ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Ж.ПИАЖЕ




Ж.Пиаже - психолог, проложивший новые пути в науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребёнка.

В отли­чие от американской психологии, которая, по существу, остается психологией научения, европейские психологи 3.Фрейд, Ж.Пиаже, К.Левин, А.Валлон, X.Вернер разрабатывали, на основе созданных ими оригинальных методов исследования, новые подходы к пониманию психического развития как качественного процесса, подчиняющегося внутренним законам самодвижения.

Наиболее плодотворное европейское направление изучения внутренних причин и закономерностей психического развития ребенка было создано Жаном Пиажеи получило название Женевской школы генетической психологии. Представители этой школы изучают происхождение и развитие интеллекта у ребенка. Для них важно понять механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения. Для этой цели в качестве основного метода используется известный прием Ж.Пиаже, который ориентирован не на фиксации внешних особенностей поведения ребенка и поверхностного содержания его высказываний, а на те скрытые умственные процессы, которые приводят к возникновению внешне наблюдаемых феноменов. По выражению Э.Клапареда, метод Пиаже, это умственная аускультация и перкуссия, это искусство- искусство спрашивать.

Работы Ж.Пиаже и его учеников показали, что развитие интеллекта ребенка состоит в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции ребенка по отношению к внешнему миру и себе самому [13].

Своеобразие развития психики ребенка психологи Женевской школы связывают с теми структурами интеллекта, которые формируются при жизни, благодаря действию ребенка с предметами. Внешние материальные действия ребенка до двух лет, первоначально выполняются развернуто и последовательно. Благодаря повторению в разных ситуациях действия схематизируются и с помощью символических средств (имитации, игры, речи и др.) уже в дошкольном возрасте переносятся во внутренний план. В младшем школьном возрасте системы взаимосвязанных действий превращаются в умственные операции. Порядок формирования фундаментальных структур мышления постоянен, но сроки их достижения могут варьировать в зависимости от внешних и внутренних факторов и, прежде всего, от социальной и культурной среды, в которой живет ребенок. Согласно Ж.Пиаже, законы познавательного развития универсальны, они действуют как в процессе развития мышления ребёнка, так и в ходе научного познания [8,13].

Видный представитель французской школы экспериментальной психологии Анри Валлон, исследуя внутренние причины развития психики, акцентировал внимание на связи социума и психики ребенка. А.Валлон под­черкивал, что социум абсолютно необходим для маленького ребенка, неспособного ничего сделать самостоятельно. Реакции ребенка постоянно должны быть дополнены, поняты, проинтерпретированы взрослым человеком. Поэтому, считает А.Валлон, человеческий ребенок есть существо социальное генетически, биоло­гически. Социальная природа человека не насаждается путем внешних влияний, социальное уже включено в биологию как абсолютная необходимость. По мнению А.Валлона, ребенок не пассивно приспосабливается к окружающему миру предметов и явлений, созданному предшествующими поколениями людей, а активно овладевает их достижениями в процессе многоплановой деятельности, всегда опосредованной отношениями ребенка и взрослого. Развитие начинается с ситуации, ко­торую А.Валлон описывал как ситуацию симбиоза ре­бенка и взрослого (Л.С.Выготский называл «пра-мы»), где взрослый выступает в социальной позиции носителя человеческой культуры и способов ее освоения, стимулируя становление социальной активности растущего человека. Именно эта активность является определяю­щей характеристикой развивающейся личности, позво­ляя ей выходить за пределы накопленного опыта, сфор­мированных качеств.

В процессе развития ребенка А.Валлон отмечал два кардинальных момента, переход от органического к психическому, здесь особое место принадлежит эмоци­ям, которые объединяют его с социальным миром. В них осуществляется симбиоз органического и психическо­го и переход от действия к мысли, он возможен благода­ря подражанию. Источник, который, по мнению А.Валлона, формирует план субъективности, план созна­ния, лежит во взаимодействии с окружающими людьми.

В концепции А.Валлона намечены стадии развития личности. При этом заслугой автора является признание им роли общества в развитии ребенка, а также представление о том, что в основе динамики стадий развития лежит изменение деятельности: «Переход от одной стадии развития ребенка к другой является результатом того, деятельность, преобладающая на первой стадии, становится второстепенной и, может быть, даже вовсе исчезает на следующей» [18]. Таким образом, нацелившись на раскрытие внутренних причин психи­ческого развития ребенка, концепция А.Валлона развивалась в направлении преодоления биогенетического подхода к исследованию психики ребенка. А.Валлон критиковал идею предопределенности развития со стороны наследственности, игнорирование зависимости онтогенетического развития от форм и способов взаимоотношений ребенка с окружающим миром, прежде всего, cо взрослыми, от характера и содержания его собственно деятельности. Анализ биогенетических концепций детского развития был неполным без подробной характеристики двух наиболее ярких теорий, оказавших глубокое влияние на весь ход развития возрастной психологии — теории психического развития Ж.Пиаже и эпигенетической теории развития личности Э.Эриксона [5,18].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: