КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ




Рассмотрим класси­фикацию методов исследования, по Б.Г. Ананьеву.

1. Организационные методы.

II. Эмпирические методы.

III. Методы обработки данных.

IY. Интерпретационные методы: генетический, структурный.

1. Организационные методы.К ним относится:

а) сравнительный (метод поперечных срезов);

б) лонгитюдный (длительный, много методик);

в) комплексный;

а) сравнительный (метод поперечных срезов) - сопоставление различных групп испытуемых.

Положительные характеристики - можно быстро получить статистичес­ки достовер­ные данные о возраст­ных различи­ях психичес­ких процессов.

Отрицательные характеристики - данные усредняются без учета индивиду­альных осо­бенностей. Не вскрыва­ется сам про­цесс разви­тия, его при­рода и дви­жущие силы

б) лонгитюдный (длительный, много методик) - включает выборочное и комплексное исследования.

Выборочное исследование - какой-либо психологический процесс.

Комплексное исследование - психологическое развитие ребенка в целом.

Ивыборочное исследование и комплексное - включают систематическое изучение развития одних и тех же детей на протяжении длительного времени.

Положительное в лонгитюдном выборочном исследовании - устанавливаются качественные особенности раз­вития психических процессов и лич­ности ребенка и выявляются их причины.

Отрицательное в комплексном - опасно распрост­ранять данные исследования на всех детей. Мо­жет быть преуве­личена роль ин­дивидуальных различий.

в) комплексный- включает участие всех представителей разных стран (наук). Возможность установления связей и зависимостей между явлениями разного рода.

II. Эмпирические методы.

1. Наблюдение и самонаблюдение (в форме словесного отчёта о том, что видит, чувствует, переживает человек).

2. Экспериментальные психологические исследования (предполагают активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт).

3. Психодиагностические (тесты, анкеты, опросни­ки, социометрия, интер­вью и беседа).

4. Анализ про­цессов и продуктов деятельности (успешно применяется на всех возрастных ступенях, в этом случае изучается не процесс деятельности, а её результат: детские рисунки, поделки, рукописи, стихи, рукописи и т.д.).

Биографические.

III. Методы обработки данных.

Количественный - статистика.

Качественный - дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев.

IY. Интерпретационные методы: генетический, структурный.

В генетический входят - интерпретация собранного материала в характеристиках развития, «вертикальные» связи между уровнями развития.

В структурный - «горизонтальные» струк­турные связи между всеми изучаемыми характеристи­ками

Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов.

· Подготовительный.

· Исследовательский.

· Обработка данных исследования.

· Интерпретация данных и формулирование выводов.

o Подготовительный - необходимость решения определенной проблемы, ее осознание, изучение литературы по данному вопросу. Затем следует:

а) формулировка задачи, в которую входит определение объекта исследования (кого изучать? …возраст, пол, социальные условия воспитания и т.д.) и предмета исследования (что изучать?...особенности личности ребенка, его психические процессы и т.д.

б) гипотеза -(возможный ответ на вопрос, который заключен в проблеме) правдоподобность, доступность для проверки.

в) подбор методов и их сочетание (необходимо учесть соответствие методов методологическим принципам, а также возможность проверки одних методов другими).

· Исследовательский - сбор фактических данных с помощью разных методов. Этапы, серии исследований.

· Обработка данных исследования:

а)количественный и качественный анализ данных иссле­дования;

б) анализ каждого зафиксированного факта;

в) установление связей: факт — гипотеза;

г) выделение повторяющихся фактов;

д) вариационно-статистическая обработка;

е) составление таблиц, построение графиков и др.

· Интерпретация данных и формулирование выводов. Установление правильности или ошибочности гипотезы исследования.

На подготовительном этапе проблема определяется и осознается. Определяется цель исследования (теоретическая, познавательная, практическая, прикладная), как желаемый конечный результат [2].

ЭКСПЕРИМЕНТ

Следующий метод исследования в возрастной психологии - эксперимент. Метод представляет собой сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений. От наблюдения эксперимент отличается 4 особенностями.

Активная позиция исследователя. Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.

Экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса.

В эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс.

Эксперимент позволяет варьировать и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку, полученных в исследовании данных.

При экспериментальных исследованиях важно, чтобы все испытуемые были равны по возрасту, здоровью, мотивам участия и др. Мотивы участия варьируются только в том случае, когда изучается именно их влияние на то или иное психическое явление.

Достоверность проверяемой гипотезы достигается либо многократным повторением опытов, либо за счет достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.

Результаты каждого опыта записываются в протоколе, где фиксиру­ются общие сведения об испытуемых, указывается характер эксперименталь­ной задачи, время опыта, количественные и качественные результаты экс­перимента, особенности испытуемых: действия, речь, выразительные движения и т.д.

Основные особенности эксперимента сохраняются во всех его видах:

Лабораторном. Естественном. Констатирующем. Формирующем.

Лабораторный - с использованием ап­паратуры и без использования аппаратуры.

Естественный - психолого-педагогический и другие в зависимости от области психологии.

Констатирующий - установление фактического со­стояния и уровня тех или иных особенностей психического раз­вития к моменту проведения эксперимента. Формирующий - активное формирование изучаемого свойства (согласно гипотезе) в процессе специально орга­низованного экспериментального обучения и воспитания.

Формирующий эксперимент включает обучающий - обучение каким-либо знаниям, умениям, навыкам и воспитывающий - формирование тех или иных качеств личности.

Лабораторный эксперимент осуществляется чаще всего в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов, приспособлений.

В лабораторном эксперименте регистрируются:

1. Особенности деятельности и поведения: поступки, действия, их компоненты.

2. Реакции и их компоненты: двигательные, речевые, вегетативные.

3. Электрическая активность: мозга (ЭЭГ), мышц (ЭМГ), кожи (ККР), сердца (ЭКГ).

Предъявляются следующие требования:

1. Положительное, ответственное отно­шение испытуемого к эксперименту.

2. Равенство мотивов и условий участия в опыте всех испытуемых.

3. Четкая, недвусмысленная инструкция, (перед опытом), понятная испытуемому.

4. Строгий учет субъективных факторов: эмоционального состояния, утомления и пр.

5. Достаточное количество испытуемых и число опытов (серий).

Достоинства лабораторного эксперимента:

· Возможность создания условий, вызывающих необходимый психический процесс.

· Возможность строгого учета измерения раздражителей и ответных реакций.

· Возможность повторения опытов.

· Возможность математической обработки.

Недостатки лабораторного эксперимента:

Возможность искажения естественного хода психического процесса. Хотя наличие лаборатории и не обяза­тельно, испытуемый знает, что над ним экспериментируют.

Естественный эксперимент. Для устранения отрицатель­ного влияния на испытуемого условий лаборатории разработан экспери­мент, который проводится в естественных условиях (в группе, учебной мас­терской и т.д.), т.е. ребенку предлагается выполнять привычные для него действия со знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр. К тому же исследователь до начала своей работы знакомится с детьми, принимает активное участие в их жизни. В связи с этим занятия, прово­димые экспериментатором, не вызывают настороженности.

Лабораторный и естественный эксперименты могут быть: констатирующими - направленными на установление фактического со­стояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к мо­менту проведения исследования и формирующими - направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей.

Если происхо­дит обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям, то формирующий эксперимент - обучающий; если происходит формирование тех или иных свойств личности, то формирующий эксперимент - воспитывающий.

В естественном эксперименте:

1.Деятельность испытуемых изучается в естественных условиях. Условия экспериментальной обстановки сближаются с жизнью, естественными условиями деятельности.

2. Исследователь сам активно вызывает психические процессы в связи с поставленной задачей:

изменяет условия деятельности;

изменяет изучаемое явление; повторяет изучаемое явление.

3. Накапливаемые факты могут быть математически обработаны. Повышается надеж­ность объективно полученных результатов.

Формирующий эксперимент требует от исследователя:

Разработанности теорети­ческих представлений о пара­метрах формируемых психи­ческих явлений.

Четкость планирования эксперимента.

3. Полного учета разных факто­ров реального обучения, влияю­щих на возникновение изучае­мых, психических явлений [5].

НАБЛЮДЕНИЕ - это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. И хотя наблюдение представляется не сложным методом, при правильной организации оно даёт возможность собрать факты естественного поведения человека. Психолог получает данные о человеке как целостной личности и, следовательно, интеллект, память, эмоции, личностные особенности воспринимаются не изолированно, а в связях с действиями, высказываниями, поступками. Наблюдение позволяет системно анализировать психику развивающегося человека [11].

Благода­ря наблюдению, перед нами развертывается конкретная жизнь определенного ребенка, которую можно сравнивать с другими конкретными наблюдениями и сделать соот­ветствующие выводы. Знания о критических периодах жизни ребенка и о переходе от одного периода к другому получены, в основном, методом наблюдения [15].

В качестве самостоятельного метода наблюдение особой ценности не представляет, за исключением редких случаев использования его в отношении младенцев и неговорящих детей раннего возраста.

ВИДЫНАБЛЮДЕНИЙ

1. Непосредственное и опосредованное. Проводит сам исследователь, непос­редственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом. Опосредованное - используются результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей, магнито-, кино-, видеозаписи.

2.Открытое (явное) и скрытое. Наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми фак­та присутствия посторонних лиц. Поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают, меняется. Важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась. Скрытое - наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном на­правлении, использование скрытых камер и т. д.

3. Включенное (причастное) и невключенное (непричастное). Наблюдатель включается в определен­ную социальную ситуацию и анализи­рует событие «изнутри». Наблюдатель выступает как член наблюдаемой груп­пы. Невключенное - исследователь ведет наблюдение извне.

4.Систематическое (сплошное) и несистематическое (выборочное). Регулярное наблюдение в течение оп­ределенного периода. Фиксируются все проявления психической деятель­ности ребенка: в дневниках родителей, в дневниках педагогов. Несистематическое - наблюдается какой-либо один психи­ческий процесс, какое-либо одно пси­хическое явление: навыки общения воспитателя с ре­бенком, речь ребенка.

5. Долговременное и кратковременное. Наблюдение при изучении психичес­кого развития детей в течение несколь­ких лет и разные варианты: наблюдение деятельности ребенка в определенное время дня в течение одного часа; кратковременное наблюдение - для замера интервалов времени, частности, событий и т.д.

6. Каузальное (причинное) и эпизодическое. Наблюдение отдельных случаев, кото­рые представляют какой-либо интерес, наблюдение за данным случаем, что­бы получить представление о нем, наблюдение за возбудимым ребенком. Эпизодическое - фиксируются отдельные факты пове­дения, типичные для данного ребенка.

7. Внешнее (наблюдение со стороны) и внутреннее (самонаблюдение). Способ сбора данных о другом чело­веке, его психологии и поведении. Пу­тем наблюдения за ним со стороны. Внутреннее - переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими ощущениями.

Эта классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения, оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты.

Следует отметить и наблюдение значимых ситуаций, которые могут быть в игровой, учебной и других видах деятельности детей.

Ограниченность использования метода наблюдения связана с несколькими причинами:

1.Естественность и слитность в поведении человека социальных, физических, физиологических и психических процессов затрудняют понимание каждого из них в отдельности и препятствует вычленению главного, существенного.

2.Наблюдение ограничивает вмешательство исследователя и не позволяет ему установить способность ребёнка сделать что-то лучше, быстрее, успешнее, чем он сделал. В наблюдении сам психолог не должен вызывать явление, которое он хочет изучать.

3.При наблюдении невозможно обеспечить повтор одного и того же факта без изменений.

4.Наблюдение позволяет лишь фиксировать, но не формировать психические проявления. Так как любая аппаратура влияет на естественность поведения ребёнка, психологу приходится фиксировать данные наблюдения в письменной форме, поэтому анализ и обобщение данных затруднены (встаёт вопрос разработки и использования скрытой аппаратуры вроде знаменитого зеркала Гезелла). При изучении наблюдения было установлено, что оно в большей степени зависит от личности наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей, установок и отношения к наблюдаемому, от его внимательности и наблюдательности. Чтобы результаты наблюдения были более достоверными и устойчивыми, за одним и тем же фактом наблюдают несколько исследователей, а это снижает экономичность метода.

5.Наблюдение никогда не может быть единичным фактом, оно должно иметь большую выборку испытуемых, вестись систематично, с повторяемостью.

БЕСЕДА

В возрастной психологии также используется достаточно широко беседа.Это метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Метод беседы применяется при:

а) изучении личности ребёнка, его жизни, домашней обстановки его родителей и т. д.;

б) применении других методов исследования для получения дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено);

в) первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование.

Беседа может быть: стандартизированной (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) и нестандартизированной (вопросы ставятся в свободной форме).

Успешность беседы зависит от степени её подготовленности: наличие цели, плана, беседы, учета индивидуальных особенностей, условий, места проведения и от искренности ответов, такта исследователя, правильности постановки вопросов и т.д.

Целенаправленный опрос называют "интервью". Исследователь всё время должен помнить, что он исследователь, не упускать план и вести разговор в нужном русле, его позиция нейтральная. Интервью, это своеобразная "псевдобеседа".

Клиническая беседа - способ исследования целостной личности (не обязательно проводится с пациентом клиники). В ходе диалога с испытуемым исследователь стремиться получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях и т.д. Клиническая беседа может включаться в контекст психологической консультации или психологического тренинга.

Анкетирование - метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе с помощью анкет.

Анкета, это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа психики детей, родителей. Все вопросы анкеты можно классифицировать по разным основаниям:

По содержанию: о фактах сознания (мнение родителей, планы на будущее и т.д.); о фактах поведения (поступки, действия результаты деятельности); о личности (пол, возраст, образование и т.д.).

По функциям: основные вопросы (сбор информации о содержании исследуемого явления, например, читаете ли Вы… (что?). Всегда, иногда, никогда); неосновные вопросы: вопросы-фильтры (знакомы ли с последним номером журнала?); контрольные вопросы (на проверку искренности ответа).

По форме: открытые вопросы (ответ даётся в свободной форме); закрытые вопросы (даётся полный набор вариантов ответов); альтернативные (выбирается один вариант ответа); неальтернативные (выбирается несколько вариантов ответов); прямые вопросы; косвенные вопросы; шкалированные вопросы (выбирается лишь один из представленных ему чётко сформулированных ответов).

 

ТЕСТИРОВАНИЕ.

В психологии иногда требуется сравнить какие-то параметры личности, деятельности человека с некоторыми имеющимися стандартами, нормативами, то есть преследуется цель испытания. Речь идёт о диагностике, в которой широко используется тестирование. Тест, это краткое стандартизированное, обычно ограниченное по времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различий.

Большой вклад в диагностическое тестирование детей и подростков внесли работы Д.М.Кеттелла в 1890г. Он ввёл термин "умственный тест". Э.Крепелин -первые тесты памяти, утомляемости, отвлекаемости. Его ученик Э.Эрн создал тесты восприятия, памяти, ассоциаций и моторных функций для изучения взаимосвязи психических функций в анализе личности интеллекта. Г.Эббингауз разработал первые школьные тесты.

Настоящая эра тестирования начинается с 1895г. работами А.Бине и его сотрудниками, посвятивших много лет разработке интеллектуальных тестов для детей и поиску критериев оценки развития интеллекта. В 1904 г. А.Бине совместно с Т.Симоном создал первую шкалу интеллекта Бине-Симона. С 1905 разработка различных тестов пошла лавинообразно. Батареи тестовых методик для разных возрастов, существующие в настоящее время можно классифицировать по разным основаниям:

по цели применения (отбор в школу, профотбор и т.д.);

по процедуре (индивидуальные, групповые, вербальные, действенные и т.д.);

по содержанию (для определения уровня развития интеллекта, способностей, навыков, особенностей личности, характера, темперамента и т.д.).

Тесты могут подразделяться на аналитические и синтетические, аппаратурные и типа "карандаш-бумага" и т.д. Наиболее распространёнными являются тесты:

интеллекта;

специальных способностей;

достижений;

личности;

проективные тесты и т.д.

В патопсихологических исследованиях применяют батареи клинических тестов. В возрастной психологии исследователи адаптируют взрослые методики к возможностям детского или подросткового возраста: детские и подростковые варианты тестов М.Люшера и С.Розенцвейга, варианты для нескольких возрастов 16 -PF тест Кеттелла. Конструируют специальные методики для разных возрастов: детский тест Векслера, тесты готовности к школе, тест межличностного отношения Р.Жиля, тесты "Рисунок семьи", детские проективные методики и т.д.

Нарезультат теста влияют:

образовательный уровень;

социальный статус;

усвоенность терминов, понятий, умственных действий и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: