Ответ, по мнению Аристотеля, заключается в том, что природные способности человека реализуются в предмете и через предмет, а потому в процессе деятельности принимают форму, соответствующую предмету, с опытом же эта форма закрепляется. Следовательно, форма эта не врожденна, но возникает и не вопреки и не независимо от врожденных свойств. В то же время определяется эта форма не врожденными задатками как своим источником, но источником ее является предмет и то отношение, которое возникает между человеком и предметом. Именно форма, организация, структура врожденных сущностных сил и является нравственностью, т. е. либо добродетелью, либо пороком. А форма данных природных сил определяется отнюдь не из них самих, а из их отношения к внешнему предмету. Поэтому добродетельно не то, что лучше соответствует природе человека, и порочно не то, что отклоняется от нее. Природа как таковая не имеет ровно никакого отношения к морали— это просто способности, и все. Но эти способности могут быть лучше или хуже организованы по отношению к предмету и в зависимости от этого будут добром или злом. Следовательно, источник и принцип морали заключен не во врожденных качествах — они только материал, который в практической деятельности, в предметном жизненном опыте принимает нравственную или безнравственную форму.
Такой подход позволяет Аристотелю решить проблему добродетели действительно диалектически: не свести ее к естественным задаткам, но и не оторвать полностью от них. Следствием такого подхода является правильный взгляд и на соотношение удовольствия и счастья. Удовольствие — это естественный стимул человеческой деятельности, и на этом основании его часто противопоставляют счастью или благу как нравственному, духовному феномену. Согласно же Аристотелю, счастье не имеет какой-то иной, нефизический источник в отличие от удовольствия, а наоборот, счастье покоится на удовольствии как своей основе и является развитием, совершенствованием способности к удовольствию. Получая естественную радость от непосредственной самореализации, человек только усиливает эту радость, когда достигает совершенства в избранном деле. Конечно, не всякое удовольствие есть благо; существует бесконечное число извращенных, ложных удовольствий, об этом много говорили Сократ и Платон. Но тем не менее благо — это именно удовольствие, развитое и усовершенствованное в указанном выше смысле. «Следовательно, высшее благо будет разновидностью удовольствия, хотя большинство удовольствий дурны... Поэтому все думают, что счастливая жизнь — это жизнь, доставляющая удовольствие, и вполне разумно включают в понятие счастья удовольствие...» [там же, с. 215].
Итак, суть дела состоит не в том, чтобы упражнением и тренировкой развить природные способности, а в том, чтобы их применить к предмету — приспособить и приучить. А добиться этого можно только повторением4 или привычкой, потому что только повторение может закрепить, сделать устойчивой определенную организацию природных сил. Аристотель прямо пишет об этом. Разделив, как мы видели, добродетели на мыслительные и нравственные, он подчеркивает, что и те, и другие не врожденны, а воспитываются, однако, различным способом: «...при наличии добродетелей двух видов, как мыслительной, так и нравственной, мыслительная возникает и возрастает преимущественно благодаря обучению и именно поэтому нуждается в долгом упражнении, а нравственная рождается привычкой, откуда и получила название: от этос при небольшом изменении буквы» [там же, с. 78].
Далее Аристотель развивает более подробно идею об устоях души, возникших из деятельности. Когда человек делает какое- то дело или относится к людям правильно, хорошо, т. е. так, как требуют предмет и условия, то это формирует у него привычку, навык, устой, а после того, как устой возник, делать дело хорошо или относиться к людям хорошо становится легче и естественнее. Следовательно, добродетель, возникнув из деятельности, оказывает обратное влияние на нее, облегчая ее и улучшая. «Так бывает и с другими вещами, более очевидными, например с телесной силой: ее создает обильное питание и занятие тяжелым трудом, а справится с этим лучше всего, видимо, сильный человек. И с добродетелями так. Ведь воздерживаясь от удовольствий, мы становимся благоразумными, а становясь такими, лучше всего способны от них воздерживаться. Так и с мужеством: приучаясь презирать опасности и не отступать перед ними, мы становимся мужественными, а став такими, лучше всего сможем выстоять» [там же, с. 81].
Когда у человека сформировался определенный устой, то ему доставляет удовольствие действовать в соответствии с ним. Ведь устой, как мы видели, по существу заново создает внутреннюю природу человека, а действие в соответствии со своей природой рождает удовольствие. В результате правильного, искусного действия у человека возникает такой устой, когда удовольствие ему доставляет искусное действие, и наоборот, плохой поступок доставляет страдание. Если же человек привыкает к неумелому обращению с предметами и людьми, то со временем он начинает и удовольствие получать от поступков ложных и неправильных, а от правильных испытывать страдание. Его природа искажается, становится неадекватной законам вещей и общественной жизни. Поэтому критерием или признаком добродетели можно считать то, какие действия доставляют человеку удовольствие и страдание. «Признаком тех или иных нравственных устоев следует считать вызываемое делами удовольствие и страдание... Вот поэтому, как говорил Платон, с самого детства надо вести к тому, чтобы наслаждение и страдание доставляло то, что следует; именно в этом состоит правильное воспитание» [там же].
Отсюда вытекает и новое определение добродетели: «данная, т. е. нравственная, добродетель — это способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это ее противоположность» [там же, с. 82].
Определение добродетели через удовольствие не случайно является основополагающим. Ведь человек по природе своей всегда стремится к удовольствию и избегает страдания. Удовольствие является важнейшим ориентиром в поведении человека, естественной основой его мотивов, которой невозможно пренебречь. Поэтому все наше поведение зависит от того, что доставляет нам удовольствие, а что — страдание. И наиболее распространенная ошибка в определении добра и зла возникает оттого, что человек в силу сформировавшихся у него устоев получает удовольствие от такого способа действий, который отнюдь не соответствует предмету й условиям деятельности. Научившись плохо наслаждаться и страдать, человек теряет ориентир в определении добра и зла, а точнее, приобретает устойчивый неверный ориентир.
Аристотель подчеркивает еще один интересный момент. Для возникновения добродетелей или устоев души необходимо одно'— совершение и регулярное повторение правильных поступков. При этом они могут совершаться и несознательно, например в детстве. (Мы видели, что Аристотель неоднократно подчеркивает важность воспитания в детстве.) И наоборот, одно только знание, без совершения поступков не продвигает человека ни на шаг к добродетели. В самом деле, способности, сущностные силы человека — это реальность, которую изменить, организовать, перестроить можно только другой реальной силой, знание и благое пожелание так же мало могут воздействовать на внутреннюю природу человека, как и на любой внешний предмет,— на гору, реку или дерево. Придать своим сущностным силам желаемую форму можно только в предметной деятельности, т. е. с помощью реальных форм предметов. Знание, конечно, помогает определить, как именно нужно поступать, но возникает добродетель не из знания как такового, а из действия и повторения действий. Поэтому Аристотель говорит, что «для обладания добродетелями знание значит мало; или вовсе ничего...» [там же, с. 83].
«Так что правильно сказано, что благодаря правосудным поступкам человек; становится правосудным и благодаря благоразумным— благоразумным: без таких поступков нечего и надеяться стать добродетельным. Однако в большинстве своем люди ничего такого не делают, а прибегают к рассуждению и думают, что, занимаясь философией, станут таким образом добропорядочными. Нечто подобное делают для недужных те, кто внимательно слушает врачей, но ничего из их предписаний не выполняет. Ибо так же как тела при таком уходе не будут здоровы, так и душа тех, кто так философствует» [там же, с. 84].
Наконец, Аристотель подытоживает свой анализ добродетели или устоев души и определяет, «что есть добродетель по родовому понятию». В душе он выделяет «три вещи»: страсти, способности и устои. Под душой в данном случае, очевидно, понимается «стремящаяся» ее часть, т. е. одна из трех частей души, выделенных ранее. Страсти, или переживания,— это гнев, страх, радость, любовь и т. д., т. е. те разнообразные чувства, которые; движут человеком. Способности — это наша приверженность или подвластность тем или иным страстям. Например, все люди обладают гневом, но способны гневаться или подвластны гневу по-разному. Страсти и способности даны нам от природы, устои, или склад души,— это организация этих природных сил, в зависимости от которой мы хорошо или плохо выражаем, реализуем эти силы. «Нравственные устои, или склад души,— это то, в силу чего мы хорошо или плохо владеем своими страстями...» [10, с. 84].
Мы знаем уже, что означает хорошо или плохо владеть своими природными' страстями и способностями. Но Аристотель эту — фундаментальную для его этики — мысль развивает еще более подробно и определенно в учении о середине, или мере. Аристотелеву «меру» часто понимают неправильно, как абстрактное правило искать середину между двумя крайностями. Правило «золотой середины» сформулировано задолго до Аристотеля, и многие авторы полагают, что Аристотель лишь воспроизвел его. Э. Радлов, например, пишет: «Так, в пифагорейских золотых стихах говорится (стих 38), что мера во всем есть лучшая вещь, согласно с этим и Аристотель определяет „этическую добродетель" как меру или середину между двумя крайностями, что в сущности есть лишь толкование изречения мудреца Клеовула» [44, с. 21].
И. Кант также, справедливо критикуя античное правило середины, не оговаривает, что учение Аристотеля о середине отличается от аналогичных по названию идей пифагорейцев и семи мудрецов: И. Кант возражает против правила середины на том основании, что оно содержит «круг»: середина определяется через крайние значения, но величина крайних значений не обоснована и фактически определяется через середину. Кант, по-видимому, полагает, что и у Аристотеля, как и в более ранних античных учениях, правило середины, или меры, предполагает просто выбор среднего значения потребности или способности из двух крайних ее величин [21, с. 308].
По отношению к Аристотелю такая интерпретация ошибочна вдвойне. Во-первых, Аристотель говорит не вообще о середине между двумя крайними свойствами (например, между трусостью и безрассудной смелостью или между скупостью и расточительностью), а о правильном применении данных человеку качеств к конкретным обстоятельствам. Поэтому для правильного поступка мало знать крайние пределы своих способностей и найти их арифметическую середину, но нужно знать объективные условия, которые иногда требуют середину, иногда максимум, иногда минимум способностей человека. Именно соответствие той или иной способности (отваги, радости, гнева) положению вещей, а не избыток и не недостаток ее и есть мера в понимании Аристотеля.
Впрочем, Аристотель сам это разъясняет совершенно недвусмысленно: «Я называю серединой вещи то, что равно удалено от обоих краев, причем эта середина одна и для всех одинаковая. Серединою же по отношению к нам я называю то, что не избыточно и не недостаточно, и такая середина не одна и не одинакова для всех. Так, например, если-десять много, а два мало, то шесть принимают за середину, потому что насколько шесть больше двух, настолько же меньше десяти, а это и есть середина по арифметической пропорции. Но не следует понимать так середину по отношению к нам. Ведь если пищи на десять мин много, а на две — мало, то наставник в гимнастических упражнениях не станет предписывать питание на шесть мин, потому что и это для данного человека может быть слишком много или слишком мало» [10,, с. 85].
Понятно, что законы здоровья и развития силы — в данном случае объективные обстоятельства, в соответствии с которыми человек должен соизмерять свою естественную потребность в еде. При этом мера будет определяться не арифметической серединой между пределом насыщения и голодания, а так, чтобы питание было не избыточным и не недостаточным для выбранной цели и заданных условий здоровья и силы, специфических для каждого человека. Короче говоря, мера Аристотеля — это не середина между крайностями (вообще, следовательно, не середина), а отсутствие излишка и недостатка способности, необходимой для конкретного дела. «...В страхе и отваге, во влечении, гневе и сожалении и вообще в удовольствии и страдании возможно и «больше», и «меньше», а то и другое нехорошо. Но все это, когда следует, в должных обстоятельствах, относительно должного предмета, ради должной цели и должным способом, есть середина и самое лучшее, что как раз и свойственно добродетели» [там же, с. 86].
Во-вторых, Аристотель вовсе не считает, что человеку от природы даны крайние, полярные друг другу способности, и от человека зависит найти середину между ними. От природы задается, напротив, одно свойство, например гнев, но он может выразиться либо недостаточно, либо избыточно для данных условий. Следовательно, крайностями являются не, два самостоятельных свойства души, а избыток или недостаток одного свойства. Еще и поэтому Аристотель середину всегда определяет как середину между избытком и недостатком: «Серединой обладают между двумя видами порочности, один из которых — от избытка, другой — от недостатка» [там, с. 87].
Согласно Аристотелю, мера или середина - основное условие добродетели, «некое обладание серединой» [там же, с. 86]. Рассмотренное понимание меры поэтому вполне определенно характеризует этическое учение Аристотеля как учение, видящее добродетель в умении подчинять естественные силы человека логике и законам предметной деятельности. «Вот почему трудное это дело быть добропорядочным, ведь найти середину в каждом отдельном случае — дело трудное, как и середину круга не всякий определит... Точно так и гневаться для всякого доступно, так же как и просто раздать и растратить деньги, а вот тратить на то, что нужно, столько, сколько нужно, когда, ради кого и как следует, способен не всякий, и это не просто. Недаром совершенство и редко, и похвально, и прекрасно» [там же, с. 93].
Итак, мы видим, что добродетель имеет два взаимосвязанных аспекта: с одной стороны, это — способность при самовыражении соответствовать предмету, а с другой — организация или строй внутренних сил человека, возникающий при частом повторении объективно правильного способа действий.
К рассмотрению третьего коренного вопроса этики — свободно или несвободно выбирает человек добродетель — Аристотель переходит в третьей книге «Никомаховой этики».
Сначала он различает понятия произвольности и непроизвольности. За произвольный поступок, говорит он, хвалят или осуждают, а за непроизвольный только сочувствуют; значит, необходимо их разграничить. Непроизвольный поступок в свою очередь делится на совершаемый подневольно или по неведению. «...Подневольным является тот поступок, источник которого находится вовне... скажем, если человека куда-либо доставляет морской ветер или люди, обладающие властью» [там 1же, с. 95]. Бывает еще так, что от самого человека зависит выбор, но при этом любая из альтернатив не желанна для него, и если бы он мог, то выбрал бы нечто совершенно иное. Например, когда во время бури выбрасывают за борт корабля свое имущество. Или когда человек стоит перед выбором: либо он совершит постыдный поступок, либо погибнут его близкие. Это, очевидно, «смешанный» случай — отчасти произвольный, отчасти нет. «В таком смешанном случае, совершая поступки, действуют по своей воле, ибо при таких поступках источник движения членов тела заключен в самом деятеле, а если источник в нем самом, то от него же зависит, совершать данный поступок или нет. Значит, такие поступки произвольны, но они же, взятые безотносительно, вероятно, непроизвольны, ибо никто, наверное, ничего подобного не избрал бы само по себе» [там же, с. 96].
При анализе «смешанных» случаев ясно выступает и без того очевидная особенность Аристотелевой этики: он не признает никаких раз навсегда данных правил, например не совершать постыдных поступков, какими бы страданиями это не грозило. Наоборот, Аристотель требует только одного — соответствия ситуации,, правильному знанию и следованию выводам разума.
Интересно, что Аристотель все подневольные поступки относит к страданию. Это может показаться неверным, ведь бывает, что ветер или власть имущие люди «забрасывают» нас к счастью. Но дело в том, что Аристотель заранее разделил уже поступки на подневольные и «по неведению», следовательно, к подневольным отнес только те поступки, условия и последствия которых человеку известны. Но если условия известны, то нас ветер относит к счастью не против воли, но мы сами добровольно ему отдаемся. В другом месте Аристотель разъясняет, что иногда мы ищем орудие или исполнителя наших желаний (например, друзей и родственников), а иногда ищем способ их употребления. Но в обоих случаях источник действия в нас самих. Ведь подневольный поступок не тот, в котором участвует что-то еще, кроме человека, а тот, в котором цель и средства выбраны независимо от человека.
А вот когда, затем, Аристотель переходит к поступкам по неведению, то он различает среди них удачные и неудачные. При неведении средства поступка также определяются не самим человеком, поэтому такой поступок подневольный. Но бывает, что неизвестное человеку обстоятельство вдруг привело к удаче, т. е. к результату, который соответствует желаниям человеку. Иначе говоря, если бы человек все знал заранее, то выбрал бы именно этот путь. В этом случае поступок, хотя и совершенный по неведению, не может считаться непроизвольным, хотя и не является полностью произвольным. Аристотель называет человека в этом случае «не поступающий по своей воле». А когда незнание ведет к беде, то поступок является непроизвольным. Аристотель проводит и другие тонкие различия среди поступков по неведению [там же, с. 97—98].
Из анализа непроизвольности непосредственно вытекает определение произвольного. «Если непроизвольное совершается подневольно и по неведению, то произвольное — это, по-видимому, то, источник чего — в самом деятеле, причем знающем те частные обстоятельства, при которых поступок имеет место» [там же, с. 98—99].
«Вслед за разграничением произвольного и непроизвольного идет изложение вопроса о сознательном выборе, т. е. о преднамеренности, ведь он самым тесным образом связан с добродетелью и еще в большей мере, чем поступки, позволяет судить о нравах» [там же, с. 99]. В этой последней фразе пока что ничего не ясно. В самом деле, куда еще идти дальше произвольности? Ведь если человек сам выбирает цель и средства поступка, имея полные сведения об условиях, то что может быть больше этого? Это ли не «сознательный выбор»? И что можно понимать под сознательным выбором и преднамеренностью, если не это? Тем не менее Аристотель утверждает, что сознательный выбор — более «сильное» явление, чем произвольность; он всегда произволен, но произвольный поступок, не всегда сознательно выбран. «Кажется, впрочем, что сознательный выбор и есть произвольное, однако эти понятия не тождественны, но понятие произвольного шире: к произвольному причастны и дети, и другие живые существа, а к сознательному выбору — нет, и внезапные поступки произвольными мы называем, а сознательно выбранными — нет» [там же].
Действительно, и животное, и ребенок совершают поступки, источником которых они являются и учитывают все связанные с этим обстоятельства, т. е. совершают произвольные поступки. Но в чем тогда отличие человека? И Аристотель снова начинает со всех сторон описывать сознательный выбор еще до того, как дать его определение. Точно так же, как раньше добродетель. Аристотель опирается при этом на интуитивную очевидность— того, например, что человек отличается от детей и животных.
При таком подходе естественно сначала выяснить, чем не является сознательный выбор. Это не «влечение», т. е. не органическая потребность. Такого рода потребности не относятся к разуму и свойственны всем живым существам. К этому Аристотель добавляет примечательное утверждение, что «влечение связано с удовольствием и страданием, а сознательный выбор ни к тому, ни к другому отношения не имеет» [там же, с. 100]. Еще меньше наше интуитивное представление о сознательном выборе связывается с порывом ярости. Ярость — это, правда, чувство не органическое (естественное), а «благородное» (вспомним Платона), но это только чувство и само по себе явно не может быть сознательным выбором.
