Содержание психологии развития обусловлено тем, что она имеет дело с особыми единицами анализа — возрастом или периодом развития. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом [13,14]. Таким образом, психология развития стремится к раскрытию психологического содержания возрастов на протяжении всего онтогенеза человека от рождения до старости.
Психология развития оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX века, возникла как детская психология и долгое время ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка. В настоящее время разделами психологии развития являются:
детская психология, изучающая закономерности этапов психического развития от младенчества до подросткового возраста включительно;
психология юности;
психология зрелого возраста;
геронтопсихология или психология старости.
Принцип психологии развития - принцип историзма, включает:
· раскрытие психологического содержания этапов онтогенеза,
· изучение связи истории детства и других этапов развития с историей общества. Исторический принцип психологии развития проявляет себя и в том, что хронологические рамки и особенности каждого возраста не являются статичными, они определяются действием общественно-исторических факторов, социальным заказом общества.
В трудах П.П.Блонского, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина раскрыт исторический анализ понятия «детство». Авторы объяснили причины различий уровня психического развития ребенка при сходных природных предпосылках на каждом историческом этапе общества. Период детства характеризуется от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Средневековья или в наши дни. Этапы детства человека — продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.
|
Вопрос об истории детства был поставлен в детской психологии в конце 20-х годов XX века и изучается до сих пор. Согласно взглядам советских психологов, изучать детское развитие исторически — значит, изучать переход ребенка от одной возрастной ступени к другой, изучать изменение его личности внутри каждого возрастного периода, происходящее в конкретных исторических условиях [10].
Исторический анализ понятия «детство» наиболее полно дан в концепции Д.И.Фельдштейна, рассматривающего детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития [14].
Автор концепции подчеркивает важность позиции, которую взрослые занимают по отношению к детям в целом. Это позиция посредника в освоении ребенком социального мира, без которого немыслим переход детей в Мир Взрослых.
|
Выполняя свою посредническую роль, взрослый всегда занимает по отношению к детям совершенно определенную позицию — ведущего, организующего, обучающего и практически относится к ребенку как к объекту воздействия, а не как к субъекту отношений.
В современной психологии развития исторический анализ распространим не только на Детство как социально-психологический феномен социума, но и на Юность, Зрелость, Старость. Однако эти возрасты до последнего времени находились вне сферы актуальных интересов психологии развития (возрастной психологии), поскольку Зрелость рассматривалась как возраст «психологической окаменелости», а Старость — как возраст тотального угасания. Таким образом, развиваясь физически, социально, взрослый человек как бы исключался из процесса развития в его социально-психологическом значении и из истории развития самого конкретного человека, как реально действующего субъекта, развития его сознания, самосознания, других личностных качеств [14].
Интерес психологии развития к изучению периодов Зрелости и Старости связан с возрождением и активным развитием акмеологии(заявленном еще в работах Б.Г.Ананьева) как науки о периоде максимального расцвета личностного роста, высшего момента проявления духовных сил. Эти тенденции и научные подходы значительно изменили современную ситуацию понимания Взрослого, открыв новое пространство человека, акцентировав важность изучения главных моментов его творческого саморазвития.
|
Современный человек не только приобрел новые возможности выбора, новый уровень самосознания, имеющиеся исследования индивидов античности — А.Ф.Лосев, средневековья — Я.А.Гуревич и др., свидетельствуют о сложном пути приобретения человеком личности. Задачи, вставшие сейчас на рубеже тысячелетий, требуют от него дальнейшего развития в плане развертывания отношений, углубления самоопределения, «общего взросления». Постоянно растущие возможности, определяемые достижениями науки, техники, медицины, информатизации и пр., обусловливают новую ситуацию развития взрослого, раздвигая рамки его жизни. И в этом плане особое значение приобретает проблема старости, проблема пожилого человека.
Среди отдельных разделов психологии развития, геронтология является самым «молодым» направлением исследования. Изменяются прежние представления о старости. Все больше дифференцируются два ее аспекта — физический и психологический. Старость — закономерный этап в развитии человека, и все очевиднее становятся возможности удлинения человеческой жизни, в том числе и за счет внутреннего саморазвития самого индивида, выработки его психологической устойчивости против старения [3,7,8,14].
Определение психологии развития как учения о периодах психологического развития и формирования личности в онтогенезе, их смене и переходах от одного возраста к другому, а также исторический анализ последовательных этапов онтогенеза свидетельствуют о том, что предмет психологии развития исторически менялся. В настоящее время предмет психологии развития, это раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов, становление и развитие деятельности сознания и личности, причин перехода от одного периода к другому, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.