальский Ю. П. Псков. Л., 1946.

Спегальский Ю. П. Псковские каменные жилые здания XVII века. «Материалы и исследования по археологии СССР», вып. 119. М.—Л., 1963.

Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861.

Чернышев Н. М. Искусство фрески в древней Руси. М., 1954.

 

Юрий Павлович
СПЕГАЛЬСКИЙ

ПСКОВ

Редактор Я. М. Окунь
Художник И. З. Капелян
Фотографии выполнены Г. Н. Савиным
Художественный редактор М. Г. Эткинд
Технический редактор З. М. Колесова
Корректор А. Б. Решетова

© 1963 Издательство «Искусство» Ленинград-Москва
Ленинград, Невский, 28

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: