Рассмотрим классификацию методов исследования, по Б.Г. Ананьеву.
1. Организационные методы.
II. Эмпирические методы.
III. Методы обработки данных.
IY. Интерпретационные методы: генетический, структурный.
1. Организационные методы.К ним относится:
а) сравнительный (метод поперечных срезов);
б) лонгитюдный (длительный, много методик);
в) комплексный;
а) сравнительный (метод поперечных срезов) - сопоставление различных групп испытуемых.
Положительные характеристики - можно быстро получить статистически достоверные данные о возрастных различиях психических процессов.
Отрицательные характеристики - данные усредняются без учета индивидуальных особенностей. Не вскрывается сам процесс развития, его природа и движущие силы
б) лонгитюдный (длительный, много методик) - включает выборочное и комплексное исследования.
Выборочное исследование - какой-либо психологический процесс.
Комплексное исследование - психологическое развитие ребенка в целом.
Ивыборочное исследование и комплексное - включают систематическое изучение развития одних и тех же детей на протяжении длительного времени.
Положительное в лонгитюдном выборочном исследовании - устанавливаются качественные особенности развития психических процессов и личности ребенка и выявляются их причины.
Отрицательное в комплексном - опасно распространять данные исследования на всех детей. Может быть преувеличена роль индивидуальных различий.
в) комплексный- включает участие всех представителей разных стран (наук). Возможность установления связей и зависимостей между явлениями разного рода.
II. Эмпирические методы.
1. Наблюдение и самонаблюдение (в форме словесного отчёта о том, что видит, чувствует, переживает человек).
|
2. Экспериментальные психологические исследования (предполагают активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт).
3. Психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа).
4. Анализ процессов и продуктов деятельности (успешно применяется на всех возрастных ступенях, в этом случае изучается не процесс деятельности, а её результат: детские рисунки, поделки, рукописи, стихи, рукописи и т.д.).
Биографические.
III. Методы обработки данных.
Количественный - статистика.
Качественный - дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев.
IY. Интерпретационные методы: генетический, структурный.
В генетический входят - интерпретация собранного материала в характеристиках развития, «вертикальные» связи между уровнями развития.
В структурный - «горизонтальные» структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками
Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов.
· Подготовительный.
· Исследовательский.
· Обработка данных исследования.
· Интерпретация данных и формулирование выводов.
o Подготовительный - необходимость решения определенной проблемы, ее осознание, изучение литературы по данному вопросу. Затем следует:
а) формулировка задачи, в которую входит определение объекта исследования (кого изучать? …возраст, пол, социальные условия воспитания и т.д.) и предмета исследования (что изучать?...особенности личности ребенка, его психические процессы и т.д.
|
б) гипотеза -(возможный ответ на вопрос, который заключен в проблеме) правдоподобность, доступность для проверки.
в) подбор методов и их сочетание (необходимо учесть соответствие методов методологическим принципам, а также возможность проверки одних методов другими).
· Исследовательский - сбор фактических данных с помощью разных методов. Этапы, серии исследований.
· Обработка данных исследования:
а)количественный и качественный анализ данных исследования;
б) анализ каждого зафиксированного факта;
в) установление связей: факт — гипотеза;
г) выделение повторяющихся фактов;
д) вариационно-статистическая обработка;
е) составление таблиц, построение графиков и др.
· Интерпретация данных и формулирование выводов. Установление правильности или ошибочности гипотезы исследования.
На подготовительном этапе проблема определяется и осознается. Определяется цель исследования (теоретическая, познавательная, практическая, прикладная), как желаемый конечный результат [2].
ЭКСПЕРИМЕНТ
Следующий метод исследования в возрастной психологии - эксперимент. Метод представляет собой сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений. От наблюдения эксперимент отличается 4 особенностями.
Активная позиция исследователя. Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.
Экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса.
|
В эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс.
Эксперимент позволяет варьировать и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку, полученных в исследовании данных.
При экспериментальных исследованиях важно, чтобы все испытуемые были равны по возрасту, здоровью, мотивам участия и др. Мотивы участия варьируются только в том случае, когда изучается именно их влияние на то или иное психическое явление.
Достоверность проверяемой гипотезы достигается либо многократным повторением опытов, либо за счет достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.
Результаты каждого опыта записываются в протоколе, где фиксируются общие сведения об испытуемых, указывается характер экспериментальной задачи, время опыта, количественные и качественные результаты эксперимента, особенности испытуемых: действия, речь, выразительные движения и т.д.
Основные особенности эксперимента сохраняются во всех его видах:
Лабораторном. Естественном. Констатирующем. Формирующем.
Лабораторный - с использованием аппаратуры и без использования аппаратуры.
Естественный - психолого-педагогический и другие в зависимости от области психологии.
Констатирующий - установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения эксперимента. Формирующий - активное формирование изучаемого свойства (согласно гипотезе) в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания.
Формирующий эксперимент включает обучающий - обучение каким-либо знаниям, умениям, навыкам и воспитывающий - формирование тех или иных качеств личности.
Лабораторный эксперимент осуществляется чаще всего в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов, приспособлений.
В лабораторном эксперименте регистрируются:
1. Особенности деятельности и поведения: поступки, действия, их компоненты.
2. Реакции и их компоненты: двигательные, речевые, вегетативные.
3. Электрическая активность: мозга (ЭЭГ), мышц (ЭМГ), кожи (ККР), сердца (ЭКГ).
Предъявляются следующие требования:
1. Положительное, ответственное отношение испытуемого к эксперименту.
2. Равенство мотивов и условий участия в опыте всех испытуемых.
3. Четкая, недвусмысленная инструкция, (перед опытом), понятная испытуемому.
4. Строгий учет субъективных факторов: эмоционального состояния, утомления и пр.
5. Достаточное количество испытуемых и число опытов (серий).
Достоинства лабораторного эксперимента:
· Возможность создания условий, вызывающих необходимый психический процесс.
· Возможность строгого учета измерения раздражителей и ответных реакций.
· Возможность повторения опытов.
· Возможность математической обработки.
Недостатки лабораторного эксперимента:
Возможность искажения естественного хода психического процесса. Хотя наличие лаборатории и не обязательно, испытуемый знает, что над ним экспериментируют.
Естественный эксперимент. Для устранения отрицательного влияния на испытуемого условий лаборатории разработан эксперимент, который проводится в естественных условиях (в группе, учебной мастерской и т.д.), т.е. ребенку предлагается выполнять привычные для него действия со знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр. К тому же исследователь до начала своей работы знакомится с детьми, принимает активное участие в их жизни. В связи с этим занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.
Лабораторный и естественный эксперименты могут быть: констатирующими - направленными на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования и формирующими - направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей.
Если происходит обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям, то формирующий эксперимент - обучающий; если происходит формирование тех или иных свойств личности, то формирующий эксперимент - воспитывающий.
В естественном эксперименте:
1.Деятельность испытуемых изучается в естественных условиях. Условия экспериментальной обстановки сближаются с жизнью, естественными условиями деятельности.
2. Исследователь сам активно вызывает психические процессы в связи с поставленной задачей:
изменяет условия деятельности;
изменяет изучаемое явление; повторяет изучаемое явление.
3. Накапливаемые факты могут быть математически обработаны. Повышается надежность объективно полученных результатов.
Формирующий эксперимент требует от исследователя:
Разработанности теоретических представлений о параметрах формируемых психических явлений.
Четкость планирования эксперимента.
3. Полного учета разных факторов реального обучения, влияющих на возникновение изучаемых, психических явлений [5].
НАБЛЮДЕНИЕ - это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. И хотя наблюдение представляется не сложным методом, при правильной организации оно даёт возможность собрать факты естественного поведения человека. Психолог получает данные о человеке как целостной личности и, следовательно, интеллект, память, эмоции, личностные особенности воспринимаются не изолированно, а в связях с действиями, высказываниями, поступками. Наблюдение позволяет системно анализировать психику развивающегося человека [11].
Благодаря наблюдению, перед нами развертывается конкретная жизнь определенного ребенка, которую можно сравнивать с другими конкретными наблюдениями и сделать соответствующие выводы. Знания о критических периодах жизни ребенка и о переходе от одного периода к другому получены, в основном, методом наблюдения [15].
В качестве самостоятельного метода наблюдение особой ценности не представляет, за исключением редких случаев использования его в отношении младенцев и неговорящих детей раннего возраста.
ВИДЫНАБЛЮДЕНИЙ
1. Непосредственное и опосредованное. Проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом. Опосредованное - используются результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей, магнито-, кино-, видеозаписи.
2.Открытое (явное) и скрытое. Наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц. Поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают, меняется. Важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась. Скрытое - наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении, использование скрытых камер и т. д.
3. Включенное (причастное) и невключенное (непричастное). Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри». Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы. Невключенное - исследователь ведет наблюдение извне.
4.Систематическое (сплошное) и несистематическое (выборочное). Регулярное наблюдение в течение определенного периода. Фиксируются все проявления психической деятельности ребенка: в дневниках родителей, в дневниках педагогов. Несистематическое - наблюдается какой-либо один психический процесс, какое-либо одно психическое явление: навыки общения воспитателя с ребенком, речь ребенка.
5. Долговременное и кратковременное. Наблюдение при изучении психического развития детей в течение нескольких лет и разные варианты: наблюдение деятельности ребенка в определенное время дня в течение одного часа; кратковременное наблюдение - для замера интервалов времени, частности, событий и т.д.
6. Каузальное (причинное) и эпизодическое. Наблюдение отдельных случаев, которые представляют какой-либо интерес, наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем, наблюдение за возбудимым ребенком. Эпизодическое - фиксируются отдельные факты поведения, типичные для данного ребенка.
7. Внешнее (наблюдение со стороны) и внутреннее (самонаблюдение). Способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении. Путем наблюдения за ним со стороны. Внутреннее - переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими ощущениями.
Эта классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения, оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты.
Следует отметить и наблюдение значимых ситуаций, которые могут быть в игровой, учебной и других видах деятельности детей.
Ограниченность использования метода наблюдения связана с несколькими причинами:
1.Естественность и слитность в поведении человека социальных, физических, физиологических и психических процессов затрудняют понимание каждого из них в отдельности и препятствует вычленению главного, существенного.
2.Наблюдение ограничивает вмешательство исследователя и не позволяет ему установить способность ребёнка сделать что-то лучше, быстрее, успешнее, чем он сделал. В наблюдении сам психолог не должен вызывать явление, которое он хочет изучать.
3.При наблюдении невозможно обеспечить повтор одного и того же факта без изменений.
4.Наблюдение позволяет лишь фиксировать, но не формировать психические проявления. Так как любая аппаратура влияет на естественность поведения ребёнка, психологу приходится фиксировать данные наблюдения в письменной форме, поэтому анализ и обобщение данных затруднены (встаёт вопрос разработки и использования скрытой аппаратуры вроде знаменитого зеркала Гезелла). При изучении наблюдения было установлено, что оно в большей степени зависит от личности наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей, установок и отношения к наблюдаемому, от его внимательности и наблюдательности. Чтобы результаты наблюдения были более достоверными и устойчивыми, за одним и тем же фактом наблюдают несколько исследователей, а это снижает экономичность метода.
5.Наблюдение никогда не может быть единичным фактом, оно должно иметь большую выборку испытуемых, вестись систематично, с повторяемостью.
БЕСЕДА
В возрастной психологии также используется достаточно широко беседа.Это метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Метод беседы применяется при:
а) изучении личности ребёнка, его жизни, домашней обстановки его родителей и т. д.;
б) применении других методов исследования для получения дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено);
в) первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование.
Беседа может быть: стандартизированной (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) и нестандартизированной (вопросы ставятся в свободной форме).
Успешность беседы зависит от степени её подготовленности: наличие цели, плана, беседы, учета индивидуальных особенностей, условий, места проведения и от искренности ответов, такта исследователя, правильности постановки вопросов и т.д.
Целенаправленный опрос называют "интервью". Исследователь всё время должен помнить, что он исследователь, не упускать план и вести разговор в нужном русле, его позиция нейтральная. Интервью, это своеобразная "псевдобеседа".
Клиническая беседа - способ исследования целостной личности (не обязательно проводится с пациентом клиники). В ходе диалога с испытуемым исследователь стремиться получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях и т.д. Клиническая беседа может включаться в контекст психологической консультации или психологического тренинга.
Анкетирование - метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе с помощью анкет.
Анкета, это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа психики детей, родителей. Все вопросы анкеты можно классифицировать по разным основаниям:
По содержанию: о фактах сознания (мнение родителей, планы на будущее и т.д.); о фактах поведения (поступки, действия результаты деятельности); о личности (пол, возраст, образование и т.д.).
По функциям: основные вопросы (сбор информации о содержании исследуемого явления, например, читаете ли Вы… (что?). Всегда, иногда, никогда); неосновные вопросы: вопросы-фильтры (знакомы ли с последним номером журнала?); контрольные вопросы (на проверку искренности ответа).
По форме: открытые вопросы (ответ даётся в свободной форме); закрытые вопросы (даётся полный набор вариантов ответов); альтернативные (выбирается один вариант ответа); неальтернативные (выбирается несколько вариантов ответов); прямые вопросы; косвенные вопросы; шкалированные вопросы (выбирается лишь один из представленных ему чётко сформулированных ответов).
ТЕСТИРОВАНИЕ.
В психологии иногда требуется сравнить какие-то параметры личности, деятельности человека с некоторыми имеющимися стандартами, нормативами, то есть преследуется цель испытания. Речь идёт о диагностике, в которой широко используется тестирование. Тест, это краткое стандартизированное, обычно ограниченное по времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различий.
Большой вклад в диагностическое тестирование детей и подростков внесли работы Д.М.Кеттелла в 1890г. Он ввёл термин "умственный тест". Э.Крепелин -первые тесты памяти, утомляемости, отвлекаемости. Его ученик Э.Эрн создал тесты восприятия, памяти, ассоциаций и моторных функций для изучения взаимосвязи психических функций в анализе личности интеллекта. Г.Эббингауз разработал первые школьные тесты.
Настоящая эра тестирования начинается с 1895г. работами А.Бине и его сотрудниками, посвятивших много лет разработке интеллектуальных тестов для детей и поиску критериев оценки развития интеллекта. В 1904 г. А.Бине совместно с Т.Симоном создал первую шкалу интеллекта Бине-Симона. С 1905 разработка различных тестов пошла лавинообразно. Батареи тестовых методик для разных возрастов, существующие в настоящее время можно классифицировать по разным основаниям:
по цели применения (отбор в школу, профотбор и т.д.);
по процедуре (индивидуальные, групповые, вербальные, действенные и т.д.);
по содержанию (для определения уровня развития интеллекта, способностей, навыков, особенностей личности, характера, темперамента и т.д.).
Тесты могут подразделяться на аналитические и синтетические, аппаратурные и типа "карандаш-бумага" и т.д. Наиболее распространёнными являются тесты:
интеллекта;
специальных способностей;
достижений;
личности;
проективные тесты и т.д.
В патопсихологических исследованиях применяют батареи клинических тестов. В возрастной психологии исследователи адаптируют взрослые методики к возможностям детского или подросткового возраста: детские и подростковые варианты тестов М.Люшера и С.Розенцвейга, варианты для нескольких возрастов 16 -PF тест Кеттелла. Конструируют специальные методики для разных возрастов: детский тест Векслера, тесты готовности к школе, тест межличностного отношения Р.Жиля, тесты "Рисунок семьи", детские проективные методики и т.д.
Нарезультат теста влияют:
образовательный уровень;
социальный статус;
усвоенность терминов, понятий, умственных действий и др.