Меню — это систематизированный перечень блюд, изделий и напитков, которые предлагаются посетителю предприятия общественного питания, с указанием их цены, массы основного продукта (выхода), гарнира и соуса. Оформляется оно на специальных листах или картах, в которые вся продукция вносится в определенной последовательности, учитывающей порядок ее отпуска потребителю: холодные закуски, горячие закуски, первые блюда, вторые блюда, сладкие блюда, напитки, кондитерские изделия, фрукты.
С развитием сети общественного питания меню становится носителем имиджа конкретной цепи предприятий и даже отдельного предприятия в значительно большей степени, чем отдельный человек.
Меню должно быть грамотно (на научной основе) составлено и красиво выполнено полиграфически, причем этой работе следует уделять серьезное внимание с самого первого дня работы предприятия.
Меню может оказаться наиболее важным рекламным средством, оказывающим помощь в повышении покупательского спроса. Оно непосредственно влияет на выбор посетителей, а также на количество заказов. Правильно оформленное меню, психологически верно рассчитанная калькуляция блюд, каждого в отдельности и всего выбора в целом, непосредственно влияют на уровень доходов предприятия.
Перед руководством постоянно возникает необходимость определять размеры торговых операций на несколько дней вперед, чтобы решить, сколько продуктов закупать, складировать, пускать в производство, какие оборудование и инвентарь приобретать и сколько рабочих принять на предстоящий период. Меню оказывает прямое воздействие на решение каждого из этих вопросов.
Грамотно составленное меню привлекает внимание к определенным блюдам. Благодаря меню может достичь успеха или потерпеть крах концепция, которая положена в основу строительства и организации предприятия.
|
Поэтому началом любой концепции предприятия общественного питания является меню. Если оно выбрано, то место строительства предприятия, его оснащение конкретным оборудованием, объемы операций, количество работников определяются исходя из него. Если вначале выбрано место для предприятия, меню должно быть построено таким образом, чтобы отвечать требованиям именно данного конкретного места.
Значение правильно составленного меню может быть выражено в следующих утверждениях:
1. Меню — это эффективное средство для формирования взаимоотношений, проведения маркетинга и контроля за ценами.
2. Меню — это индикатор желаний клиента и возможностей предприятия.
3. Меню — это контроль уровня доходов и средство решения финансовых задач.
4. Меню — это организатор трудового процесса.
5. Меню — это точный индикатор будущего оборота предприятия.
Меню составляется с мыслями о клиенте. Если вы знаете своего клиента, ориентируйтесь на него, не создавая пестроты вкусов и стилей.
Но меню пишется не только для того, чтобы предупредить желания и вкусы гостей, а и для того, чтобы равномерно распределить, насколько это возможно, рабочие нагрузки между персоналом. Меню, которое перегружает определенную часть оборудования, например гриль или фритюр, снижает его производительность, замедляет обслуживание и делает контроль за качеством более затруднительным. Правильно разработанное меню выравнивает рабочие нагрузки и обеспечивает нормальный технологический поток от приготовления до обслуживания.
|
Для лучшей ориентации посетителей при выборе блюд, удобства их обслуживания, более четкой организации работы на предприятиях составляют несколько видов меню: со свободным выбором блюд, скомплектованного питания, для специальных видов обслуживания (заказные обеды, завтраки, ужины, приемы и др.) и банкетов.
Меню со свободным выбором блюд. Такое меню составляют почти на всех предприятиях общественного питания. Оно дает возможность посетителю выбрать блюда в соответствии со своими вкусами и возможностями.
Меню составляют на целый день или отдельно на завтрак, обед, ужин. В последнем случае указывают время отпуска блюд.
В ресторанах при свободном выборе блюд днем составляют меню для готовых к отпуску блюд, вечером — заказных.
Недостаток меню со свободным выбором блюд — возможное нарушение принципов рационального питания.
Меню скомплектованного питания. Скомплектованное питание находит все более широкое распространение. В наиболее полном виде (физиологически обоснованный суточный рацион) оно организуется на предприятиях с постоянным контингентом питающихся: в домах отдыха, пионерских лагерях, интернатах, воинских частях, столовых, обслуживающих учащихся профтехучилищ, и др. В ресторанах скомплектованный суточный рацион составляют для участников конференций, совещаний и т. д. Суточные рационы полностью или частично (завтраки, обеды или ужины) могут отпускаться по абонементам в студенческих и заводских столовых.
|
Для более полного удовлетворения вкуса и потребностей посетителей меню скомплектованного питания можно составлять в нескольких вариантах.
При работе предприятий по меню скомплектованного питания улучшаются качество и оформление блюд за счет сокращения их ассортимента, повышается производительность труда, уменьшается время, затрачиваемое посетителями на обед.
Меню для специальных видов обслуживания. Это меню составляется для завтраков, обедов и ужинов по заказам организаций и отдельных лиц (встреча Нового года, свадьба и т. д.). При составлении его учитываются главным образом стоимость питания и характер заказа.
Основное требование, предъявляемое к любому меню, — более полное удовлетворение запросов и вкусов посетителей — включение в меню блюд из разнообразных продуктов животного и растительного происхождения, обработанных различными способами (варка, жарка, тушение и др.). Однако, добиваясь разнообразия блюд и напитков, не следует допускать, чтобы количество их превышало установленный для данного предприятия ассортиментный минимум, так как излишне широкий ассортимент блюд отрицательно сказывается на их качестве.
Меню составляет заведующий производством, утверждает директор предприятия. Для лучшей организации работы предприятия целесообразно, помимо ежедневного меню, иметь плановое на 7... 10 дней.
При составлении меню необходимо учитывать следующие факторы:
Контингент питающихся. Его определяют по профессиональному, возрастному и другим признакам. При достаточном ассортименте в меню следует иметь блюда различной стоимости и отпускать их не только полными порциями, но и полупорциями.
Сырье. Наличие, качество, сроки хранения и способы кулинарной обработки сырья определяют ассортимент готовой продукции. При этом следует учитывать сочетаемость основного продукта с гарниром.
Техническое оснащение. Оно определяет возможность включения в меню блюд, при изготовлении которых трудоемкие операции выполняются с использованием машин (измельчение, взбивание и др.).
Квалификация поварского состава. Возможность изготовления сложных блюд зависит от наличия в штате предприятия высококвалифицированного поварского состава.
Трудоемкость приготовления кулинарных изделий.
Эти факторы обусловливают особенности меню отдельных типов предприятий.
В меню столовых, которые обслуживают широкие слои населения, включается главным образом обеденная продукция — холодные закуски, первые и вторые горячие блюда, сладкие блюда, кондитерские изделия, холодные и горячие напитки. В столовых изготовляется в основном продукция массового спроса, готовая к реализации по требованию посетителей. Заказные блюда в меню столовых занимают небольшой удельный вес.
В буфетах реализуют холодные закуски, холодные и горячие напитки, хлебобулочные и кондитерские изделия, а также горячие блюда несложного приготовления.
В меню ресторана включается широкий ассортимент разнообразных блюд, закусок и кондитерских изделий сложного приготовления. Все заказные блюда приготовляют по заказам посетителей и подают через 10... 15 мин. Для быстрого обслуживания посетителей в дневное время в ресторанах составляют меню готовых к отпуску блюд. Ассортимент их должен быть достаточным, чтобы составить полный обед, кроме того, желательно отдельные блюда включать полупорциями.
Кафе предлагает посетителям широкий ассортимент холодных и горячих напитков, кондитерских изделий, молочных продуктов и некоторые виды горячих блюд, не требующих сложного приготовления. Ассортимент блюд многих кафе носит специфический характер.
Если в продукцию ресторана или кафе входит фирменное блюдо — кушанье, отличительной особенностью которого являются трудоемкость приготовления, оригинальное оформление и высокие вкусовые качества, то с него и начинается меню.
Меню закусочных включает закуски, холодные и горячие напитки, хлебобулочные и кондитерские изделия, а также горячие блюда несложного приготовления. Закусочные могут быть специализированными, т.е. выпускать определенный вид продукции, на которую приходится основной удельный вес в меню (блины, пирожки и др.).
Основной продукцией чайных является чай с различными хлебобулочными изделиями. Кроме того, меню чайных содержит холодные закуски и ограниченный ассортимент горячих блюд.
Во всех случаях меню отражает назначение предприятия, специфику ассортимента его кулинарной продукции; оно должно выдерживаться в течение дня (изменения допустимы только в сторону расширения ассортимента продукции). При составлении меню учитывают также реальный факт реализации той или иной продукции, территориальные особенности расположения предприятия.
Блюда и изделия, включаемые в меню, по биологической ценности и калорийности должны соответствовать дифференцированным потребностям того или иного контингента питающихся, а в идеале — отдельного потребителя. Составить такое меню крайне затруднительно, однако некоторые требования (положения) рационального питания при этом должны быть выдержаны.
1. Блюда и продукты в меню по отдельным приемам и дневному рациону в целом должны хорошо сочетаться между собой по составу и вкусовым качествам.
2. Не следует повторять одно и то же блюдо чаще одного раза в неделю. Необходимо использовать различные продукты и разнообразные способы их кулинарной обработки. Кроме того, следует чаще предлагать те продукты и блюда, которые не «приедаются» (хотя это чувство индивидуально), например овощи, молоко, творог, борщи, щи, картофель жареный и отварной и др. При комплексном питании меню следует составлять в 2—3 вариантах с различным набором блюд (более и менее острых и т. д.), одинаковых по биологической ценности.
3. Биологическую полноценность различных приемов пищи легче выдержать при следующем характере блюд. Завтрак — овощная закуска и белковое блюдо с углеводистым гарниром или белковое блюдо с овощном гарниром и углеводистое блюдо. Для лучшей сбалансированности завтраков широко используют гастрономические продукты. В обед на первое или второе следует давать мясное или рыбное блюдо, на ужин — белковое блюдо с овощным гарниром и углеводистое блюдо (изделие) или овощное блюдо и белковое блюдо с углеводистым гарниром.
4. При планировании меню для работников промышленных предприятий следует учитывать особенности этих производств. Так, для рабочих 2-й и 3-й смен калорийность ужина может быть несколько увеличена, а для рабочих, которые в силу производственной необходимости обедают на рабочих местах, вместо первого и второго блюда целесообразно готовить одно полужидкое блюдо с соответствующей биологической ценностью. В заводских столовых меню для разных смен (вечерняя, ночная) должно быть различным, чтобы исключить возможность реализации недоброкачественной продукции.
5. При составлении меню необходимо использовать ЭВМ. Применение их позволяет быстро составлять биологически полноценные рационы в разных вариантах с учетом многих факторов питания и в различном стоимостном выражении.