Сознательный выбор не есть желание. Аристотель различает влечение и желание, по-видимому, в том смысле, что желание — это стремление, которое определяется не внутренним, органическим устройством человека (как потребность есть, спать), а вызывается знанием внешнего мира. Например, знакомство с искусством или спортом рождает интерес к ним. У человека от природы есть страх смерти, но нет желания бессмертия до тех пор, пока в его сознании не образуется эта идея. То же самое касается общих идей счастья, здоровья и пр. Аристотель указывает (и это тоже очень примечательно), что сознательный выбор «представляется весьма близким» желанию, но бывают желания невозможного (например, бессмертия) и такие, которые не зависят от самого человека (например, чтобы на состязаниях победил определенный атлет). Кроме того, желание всегда направлено на цель или результат, а «сознательный выбор имеет дело со средствами к цели» [там же, с. 100].
Наконец, сознательный выбор не является и мнением. Под мнением Аристотель понимает примерно то же, что и мы теперь: умственное представление, суждение о мире, не обладающее полной достоверностью. Но мнения бывают о зависящем и независящем от нас в равной мере. Мнение, как и вообще знание, связано с истиной и ложью; оно не может быть порочным или добродетельным, а сознательный выбор связан именно с этим. Поэтому когда мы составляем мнение о том, что для нас благо или зло, что хорошо и плохо, то это одно дело, а совсем другое — принять решение о действии.
Мнение и выбор' могут прямо противоречить друг другу: можно иметь правильное мнение о поступке, а поступить совсем иначе. «...Некоторые довольно хорошо составляют мнение, однако из-за порочности избирают не то, что должно» [там лее, с. 101].
Почему Аристотель противопоставляет выбору мнение, а не достоверное знание? Ведь ясно, что достоверность тоже касается истины и лжи и сама по себе тоже не ведет еще к правильному выбору. Может быть, Аристотель просто выразил в понятии «мнения» всю область знания, достоверного и недостоверного? Мы не можем с уверенностью ответить на этот вопрос.
Но если сознательный выбор — это не чувство и стремление в любых формах, не мнение, то что же тогда? Здесь мы подходим к Аристотелеву учению о свободе. Определение сознательного выбора — это центральный пункт всей этики Аристотеля, и можно сказать, что вся она написана для того, чтобы разъяснить сущность сознательного выбора или решения. Вспомним, что, согласно Аристотелю, цель, или высшее благо человека, определяется назначением человека; поэтому свою цель человек не выбирает, а выбирает только средства для ее осуществления. Например, врач не решает, быть ли ему врачом — это объективно дано его назначением, но он решает, как лечить в том или ином случае, т. е. решает относительно средств реализации своего назначения. Значит, «решение паше касается не целей, а средств к цели...» [там же, с. 102]. Затем мы помним, что назначение, внутренняя сущность человека всегда реализуется через внешний предметный мир — в тех или иных условиях и в тех или иных делах. Но если условия определены с необходимостью или если способ деятельности задан однозначно, то выбора также не будет. Например, если человек, в соответствии со своим назначением, обращается к какому-то искусству, законы которого уже определены с точностью и не допускают разных толкований, то в таком случае человек, желая осуществиться в любимом деле, должен будет следовать его законам без какого- либо выбора со своей стороны. Но в то же время при полном отсутствии определенности в условиях и правилах действий, при полном господстве случайности сознательное решение также невозможно.
