О.М.Ноговицына «Ступени свободы». 3 глава




 

На это последнее обстоятельство следует обратить внима­ние, чтобы понять разницу между свободой как выбором и сво­бодой как разумным самоконтролем. В понятии свободы вы­бора заключено только то, что у человека независимо от него возникают различные потребности и желания, но он в извест­ной степени волен выбирать между ними, т. е. у него есть спо­собность выбора, сила выбирать, которая не сводится ни к од­ной из потребностей и представляет собой самостоятельный волевой импульс. Контроль над своими чувствами тоже по су­ществу означает выбор — между ближайшим удовольствием и страданием отдаленным (например, между удовольствием по­курить сейчас и удовольствием сохранить здоровье в будущем). Однако выбор здесь состоит не между двумя путями — курить или не курить, а между тем, действовать ли импульсивно или же по разуму. Такой ситуации, которую мы рассматриваем в свободе выбора, вообще не возникает, т. е. не возникает си­туации выбора между двумя путями. Если человек импульси­вен, то этим его выбор уже сделай — он будет курить. А если разумен — то тоже выбора нет, человек однозначно бросает курить. Свободная воля здесь нужна не для того, чтобы вы­брать один из мотивов, а для того, чтобы сдержать непосред­ственную силу мотивов вообще и дать возможность разуму правильно оценить их объективную сравнительную силу и сде­лать из этого правильный вывод. Свобода воли здесь только проводит решение разума, она есть сила разума, а в разуме, как известно, нет никакого произвола, а только объективная оценка ситуации. Следовательно, и воля здесь превращается в строго объективного судью, который бесконечно далек от про­извольного решения, а, наоборот, занят только тем, чтобы из данных мотивов выбрать объективно наилучший (наиболее сильный, удобный в данных условиях и т. п.) и дать ему до­рогу.

 

Однако эта способность сдерживать чувства и давать воз­можность принимать решения разуму в рассматриваемой кон­цепции имеет вид свободной силы. Это по существу все та же сила, что была в первых двух подходах, та же абсолютно сво­бодная, ничем не детерминированная и ничем не объясняемая сущность, но только направленная не на творчество из ничего и не на выбор, а на сдерживание, преодоление импульсивности. Дело представляется так, что нужна еще особая способность, воля, чтобы объективные, детерминированные чувства призвать к порядку и подчинить разуму. Что же это за воля, откуда она взялась? На это один ответ: это и есть свободная воля. Но слово «свобода» существует не для того, чтобы скрыть наше незнание причины; оно само должно быть объяснено, само должно иметь причину. Здесь же мы такого объяснения не на­ходим.

 

Рассмотрим подробнее этот взгляд на свободу, тем более что он широко представлен в психологической литературе. Из­вестный советский психолог Д. Н. Узнадзе, например, весьма последовательно и глубоко обосновывал именно эту точку зре­ния. Исходным для Узнадзе как психолога является то внут­ренне достоверное состояние своего, личного выбора, которое знакомо каждому человеку. Д. Н. Узнадзе ярко описывает это состояние: «Субъект всегда свидетельствует о возникновении в момент решения одного специфического переживания, кото­рое он может выразить только следующим образом: „Я хочу... Теперь я действительно хочу”...

 

Как надо понимать это переживание? Оно не простая кон­статация, не простое познание или понимание, простое засви­детельствование того, что субъект до этих пор не хотел, а вот теперь хочет. Нет! Это подлинный акт, подлинное пережива­ние: будущая деятельность, которая должна произойти, долж­на быть осуществлена мною, моим „я”, которое этого хочет» [54, с. 386].

 

Яркая специфичность этого переживания отличает его, с од­ной стороны, от того состояния, когда человек чувствует, что в нем есть действительное и сильное Желание, но оно от него не зависит: есть переживание «хочу», но нет переживания «я хочу». В самом деле, объективная потребность, возникающая у человека и реально, актуально овладевающая им, не дает еще ощущение своей личности и субъективности, своего «я». Чтобы объяснить это чувство «я» в человеке, нужно признать в нас, кроме объективных потребностей, еще какую-то внутрен­нюю силу, волевую способность. И ее особенность, по Д. Н. Уз­надзе, должна состоять в том, что она действует не импуль­сивно, как объективные потребности, а, напротив, противодей­ствует импульсивности. «...В случае воли источником деятель­ности или поведения является не импульс актуальной потреб­ности, а нечто совершенно иное, что иногда даже противоре­чит ему» [там же, с. 377].

 

С другой стороны, указанное специфическое переживания «я хочу» отличается от переживания, которое тоже хорошо зна­комо каждому и которое состоит в том, что человек прекрасно понимает, к чему ему следует стремиться для его же блага, ясно представляет себе это свое наиболее разумное желание и все-таки не может заставить себя делать так, как лучше, не может по-настоящему захотеть этого. В этом случае вроде бы есть состояние «я хочу», поскольку человек имеет в сознании представление о «благом намерении», но нет состояния «я дей­ствительно хочу». Различие этих двух состояний также отчет­ливо представлено во внутренних переживаниях человека. «...Переживание, что это „я” действительно хочет... указывает на то, что субъекту знакомо и такое переживание, в котором он только хочет, а не действительно, по-настоящему хочет» [54, с. 408].

 

Каким же образом можно объяснить это особенное пережи­вание человека («я действительно хочу»), когда можно под­черкнуть все три слова? Прежде всего Д. Н. Узнадзе четко различает свободу действия и свободу желания. Свобода пове­дения заключается только в том, чтобы ничто не мешало дос­тичь желаемого, и из самого поведения никак не видно, явля­ется ли оно результатом свободного выбора или же нет. «Ана­лиз волевого поведения показывает, что это поведение всегда может быть вызвано и импульсом актуальной потребности. В содержании и построении самого поведения ни в чем не за­метно, является ли оно волевым или импульсивным» [54, с. 381]. Отсюда следует, что упорство человека в достижении цели, которое мы часто называем волей, не имеет отношения к свободе. Д. Н. Узнадзе такое упорство называет «твердостью воли»: «Твердость воли заключается в способности до конца сохранить принятое решение» [там же, с. 391].

 

Свободная воля возникает, согласно Д. Н. Узнадзе, следую­щим образом. В человеке всегда налицо ряд потребностей, же­ланий, мотивов, которые ориентируют его деятельность в ту или иную сторону. Эти потребности могут быть осознанными, но они всегда вызываются ближайшими, реально воздействую­щими на человека обстоятельствами (как внутренними, так и внешними). Такого рода побуждения Д. Н. Узнадзе называет «импульсами актуальных потребностей». Однако, обладая ра­зумом, человек может не только осознавать свои реально име­ющиеся, т. е. актуальные, потребности, их причины и условия удовлетворения, но также моделировать в уме будущие ситуа­ции, которых сейчас нет налицо. Кроме того, человек может обобщать свои актуальные мотивы и создавать некоторое об­щее представление о своих интересах, так сказать «отвлечен­ную потребность» [там же, с. 407]. Все это приводит к формированию не актуальной, а «мыслимой, воображаемой» си­туации, требующей иной ориентации деятельности, нежели это предполагает каждая отдельная актуальная потребность. При этом сознание исходит исключительно из тех потребностей, ко­торые реально свойственны человеку, но не только из тех, ко­торые есть сейчас, а также из тех, которые еще возникнут, и не только из каждой отдельной потребности, но и из всех вместе.

 

Однако эта мысленная ситуация и обобщенная потребность существует пока только в сознании человека, а сознание само по себе не обладает силой, импульсом к действию. Сознание есть только набор абстрактных и конкретных образов, поня­тий, которые не могут иметь влияние на поведение человека, если не будут поддержаны волей. В то же время актуально, реально в человеке имеются только отдельные потребности, толкающие человека совсем не в ту сторону, куда указывает разум. Поэтому в помощь разуму для перехода от знания к действию необходима воля, нечто «совершенно иное», не­жели актуальные потребности.

 

Таким образом, волевое действие отличается от актуальной потребности тем, что является следствием активной деятель­ности сознания и воображения и выражает не сиюминутное стремление, а общее стремление личности, ее «отвлеченную по­требность— потребность „я”» [там же, с. 407]. Этот мотив про­тивостоит актуальным импульсам и составляет «я» человека, его «самоактивность», благодаря ему человек получает возмож­ность «высвободиться от принуждения импульса актуальной потребности и, следовательно, поставить вопрос о будущем сво­ем поведении: теперь он сам должен решить, как себя вести, раз он уже не следует за импульсом актуальной потребности» [там же, с. 397].

 

Итак, человеческое «я сам» автор объясняет наличием в нем воли, которая не сводится к актуальным, т. е. реально сущест­вующим в человеке потребностям и которая управляет этими потребностями в соответствии с указаниями разума. Разума, по мнению автора, недостаточно, чтобы навести надлежащий порядок среди ближайших и отдаленных, конкретных и обоб­щенных мотивов. Но, чтобы решение разума было приведено в исполнение, необходима власть особой силы Над всеми моти­вами человека (и которые есть, и которые могут быть в нем) — слуга разума. И насколько эта сила в человеке превосходит непосредственную силу актуальных мотивов, настолько чело­век является личностью, «я», субъектом, настолько он сво­боден.

 

Аналогичную позицию занимает и другой ведущий совет­ский психолог С. Я. Рубинштейн [46, с. 510], а также В. И. Се­ливанов [47, с. 79, 104, сл.] и другие авторы.

 

Если углубляться в эту «третью интуицию свободы», то в нашем распоряжении имеется еще одна весьма тонко разрабо­танная психологическая теория, которая делит мотивы чело­века не просто на ближайшие и отдаленные, а на естествен­ные мотивы, свойственные человеку от природы (независимо от того, актуальные они или отдаленные), и на мотивы «иде­альные», которые возникают в человеке в результате созна­тельного осмысления действительности. Последние, согласно этой теории, обычно слабее в человеке, нежели первые, и по­тому требуют в борьбе с естественными побуждениями допол­нительного напряжения, т. е. воли. Последовательно проводят эту точку зрения, например, Т. Рибо [45, с. 62, 66, сл.], У. Джемс [20] и др. У. Джемс пишет: «Все вообще мотивы и действия можно разделить на два класса, из которых первый образуют природные склонности, а второй — идеальные стрем­ления; человек, отдавшийся чувственным наслаждениям, ни­когда не говорит, что он победил в себе идеальные стремле­ния, но строго нравственные люди всегда толкуют о победе над природными склонностями» [20, с. 384].

 

«Природные склонности» всегда сильнее, поэтому для пред­почтения «идеальных мотивов» нужно усилие воли, чтобы идти «по линии наибольшего сопротивления [13, с. 385]. «Тот, кто удерживается от криков под ножом оператора или кто выно­сит общественный позор во имя долга, думает, что в момент совершения действия он выполняет его по линии наибольшего сопротивления. Он говорит, что победил, преодолел известные соблазны и побуждения». В отличие от этого, «лентяи не го­ворят, что противодействовали своему трудолюбию, пьяницы — что боролись с трезвостью, трусы — что подавили в себе храб­рость» [там же, с. 384—385].

 

У. Джемс выражает свою мысль символически: «пусть Р — склонность, I — идеальный импульс, Е — усилие, тогда

 

I само по себе < P

I + E>Р.

Но Е, по-видимому, не составляет части I, не отделимой от последнего. Мы можем его (Е) то увеличивать, то уменьшать, и в тех случаях, когда нам удается сообщить ему достаточную силу, мы можем превратить Наибольшее сопротивление воле­вому акту в наименьшее» [там же, с. 385].

 

Таким образом, воля у У. Джемса представляет собой внут­реннюю силу, которая добавляется к борьбе детерминирован­ных мотивов, природных и социальных. Но эта сила не имеет какого-то своего особого направления и не выбирает произволь­но из конкурирующих альтернатив, а только выступает в за­щиту разума: усиливает идеальные, разумом образованные мо­тивы и ослабляет, сдерживает физические, помимо разума воз­никшие в человеке побуждения.

 

Поскольку воля у Джемса не сводится к объективным мо­тивам и составляет особенный вклад в их отношения, так ска­зать, вклад, «со стороны», постольку волю эту следует считать безусловно свободной. Но сам Джемс не делал такого вывода прямо, чувствуя, что он противоречил бы детерминизму — ос­нове науки. От детерминистского мировоззрения Джемс ни в коем случае не хочет отказаться. «Где мы сталкиваемся с „не-' зависимой переменной”,— пишет он, — там для науки нет мес­та» [там же, с. 397]. Поэтому он только уточняет, в чем со­стоит вопрос о свободе воли, который предстоит еще решить: либо мы можем усиливать и ослаблять Е по произволу, либо интенсивность Е зависит от условий, а не от нас самих. Джемс полагает, что вопрос о воле он решил, выделив в указанных неравенствах величину Е, и теперь нужно решать другой во­прос о свободе воли, то есть вопрос о том, от чего зависит Е — от нашего произвола или от условий. Однако если Е зависит от условий, то эти условия могут быть или естественными, или «идеальными», и никакими больше, поэтому Е просто сводится к I и Р, и никакой воли, ни свободной, ни несвободной, нет вообще. Следовательно, признавая, что Е существует, т. е. не сводится к I и Р, мы должны признать, что она произвольна, иными словами, если мы признали существование воли, отлич­ной от всех существующих у человека мотивов, то мы должны признать и то, что эта воля свободна в смысле полной беспри­чинности.

 

Надо сказать, что такая неопределенность выводов вообще свойственна рассматриваемой точке зрения. Психологи очень тонко описывают переживания личного, субъективного усилия человека, называют его волей и выделяют так или иначе из других объективно детерминированных мотивов. Но в то же время не называют, как правило, прямо волю беспричинной, безусловной, абсолютно свободной. При этом, по-видимому, ос­новываются на том, что воля хотя и не сводится к мотивам, но и не выражает произвола; напротив, она только следует ра­зуму, объективному познанию. В этом, действительно, состоит большое преимущество данного взгляда по сравнению с двумя предыдущими, и мы уже отмечали это. Однако сам факт, что человек решает в пользу разума или импульсивного влечения, в пользу природных или «идеальных» мотивов, предоставля­ется полному произволу человека.

 

Если говорить о конкретной логической ошибке, которая привела данную точку зрения, как и две предыдущие, в конце концов опять к произволу, то она состоит в следующем. И от­даленные, и «идеальные» мотивы в рассмотренных рассужде­ниях определены как существующие наряду, т. е. вместе и од­новременно с мотивами ближайшими и естественными. В то же время утверждается, что всякого рода отвлеченные мотивы по самой своей сущности всегда слабее актуальных и потому нуж­даются в дополнительной помощи. Такую помощь может ока­зать только воля, которую человек воспитывает в себе сам. Ос­новывается этот взгляд на том интуитивно очевидном факте, что естественное, врожденное желание реализуется легче и без усилий по сравнению с сознательно выработанными мотивами. Например, кричать от боли легче, чем из гордости или из дру­гих «идеальных» соображений терпеть боль молча. Поскольку же «идеальные» мотивы рассматриваются как существующие наряду с природными, то получается, что воспитывать или укреплять в себе высшие, идеальные качества — значит воспитывать особую волю в поддержку существующих наряду с при­родными идеальных мотивов. На самом деле идеальные мо­тивы вовсе не слабее, а вторичнее естественных: они возни­кают после них, отчасти на их основе. И воспитание человека состоит в том, чтобы развивать в нем не особую дополнитель­ную силу в помощь идеальным мотивам, а в том, чтобы воспи­тать сами эти мотивы. Чтобы не кричать от боли, человеку не нужна воля в помощь гордости, а нужна гордость. И точно так же, чтобы помнить и считаться с последствиями своих бли­жайших удовольствий, нужна не особая воля, а просто знания этих последствий.

 

Поэтому совершенно не верно, что «высшие» и отвлеченные чувства всегда по своей природе слабее «низших» и ближай­ших; верно лишь то, что воспитать, построить этот «верхний этаж» в структуре личности довольно сложно, и делается это не сразу. Однако, будучи построенным, этот сознательный, со­циальный уровень становится равным или даже более сильным. Мы уже видели примеры того, как, скажем, совесть, воспитан­ная в человеке, становится сильнее, чем более простые чувства, такие, как эгоизм, жадность; причем даже тогда, когда чело­век и сам не рад своей совестливости и из каких-то соображе­ний готов даже бороться с ней. Следовательно, то, что У. Джемс называет слабостью идеальных мотивов, есть их вторичность, и они нуждаются не в помощи, а в воспитании. Если вернуться к знаковым обозначениям Джемса, то это означает, что Е полностью сводится к I.

 

Итак, все три рассмотренные нами интуиции свободы — сво­боды желать, выбирать из желаний, подчинять желания разуму (несмотря на их кажущуюся достоверность во внутреннем опы­те и глубокую укорененность в обыденном и даже научном со­знании)— рано или поздно приводят в тупик абсолютного или, как говорил Гегель, скучного произвола: я свободен, и больше ничего. Суверенность человека вытекает здесь просто из ни­чего, выступает как полная неопределенность оснований его творчества. Тем не менее анализ этих интуиций обогатил нас не только отрицательным результатом. По крайней мере стало ясно то, что свобода воли (в отличие от беспрепятственности действия) предполагает отношение человека к самому себе. Если действие человека выражает его отношение к «иному» — природе и другому человеку, то воля его есть именно его об­ращенность, оценка и деятельность, направленные на себя са­мого.

 

Уже из этого предварительного определения видно, что сво­бода в ее существенном понимании, т. е. как свободы воления, представляет собой нечто парадоксальное и во всяком случае трудно осмысляемое. Ведь отнестись к себе — значит предстать перед самим собой в качестве вполне внешнего, подлежащего отстраненному изучению и воздействию объекта, с той, однако, особенностью, что этот внешний предстоящий тебе объект ты сам и есть. Вся тайна и трудность такого состояния заключа­ется, следовательно, в том, чтобы занять позицию вне самого себя. Но не так, например, как мы смотрим на себя в зеркало чужими глазами, — здесь мы просто примеряем на себя чью-то уже существующую и знакомую нам точку зрения, а зеркало служит лишь удобным средством -моделировать отношение к нам со стороны кого-то другого. Поскольку в этой странной игре зеркало представляет «нас», а мы сами сосредоточиваемся на чужой, внутренне определенной оценке, постольку в зеркале оказывается наша внешность, лишенная нашего внутреннего наполнения. Все, что мы этим можем достичь, — лишь моде­лирование чужого интереса к одной неодушевленной изнутри нашей внешности, т. е. моделирование в чистом, так сказать, экспериментальном виде той степени пошлости, какую трудно встретить в действительности.

 

Во зло, однако, может быть обращено лишь достоинство. Чтобы смотреть в зеркало, т. е. отделять свое внешнее от своего внутреннего, нужно уже иметь в себе это раздвоение, нетождественность с собой, нужно располагать уже тем внутренним уникальным «я», которое подлежит замене на чужую внутрен­нюю уникальность. Иными словами, та позиция, которая дает определенность отношению к себе, не может быть ниоткуда позаимствована, а должна быть выработана на основании са­мого себя и самим собой. Это, собственно, и означает свободу или самодеятельность. Отношение с самим собой, или внут­реннее отношение, предполагает, что сторонами его выступает одно и то же «я», но взятое как бы в разных модификациях или, философски говоря, в различных своих модусах. В понимании этого как раз и состоит сложность, с которой ни­как не может справиться «здравое», или обыденное, мышле­ние: оно настойчиво пытается привлечь свободную волю или «я» откуда-то со стороны, в дополнение и в помощь к тем мо­тивам, потребностям, целям, которые объективно имеются у человека. В результате свобода оказывается внешней по отно­шению ко всему действительному эмпирически данному мно­гообразию человеческих мотивов, имеющих природное или со­циальное происхождение, т. е. с необходимостью оказывается ничем: пустой мечтой и ложным пафосом.

 

На самом деле свободная воля, «я» или личная позиция человека должна быть не чем-то просто иным по отношению к фактическому содержанию его потребностей, но быть «своим иным», т. е. тем же самым содержанием, представленным, од­нако, не в форме эмпирического многообразия, а как общий единый принцип его: простое начало, к которому может быть сведено все конкретное богатство бытия. Там, где «поток жизни» обретает свой «логос» (простое основание своего единства), там и возникает отношение с собой, т. е. противостояние од­ного содержания в разных его формах. Там действительностью становится раздвоенность, или отношение к самому себе.

 

Весь вопрос, следовательно, упирается в природу «я — логоса»— простого единства, к которому должно быть сведено богатство существования. Какого рода действительностью мо­жет обладать это неэмпирическое и неконкретное начало? И какого рода активностью может обладать оно, даже будучи действительным? Ответ на эти вопросы ни исторически, ни по существу не может быть однозначным. Ответ в данном случае есть прослеживание процесса созревания этого «я», пути ста­новления и отбрасывания различных, все более сложных форм, которые оно принимает. Первой и простейшей из этих форм, в которых «я» предстает как единство многообразия, является принцип удовольствия.

 

 

О ПОЛЬЗЕ БЕСПРЕДМЕТНЫХ ЖЕЛАНИЙ

Трудно не согласиться, что удовольствие есть та простей­шая общность, которая не только делает схожими все стрем­ления, но и организует их, выдвигая каждый раз на первый план те из них, которые в данных условиях сулят наиболь­шие удовольствия или, напротив, чреваты наибольшим страда­нием.

 

Удовольствие представляет собой элементарнейший субст­рат всякой потребности, удовлетворение которой, каково бы ни было его предметное содержание, всегда состоит в получении удовольствия. И точно так же, как простейшее физиологиче­ское усилие (то, что К. Маркс назвал абстрактным трудом) позволяет организовывать по степени трудоемкости самые раз­личные по своему предмету и характеру виды деятельности, точно так же и удовольствие в его простейшем физиологиче­ском смысле, как абстрактное удовольствие, или удовольствие вообще, в каждый момент жизни выстраивает и подчиняет друг другу в количественном отношении мотивы, качественно, каза­лось бы, не имеющие между собой ничего общего. Со времен Платона борьбу различных мотивов в человеке сравнивают со взвешиванием на единых весах различных грузов: масштабом и общей мерой для этих внутренних весов человека служит удовольствие.

 

Природа его, очевидно, двойственна. С одной стороны, не существует удовольствия (или страдания) вообще, но всякое реальное удовольствие доставляется известным органом и пред­метом, сочетание которых и образует данную конкретную фор­му чувства (что общего, например, между удовольствием спать или есть?) Но, с другой стороны, удовольствие есть именно чувственная реальность или такая общность наших пережива­ний, которая непосредственно дана нам во внутреннем опыте. Поэтому удовольствие как таковое, не будучи связано ни с какой определенной целью, само в то же время может быть определено как цель. Для этого достаточно лишь абстрагирую­щей силы мысли, способной охватить и сделать самостоятель­ным предметом для себя то, что в действительности составляет всегда лишь часть чего-то иного. И это не будет уже бессиль­ной абстракцией наподобие «желания вообще», «желания неиз­вестно чего», — напротив, это будет определенной и поэтому действенной абстракцией. С осознанием удовольствия как принципа жизнедеятельности бессильная абстракция желания обретает эмпирическую чувственно ощущаемую цель и тем са­мым превращается во вполне определенное желание удоволь­ствия.

 

Когда удовольствие перестает быть только естественным ре­гулятором различных существующих мотивов и всей мотива­ционной структуры человека в целом и превращается, кроме того, в самостоятельную особую цель, это и означает, что эм­пирическому «я», т. е. «я» как естественным образом органи­зованному многообразию, противостоит теперь впервые «я — принцип», «я» как обретшая самостоятельность простая общ­ность бытия. Человек вместе с тем перестает быть только ес­тественным существом, объектом различных влияний, но пре­вращается в субъект или продукт своей собственной деятель­ности.

 

В естественном существе возникновение потребностей либо обусловлено генетически, либо есть дело случая: испытав не­знакомое воздействие среды, оказавшееся приятным, такое су­щество может запомнить условия, вызвавшие удовольствие, стремиться к их возобновлению, наконец, привыкнуть к ним, как к необходимости. Однако и генетически возникший, и случайно обретенный мотив всегда конкретен и предметно определен. Ни животное, ни ребенок до известного возраста не де­лают удовольствие как таковое особой целью для себя. И лишь достаточно развитое сознание побуждает человека целенаправленно экспериментировать со средой и своими собственными органами чувств, дабы вызвать какое угодно, лишь бы наибольшее, интенсивнейшее наслаждение.

 

И эту целеустремленность ни в коем случае, разумеется, не следует смешивать с безудержностью и безоглядностью на­слаждения. Напротив, она может быть сколь угодно расчетли­вой и осмотрительной. Дело лишь в том, что субъект теперь не ограничивается либо объективно-генетически, либо случай­но данными ему потребностями, их комбинацией, управлением и т. д., но в итоге целенаправленного экспериментирования сам создает целый ряд потребностей, обеспечивая в то же время условия их удовлетворения так, чтобы в итоге разнообразить и усилить сумму получаемых им удовольствий. Так или иначе, хорошо это или плохо, но нельзя не признать теперь, что субъ­ект сам творит свою жизнь, т. е. становится действительным субъектом собственной воли.

 

Вместе с наметившимся хотя еще и очень примитивным, но уже действительным отношением человека к себе возникает и более сложное отношение к другому человеку. До сих пор мы вели разговор только о естественных мотивах или же брали в качестве примера мотивы биологические и социальные, не делая никакого различия между ними. Тем не менее это раз­личие существенно: так называемые социальные мотивы не свя­заны с чувственным удовольствием и страданием и, следова­тельно, имеют свой источник не в • биологической природе. Прежде чем обратиться теперь к вопросу о сущности и источ­нике социальных мотивов, необходимо сделать несколько заме­чаний предварительного характера.

 

Отличие социальных потребностей от биологических видят обычно в том, что их источником является не природа, а об­щество, законы общественной жизни. Это объяснение верно, но оно охватывает только одну, объективную сторону дела. Из этого объяснения получается, что общественные потребности возникают из другого источника, нежели биологические, но тем же способом, т. е. возникают в человеке независимо от его со­знания и воли, задаются ему общественными условиями и вос­питанием так же, как биологические потребности задаются пу­тем развития видовых инстинктов и индивидуальным обуче­нием.

 

Действительно, нормы общественной жизни, в особенности простейшие, возникают и закрепляются в человеке объективно, вкладываются в него обществом, так что в результате человек находит их в себе в качестве таких же объективных и необходимых сил, как естественные потребности, и он, хочет или не хочет, должен в равной степени считаться и с тем, и с дру­гими. Выше мы уже приводили примеры того, как человек борется со своей совестью, словно с врагом, с внешней ему си­лой, Точно так же человек может и с благодарностью опереться на совесть, однако и в этом случае человек находит себе поддержку в объективной, независимо от него в нем суще­ствующей силе.

 

Но если, с одной стороны, человека формируют обществен­ные условия, то, с другой — эти условия человек не находит уже готовыми, а создает их своей сознательной деятельностью. Биологические законы заданы человеку его природой, законы социальные человек создает сам в целях улучшения своей жиз­ни. Но чтобы создать что-то, нужно иметь для этого мотив. Чтобы создать, например, нравственный закон, нужно сначала иметь потребность в таком законе. Получается, следовательно, что, с одной стороны, нравственные потребности возникают у человека в результате воспитания в духе законов, суще­ствующих в обществе, а с другой — эти законы возникают вследствие существующей у человека потребности в нрав­ственности.

 

Чтобы выйти из этого круга, в котором человек создается обществом, а общество — человеком, необходимо уточнить ус­ловия сознательного творчества человеком своей жизни. Чело­век действительно сам совместно с другими людьми создает свою общественную жизнь. «Мы делаем нашу историю са­ми»,— говорит Энгельс [7, с. 395]. Но, продолжает Энгельс, во-первых, человек делает историю не из- ничего, а опираясь на уже существующие условия — как природные, так и соци­альные, как внутри себя, так и вовне. Воля человека, направ­ленная на создание новых, условий, определяется всеми уже созданными прежде условиями. Каждый человек, во-вторых, «хочет того, к чему его влечет физическая конституция и внеш­ние, в конечном счете экономические, обстоятельства (или его собственные, личные, или общесоциальные)» [там же, с. 396]. А то, что человек создает нового, он не получает в том виде, в каком он хотел. Потому что рядом и вместе с ним дейст­вует другой человек, имеющий свой интерес и свои возмож­ности. Столкновение многих «воль» и сознаний, каждая либо каждый из которых стремится создать свою историю, приво­дит к чему-то среднему, к некой равнодействующей, которой никто в отдельности не хотел, но которую все вместе создали и которая теперь по отношению к каждому выступает как господствующая объективная реальность. «...История делается таким образом, что конечный результат всегда получается от столкновений множества отдельных воль... Таким образом, имеется бесконечное количество перекрещивающихся сил, бес­конечная группа параллелограммов сил, и из этого перекре­щивания выходит одна равнодействующая — историческое со­бытие. Этот результат можно опять-таки рассматривать как продукт одной силы, действующей как целое, бессознательно и безвольно. Ведь то, чего хочет один, встречает противодейст­вие со стороны всякого другого, и в конечном результате по­является нечто такое, чего никто не хотел. Таким образом, ис­тория, как она шла до сих пор, протекает подобно природному процессу и подчинена, в сущности, тем же самым законам дви­жения» [там же, с. 395—396].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: