Вот эта история, получившаяся как бы сама собой, в виде экономических, правовых, нравственных и иных законов, и предстает перед человеком в качестве объективной данности к которой нужно приспосабливаться, которую нельзя не принимать и которой остается лишь подчинить свой внутренний мир, свои мотивы, цели, идеалы, потребности. Хочет человек этого или нет, но, оказавшись перед лицом этой колоссальной, вобравшей энергию миллионов, бессознательной и безвольной реальности, он становится ее продуктом, приводит свои мотивы в соответствие с ее законами. Этот совершающийся у всех на глазах и всеми ощущаемый процесс воспитания человека средой заслоняет собой весьма сомнительный для каждого факт, что эта совершенно не похожая на желаемое и ожидаемое каждым среда воспитана и создана собственными сознательными усилиями каждого. То, что «мы делаем нашу историю сами», кажется горькой насмешкой над нами, воспитанными в подчинении колоссальному анониму — общественной необходимости. И тем не менее именно мы, никто, кроме нас, создаем этот колосс, только до времени мы делаем это несогласованно.
Итак, человек опирается в своем сознательном творчестве на объективные, не им выбранные условия и получает в результате объективную реальность, тоже не им выбранную и тоже его определяющую. Но все это только затемняет, а отнюдь не отменяет факт творчества человеком своей общественной жизни. Следовательно, нет никакого противоречия между тем, что человек творит общество, и тем, что общество творит человека. Оба эти процесса происходят в разных смыслах и в разных отношениях. Объективные предпосылки с самого начала определяют волю человека, но не исчерпывают ее, и она, опираясь на эти предпосылки, создает нечто кроме них. Полученные результаты оборачиваются безличной и подчас чуждой человеку силой, но уже после того, как человек создал ее. Творит человек индивидуально; и именно потому, что он творит как отдельная, не согласованная с другими сила, такое необходимое для общества согласование происходит для него отнюдь не в свободной форме, т. е. как подчинение всех одинаковому и для всех внешне заданному закону.
После Ф. Энгельса В. И. Ленин еще раз подробно разъяснил, в каком смысле человек сам строит свои отношения с другими людьми, исходя из своего интереса и своего сознания, а в каком смысле общество подчиняет человека своей объективной логике. «Каждый отдельный производитель в мировом хозяйстве сознает, что он вносит такое-то изменение в технику производства, каждый хозяин сознает, что он обменивает такие- то продукты на другие, но эти производители и эти хозяева не сознают, что они изменяют этим общественное бытие... Из того, что вы живете и хозяйничаете, рожаете детей и производите продукты, обмениваете их, складывается объективно необходимая цепь событий, цепь развития, независимая от вашего общественного сознания, не охватываемая им полностью никогда» [8, с. 345].
В. И. Ленин, говоря о том же, что и Ф. Энгельс, выделяет аспект отношения сознания к условиям жизни людей, аспект сознательности человеческих действий. Человек начинает с того, что строит свою жизнь, исходя из своего личного положения и личного интереса. В пределах своего индивидуального бытия он охватывает сознанием все необходимое в достаточной мере и сознательно осуществляет свою волю. Но для такого индивидуального сознания оказывается в принципе закрыто общественное бытие, получающееся в результате многих отдельных усилий. К общественному бытию, созданному его же стараниями, человек вступает в совсем другие отношения, и для охвата и осознания общественного бытия нужно уже не индивидуальное, а общественное сознание, общественное в том смысле, что перед человеком уже совсем другой предмет — общественная жизнь, который кардинально, отличается от предмета индивидуального сознания.
Индивидуальные действия проходят через сознание человека, зависят от сознания; без сознания отношения между людьми в таком виде, как они есть, были бы невозможны. А общественные результаты этих действий, складывающиеся в особую логику развития общества, уже не зависят от сознания, и сознание, если оно обращается к этой логике, находит ее уже готовой. Общественное бытие существует не только до и независимо от сознания, но сознание не в состоянии даже полностью охватить это бытие, а лишь в основном и в общем. Конечно, познание основных законов общественного бытия отнюдь не бессмысленно и тоже помогает людям улучшить и изменить свою жизнь. Но в этом случае бытие, условия жизни выступают как предпосылка и предмет сознания, тогда как в индивидуальной жизни сознание входило как момент в действие, создающее условия жизни.
Таким образом, мы можем теперь ответить на вопрос, чем отличаются нравственные мотивы от естественно-биологических.
Прежде всего тем, что происходят они не от природы, а из общества. Но самое существенное отличие состоит в том, что нравственные (как и все социальные) законы человек создает сам, стремясь естественным образом к улучшению условий своей жизни. В соответствии с этим он строит свои общественные отношения и формирует у себя связанные с ними мотивы.
Две проблемы возникают со всей очевидностью, как только выяснен в самом общем виде механизм образования социальных законов и мотивов. Во-первых, что именно имеется в виду, когда говорят, что человек сам творит свою историю? Что значит «сам» и почему мы не применяем это слово к животным? Как возможно, чтобы человек не только опирался на объективные предпосылки своей жизни, но и создавал из них нечто новое, к ним не сводимое? Как сделать, чтобы сознательное творчество людей не оборачивалось для них подчиненностью бессознательной всеобщей силе, чтобы индивидуальная деятельность и сознание (а что еще есть в распоряжении отдельного человека?) создавали всеобщие общественные результаты, в которых узнавали бы сами себя, чтобы люди действительно сами делали свою историю?
Совершенно очевидно также, что эти вопросы трудно решать одновременно, но сначала следует выяснить, может ли и как может человек создать что-то, не сводимое и не вытекающее из его естественных предпосылок, а затем уже обратиться к тому, как преодолеть хаотическую форму общественной жизни. Следовательно, первый вопрос, который должен был встать перед философией, это вопрос о том, каким образом человек в состоянии возвыситься над объективными, со всех сторон окружающими его предпосылками, что побуждает его к этому?
Принцип удовольствия, объясняющий впервые активность человека в отношении условий его жизни, позволяет дать также первое, еще очень упрощенное и поверхностное, но, повторяем, уже действительное объяснение тому, как человек создает наряду с естественными общественные условия существования. Согласно общей логике этого принципа, общественные отношения возникают в результате стремления людей к улучшению своей жизни, в конечном счете к наибольшему удовольствию. Преимущества коллективной, общественной жизни в этом смысле совершенно очевидны. Создавая постепенно нормы и правила коллективной жизни, общие для всех и выгодные для каждого, люди привыкают к их исполнению, воспитывают в их духе новые поколения, и эти нормы и правила со временем становятся потребностью для людей. Однако поскольку общественные отношения представляют собой не что иное, как средство для достижения лучшей, более богатой радостями и бедной несчастьями жизни, то отношения эти, равно как и потребности в них, являются не более чем условностями. Они могут быть заменены, как только перестанут вполне соответствовать своим задачам, и даже должны быть заменены в этом случае.
Следовательно, общественные правила и потребности — политические, правовые, моральные — являются продуктом сознательной, целесообразной деятельности людей ради улучшения условий их жизни. Общественные отношения есть установления, не вытекающие из законов природы как таковой, образование, служащее людям лишь средством и условием к улучшению их жизни.
К этим искусственным общественным установлениям люди, однако, подходят по-разному. Подавляющее большинство людей в обществе принимают их не раздумывая, как должное и не требующее доказательств и объяснений. Им достаточно, что эти установления освящены традицией- и привычны для них. Но есть среди людей и те, кто понимает условность общественных норм и умеет видеть в них лишь средство для лучшей жизни. Такие люди, понимая действительный смысл общественных норм и оценок, относятся к ним соответствующим образом. Когда это им выгодно, они принимают эти нормы, в противном случае пытаются создать новые, более подходящие, легко расставаясь с традицией и привычкой. Такие люди никогда не забывают, что отношения, связывающие их с другими людьми, есть не что иное, как средство, которое они используют для своей выгоды. Поэтому равенство, уважение друг к другу, взаимопомощь есть лишь обмен услугами к взаимной выгоде.
Поскольку большинство людей, «толпа» принимает общественные нормы некритически, слепо верит в них, как будто они вытекают из естественных потребностей, постольку «сильные» личности могут легко обмануть толпу, использовать ее в своих целях. В особенности если такие личности наделены еще и властью, и общественным весом. Сами свободные от веры в закон, они заставляют других верить в тот закон, который им выгоден.
Таково, в общих чертах, воззрение, которое исторически первым объяснило общественные условия как продукт самостоятельной творческой деятельности людей. Возникло это воззрение в школе софистов и позднее подробно было развито так называемым вторым поколением этой школы, или «младшими» софистами. До них общественные потребности только постулировались (утверждалось, например, что боги дали людям «стыд и правду»), но не было еще никаких оснований для объяснения их. «Природе» человека просто приписывались наряду с биологическими также и социальные качества. Дело поэтому сводилось лишь к тому, чтобы знать и разумно управлять своей «природой». «Младшие» софисты первыми попытались, исходя из действительных естественных предпосылок человеческого существования и из принципа удовольствия как основания активного отношения человека к своим предпосылкам, вывести рационально общественность из самодеятельности человека.
От сочинений софистов осталось очень мало, и в основном мы узнаем об их взглядах из сочинений других философов. Тем не менее основные их идеи вполне ясно прослеживаются.
1. Прежде всего следует подчеркнуть, что «младшие» софисты полностью признают объективную, естественную природу в человеке и относятся к ней точно так же, как их предшественники, а именно полагают, что законы этой природы необходимо познавать и неукоснительно им следовать. В соответствии с этим софисты выделяют в человеке две природы: одну — естественную и необходимую, другую — условную и искусственную. «Ибо, — говорит Антифонт, — предписания законов произвольны. (искусственны), веления же природы необходимы. И сверх того, предписания законов суть результат соглашения (договора людей), а не возникшие сами собой порождения природы; веления же природы суть самовозникшие (врожденные начала), а не продукт соглашения людей между собой... Итак, тот, кто нарушает законы, если это остается тайным от остальных участников соглашения, свободен от позора и наказания; если же его противозаконный поступок открывается, то его постигает позор и кара. Но если кто-нибудь попытается насильственно нарушить что-нибудь из коренящихся в самой природе требований, идя против естественной возможности, то, если это и остается скрытым от всех людей, бедствие от этого для него самого будет ничуть не меньшим и нисколько не большим, чем в том случае, если это все увидят. Ибо в этом случае вред причиняется не вследствие мнения людей, но по истине. Вообще же рассмотрение этих вопросов приводит к выводу, что многие предписания, признаваемые справедливыми по закону, враждебны природе человека... Что же касается полезных вещей, то те из них, которые установлены в качестве полезных законами, суть оковы для человеческой природы, те же, которые определены природой, приносят человеку свободу... В поступках, противоречащих природе, заключается причина того, что люди страдают больше, когда можно было бы меньше страдать, и испытывают меньше удовольствий, когда можно было бы больше наслаждаться, и чувствуют себя несчастными, когда можно не быть таковыми» [34, с. 43—45].
Нет ничего ошибочнее, чем представлять «младших» софистов сторонниками безудержного наслаждения, не считающихся ни с какими законами природы. Нарушение законов природы ведет не к удовольствию, а к страданию; это понимали, разумеется, «младшие» софисты, которые проповедовали отнюдь не наивный и не детский взгляд на человека и его поведение. Именно такими наивньщи сторонниками безоглядного удовольствия выводили «младших» софистов их оппоненты, старшее поколение софистов, которые придерживались традиционного взгляда на социальность как объективное, данное богами свойство человеческой природы.
Таким образом представлена концепция «младших» софистов, в частности, в известном произведении «старшего» софиста Продика «Времена года». Содержание ее, наиболее подробно переданное Ксенофонтом, заключается в споре Добродетели и Порока, пытающихся склонить юного Геракла каждый на свою сторону. В уста Порока Продик вкладывает учение «младших» софистов, а в уста Добродетели — свое собственное.
Основной аргумент Порока состоит в том, что он предоставляет возможность «отовсюду получать пользу» [34]. Аргумент Добродетели таков: «Я не буду обманывать тебя приманками удовольствия, но расскажу (тебе) по истине, как боги устроили существующий мир» [там же, с. 12]. Различие Добродетели и Порока состоит вовсе не в том, что Добродетель отрицает удовольствие; напротив, оба эти начала исходят из того, как человеку достичь наибольшего удовольствия. Однако для Добродетели удовольствие есть выражение закона, а потому всякое отклонение от закона и меры, данных природой, неизбежно ослабляет удовольствие и, в конечном счете, ведет к страданию. А для Порока удовольствие есть результат стремления субъекта, и поэтому, чем больше нарушена мера в пользу удовольствия, тем лучше.
Добродетель укоряет Порок следующим образом: «Что ты имеешь хорошего? И какое у тебя понятие об удовольствии, если ради нее ты ничего не хочешь делать? Ты даже не ожидаешь (пока появится) желание удовольствия, но (еще) до появления желаний ты насыщаешься всем (что только можно пожелать): прежде чем ощутить голод, ты наедаешься, и прежде чем почувствовать жажду — ты пьешь. И чтобы приятно покушать, ты изобретаешь гастрономию, и чтобы приятно попить, ты приготовляешь дорогие вина и летом бегаешь за льдом, и чтоб сладко уснуть, ты приготовляешь не только подушки и постели, но и качающиеся подставки для лож. Ибо сна ты желаешь не по причине усталости, но потому что тебе нечего делать. Что же касается любовных наслаждений, то ты насильственно вызываешь их до возникновения естественной потребности, изобретая всяческие (способы удовлетворения любовной похоти)» [там же, с. 13].
Добродетель убеждает, что нужно следовать не стремлению к бесконечному и безудержному удовольствию, а,законам бога и природы, и тогда человек достигает наибольшего удовольствия. «У моих друзей, — говорит Добродетель, — приятное и легкое наслаждение пищей и напитками... так как они воздерживаются, пока не захотят (есть и пить). Сон у них приятнее, чем у людей, не знающих труда» и т. д. [там же, с. 19].
Таким образом, Добродетель побивает Порок его же аргументом: если хочешь получить наибольшее удовольствие, следуй природе; если же ты будешь стремиться выйти за ее пределы, добиваться чего-то большего путем нарушения ее законов, то результатом будет только уменьшение радости и возрастание страдания. Однако «младшие» софисты совсем и не призывают к нарушению объективных законов внутренней и внешней природы. Напротив, они со всей определенностью утверждают необходимость и незыблемость этих законов. То, что можно нарушать, с их точки зрения, это условные законы общества, которые установлены человеком для его пользы и точно так же могут быть им изменены или отменены. Подчинение природы целям удовольствия относится ко «второй» природе (отнюдь не к «первой»!).
2. «Младшие» софисты утверждают, что, помимо потребностей, т. е. «первой», естественной и необходимой природы, человеком движет стремление к удовольствию. В одном из диалогов Платона Калликл говорит: «Что такое прекрасное и справедливое по природе, я скажу тебе сейчас со всей откровенностью: кто хочет прожить жизнь правильно, должен давать полнейшую волю своим желаниям, а не подавлять их, и как бы ни были они необузданны, должен найти в себе способность им служить (вот на что ему и мужество, и разум!), должен исполнять любое свое желание» [38, с. 318]. Здесь речь, разумеется, идет не о безоглядном, а всегда о разумном и осмотрительном стремлении к наибольшему удовольствию.
То, что «младшие» софисты признают необходимость познания и подчинения законам «первой» природы, доказывает, что их воззрение не является просто противоположностью традиционной концепции, а является шагом вперед. «Младшие» софисты сохраняют достижение прежней философии — тезис о том, что человек должен объективно познавать условия своей жизни и ориентироваться в них в соответствии с требованиями объективного познания. Однако, признав это, новая этическая школа идет дальше и утверждает, что этим нельзя довольствоваться и необходимо выйти за пределы данных условий и следовать по отношению к новому кругу условий — субъективному стремлению к удовольствию.
Схватывая суть этой философии, Сократ сразу указывает, что жизнь человека, стремящегося к таким образом понимаемому удовольствию, уподобляется наполнению дырявой бочки— сколько ни наливай, все будет мало; стремление к удовольствию как таковому в принципе не может быть удовлетворено. И «младший» софист Калликл полностью принимает сравнение Сократа: как раз бесконечное стремление ко все новому наслаждению, неудовлетворенность никаким определенным уровнем удовольствия — в этом и состоит смысл жизненной философии Калликла. «Тому, кто уже наполнил свои сосуды, не остается на свете никакой радости... каменная получается жизнь, раз сосуды полны, и уже ничему не радуешься и ничем не мучиться. Нет, в том лишь и состоит радость жизни, чтобы подливать еще и еще!» [там же, с. 321].
3. Поскольку общественные законы являются лишь средством и условием для достижения каждым своей выгоды, постольку именно сильный, умный и мужественный человек сможет подчинить их себе. В том же диалоге Калликл рассуждает о воспитании людей в духе традиционной справедливости: «Мы берем их в детстве, словно львят, и приручаем заклинаньями и ворожбою, внушая, что все должны быть равны и что именно это прекрасно и справедливо. Но если появится человек, достаточно одаренный природою, чтобы разбить и стряхнуть с себя все оковы, я уверен: он освободится, он втопчет в грязь наши писания, и волшебство, и чародейство, и все противные природе законы, и, воспрянув, явится перед нами владыкою, бывший наш раб, — вот тогда-то и просияет справедливость природы!» [там же, с. 308].
Следовательно, истинная, естественная природа человека — это его потребности и свойственное ему стремление к наслаждению. Все же общественные законы и связанные с ними потребности есть лишь средства, обеспечивающие осуществление истинной природы.
Из всего сказанного ясно, что основу, центральный пункт учения «младших» софистов составляет идея стремления к удовольствию, отличного от удовлетворения потребностей. Именно благодаря стремлению к удовольствию человек выходит за рамки объективно определенных потребностей и создает новые условия и новые потребности, в том числе общественные условия и общественные потребности. Именно в стремлении к удовольствию человек обнаруживает себя как субъект, относящийся ко всему объективному миру, причем относящийся не только познавательно, но и волевым способом.
Достоинства и недостатки воззрения «младших» софистов подробно выявлены Сократом, и при анализе философии Сократа мы еще вернемся к оценке софистов и их принципа удовольствия. [5] Сейчас нам важно лишь определить то новое, что принесли с собой софисты и что они противопоставили первоначальной концепции человека. С общемировоззренческой точки зрения, значение софистов — и старшего, и младшего поколения — состоит в том, что они впервые обосновали учение субъективизма.
Субъективизм вообще имеет два различных аспекта.
Во-первых, он может быть отнесен собственно к процессу познания, т. е. взаимосвязи сознания человека и природы. Здесь субъективизм может заключаться в отрицании вообще всякой природы и в признании наших ощущений единственным источником знания. Такова позиция Беркли [13]. Кроме того, гносеологический субъективизм может выражаться в признании самостоятельной, независимой от мира организации нашего сознания, которая определяет способ нашего познания и сказывается на его результатах. В результатах познания отражается, следовательно, не только объективный мир, но и особенность субъективного сознания, как это развито у Канта [21]. Субъективизму в теории познания противостоит диалектико материалистическая теория отражения, согласно которой все содержание сознания является в принципе правильным, адекватным отражением объективно существующей природы.
Во-вторых, субъективизм может быть выведен не из отношения сознания и природы, а из отношения тела (в особенности потребностей) человека и его сознания. Такая точка зрения может признавать существование внешнего мира, более того, она может соглашаться, что сознание само по себе в состоянии отразить мир объективно, но все дело заключается в том, что сознание само по себе не бывает, а оно всегда связано с состоянием тела человека и его потребностями. Вследствие этой своей принципиальной связи с телом сознание не может познавать мир беспристрастно, каким он является на самом деле, а познает его субъективно, т. е. через призму интересов и состояний человека. Такого рода субъективизм развивается в некоторых направлениях современной буржуазной философии.
Этот второй аспект субъективизма нельзя назвать гносеологическим, поскольку он выводится не из особенностей сознания человека; субъективное отношение сознания к природе здесь является лишь следствием подчиненности сознания субъективным потребностям и интересам. По существу, здесь утверждение: человек познает субъективно, является полностью производным от другого утверждения, что для обеспечения своей жизни, удовлетворения своих потребностей человек должен интересоваться не природой как таковой, не объективными ее закономерностями, а именно с точки зрения и через призму своих жизненных интересов. Сознание и выступает инструментом такого чисто субъективного отношения к природе. Следовательно, речь прежде всего идет об оценочно-практическом отношении человека к природе, и данный аспект субъективизма (в отличие от познавательного или гносеологического) можно назвать оценочным, или аксиологическим, субъективизмом.
Софисты первого, или старшего, поколения, насколько можно судить из весьма отрывочных сведений, сохранившихся о них, развивали субъективизм в самом широком смысле. «Человек есть мера вещей» — это положение с одинаковым успехом может заключать в себе идею и о субъективности познания, и о субъективности оценок человека. По-видимому, Гор- гий больше внимания уделял гносеологическому субъективизму, о чем свидетельствует его знаменитое рассуждение: ничто не существует; если же оно существует, то непознаваемо для человека, а если познаваемо, то невыразимо в словах.
У Протагора большое место занимает обоснование субъективизма, вытекающего из оценочного отношения человека к миру. «Причины всего того, что является, лежат в материи, так что материя, поскольку все зависит от нее самой, может быть всем, что только является всем нам. Люди же в различное время воспринимают по-разному в зависимости от различий своих состояний» [29, с. 20]. Соответственно истину Протагор связывает с успехом в жизни: «...именно того я и называю мудрым, кто, если с кем-нибудь из нас случится кажущееся и действительное зло, сумеет превратить его в кажущееся и действительное добро» [там же, с. 24]. Точно так же выводит субъективизм из оценочного, потребительского (в широком смысле) отношения человека к вещам и Продик: «Каковы те, кто пользуется вещами, таковыми необходимо быть для них и самим вещам» [там же, с. 13].
Нас же в этом исследовании интересует не гносеологический, а только оценочный субъективизм, поскольку именно из него в дальнейшем (у второго, или «младшего», поколения софистов) вырастает субъективизм этический. Аксиологический субъективизм не делает различия между законами природы и общества; в плане мотивов он считает, что человеку в равной мере присущи как естественные биологические потребности, так и потребности нравственные. Поэтому человек, познавая и относясь к миру с точки зрения своих мотивов вообще, в частности относится к миру и через призму нравственных мотивов, которые также являются необъемлемой частью его природы. Следовательно, субъективизм в познании и действии человека сочетается здесь с признанием положительной нравственности. Такова общая позиция «старших» софистов (мы уже видели это на примере Протагора и Продика).
В отличие от этого «младшие» софисты, оставаясь в принципе на позициях оценочного субъективизма, вместе с тем отрицают, что человеку (наряду с естественными биологическими) «присущи» моральные мотивы. В число исходных, определяющих отношение человека к миру мотивов они включают только биологические, а также стремление к удовольствию. Мораль с этой точки зрения становится искусственным средством / или условием для полного удовлетворения потребностей и получения новых удовольствий. Мораль не дана людям от природы и не является объективной, но устанавливается человеком в соответствии с его представлением о пользе и при необходимости столь же легко отменяется. В этом заключается этический субъективизм и релятивизм.
Различение гносеологического, аксиологического и этического субъективизма необходимо для правильного понимания философии софистов.[6] Для наших целей особенно важно различие между оценочным и этическим субъективизмом, поскольку за ним стоит принципиальное различие «старших» и «младших» софистов. В рамках единой концепции оценочного субъективизма «старшая» и «младшая» школы софистов разработали две противоположные нравственные концепции: о врожденной, объективно обусловленной морали и о морали как искусственном и условном образовании, создаваемом людьми для своей пользы.
Этическому объективизму «старших» софистов «младшие» софисты последовательно противопоставили этический субъективизм. Это последнее понятие так же, как и первое, может быть принято лишь с известной долей условности. Но оба понятия хорошо выражают противоположность двух концепций, одна из которых видела в моральных нормах проявление врожденных, объективно заданных человеку потребностей, нравственной «природы» человека, а другая — «природу» человека сводила к естественным потребностям и к стремлению к удовольствию и видела в морали лишь искусственно созданное средство для улучшения жизни.
Заметим еще, что этический субъективизм не следует также смешивать с волюнтаризмом. Волюнтаризм в общеупотребительном значении этого понятия предполагает возможность человека желать и действовать, не считаясь с законами природы. Субъективизм утверждает нечто совершенно иное: человек не может не считаться с объективной реальностью, но он должен не просто следовать ей как таковой, а использовать ее как средство для своих целей. Главный тезис волюнтаризма— делаю все, что хочу; а тезис субъективизма — делаю все, что можно сделать в данных условиях для своего удовольствия. Волюнтаризм означает полную свободу и от себя, и от природы, субъективизм не содержит никакой свободы. Стремление к удовольствию заложено в природе человека, согласно субъективизму, точно так же, как естественные потребности. Поэтому человек так же не в состоянии отказаться от стремления к удовольствию, как от желания есть и пить. Соответственно взгляд на природу как на средство, т. е. субъективный взгляд, задан человеку совершенно объективно. Волюнтарист может с одинаковой легкостью как стремиться к удовольствию, так и отказаться от него, принять субъективный или объективный взгляд на мир, вообще принять мир или не принять его. Субъективист стоит на сугубо детерминистской позиции. И «младшим» софистам еще совершенно чуждо представление об абсолютной свободе воли.
Напротив, величайшее для своего времени и уровня философствования достоинство «младших» софистов и состоит как раз в том, что они умеют обосновать волю или свободу человека не как безусловность и произвол, а как самодеятельность— отношение к себе и творчество самого себя. Однако главный их результат — объяснение нравственности, в целом общественных отношений из деятельного отношения человека к себе — носит еще явно незавершенный характер. Ибо обосновала эта философия не столько нравственность, сколько ее условность. Нравственность предстает здесь лишь как средство для деятельной чувственности и тем самым по существу целиком сводится к чувственности. Такого рода этический субъективизм не может поэтому до конца преодолеть традиционное постулирование морали, утверждаемой без всяких объяснений, но зато декларируется как действительная мораль, обладающая внутренней устойчивостью самостоятельного бытия.