В рамках концептуальной схемы биогенетического подхода создавалась теория трех ступеней детского развития К.Бюлера. Исследователейв европейских странах интересовали стадии или этапы развития поведения в филогенезе и онтогенезе. В качестве трех ступеней развития австрийский психолог К.Бюлер предложил теорию трех ступеней развития: инстинкт, дрессуру, интеллект и связал переход от одной стадии к другой не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием. В ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия «с конца на начало» действия.
Первый этап – инстинкты - характеризуется тем, что в результате удовлетворения инстинктивной потребности, после выполнения действия, появляется удовольствие.
Уровень навыков - дрессура, удовольствие переносится на сам процесс совершения действия, возникает функциональное удовольствие по ходу действия.
На этапе интеллектуального решения задач существует предвосхищающее удовольствие. Таким образом, переход удовольствия «с конца на начало», по К.Бюлеру, — основная движущая сила развития поведения.
К.Бюлер под влиянием 3.Фрейда выдвинул в качестве основного принципа развития всего живого принцип удовольствия. В разных формах поведения меняется место удовольствия, такое перемещение и лежит в основе первостепенных стадий развития поведения. Д.Б.Эльконин писал, что эта теория уже принадлежит истории и интересна она лишь тем, что ставит проблему истории детства [19].
Взгляды К.Бюлера являются углублением концепции рекапитуляции, поскольку этапы развития ребенка отождествляются им со ступенями развития животных. К.Бюлер пытался привести к одному знаменателю факты биологического социокультурного развития и игнорировал принципиальное своеобразие развития ребенка. К.Бюлер разделял с почти всей современной ему детской психологией односторонний и ошибочный взгляд на психическое развитие как на единый и притом биологический по своей природе процесс [12].
|
ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ ДВУХ ФАКТОРОВ В. ШТЕРНА
Конвергенция - свойство стремиться к определённой точке [А.Ребер,2001].
В ходе развития представления об источнике и причинах развития психики в онтогенезе актуальным становился вопрос о том, что предопределяет развитие: наследственная одаренность или окружающая среда? При попытке ответить на этот вопрос возникла теория конвергенции двух факторов, разработанная В.Штерном. Он считал, что психическое развитие, это не просто проявление врождённых эндогенных факторов и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. За проблемой соотношения двух факторов, которые влияют на процесс психического развития ребёнка, чаще всего скрывается предпочтение фактора наследственной предопределённости развития. Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием икс-элементов наследственности и игрек-элементов среды, Это самая распространенная концепция в современной психологии, она соответствует здравому смыслу: "яблоко от яблони недалеко падает" и "с кем поведёшься, от того и наберёшься".
|
По мнению ряда исследователей, изменение удельного веса наследственности и среды открывает метод изучения близнецов. Данные, полученные с помощью этого метода, не являются достаточно доказательными. В настоящее время с помощью близнецового метода изучаются не проблемы развития, а проблемы индивидуальных различий [15].
Именно В.Штерну принадлежит идея, о том, что главную роль в разворачивании наследственности играет собственная активность ребёнка. Чем он активнее, тем энергичнее преодолевает среду, тем больше возможности для разворачивания наследственных факторов. Пример тому — игра: окружающая действительность доставляет материал для игры, а то, как и когда ребенок будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры. В этой конвергенции ведущее значение остается за врожденными компонентами. Так возникла проблема «взвешивания» относительной роли двух названных факторов [19].
ТЕОРИЯ А.ГЕЗЕЛЛА
А.Гезелл получил педагогическое и медицинское образование, более тридцати лет работал в Иельской психоклинике, на основе которой создан Гезелловский институт детского развития.
А.Гезелл разработал практическую систему диагностики психического развития ребёнка от рождения до юношеского возраста. Для объективности наблюдений впервые было использовано полупроницаемое стекло, "зеркало Гезелла" Психология обязана А.Гезеллу введением лонгитюдного метода, продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. Он одним из первых ввёл в психологию близнецовый метод, исследуя монозиготных близнецов для анализа отношений между созреванием и научением.
|
Вклад А.Гезелла в детскую психологию, прежде всего, состоит в том, что он положил начало становлению детской психологии как нормативнойдисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические шкалы.
В последние годы жизни А.Гезелл изучал психическое развитие слепого ребёнка, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития. В клинической практике применяется Атлас поведения младенца, составленный А.Гезеллом. Атлас содержит 3200 фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение ребёнка от рождения до двух лет.
Отмечая важность результатов этих исследований, необходимо подчеркнуть, что основной упор они делали на роль наследственного фактора для объяснения возрастных изменений. В своих исследованиях А.Гезелл oгpаничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А.Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Но что скрывается за изменением темпа развития? В работах А.Гезелла, трудно найти ответ на этот вопрос. Это и понятно, ибо следствием применяемых им срезовых (поперечных и продольных) методов исследования было отождествление развития и роста [12].
Проанализировав работы А.Гезелла, Л.С.Выготский назвал его концепцию «теорией эмпирического эволюционизма», раскрывающей социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, как приспособление ребенка к своей среде. Однако, призыв А.Гезелла к необходимости контроля за нормальным ходом психического развития ребенка и созданная им феноменология развития (роста) от рождения до 16 лет, не потеряли своего значения до сих пор [13].