В этом последнем случае человек, с одной стороны, имеет какие-то объективные основания для принятия решения, а с другой стороны, эти объективные основания оставляют ему возможность выбора. Между чем и чем выбирает человек? Здесь мы должны вспомнить еще одно основание этики Аристотеля: именно, в чем заключается совершенство в деятельности или добродетель? Естественные силы человека, составляющие его назначение, воплощаются, реализуются непосредственно,, т. е. тем способом, какой заложен в природе этих сил,— так же, как зерно прорастает, так же, как способность видеть воплощается в зрении, а сила мышц и устройство костей и сухожилий — в движении руки. Сущность, заключенная в зерне, всегда воплощается во внешних условиях и через них, но при этом внутренняя потенция зерна, воплощаясь во внешних условиях, отнюдь не стремится принять форму этих условий как таковых. Потенция зерна просто осуществляется в этих условиях и через них, а вовсе не по их законам. Так же точно и сущностные силы человека, предоставленные самим себе, воплощаются в предметной деятельности или, более широко, в предметном функционировании (когда глаза что-то видят, сознание о чем-то мыслит, руки что-то делают) таким образом, что предметные формы, законы и меры являются для этого функционирования только условием, средством, отнюдь не целью.
В то же время сознание человека познает законы объективных условий как таковых. Совершенство или добродетель в деятельности и заключается в том, чтобы подчинить естественное, непосредственное самовыражение объективным законам предметной деятельности. Иначе говоря, заставить внутренние силы воплощаться не просто через внешние условия, но так, тогда и в той мере, какие соответствуют этим условиям. При этом человек, конечно, должен преодолеть естественную тягу своих внутренних сил к непосредственному воплощению, превратить естественное непосредственное движение в искусственное и опосредованное. В этом и состоит выбор, который делает человек,— выбор между действием, в котором он уподобляется прорастающему зерну, и действием, подчиненным объективным познанным законам предметных условий. Чем больше продвигается человек ко второму способу действий, тем большего совершенства или добродетели он достигает.
Что же побуждает человека выбрать именно такой, наиболее адекватный условиям способ действий? Очевидно не потребность, а самовыражение.
Естественные силы сами по себе скорее препятствуют, чем способствуют движению к совершенству, а точнее, они составляют лишь материал для совершенствования. Но кроме потребностей и естественных сущностных сил ничто другое не управляет человеком. Следовательно, если человек все же достигает совершенства в деятельности, или добродетели, то делает это совершенно свободно.
Аристотель определяет сознательный выбор очень просто — 1это «то, о чем заранее принято решение... Ведь сознательный выбор сопряжен с рассуждением и размышлением» [там же, с, 101]. Это значит, что мы сначала путем объективного познания, исходя из чисто объективных оснований, найденных нами во внешнем мире, принимаем решение, а затем, в соответствии с этим решением, действуем.
В самом деле, когда мы подчинены какой-то потребности, то мы не начинаем с познания и размышления, а напротив, само познание с самого начала подчиняем поиску средств для удовлетворения потребности. То же самое и при непосредственном самовыражении: с помощью познания и опыта мы ищем наилучшие условия для воплощения наших внутренних сил. Какое-то решение, принятое заранее, т. е. независимо от имеющихся у нас потребностей и сил, будет совершенно безразлично для нашего поведения, это будет не решение, как действовать, а просто знание о чем-то1. Свободный поступок тем и отличается от несвободного, что в нем знание объективных условий как таковое есть в то же время выбор и решение действовать.
Ведь в этом случае человек получает образец для действия из внешнего мира как такового, вне связи с его (человека) внутренними мотивами и предпочтениями. Образец приходит именно из знания условий, а не из того, что хочет человек исходя из его сил и потребностей. Потому-то и принять такой образец человек может только свободно. Отсюда знаменитое учение Аристотеля о свободе воли. «Действительно, добродетель так же, как и порочность, зависит от нас. И в чем мы властны совершать поступки, в том — и не совершать поступков, и в чем от нас зависит,,нет“, в том — и,,да“. Следовательно, если от нас зависит совершать поступок, когда он прекрасен, то от нас же — не совершать его, когда он постыден; и если не совершать поступок, когда он прекрасен, зависит от нас, то от нас же — совершать, когда он постыден. А если в нашей власти совершать точно так же, как и не совершать, прекрасные и постыдные поступки и если поступать так или иначе, значит, как мы видели, быть добродетельными или порочными, то от нас зависит, быть мам добрыми или дурными» [там же, с. 105].