Кафедра психологии
Дистанционное Псих.32.22.0204.зчн.плн.
обучение Псих.32.22.0204.зчн.скр.
Псих.32.22.0204.очн.плн.
Псих.44.22.0204.очн.плн.
Г. Е. Ш а н и н а
П С И Х О Л О Г И Я Р А З В И Т И Я
И В О З Р А С Т Н А Я П С И Х О Л О Г И Я
Часть 1
Учебно-практическое пособие для студентов
Специальности 020400 «Психология» всех форм обучения
МОСКВА
УДК 15
Ш-20
© Шанина Г.Е. Психология развития и возрастная психология. Учебно-практическое пособие. Часть 1. - М.: МГУТУ, 2004.
В учебно-методическом пособии раскрываются вопросы возрастных изменений и развития психики человека на протяжении всей его жизни.
Темы представлены в определённой логической последовательности.
Учебное пособие включает контрольные вопросы, задания, указывается литература.
Пособие предназначено для студентов 2 курса всех форм обучения
специальностей 020400 (Психология) и 033400 (Педагогика)
Автор: доц. Шанина Галина Егоровна
Рецензенты:
Редактор: Свешникова Н.И.
© Московский государственный университет технологий и управления, 2004
109004, Москва, Земляной вал, 73
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр
Требования и задачи курса………………………………………………………5
Раздел 1. Введение в возрастную психологию
Тема 1. Введение в возрастную психологию, предмет, объект…………….……5
1.1. Предмет, объект, задачи возрастной психологии…………………......5
1.2. Структура возрастной психологии……………………………………6
1.3. Основные задачи возрастной психологии…………………………….9
1.4. Методы исследования психического развития в возрастной
психологии…………………………………………………………..…9
1.5. Методологические принципы возрастной психологии……………...10
|
1.6. Классификация методов исследования………………………………11
1.7.Специфика применения методов в работе с разными
возрастными группами……………………………………………..19
Вопросы, задания, рекомендуемая литература…………………………………21
Тестовые задания…………………..…………………………………………….23
Тема 2. Становление возрастной психологии как науки………………………..24
2.1. Становление зарубежной возрастной психологии…………………..24
Современнаязарубежная психология развития………………….30
2.2. Концепция рекапитуляции……………………………………………30
2.3. Теория трёх ступеней развития К.Бюлера……………………………31
2.4. Теория конвергенции двух факторов В.Штерна……………………..31
2.5. Теория А.Гезелла……………………………………………………...32
2.6. Женевская школа генетической психологии Ж.Пиаже……………...33
2.7. Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона ……...35
2.8. Социогенетические концепции психического развития……………..40
Вопросы, задания, рекомендуемая литература …………………………………44
Тестовые задания …..…………………………………………………………….46
Раздел 2. Теоретические вопросы возрастной психологии
Тема 3. Теория возрастного развития в отечественной психологии…………47
3.1. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского
о развитии………………………………………………………….47
3.2. Идея Л.С.Выготского о "зоне ближайшего развития"………………51
3.3. Периодизации психического развития в онтогенезе ………………53
3.4. Понятие возраста……………………………………………………..60
3.5. Учение Л.С.Выготского о возрасте……………………………...63
|
3.6. Социальная ситуация развития……………………………………64
3.7. Ведущий вид деятельности……………………………………...65
3.8. Основные типы ведущей деятельности………………………..67
3.9. Центральные новообразования возраста………………………68
3.10. Возрастные кризисы……………………………………………70
3.11. Периодизация психического развития Л.С.Выготского…….70
Вопросы, задания, рекомендуемая литература..………………………………..73
Тестовые задания ………………………………………………………………...74
Правильные ответы на тестовые задания……………………………………75
Требования и задачи курса
Предполагается, что по завершении курсастуденты будут знать определения понятий и уметь раскрывать их смысл. Знать основные положения культурно-исторической теории психического развития, ее объяснительные возможности, основные направления теоретических поисков в современной психологии развития, подходы к построению периодизации психического развития, концептуальную модель развития субъективности в онтогенезе, основные закономерности развития субъективности в детском возрасте, логику смены одних периодов развития другими, основные позиции и программы действий взрослого в отношениях с ребенком на разных ступенях онтогенеза, механизмы психического развития в отдельные периоды жизни, закономерности развития различных видов детской деятельности, развития сознания, эмоций и чувств, воли, познавательной деятельности, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; возрастные нормы психического развития, индивидуальные варианты развития; основные закономерности развития взрослого человека, особенности социализации личности во взрослом периоде, факторы, определяющие эмоциональное благополучие, нормативные кризисы, индивидуальные варианты развития.
|
Студент должен уметь оценивать теоретические подходы в психологии развития с точки зрения их логической обоснованности и практической эффективности, работать с теоретическим содержанием курса: анализировать, обобщать, делать выводы в рамках теоретических конструкций, вступать в диалог, понимать и объяснять различные формы детского поведения, сотрудничать с коллегами и родителями, уметь анализировать педагогические явления и факты, анализировать и оценивать педагогические ситуации, программировать и организовывать общение со взрослыми людьми.
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