О.М.Ноговицына «Ступени свободы». 7 глава




 

Действительно, диалог «Горгий» и по времени написания, и, что несравненно важнее, по содержанию может быть отнесен к переходным. В нем впервые возникают мотивы, из которых в дальнейшем выросла собственная грандиозная этическая си­стема Платона. Это прежде всего относится к мысли о том, что удовольствие связано со страданием иначе, нежели благо — со злом/. Из этого, как мы увидим в дальнейшем, выросло фунда­ментальное для этики Платона различение «чистых» и «нечи­стых» удовольствий;. Но эта мысль, как и другие, более частные мотивы, играет в диалоге сугубо вспомогательную роль и совер­шенно не затрагивает основной его идеи. Основная же идея является чисто сократовской — вывести нравственность или благо из разумного стремления к удовольствию путем доказа­тельства, что лучший путь к пользе для человека состоит в подчинении объективным законам внутренних и внешних усло­вий его жизни.

 

Итак, какой же окончательный вывод из всего учения Со­крата? Добродетель не врожденна человеку и вообще не дана ему объективно, независимо от его сознания и воли. Напротив, добродетель есть знание и именно в том смысле, что благодаря знанию человек создает моральные нормы и законы как наи­лучшее средство для развития и улучшения своей жизни. При этом наилучшее средство к счастью знание обнаруживает не в том, каким способом скорее и удобнее употребить предмет, исковеркав и! изнасиловав его природу, а в том, как полнее раскрыть его объективные возможности и полнее учесть его особенности. Применительно к обществу это означает, что мо­ральные отношения люди сознательно строят, исходя из знания и учета объективных законов человеческой жизни. Нравствен­ность выступает как сознательное творчество человеком своих отношений с другими людьми путем познания и раскрытия воз­можностей природы (интересов и особенностей) этих людей и своей собственной природы. Таким образом, сущность сокра­товской концепции человека может быть выражена очень ко­ротко: удовольствие (польза), нравственность (добродетель) и истина (объективное знание) есть одно и то же. Но странный результат в то же время вытекает из фило­софии Сократа. Она показывает нам, каким образом должна приобретаться добродетель, показывает, что добродетель наи­более целесообразна и выгодна для человека. Но что же такое добродетель и чем она отличается от любого другого познания и искусства, любого целесообразного использования предметов? У Сократа получается, что справедливость или нравствен­ность— это один из видов «искусства», т. е. умелого исполь­зования предмета, который по существу ничем не отличается от искусства врача, наездника, пастуха и пр. Но только предме­том для человека является другой человек, люди, с которыми он живет, а целью — создание наиболее удобных для себя от­ношений с этими людьми. И для достижения этой цели человек должен стремится не подавлять интересы и способности дру­гих людей, а, наоборот, как можно лучше знать и как можно полнее использовать их возможности.

 

Однако люди вступают в отношения друг с другом, как правило, для того, чтобы совместно лучше делать какое-либо дело — строить дома, воспитывать детей, развлекаться. Отно­шения людей есть отношения по поводу какого-нибудь пред­мета и дела. Поэтому одной из важнейших особенностей справедливости или морали является то, что она не связана с ка­кой-то определенной сферой деятельности, именно, с межчело­веческими отношениями. Напротив, мораль распространяется на все виды деятельности, поскольку они носят общественный, коллективный характер. Нравственно или безнравственно мож­но делать все, что угодно,— пасти овец, лечить людей, ездить на лошади. Но в то же время нельзя заниматься только нравственностью, не делая ничего иного. Так же как общественная жизнь возникает в качестве формы и условия производства, так и мораль существует лишь в совместной предметной дея­тельности людей.

 

Но совместная деятельность строится по законам самой дея­тельности, и отношения людей при этом подчиняются именно целям и условиям деятельности. Люди встают в такое отноше­ние друг к другу, какое требуется по ходу их дела. Следова­тельно, законы человеческих отношений полностью определя­ются законами предметной деятельности. Но где же тогда соб­ственно нравственная сфера и собственные законы морали? В этом как раз и состоит исходная проблема морали, которую формулирует Сократ в самом начале диалога «Государство» в беседе с Полемархом.

