Нетрудно видеть, что свободная воля и разум тождественны по содержанию — воля практически, энергетически осуществляет то, что указывает объективное познание. Для того, чтобы состоялся свободный акт, необходимы два условия — разум и воля. Воля без разума не имеет никаких оснований для действия, ведь эти основания заключены не в потребностях и силах человека, а в предметном мире. Поэтому свободной воле без разума просто нечего хотеть. В то же время вывод разума — как следует поступать — еще ничего не значит, если человек не совершит свободного усилия воли. Соединившись вместе, объективный разум и свободная воля составляют единое содержание, которое разум представляет в форме мысли, а воля — в форме усилия. Это единое содержание в равной степени можно назвать стремящимся умом, или же осмысленным стремлением. «Вот почему сознательный выбор невозможен ни помимо ума и мысли, ни помимо нравственных устоев... Сознательный выбор, — это стремящийся ум, т. е. ум, движимый стремлением, или же осмысленное стремление, т. е. стремление, движимое мыслью, а именно такое начало есть человек» [там же, с. 174].
А теперь проследим, как из понятия самореализации («назначения») Аристотель выводит идею свободы. Совершив свободный поступок, т. е. приспособив непосредственную силу самовыражения к объективным формам и законам предметного мира и повторив это неоднократно, человек тем самым формирует у себя устои, т. е. (как мы уже знаем), придает своим естественным способностям иную форму. Как только эта новая форма закрепилась повторением и привычкой, она становится новой природой человека, его «второй натурой». Следовательно-, в свободном поступке человек не просто что-то совершает, но и -видоизменяет — свободно видоизменяет! — свою волю; внутренняя природа человека находится в его собственных руках. Это положение Аристотель наиболее подробно развивает в «Большой этике».
Аристотель начинает с того, что все происходящее имеет свою причину или основание.
Вот заключительная часть этого обоснования: «Ни про неодушевленные, ни про одушевленные существа, кроме человека, мы не говорим, что они действуют, а говорим так только о человеке. Ясно, что человек—сила, порождающая действия. Поскольку же действия, как мы видим, изменяются и мы никогда не делаем одного и того же, причем действия проистекают из определенных первоначал, то очевидно, что при изменении действий меняются их первоначала... Первоначало действия, как хорошего, так и плохого,— это намерение, воля и так далее; очевидно, стало быть, и они изменяются. Мы свои действия изменяем добровольно, так что и первоначало, т. е. намерение и воля, меняется добровольно. Отсюда ясно, что от нас зависит, быть хорошими или дурными» [11, с. 310].
Из того, что действия человека не имеют первоначала или причины в том смысле, в каком семя — причина дерева, а сумма углов треугольника — основание суммы углов четырехугольника, из этого не следует, что у действий вообще нет причины. «Причина понимается неоднозначно». В геометрии на вопрос о причине, почему в четырехугольнике углы равны четырем прямым, отвечают: потому что в треугольнике углы равны двум прямым. В таких случаях мы находим причину в установленном первоначале. Но при действиях, совершаемых по выбору, дело обстоит иначе (тут ведь нет никакого установленного первоначала); здесь на вопрос: почему ты поступил так? — отвечают: потому что нельзя было иначе, или: потому что так лучше. Исходя из самих обстоятельств, выбирают то, что кажется лучшим и ради лучшего» [там же, с. 315].
Итак, если коротко, в одной фразе сформулировать Аристотелево учение о свободе, то оно состоит в следующем: свобода— это выбор лучшего. «Таким образом, всякий раз, когда из предложенного на выбор мы отдаем предпочтение лучшему, а не худшему, уместно, как нам кажется, говорить о выборе» [там же, с.' 314]. Если правильно понять, как возможен выбор, по Аристотелю, и что значит лучшее, то эта формула становится вполне определенной.
Прежде чем закончить изложение первых трех глав «Никомаховой этики», приведших к обоснованию свободы, обратим еще раз внимание на общую логику движения Аристотелевой мысли. Эта логика очевидна: в первой главе Аристотель показывает, что счастье или благо для человека заключается в самовыражении, в воплощении его природного назначения, которая достигается в той или иной предметной деятельности; если основное дело и цель человека — в самовыражении, то естественно предположить, что добродетель человека связана с совершенствованием в этом деле; во второй главе Стагирит раскрывает, что значит совершенство в избранном деле или добродетель, а именно — придание своей естественной силе самовыражения возможно большего соответствия объективнопредметным условиям (учение о мере); наконец, в третьей главе Стагирит раскрывает вопрос, каковы причины этого стремления человека к совершенству в самовыражении или к добродетели, и выясняет, что добродетель может быть достигнута только свободным решением самого человека, атрибутом нравственности является свобода.
Общий же вывод таков: свободным решением человек достигает добродетели, а через нее и высшего своего блага, или счастья.
•Мы можем теперь оценить, какое огромное значение для этики и для всего учения о человеке имеет понятие самореализации. Прежде всего это понятие объясняет нам самоценность поступков. Выше мы видели, в какую логическую ловушку попал Платон, пытавшийся вывести самоценные поступки из «особой» потребности,— никакой самоценности в итоге у Платона не получилось. Только действия, реализующие внутренние силы человека, являются самоценными, т. е. заключают ценность — наслаждение — в самих себе. Самоценность поступков, в свою очередь, избавляет нас от главного недостатка сократовского учения — от того, чтобы нравственные, все вообще общественные законы были только средством для получения субъективной пользы.
У Сократа человек является добрым, мужественным потому, что ему это наиболее выгодно.
У Аристотеля доброта, мужество — это высшая форма самовыражения, которая одновременно является и наиболее ценной для общества, и наиболее благой, радостной для человека. Человек Аристотеля в своих нравственных достоинствах ценит не средство, а ценит их самих безотносительно к чему-либо другому.
У Сократа разум, познающий объективные условия, в которых живет человек, в том числе общественные законы, доставляет субъективной воле материал, средства для воли, устремлений. И софисты, и Сократ, и Платон исходили из того, что в человеке есть, с одной стороны, воля, к чему-то стремящаяся, а с другой — разум, доставляющий ей сведения. Сократ и Платон по-разному решают эту, общую им всем проблему.
Аристотель, опять же благодаря понятию самореализации, проблему ставит иначе: разум, открывая в объективных законах новые возможности для самореализации, нуждается только в воле, которая последовала бы за разумом, увидела в объективных законах не средство, а цель; такого рода воля не имеет в себе какого-то содержания, каких-то стремлений до познания объективных законов внешнего мира, но именно в этих законах и находит впервые свое содержание, цель для своих устремлений. Короче говоря, разум и воля по содержанию тождественны. Наконец, воля эта, устремляющаяся за разумом к овладению объективными предметными формами, только благодаря разуму приобретает свое содержание и может возникнуть в человеке. Такая воля может возникнуть только свободным усилием самого человека.
«Я — принцип» — истинное внутреннее «я» человека, сохранявшее по существу одинаковое значение от софистов до Платона, предстало теперь в совершенно новом виде. Оказалось, что потребность есть такая форма жизнедеятельности человека, которая навязана ему ложным самосознанием, несовершенной формой активности, обращенной на самого себя. «Я — принцип» образуется пониманием себя в отношении со средой, и простейший способ такого понимания состоит во внешнем соотнесении тела человека и среды как изначально самостоятельных противостоящих друг другу сущностей. Отсюда вытекает, что человеку нужна не среда как таковая, а только собственное внутреннее равновесие. Следовательно, если это равновесие зависит от среды, то среда будет только средством для него, и воздействие на среду должно закончиться вместе с достижением равновесия. Удовольствие и понимается как такое внутренне обусловленное равновесие, нуждающееся в выходе вовне, как в средстве. Таким образом, когда субъект мыслит себя определенным вне зависимости от предмета, он должен мыслить результат своей деятельности, независимым от процесса; если я есть независимо от среды, то я есть цель всякого моего воздействия на среду.
На самом деле, как показывает Аристотель, человек не может мыслить себя определенно вне деятельной связи со средой. Значит, осознавать себя (свое тело) человек может лишь в качестве определенности того или иного момента взаимосвязи с внешним миром, как своим иным. Он больше не есть цель для своего существования, по, напротив, само существование есть цель для себя. Человек не мыслит себя желающим существовать, но всегда уже существующим.
Удовольствие теперь не завершает его деятельность, а сопровождает ее. Таким образом, более высокий способ самосознания видоизменяет природу удовольствия.
Возведя такое удовольствие в принцип собственного бытия, в «я — принцип», человек волен теперь не довольствоваться естественной его мерой в непроизвольном самовыражении. Такое удовольствие также может стать самостоятельной целью для него, побуждая к более разнообразным и глубоким формам тождества с предметом. Источник этого тождества не самоощущение, а объективное познание своего предмета.
В сущности, уже начиная с Сократа, философия приходит к мысли, от которой она в дальнейшем никогда уже не отступит и которая будет воодушевлять философию на протяжении ее развития — вплоть до Гегеля и Маркса. Эта мысль состоит в том, что свое счастье, источник, ориентир и направление поисков счастья человек должен искать не в себе самом, не в своих потребностях и целях, а вовне — во внешнем предметном мире. Мысль эта кажется странной; более естественно предположить, что в поисках своего счастья человек должен опираться на то, что ему хочется, а во внешнем мире видеть средство и условия для своих целей. В соответствии с этой логикой философия рекомендовала сначала хорошенько разобраться со своими мотивами, и научиться владеть своей волей, а затем научиться брать все нужное от природы, считаясь с ней лишь как со средством. Но постепенно, всей логикой своего развития философия была подведена к выводу, прямо противоположному: стремясь к наибольшему удовольствию и обращаясь для этого к внешнему миру, человек в этом мире, в его имманентных законах находит все — и направление, и меру своих целей, и их содержание. Человеку остается только следовать тем законам, формам и мерам, которые есть в вещах, чтобы найти и свое счастье, и средства к нему, чтобы найти, следовательно, всего себя. Человек не использует мир для себя и не утверждает себя в мире, он сначала обнаруживает себя в мире, чтобы потом уже утвердиться в нем.
Однако Сократ проводит эту мысль еще непоследовательно. Он утверждает, что, с одной стороны, человек должен познавать и следовать законам вещей, а с другой — должен делать это ради удовлетворения своей потребности в удовольствии (овцу нужно пасти по законам ее собственной пользы и в то же время блюсти ее пользу, для того чтобы ее съесть). Но где та граница, за которой должно кончаться подчинение предмету и начинаться использование его? Очевидно, эта граница в каждом отдельном случае должна, устанавливаться конкретно, а общего, принципиального решения проблемы не существует. Оказывается, что мир, с одной стороны, открывает человеку его собственную сущность, указывает ему его цели и идеалы, а с другой — нужен человеку только как средство для его удовольствия.
Платон, осознав внутреннюю противоречивость концепции Сократа (которая ясно выступила в борьбе сократических школ), начал поиски принципиально иного понимания человеческой деятельности.
Аристотель эти поиски завершил. По Аристотелю получается, что человек всю свою человеческую природу (т. е. сверх биологических предпосылок) создает, следуя объективным законам предметного мира. По Сократу, человек подчинялся законам предмета для того, чтобы потом (или же одновременно) удобнее и полнее подчинить его себе и потребить. У Аристотеля человек от начала и до конца высшее наслаждение получает от подчинения предмету. [16]
Именно благодаря этому для Аристотеля становится возможным обоснование свободы. В самом деле, до тех пор, пока человек подталкивается и направляется, как ярмом, своими потребностями, его деятельность от начала и до конца полностью обусловлена. Ничего, в сущности, не изменяется и тогда, когда потребности конкретные, предметные дополняются потребностью в удовольствии вообще. Ведь эта потребность, как и любая другая, имеет своей обратной стороной страх перед страданием. Если мы признаем, что человеком управляет стремление к удовольствию как таковому, т. е. ко все новым сильнейшим удовольствиям, то мы должны признать и то, что отсутствие постоянного притока наслаждений вызывает у человека тоску, нетерпение, скуку, короче,— страдание. Значит, к удовольствию человек не может стремиться свободно.
Совсем другое дело, когда человек, не подталкиваемый никаким страхом и страданием и занятый самоценной деятельностью самовыражения, обнаруживает в предметах, через которые и в которых он выражает себя, объективную возможность улучшения и совершенствования своей деятельности.[17] Реализуя эту возможность, он получит новое и большее наслаждение, и он знает об этом заранее. Но он знает и то, что никакая сила не заставит и не подтолкнет его к этому шагу — к совершенству. Возможность счастья, а, значит, направление и цель деятельности, т. е. свою сущность, он обнаруживает полностью в принципе в самом предмете. Словом, человек обращается к предмету не потому, что он лучше всего удовлетворяет его потребность; напротив, у человека нет ровно никакой потребности в предмете. Из объективного знания о предмете человек открывает возможность, от которой он всегда волен отказаться, но, выбрав которую, он всегда бывает награжден счастьем.
Итак, источник истинно человеческой деятельности не «сзади» человека, не в его потребностях, а «впереди» — в предметном мире.[18] Разум, опережая деятельность и познавая объективные законы мира, призывает за собой свободную волю. В этом состоит новое, из всех исследованных нами, до сих пор самое глубокое и верное понимание человеческой субъектности. Если раньше «я» человека отождествлялось с обычной потребностью и силой, с самосознанием, со стремлением к удовольствию вообще, то теперь оказалось, что высшее проявление «я» заключается в свободном усилии воли. Понятие субъекта развилось до понятия свободного субъекта.[19]
ГЛАВА III