В продуктах и напитках могут содержаться природные токсические соединения (лектины, небелковые аминокислоты, глико- зиды и др.). Некоторые повреждающие вещества образуются при технологической обработке или поступают в продукты из внешней среды.
Лектины — это гликопротеины, обладающие местным и общим токсическим действием. Они нарушают всасывание в тонком кишечнике, повышают проницаемость его стенок, обусловливая проникновение чужеродных веществ во внутреннюю среду организма. Лектины вызывают также склеивание эритроцитов (агглютинацию) и ряд других нарушений. Эти вещества содержатся в бобовых, арахисе, проростках растений, найдены они и в икре рыб. Тепловая обработка, особенно гидротермическая, разрушает лектины.
Токсические аминокислоты, не включающиеся в белки, появляются в растениях, выросших на почвах, в которые было внесено больше, чем следует, азотистых удобрений.
Цианогенные амины содержатся в ядрах косточек ряда плодов (миндаля, абрикоса, вишни и др.). При расщеплении этих веществ соответствующими ферментами, локализованными в тех же ядрах, высвобождается НСN — сильный яд. Это происходит при длительном хранении источников цианогенов, например наливок, настоянных на плодах с косточками. Профилактика отравлений заключается в умеренном потреблении в сыром виде продуктов, содержащих такие гликозиды, а также в тепловой обработке соответствующих продуктов перед употреблением.
Сведения о других токсичных гликозидах и их агликонах, например о соланине и токсическом нафтохиноне юглоне, приведены в табл. 2.12.
Этанол, потребляемый в составе содержащих его напитков1, быстро проникая через мембраны клеток, поражает все органы. Одной из сторон отрицательного влияния этанола является торможение всасывания в кишечнике тиамина и фолиевой кислоты, вследствие чего нередко развиваются алкогольный полиневрит (болезнь бери-бери) и различные нарушения кроветворной системы.
|
Таблица 2.12
Токсические компоненты пищевых продуктов и пути устранения их действия
Наименование токсических компонентов
Характеристика действия
Основные пищевые источники и условия действия
Пути устранения действия
Пектины |
Нарушение всасывания в тонком кишечнике, увеличение проницаемости его стенок, склеивание эритроцитов
Фасоль, горох, соя и другие бобовые — при недостаточной тепловой обработке
Тщательная тепловая обработка
Арахис, проростки некоторых зерновых, икра рыб
Небелковые аминокислоты |
Высокая токсичность |
Цианогенные гликозиды |
Растения, выросшие на почве, обильно удобренной азотистыми удобрениями, — при избыточном потреблении Горький миндаль, ядра косточек вишен, персиков, абрикосов, слив, яблок, бобовые — при хранении и избыточном потреблении в сыром виде
Умеренное потребление
Умеренное потребление
Ограничение потребления ядер косточек в сыром виде, тепловая обработка
' Незначительные количества этанола, образующиеся при изготовлении кефира, не оказывают повреждающего действия на организм.
Окончание табл. 2.12
Соланин
Юглон
Продукты кара- мелизации, ме- ланоидины, окси- метилфурфурол
Этанол
Полициклические
|
ароматические
углеводы
Нитрозосоедине- ния
Раздражение пищеварительной и других систем организма, токсичность
Общая токсичность, торможение всасывания тиамина и фолацина Канцерогенность
Позеленевшие клубни картофеля — при недостаточной первичной и вторичной обработке Незрелый грецкий орех
Источники углеводов и аминокислот, подвергшихся совместному нагреванию при высокой температуре, сахарные сиропы, напитки, изготавливаемые из них Алкогольные напитки
Обугленные участки пищевых продуктов, перегретые жиры, продукты копчения Продукты, подвергшиеся посолу, копчению; при хранении при недостаточно низкой температуре
Растения, выросшие на почве, обильно удобренной азотистыми удобрениями (особенно свекла, листовые овощи), — при избыточном потреблении
Удаление позеленевших участков клубня, тепловая обработка
Ограничение потребления Предупреждение перегревания продуктов
Исключение из рациона
Использование щадящих способов тепловой обработки
Снижение применения дымооб- разования, использование ва- куумирования; соблюдение правил хранения вареных продуктов
Потребление в пределах нормы
Примечания: 1. В некоторых видах редко употребляемых зернобобовых (вика, чина и др.) есть соединения, содержащие нитрильные группы. При одностороннем питании этими бобовыми у человека развивается заболевание нервной системы — ла- тиризм. 2. В таблицу не внесены пищевые источники радионуклидов.
В кулинарии широко используют тепловые приемы, ведущие к карамелизации сахара, образованию меланоидинов из редуцирующих углеводов и аминокислот. В этих условиях может образоваться оксиметилфурфурол, который при накоплении в организме оказывает повреждающий эффект.
|
При избыточном (до обугливания) нагреве поверхности изделий на ней образуются канцерогенные углеводороды, в том числе бензпирен. В копченые продукты он проникает из дыма. Бензпирен найден в грузинском и индийском чае, кофе, его канцерогенный эффект усиливается фенолом, танином, кофеином.
Сильными канцерогенами являются нитрозосоединения. Они образуются в продуктах из пептидов, аминокислот, аминов при технологической обработке, в том числе при посоле, копчении, а также при хранении готовых изделий и продовольственного сырья в нарезанном виде. Сведения о токсических факторах приведены в табл. 2.12.
Приведенный материал свидетельствует о том, что, с одной стороны, не все растительные продукты целесообразно потреблять в сыром виде, с другой стороны, во избежание образования токсических веществ необходимо строго регламентировать условия технологической обработки, а также потребление возможных источников этих соединений.
Использование в практической деятельности сведений о защитном влиянии ряда компонентов пищи и путях устранения действия повреждающих факторов является важным звеном в системе мероприятий, направленных на охрану чистоты внутренней среды человека и реализацию принципов экономики в сфере питания.
2.5. Особенности питания отдельных групп населения Питание детей и подростков
Организм детей и подростков имеет ряд существенных особенностей. Ткани организма детей на 25 % состоят из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и на 75 % из воды. Основной обмен у детей протекает в 1,5 — 2 раза быстрее, чем у взрослых. В связи с ростом и развитием в организме детей и подростков процессы ассимиляции преобладают над диссимиляцией, а в связи с усиленной мышечной активностью повышены общие энергетические затраты.
Средний расход энергии в сутки (ккал) на 1 кг массы тела детей различного возраста и взрослого человека составляет: до 1 года — 100; от 1 до 3 лет — 100... 90; 4... 6 лет — 90... 80; 7... 10 лет - 80... 70; 11... 13 лет - 70... 65; 14... 17 лет - 65... 45; у взрослых людей — 45.
Для нормального физического и умственного развития детей и подростков необходимо полноценное сбалансированное питание, обеспечивающее пластические процессы и энергетические затраты организма с учетом возраста. Энергетическая ценность суточного рациона питания детей и подростков должна быть на 10 % выше их энергетических затрат, так как часть питательных веществ необходима для обеспечения процессов роста и развития организма. Соотношение белков, жиров, углеводов в питании детей старше 1 года и подростков должно составлять 1:1:4. Суточные физиологические нормы питания детей разных возрастов приведены в табл. 2.13.
Потребность в пищевых веществах у детей обратно пропорциональна их возрасту (чем меньше ребенок, тем потребность больше), так как особенно быстро ребенок растет в первые годы жизни.
Большое внимание в питании детей и подростков уделяют содержанию белка (и его аминокислотному составу) как основному пластическому материалу, из которого строятся новые клетки и ткани. При недостатке в пище белка у детей задерживается рост, отстает умственное развитие, изменяется состав костной ткани, снижается сопротивляемость заболеваниям, ослабевает деятельность желез внутренней секреции.
Суточная потребность в белке зависит от возраста ребенка. На 1 кг массы тела необходимо следующее количество белка: детям в возрасте от 1 года до 3 лет — 4 г; 4... 6 лет — 4... 3,5 г; 7... 10 лет — 3 г; 11... 13 лет — 2,5... 2 г; 14... 17 лет — 2...1,5 г.
Белок животного происхождения должен составлять у детей младшего возраста 65... 70 %, у школьников — 60 % суточной нормы этого пищевого вещества. По сбалансированности незаменимых аминокислот лучшими продуктами белкового питания в детском возрасте считаются молоко и молочные продукты. Для детей до 3 лет в рационе питания ежедневно следует предусматривать не менее 600 мл молока, для детей школьного возраста — не менее 500 мл. Кроме того, в рацион питания детей и подростков должны входить мясо, рыба, яйца, — продукты, содержащие полноценные белки с богатым аминокислотным составом.
Жиры играют важную роль в развитии ребенка. Они выступают в роли пластического, энергетического материала, снабжают организм витаминами А, Б, Е, фосфатидами, полиненасыщенными жирными кислотами, необходимыми для развития растущего организма. Особенно рекомендуют сливки, сливочное масло, растительное масло (5... 10 % общего количества).Суточная потребность в жирах такая же, как и в белке. Энергетическая ценность жиров в суточном рационе должна быть не менее 30%. При недостаточном потреблении жиров у детей снижается сопротивляемость болезням, замедляется рост.
У детей отмечается повышенная мышечная активность, в связи с чем потребность в углеводах у них выше, чем у взрослых, и должна составлять 10... 15 г на 1 кг массы тела. В питании детей важное значение имеют легкоусвояемые углеводы, источником которых являются фрукты, ягоды, соки, молоко, сахар, печенье, конфеты, варенье. Количество Сахаров должно составлять 25 % общего количества углеводов. Однако избыток углеводов в питании детей и подростков приводит к нарушению обмена веществ, ожирению, снижению устойчивости организма к инфекциям.
В связи с процессами роста потребность в витаминах у детей повышена (табл. 2.13).
Особое значение в питании детей и подростков имеют, как факторы роста, витамины А, И. Источниками этих витаминов служат молоко, мясо, яйца, рыбий жир. В моркови, томатах, абрикосах содержится провитамин А — каротин. Витамин С с витаминами группы В стимулирует процесс роста, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.
Минеральные вещества в детском организме обеспечивают процессы роста и развития тканей, костной и нервной системы,
Таблица 2.13
Нормы физиологических потребностей для детей и подростков (в день)
|
1 Потребности детей первого года жизни в энергии, белке, жире, углеводах даны в расчете г/кг массы тела. В скобках указана потребность в линоленовой кислоте (г/кг массы тела). Потребности в белке даны для вскармливания детей материнским молоком или заменителем женского молока с биологической ценностью (БЦ) белкового компонента более 80 %; при вскармливании молочными продуктами с БЦ менее 80% указанные величины необходимо увеличить на 20... 25%.
Окончание табл. 2.13 го
Витамины | |||||||||||
Возраст | Пол | С, мг | А, мкг рет. экв. | Е, мг ток. экв. | Э, мкг | В-», мкг | В2, мкг | Вб, мкг | Ниацин, мг ниац. экв. | Фопат, мкг | В-12. МКГ |
0...3 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | |||||||
мес. | |||||||||||
4...6 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | |||||||
мес. | |||||||||||
7...12 | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | |||||||
мес. | |||||||||||
1...3 го | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 1,0 | |||||||
да | |||||||||||
4...6 лет | 2,5 | 0,9 | 1,0 | 1,3 | 1,5 | ||||||
2,5 | 1,0 | 1,2 | 1,3 | 1,5 | |||||||
(школьн.) | |||||||||||
7...10 | 2,5 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 2,0 | ||||||
лет | |||||||||||
11...13 | Мальчики | 2,5 | 1,4 | 1,7 | 1,8 | 3,0 | |||||
11...13 | Девочки | 2,5 | 1,3 | 1,5 | 1,6 | 3,0 | |||||
14...17 | Мальчики | 2,5 | 1,5 | 1,8 | 2,0 | 3,0 | |||||
14...17 | Девочки | 2,5 | 1,3 | 1,5 | 1,6 | 3,0 |
мозга, зубов, мышц. Особое значение имеют кальций и фосфор, суточная потребность в которых составляет 0,5... 1,2 и 0,4... 1,8 г соответственно. Содержатся эти минеральные вещества в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овсяной крупе. Соли железа участвуют в кроветворении, и в случае недостатка этого элемента в питании детям рекомендуют гематоген. Магний участвует в формировании ферментных систем, углеводном и фосфорном обменах, натрий и калий нормализуют водный обмен, иод способствует нормальному функционированию щитовидной железы, фтор — построению зубов.
Потребность детей и подростков в воде больше, чем взрослых, и составляет на 1 кг массы тела для возраста: 1... 3 года — 100 мл, 4... 6 лет — 60 мл, 7... 17 лет — 50 мл (у взрослых — 40 мл).
Суточная потребность детей и подростков в железе и других минеральных веществах указана в табл. 2.13.