 

■ Сократ спрашивает: «Для какой надобности и для приобре­тения чего, по-твоему, нужна... справедливость?

— Она нужна в делах, Сократ.

— Под делами ты понимаешь совместное уча­стие в чем-нибудь или нет?

— Именно совместное участие.

— Будет ли хорошим и полезным участником в игре в шашки тот, кто справедлив, или же тот, кто умеет играть?

— Тот, кто умеет играть.

— А при кладке кирпича или камня справедливый че­ловек как участник полезен и лучше, чем строитель?

— Никоим образом.

— Например, для игры на кифаре кифарист пред­почтительнее справедливого человека, А в чем же участие справедливого человека предпочтительнее участия кифариста?

— В денежных делах, как мне кажется.

— За исключением, мо­жет быть, расходования денег, Полемарх. Ведь когда пона­добится сообща купить или продать коня, тогда, думается мне, полезнее будет наездник.

— Видимо.

— А в приобретении суд­на — кораблестроитель или кормчий.

— Естественно» [41, с. 98— 99].

 

Короче говоря, Сократ показывает, что если собираются лю­ди для совместного участия в каком-либо деле, то законы их отношения друг к другу будут определяться не какими-то за­конами справедливости и соответственно не знатоком справед­ливости, а логикой и законами дела, для которого они собра­лись. Надо сказать, что здесь Сократ высказывает очень глубокую мысль и блестяще разрешает один из труднейших па­радоксов теории морали, который оказывался и до, и после Со­крата камнем преткновения для многих этических концепций. Дело в том, что нравственность касается прежде всего отноше­ний между людьми.

 

И здесь очень быстро выясняется, что эти отношения могут строиться либо из принципа личной пользы каждого из вступающих в отношение людей, либо из принципа прямо противоположного — когда каждый заботится в первую очередь о другом, а затем уже о себе. Принципы эти получили название эгоизма и альтруизма.

 

Сократ, как мы видим, сумел доказать, что оба принципа не только не противоречат друг другу, но наоборот, правильно, разумно понятый эгоизм приводив к альтруизму, к заботе и пестованию другого человека. Однако здесь возникает новая трудность, на которую мы и хотели теперь указать. Когда один человек искренне и последовательно заботится о другом, а дру­гой, в свою очередь, заботится о первом, то их интересы снова не сочетаются. Ведь потребности и особенности людей не со­впадают. И если я исхожу из твоих интересов, а ты — из моих, то в результате наши стремления вступают в противоречие друг с другом точно так же, как если бы я исходил из своих эгоисти­ческих интересов, а ты — из своих. Желая быть альтруистом (или разумным эгоистом), я перешел на твою позицию, а ты из тех же благородных соображений — на мою, но в итоге по­лучилось, что два эгоиста, не понимающих чужих интересов и взглядов, просто поменялись местами.

 

Решение проблемы должно, очевидно, состоять не в том, чтобы бесконечно перевоплощаться в каждого встречного, а в том, чтобы согласовать свою действительную позицию с по­зициями других людей. И это согласование, как выясняет Сократ, совершается не взаимными нравственными подвигами лю­дей, а совершенно независимо от нравственных исканий в сов­местной практической деятельности. Отношения людей орга­низуются так, как этого требует их коллективное дело,— строят ли они дом, играют ли в шашки, воспитывают ли детей. И уже после того, как эти отношения возникли, т. е. созданы людьми путем осознания законов дела, люди начинают к ним как-то относиться: либо стараются использовать и «выжать» из этих отношений побольше для себя, либо видят максимальную для себя пользу в соблюдении и подчинении тем объективным за­конам, которые сложились между людьми. Именно в этом, т. е. в отношении к общественным законам, и состоит разница меж­ду «младшими» софистами и Сократом. Спор между Сократом и софистами состоит не в том, как человек должен относиться к другому человеку, а в том, как один человек должен отно­ситься к другому в процессе совместной деятельности. Именно поэтому спору с Фрасимахом предшествует беседа с Полемар­хом.

 

Итак, противоречие эгоизма и альтруизма снимается третьим высшим принципом — принципом, коллективной деятельности, но если законы справедливости сводятся к законам дела, то получается, что справедливости как таковой вообще нет. А если она есть, то совершенно непонятно, что она такое. Поэтому когда* в дальнейшем, в разговоре с Фрасимахом, Сократ выяс­няет, что добродетель не может быть установлена произвольно и что она выгодна и целесообразна для человека, то все это еще совершенно не касается вопроса: а что такое вообще доб­родетель и есть ли она? По существу Сократ рассуждает сле­дующим образом: если в процессе совместной деятельности люди руководствуются в отношениях друг с другом не только логикой этой деятельности, но еще и справедливостью, то то­гда справедливость должна быть знанием и искусством, чтобы быть полезной для людей. Но до этого (в разговоре с Поле­мархом) Сократ выяснил, что никаких иных отношений между людьми, кроме тех, которые вытекают из интересов их совмест­ного дела, нет и быть не может. Поэтому в итоге Сократ оказы­вается в весьма странном положении: он очень глубоко и все­сторонне. показал, какой должна быть справедливость и на сколько она выгодна для человека, но так и не выяснил, что это такое — справедливость.

 

Этим парадоксальным выводом и заканчивается первая кни­га Платона «Государство»: «...Не найдя ответа на то, что мы рассматривали сначала, а именно на вопрос, что такое справед­ливость, я бросил это и кинулся исследовать, будет ли она не­достатком и невежеством или же она — мудрость и доброде­тель; а затем, когда я столкнулся с утверждением, будто не­справедливость целесообразнее справедливости, я не удержал­ся, чтобы не перейти от того вопроса к этому. Так-то и вышло, что сейчас я ничего не вынес из этой беседы. Раз я не знаю, что такое справедливость, я вряд ли узнаю, есть ли у нее до­стоинства или нет, и несчастлив ли обладающий ею или, на­против, счастлив» [там же, с. 129].

 

Платон вложил это признание в уста Сократа, но вряд ли сам Сократ понимал то противоречие, к которому привела его философия. Платон, заставил Сократа признать незавершен­ность своей концепции потому, что в его диалогах Сократ й дальше остается главным действующим лицом. Только в более поздних диалогах,' чем «Протагор» и первая книга «Государ­ство» Платона, Сократ будет излагать уже этическое учение самого Платона). И в финале первой книги «Государства» уста­ми Сократа говорит уже его ученик и последователь Платон. Задача, которую ставит перед своей нравственной философией Платон, состоит в том, чтобы вычленить сферу справедливости из сферы целесообразной коллективной деятельности вообще и тем самым определить, наконец, собственно область морали. Сделав важнейший шаг в этом направлении, Платон одновре­менно делает шаг к определению свободы.

 

Глава II

РОЖДЕНИЕ ИДЕИ СВОБОДЫ

ШАГ ПЕРВЫЙ —ИДЕЯ САМОЦЕННОСТИ

 

Итак, субъективное стремление к удовольствию, проведен­ное последовательно, должно осуществиться в объективных формах и подчиниться объективной мере, диктуемой ее пред­метом. Этот вывод, сделанный Сократом, был распространен им и на мораль. В отношениях между людьми им обосновыва­ется взаимное уважение и взаимная помощь. Совместная, осно­ванная на доверии и помощи друг другу деятельность опреде­ляется как условие наибольшей пользы каждого ее участника. Чтобы из принципа субъективного удовольствия вывести объек­тивный закон деятельности и гуманистические установления морали, понадобился поистине гений Сократа. Тем не менее это логично вытекало из всей предшествующей истории этики: по­скольку софисты считали, что человек не выбирает из данного природой, а сам, воздействуя на предмет, находит и создает в нем. новые свойства, постольку объективное начало в этой деятельности может быть заключено только в законах того предмета, на который направляет человек свой активный субъ­ективный интерес. Однако мораль, только что, казалось, обре­тенная и установленная вопреки релятивизму софистов, вновь была утрачена. И это, как ни парадоксально, вытекало именно из философии Сократа.

 

То, что отношения между людьми возникают не как само­цель, а ради совместной деятельности, ради совместной защиты и преобразования внешней природы, это было понятно и до Сократа. Уже Протагор в известном нам рассуждении утверж­дает, что «стыд и правда» были даны людям богами, чтобы они могли совместно жить и трудиться, потому что без взаимопо­мощи люди должны были погибнуть. Следовательно, здесь мо­раль обосновывается не как особая сфера жизни, имеющая свои цели, а как условие отношения человека и природы. Однако, у софистов мораль приобретает значение именно отдельной сферы: человек ищет пользы для себя во всех внешних предметах, в том числе и в других людях. Следовательно, мораль есть одна из областей, из которых человек извлекает пользу для себя. Софисты (речь, разумеется, идет о «младших» софистах) даже проводят резкую грань между природой и моралью в своей теории о двух природах. Они, конечно, понимают, что человек использует другого человека не так же, как он использует, ска­жем, животных, воду в реке,— он его не съедает и т. п. Дру­гой человек нужен человеку для того, чтобы с его помощью извлекать пользу из природы. Но поскольку использование од­ним человеком другого софисты понимают как подавление, по­стольку мораль как искусство обмана, подчинения, насилия вы­ступает у них в качестве особой области деятельности, суще­ствующей наряду с другими и имеющей свои законы и цели.

 

В самом деле, когда речь идет просто о взаимной помощи, о совместном участии, то это участие возникает в деле и стро­ится по законам дела; отношения людей определяются поряд­ком, которого требует дело. Никаких иных, особых отношений между людьми не возникает. Если же речь идет о том, чтобы заставить человека вопреки его собственным служить чужим интересам, то тогда, помимо логики дела, возникают логика и законы взаимной борьбы людей, возникает особая сфера меж­человеческих отношений.

 

Сократ отвергает мораль как средство подавления одним человеком другого. Он снова восстанавливает, хотя и на дру­гих основаниях, нежели Протагор, взаимопомощь и доверие людей друг к другу. Но вместе с тем у него исчезает и мораль как таковая. У Протагора мораль все-таки сохранялась, по­тому что он не умел вывести ее из законов целесообразной деятельности людей, не видел, как люди сами могут создавать свою мораль из развития своих естественных нужд. Поэтому Протагор наряду с естественными потребностями наделил лю­дей еще и моралью'. Сократ же сумел объяснить мораль из ра­зума и естественного стремления к удовольствию и отверг тео­рию, согласно которой мораль есть особая врожденная потреб­ность. И в то же время Сократ отверг мораль как особую, про­извольно создаваемую людьми область подчинения себе других людей. В результате мораль вообще исчезла как самостоятель­ная сфера и воплотилась в конкретных видах совместной дея­тельности с целью улучшения жизни всех членов общества.

 

Сократ показал, что нравственность (справедливость) хотя и основывается на пользе или целесообразности, но именно поэтому она не может быть произвольной и субъективной, а является искусством овладения объективными свойствами и рас­крытия объективных возможностей предмета. Но именно это, казалось бы, столь убедительное положение привело Сократа; в ловушку, потому что оказалось, что нравственность не имеет какого-то своего предмета и не может быть возведена в какой- то особый вид искусства со своими законами. Нравственность растворилась в различных видах совместной целесообразной дея­тельности—

в строительстве домов, воспитании детей, управле­нии государством, познании природы, спортивных играх и т. д. и т. п. Определив, какой должна быть справедливость, Сократ не смог ответить на вопрос: собственно, что такое справедли­вость и есть ли она вообще?

 

Все, сделанное в античной философии до сих пор, является, таким образом, лишь предысторией, формированием необходи­мых предпосылок для возникновения учения о морали. Более того, из этики Сократа, завершающей собой все предшествую­щее развитие философской мысли, не вытекает, по-видимому, никакой необходимости в дальнейшем таком развитии. В са­мом деле, разве недостаточно того, что из естественных, от при­роды данных человеку способностей доказана необходимость отношений взаимного доверия и взаимной помощи между людь­ми в ходе их практического освоения природы? Мы потому и заметили выше, что сам Сократ вряд ли предполагал, что в его учении о морали отсутствует сама мораль. Напротив, нравст­венное учение Сократа на редкость цельно и завершенно. И сильно оно именно тем, что делает людей способными созна­тельно строить свои отношения на высоких нравственных и гу­манистических принципах, исходя не из объективного повеления (бога или природы — это в данном случае все равно), но из своих действительных материальных интересов. Тем самым Со­крат впервые глубоко обосновал роль человека как субъекта нравственности.

 

Однако внутренняя завершенность философии Сократа вы­ражает собой лишь завершенность определенного, первого эта­па в развитии учения о человеке. Заслуга Платона состоит в том, что он обнаружил новый подход к этой проблеме и тем самым дал начало новому этапу ее исследования. [13]

 

Нельзя сказать, что Платон отвергает положение Сократа. Напротив, он полностью принимает его. Но спор Сократа с со­фистами, представленный в первой книге диалога «Государ­ство», касается только самого общего вопроса: является ли че­ловек в познавательном и практическом плане мерой вещей или же вещи есть мера (сущность, содержание) человека? Сократ отвечает: власть человека над природой основана на подчине­нии ее законам; человек видит в мире не свои желания, а сам мир. Действуя, человек не использует предмет по своей воле, а следует его природе. Короче говоря, отношение (познание и действие) человека к миру не субъективно, а объективно.

 

Из этого следует, что человек может наилучшим образом удовлетворять свои желания, только правильно понимая при­роду и сообразуясь с ней; истина и польза тождественны. Но отсюда еще совершенно не ясно, является ли следование, под­чинение природе сущностью и природой самого человека, его внутренней потребностью или же внешней необходимостью, ко­торую человек, будь его воля, предпочел бы обойти и добиться цели более простым способом. Иначе говоря, Сократ указал только на необходимую связь пользы (воли) человека и объек­тивных законов природы, но остается еще вопрос, является ли эта необходимая связь внутренней или же внешней связью по существу различных сторон. Иными словами, подчинение за­конам природы — это только средство для достижения субъек­тивной цели, безразличной к этим законам или же это само по себе высшая цель?

 

С этого вопроса начинается вторая книга «Государство» и в то же время, по-видимому, самостоятельное развитие Плато­ном учения; Сократа. Вывод, завершающий первую книгу и, казалось бы, исчерпывающий тему, оказывается лишь «вступ­лением» [41, с. 130] к беседе. Выясняется, что справедливость может быть только средством для субъективных устремлений, лишь формой несправедливости. Человек может жить в согла­сии с законами общества только для того, чтобы обеспечить личное процветание. Естественно, встает задача отличить дей­ствительную справедливость от «притворной благопристойно­сти». «Сколько бы всех нас ни было, признающих себя почита­телями справедливости, никто... никогда не порицал несправед­ливость и не восхвалял справедливость иначе, как за вытекаю­щие из них славу, почести и дары. А самое справедливость или несправедливость, своей собственной силой содержащуюся в душе того, кто ею обладает, хотя бы это таилось и от богов, и от людей, еще никто никогда не подвергал достаточному раз­бору...» [там же, с. 141—142].

 

Очевидно, что такая постановка вопроса не отменяет, но углубляет идею Сократа. Человек — не мера вещей; его способ существования, способ удовлетворения потребностей иной, объ­ективный. Но познание и следование законам природы могут быть либо средством, либо самоцелью. Таким образом, вновь встает вопрос об отношении субъективной и объективной сто­рон в человеке. Только субъективизм выступает уже не в той форме, которую ему придавали софисты: обе тенденции — и объективная, и субъективная — возникают на основе и в рам­ках общего сократовского положения о необходимости следо­вать природе как единственно возможном пути к удовольствию и счастью. Само счастье понимается либо субъективно, как наилучшее удовлетворение желаний, либо объективно, как наслаж­дение от познания и следования природе как таковой.

 

Действительно, по Сократу, наибольшего наслаждения до­стигает тот, кто следует природе. Но при дальнейшем рассмот­рении оказывается, что следование природе может либо слу­жить внешним средством к удовлетворению потребностей, су­ществующих до и независимо от познания и действия, либо быть самостоятельным источником особого наслаждения, не сводимого к таким потребностям. В этом новом значении субъ­ективная и объективная тенденции равно вытекают из учения Сократа и в своем логическом завершении ведут к противопо­ложным идеалам человеческой жизни. Платон подробно рас­сматривает оба эти идеала: с одной стороны, человека, который хотел бы быть свободным в своих желаниях и попирать всякий закон, но вынужден в силу необходимости добиваться своей цели окольным путем соблюдения законов; с другой — чело­века, который упрямо следует закону, не получая в награду ничего, кроме несправедливости [там же, с. 134—135]. Харак­терны определения этих крайностей. Предел несправедливости состоит в том, чтобы возможно полнее использовать для своих целей справедливость, т. е. закон (а вовсе не в том, чтобы по­пирать его). «Совершенно несправедливому человеку следует изображать совершеннейшую справедливость, не лишая ее ни одной черты; надо допустить, что тот, кто творит величайшую несправедливость, уготовит себе величайшую славу в области справедливости» [там же, с. 135]. И, соответственно, предел справедливости состоит в том, чтобы следовать закону тогда, когда это ведет к тяжким испытаниям и даже позору. Отсюда ясно, что справедливость ц несправедливость, как они опреде­ляются во второй главе диалога, в равной степени основаны на законах природы и отличаются как две формы, два способа следования этим законам.

 

Таким образом, Платон, полностью принимая положение Со­крата об объективной основе человеческой жизнедеятельности, в то же время вскрывает внутреннюю противоречивость этого тезиса, возможность двух противоположных форм или спосо­бов его осуществления. И далее Платон пытается найти спо­соб гармоничного сочетания этих форм. Согласно Платону, че­ловеческая душа так же, как государственное устройство, со­стоит из трех частей: чувств, разума и гнева. Чувства, чтобы быть удовлетворенными, должны управляться разумом, т. е. учитывать объективные условия и законы. Отсюда пороком для чувств является несдержанность, а добродетелью — рассуди­тельность. Но рассудительные чувства у Платона не оконча­тельная формула души, как это было у Сократа, а лишь одна ее сторона, именно субъективная. Чувства, оснащенные разу­мом, разумно используют законы справедливости для своего удовлетворения. Вопреки чувствам, или вожделениям, в душе существует гнев, или ярость,— тоже по существу чувство, страсть, которая, будучи лишенной разума, столь же слепо и необузданно стремится к закону справедливости, как вожделе­ния,— к своему удовлетворению. Гнев — это «благородная» страсть души к закону и справедливости как самоцели. Благо­даря гневу человек «вскипает, раздражается и становится со­юзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу и все подобные этим муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благородных стремлений — либо добиться своего, либо умереть, разве что его смирят доводы собственного рассудка, который отзовет его, подобно тому, как пастух 'отзывает свою собаку» [там же, с. 234].

И чувства, и гнев, будучи двумя формами стремления и в то же время двумя способами соответствия природе, одина­ково нуждаются в разуме, чтобы вернее и полнее удовлетворить себя. Одновременно разум, взятый сам по себе, только осознает закон и справедливость, но не наделен силой стремления и мо­жет быть использован как чувствами, так и гневом для своих целей.

Из трех составляющих души чувство и разум, а также их взаимоотношения определяются Платоном вполне ясно, но и не добавляют ничего нового к учению Сократа. Истинную ре­волюцию в этике совершает Платон тем, что наряду с чувст­вами, стремящимися к удовольствию, выделяет в душе чело­века стремление и наслаждение от следования объективным за­конам (гнев!). Для гневливой части души подчинение природе есть самоцель. Но именно гнев понимается Платоном весьма неопределенно и непоследовательно.

 

С одной стороны, гнев — благородное стремление к справед­ливости как самоцели (этим гнев отличается от всех остальных «эгоистических» чувств и поэтому более сродни разуму). Если разум — это способность познавать, открывать, обнаруживать объективный закон, то гнев — это воля, сила, страсть к осу­ществлению закона. Этим объясняется то, что разум в борьбе против чувств опирается прежде всего на гневливую часть души. Платон, рисуя образную картину человеческой души, представляет чувства, как множество различных зверей, неразумных и стремящихся лишь к ближайшему удовольствию: гнев — как благородного льва, а разум — как «человека в че­ловеке», который управляет всеми остальными частями души. При этом разум «заключает союз со львом и сообща с ним бу­дет заботиться обо всех частях, заставляя их быть дружными между собою и с ним самим» [там же, с. 416]. «А чтобы гнев был заодно с желаниями, когда разум налагает запрет, такого случая, думаю я, ты никогда не наблюдал...» [там же, с. 234]. С этой точки зрения, гнев заключает в себе то же содержание, что и разум, но не в созерцательном и идеальном, а в практическом, волевом выражении. Если разум открывает закон, то гнев дает силу ему следовать и наслаждение от выполненного долга. *

 

Но, с другой стороны, гнев это лишь чувство, один из аф­фектов души, и как всякое чувство, лишенное разума и взятое само по себе, гнев превращается в слепое стремление к бли­жайшему удовольствию. Поскольку гнев отличается по содер­жанию от естественных потребностей, он превращается в же­лание славы, почестей, т. е. в пустое честолюбие. Человек, вле­комый только гневом, без разума, «бессмысленно и неразумно преследует лишь одно: насытиться почестями, победой, яростью» [там же, с. 412]. С этой второй точки зрения, гнев представляет собой лишь одно из чувств, ничем по существу не отличающееся от других: оно так же слепо без разума и так же стремится к своему ближайшему удовлетворению.

 

Платон оказывается не в состоянии разрешить это противо­речие в понимании гнева, он даже признает, что гнев состоит «из двух разных начал» и «начало, разбирающееся в том, что лучше, а что хуже, порицает начало безрассудно-яростное» [там же, с. 235]. Но тогда остается нерешенной и та проблема, ко­торая была поставлена Платоном в самом начале второй книги: следует ли человек законам природы из' корысти или по внут­реннему побуждению? Гнев, или внутреннее побуждение к спра­ведливости, оказывается в то же время чувством, стремящимся не к истине, а к удовольствию. Платон, указав на то, что под­чинение объективным законам может быть не только полезным для целей субъекта, но и быть самоцелью, не смог ясно опре­делить, каково это «благородное», самоценное отношение че­ловека к природе.

 

Все усилия Платона направлены на поиски особого чувства, отличного от обычных субъективных вожделений, «чистой» по­требности, удовлетворяемой подчинением объективным формам и законам. В частности, в «Филебе» [42] Платон различает «чистые» и «нечистые» наслаждения. «Нечистые» означают сме­шанные со страданием. Такого рода; удовольствия возникают самыми различными способами: когда страдание, связанное с отсутствием чего-либо (голод, жажда), сопровождается удо­вольствием от предчувствия близкой цели (еда, питье); когда удовольствие возникает в результате прекращения страдания; когда одно и то же состояние (плач, зависть) содержит в себе смесь приятного и неприятного.

 

От наслаждений такого рода Платон отличает «чистые» удо­вольствия. «Таковы наслаждения, вызываемые красивыми кра­сками, прекрасными цветами, формами, весьма многими запахами, звуками и всем тем, в чем недостаток незаметен и не связан со страданием, а восполнение чувствуется и бывает приятно и не связано со страданиями» [41, с. 162].

 

Отличительными признаками «чистых» наслаждений явля­ется, во-первых, то, что они представляют собой удовольствие само по себе, а не в сравнении с чем-либо другим. «Я говорю о нежных и ясных звуках голоса, поющих какую-нибудь чистую мелодию: они прекрасны не по отношению к чему-либо другому, но сами по себе, и сопровождаются особыми, свойственными им, наслаждениями» [там же, с. 163].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: